Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НА АГРАРНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НА АГРАРНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН / КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА / БАРСКАЯ ЗАПАШКА / НАДЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ / ЧАСТНОПРАВОВЫЕ ЗЕМЛИ / ПОЗЕМЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дюсюпова Алмагуль Дауткановна

В статье автор анализирует сложность и трудность социальной аграрной реформы в России во второй половине Х1Х - начале ХХ века и особую неотложность ее проведения. Земельные отношения - это фундамент, на котором покоится вся народно-хозяйственная жизнь страны. Реформы создали перспективы выхода из глобального экономического кризиса и позволили поставить на совершенно новый уровень отношения в сельскохозяйственном секторе. Автор показывает, что демократические силы в российском обществе уже выросли и был сделан следующий решительный шаг в сторону сельских тружеников - защита не только от обезземеливания, но и от эксплуатации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE IMPACT ON THE AGRICULTURAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE IN THE SECOND HALF OF THE NINETEENTH - EARLY TWENTIETH CENTURY SOCIO-POLITICAL FACTORS

In the article the author analyzes the complexity and difficulty of the social agrarian reform in Russia in the second half of the 19th - early 20th century and the particular urgency of its implementation. Land relations are the foundation on which the entire national economic life of the country rests. The reforms have created prospects for overcoming the global economic crisis and have brought relations in the agricultural sector to a whole new level. The author shows that the democratic forces in Russian society have already grown and the next decisive step towards the rural workers has been taken - protection not only from landlessness, but also from exploitation

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НА АГРАРНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_77

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НА АГРАРНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЮСЮПОВА Алмагуль Дауткановна,

кандидат юридических наук, старший специалист отдела магистратуры

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП). E-mail: alma_23@mail.ru

Краткая аннотация: В статье автор анализирует сложность и трудность социальной аграрной реформы в России во второй половине XIX - начале ХХ века и особую неотложность ее проведения. Земельные отношения - это фундамент, на котором покоится вся народно-хозяйственная жизнь страны. Реформы создали перспективы выхода из глобального экономического кризиса и позволили поставить на совершенно новый уровень отношения в сельскохозяйственном секторе. Автор показывает, что демократические силы в российском обществе уже выросли и был сделан следующий решительный шаг в сторону сельских тружеников - защита не только от обезземеливания, но и от эксплуатации

Abstract. In the article the author analyzes the complexity and difficulty of the social agrarian reform in Russia in the second half of the 19th - early 20th century and the particular urgency of its implementation. Land relations are the foundation on which the entire national economic life of the country rests. The reforms have created prospects for overcoming the global economic crisis and have brought relations in the agricultural sector to a whole new level. The author shows that the democratic forces in Russian society have already grown and the next decisive step towards the rural workers has been taken - protection not only from landlessness, but also from exploitation

Ключевые слова: социальная аграрная реформа в Российской Империи, освобождение крестьян, крестьянская община, барская запашка, надельные земли, частноправовые земли, поземельное устройство.

Keywords: social agrarian reform in the Russian Empire, emancipation of peasants, peasant community, lordly plowing, allotment land, private land, land arrangement.

Социальная политика является достаточно многогранным процессом. Ее институционализация в обществе постоянно возрастает. В широком смысле слова «социальная политика» представляет собой систему отношений, возникающих между социальными субъектами по реализации основных целей общества, в центре которых главная цель - человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность.

В узком смысле слова «социальная политика - это система конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения». Понятие «социальная политика» связано с такими категориями как «общество», «структура общества», «социальное положение», «государство» и другие. Так, общество представляет собой целостную, исторически устоявшуюся систему совместной жизнедеятельности людей, которое имеет свою структуру.

Структура общества представляет его устройство, включающее в себя множество устойчивых элементов и структурных отношений (отношения целостности; отношение людей друг к другу; организационные аспекты жизнедеятельности и т.д.). Социальное положение - это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения. Среди условий, формирующих социальное положение, могут быть: общественный строй, власть, экономические условия, безопасность и т.д. Главным субъектом социальной политики является государство.1

1 Социальное государство - характеристика конституционно-правового статуса

государства, (принцип), предполагающий закрепление в конституции гарантий экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном Законе ФРГ 1949 г. Подробнее см.: Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир. - 2006. -720 с. - С.593; Социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств. Дости-

По мнению профессора Н.А. Власенко, любое общество независимо от исторического этапа развития стремится к справедливым и максимально совершенным с точки зрения рационального мышления устройству и самоорганизации. Можно утверждать, что в своем большинстве общество заинтересовано в отвечающей его интересам экономике, принципам распределения, гамме мировоззрения и политических институтах, истинном - по выражению Канта - праве, государстве и др. На пути к этому могут быть серьезные препятствия как объективного, так и субъективного плана, порой надолго сдерживающие прогресс, порождающие стагнацию в обществе.

К объективным можно отнести отсталый способ производства, географическую отдаленность от прогрессивных общественных систем, порабощение народов, разрушительные последствия войн и многое другое. Нередко и субъективные моменты отбрасывают поступательное движение общества - государственные перевороты, приход к власти диктатуры, сама личность диктатора и др. Несмотря на это мировая практика говорит о том, что эти и другие препятствия большинством народов преодолеваются, стремление к прогрессивному устройству жизни побеждает. Построение справедливой государственности, отвечающей интересам основного большинства, - один из ключевых моментов в продвижении общественного развития.2

Государственная политика Российской империи в со-

жению этой цели способствует повышение эффективности процесса создания жизненных благ, что позволяет обществу получать высокий национальный доход (условие для обеспечения удовлетворения материальных потребностей) при установлении оптимальной продолжительности рабочего дня и увеличении ресурса использования свободного времени (условие для удовлетворения духовных потребностей). Подробнее см.: Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия / Под. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина и д.ф.н., проф. Т.С. Сулимовой. -М.:Издательство «Альфа-Пресс». - 2006. - 416 с. - С.397

2 Подробнее см.: Власенко Н.А. Введение в теорию правового государства. Избранное / Н.А. Власенко. - М.: Норма. - 2015. - 672 с. + вклейка (16 с.). - C.433

циальной сфере во второй половине XIX - начале XX века не была признана как правовой инструмент в разрешении сложных отношений в социальной сфере. В юридической доктрине дореволюционного периода деятельность российского государства, направленная на удовлетворение материально-духовных потребностей общества, не признавалась «социальной политикой».

Учения о социальной политике как таковой, возникшие во второй половине XIX века в кругах немецких ученых1, были чужды российским исследователям, так как условия и предпосылки возникновения социальной направленности в действиях государственной власти рассматривались с узкой позиции - рабочего и крестьянского вопроса.

Таким образом, теория прав личности в России во второй половине XIX - начале XX века явилась отражением направления и объема социальных отношений, где произошло расширение функций государства по регулированию данного типа отношений для сохранения стабильности в обществе. Дореволюционные ученые не признавали социально-экономических прав личности, выделяя при этом отдельные права, обеспечивающие материально-духовное благосостояние граждан. Поэтапное признание и закрепление прав личности в социальной сфере предопределили развитие основных направлений государственной политики России во второй половине XIX - начале XX века.2

Россия в начале XIX в. представляла собой могущественное государство, объединенное единой государственной властью с населением 36 млн чел., с преобладанием сельского населения - 95%. Территория Российского государства насчитывала около 2 млрд га земель. В этот период Россия находилась в тяжелейшем экономическом и политическом кризисе. Крымская война, длящаяся уже два года, падение Севастополя 28 августа 1855 г., заключение невыгодного для России мира 18 марта 1856 г. - все это создавало напряженную обстановку в стране. Вступление Александра II на престол пробудило в обществе надежду на перемены к лучшему. Большинство прогрессивных людей были убеждены в необходимости проведения коренных преобразований в России, переходе к конститу-

1 Понятие социального государства впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Делалась попытка найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих, в осуществлении экономического и общественного прогресса всех членов государства, так как развитие одного является условием и следствием развития другого. Позже, в начале ХХ в., применительно к вопросу о сущности государства появились и другие теории: элит, технократическая, теория плюралистической демократии, конвергенции, историко-материалистическая и др. Идея социального государства с ее ориентацией на развитие человека, создание ему достойных условий жизни положена в основу Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Подробнее см.: Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия / Под. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина и д.ф.н., проф. Т.С. Сулимовой. -М.:Издательство «Альфа-Пресс». - 2006. - 416 с. - С.41

2 Подробнее см.: Ташбекова И.Ю. Государственная политика Российской империи в социальной сфере: вторая половина XIX - начало ХХ века (историко-правовой аспект): Дис...доктора юрид. наук: 12.00.01.- М.- 2012.- С.19

ционному управлению с сильной экономикой.

Преобладающей формой крепостнической эксплуатации оставалась барщина. В Черноземном центре на барщине находилось около 70 % всех крестьян, на юге она безраздельно господствовала. Расширилась барская запашка3, если в конце XVIII в. она занимала 18 % всей обрабатываемой земли, то к середине XIX в. она выросла до 49 %, в Черноземном центре она составляла приблизительно 75 %. По десятой ревизии 1857-1859 г.4 в последние годы существования крепостного права в России насчитывалось 23 млн крепостных крестьян обоих полов, которыми владели 104 тыс. помещиков, 70 % крестьян состояли на барщине и 30 % платили оброк.

Первые шаги по освобождению крестьян были предприняты в 1803 г. Указ «О свободных хлебопашцах» Александра II разрешал землевладельцам отпускать своих крестьян на волю одиночками или целыми семьями с земельными наделами. Крестьяне платили до 500 руб. ассигнациями с души. В 50-х гг. XIX в. ценность помещичьих имений с землей и постройками, разложенная на число крепостных крестьян составляла примерно 200300 руб. на душу. В 40-х гг. были составлены строгие по отношению к помещикам «инвентарные правила», по которым положение государственных и удельных крестьян (бывших дворцовых) улучшились. Например, в пользование государственных крестьян в ряде губерний было выделено до 2,5 млн десятин казенной земли и разрешило малоземельным переселяться на свободные участки казенных земель. В результате увеличилось земельное наделение крестьян. Крепостной строй задерживал развитие производительных сил сельского хозяйства.

В начале XIX в. политическое и экономическое развитие России шло очень медленно. Сельское хозяйство развивалось слабо, так как крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда, отсутствовали наличные капиталы, необходимые для расширения производства, сельское хозяйство оставалось отсталым. Крымская война разорила страну. Дефицит в государственном бюджете составил 800 млн руб. серебром. За годы войны в 13 раз сократился вывоз хлеба, в 8 раз

3 Обработка барской земли крепостными; барщина. Подробнее см.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование. - 2014. — 1376 с.

4 Ревизии подлежали все наличные люди податного состояния, всякого возраста, пола, поколения, не исключая и тех, которые, состоя в податном состоянии, освобождены по тем или другим основаниям от платежа подушной подати, или вместо подушной подати несут другие государственные повинности. Согласно данным ревизии все лица мужского пола податного состояния, не изъятые от платежа подати (как, напр., во время состояния на военной службе, отдельные крестьяне и проч.), должны платить подушную подать. Другими словами подлежали подушной подати все помещичьи крестьяне, крестьяне государственные и удельные и крестьяне свободные, живущие на своих землях, прежние служилые люди: казаки, однодворцы, рейтеры, драгуны и пр. Изменение окладов по каждому селению и семейству не изменяется в промежуток времени между ревизиями ни убылью умерших, бежавших, отданных в рекруты, сосланных за преступление или за худое поведение, ни прибылью вновь родившихся. Это - основное положение закона, в силу которого ревизии приобретали такое большое значение для крестьянства. Между ревизиями могли происходить только перечисления из оклада одного селения в другие вследствие выхода из одного общества в другие или выхода из податного сословия. Подробнее см.: Леонтьев А. А. Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах: монография - Санкт-Петербург: Типография Ивана Ивановича Зубкова. - 1914. - 364 с. - С.30

- льна, в 4 раза - сала, импорт машин - в 10 раз. Из крестьян в рекрутские наборы ушло в 1853-1855 гг. 1,5 млн чел. Поражение царизма в Крымской войне 1853-1856 гг. со всей остротой показало экономическую, политическую отсталость страны, главной причиной которой являлось крепостное право.1

Таким образом, крестьянство в середине XIX в. разделялось на несколько разрядов: 1) государственные, до 1866 г. принадлежавшие казне; 2) помещичьи, до 1861 г. принадлежавшие потомственному дворянству; 3) дворцовые, или удельные, до 1863 г. принадлежавшие императорской фамилии; 4) церковные, до секуляризации 1764 г. принадлежавшие монастырям; 5) экономические (эта категория существовала в 1764—1811 гг.); 6) посессионные, до 1861 г. закрепленные за посессионными мануфактурами.

Государственные крестьяне вобрали в себя прежде всего бывших черносошных крестьян, многочисленные категории крестьян, не принадлежавших дворянству и императорской фамилии, нерусское население Поволжья, Приуралья и Сибири, платившее особый налог — ясак и потому называвшееся ясачными инородцами, церковных или монастырских крестьян после секуляризации 1764 г., а также многочисленные категории служилых людей по прибору. К началу XIX в. можно говорить о консолидации государственных крестьян.

Помещичьи крестьяне образовались из частновладельческих крестьян и холопов, превращенных в помещичьих крестьян в ходе переписи податного населения, или ревизии, 1719 г. Удельные крестьяне как специальный разряд крестьян, принадлежавших отдельным членам императорской фамилии, появились в 1797 г. из бывших дворцовых крестьян. Дворцовые крестьяне принадлежали императорской фамилии в целом; превратившись в удельных, они обрели персонифицированных владельцев.

Монастырские крестьяне XVIII в. являлись прямыми наследниками монастырских крестьян XVII в., в 1764 г. они были окончательно конфискованы у монастырей и образовали особый разряд экономических крестьян, которые в перепись 1815 г. перешли в состав государственных крестьян. Разряд посессионных крестьян образовался в XVIII в. из государственных крестьян, приписанных к заводам и фабрикам купцов, из купленных последними у помещиков, а также из пойманных беглых крестьян, которые отдавались на фабрики в вечную работу.

По своему юридическому положению эти главные категории крестьян имели некоторые отличия, особенно существенные к началу XVIII в. Однако в течение XVIII в. их права и обязанности заметно были уравнены. Все они стали принадлежать к непривилегированным, или податным, слоям населения, не имевшим свободы передвижения и социальной мобильности, права выбора занятий, прикрепленным наследственно к своему

1 Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юб. изд. в 6 т. - М.: Изд-во товарищества И. Д. Сытина. - 1911.

социальному статусу, месту жительства, общине и владельцу.

Это дает основание объединить все разряды крестьян, существовавшие до 1860-х гг., в единое сословие закрепощенных сельских обывателей. С 1719 (год 1-й ревизии) по 1857 г. (год последней 10-й ревизии) доля государственных крестьян увеличилась с 25.9 до 48.8%, доля всех остальных категорий крестьянства уменьшилась: помещичьих (вместе с посессионными крестьянами) — с 54 до 47.3%, удельных — с 7.7 до 3.9%, доля церковных (экономических) крестьян за 1719—1811 гг. уменьшилась с 12.4 до 8.5%.

Важная роль в процессе превращения крестьянства в непривилегированную социальную группу принадлежала указам 1590-х гг. и Уложению 1649 г., которые наследственно прикрепили их к сельской общине, лишили свободы передвижения, обязали платить налоги и нести разные натуральные повинности, санкционировали их объединение в самоуправляющиеся общины, связав всех членов круговой порукой. В середине XVII в. крестьяне приобрели два существенных признака сословия: наследственность социального статуса и корпоративную организацию в форме мира, или общины. Но вектор их социальной эволюции был направлен не в сторону развития сословных прав и привилегий, а в сторону укрепления признаков крепостного состояния, что получило свое окончательное развитие в течение XVIII в.

Хотя к концу XVIII в. крестьяне приобрели еще два признака сословия: специфический менталитет и внешние признаки сословия, они имели мало прав и совсем не располагали привилегиями. Екатерина II в 1785 г. подготовила для государственных крестьян проект Жалованной грамоты, в которой утверждались их сословные права — личная свобода, право собственности, крестьянский суд, самоуправление. Однако, права и обязанности крестьян, как и обязанности перед ними их патронов, были закреплены в законе только в 1832 г.

В результате реформ 1860-х гг. все категории крестьян консолидировались в единое сословие свободных сельских обывателей и постепенно стали утрачивать сословные черты, но процесс этот проходил медленно, вследствие того что правительственная политика намеренно консервировала патриархальность деревни и поддерживала сословные признаки крестьян. После отмены выкупных платежей за землю, подушной подати и круговой поруки, после получения права на выход из общины и изменение своего социального статуса в 1906 г. (указом 5 октября 1906 г. крестьяне, как и все лица податных сословий, были уравнены в правах с другими сословиями в отношении поступления на государственную службу, в учебные заведения, в духовное звание и монашество) крестьянство стало быстро превращаться в настоящий класс в истинном значении этого понятия.2

2 Подробнее см.: Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.): В 2 т. - 3-е изд., испр. и доп. - С-Петербург. - «Дмитрий Буланин». - 2003. - 549 с. - 55 ил.

Важно отметить, что крестьянские земли разделялись на два неравных разряда - на земли надельные и земли частного права или частноправовые. Надельные земли, составляя основной земельный фонд крестьянского сословия, отличались от частноправовых земель двумя признаками: 1) способом приобретения, определенном в Положении о выкупе и 2) ограничениями права собственности на эти земли.

Вненаделенные или частноправовые земли приобретались крестьянами, как в составе целых обществ или товариществ, так и отдельными лицами, на общих гражданских основаниях путем покупки, дара, наследования, давности и прочее, этими землями крестьяне распоряжались, подобно владельцам других сословий, на полном праве собственности, т.е. без тех ограничений, которые установлены для надельных земель.

Поземельное устройство или наделение крестьян землей было произведено в 60-х годах XIX века по числу ревизских душ мужского пола 10-ой ревизии (1857-59 гг.). Для 49 -ти губерний Европейской России цифровые данные поземельного устройства крестьян представлялись в таком виде: 1) владельческие или помещичьи крестьяне на 10.649.841 ревизских душ мужского пола получили в надел 37.083.475 дес., или в среднем по 3,4 дес. на одну ревизскую душу; 2) государственные крестьяне на 9.781.418 ревизских душ получили в надел 57.971.414 дес., или в среднем около 6 дес. на душу; 3) удельные крестьяне или крестьяне, которым дали земли имений государственных дворцовых и удельных в числе 894.308 рев. душ, получили в надел всего 4.300.585 дес., или в среднем по 4.8 дес. на душу.

При наделении владельческие и удельные крестьяне получили не всю ту землю, какой они владели до освобождения. За исключением 9-ти западных губерний, где после восстания поляков, крестьянам поступило в надел даже больше того количества, каким они прежде пользовались (10.165.00 вместо 7.738.000), в 36-ти коренных русских губерниях помещичьи крестьяне, вместо 29 млн.169 тыс. дес., получили 23.907.000 дес., а отрезано у них было 5.262.000 десятин. Кроме того, из числа помещичьих крестьян дворовые, которых числилось 724.000 душ мужского пола совсем не получили земли; около 600 тысяч душ крестьян получили дарственный (нищенский) надел, при котором помещик уступал крестьянам с их согласия четвертую часть причитающегося надела; из числа крестьян, получивших полный надел, 1.999.000 душ мужского пола получили по 2 десятины и меньше, а всего на их долю было отведено 2.480.000 десятин.1

1 В губернских комитетах и редакционных комиссиях одним из важнейших предметов спора сделался размер надела. Одни, имевшие в виду главным образом помещичьи интересы, стремились установить для него возможно низкую норму, ссылаясь на то, что она, во-первых, может скорее всего способствовать замещению в сельском быту обязательного труда-трудом свободных и, во-вторых, - что представлялось им, конечно, особенно важным, - обеспечить помещику постоянных работников. «Недостаточное» наделение крестьян землею проводилось с этой стороны вполне сознательно. Помещичья партия руководствовалась в этом случае тем соображением, что если крестьяне будут обеспечены землею в количестве, достаточном для их существования и отбывания повинностей, то «они не

У удельных крестьян при освобождении было отобрано более миллиона десятин оброчных статей, в том числе 100 тысяч десятин общественных запашек; 27.499 ревизских душ этих крестьян получили всего 39.000 дес., т.еменее, чем по 2 дес. на душу. Из числа государственных крестьян 390 тыс. ревизских душ получили всего 545 тыс. дес., т.е. по 2 дес. и меньше на душу.

Как мы видим, в техническом отношении наделы крестьянам были отведены крайне неудовлетворительно и неравномерно. С самого первого дня освобождения образовался разряд малоземельных крестьян. За отведенные в наделы земли все разряды крестьян были обложены обременительными выкупными платежами, размер которых во многих местностях превышал доходность земли.

Так, по данным сельскохозяйственной комиссии 1872 года, видно, что выкупные платежи государственных и удельных крестьян в 37 губерниях (не считая западных) составляли 92.75 % чистого дохода с земли, а платежи бывших помещичьих крестьян 98.25 %. Для отдельных местностей отношения эти сильно колебались, нередко достигая поразительных цифр. В Новгородской губернии платежи составляли по отношению к доходности: для крестьян-собственников до 275 %, и для временнообязанных - 565 %.2

Исправность взноса выкупных платежей обеспечивалась круговой порукой всех членов крестьянского общества. При подобных условиях владение надельной землей являлось для крестьян не правом, а государственной повинностью, избежать которой отдельным крестьянам почти не представлялось возможным. Такое значение за надельными землями сохранилось почти до самой отмены выкупных платежей. При выходе из общины отдельных крестьян, повинности, лежавшие на них, должны были распределяться между остающимися членами, поэтому естественно, увольнение из общества обставлялось весьма стесненными условиями.

Легче всего выход из общины мог последовать по взаимному соглашению общины и выходящего, при условии полного отказа со стороны выходящего от участия в общинном имуществе. Только после отмены круговой поруки и выкупных платежей отпала главная причина, побуждавшая крестьянское общество навязать землю тому, кто ее брать не желает. По Указу 5 октября 1906 года сельский обыватель, по отказу от участия в пользовании мирской землей, (Дело идет об общинном или мирском землевладении. До настоящего времени земля, отведенная при освобождении крестьян сельскому обществу на

будут более иметь надобности в помещике, отчего этот последний лишится возможности к обрабатыванию оставшейся у него земли». Таким образом, даже в лучшем случае, крестьяне должны были получить надел, недостаточный для того, чтобы использовать на нем свою рабочую силу. Подробнее см.: Пешехонов А.В. Земельные нужды деревни и основные задачи аграрной реформы. С-Петербург. -1906. - Ред. журнала Русское богатство. - Второе издание. - 155 с. - С.44

2 Подробнее см.: Кавелин С.П. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое руководство. - М.: Изд. юрид. кн. магазина "Правоведение" И.К. Голубева. - 1914. - 339 с. - С.184

общинном праве, находилась в распоряжении мира. Земельные участки предоставлялись отдельным домохозяевам не собственность, а только в пользование. Если состав семьи домохозяина изменялся, если у него становилось в семье больше или меньше работников или едоков, мир мог изменить количество земли, предоставленное в пользование такому домохозяину. Если член общества уходил из его состава, то земля его поступала к миру. Без согласия мира никто не мог получить в собственность земли, которой он пользовался, даже если бы внес за нее всю выкупную сумму. Словом, мир был хозяином мирской земли. Теперь дело существенно меняется. По новому указу, каждый домохозяин, владеющий землей от общества, может во всякое время требовать, чтобы отведенная ему земля была укреплена за ним навсегда в личную собственность. Таким образом, помимо воли мира, каждый домохозяин может выкраивать себе часть мирской земли и стать собственником этой части, как если бы она была приобретена им по купчей. Подробнее см.: А.А. Мануилов. Новый указ о земле / Земельное дело без Думы. Сборник статей. - Москва. - 1906. - Изд. «Народное право». - Типография Г. Лисснера и Д. Собко. - 81 с. - С.65) получает беспрепятственное увольнение из сельского общества.

Заботы правительства о крестьянском землевладении в течение сорока с лишним лет, со времени их освобождения, ограничились получением выкупных платежей и иных повинностей: в способах и порядках внутринадельного землевладения крестьяне были предоставлены сами себе. Стремление поделить свою землю справедливо толкает крестьян на путь чересполосного дробления ее между членами, при этом принимается во внимание не только разное качество почвы, но и удаленность полевой земли от селения. Полевая земля отдельного крестьянина была разбросана по всей площади надела в десятках узких и длинных полос: чем крупнее было селение, тем больше полос приходилось на долю каждого крестьянина, площадь каждой полосы уменьшалась, а расстояние меж-

Библиграфия:

ду ними увеличивалась.

Как отмечает И.Ю. Ташбекова, «недостаточность крестьянских наделов выступила активатором в формировании новых экономических отношений и развитии рынка рабочей силы. Недостаточность земельных наделов вынуждала крестьян к поиску новых земель и переселению вопреки государственным запретительным мерам.

В реформировании крестьянско-земельных отношений можно увидеть два направления политики российского государства. Первое направление имело отношение к основной массе крестьян - помещичьих и удельных и основывалось на принципе сохранения экономических отношений между помещиками и крестьянами с одновременным введением личной свободы последних для предоставления возможностей развития трудовых отношений. Второе направление касалось государственных крестьян и представляло собой не только введение права крестьян на личную свободу, но и имело под собой достаточно прочную основу для сохранения благосостояния и развития социально-экономических отношений более высокого уровня (Ташбекова И.Ю. Государственная политика Российской империи в социальной сфере: вторая половина XIX - начало ХХ века (истори-ко-правовой аспект): Дис...доктора юрид. наук: 12.00.01.- М.-2012.- С.71).

Таким образом, сложность и трудность социальной аграрной реформы в России во второй половине XIX - начале XX века и особая неотложность ее проведения не позволили достичь поставленных целей. Земельные отношения - это фундамент, на котором покоится вся народно-хозяйственная жизнь страны. Реформы создали перспективы выхода из глобального экономического кризиса, в котором находилось сельское хозяйство страны и позволили поставить на совершенно новый уровень отношения в сельскохозяйственном секторе. Демократические силы в российском обществе уже выросли и был сделан следующий решительный шаг в сторону сельских тружеников -защита не только от обезземеливания, но и от эксплуатации.

1.Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир. - 2006. - 720 с.

2. Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия / Под. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина и д.ф.н., проф. Т.С. Сулимовой. - М.: Издательство «Альфа-Пресс». - 2006.

3. Власенко Н.А. Введение в теорию правового государства. Избранное / Н.А. Власенко. - М.: Норма. - 2015. - 672 с. + вклейка (16 с.).

4. Ташбекова И.Ю. Государственная политика Российской империи в социальной сфере: вторая половина XIX - начало хХ века (историко-правовой аспект): Дис...доктора юрид. наук: 12.00.01.- М.- 2012.

5. Леонтьев А. А. Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах: монография - Санкт-Петербург: Типография Ивана Ивановича Зубкова. - 1914. - 364 с.

6. Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юб. изд. в 6 т. - М.: Изд-во товарищества И. Д. Сытина. -

1911.

7. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.): В 2 т. - 3-е изд., испр. и доп. - С-Петербург. - «Дмитрий Буланин». - 2003. - 549 с. - 55 ил.

8. Пешехонов А.В. Земельные нужды деревни и основные задачи аграрной реформы. С-Петербург. - 1906. - Ред. журнала Русское богатство. -Второе издание. - 155 с.

8.Кавелин С.П. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое руководство. - М.: Изд. юрид. кн. магазина "Правоведение" И.К. Голубева. - 1914. - 339 с.

9. А.А. Мануилов. Новый указ о земле / Земельное дело без Думы. Сборник статей. - Москва. - 1906. - Изд. «Народное право». - Типография Г. Лисснера и Д. Собко. - 81 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.