Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии средств массовой информации на преступность'

К вопросу о влиянии средств массовой информации на преступность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6217
1192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боровикова Виктория Валерьевна

В статье рассматривается механизм воздействия средств массовой информации на преступность. Обсуждается вопрос о том, что телевидение, Интернет, показывая криминальные сюжеты, могут негативно повлиять на поведение телезрителей, пользователей компьютерами. Также анализируются профилактические возможности средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the influence of the media on crime

The article discusses the mechanism of influence of the media on crime. The question of the fact that television, the Internet, showing the crime scenes, may adversely affect the behavior of the audience, the computer user. Also analyzes the preventive power of the media.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии средств массовой информации на преступность»

6.2. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕСТУПНОСТЬ

Боровикова Виктория Валерьевна, к.ю.н., доцент, докторант кафедры криминологии. Место учебы: Московский университет МВД России. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается механизм воздействия средств массовой информации на преступность. Обсуждается вопрос о том, что телевидение, Интернет, показывая криминальные сюжеты, могут негативно повлиять на поведение телезрителей, пользователей компьютерами. Также анализируются профилактические возможности средств массовой информации.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидение, Интернет, преступность, профилактика, общественное мнение.

ON THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON CRIME

Borovikova Viktoria Valerievna, PhD at law, associate professor, competitor at doctor's degree at criminology chair. Place of study: Moscow University MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: The article discusses the mechanism of influence of the media on crime. The question of the fact that television, the Internet, showing the crime scenes, may adversely affect the behavior of the audience, the computer user. Also analyzes the preventive power of the media.

Keywords: media, TV, Internet, crime, prevention, public opinion.

Жизнь современного человека не мыслима без активного использования информационных технологий, средств массовой информации. В Российской Федерации после изменений, внесенных ФЗ РФ от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации»1, были уточнены нормы Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»2 (с послед. изменениями и дополнениями).

Сейчас согласно ст.2 этого закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

По сравнению с прежним определением средства массовой информации обращает на себя внимание появление среди перечисленных СМИ «сетевого издания», под которым понимается в соответствии с той же статьей этого закона «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массово информации в соответствии с настоящим законом». Тем самым на уровне закона расширился круг форм периодического распространения массовой информации, т.е. СМИ.

1 См.: СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3535.

2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст.300.

Таким образом, возможности СМИ влиять на различные явления жизни российского общества еще более увеличились. Только на начало 2011 г. в Российской Федерации было зарегистрировано свыше 94 тыс. средств массовой информации.3 Вместе с тем расширились и условия для злоупотреблений со стороны СМИ.

Сказанное выше имеет непосредственное отношение к проблеме взаимодействия СМИ и преступности. Так, целесообразно выяснить механизм их воздействия на это антисоциальное явление. Рассмотрение данного вопроса позволяет не только получить необходимую информацию о реальном состоянии взаимосвязей между преступностью и СМИ, но и наметить определенные направления предупреждения преступлений.

В криминологической литературе выдвинуты следующие концепции относительно влияния СМИ на преступность.

Первая из них заключается в том, что сообщения о преступности, насилии, появляющиеся в СМИ, повышают уровень агрессивности у людей.

На эту концепцию работает несколько специальных теорий. В частности теория социального научения, появившаяся в 60-х годах XX в. Основная ее идея -образы насилия, показанные на телевидении, воздействуют негативно на человека, особенно ребенка, что может привести к копированию подобного поведения в реальной жизни. Известность приобрел эксперимент с пластмассовой куклой Бобо.4 В ходе него ребенку сначала демонстрировали фильм с агрессивными действиями по отношению к кукле со стороны актера. После этого проводилось скрытое наблюдение за тем, как ребенок играл с ней и другими игрушками, и подсчи-тывалось количество агрессивных проявлений. Общий вывод: показ фильмов агрессивного содержания способствует научению детей аналогичным наклонностям. Эта теория по существу не была опровергнута серьезными исследованиями (подобные эксперименты, в частности, в США проводились неоднократно).5 Вместе с тем имеются и несогласные с такими подходами. Критика в основном касалась следующих моментов: 1. Одно дело, когда испытуемые проявляют агрессивность к неодушевленному предмету, другое -к человеку(нужна чистота эксперимента). 2. При проведении экспериментов отсутствовал педагогический компонент в виде комментария должного поведения детей с точки зрения морали (например, предшествующего проведению эксперимента). 3. Эксперименты создавали для детей экстремальную, нетипичную ситуацию, когда у любого человека по-разному могут проявиться его личностные качества. Поэтому прямой связи между деятельностью СМИ и агрессивным поведением нет.

В конечном итоге, мнения специалистов разделились. Безусловными сторонниками позиции, что между просмотром насилия на экране и агрессивным поведением в жизни есть связь, являются американские специалисты Альберт Бандура и Леонард Беркович. Их выводы нашли свое распространение в США (причем в большей мере коснулись поведения девочек), час-

3 См.: Алмазин А. Новостная интернет-журналистика.- М.: Аспект Пресс. 2011. С.124.

4 См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия (пер. с англ.) - Спб., 1998, С.10.

5 См. подробнее: Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практики исследования.- Л., 1999, С.99.

тично в Израиле (в отношении городов), Финляндии (также применительно к девочкам). Специалисты других стран (Нидерландов, Австралии, Польши) сдержаны в своих оценках либо отвергают наличие корреляции между «теленасилием» и агрессивностью.6 Отечественные криминологи и психологи в большей мере склоняются к выводам, близким к американским ученым.7

Воздействие «телевизионного насилия» на сознание людей было изучено также на основе теории катарсиса. Под катарсисом понимается эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершившуюся его смертью. Экспериментальные исследования сторонников этой теории зафиксировали, что зрители, включенные в просмотр материалов агрессивного содержания, впоследствии сами в большей мере становились склонными к агрессивным про-явлениям.8 Данная теория заслуживает внимания, хотя бы потому, что жизнь современного человека, сталкивающегося со СМИ, чрезмерно переполнена криминальной информацией. Этот вывод не требует даже проведения значительных социологических исследований. Проанализируем, например, программу отечественных телевизионных передач за 9 июля 2012 г. Всего было просмотрено 13 телеканалов (включая 1-й, Россия-1, ТВ Центр, НТВ), за время их работы было показано 20 документальных программ (некоторые из них, в частности, «Дорожные войны» были показаны на телеканале «Перец» трижды) и 28 художественных фильмов, посвященных криминальной тематике. Не много ли на одного телезрителя? Особенно переизбыток подобной информации вреден для несовершеннолетних, многие из которых дополняют свою осведомленность о преступном мире еще и в Интернете. По мнению сотрудников правоохранительных органов, дети, подростки как губки впитывают в себя эту криминальную информацию и нередко подражают «героям» сюжетов, показанных на телевидении и в Интернете.

В 80-е годы XX века на Западе определенное распространение получила теория когнитивных неоасса-циаций, согласно которой воздействие СМИ на сознание людей объясняется праймингом - активизацией специфических воспоминаний памяти.9

Показываемое в СМИ насилие может автоматически пробудить соответствующие мысли и идеи, что будет способствовать возникновению и формированию антисоциальной установки. Правда и эта точка зрения остается дискуссионной. Дело в том, что существует значительная аудитория, которая, сознавая примитивизм, вредоносность влияния, прежде всего телевизионных передач, изображающих сцены насилия, жестокости, охотно их смотрит в силу ряда причин: любопытства, привычки, любви к детективам, приключениям, желания испытать острые ощущения, переключить психическую энергию из одного состояния в другое.10 Безусловно, такие зрители, нуждающиеся в соответствующей психологической разрядке, в силу различных жизненных обстоятельств, не пред-

6 См.: Медиа. Введение/Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; Пер. с англ. Ю.В.Никуличева.- 2-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2005, С.326-333.

7 См.: Прокофьев В. Патроны для учителей// Р.Г.-неделя, 2012. 7 марта; Минкин А. Контрольный выстрел// Р.Г. 2009. 16 марта.

8 См.: Назаров М.М. Указ.раб., С.100-101.

9 См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Указ. раб. С.180 и далее.

10 См.: Гуревич П.С. Философия культуры. М.- 1994, С.299

ставляют в основном для криминологов значительный интерес. Однако объем такой информации, содержащейся в СМИ, должен регулироваться обществом. В противном случае возникает другая опасность. Обилие информации о криминале в средствах массовой информации может негативным образом повлиять уже на другую не менее значительную в качественном отношении аудиторию. Речь идет прежде всего о лицах пожилого и среднего возраста, определенной части женского населения. Информация в СМИ о многочисленных кровавых убийствах, изнасилованиях, мошенничествах, кражах, разбоях, грабежах может привести к атмосфере страха перед преступностью, отсутствию чувства личной безопасности.11

Кроме того, такая ситуация подрывает авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения, следствием чего является пассивность людей в деле противодействия преступности, нежелание сотрудничать с силовыми структурами государства. Обратной стороной медали названного выше процесса выступает стихийная самоорганизация населения в попытках как-то противостоять преступному миру, что зачастую ведет к актам произвола, увеличению обращений со стороны граждан за поддержкой в решении различных жизненных конфликтных ситуаций к преступным «авторитетам».

Отрицательную роль средства массовой информации могут сыграть в формировании антиобщественных личностных качеств при освещении не только насильственных, но и других преступлений, особенно имеющих корыстную направленность. Например, показ на телеэкранах многочисленных материалов о совершении краж, мошенничеств, грабежей и разбоев создает у определенной части телезрителей впечатление, что эти преступления - «нормальный» способ решения материальных проблем, своеобразный бизнес, позволяющий занять в жизни «место под солнцем».

Конечно, это не означает, что автоматически СМИ превращают пользователя ими в преступника. Но при взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией, возникшей под влиянием средств массовой информации негативные нравственно-психологические свойства личности могут подтолкнуть лицо к решению совершить преступление.

Средства массовой информации, обладая огромными возможностями воздействия на общественное мнение и способностью манипулировать им, могут подготовить население к восприятию ошибочных решений в области уголовной политики, например, неоправданной жестокости в применении карательных мер к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести и, наоборот, попустительству совершению тяжких и особо тяжких преступлений. В итоге, уголовный закон не достигает поставленных перед ним целей, не реализуются принципы уголовного права. Из советской истории мы помним, какую роль сыграли СМИ в обосновании правомерности «политических процессов» середины 30-х годов XX века, установления уголовной ответственности за прогулы и опоздание на работу (1940г.), хищение «колосков» (1947г.).

Нельзя забывать, что СМИ могут выступать в роли средств совершения отдельных преступлений и повышать ответственность за их совершение (например, за манипулирование рынком (ч.1 ст.1853 УК РФ). Различные СМИ активно используются и при совершении

11 См.: Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1994. С.379 и далее.

таких преступлений как нарушение неприкосновенности частной жизни(ст.137 УК РФ); нарушение авторских и смежных прав (ст.146 УК РФ); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст.183 УК РФ); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237 УК РФ); незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов (ст.242 УК РФ) и др. Таким образом, в подобных случаях использование СМИ облегчает совершение преступлений, либо способствуют причинению большего вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям.12

Существуют и другие сферы жизни, воздействуя на которые, СМИ в той или иной мере создают благоприятные условия для существования и распространения преступности. Например, средства массовой информации могут распространять ложные сведения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, нанеся тем самым вред их престижу. Такое мнение опасно еще и тем, что сотрудники указанных органов, не чувствуя поддержки населения, утрачивают стимулы работать на благо общества («зачем стараться, если никто должным образом не оценит твои усилия»). Естественно, при подобном психологическом подходе трудно ожидать каких-либо ощутимых успехов в борьбе с преступностью.

Связь СМИ с преступностью проявляется и в том, что сообщая о совершении того или иного преступления, средства массовой информации часто называют способы совершения преступлений. Это может оказать определенную помощь в реализации преступного намерения лицам, склонным к совершению правонарушений.

Таковы в сжатом виде основные особенности механизма негативного воздействия СМИ на криминогенную обстановку в стране.

Но было бы неправильно оставить без внимания и положительные возможности средств массовой информации в реализации уголовной политики.

СМИ обладают немалыми профилактическими возможностями, поскольку могут формировать правильное общественное мнение о преступности, ее причинах, особенностях борьбы с нею. Средства массовой информации способны привлечь на сторону правоохранительных органов добровольных помощников из числа наиболее сознательных слоев населения, оказать содействие силовым структурам в поиске лиц, совершивших преступления, и жертв общественно опасных посягательств, а гражданам в обеспечении ими своей личной безопасности. Велика роль СМИ в правовом воспитании людей, улучшении их знаний по различным отраслям права, в частности, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного.

Есть и еще, на наш взгляд, требующий самостоятельного изучения так называемый психологический аспект воздействия СМИ на сознание людей по вопросам преступности (назову его эффект Альфреда Хичкока, по имени знаменитого англо-американского создателя фильмов ужасов). По нашему мнению, А.Хичкок в своих произведениях, сюжеты которых час-

12 См.: Боровикова В.В. Информационная политика и уголовно-правовые средства ее обеспечения// Бизнес в законе. 2013. № 4. С.44-47.

то были связаны с совершением чудовищных, изощренных, с позиции обывателя, преступлений, добивался, как раз, положительных целей. У зрителя, просмотревшего его фильмы, после сильных психологических переживаний возникало, как правило, стойкое неприятие криминала, личности преступника, их образа мыслей, социальных ориентаций. Таким образом, достигалась в определенной мере цель общей превенции преступлений. Поэтому, если, например, телевидение будет показывать детективы, триллеры, прочие фильмы ужасов, документальные программы, по уровню приближающиеся к произведениям А.Хичкока, на определенную часть населения (прежде всего законопослушную, а также склонную к совершению правонарушений, но еще не нарушившую уголовный закон) это может оказать даже положительное воздействие. Развивая эту мысль, можно предположить, что показ активных действий с точки зрения закона положительных героев этих произведений по противодействию преступному миру может принести пользу в деле создания необходимого нравственного климата в обществе. Для некоторых граждан подобные образцы поведения помогают занять активную жизненную позицию в отношении криминальных проявлений. Для других порой полезно вынести из данных передач необходимый опыт организации личной безопасности. Конечно, сложно определить положительное воздействие СМИ на лиц, совершивших преступления (это тема самостоятельного научного исследования). Однако нельзя исключать, что это возможно, особенно в отношении так называемых случайных преступников, а также лиц, совершивших неосторожные преступления. Известны же примеры, когда показ таких отечественных телесериалов, как «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», положительно сказывался на криминогенной обстановке в тех или иных регионах, поскольку огромное количество людей, в том числе и имеющих преступное прошлое, сопереживали героям этих телетрансляций.

Завершая статью, можно сформулировать следующие выводы:

1.Механизм воздействия СМИ на преступность (точнее на различные сферы жизни, связанные в той или иной мере с преступностью) носит сложный и неоднозначный характер.

2. Информация на криминальные темы избирательно оказывает негативное воздействие на пользователей СМИ. У определенных категорий лиц, например, обладающих неустойчивым типом психики, несовершеннолетних, сообщения о преступности, насилии повышает уровень агрессивности, что может во взаимодействии с конкретной жизненной ситуаций привести их к совершению преступлений.

3. Вместе с тем указанная информация для некоторых граждан, обладающих должной степенью законопослушности, наоборот, заставляет проявлять необходимые меры предосторожности перед возможным столкновением с представителями преступного мира и даже занимать активную позицию в деле предупреждения преступности.

4. СМИ, обладая огромными возможностями воздействовать на сознание людей, могут сыграть существенную роль в поднятии авторитета правоохранительных органов в глазах общественного мнения - необходимого условия повышения эффективности борьбы с преступностью. Следовательно, деятельность СМИ по дискредитации этих органов объективно ослабляет их

связи с населением, что создает благоприятную среду для функционирования преступности в обществе.

5. Уголовный закон в ряде случаев использование СМИ признает в качестве признаков основного или квалифицированного составов преступлений.

Список литературы:

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации (с послед. измен.)»// Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст.300.

Алмазин А. Новостная интернет-журналистика. М., 2011.

Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия (пер. с англ.). Спб.,

1998.

Боровикова В.В. Информационная политика и уголовно-правовые средства ее обеспечения// Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. 2013. № 4. С.44-47.

Боровикова В.В. Вопросы уголовного права и деятельность средств массовой информации // Пробелы в российском законодательстве. Международный юридический журнал. 2013. № 4. С.126-129.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практики исследования. Л., 1999.

Прокофьев В. Патроны для учителей// Р.Г. 2012. 7 марта.

Literature list:

Law of the Russian Federation of December 27, 1991 № 2124-I «On mass media (with the latter. Changed.)" / / Bulletin of the Russian Federation. 1992. Number 7. St.300.

A. Almazin News online journalism. M., 2011.

Baron and Richardson, Aggression (translated from English.). Spb., 1998.

Borovikova VV Information policy and criminal legal means of ensuring it / / Business-in-law. Of 2013. Number 4.

Gurevich PS Philosophy of Culture. Moscow, 1994.

Nazarov MM Mass communication in the modern world: the methodology of analysis and research practice. L.,

1999.

Prokofiev B. Chucks for teachers / / RG, 2012. March 7.

Рецензия

на статью кандидата юридических наук, доцента В.В.Боровиковой по теме «К вопросу о влиянии средств массовой информации на преступность»

Рецензируемая статья посвящена вопросам воздействия средств массовой информации на преступность. Тема актуальная, представляющая научный и практический интерес. Несмотря на важность данной проблематики для отечественной криминологии, изучение ее еще не получило должного развития. До конца не ясна собственно роль СМИ как детерминанта преступного поведения, не исследованы в полной мере возможности масс-медиа в предупреждении преступлений.

Автор в своей статье показала различные подходы к установлению места средств массовой информации во взаимосвязях с преступностью. В отличие от ряда специалистов-криминологов, обращающих главное внимание на негативную роль СМИ в генезисе антиобщественного поведения, В.В.Боровикова правильно отмечает, что в их деятельности заложен большой профилактический потенциал и нужно повышать его эффективность.

Статья написана в доступной для многих читателей форме, содержит четкие выводы и предложения.

Полагаю, статья В.В.Боровиковой «К вопросу о влиянии средств массовой информации на преступность» может быть опубликована в соответствующем издании, рекомендованном ВАК.

Профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Российского нового университета, к.ю.н., доцент А.А.Смердов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.