Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии зон биологического дискомфорта на человека'

К вопросу о влиянии зон биологического дискомфорта на человека Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
635
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ВНИМАНИЕ / ШКОЛЬНИК / ГЕОПАТОГЕННАЯ ЗОНА / АГРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / BIOLOGICAL DISCOMFORT / COGNITIVE FUNCTIONS / CONCENTRATION / AGGRESSION / ANXIETY / SCHOOLCHILDREN / GEOPATHIC ZONES

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Галяутдинова С. И., Белан Л. Н., Гумерова Р. Б.

В статье рассматривается специфика зон биологического дискомфорта и их влияние на психоповеденческие особенности человека, в частности, представлены результаты пилотажного исследования когнитивной и эмоциональной сфер школьников, находящихся в условиях биологического дискомфорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF BIOLOGICAL DISCOMFORT ZONES OF A HUMAN

The article deals with the specifics of geopathic zones and their impact on psychological and behavioral human characteristics, in particular, the results of investigating the cognitive field, anxiety and aggression of schoolchildren living in biological discomfort.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии зон биологического дискомфорта на человека»

УДК 159.923

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЗОН БИОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА НА ЧЕЛОВЕКА © С. И. Галяутдинова*, Л. Н. Белан, Р. Б. Гумерова

Башкирский государственный университет,

Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел/факс: +7 (347) 229 96 85.

E-mail: lanagal@bk.ru

В статье рассматривается специфика зон биологического дискомфорта и их влияние на психоповеденческие особенности человека, в частности, представлены результаты пилотаженого исследования когнитивной и эмоциональной сфер школьников, находящихся в условиях биологического дискомфорта.

Ключевые слова: биологический дискомфорт, когнитивные функции, внимание, школьник, геопатогенная зона, агрессия, тревожность.

Планета Земля представляет собой активно развивающуюся и постоянно изменяющуюся природную систему с геологическими активными зонами земной коры, в которых происходят геологические процессы, сопровождающиеся подвижками литосферы (экстремальным их выражением являются землетрясения), выделением повышенных количеств растворов газов (двуокиси углерода, метана, радона и др. нередко со значительным содержанием тяжелых металлов), изменением физических (геофизических) и энергетических полей и т.п. [1].

В настоящее время на земной поверхности выявлены своеобразные аномальные участки, крайне неблагоприятно воздействующие на живые организмы и растения. Общепринятым названием для таких мест является термин «геопатогенная зона» (ГПЗ), или зона биологического дискомфорта, а в случаях их пересечения или наложения - «геопатогенный узел». Четких научных критериев выделения таких зон не существует, до сих пор не ясны природа и механизмы их воздействия на живой организм. Прослеживается определенная связь подобных зон с разломами земной коры различной мощности и глубины заложения, а также с природными и техногенными изменениями верхней толщи земной поверхности (поймы рек, древние русла водотоков, свалки мусора, карстовые явления и др.).

Как отмечает Е. К. Мельников, «под геопатогенными зонами понимаются локальные, обычно ограниченные по ширине (десятки метров) и вытянутые вдоль активных разломов на километры -десятки километров участки, в пределах которых определенные виды растений, животных и человек испытывают стресс, приводящий к возникновению разнообразных функциональных расстройств, которые снижают сопротивляемость организма к заболеванию» [2, с. 106].

Доклад на Медицинском конгрессе в 1930 году в Мюнхене немецкого ученого Густава фон Поля «О земных лучах как патогенном факторе» привлек внимание к патогенным зонам. Сегодня проблеме геопатогенных зон посвящена обширная зарубежная и отечественная литература. При этом большое внимание уделяется так называемым «сет-

чатым», «каркасным» ГПЗ, а точнее - регулярным сетям геопатогенных зон: прямоугольным - сетям Хартмана, диагональным - сетям Курри и др [3].

Прямоугольную сетку Хартмана называют общей, глобальной, так как она охватывает всю земную поверхность и имеет решетчатую структуру достаточно правильной формы. Сетка названа именем известного немецкого врача и исследователя земного излучения Эрнста Хартмана, который обнаружил ее первым. Сетку Хартмана также называют координатной в связи с точной ориентировкой по геомагнитному меридиану и геомагнитной параллели.

Сетка представляет собой чередующийся ряд параллельных полос (стен), шириной около 20 см (от 19 до 27 см). Излучение полос неоднородно; состоит из первичной части, шириной 2-3 см с выраженными электромагнитными свойствами, и вторичной, образованной излучениями различных полей, активными радикалами газовых молекул, покрывающими первичную часть в виде своеобразной «шубы». Высказывается предположение, что этот слой «шубы» формируется за счет взаимодействия космического, атмосферного и геофизического процессов. Сетка Хартмана ориентирована по сторонам света.

Второй, важнейшей с точки зрения геопатогенного воздействия решетчатой структурой, является диагональная сетка М. Карри. Она образована параллельными полосами (стенами), направленными с юго-запада на северо-восток и перпендикулярно к этому напрвлению с северо-запада на юго-восток, пересекающими по диагонали прямоугольную сетку Хартмана. Существует несколько порядков полос диагональной сетки. Через каждые 14 параллельных тонких полос первого порядка, шириной несколько сантиметров, идет 15-я полоса второго порядка, шириной около 30 см. На пересечении полос образуются узлы Карри или Б-зоны, обладающие выраженным геопатогенным действием.

Следует также учитывать, что при оценке геопатогенного эффекта учитываются только полосы, начиная со второго порядка, то есть шириной 30 см и более. При совпадении узлов Карри и Хартмана

* автор, ответственный за переписку

возникает угроза заболевания, так как суммарный эффект такого излучения значительно возрастает [4].

Японские исследователи М. Икея, С. Такаки и Х. Сасаока построили электромагнитную модель глубинного разлома, объясняющую и имитирующую в лабораторных условиях свечение неба и аномальное поведение животных перед землетрясением. При комплексном исследовании активных глубинных разломов выявлено, что к узлам сочленения разломов приурочены аномалии как разнообразных химических и биохимических, так и гравитационного, магнитного, электрического, акустических полей. Кроме того, в этих узлах наблюдаются ионные потоки химических элементов, фиксируемые в атмосфере на разных высотах и связанные с действием физических полей.

В течение последних 20 лет в России достаточно активно проводились исследования зон биологического дискомфорта с помощью экологогеохимических, геофизических, биолокационных и др. методов.

Считается, что геопатогенное влияние отличается весьма широким и разнообразным спектром негативного воздействия, в том числе и на человека, вызывая у него устойчиво плохое самочувствие, рост числа заболеваний, психофизическое воздействие на организм. Учеными Санкт-Петербурга составлена карта геопатогенных зон города, на которых нанесены данные по онкозаболеваниям по каждому дому. Исследования санкт-петербургских ученых позволили выявить статистически значимую связь не только онкозаболеваемости, но и рассеянного склероза и ишемической болезни сердца с зонами повышенной проницаемости и напряжений земной коры, представленными тектоническими нарушениями и подземными водотоками, выделяемыми в качестве геопатогенных зон. Отмечено, что над такими зонами намечаются изменения поведенческих функций человека, приводящие, например, к повышению травматизма [5]. Выявлено, что проявляющийся над разломом земной коры биолокационный эффект, обусловленный непроизвольным сокращением мышц (идеомоторный акт), послужил основанием для исследований воздействий зон биологического дискомфорта на поведение людей, пересекающих эти зоны, особенно при управлении автотранспортом. Российские зарубежные исследователи отмечают, что в зонах биологического дискомфорта чаще всего наблюдается большее число аварий [6]. Так, с целью оценки степени влияния геологических неоднородностей на состояние здоровья населения г. Уфы специалистами г. Санкт-Петербурга проведены исследования по сопоставлению основных показателей медицинской статистики по всем административным районам города и участкам поликлиник с показателями насыщенности территории зонами тектонических нарушений, выделяемых по геологическим данным и с помощью биолокации. Выяснилось, что наибо-

лее существенное влияние на количество дорожнотранспортных происшествий на улицах г. У фы оказывают геопатогенные зоны. Повышение количества аварий при пересечении автомашинами указанных зон предположительно связывается с психогенным воздействием на водителей всей совокупности геофизических, энергетических полей, существующих в пределах разломов [7]. В то же время, обращая внимание на отрицательное влияние геопатогенных зон, известный исследователь данной проблемы В. А. Рудник не исключает возможное положительное их воздействие. Такое предположение объясняется тем, что в их пределах наблюдается разнообразие растительного мира, к ним тяготеет формирование центров цивилизации, находясь не внутри них, а на определенном от них расстоянии [1].

Как показывает анализ исследований по изучению геопатогенных зон, данная проблема является неоднозначной и весьма разносторонней. Однако цель нашей работы - обратить внимание на факт негативного воздействия геопатогенных зон, в первую очередь, на человека.

Современные данные о негативном воздействии ГПЗ на живые организмы указывают на то, что такое воздействие обусловлено не только присутствием токсичных химических элементов и соединений, патогенных микроорганизмов, но и разнообразных физических полей земного и космического происхождения. Сложное взаимодействие этих разных по свойствам природных процессов приводит к формированию в ГПЗ специфичных условий биологического дискомфорта, препятствующих нормальной жизнедеятельности человека.

Мысль о том, что Земля может являться источником вредоносного воздействия, зародилась очень давно. На протяжении многих веков люди, зная об этом, выбирали подходящие места для строительства жилищ и разведения скота. Особое значение придавалось выбору мест для возведения культовых и ритуальных сооружений, для чего обязательно использовали умение одаренных особой способностью и специально подготовленных лю-дей-лозоходцев. Интересно, что люди подобной профессии встречаются практически во всех культурах, в независимости от географического расположения и уровня культурного развития народов. В Европе с Х1-го вплоть до Х1Х-го века такая дисциплина как радоиэстезия, или «лозоходство», была обязательна во всех университетах горного дела, при чем знаниями и умениями в этой области должен был обладать каждый выпускник [4].

Как уже было отмечено, многими исследователями доказано неблагоприятное воздействие природных аномалий (геофизических, геохимических и др.) на человека, в первую очередь, на его физическое здоровье [8-10]. Вместе с тем, недостаточно внимания ученые уделяют воздействию геологических факторов на психологические проявле-

ния личности. Пребывание человека (особенно подрастающего поколения) в геопатогенных зонах может привести к проблемам в развитии когнитивных, эмоциональных и поведенческих сфер психики, что в целом сказывается на уровне успешности обучения, усвоения знаний, умений и навыков.

Актуальность проблемы в психологическом аспекте, как было указано выше, определяется недостаточной ее разработанностью и назревшей необходимостью в практических рекомендациях психологов для градостроительства на основе проведенных исследований. Данные исследования позволят предотвратить планирование строительства, в первую очередь, дошкольных и общеобразовательных учреждений в геопатогенных зонах. В связи с этим стоит отметить, что в России уже со времен Петра Первого законодательно было закреплено следующее: «Дабы здания жилые и общественные на гиблых местах не строить..., землю подвергать должному осмотру и обследованию о чем давать прилюдно оглашаемое заключение» [4].

С целью предварительного изучения выдвинутой проблемы было проведено пилотажное исследование некоторых когнитивных функций и эмоциональных проявлений у детей, находящихся в условиях биологического дискомфорта.

Для определения геопатогенной зоны нами применялся прибор ИГА-1 (индикатор геологических аномалий).

Предметом исследования выступило внимание школьников, а также особенности эмоциональной сферы.

Внимание сопровождает любой познавательный процесс, оно как бы вплетено в ткань сенсорной, интеллектуальной, аффективной и двигательной деятельности человека. [11, с. 321]. Главная специфика внимания состоит в том, что этот процесс не является, как все другие психические процессы, самостоятельной формой отражения действительности. Он является способом эффективной организации функционирования этих процессов.

Внимание, по определению В. В. Никандрова, «процесс объединения и регулирования других психических процессов и сознания в целом в рамках какой-либо деятельности путем организации их направленности и сосредоточения [11, с. 323].

В пилотажном исследовании изучались объем и концентрация внимания. Объем внимания - пространственная характеристика внимания, определяемая количеством объектов, одновременно охватываемых индивидом. Концентрация внимания -энергетическая характеристика, отражающая степень сосредоточенности на выбранных объектах. Применялись известные методы изучения внимания (методика Т. Е. Рыбакова, метод «Корректурной пробы, «8-тест» и др.).

В исследовании приняли участие две группы школьников: 1-я группа - школьники, находящиеся в зоне биологического дискомфорта, 2-я группа -

школьники, находящиеся вне этой зоны (контрольная группа).

Анализ результатов показывает, что объем внимания детей 1-группы ниже средней нормы для конкретного возраста. В благоприятной зоне число школьников, способных четко концентрировать внимание на занятиях, равно 70.3%. В дискомфортной зоне выявлено 30.2% таких школьников. Последние быстрее утомляются, что сказывается на их не очень высокой и неустойчивой работоспособности.

По способности удерживать в своем внимании сразу несколько предметов или явлений число школьников в благоприятной зоне равно 67.4%, что достоверно выше, чем в дискомфортной зоне -16.6%.

Эмоциональная сфера подростков, находящихся в условиях биологического дискомфорта, изучалась через исследование тревожности и агрессии. Использовались следующие методы: шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник Спилбергера, опросник Басса-Дарки и др.

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда [12, с. 39]. Тревожность - состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности, переживания тревоги как ответ на ситуации неопределенности, чреватые опасностью. Проявляется тревожность в форме ожидания неблагоприятного развития событий [11, с. 666].

Анализ изучения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность) испытуемых показал следующее.

В геопатогенной зоне количество мальчиков с высокой личностной тревожностью составило 66%. В благоприятной зоне - 22.4%. Кроме того, полученные данные свидетельствуют, что личностная тревожность у девочек в целом выше, чем у мальчиков. Низкая личностная тревожность школьников в благоприятной зоне достоверно выше (Р=8.6), чем в геопатогенной зоне.

Детям, проживающим в геопатогенной зоне, свойственна агрессия как тенденция. Агрессивное поведение отмечено в благоприятной зоне у 12.9% испытуемых, что достоверно ниже (Р=10.5), чем у детей в зоне биологического дискомфорта. Выявлены также различия в силе проявления агрессивных реакций испытуемых в различных зонах.

Результаты пилотажного исследования еще раз подтверждают необходимость более глубокого изучения вопроса воздействия зон биологического дискомфорта на психику, в первую очередь, для поиска мер и способов, нейтрализующих влияние негативных природных факторов на человека.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 12-16-02004-а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельников Е. А., Мусейчук Ю. И., Питифоров А. И., Рудник В. А., Рымарев В. И. Геопатогенные зоны - миф или реальность? СПб.: НПЦ «Экология и здоровье», 1993. 38 с.

2. Недра России. В 2 т. Т. 2. Экология геологической среды /

A.А.Смыслов и др. , Санкт-Петрбург. Горный ин-т. Межрегиональный центр по картографии. СПб. М., 2002. 662 с.

3. Экология охраны природы и экологическая безопасность. Учебное пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих/ Под ред.

B. И. Данилова-Данильяна. М.: изд-во МНЭПУ, 1997. 394 с.

4. .URL: http:// po-tu - storonu .com/forum/47-737-1.

5. Мельников Е. К., Мусейчук Ю. И., Рудник В. А. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1997 г. СПб., 1998. 69 с.

6. Ройзенман Ф. М., Белов С. В. Земля и человек: загадки и закономерности. М.: изд-во МЮИ, 2006. 176 с.

7. Временные рекомендации по выбору территории под селитебную зону с учетом биоэнергетических особенностей местности в Республике Башкортостан.Уфа, 1995.

8. Дубров А. П. Земное излучение и здоровье человека. М.: Аргументы и факты, 1992.

9. Лимонад М. Ю., Цыганов А. И. Живые поля архитектуры. Обнинск: Титул, 1997. 208 с.

10. Мизун Ю. Г. Биопатогенные зоны - угроза заболеваний. М.: Научно-практический центр «Экология и здоровье», 1993. 192 с.

11. Никандров В. В. Психология. М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. 912 с.

12. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. Соковня и др. М.: Просвещение, 2002. 158 с.

13. Зотов М. В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса. СПб.: Речь, 2011. 301 с.

14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. 511 с.

Поступила в редакцию 14.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.