Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии шумерской мифологии на библейские тексты'

К вопросу о влиянии шумерской мифологии на библейские тексты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4448
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУМЕРСКАЯ МИФОЛОГИЯ / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии шумерской мифологии на библейские тексты»

Список источников и литературы

1.Есберген, Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008. - 429 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.allpravo.ru.

2. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.narkotiki.ru

3.Майоров А. А., Малинин В. Б. Наркотики: преступность и преступления. М., 2002.

4.Майоров А.А. Причины наркотизма // Российский криминологический взгляд, № 1 -2007.

5.Омигов В.И., Бронников А.Г «Наркотики: наркомания, наркотизация, незаконный оборот: Монография.- Пермь, ПФ НА МВД РФ - 2010.

6.Шалагин А.Е Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: криминологический и уголовно-правовой аспекты: Монография - Казань: КЮИ МВД РФ - 2005.

Козынцева Д. М., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко

К вопросу о влиянии шумерской мифологии на библейские тексты

Одним из важнейших результатов археологических исследований в "библейских странах" были находки, проливающие свет на первоосновы и происхождение самой Библии.

Тема «Влияние шумерской мифологии на мифологию Ветхого Завета» является на сегодняшний день актуальной, в первую очередь это связанно с тем, что Ветхий Завет оказывает огромное влияние на наш мир через мировые религии. Танах появился не мгновенно, его мифология впитала в себя многие сказание древнейших цивилизаций Ближнего Востока, и одной из таких цивилизаций являлась Шумерская. В связи с чем, важно понимание, как и когда одна культура могла повлиять на другую.

Источником еврейской мифологии является Ветхий Завет. Танах описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма.

Источниками по шумерской мифологии являются, мифы и сказания, шумерского народа, на сегодняшний момент известно довольно много мифов дошедших до нас, они все опубликованы, к сожалению, некоторые фрагменты мифов утеряны из-за повреждений на глиняных табличках, на которых они и записывались.

Мифология «черноголовых» и Ветхого Завета долгое время являлась и является объектом исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. Если говорить о зарубежных исследователях, то здесь в первую очередь стоит отметить шумеролога Самюила Крамера, и его труды «Первая цивилизация на Земле», «История начинается в Шумере» и «Мифология Шумера и Аккада», кроме того большой вклад внесли и другие исследователи такие как Михаила Зальберман «Отцы Авраама»,

В.В. Емельянов «Древний Шумер: Очерки культуры» М. Белицкий «Шумеры. Забытый мир» и др.

Если говорить о влиянии шумерской культуры на иудейскую, то можно выделить основные три этапа:

- взаимодействия семитов (а значит и амореев) с шумерской цивилизацией.

- переселение Авраама, родоначальника евреев из Ура, города «черноголовых».

- вавилонское пленение 586 года до н.э. Сложилась книга Бытия именно там. Ездра, в 444 году обнародовал книгу Бытия. Так что, первыми частями Торы, мы обязаны шумеро-вавилонскому наследию.

Можно говорить далеко не об одном мифе, в котором прослеживается связь одной культуры с другой, но существует несколько, в которых наиболее ярко это влияние отражено:

1) Первый миф наиболее тесно связанный с мифологией Ветхого завета является миф о Потопе.

Последний перед потопом правитель Шуруппака — Зиусудра, шумерский прототип библейского Ноя. Из текста поэмы следует, что Зиусудре божественный голос возвещает благочестивому царю о жестоком решении небожителей:

По нашему [слову] потоп зальёт святилища, Дабы уничтожить семя рода человеческого...

Его царству, его правлению [придёт конец].( Крамер С., 2009, с. 187)

Трудно не увидеть параллели с текстом Ветхого Завета: « И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с лица земли». ( Бытие 7:1) Рассказ о потопе заканчивается отрывком: Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно. И в тот же миг потоп залил главные святилища. Семь дней и семь ночей Потоп заливал землю, И огромный корабль ветры носили по бурным водам, Потом вышел Уту, тот, кто даёт свет небесам и земле. Тогда Зиусудра открыл окно на своём огромном корабле ( Крамер С., 2009, с. 188)

Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «.чрез семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал» (Бытие 7:4), и другие параллели, спасение всего живого и даже мораль: наказание человечества за грехи и спасение благочестивого человека, совпадет.

Можно с большой долей уверенности сделать вывод, библейский рассказ о потопе - не оригинальная легенда.

2) Следующим важным мотивом мифологии шумеров, был сюжет о рае.

Вот как описывается счастливая страна Дильмун, где нет ни болезней, ни смерти:

А там, в Дильмуне, ворон не каркает. Птица "смерти" криков смерти не накрикивает. В шумерском мифе о рае богов есть эпизод с запретными плодами:

Советчик его Исимуд так ему отвечает: "Господин мой, это трава лесная", - так он ему отвечает. Он ее ему срезает, тот ее съедает. ( Крамер С., 1965.)

Затем следует болезнь бога Энки, который и сьел растения.

Вот параллель из Ветхого Завета: « И сказал змей жене: нет, не умрете....и увидела жена что дерево хорошо для пищи...».(Бытие 3:4-6) Результатом сравнительного анализа шумерской поэмы и Ветхого Завета является вытекающее из него объяснение загадочной истории сотворения Евы, "матери всех живущих", из ребра Адама

На шумерском языке ребро обозначается словом "ти". Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть "госпожа ребра". Но шумерское слово "ти" означает также "давать жизнь". Таким образом, "госпожа ребра" превратилась в "госпожу, дающую жизнь". ( Косидовский З., электронный ресурс)

3) При изучении шумерской мифологии до известной степени проясняется также происхождение библейского змея-искусителя. Шумерский герой Гильгамеш отправился на райский остров, где получить растение жизни. Когда он возвращался через реку, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принял облик змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша волшебное растение. Спустился в него, окунулся в воду.

Змея цветочный учуяла запах,

Из норы поднялась, цветок утащила,

Назад возвращаясь, сбросила кожу. ( Эпос о Гильгамеше. Перевод с аккадского И. М. Дьяконова, электронный ресурс)

А вот отрывок из Ветхого Завета: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.» (Бытие3:1,14)

4) Далее хотелось бы сказать о легендарной Вавилонской башне. Хотя на сегодняшний день фактически не вызывает сомнений существование прообраза Вавилонской башни.

Скорее всего, в легенде о Вавилонской башне говорится об зиккурате Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. Этого мнения придерживается немало исследователей (Г. Гункель, Р. Кольдевеем, А. Парро и другие). ( Библейские мифы. Вавилонская башня, электронный ресурс)

Этот храм представлял собой семиярусную постройку, основание периметром около 360 м и общую высоту 90 м, нынешние же развалины не превышают высоты 46 м.

Также, следует сказать, что название столицы «Вавилон» означает на вавилонском языке «врата божьи» (баб-илу), а на древнееврейском языке сходно звучащее слово «балал» означает процесс смешения. В результате звукового сходства обоих слов Вавилон легко мог стать символом языкового

хаоса в мире, тем более что был многоязычным городом. Вавилонские цари построили пирамиду, используя труд рабов и военнопленных, согнанных из разных стран света. Среди рабов, участвовавших в реставрации башни, наверное, были и евреи.

Это ещё не все схожие сюжеты мифов Шумерской цивилизации и Иудейской, но даже приведенные выше сказания, показывают насколько существенно влияние «черноголовых» на Ветхий Завет.

Список источников и литературы

1.Библия. Белорусский дом печати. З. Минск. 1992.

2.Крамер С. Шумеры .Первая цивилизация на Земле- М.: ЗАО Центрополиграф, 2009

3.Крамер С. История начинается в Шумере - М.: Издательство "Наука", 1965.

4.Косидовский З. Библейские сказания. Пер. с польск. Изд. 4-е. — М., 1978. // [электронный ресурс] режим доступа: http://lib.ru/ HRISTIAN/KOSIDOWSKIJ/skazaniya.txt

5.Эпос о Гильгамеше. Перевод с аккадского И. М. Дьяконова//[Электронный ресурс] режим доступа: http://heretics.wapper.ru /library/poetry/gilgames/index.htm

Конина А.А ., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель Лукьянова Л. А.

Благотворительная деятельность Пермской епархии в годы Великой

Отечественной войны 1941-1945 г.

22 июня 1941 г., в день начала Великой Отечественной войны, патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), возглавлявший в тот период Русскую православную церковь (РПЦ), выступил с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви». В нем он благословил верующих и духовенство на защиту Отечества, тем самым уже в первые дни войны, определив патриотическую позицию Русской Православной Церкви.

Иерархи православной церкви начали выступать с воззваниями, просьбами, в которых призывали верующих и священнослужителей к мужественной борьбе с врагом, к самоотверженному труду в тылу, к вере в Победу. Значительные средства были сданы церковью на нужды обороны страны. Некоторые священнослужители были призваны в ряды Красной Армии, участвовали в партизанском движении.

Однако государство, не препятствуя деятельности РПЦ, строго регламентировало ее. Собранные денежные средства могли перечисляться только в общие фонды: Красного Креста, обороны и т.п. Конкретная же благотворительная деятельность (открытие и содержание приходом на свои средства госпиталей и т.п.) была запрещена (Шкаровский М.В, 2005, 99 стр.). Государство стремилось контролировать и деятельность православной церкви по воспитанию патриотических чувств у верующих (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 8. Д. 301. Л. 126.).

Однако существовавшие ограничения не стали препятствием для патриотической деятельности. Православное духовенство и верующие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.