Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии цифрового образования на учителей в образовательном пространстве Китая'

К вопросу о влиянии цифрового образования на учителей в образовательном пространстве Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация образования / образовательная деятельность / педагогические функции / профессиональные роли учителя / гуманизация образования / педагогическое взаимодействие / цифровая компетентность педагога. / digital transformation of education / academic activity / pedagogical functions / professional roles of teachers / humanization of education / pedagogical interaction / digital competence of a teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцзюань Ли, Сергеева М.Г.

Цель исследования – проанализировать влияние информационных технологий на профессиональное развитие в контексте информатизации образования в Китае. Научная новизна характеризуется тем, что в работе выделены и проанализированы основные аспекты профессионального развития учителей в контексте информационных технологий в образовании на основе сравнения образования с использованием информационных технологий и традиционных моделей образования, а также влияния информационных технологий на профессиональное развитие учителей. В результате данное исследование обобщает преимущества, которые информационные технологии предлагают учителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яцзюань Ли, Сергеева М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the impact of digital education on teachers in the educational space of China

The purpose of the study is to analyze the impact of information technology on professional development in the context of informatization of education in China. The scientific novelty is characterized by the fact that the work identifies and analyzes the main aspects of the professional development of teachers in the context of information technology in education based on a comparison of education using information technology and traditional models of education, as well as the impact of information technology on the professional development of teachers. As a result, this study summarizes the benefits that information technology offers to teachers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии цифрового образования на учителей в образовательном пространстве Китая»

To the question of the impact of digital education on teachers in the educational space of China

YaJuan Li, Postgraduate student

Sergeeva Marina Georgievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The purpose of the study is to analyze the impact of information technology on professional development in the context of informatization of education in China. The scientific novelty is characterized by the fact that the work identifies and analyzes the main aspects of the professional development of teachers in the context of information technology in education based on a comparison of education using information technology and traditional models of education, as well as the impact of information technology on the professional development of teachers. As a result, this study summarizes the benefits that information technology offers to teachers.

Keywords: digital transformation of education; academic activity; pedagogical functions; professional roles of teachers; humanization of education; pedagogical interaction; digital competence of a teacher.

Цитировать: Яцзюань Ли, Сергеева М.Г. К вопросу о влиянии цифрового образования на учителей в образовательном пространстве Китая // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 352-357. EDN: RLSXKY. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.63

Яцзюань Ли, аспирант

Сергеева Марина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор

Российский университет дружбы народов, Москва

Цель исследования – проанализировать влияние информационных технологий на профессиональное развитие в контексте информатизации образования в Китае. Научная новизна характеризуется тем, что в работе выделены и проанализированы основные аспекты профессионального развития учителей в контексте информационных технологий в образовании на основе сравнения образования с использованием информационных технологий и традиционных моделей образования, а также влияния информационных технологий на профессиональное развитие учителей. В результате данное исследование обобщает преимущества, которые информационные технологии предлагают учителям.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования; образовательная деятельность; педагогические функции; профессиональные роли учителя; гуманизация образования; педагогическое взаимодействие; цифровая компетентность педагога.

УДК 37.013.77

5.8.1

Яцзюань Ли, Сергеева М.Г.

К вопросу о влиянии цифрового образования на учителей в образовательном пространстве Китая

Введение

С развитием информационных технологий и их повсеместного наступления открылась новая глава в развитии образования, достигшая высокого уровня успеха с точки зрения философии образования, образовательных методов и эффективности образования. Информационное образование также изменило традиционную модель «учитель-ученик», предъявляя повышенные требования к педагогическим навыкам учителей и устойчивости класса [9].

Статья предлагает четкое направление для профессионального развития учителей в условиях построения образовательной информационной технологии. Для решения цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1) сопоставить информационное образование с традиционной моделью образования, основанной на экзаменах; 2) изучить влияние эпохи информационных технологий на профессию учителя.

Теоретическая база исследования полагается на серию исследований по профессиональному развитию учителей, проведенных национальными и международными экспертами и учеными [1; 3; 5; 6; 8; 12].

Информационные технологии в образовании - это глубокая образовательная трансформация, которая внесла серьёзные изменения в процесс образования, а также существенно меняет форму образования и обучения, но, что более важно, оно окажет глубокое влияние на образовательное мышление, концепции, модели, содержание и методы. В условиях быстрого развития информационных технологий по всему миру, Китаю необходимо ускорить темпы информатизации образовательного процесса, а также реализовывать различные концепции в данной области для того, чтобы занять ведущую роль в международной конкуренции [10]. В этой статье исследуется влияние профессии учителя в век информационных технологий, что может ускорить понимание информационных технологий учителями и способствовать повышению качества образования.

Основная часть

Профессиональное развитие учителей в контексте информационной эпохи. Образовательный процесс в эпоху искусственного интеллекта - это образование с ярковыраженным цифровым характером. Влияние цифровых технологий, особенно искусственного интеллекта, на образование, и, в частности, на педагогическое образование, в настоящее время все более активно обсуждается на академическом, политическом и практическом уровнях. В 2018 году в "Мнениях Государственного совета ЦК Коммунистической партии Китая о всестороннем углублении реформы подготовки учителей в новую эпоху" было предложено, что "учителя должны активно адаптироваться к новым технологическим изменениям, таким как информационные технологии и искусственный интеллект, и активно и эффективно осуществлять образование и преподавание" [1]. В том же году в «Плане действий по активизации педагогического образования (2018-2022)» говорится: "В полной мере использовать новые технологии, такие как облачные вычисления, «Большие данные», виртуальная реальность и искусственный интеллект, чтобы способствовать созданию и применению информационной платформы для преподавания и обучения для педагогического образования, а также способствовать изменениям в методах преподавания, основными чертами которых являются автономия, сотрудничество и исследование" [2].

Информационные технологии в образовании относятся ко всем аспектам сферы образования и обучения. Руководствуясь передовым педагогическим мышлением, это представляет из себя систематический проект по активному применению информационных технологий, развитию и широкому использованию информационных ресурсов, подготовке инновационных талантов для удовлетворения требований информационного общества и ускорения модернизации образования. Это проявляется в полном использовании достижений современных информационных технологий для повышения эффективности управления образованием, создания новых моделей обучения, повышения качества современного преподавания учителей и развития инновационных способностей учащихся [11]. У данного процесса выделяются следующие отличительные особенности: мультимедийные учебные материалы, глобальные ресурсы, персонализированное обучение, независимое обучение, совместная деятельность, автоматизированное управление и виртуальная среда [8].

Основная идея нынешней информатизации образования заключается в том, чтобы дать возможность преподавателям и студентам в полной мере использовать информационные технологии и информационные ресурсы для обслуживания образования на основе сетевой среды, способствовать реформированию и развитию образования, модернизировать образование, идти в ногу с развитием общества и удовлетворять потребности общества в талантах нового типа с более высокими требованиями. Учителя живут в эпоху технологических изменений и стремятся развиваться, постоянно совершенствуясь [3]. Профессиональное развитие учителя можно понимать буквально на двух уровнях:

1. "Профессиональное развитие учителей", который охватывает всю профессию учителя и является внешней системой и институтом, призванным способствовать зрелости и прогрессу в профессии учителя.

2. "Профессиональное развитие учителей", который фокусируется на развитии и продвижении индивидуальных качеств учителя.

Информатизация профессии учителя имеет как технологический, так и образовательный характер. Технологический - включает такие технические практические действия, как создание сетей, оцифровка, мультимедиа и интеллект, а образовательный - мультимедийность учебных материалов, доступность информации, автономность обучения, персонализация преподавания, автоматизация управления и другие особенности образовательного аспекта.

Информационные технологии в образовании привели к глубоким изменениям в традиционной модели образования. Сравнивая информационное образование с традиционной моделью образования, основанной на экзаменах, мы можем получить более четкое представление о влиянии информационного образования на учителей и учеников и о том, как изменилась модель образования (табл.).

Таблица - Образование на основе информации в сравнении с традиционными моделями образования на основе экзаменов

Традиционное образование Информационное образование

Руководство для учителей

Дидактические лекции

Однопредметные, внеконтекстные, изолированные учебные модули

Индивидуальные задания Изучение студентов

Интерактивные учебники

Междисциплинарный модуль YTS с прагматическими заданиями

Совместные задания

Как видно из таблицы, информационные технологии в образовании показывают нам светлое будущее образования. Однако мы должны осознавать, что использование информационных технологий не приведет к чудесам в образовании; оно может способствовать инновациям в образовании или укреплять традиционное образование. Для сравнения, мы видим, что компьютеризация образования делает ученика главным субъектом обучения и охватывает более широкий спектр знаний, чем традиционное обучение. Но учителя также не должны забывать о развитии эмоциональных ценностей своих учеников. Изменения в образовательной модели привели к соответствующим изменениям в методах преподавания учителей. Таким образом, информационные технологии в образовании окажут глубокое влияние на учителей.

Влияние информационных технологий на профессиональное развитие учителей:

1. Информационные технологии (далее – ИТ) предоставляют учителям больше возможностей для обучения. Ожидается, что преподаватели должны обладать высоким уровнем информационной грамотности как "проводника" знаний учащихся. На волне информационных технологий в образовании учителя должны добавить новые навыки и качества, чтобы улучшить свою информационную грамотность. Это означает, что учителя должны приобрести необходимые навыки выживания, состоящие из шести компонентов: знания, навыки, межличностное взаимодействие, решение проблем, оценка и контроль, а также эмоциональные установки и ценности. Само обучение ИТ дает учителям дополнительную возможность учиться, а распространение информатизации сопровождается обучением другим смежным технологиям, что также повышает общее качество работы учителей; Информационные технологии также привнесли разнообразие стилей обучения в подготовку учителей: лекции, онлайн-занятия и дистанционное обучение стали более разнообразными, интересными и удобными [5].

2. ИТ дают учителям возможность учиться на протяжении всей жизни.

Развитие информационных технологий способствовало глубоким изменениям в образовании. Информационные технологии сделали обучение в течение всей жизни необходимой тенденцией развития и открыли возможности для обучения в течение всей жизни [6]. В сегодняшний век распространение знания обновляются и развиваются быстрыми темпами, а объем информации, которую должны получить и освоить учителя, настолько велик, что они могут легко отстать и потерять квалификацию педагога, если не будут уделять внимание своей учебе. "Учителя должны создать идеологию непрерывного образования, изучать новые знания и развивать новые навыки всегда и везде, где это возможно; только комплексное образование в течение всей жизни может воспитать совершенного человека. Профессия учителя требует, чтобы человек постоянно учился, был на острие знаний, извлекал уроки из прошлого, постигал новые знания, распространял их и способствовал развитию образования [4].

3. Информационные технологии предоставляют учителям более широкую платформу для общения.

ИТ - это не просто инструмент обучения, который можно использовать, это важное средство коммуникации, создающее более широкое пространство для общения учителей. Это место, где учителя могут свободно обсуждать, взаимодействовать, сотрудничать, учиться и демонстрировать себя, а также учиться на сильных сторонах других, чтобы восполнить свои недостатки и помочь друг другу; Учителя также могут использовать платформу для общения с учениками и родителями в более непринужденной и комфортной атмосфере, а информация доставляется более своевременно.

4. Информационные технологии в образовании обеспечивают информационные ресурсы для поддержки профессионального развития учителей.

Информационные технологии создали новую ситуацию сетевой, интеллектуальной и цифровой среды обучения, предлагая все более широкий спектр знаний и разрушая границы книг. Используя ИТ, учителя могут непосредственно и быстро усваивать знания, необходимые для восполнения недостатков и обогащения своей культурной грамотности, что позволяет им повысить свой энтузиазм в обучении, получать передовые педагогические идеи и всегда быть в курсе последних изменений в сфере образования [11].

Результаты исследования

Новая философия образования способствует развитию у студентов всесторонних и творческих способностей, улучшить навыки самостоятельного обучения студентов. Новая философия образования должна обязательно сопровождаться новым способом преподавания и обучения, а внедрение информационных технологий способствовало изменению способа преподавания и обучения. При поддержке мощной информационной базы можно внедрять такие методы обучения, как совместное обучение, обучение на основе проектов, контекстное обучение и исследовательское обучение. Класс - это место, где происходит обмен информацией между учителями и учениками, представляющими, общающимися и обменивающимися информацией друг с другом, и в такой среде использование технологий может сделать обмен информацией более плавным и эффективным. Учителя также больше не ограничены рамками класса и имеют больше пространства для игры. Технологии вносят большой вклад в эффективность преподавания учителей и способны способствовать их личностному росту. Новый цифровой класс привел к изменению отношений между учителем и учеником. В процессе передачи знаний учителя не должны забывать о воспитании эмоциональных ценностей и морали своих учеников. Кроме того, учителя должны обладать грамотностью в области информационных технологий, ставить цели профессионального развития на основе информационных технологий в образовании, иметь передовые образовательные концепции, ориентированные на информационные технологии в образовании, уметь гибко применять информационные технологии и информационно-технологические методы обучения в преподавании, обладать хорошими навыками межличностного общения и межличностной координации, иметь концепцию обучения на протяжении всей жизни [7].

Размышления о профессиональном развитии учителей в контексте информационных технологий. В контексте информационных технологий профессиональное развитие учителей должно осуществляться с помощью всех сторон, чтобы добиться прогресса. Обновление философии образования и изменение режима обучения требуют перераспределения ролей преподавателей и студентов, а преподаватели должны изменить свое мышление и пройти соответствующую подготовку для повышения своего профессионализма. Совершенствование соответствующего режима подготовки технического персонала и строительство системы образования нового типа, принимая в качестве стандарта потребности новых талантов для социального развития. Создавать и улучшать цифровые ресурсы и сетевую учебно-исследовательскую платформу для достижения совместного использования ресурсов и максимизации роли сети [6].

Заключение

Информационные технологии открывают больше возможностей для повышения квалификации учителей. Развитие преподавателей также должно соответствовать требованиям времени, овладевать информационными технологиями, использовать информационные модели обучения, повышать качество преподавания, в полной мере использовать роль информационных технологий и способствовать дальнейшему развитию профессии преподавателя и профессионального образования. Поскольку общество продолжает развиваться, информационные технологии в образовании неизбежно будут продолжать влиять на уровень профессионального развития учителей как важный способ их профессионализации. Вместе с обновлением и совершенствованием образовательных информационных технологий учителя будут двигаться к мультидисциплинарности и многопрофильности, а также к образцовости, превращая себя из передатчиков знаний в исследователей образовательной практики в непрерывном процессе исследований и практики. Следует уточнить, что с точки зрения концепций, компетенций, методов и инструментов, как преподаватели в образовательной информационной среде, мы несем большую ответственность и обязаны продолжать двигаться в направлении профессионального развития.

Литература:

1. Мнения Центрального комитета Коммунистической партии Китая о реформе строительства учителей в новую эру [eb/ol]. Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2018-01/31/Content_5262659.htmmm (дата обращения: 10.11.2022)

2. Уведомление о пяти департаментах и других департаментах о печати и распределении «Плана действий по оживлению педагогического образования (2018-2022 гг.)» [EB/OL]. Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7034/201803/t20180323_331063.html (дата обращения: 10.11.2022)

3. Zhou Dun. О профессиональном развитии информационной информации об образовании и учителях [J] // Китайское образование для взрослых. – 2008 – №7.

4. Xia Lixin. «Четыре системы и одна функция «культивируйте превосходного учителя. Китай образовательная новость News Network News News [eb/ol]. Режим доступа: http://www.jyb.cn/zgjsb/201801/t20180130_961213.html, 2018- 01-31. (дата обращения: 10.11.2022)

5. Чжэн Чуанмин. Влияние информации о мелкой образовании на профессионализацию учителей [J] // Экзамен Weekly. – 2016. – №67. – С. 153-154.

6. Ni Xiaofeng. Образование информация о воздействии и смене учителей [J] // Ресурсы учебного плана. – 2014. – №06. – С. 28-29.

7. Ван Вейджун. Исследование развития возможностей преподавания учителей [D]. Северо-Западный нормальный университет,2009.

8. Ян Янген. Анализ информации о образовании информации о учителях [J] // Журнал Чжанчжоу Профессионального и технического колледжа. – 2007. – №02. – С. 86-89. doi: 10.13908/j.cnki.issn1673-1417.2007.02.027.

9. Рузметова Хилола Абдушориповна, Ташметова Шахла Хусановна Влияние мировых тенденций в образовании на подготовку будущих учителей в условиях цифровой трансформации // Наука и образование сегодня. – 2020. –№03. – С. 50. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-mirovyh-tendentsiy-v-obrazovanii-na-podgotovku-buduschih-uchiteley-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii (дата обращения: 16.01.2023).

10. Галустов Р.А., Герлах И.В., Копченко И.Е. и др. Цифровая трансформация образования и анализ возможных рисков: результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций // ПНиО. – 2021. – №5 – С. 53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-analiz-vozmozhnyh-riskov-rezultaty-oprosa-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 14.01.2023).

11. Klimov A. A., Zarechkin E. Yu., Kupriyanovsky V. P. The impact of digitalization on the system of vocational education // Modern information technologies and IT education, 2019, vol. 15, no. 2. pp. 468-476. doi: 10.25559/ SITITO.15.201902.468-476.

12. Ян Чанцзю. Дилемма и ответ Фокусируясь на влиянии современных информационных технологий на профессиональный рост учителей [J] // Современное образовательное оборудование. – 2022. – №22. – C. 74-76. DOI: 10.13492/j.cnki.cmee.2022.22.015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.