Научная статья на тему 'К вопросу о туристическом потенциале Камбоджи'

К вопросу о туристическом потенциале Камбоджи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3912
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристическое направление / особенности Камбоджи / туризм / проблемы в сфере туризма / правительство Камбоджи / иностранные туристы / сотрудничество России и Камбоджи / подготовка квалифицированных кадров / tourist destination / characteristics of Cambodia / tourism / problems in tourism industry / government of Cambodia / foreign tourists / partnership of Russia and Cambodia / preparation of qualified staff

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чудайкина Галина Михайловна, Авагян Асмик Арменовна, Логинова Наталия Юрьевна, Костоварова Валентина Васильевна

В статье рассматривается вопрос о туристическом потенциале Камбоджи. Приводится общая характеристика туризма в Камбодже, а также статистические данные о развитии данной отрасли. Обосновываются ключевые факторы, привлекающие туристов в Камбоджу. Авторы приходят к выводу о том, что на востребованность Камбоджи в качестве туристической дестинации влияют природные особенности страны, её богатая история и традиции, культурные развлечения, возможности для водного и гастрономического туризма, транспортная доступность, а также конкурентоспособные цены. Среди существующих проблем индустрии туризма в Камбодже выделяются недостаточный профессионализм работников сферы туризма и сервиса, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и ограниченность выбора в заведениях общественного питания. Подчёркивается, что туризм в Камбодже растёт быстрыми темпами и становится главным сектором национальной экономики. В статье приводятся ссылки на работы других авторов, исследовавших туризм в Камбодже. Опираясь на работы предшественников и современное состояние индустрии туризма, авторы предлагают свои решения существующих проблем: маркетинг существующих туристических направлений Камбоджи, их продвижение в целевые страны, оценка и удовлетворение потребностей международных туристов, развитие имиджа страны при помощи рекламы и Интернета, обучение будущих работников сферы туризма, сервиса и гостиничного дела в профильных российских вузах и создание российскокамбоджийского колледжа туризма для подготовки квалифицированных кадров. Подчёркивается ведущая роль Российского государственного университета туризма и сервиса в подготовке персонала в сфере туризма и развитии сотрудничества Российской Федерации и Королевства Камбоджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TOURISM POTENTIAL OF CAMBODIA

This article discusses the tourist potential of Cambodia. General characteristics of Cambodia and statistical data on development of this industry are given. Key factors attracting tourists to Cambodia are pointed out. The authors conclude that the popularity of Cambodia as a tourist destination is influenced by geographical characteristics of the country, its rich history and traditions, cultural entertainments, opportunities for water and gastronomic tourism, availability of transport and competitive prices. Among current problems of the tourism industry of Cambodia are the following ones: a lack of professionalism of employees in the spheres of tourism and service, sanitary code violation and a limited choice in public catering institutions. It is pointed out that tourism in Cambodia is a fast-growing industry which is becoming the main sector of national economy. The article contains references to research of other authors on tourism in Cambodia. Based on previous research and the current state of the tourism industry, the authors offer their solutions to existing problems, such as marketing of current tourist destinations of Cambodia and their promotion in target countries, estimation and satisfaction of needs of international tourists, development of country’s image with the help of advertising and Internet, training of future employees in the spheres of tourism, service and hospitality business at specialized Russian universities and creating the RussianCambodian college of tourism for preparation of qualified staff. The leading role of the Russian State University of Tourism and Service in training of personnel in tourism industry and development of partnership between the Russian Federation and the Kingdom of Cambodia has been emphasized.

Текст научной работы на тему «К вопросу о туристическом потенциале Камбоджи»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УСЛУ Г

УДК 811.1

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10105

ЧУДАЙКИНА Галина Михайловна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

старший преподаватель; e-mail: [email protected]

АВАГЯН Асмик Арменовна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

преподаватель; e-mail: [email protected]

ЛОГИНОВА Наталия Юрьевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

старший преподаватель; e-mail: [email protected]

КОСТОВАРОВА Валентина Васильевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

старший преподаватель; e-mail: [email protected]

К вопросу о туристическом потенциале Камбоджи

В статье рассматривается вопрос о туристическом потенциале Камбоджи. Приводится общая характеристика туризма в Камбодже, а также статистические данные о развитии данной отрасли. Обосновываются ключевые факторы, привлекающие туристов в Камбоджу. Авторы приходят к выводу о том, что на востребованность Камбоджи в качестве туристической дестинации влияют природные особенности страны, её богатая история и традиции, культурные развлечения, возможности для водного и гастрономического туризма, транспортная доступность, а также конкурентоспособные цены. Среди существующих проблем индустрии туризма в Камбодже выделяются недостаточный профессионализм работников сферы туризма и сервиса, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и ограниченность выбора в заведениях общественного питания. Подчёркивается, что туризм в Камбодже растёт быстрыми темпами и становится главным сектором национальной экономики. В статье приводятся ссылки на работы других авторов, исследовавших туризм в Камбодже. Опираясь на работы предшественников и современное состояние индустрии туризма, авторы предлагают свои решения существующих проблем: маркетинг существующих туристических направлений Камбоджи, их продвижение в целевые страны, оценка и удовлетворение потребностей международных туристов, развитие имиджа страны при помощи рекламы и Интернета, обучение будущих работников сферы туризма, сервиса и гостиничного дела в профильных российских вузах и создание российско-камбоджийского колледжа туризма для подготовки квалифицированных кадров. Подчёркивается ведущая роль Российского государ-

Ключевые слова:

туристическое направление, особенности Камбоджи, туризм, проблемы в сфере туризма, правительство Камбоджи, иностранные туристы, сотрудничество России и Камбоджи, подготовка квалифицированных кадров

ственного университета туризма и сервиса в подготовке персонала в сфере туризма и развитии сотрудничества Российской Федерации и Королевства Камбоджа.

Введение. Среди множества туристических дестинаций Юго-Восточной Азии одной из наиболее перспективных является Камбоджа. Ежегодно Камбоджа привлекает большое количество туристов, а статистика въездного туризма неуклонно растёт. Однако, существуют и некоторые проблемы, стоящие на пути к ещё большему развитию туризма. В связи с этим тема туристического потенциала Камбоджи является актуальной в наши дни и, по мнению авторов, требует большего внимания.

Объектом данного исследования стал туристический потенциал Камбоджи, а в качестве предмета авторы рассматривают факторы развития туризма. Цели авторов статьи заключаются в следующем:

- выяснить, каково текущее состояние этой туристической дестинации, а также причины её популярности;

- определить текущие проблемы в индустрии туризма в Камбодже;

- найти возможные пути устранения сдерживающих факторов развития туризма в Камбодже.

Для достижения поставленных целей авторы используют метод содержательного анализа статистических данных о туризме в Камбодже, а также недавних публикаций на эту тему.

Королевство Камбоджа - это страна, расположенная в южной части полуострова Индокитай в Юго-Восточной Азии [2]. Она граничит с Таиландом, Лаосом и Вьетнамом (см. рис. 1).

На сегодняшний день нет достоверной информации о том, как давно люди живут на территории нынешней Камбоджи. Предполагается, что люди, использовавшие каменные инструменты, жили на данной территории ещё в 4000 году до н. э., а рис выращивался на камбоджийской земле задолго до I века н. э.

Первые камбоджийцы, вероятно, прибыли задолго до любой из этих дат и мигрировали с севера, хотя ничего не известно об их языке или образе жизни.

Рис. 1 - Карта Камбоджи

К началу I века н. э. китайские торговцы начали сообщать о существовании внутренних и прибрежных королевств в Камбодже. Эти королевства многим обязаны индийской культуре, из которой были заимствованы алфавит, виды искусства, архитектурные стили, религии (индуизм и буддизм) и стратифицированная классовая система. Местные верования, подчёркивающие важность духов предков, сосуществовали с индийскими религиями и остаются могущественными и сегодня.

Современная культура Камбоджи берёт свои корни в I—VI веках в государстве, называемом Фунань, известном как старейшее инду-изированное государство в Юго-Восточной Азии. Именно с этого периода развивался камбоджийский язык как часть Мон-Кхмерской семьи языков, которая содержит элементы санскрита, древней религии индуизма и буддизма. Историки отмечают, что камбоджийцев можно отличить от соседей по одежде: вместо соломенных шляп они носят

клетчатые шарфы, известные как Крама.

Фунань уступил место империи Ангкор. В последующие 600 лет могущественные кхмерские короли доминировали на большей части территории современной Юго-Восточной Азии, от границ Мьянмы на востоке до ЮжноКитайского моря и на севере до Лаоса.

Камбоджа в наши дни

Современная Камбоджа живёт в течение двух последних десятилетий в условиях относительной стабильности. Главой государства в настоящее время является король Нородом Сихамони. Интересно, что камбоджийские короли когда-то имели статус полубогов, но сегодня роль монарха в основном церемониальная.

В экономике доминирует швейное производство, развивается туризм. Камбоджа надеется задействовать оффшорные запасы нефти и газа и привлечь иностранные инвестиции. Тем не менее, сегодня эта страна является одной из беднейших стран мира, а большая часть рабочей силы занята в нату-

V 1

ральном хозяйстве1.

Официальный язык Камбоджи - кхмерский. Хотя местные жители не говорят на многих иностранных языках, французский язык по-прежнему распространён в крупных городах. В последнее время правительство Камбоджи уделяет дополнительное внимание изучению английского языка в целях содействия проведению экономических реформ, в том числе и для развития туризма.

Камбоджа является членом ООН с 1955 года, АСЕАН, Восточноазиатского саммита, ЮНВТО, Движения неприсоединения и Фран-кофонии. По данным ряда зарубежных организаций, в стране широко распространена бедность, повсеместная коррупция, отсутствие политических свобод, низкий уровень человеческого развития и высокий уровень голода. В то время как доход на душу населения остаётся низким по сравнению с боль-

1 BBC News: Cambodia Country Profile. 20.07.2018. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-padfic-13006539 (Дата обращения: 13.01.2019).

шинством соседних стран, Камбоджа имеет одну из самых быстрорастущих экономик в Азии, с ростом в среднем 7,6 % за последнее десятилетие. Сельское хозяйство остаётся доминирующим сектором экономики, при этом значительный рост в текстильной промышленности, строительстве, швейной промышленности и туризме ведёт к увеличению иностранных инвестиций и международной торговли.

Общая характеристика туризма в Камбодже

Камбоджа - одна из четырёх развивающихся стран в мире с доходом от туризма, превышающим 300 млн. долларов в год [5, ^ 196]. В последние годы в экономической политике стран Индокитая прослеживается устойчивая тенденция к развитию туристической сферы в качестве основной движущей силы в экономике и в социальной сфере. Созданное в 2015 году экономическое сообщество АЭС имеет целью развитие сотрудничества между странами-членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в сфере туризма и в других областях. Данное событие очень важно для развития туризма в странах региона [6].

В большинстве стран мира неуклонно растёт интерес к камбоджийской культуре. Используя этот фактор, правительства многих стран делают ставку на развитие туризма в данном регионе, стремясь повысить интерес граждан к новому для них направлению. Множество коммерческих и академических исследований было проведено по таким направлениям, как Вьетнам и Лаос. Тем не менее, не так много сделано относительно недавно вновь открывшейся Кампучии, более известной как Камбоджа. Несмотря на то, что есть определённый соблазн упростить проблему на основании того, что все эти страны сталкиваются с одинаковыми трудностями и имеют общие черты из-за их сходного географического и исторического фона, у каждой из них есть свои характерные особенности, которые делают процесс развития туризма в каждой из этих стран уникальным и своеобраз-

ным.

Гранича с Таиландом на западе и северо-западе, Лаосом на севере и Вьетнамом на востоке, Камбоджа некогда воспринималась многими как сельскохозяйственные угодья Азии. Единственный выход к морю - это морское побережье Сиамского залива. Камбоджа представляет собой большой равнинный участок суши, занимающий территорию в 181 000 кв. км. До начала гражданской войны основу экономики Камбоджи составляла аграрная сфера. В 1960-х годах 20 века Камбоджа была одним из самых быстрорастущих туристических направлений в Юго-Восточной Азии. Туристы стран Запада воспринимали Камбоджу как страну чудес. Основными туристическими достопримечательностями в этот благоприятный период являлись город Пномпень с его чрезвычайно самобытной культурой, обычаями и богатейшим историческим наследием, легендарные храмы близ Сиемреапа и особенно Ангкор-Ват.

Гражданская война, начавшаяся в 1970 году, положила конец годам процветания. Тяжёлое положение сохранялось до 1992 года, когда Организация Объединенных Наций начала реализовывать план по поддержанию мира и восстановлению экономики, который способствовал стабилизации политической ситуации в Камбодже.

Правительство Камбоджи с большим энтузиазмом воспринимает перспективу возвращения в страну иностранных туристов. Однако страна сталкивается и с многочисленными проблемами, которые затрудняют этот процесс. Основные сложности связаны со слабым развитием инфраструктуры и системы безопасности. Тем не менее, камбоджийцы прилагают все усилия для развития туристической отрасли, её перспективных направлений и переосмысливают старую концепцию туризма в соответствии с потребностями и реалиями сегодняшнего дня.

Туризм - «зелёное золото» Камбоджи

Несколько лет назад министр туризма Камбоджи д-р Тонг Хон назвал туризм «зелё-

ным золотом», отметив таким образом значимость данной отрасли для социально-экономического развития страны. Наблюдается устойчивый рост количества туристов из России и Индии в Камбодже, в то время как наибольшее количество туристов прибывает из Вьетнама, Кореи, Китая, Японии, США, Франции, Великобритании, Таиланда, Австралии и Тайваня. Туризм как система является приоритетным сектором, способствующим социально-экономическому развитию, созданию рабочих мест, получению доходов, улучшению условий жизни и сокращению бедности. Он является жизненно важной частью зелёной экономики, так как его доходы напрямую интегрированы в национальную экономику, увеличивая ВВП и стабилизируя торговый баланс2.

Рост камбоджийского туризма связан с повышением привлекательности страны как туристического направления как на региональном, так и на глобальном уровнях. Особенно Камбоджа обладает огромным потенциалом для развития культурно-познавательного и рекреационного туризма [3].

В 2016 и 2018 гг. Королевство Камбоджа было признано самым привлекательным туристическим направлением в мире3. В свою очередь, храм Ангкор-Ват занял первое место как в Азии, так и в мире как наиболее привлекательный туристический объект, а город Си-емреап занял первое место в Азии и второе в мире как самое привлекательное туристическое направление.

Несмотря на мировой экономический кризис, в Камбодже наблюдается постоянный рост туризма (табл. 1). На туризм также приходится почти треть ВВП Камбоджи, что при-

2 Cambodia sees tourism as "green gold". URL: https://www.tourismcambodia.com/news/localnews/38 45/cambodia-sees-tourism-as-green-gold.htm (Дата обращения: 14.01.2019).

3 The Kingdom of Cambodia. World best tourist destination for 2016. URL: http://worldbesttouristdestination.yolasite. com/cambodia-world-best-tourist-destination-for-2016.php (Дата обращения: 14.01.2019).

Т. J3, No. J (B3)

2019

носит экономике 5 миллиардов долларов и более 4,5 миллионов посетителей в год4. Эксперты сходятся во мнении, что возможности для роста по-прежнему велики, и отрасль стремится разработать стратегию развития устойчивого туризма на 2019-2020 годы.

Таблица 1 - Статистика туризма в Камбодже5

Год Число туристов Изменение, %

2016 5,011,712 А 5,0

2015 4,775,231 А 6,1

2014 4,502,775 А 7,0

2013 4,210,165 А 17,5

2012 3,584,307 А 24,4

2011 2,881,862 А 14,9

2010 2,508,289 А 16,0

2009 2,161,577 А 1,7

2008 2,125,465 А 5,5

2007 2,015,128 А 18,5

2006 1,700,041 А 19,6

2005 1,421,615 А 34,7

2004 1,055,202 А 50,5

В 2О15 году доход от туризма составил более 3 ООО млн. долларов США. Количество работающих в сфере туризма увеличилось до 62О тыс. человек. По словам премьер-министра Камбоджи, в 2О19 году прогнозируется рост числа туристов до 6 миллионов, а в 2О2О году число международных туристов достигнет примерно l миллионов человек, а общий доход составит около 5 ООО млн. долларов США, что создаст возможности трудоустройства для почти 1 млн. человек. Как видно из табл. 1, статистика туризма в Камбодже неуклонно растёт, и некоторые показатели можно по праву назвать одними из самых впечатляющих туристических достижений в

4 Cambodia's new tourism marketing strategy. 3О.О3.2О16. URL: https://www.b2b-cambodia.com/articles/cambodias-tourism-marketing-strategy/ (Дата обращения: 11.01.2019).

5 Tourism Statistics Report 2017. Ministry of Tourism. Statistics and Tourism Information Department. URL: http://cambodia-tourism.org/my_content/uploads/ 2018/06/tourism_statistics_2017.pdf (Дата обращения: 13.01.2019).

мире. Например, по сравнению с 2003 годом в 2004 число туристов выросло вдвое.

Туристы со всего мира приезжают в Камбоджу по разным причинам: одних привлекает богатая история государства, другие заинтересованы в традициях этой необычной страны. Рассмотрим основные факторы, привлекающие туристов в Камбоджу.

1. Богатая история и традиции Королевство Камбоджа - это государство с богатыми обычаями и традициями. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство и дружелюбие [1]. Кроме того, богатая культура Камбоджи несомненно очаровывает туристов, как только они прибывают в страну. Традиции страны уходят корнями в глубь веков, а сочетание буддийских и индуистских обычаев создаёт уникальные камбоджийские ритуалы. Одним из достояний королевства является Робам Апсара, представляющий собой классическую форму камбоджийских танцев, которые когда-то исполнялись во дворе королевского дворца. Говорят, что танцы были частью кхмерской культуры более 1000 лет. Теперь посетители могут увидеть выступления Апсара в популярных туристических центрах.

2. Достопримечательности и природные богатства Одним из основных факторов развития туризма любой страны, в том числе и Камбоджи, являются её географические, природные и экологические особенности. Экологическая ситуация в Камбодже достаточно благоприятная. Наиболее привлекательными природными факторами являются роскошная тропическая лесная растительность, таинственная река Меконг, легендарный Ангкор-Ват рядом с Сиемреапом и знаменитая Слоновая терраса. Всё это стимулирует интерес экопутешественников, любителей тропических лесов и экзотической природы Юго-Восточной Азии.

Камбоджийский природоохранный пролив Ко Конг - особое удовольствие для путе-

шественников, которые отправляются от Сие-мреапа. В этом регионе находятся некоторые самые впечатляющие природные чудеса страны. Горы Кардамон, почти 20 крупнейших водных артерий, массивные тропические леса и около 60 видов находящихся под угрозой уничтожения животных, являются выдающимися природными достопримечательностями.

Камбоджийский Ангкор-Ват может соперничать только с некоторыми из величайших исторических достопримечательностей мира. Та Прум, в свою очередь, является частью комплекса Ангкор, заслуживающий особого внимания. В отличие от многих восстановленных храмов археологического парка, Та Прум был оставлен в его первозданном виде. Эта часть археологического заповедника окутана лианами джунглей, деревьев и растений.

После посещения комплекса Ангкор и знакомства с культурой Камбодж туристы могут погрузиться глубже в историю страны. Национальный музей Камбоджи является одним из лучших мест, чтобы получить представление о бурной истории страны. Он предлагает одну из крупнейших в мире коллекций кхмерских скульптур и артефактов.

Национальный парк Вирачи протянулся на 3325 кв. км. Парк настолько большой, что его территория полностью не изучена. Он расположен на северо-востоке Камбоджи и простирается вплоть до границы Лаоса и Вьетнама. Посетители могут увидеть такие редкие виды животных, как слоны, тигры, малайские медведи, гигантские ибисы и дымчатые леопарды. Национальный парк предлагает одну из лучших программ по экотуризму Камбоджи.

Камбоджа - это не только место, где можно полюбоваться древними руинами, в стране есть целый ряд современных, модных городов, которые полюбились туристам. Бат-тамбанг - это прибрежный город с французской колониальной архитектурой, уютными кафе и уникальным сочетанием классического камбоджийского стиля и современных элементов. У туристов есть возможность выбрать

8-10-часовую поездку на теплоходе мимо плавучих деревень и захватывающих пейзажей от Сиемреапа до Баттамбанга.

3. Культурные развлечения

Сфера досуга и развлечений этой страны является важным притягательным фактором для туристов. В частности, Пномпень может похвастаться разнообразной, искрящейся яркими красками ночной жизнью. Сотни ночных клубов, дискотек, баров, саун и массажных салонов ожидают туристов как в отелях, так и за их пределами.

В Камбодже существует также множество других форм культурных развлечений, таких как классический национальный балет, народная музыка, традиционные оркестры, народные танцы и знаменитый театр теней. В последнее время традиционное народное искусство получает внимание и поддержку со стороны королевской семьи и правительства. Все эти виды исполнительских искусств доступны на местных фестивалях или иногда в гостиницах по специальному запросу. Основы камбоджийской культуры уходят в далёкое историческое прошлое и при этом тесно перекликаются с культурой других стран этого региона, в частности Таиланда и Вьетнама.

4. Возможности для водного туризма

Непревзойденные природные условия Камбоджи являются домом для некоторых самых редких животных в мире. Дельфины реки Меконг Ирравади обитают почти на 200-метровом участке Меконг. Несколько специализированных туристических компаний с удовольствием отвозят туристов на живописные речные прогулки, чтобы они могли понаблюдать за одним из самых редких видов дельфинов в мире.

Тонлесап - это крупнейшее пресноводное озеро Юго-Восточной Азии, размер которого меняется с каждым сезоном дождей. Можно воспользоваться услугами гида и взять напрокат лодку из Сиемреапа, Кампонг Кхле-анга, Пномпеня, Баттамбанга или других прибрежных городов, чтобы исследовать плавучие деревни и полюбоваться бесчисленными

видами птиц, рыб, рептилий и растений. Также можно отправиться в Комронг Луонг и остановиться на ночь в плавучей деревне.

Величественное кратерное озеро Боэнг Йак Лом находится в самом сердце охраняемой территории Йак Лом на северо-востоке Камбоджи. Оно считается священным местом для коренных жителей, оставшихся в этом районе.

Несомненной популярностью пользуются поездки на Бамбуковый остров Камбоджи. Особенностью этого места является то, что туристы могут полностью отключиться от цивилизации из-за ограниченного там энергопотребления, без горячей воды, без доступа в Интернет, без телевизоров и почти без туристов.

Некоторые пляжи Камбоджи стали менее востребованными, потому что они переполнены туристами и лоточниками, но всё ещё остаются несколько райских островов. Кроличий остров находится у побережья Южной Камбоджи и является тропическим оазисом для любителей пляжного отдыха, которые готовы отложить в сторону современные технологии и насладиться спокойствием острова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Возможности для гастрономического

туризма

Камбоджийская (или кхмерская) кухня получила гораздо меньшее международное признание, чем тайская или вьетнамская, но разнообразные блюда, передаваемые из поколения в поколение, по праву могут конкурировать с другими блюдами Юго-Восточной Азии. В Камбодже множество блюд с различными вкусами и текстурами. Часто используются соусы, травы, маринованные овощи, листья и приправы. Рис едят почти с каждым приемом пищи, но то, что делает особенным камбоджийские блюда - это сезонные травы, свежие овощи, тропические фрукты и местная рыба. Многие туристы с удовольствием пробуют необычные блюда из насекомых, считая их экзотическими.

6. Низкие цены и возможности шопинга

Примечательно, что отдых в Камбодже

доступен даже для бюджетных туристов с ограниченными денежными средствами. Экономные путешественники могут остановиться в опрятных, очаровательных номерах и воспользоваться трёхразовым питанием примерно за 25 долларов в день6.

Туристы, желающие потратить определённую сумму на сувениры и произведения традиционных камбоджийских ремёсел, могут отправиться на центральный рынок Пномпеня или же в мелкие магазины и лавочки, примыкающие к центрам городов. Центральный рынок заслужил славу важной достопримечательности Пномпеня. Покупки в Камбодже включают элемент торга. Как правило, путешественники могут получить дополнительные скидки до 30% от первоначальных цен; торг стал формой развлечения для туристов. Серебро, ювелирные изделия, скульптура из дерева и слоновой кости, керамика, текстиль и другие произведения традиционных ремёсел являются теми особыми колоритными достопримечательностями, которые пользуются спросом у туристов.

7. Удобные способы передвижения по стране

Существует множество различных способов передвижения по стране: железнодорожный транспорт, автобусы и такси. Но наиболее удобной формой перемещения являются путешествия по воздуху. Действуют регулярные рейсы между излюбленными туристическими направлениями Пномпенем и Сиемреапом, Баттамбангом, Сихановквилем, Кох-Конгом, Крати, Сунг-Тренгом и Кампонг-Чамом, а также нерегулярные рейсы в другие районы страны. На местах у туристов имеются такие варианты, как прокат автомобилей, мотоциклов и велосипедов, доступные по разумным ценам.

6 McCaffrey C. 20 reasons why Cambodia is one of the best countries in the world. 15.06.2015. URL: https://www.flightnetwork.com/blog/20-reasons-cambodia-one-best-countries-world/ (Дата обращения: 13.01.2019).

Проблемы индустрии туризма в Камбодже

Многим достопримечательностям, к сожалению, угрожают человеческие и природные факторы. Сегодня в Камбодже создано больше 20 природных парков и заповедников. Но есть области, развитие туризма в которых сталкивается с проблемами, созданными самой природой. В бассейне реки Меконг происходят сильные наводнения почти в каждый сезон дождей. Это создаёт большие экономические трудности в развитии туристической инфраструктуры. Поэтому туристическая отрасль в этих областях по-прежнему сталкивается с серьёзными материально-техническими проблемами.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются путешественники, связана с дождливым сезоном, приносящим сильные ливни, захлёстывающие всю страну. Уровень воды в реках увеличивается в два раза; дороги оказываются перекрыты или даже разрушены бурными потоками. Многие населённые пункты затапливаются из-за плохой системы ливневой канализации.

Организация питания туристов - ещё одна важная задача, которую необходимо решить. Сеть индустрии питания крупных городов предлагает множество разных блюд и способна удовлетворить самые взыскательные вкусы. Но в более мелких городах и населённых пунктах создаётся проблемная ситуация, связанная с тем, что в основном доступны только традиционные камбоджийские блюда. Жаркий и влажный климат сформировал особую пищевую традицию, изобилующую множеством острых и пряных ароматов. Свойственная национальным блюдам острота может быть слишком непривычна для вкуса и порою даже опасна для здоровья иностранных туристов. Кроме того, отношение к личной гигиене работников сферы питания и обслуживания и ненадлежащий уровень санитарной обработки пищевых серверов, кухонной утвари и столовых приборов являются серьёзной проблемой для многих западных посетителей. Малярия, бешенство, гепатит и

многие другие тропические болезни остаются серьёзными угрозами, которые удерживают многих потенциальных туристов от посещения Камбоджи.

Международная программа АСЕАН — Россия: роль РГУТИС

Немаловажную роль в сотрудничестве Камбоджи и России в области туризма сыграла международная программа АСЕАН — Россия «Курс русского языка для туроператоров стран АСЕАН». Данная программа была реализована в 2017 году, и на официальной церемонии закрытия заместитель Министра туризма Королевства Камбоджа г-н Пак Сокхом подчеркнул ключевую роль Российского государственного университета туризма и сервиса в создании и реализации данной программы, а также отметил высокий профессионализм преподавателей Гозаловой М. Р. и Смит Н. Л. В проекте участвовали 29 представителей туристских администраций и организаций стран АСЕАН, которые высоко оценили данную про-грамму7.

Март 2018 года ознаменовался новым событием: ректор ФГБОУ ВО «РГУТИС» А.А. Федулин принял участие в Специальном заседании АСЕАН-Россия по вопросу обучения русскому языку и формирования будущих стратегических направлений для развития интеллектуальной инфраструктуры, состоявшемся в г. Сиемреапе. В ходе заседания ректор вуза представил результаты уже успешно реализованных в 2017 году программ повышения квалификации по русскому языку для туроператоров стран АСЕАН и новый перспективный проект «Комплексная программа по русскому языку для представителей туристской индустрии стран АСЕАН». После заседания прошли переговоры с представителями индустрии туризма стран-членов АСЕАН по вопросу открытия центра гидов-переводчиков для обучения русскому языку в Камбодже. Также А.А. Феду-

7 Церемония закрытия международной программы АСЕАН-Россия. URL: http://rguts.ru/2196-ceremoniya-zakrytiya-mezhdunarodnoy-programmy-asean-rossiya. html (Дата обращения: 29.12.2018).

лин и Министр туризма Королевства Камбоджа вели переговоры по вопросу открытия Российско-камбоджийского колледжа туризма8.

Рис. 2 - Церемония закрытия международной программы АСЕАН-Россия

Рис. 3 - Деловые переговоры ректора РГУТИС с министрами Камбоджи на заседании АСЕАН-Россия

Перспективы развития туризма и пути решения проблем

Камбоджа не должна останавливаться на достигнутом. Чтобы поддерживать свой рост, туристической индустрии необходимо продвигать альтернативные туристические направления. Продвижение Камбоджи за рубежом в целевые страны, оценка и удовлетворение потребностей международных туристов и поддержание конкурентоспособных

8 Деловые переговоры ректора РГУТИС с министрами Камбоджи на заседании АСЕАН-Россия. URL: http://rguts.ru/4095-delovye-peregovory-rektora-rgutis-s-ministrami-kambodzhi-na-zasedanii-asean-rossiya.html (Дата обращения: 29.12.2018).

цен - всё это обеспечит дальнейшее процветание отрасли.

Камбоджа - загадочная страна для многих туристов; это, безусловно, вызывает у многих людей желание увидеть место, которое в значительной степени не изучено. Для поддержания статуса уникальной и необычной страны правительству страны следует вести политику сохранения культурно-исторических объектов, в которых заключается самобытность Камбоджи. Правительство может развивать имидж страны с помощью маркетинга, рекламы, интернет-блогов и социальных сетей. Однако, важно ввести контроль над публикуемой информацией, ведь даже публикации СМИ могут искажать исторический образ государства и иметь политический подтекст. Для этого предлагается предпринять меры по развитию государственной информационной политики, контролирующей активность СМИ [8]. Важно поддержание политической стабильности, которая, безусловно, отразится на мнении потенциальных туристов о стране посещения.

Недостаточным будет привлечение внимания потенциальных туристов вышеуказанными способами: немаловажно его удержать. В связи с этим предлагается распространение среди уже прибывших туристов информации о стране пребывания. Брошюры, содержащие общие сведения о посещаемой туристической дестинации, заинтересуют любознательных туристов, цель которых - не просто приятный отдых за рубежом, но и расширение кругозора и знаний о Камбодже. Подобные материалы распространяют работники отелей и ресторанов, а также гиды при посещении достопримечательностей. С развитием средств рекламы и маркетинга туристы по возвращении в свою страну смогут оставить отзывы в социальных сетях, на форумах, в блогах, а также рассказать о своих впечатлениях друзьям и знакомым.

В основе текущей стратегии правительства Камбоджи лежит цель продлить пребывание туристов в стране. Министерство ту-

ризма установило, что в 2015 году большинство посетителей провели в Камбодже в среднем 6,8 дня, согласно его годовому отчёту. По мнению экспертов, маркетинг пляжей Камбоджи и таких мест для отдыха на набережной, как Кампот, - это простой способ удержать посетителей на 3-4 дополнительных дня. Также важно подумать, как заставить туристов вернуться в Камбоджу после их первой поездки. Специалисты уверены, что если в полной мере проявить свой потенциал, то благодаря гостеприимству и туристическому сервису, посетители вернутся9.

Модернизация аэропортов страны, особенно в Сиемреапе, может иметь большое значение для развития туризма. Более того, даст свои плоды и эффективное сотрудничество авиакомпаний для координации прямых рейсов и, как следствие, более удобного перемещения туристов между ключевыми центрами Пномпеня, Сиануквиля и Сиемреапа9.

С ростом популярности Камбоджи среди азиатских туристов и увеличением количества прямых рейсов из таких городов, как Гонконг, Ханой и Сингапур, количество повторно приезжающих в страну туристов становится всё более значительным. В связи с этим будет целесообразно продолжить развитие авиасообщения для привлечения туристов из более дальних стран.

Вышеупомянутые проблемы индустрии питания также требуют незамедлительного решения для привлечения туристов, не привыкших к гастрономическим традициям Камбоджи. Внедрение разнообразных блюд кухни других стран необходимо начать с крупных городов, привлекающих наибольшее число иностранных туристов. Проблема соблюдения санитарных норм, в свою очередь, должна быть решена вне зависимости от местонахождения заведений общественного питания. Для того, чтобы изменить отношение к личной ги-

9 Cambodia's new tourism marketing strategy. 30.03.2016. URL: https://www.b2b-cambodia.com/articles/cambodias-tourism-marketing-strategy/ (Дата обращения: 11.01.2019).

гиене работников сферы питания и обслуживания, целесообразно проводить обучающие курсы. Однако, более правильным решением станет полноценное обучение, в том числе и за рубежом. Например, будет эффективным открытие Российско-камбоджийского колледжа туризма, о котором шла речь выше, а также обучение камбоджийских студентов гостиничному делу и ресторанному сервису. Именно высокий уровень профессионализма работников в этих сферах способствует росту потенциальных туристов. Стоит отметить, что активное привлечение камбоджийских студентов в российские вузы, обучающие туризму, сервису и гостиничному делу, может вызвать положительные изменения в качестве получаемого образования российскими студентами, так как у них будет возможность обмена знаниями с иностранными студентами. Более того, можно будет основать совместные тренировочные базы для российских и камбоджийских студентов, необходимость создания которых отмечают преподаватели и студенты РГУТИС [4]. Эти тренировочные базы позволят студентам уделять больше внимания практическим навыкам, подобно многим европейским учреждениям.

При создании современной инфраструктуры туризма и разработке программы по усилению туристической безопасности стране удастся добиться больших результатов в данной индустрии. Под инфраструктурой туризма понимается совокупность гостиниц, заведений общественного питания, транспортных средств, организаций проведения досуга и других туристских ресурсов.

Заключение. Таким образом, проанализировав политико-экономическую, культурно-историческую и природно-экологическую ситуацию в Камбодже, можно сделать вывод о том, что эта страна имеет глубокий потенциал и широкие перспективы для развития туризма. Однако, сфера туризма требует определённых вложений для решения проблем. Поддержание политической стабильности, программы по усилению безопасности в ту-

ризме, особое внимание к сохранению культурно-исторических объектов, курс на дальнейшее развитие туристических дестинаций и создание современной инфраструктуры туризма являются теми неотложными вопросами, которые необходимо решить. Другие возможные пути к устранению текущих проблем на пути к большему развитию туризма в Камбодже состоят в следующем:

- продвижение Камбоджи за рубежом в целевые страны;

- оценка и удовлетворение потребностей международных туристов;

- поддержание конкурентоспособных цен;

- распространение информации о стране среди потенциальных и прибывших туристов при помощи средств маркетинга;

- развитие имиджа страны с помощью маркетинга, рекламы, интернет-блогов и социальных сетей;

- открытие учебных заведений для обучения специалистов в сфере туризма и продолжение плодотворного сотрудничества с российскими учебными заведениями, такими как РГУТИС, для подготовки квалифицированных кадров.

Список источников:

1. Аракелян Т.Ф., Тенг С. Традиции и обычаи камбоджийского народа // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. Т. 9. № 5-2. С. 14-16.

2. Афанасьев О.Е. Политическое пространство современного мира: Справочник. М.: Наука-Флинта, 2015. 168 с.

3. Нехорошков А.О. Возможности и перспективы развития туризма в Камбодже. В сб.: Физическая культура, здравоохранение и образование: Мат. X Междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти В.С. Пирусского / Под ред. В.Г. Шилько. 2016. С. 355-356.

4. Спатарь-Козаченко Т.И., Морозан О.В., Петриенко Н.С. Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом // Сервис Plus. 2018. Том 12, вып. 3. С. 44-51.

5. Трещевский Ю.И., Тхоу Ч. Некоторые аспекты макроэкономического развития и социально-экономической политики Камбоджи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2006. № 2. С. 195-198.

6. Чан Ф.М. Экономическое сообщество АСЕАН и трудности в процессе развития туризма // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 57-63.

7. Yudin M.V., Sakharchuk E.S., Gozalova M.R. The state information policy as condition for the formation of social competences of student (case-study: higher schools of tourism) // World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology & Tourism). 2014. Vol. 30. Рр. 32-34.

Galina M. CHUDAYKINA a, a-d Russian University of Tourism and Service (Moscow, Russia);

Asmik A. A VAGYAN b, a Senior Lecturer; e-mail: galinachudaykina@mail. ru

Natalia Yu. LOGINOVA c, b Lecturer; e-mail: [email protected]

Valentina V. KOSTOVAROVA d c Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

d Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

ON THE ISSUE OF TOURISM POTENTIAL OF CAMBODIA

This article discusses the tourist potential of Cambodia. General characteristics of Cambodia and statistical data on development of this industry are given. Key factors attracting tourists to Cambodia are pointed out. The authors conclude that the popularity of Cambodia as a tourist destination is influenced by geographical characteristics of the country, its rich history and traditions, cultural

Keywords:

tourist destination, characteristics of Cambodia, tourism, problems in tourism industry, government of Cambodia, foreign tourists, partnership of Russia and Cambodia, preparation of qualified staff

entertainments, opportunities for water and gastronomic tourism, availability of transport and competitive prices. Among current problems of the tourism industry of Cambodia are the following ones: a lack of professionalism of employees in the spheres of tourism and service, sanitary code violation and a limited choice in public catering institutions. It is pointed out that tourism in Cambodia is a fast-growing industry which is becoming the main sector of national economy. The article contains references to research of other authors on tourism in Cambodia. Based on previous research and the current state of the tourism industry, the authors offer their solutions to existing problems, such as marketing of current tourist destinations of Cambodia and their promotion in target countries, estimation and satisfaction of needs of international tourists, development of country's image with the help of advertising and Internet, training of future employees in the spheres of tourism, service and hospitality business at specialized Russian universities and creating the Russian-Cambodian college of tourism for preparation of qualified staff. The leading role of the Russian State University of Tourism and Service in training of personnel in tourism industry and development of partnership between the Russian Federation and the Kingdom of Cambodia has been emphasized.

References

1.

2.

3.

6.

7.

Arakelyan, T. F., & Teng, S. (2015). Tradicii i obychai kambodzhijskogo naroda [Traditions and customs of Cambodians]. Aktualniye problemy gumanitarnykh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk [Current problems of humanities, social and economic sciences], 9(5-2), 14-16. (In Russ.). Afanasiev, O. E. (2015). Politicheskoe prostranstvo sovremennogo mira [Political space of the modern world]: a Handbook. Moscow: nauka-Flinta. (In Russ.).

Nekhoroshkov, А. О. (2016). Vozmozhnosti i perspektivy razvitiya turizma v Kambodzhe [Possibilities and prospects for tourism development in Cambodia]. In: Phizicheskaya kultura, zdra-vookhranenie i obrazovanie [Physical education, health and education]: Materials of X International Scientific Conference in memory of V.S. Pirussky, 355-356 (In Russ.). Spatar'-Kozachenko, T. I., Morozan, O. V., & Petrienko, N. S. (2018). Aktual'nye problemy pro-fessional'noj podgotovki kadrov v sfere turizma i gostepriimstva v Rossii i za rubezhom [Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad]. Servis Plus [Servis Plus], 12(3), 44-51 (In Russ.).

Treshchevsky, Yu. I., & Tkhou, Ch. (2006). Nekotorye aspekty makroekonomicheskogo razvitiya i social'no-ekonomicheskoj politiki Kambodzhi [Some aspects of macroeconomic development and socioeconomic policy of Cambodia]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Voronezh State University Bulletin. Series: Economics and management], 2, 195-198 (In Russ.). Chan, F. M. (2017). ASEAN Ekomicheskoe soobshchestvo ASEAN i trudnosti v processe razvitiya turizma [Economic community and difficulties in the tourism development process]. Teoriya I praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2, 57-63. (In Russ.).

Yudin, M. V., Gozalova, M. R., & Sakharchuk, E. S. (2014). The state information policy as condition for the formation of social competences of student (case-study: higher schools of tourism). World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology & Tourism), 30, 32-34.

Чудайкина Г.М., Авагян А.А., Логинова Н.Ю., Костоварова В.В. К вопросу о туристическом потенциале Камбоджи // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. С. 62-73. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10105.

Chudaykina G. M., Avagyan A. A., Loginova N. Yu., & Kostovarova V. V. (2019). On the issue of tourism potential of Cambodia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 62-73. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10105. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.