Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ТРАНСФОРМАЦИИ И КРИЗИСА МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ТРАНСФОРМАЦИИ И КРИЗИСА МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КРИЗИС / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГУМАНИЗМ / СВОБОДА / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / РОССИЯ В 1990-Е ГГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эзри Г.К.

В настоящей статье исследуется влияние влияния кризиса и трансформации ценностей и мировоззрения общества на социально-политическую ситуацию на примере Италии Эпохи Возрождения и России 1990-х гг. В результате показано, что изменение конкретно-исторической ситуации меняет общественное сознание и ценностно-мировоззренческие установки народа, что трансформирует запрос населения к власти, что отражается на социально-политической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE IMPACT OF THE TRANSFORMATION AND CRISIS OF THE WORLDVIEW ON THE SOCIO-POLITICAL SITUATION

This article examines the impact of the impact of the crisis and the transformation of society's values and worldview on the socio-political situation on the example of Renaissance Italy and Russia in the 1990s. As a result, it is shown that a change in the specific historical situation changes the public consciousness and value-worldview attitudes of the people, which transforms the population's request for power, which is reflected in the socio-political situation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ТРАНСФОРМАЦИИ И КРИЗИСА МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ»

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ТРАНСФОРМАЦИИ И КРИЗИСА МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ

Г.К. Эзри, старший преподаватель

Амурская государственная медицинская академия

(Россия, г. Благовещенск)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-2-143-148

Аннотация. В настоящей статье исследуется влияние влияния кризиса и трансформации ценностей и мировоззрения общества на социально-политическую ситуацию на примере Италии Эпохи Возрождения и России 1990-х гг. В результате показано, что изменение конкретно-исторической ситуации меняет общественное сознание и ценностно-мировоззренческие установки народа, что трансформирует запрос населения к власти, что отражается на социально-политической ситуации.

Ключевые слова: мировоззрение, кризис, трансформация, гуманизм, свобода, социально-политическая ситуация, Эпоха Возрождения, Россия в 1990-е гг.

С 25 июня по 1 июля 2020 г. россияне на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию РФ сделали не только политический, но и мировоззренческий выбор. Действительно, в поправках в Конституцию РФ есть не только пункты политического характера, например, о Государственном Совете и об «обнулении» президентских сроков действующего Президента РФ В.В. Путина, но и ценностно-мировоззренческие. Официально закреплены следующие ценности: исторические традиции и преемственность, память предков и защитников Отечества, территориальная целостность и суверенитет государства, культура народов РФ, русский язык и русский народ как госу-дарственнообразующие, многонациональный союз, традиционные семейные ценности, труд и человек труда, общественное здоровье, здоровый образ жизни, экология, демократия. Это именно ценности, а не государственная обязательная идеология, которая запрещена Конституцией РФ (п. 2 ст. 13) [1; 2]. Результаты голосования показывают существования запроса у россиян на формирование и внедрение в жизнь традиционных ценностей, практическую реализацию консервативного мировоззрения.

В России 1990-х, как и в Италии Эпохи Возрождения, происходил слом прежней системы ценностей и социально-экономические изменения, что отражалась

на социальных и политических процессах. С учетом пути, проделанного россиянами для официального законодательного и общественного утверждения ценностей, представляет интерес изучение мировоззренческой проблематики в период кризиса и трансформации ценностей и влияния данного процесса на жизнь человека, общества, государства.

Итак, целью настоящей статьи является исследование влияния кризиса и трансформации ценностей и мировоззрения общества на социально-политическую ситуацию на примере Италии Эпохи Возрождения и России 1990-х гг.

Историко-философская основа сравнения мировоззренческой проблематики Италии Эпохи Возрождении и России 1990-х гг.

Италия Эпохи Возрождения и Россия 1990-х гг. - это, на первый взгляд, два совершенно разных исторических времени, культурные, социальные, политические, экономические общности. В данных обстоятельствах историческая и философская науки не позволяют осуществлять компаративный анализ. Однако подобный философско-исторический взгляд опирается на линейное представление исторического процесса. В философии истории со времен Просвещения дискуссионной является проблема цикличности исторического процесса, представления исторического развития как движения по спирали [3; 4; 5;

6; 7]. И именно в рамках представлений о циклическом, стадиальном, «спиралевидном» характере исторического процесса возможно заявленное сравнение мировоззренческих проблематик двух различных эпох.

В этой связи, чтобы Италия Эпохи Возрождения и Россия 1990-х гг. стали сравнимы, необходимо показать наличие общего в экономическом, социальном, политическом и мировоззренческом аспектах, отметив при этом историческое различие данных эпох. То есть необходимо показать, что мировоззренческие проблемы Италии Х1У-ХУ1 вв. близки таковым в России конца XX в. Соответственно, далее исследование проводится в данном ключе.

Италия Эпохи Возрождения

Италия Х1У-ХУ1 вв. не являлась политически единым государством, она состояла из городов-государств (республик) на севере, Папской области в центре и Неаполитанского королевства на юге. Соответственно, итальянские государства боролись друг с другом за территории, за доминирование, за выживание. По сути, в этом заключалась их внешняя политика. В экономике в данный период росло значение городов, шло первоначальное накопление капитала и стала зарождаться буржуазия, теологическое мировоззрение стало уступать место антропоцентрическому.

Как показал отечественный философ А.Ф. Лосев, в эпоху Возрождения развивались формы ранней мануфактуры, что стало базой зарождения буржуазии. Однако период Возрождения не являлся началом капитализма как формации, однако для данного периода было характерно товарно-денежное хозяйство, которое не было феодальным. Свободный от феодальной зависимости крестьянин был выгоден в качестве работника. Феодализм продолжал сковывать индивидуалистические настроения и предпринимательскую волю зарождающейся буржуазии, но в среде городских сословий начинали зарождаться идеи о безграничных возможностях человеческой личности [8, с. 60-608].

Политическая борьба в тот период времени знаменовалась массовыми убийствами несогласных. Особого расцвета данная

практика достигла в период правления Папы Римского Александра VI Борджиа. (Однако, например семейство Медичи, тоже активно занималось политическими убийствами.) Речь идет о единовременном физическом уничтожении десятков людей. На политически значимые места он ставил только своих родственников и приближенных, занимался личным обогащением [8, с. 109-119; 9].

В области мировоззрения начало процесса формирования буржуазии и разложения феодализма означало переход к ценностям индивидуализма, личного обогащения, секуляризма. Этика купцов Возрождения призывала представителей данной профессии не платить разорительных налогов и идти на любой обман ради сохранения своего дела. Возрастает значение получения личного эгоистического удовольствия. Мыслитель А.Ф. Лосев отмечает моральные вольности, симонию, развращенность, общественно-политическое падение даже в среде католического клира того периода времени. Так, обличение моральной деградации и развращенности в среде приближенных Папы Римского Александра VI Борджиа стоило сначала официального осуждения, а затем и жизни представителю католической церкви Савонароле [8, с. 567-582; 10, с. 51].

Таким образом, Италия Х1У-ХУ1 вв. находилась в переходном состоянии от феодализма к капитализму - в это время начала зарождаться буржуазия, которая стремится к индивидуальной свободе и личному обогащению. Кроме того, произошел общий мировоззренческий надлом - идеалы теоцентризма стали уступать место ценностям антропоцентризма, церковная культура (дискредитированная аморальным поведением части католического клира) начинает уступать зарождающейся светской.

Россия 1990-х гг.

В России в 1990-е гг. сложилась схожая с возрожденческой Италией социально-экономическая ситуация: начала появляться буржуазия, занимавшаяся накапливанием капитала, что вызвало значительные социальные сдвиги - люди стали переходить из государственного сектора в част-

ный, т.к. такая работа была прибыльней. Итак, первая черта сходства - появление буржуазии. Однако если в Италии XIV-XVI вв. данный процесс был исторически обусловлен, то в России в 1990-е гг. данное событие было вызвано крахом советского строя, провозглашением свободы предпринимательства и приватизацией.

Как показал исследователь

М.С. Зинченко, после развала СССР была попытка внедрения в массовое сознание российского общества социал-дарвинистских идей, оправдывающих эксплуатацию слабых сильными, но такая идеология не прижилась [11]. Однако говорить об утверждении индивидуализма в противовес советскому коллективизму можно. Именно индивидуальными усилиями, в рамках предпринимательского мировоззрения, и возможно достижение экономического успеха. Мировоззрение утратило гомогенность и целость, людей больше стала беспокоить конкретная социально-экономическая и политическая ситуация [12].

Было также важное отличие от Италии того периода времени, где развитие буржуазии происходило в условиях сохранения имеющегося политического строя, а в России экономические реформы привели к изменению политического режима. Как показал отечественный экономист Я. Миркин, в государствах, в которых власть оказывает сильное влияние на экономику («дирижистские общества»), трансформация должна начинаться с экономики, а с не демонтажа вертикали власти [13]. В этом смысле трансформация в Италии шла естественным путем, а в нашей стране - неестественным.

Общим моментом социально-политических процессов Италии XIV-XVI вв. и России в 1990-е гг. является проблема коррупции, неуплаты налогов, заказных убийств. Например, отечественный крупный предпринимателей М.Б. Ходорковский, задержанный в 2003 г. и позже неоднократно осужденный, был обвинен в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов, подделке документов, присвоении или растрате, расследовалась и проблематика заказных убийств [14; 15]. СМИ в 1990-е

на постоянной основе рассказывали о криминальных разборках и заказных убийствах. Бизнес 1990-х гг. во многом сегодня ассоциируется с бандитизмом, рэкитом и тому подобными явлениями [16].

Таким образом, Россия в 1990-е гг. оказалась в ситуации зарождения буржуазии, актуализации индивидуалистических ценностей в противовес коллективистским, заказных убийств, неуплаты налогов и др. негативных явлений, что было нормой жизни. Такая ситуация имеет значительные черты сходства с положением дел в Италии XIV-XVI вв., однако отличалась динамика политических строев - в Италии политические режимы сохранялись, а Россия пережила распад СССР и отказ от советской системы. В обоих случаях имеет место кризис и трансформация не только в социально-экономической сфере, но и в мировоззренческой. При этом оба процесса связаны.

Трансформация и кризис мировоззрения и социально-политическое развитие

Ситуация в России 1990-е гг. в области мировоззрения и духовности, как показала исследователь Л.Х. Газгиреева, характеризовалась отсутствием «экзистенциального равновесия», социальной гармонии, ценностной неопределенностью, что представлялось, безусловно, негативным явлением. Однако, как показала исследователь, такая ситуация стала исправляться и вероятность насаждения «плоских» западных моделей личности уменьшилась [17, с. 1517]. Как представляется, мировоззренческая ситуация Италии XIV-XVI вв. тоже может характеризоваться отсутствием «экзистенциального равновесия». То есть в обоих случаях имеет место отсутствие устойчивых и одобряемых большинством ценностей.

Дальнейшее исследование зависит от того, какую трактовку связи мировоззрения и социально-политического необходимо предпочесть для достижения цели исследования. Если рассуждать в марксистском духе, как, например, в диссертации исследователя Д.В. Новикова [18], то тогда наличие общего мировоззрения объясняется существованием государства, которое сосредоточило очень значительные

капиталы и на этом основании контролирует политическую сферу. Однако такой взгляд не дает ответа на вопрос, почему существует именно такое мировоззрение, а не какое-либо другое. В этом смысле при значительной государственной собственности, возможны, например, мировоззренческие системы, которые характерны для СССР, КНР и нынешней России. Поэтому вопрос принадлежности большей части или всей собственности, хоть и важен, но не главный.

В любом случае нельзя сбрасывать со счетов историю, географические условия жизни и т.д., которые оказывают влияние на позицию населения. Здесь уместно вспомнить события Смутного времени, когда, после уничтожения суверенной «русской власти» (именно так обозначено политическое правление в России исследователем А.А. Николенко [19]), именно народ в лице I и II Ополчения освободил страну и воссоздал Русское центральное государство. То есть должен быть общественный запрос на стабильность и сильное, но патерналистское государство. Без запроса населения не будет и устойчивого мировоззрения. Здесь необходимо вспомнить эволюцию общественного мнения советских людей и россиян в 19872017 гг.: в период развала СССР у людей были надежды, связанные с десоветизаци-ей, либерализацией и рыночной экономикой, однако снижение уровня жизни, гиперинфляция, социальное неравенство, неоправданные ожидания в 1990-е гг. поменяли запрос населения. Теперь россияне захотели стабильности, что определило высокую лояльность государственной власти [12].

С точки зрения формирования запроса населения на стабильность или изменение и т.д. мировоззрение влияет на социально-политическую ситуацию, порождая и поддерживая устойчивую политическую систему. В таком случае мировоззрение населения является показателем эволюции общественного сознания, отражающего глубинную конкретно-историческую динамику. О связи мировоззрения и общественно сознания говорят, например, исследователи Е.В. Большаков, Е.В. Федотов

[20], А.В. Ходороко [21]. Более того, утверждает исследователь А.В. Ходорко, мировоззренческие концепты, передающиеся по традиции в общественном сознании, обеспечивают стабильность существования государственной власти. Это объясняется тем, что народ, обладающий органической целостью, обусловленной единством общественного сознания, «способен создавать и воссоздавать государственность как институционально-функциональное выражение собственного суверенитета» [21, с. 13-14]. Таким образом, можно говорить о связи между мировоззрением и социально-политическим развитием.

Рассуждая таким путем, как показано в данной части статьи, как представляется, можно говорить и о том, что трансформация и кризис мировоззрения говорят и о готовящихся социально-политических переменах. Собственно, показать такую связь на примере Италии Х!У-ХУ! вв. и России в 1990-е гг. и являлось целью данной статьи. Итак, в данном случае речь идет о том, что изменение конкретно-исторической ситуации меняет характер общественного сознания и ценностно-мировоззренческие установки народа, населения, что меняет запрос населения к власти, что отражается на социально-политической ситуации. Логика влияния мировоззрения на социально-

политический дискурс такова.

Заключение

В настоящей статье исследовалось влияние кризиса и трансформации ценностно-мировоззренческого элемента общественного сознания на социально-политическую ситуацию на примере Италии Эпохи Возрождения и России 1990-х гг. В результате удалось показать, что логика влияния такова. Изменение конкретно-исторической ситуации влияет на общественное сознание и ценностно-мировоззренческие установки народа, населения, меняет их, что трансформирует запрос населения к власти, что отражается на социально-политической ситуации.

Именно такую ситуацию (изменение мировоззрения и запроса населения к власти) можно было наблюдать в Италии

XIV-XVI вв. и России в 1990-е гг. Прежние мировоззренческие установки утратили свою актуальность (теоцентрическое и советское мировоззрение). А новые установки (антропоцентризм и современное российское мировоззрение в том виде, в котором оно отражено в Конституции РФ с поправками от 4 июля 2020 г.) еще не были до конца сформированы.

Если сходить из циклического, спира-

щие конкретно-исторические исторические явления, но в совершенно разных эпохально отличных исторических условиях. В обоих случаях имело место появление буржуазии и первоначальное накопление капитала, нежелание платить налоги и массовые заказные убийства (последнее, как представляется, в Италии все же в больших масштабах). Но было и важное отличие: экономические изменения в Ита-

левидного понимания исторического про- лии происходили с сохранением полити-цесса, то Италию XIV-XVI вв. и Россию в ческих режимов, а России произошла сме-1990-е гг. можно сравнить, т.к. имели об- на советской системы.

Библиографический список

1. Объявлены результаты голосования по поправкам к Конституции // lenta.ru. 02.07.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/07/02/okonchateln/ (дата обращения: 05.10.2022).

2. Конституция РФ (с поправками, вступившими в силу 4 июля 2020 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 05.10.2022).

3. Дымов К. Цикл и спираль в истории // Пропаганда. Научно-популярный журнал. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://propaganda-journal.net/10290.html (дата обращения: 05.10.2022).

4. Лимонов В.А. Идея цикличности исторического процесса в трудах мыслителей XX в. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - №1 (14). - С. 22-26.

5. Лимонов В.А. Цикличность истории в социологических и философских концепциях XX в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2011. -№1 (6). - С. 116-123.

6. Глущенко Г.Ю. Проблема закономерностей исторического процесса в философии истории Гегеля // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т. 16. Вып. 3. - С. 192-199.

7. Балаев А. Философии истории Маркса: реконструкции и надежды // Философско-литературный журнал «Логос». - 2011. - №2 (81). - С. 62-80.

8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 315 с.

9. Елин Г. Достояние клана Борджиа // Журнал РГО «Вокруг света». 2003. Октябрь, № 10. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/592/ (дата обращения: 05.10.2022).

10. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. - М.: Высшая школа, 1977. - 257 с.

11. Зинченко М.С. Мировоззренческий кризис и реактуализация религиозных воззрений в современном российском обществе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://upload.pgu.ru/iblock/e01/uch_2009_xi_00021.pdf (дата обращения: 05.10.2022).

12. Федоров В., Басканова Ю., Жирикова А. Россия удивляет: пять эпох в российском общественном мнении (1987-2017) // ВЦИОМ Новости. 2017. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-udivlyaet-pyat-epokh-v-rossijskom-obshhestvennom-mnenii-1987-2017 (дата обращения: 05.10.2022).

13. Миркин Я. Трагическая хроника последних лет Советского союза (1986-1991) // RG.RU. 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/12/25/tragicheskaia-hronika-poslednih-let-sovetskogo-soiuza-1986-1991.html (дата обращения: 05.10.2022).

14. Кровавая империя Ходорковского // НТВ. 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2197220/ (дата обращения: 05.10.2022).

15. Ходорковский между тюрьмой и эмиграцией // Lenta.Ru. 2003. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2003/10/27/hodorkovsky/ (дата обращения: 05.10.2022).

16. Жуков П. Бизнес в лихие 1990-е: легкие деньги и рэкет // Дилетант. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://diletant.media/articles/45327581/ (дата обращения: 05.10.2022).

17. Газгиреева Л.Х. Духовная жизнь современного российского общества в экзистенциально-ценностном измерении: автореф. дисс. док. филос. н. - Ставрополь, 2014. - 60 с.

18. Новиков Д.В. Политический монополизм в России: дисс. док. полит. н. - Владивосток, 2019. - 322 с.

19. Николенко А.А. «Русская власть» как модель организации политической власти и властных отношений в контексте современной отечественной политической традиции и практики: дисс. канд. полит. н. - Владивосток, 2016. - 189 с.

20. Большаков Е.В., Федотов Е.В. Мировоззрение и его роль в формировании морального и правового сознания личности // Среднерусский вестник общественных наук. -2013. - №2. - С. 7-10.

21. Ходороко А.В. Российские мировоззренческие традиции в современных условиях изменения общественного сознания: дисс. кан. филос. н. - Ставрополь, 2017. - 171 с.

ON THE QUESTION OF THE IMPACT OF THE TRANSFORMATION AND CRISIS OF THE WORLDVIEW ON THE SOCIO-POLITICAL SITUATION

G.K. Ezri, Senior Lecture Amur State Medical Academy (Russia, Blagoveshchensk)

Abstract. This article examines the impact of the impact of the crisis and the transformation of society's values and worldview on the socio-political situation on the example of Renaissance Italy and Russia in the 1990s. As a result, it is shown that a change in the specific historical situation changes the public consciousness and value-worldview attitudes of the people, which transforms the population's request for power, which is reflected in the socio-political situation.

Keywords: worldview, crisis, transformation, humanism, freedom, socio-political situation, Renaissance, Russia in the 1990s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.