Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии философии М. Хайдеггера на теологию Р. Бультманна'

К вопросу о влиянии философии М. Хайдеггера на теологию Р. Бультманна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии философии М. Хайдеггера на теологию Р. Бультманна»

Ворохобов А. В.

Аспирант кафедры философии НГПУ г. Нижний Новгород

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА НА ТЕОЛОГИЮ Р. БУЛЬТМАННА

Рудольф Бультманн считается одним из самых известных протестантских теологов двадцатого века, а его творчество является предметом пристального внимания зарубежных исследователей. Сам мыслитель считал, что он своим творчеством обеспечил возможность для современного человека более глубокого понимания и осмысления истин христианской религии, благодаря использованию философской экзистенциальной методологии, разработанной М. Хайдеггером.

Хайдеггер, будучи на пять лет моложе Р. Бультманна, в 1923 году стал ординарным профессором философии в Марбурге, где в 1927 году вышло его эпохальное произведение «Бытие и время». Даже после его переезда во Фрейбург в 1928 году, оба мыслителя постоянно находились в контакте, систематично встречались и практиковали систему проведения совместных семинаров. Когда в 1933 году Р. Бультманн выпустил первый том «Веры и понимания», он посвятил его Хайдеггеру. Все статьи этого тома, относящиеся к 1924-1930 годам, пронизаны различными мыслями, почерпнутыми теологом из философии Хайдеггера. Здесь, однако, можно говорить о взаимовлиянии, поскольку и Хайдеггер во многом обязан Р. Бультманну своим пониманием наследия апостола Павла и М. Лютера, труды которых он активно исследовал в эти годы. Личностные контакты между двумя мыслителями прекратились в 1933 году, когда Хайдеггер вошел в слишком близкие отношения с «коричневой» правящей диктатурой. Однако переиздавая первый том «Веры и понимания» в 1954 году, в предисловии Р. Бультманн пишет следующее: «Эта книга остается посвященной Мартину

Хайдеггеру, с благодарными воспоминаниями о совместном времени в Марбурге» [1, 2].

Для теологии Р. Бультманна важно не все творчество Хайдеггера, а лишь его ранняя стадия. Знаменитый «поворот» Хайдеггера, произошедший в тридцатые годы, не оказал никакого влияния на теологию Р. Бультманна, который воспринял этот «поворот» не в смысле «обращения» как многие другие, а всегда рассматривал «позднего» Хайдеггера в неразрывном континууме с «ранним».

Известно, что Р. Бультманн всегда считал себя диалектическим теологом. Но возможна ли в контексте такого мышления встреча теологии и философии? Если Бог «совершенно иной» в своем бытии, то его деяния и он сам являются недоступными для философии. Бультманн в связи с этим, указывал на то, что философия Хайдеггера «а-теистична» в подлинном значении этого слова. Это суждение не говорит о вере или неверии Хайдеггера, а констатирует факт, что Бог не является предметом ранней философии Хайдеггера. Бог в этой философской системе ни отвергается, ни наличествует. Именно поэтому пространство философии Хайдеггера открыто для теологической мысли, которая, насколько она знает о Боге, основывается не на философской рефлексии, а на откровении самого Бога.

Что же, однако, является предметом ранней философии Хайдеггера, и какую помощь это философствование может оказать теологам? Р. Бультманн считает, что Хайдеггер анализирует человеческое Dasein, в котором, по представлениям диалектического направления в теологии, нельзя найти Бога, поскольку он внеположен человеку. Теология так же имеет дело с человеческим Dasein. Слово Божие направлено на подлинного человека, с чем, собственно, и имеет дело Хайдеггер. Поэтому теология может в том, что относится к сфере Dasein человека, прибегать к помощи философии. В любом случае, Р. Бультманн предполагает лишь такое использование философии, когда она поставляет средства для выражения богословских

идей, относящихся к экзистенциальной проблематике. Согласно Р. Бультманну, богословская терминология всегда была такой, в которой «естественное» Dasein, то есть мир, познавало само себя, то есть в понятиях обусловленных науками о мире и философией в широком смысле слова. Такое понимание совершенно необходимо для того, чтобы «говоря о чем-либо, касающемся человеческого Dasein, такая речь вообще была понятой» [2, 349]. Итак, очевидно, что согласно Р. Бультманну, теология сознательно или неосознанно, всегда сопряжена с философской работой.

Р. Бультманн был озабочен поисками оптимального способа изложения теологического материала с точки зрения формы, и, как он полагал, ему в этом помогла философия Хайдеггера: «Я нашел помощь для работы в феноменологии, в которую я был введен моим другом и коллегой Хайдеггером. Ее смысл в исследовании, в анализе, в противоположность философской систематике. Я пишу это лишь для того, чтобы предотвратить упрек в том, что я предписываю какую-то философию; так как учиться у какой-либо философии всегда пагубно для историка, если он повествует о некой философской системе, не ставя вопросов, а давая точные ответы» [3, 987]. Итак, речь не может идти о том, адекватно ли Р. Бультманн воспринял философию Хайдеггера, поскольку он вообще не хотел ее перенимать.

Заслуживает внимания, что вопрос о человеческом Dasein как таковом, - в отличие от чистого знания природы, исторически экзистирующего Dasein, вопрос о котором был поставлен и разработан Хайдеггером, был знаком и интересовал Р. Бультманна еще до знакомства с философом. Р. Бультманн пишет об этом следующее: «Осмысление исторической жизни и ее понимание, бывшие живыми у Ницше и у Буркхардта, которое было главной темой философских интересов Дильтея... старания осмысления историчности у Рикера и Трельча, а так же антропологический анализ Шелера, взгляды Кьеркегора на сущность человеческой экзистенции, которые действенны у Ясперса и, с мотивами работы Дильтея, у Хайдеггера,

для меня, как и для других, были поводом для размышлений» [3, 986]. Но в точном понятийном анализе Хайдеггера человеческого Dasein, Р. Бультманн увидел путь к ориентировочной разработке этого вопрошания, почему и примкнул в дальнейшем к анализу философа.

После встречи с Хайдеггером теология Р. Бультманна приняла постоянную и оригинальную форму, которая оставалась неизменной на протяжении более чем пятидесяти лет. Теолог постоянно стремился глубже осмыслить темы, поставленные им еще в двадцатые годы, и никогда не отклонялся от них. С середины двадцатых годов и до смерти мыслителя в 1976 году, едва ли можно указать хотя бы на один пример, когда Р. Бультманн кардинально изменил свою точку зрения на какой-либо вопрос. Его самостоятельную неизменную теологию нельзя объяснить сложением взглядов его учителей, облаченных в «одежду» философии Хайдеггера. Теология Р. Бультманна призывает к пониманию ее предмета - Библии, и, насколько возможно, к осмыслению человеческого существования. Для более глубокого понимания мировоззрения мыслителя, открытие исторических корней его теологии, может быть весьма полезным, но не исчерпывающим в объяснении той или иной его позиции.

Литература

1. Bultmann, R. Kirche und Lehre im Neuen Testament // Bultmann R. Glauben und Verstehen: gesammelte Aufsätze. Tübingen, 1933. Bd. I.

2. Bultmann, R. Die Geschichtlichkeit des Daseins und der Glaube // Bultmann R. - Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1930. № 11. - SS. 329-364.

3. Bultmann, R. Rezension von: Windisch H. «Der Sinn der Bergpredigt» // Bultmann R. - Deutsche Literaturzeitung. 1929. - № 50. SS. 985-993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.