Научная статья на тему 'К вопросу о ведомственном контроле и координации действий в процессе осуществления розыскной работы УМВД России по Белгородской области'

К вопросу о ведомственном контроле и координации действий в процессе осуществления розыскной работы УМВД России по Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСКНАЯ РАБОТА / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗЫСКА / РОЗЫСКНОЕ ДЕЛО / SEARCH WORK / DEPARTMENTAL CONTROL / COORDINATION OF WORK / ORGANIZATION OF THE SEARCH / SEARCH FILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темненко С. А., Дьяков Н. В.

Статья посвящена ведомственному контролю и координации действий сотрудников органов внутренних дел при осуществлении розыска различных категорий граждан и особенно лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности работы и позволяет устранить неправомерные решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руководителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций. Авторы статьи раскрыли цели и задачи ведомственного контроля в розыскной работе. Особенно остановились на координирующей роли розыскного подразделения УМВД России по Белгородской области при осуществлении розыска различных категорий граждан. Приведены положительные примеры взаимодействия из практики деятельности розыскных подразделений УМВД России по Белгородской области. Раскрыты некоторые положения Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц. Рассмотрено взаимодействие полиции, следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации и поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт-Белгород» в части розыска без вести пропавших. Освещены проблемные вопросы, возникающие во время осуществления розыска, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Темненко С. А., Дьяков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEPARTMENTAL CONTROL AND COORDINATION OF ACTIONS IN THE COURSE OF INVESTIGATIVE WORK OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE BELGOROD REGION

The article is devoted to the departmental control and coordination of the actions of the police officers in the search for various categories of citizens and especially persons hiding from the bodies of inquiry, investigation and the court, as well as the missing. Departmental control includes an assessment of the legality, validity and efficiency of work and allows you to eliminate the adoption of an unlawful decision and restore the violated rights and legitimate interests of individuals and legal entities, as well as to make an independent decision for the head to carry out operational-search functions. The authors of the article revealed the goals and objectives of departmental control in investigative work. They especially dwelled on the coordinating role of the search division of the region in the search for various categories of citizens. There are given positive examples of interaction from the practice of the search divisions of the Regional MIA Administration. Some provisions of the “Instructions on the procedure for considering applications, reports of crimes and other information about incidents related to the disappearance of persons unknown” have been disclosed. Interaction between the police, investigative units of the Investigative Committee of the Russian Federation and the search and rescue team «Liza Alert-Belgorod» in terms of the search for the missing. The problematic issues that arise during the search and ways of solving them are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ведомственном контроле и координации действий в процессе осуществления розыскной работы УМВД России по Белгородской области»

К ВОПРОСУ О ВЕДОМСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ И КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ УМВД РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ON THE ISSUE OF DEPARTMENTAL CONTROL AND COORDINATION OF ACTIONS IN THE COURSE OF INVESTIGATIVE WORK OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE BELGOROD REGION

УДК 343.13

С.А. ТЕМНЕНКО

(УМВД России по Белгородской области, Россия, Белгород)

SERGEY A. TEMNENKO

(Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Belgorod region, Belgorod, Russia)

Н.В. ДЬЯКОВ,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) +7 (4722) 55-71-30

NIKOLAY V. DYAKOV,

Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: статья посвящена ведомственному контролю и координации действий сотрудников органов внутренних дел при осуществлении розыска различных категорий граждан и особенно лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности работы и позволяет устранить неправомерные решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руководителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций. Авторы статьи раскрыли цели и задачи ведомственного контроля в розыскной работе. Особенно остановились на координирующей роли розыскного подразделения УМВД России по Белгородской области при осуществлении розыска различных категорий граждан. Приведены положительные примеры взаимодействия из практики деятельности розыскных подразделений УМВД России по Белгородской области. Раскрыты некоторые положения Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц. Рассмотрено взаимодействие полиции, следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации и поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт-Белгород» в части розыска без вести пропавших. Освещены проблемные вопросы, возникающие во время осуществления розыска, и пути их решения.

Ключевые слова: розыскная работа, ведомственный контроль, координация работы, организация розыска, розыскное дело.

Для цитирования: Темненко С.А., Дьяков Н.В. К вопросу о ведомственном контроле и координации действий в процессе осуществления розыскной работы УМВД России по Белгородской области // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 39-43.

Abstract: the article is devoted to the departmental control and coordination of the actions of the police officers in the search for various categories of citizens and especially persons hiding from the bodies of inquiry, investigation and the court, as well as the missing. Departmental control includes an assessment of the legality, validity and efficiency of work and allows you to eliminate the adoption of an unlawful decision and restore the violated rights and legitimate interests of individuals and legal entities, as well as to make an independent decision for the head to carry out operational-search functions. The authors of the article revealed the goals and objectives of departmental control in investigative work. They especially dwelled on the coordinating role of the search division of the region in the search for various categories of citizens. There are given positive examples of interaction from the practice of the search divisions of the Regional MIA Administration. Some provisions of the "Instructions on the procedure for considering applications, reports of crimes and other information about incidents related to the disappearance of persons unknown" have been disclosed. Interaction between the police, investigative units of the Investigative Committee of the Russian Federation and the search and rescue team «Liza Alert-Belgorod» in terms of the search for the missing. The problematic issues that arise during the search and ways of solving them are considered.

Keywords: search work, departmental control, coordination of work, organization of the search, search file.

For citation: Temnenko S.A., Dyakov N.V. On the issue of departmental control and coordination of actions in the course of investigative work of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Belgorod region // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 3. P. 39-43.

Розыскная работа относится к исключительной компетенции правоохранительных органов. Основную роль в этом направлении деятельности играют подразделения уголовного розыска органов внутренних дел (далее розыскные подразделения).

В соответствии с п. 12, 15 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» в их компетенцию входит розыск:

- лиц, совершивших преступления, подозреваемых, обвиняемых в их совершении;

- лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

- несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

- уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

- лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

- лиц, пропавших без вести, также органы внутренних дел1 принимают меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации личности [1].

1 Далее - ОВД.

За истекший 2019 год с учетом остатка прошлых лет УМВД России по Белгородской области разыскивалось 516 подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда (в 2018 году - 511). Розыск прекращен в отношении 322 лиц, остались неразы-сканными 194 преступника.

Без вести пропавших в 2019 году с учетом прошлых лет находилось в розыске 235. Разыскано 104, осталось в розыске на 2020 год - 1532.

Чтобы преступники своевременно задерживались и предавались суду, а без вести пропавшие и другая категория лиц разыскивались, в органах внутренних дел круглосуточно организуется контроль за этим важным и необходимым направлением оперативно-служебной деятельности.

Ведомственный контроль осуществляется на основании ст. 22 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в соответствии с ведомственными нормативными правовыми до-кументами3.

Закрепление ведомственного контроля в законодательном порядке определяется специфическим характером розыскной работы, задачи которой решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и оперативно-розыскных мероприятий [2].

2 Справка о розыске преступников и без вести пропавших за 12 месяцев 2019 года УУР УМВД России по Белгородской области.

3 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Основными задачами ведомственного контроля в ходе осуществления розыскной работы являются: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов; обеспечение своевременного и качественного выполнения мероприятий, принимаемых в ходе этой деятельности; выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности оперативных сотрудников [3].

Ведомственный контроль осуществляется на всех этапах розыскной работы - от стадии рассмотрения заявления (сообщения) до законности и обоснованности принятия решения о прекращении розыскного дела.

Ведомственный контроль за розыскной работой в УМВД России по Белгородской области осуществляется руководителями - от начальника УМВД России по Белгородской области до начальника уголовного розыска ОМВД на районном уровне. Эти руководители несут персональную ответственность за правильность и эффективность использования сил, средств и иных оперативно-розыскных возможностей по розыску скрывшихся преступников, лиц, пропавших без вести, и другой категории граждан. Вместе с тем в вопросах организации и координации работы в этом важном направлении деятельности главенствующая роль принадлежит сотрудникам отделения организации розыска лиц УУР УМВД России по Белгородской области.

При выполнении таких полномочий, как обоснованная и своевременная постановка лица на розыскной учет, установление обоснованности и законности организации и тактики розыскной работы в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами, своевременное выявление недостатков и др., этим подразделениям ежедневно оказывается практическая и методическая помощь территориальным ОМВД на районном уровне.

В целях розыска преступников ежегодно организуется проведение межгосударственного оперативно-профилактического мероприятия под условным наименованием «Розыск». Так, например, в 2019 году в процессе его проведения сотрудниками полиции задержан 41 преступник, из них - 22 осужденных, скрывшихся от подразделений ФСИН России.

В территориальные органы УМВД России по Белгородской области регулярно направляются соответствующие указания и обзоры по розыску различных категорий граждан с отражением проблемных вопросов и путей их решения.

В истекшем году с руководителями и сотрудниками розыскных подразделений проведено 2 семинара-совещания, на которых рассмотрены

вопросы организации розыска. Кроме этого, вопросы розыскной работы регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях при руководстве УМВД России по Белгородской области с заслушиванием руководителей территориальных органов на районном уровне, имеющих низкие результаты работы.

Территориальным подразделениям на районном уровне со сложной обстановкой по данному направлению деятельности сотрудниками отделения организации розыска лиц УУР УМВД России по Белгородской области оказывается помощь в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, а по некоторым резонансным и особо тяжким преступлениям розыскные дела принимаются к производству. Так, например, в 2019 году принято к производству 12 розыскных дел.

Во время выезда в служебные командировки сотрудниками отделения организуется работа по задержанию преступников, а также координация и непосредственное участие в проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий на территории субъектов Российской Федерации и стран СНГ. Находясь в служебной командировке в г. Минске Республики Беларусь, 13.04.2019 задержан гр. Корвиков О.А., обвиняемый в совершении преступления по ч. 4 ст. 159 УК РФ, который в составе организованной преступной группы на территории г. Белгорода, Орла и Москвы под предлогом заключения договоров по продаже автомобилей мошенническим путем завладел денежными средствами на общую сумму около 70 млн рублей. По данному факту возбуждено 104 эпизода преступной деятельности. В августе 2019 года обвиняемый Корвиков О.А. экстрадирован на территорию Российской Федерации. В октябре на территории г. Москвы задержан гр. Видин В.В., обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, разыскиваемый УМВД России по г. Старому Осколу с 1998 года, который на протяжении 20 лет, используя чужие документы, проживал в Московском регионе4.

В ходе проверок розыскных дел, находящихся в производстве территориальных органов УМВД России по Белгородской области, по каждому розыскному делу даются указания на проведение целевых мероприятий, устанавливаются контрольные сроки их исполнения. Так, например, в ходе проведенной сверки в 2019 году установлено, что 26 подозреваемых (обвиняемых) повторно объявлялись в розыск, из

4 Материалы совещания по вопросу организации розыск-

ной работы в территориальных органах на районном уровне УМВД России по Белгородской области.

которых до настоящего времени остаются нера-зысканными 3 преступника. В этой связи органам следствия предложено при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения более детально изучать личность подозреваемого (обвиняемого) лица, а при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение которого санкция статьи УК РФ предусматривает наказание, связанное с лишением свободы, в обязательном порядке ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения «заключение под стражу».

На постоянном контроле находится организация работы по розыску обвиняемых, объявленных в международный розыск по каналам НЦБ Интерпола. Всего в розыске на конец 2019 года находилось 47 иностранных граждан, из них - 34 гражданина Украины, 5 - Таджикистана, 2 - Беларуси, 2 - Молдовы, 1 - Азербайджана, 1 - Казахстана, 1 - Кыргызстана и 1 - Армении.

В течение 2019 года по каналам НЦБ Интерпола разыскано 6 обвиняемых, из которых 3 преступника уже экстрадированы с территории Украины на территорию Российской Федерации (Шубный А.Н., обвиняемый в совершении серии преступлений по ч. 3 ст. 132 УК РФ на территории г. Белгорода, и Юсупов Х.Х, Надырбабаев А.И., обвиняемые в совершении преступления по ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 162 УК РФ, совершенного 30.12.2016 на территории г. Старого Оскола)5.

В целях обеспечения принципа неотвратимости наказания и своевременного привлечения к уголовной ответственности указанной категории преступников подразделениям следствия и органам дознания было предложено в отношении подозреваемых и обвиняемых, местонахождение которых достоверно установлено на территории иностранного государства и которые подлежат выдаче на территорию Российской Федерации, рассматривать вопрос о перепоручении уголовного преследования в соответствии со ст. 458 УПК РФ. В результате взаимодействия правоохранительных органов Белгородской области и иностранного государства, в соответствии со ст. 458 УПК РФ, 3 уголовных дела направлены для осуществления уголовного преследования на территории проживания обвиняемых.

В целях принятия организационных и управленческих мер по недопущению фактов ненадлежащего розыска подозреваемых и обвиняемых, а также нарушения учетно-статистической дисциплины,своевременного объявления и прекращения розыска, полноты постановки на учет

5 Материалы совещания по вопросу организации розыскной работы в территориальных органах на районном уровне УМВД России по Белгородской области.

и качества заполнения опознавательных карт в территориальные органы УМВД России по Белгородской области направляются соответствующие указания и обзоры с отражением проблемных вопросов и путей их решения.

С руководителями и сотрудниками розыскных подразделений территориальных органов на районном уровне проводятся обучающие семинары-совещания.

Сотрудниками отделения значительное внимание уделяется розыску без вести пропавших лиц.

Работа по розыску лиц, пропавших без вести, строится в тесном взаимодействии со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации в части незамедлительного реагирования на поступившие заявления (сообщения) о пропаже человека, проведения осмотров мест последнего пребывания (проживания) пропавшего лица в соответствии с требованиями совместного приказа МВД России, Генпрокуратуры России и СК России от 16.01.2015 № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан»6.

В случае если местонахождение лица, пропавшего без вести, в течение 10 суток не установлено, в обязательном порядке материал проверки направляется в следственные органы СУ СК России по Белгородской области для принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.

Проблемными вопросами для территориальных органов на районном уровне еще остаются несвоевременное, некачественное реагирование на обращения и заявления граждан о безвестном исчезновении лиц. Не во всех случаях в состав следственно-оперативной группы на начальном этапе включается следователь Следственного комитета, что приводит к некачественному сбору вещественных доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении пропавшего лица может быть совершено преступление.

Чтобы устранить недостатки, в УМВД России по Белгородской области каждое безвестное исчезновение человека в течение дежурных суток ставится на особый контроль, а при наличии признаков, указывающих на криминальный характер исчезновения (например,

6 Приказ МВД России, Генпрокуратуры России и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания; отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве; наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия; безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией, и др. [5]), сотрудниками ОВД в максимально короткий срок проводится комплекс оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, направленных на установление обстоятельств исчезновения, с участием следователя СУ СК России по Белгородской области.

При исчезновении несовершеннолетнего или малолетнего обязателен выезд сотрудника УУР УМВД России по Белгородской области в служебную командировку для организации проведения поисковых мероприятий.

Каждое безвестное исчезновение несовершеннолетнего или малолетнего с момента поступления сообщения (заявления) территориаль-

ными ОВД на районном уровне рассматривается как совершенное противоправное деяние. В этих целях незамедлительно создаются оперативные группы по их розыску с привлечением волонтеров к поисковым мероприятиям.

В области активно в этом направлении участвует поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт-Белгород», с которым в 2019 году в УМВД России по Белгородской области заключено соглашение на добровольное безвозмездное сотрудничество в сфере поиска без вести пропавших, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей. Данное соглашение предусматривает объединение усилий сторон на повышение эффективности проведения совместных поисковых мероприятий, сотрудничество и организацию оперативно-информационного обмена о пропавших людях, проведение занятий, семинаров по обмену опытом.

В заключение хотелось бы отметить, что при любых формах контроля одной из главных его задач является не обнаружение, а предупреждение нарушений. Если же нарушение все же допущено, руководитель обязан в процессе ведомственного контроля сделать все возможное для восстановления прав и свобод граждан и юридических лиц.

Литература

1. Ларин А.Ю. Комментарий к Закону Российской Федерации «О полиции» № 3-ФЗ: постатейный. - Москва: Книжный мир, 2011. - 319 с.

2. Золотарев Д.А. Основные направления ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемого начальником оперативного отдела исправительного учреждения // Вестник Кузбасского института. 2019. № 2 (39). С. 141-149.

3. Ишмаева Т.П., Шаймарданова С.М. Контроль и надзор за деятельностью полиции России как способ обеспечения законности // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 1 (20). С. 68-72.

4. Гордин А.В. Взаимодействие оперативно-розыскных подразделений и следователя органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Санкт-Петербург, 2005. - 22 с.

5. Майданов А.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в оперативно-розыскной деятельности по розыску без вести пропавших лиц // Прокурорский надзор в досудебном производстве по уголовным делам: сборник трудов конференции. - Москва: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, 2019. С. 83-92.

References

1. Larin A.Yu. Kommentarii k Zakonu Rossiiskoi Federatsii "O poNtsii" № 3-FZ: postateinyi. - Moskva: Knizhnyi mir, 2011. - 319 s.

2. ZolotarevD.A. Osnovnye napravleniya vedomstvennogo kontrolya za operativno-rozysknoi deyatel'nost'yu, osushchestvlyaemogo nachal'nikom operativnogo otdela ispravitel'nogo uchrezhdeniya // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2019. № 2 (39). S. 141-149.

3. Ishmaeva T.P., Shaimardanova S.M. Kontrol' i nadzor za deyatel'nost'yu politsii Rossii kak sposob obespecheniya zakonnosti // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2019. № 1 (20). S. 68-72.

4. Gordin A.V. Vzaimodeistvie operativno-rozysknykh podrazdelenii i sledovatelya organov vnutrennikh del pri raskrytii i rassledovanii prestuplenii: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Sankt-Peterburg, 2005. - 22 s.

5. MaidanovA.A. Prokurorskii nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva v operativno-rozysknoi deyatel'nosti po rozysku bez vesti propavshikh lits // Prokurorskii nadzor v dosudebnom proizvodstve po ugolovnym delam: sbornik trudov konferentsii. - Moskva: Moskovskii gosudarstvennyi yuridicheskii universitet im. O.E. Kutafina, 2019. S. 83-92.

(статья сдана в редакцию 23.07.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.