Научная статья на тему 'К вопросу о ценностных представлениях о профессиональной деятельности современных студентов вуза'

К вопросу о ценностных представлениях о профессиональной деятельности современных студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИИ / TRAINING / UPBRINGING / EDUCATION / VALUES / PROFESSIONAL EXPERIENCE / PERSONAL QUALITIES AND VALUES OF THE PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спинжар Н. С.

В статье рассматриваются направления профессионального развития личности, которые связаны с различными тенденциями, отраженными в законодательных актах и научно-практических исследованиях. Особое внимание уделяется ценностным представлениям о профессии студентов, которые приобретают особое значение в условиях реформирования деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE VALUABLE VIEWS ON PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A MODERN UNIVERSITY STUDENTS

The article considers the ways of professional development of personality, which are connected with different trends, reflected in legislative acts and practical scientific researches. Special attention is paid to the value conceptions about the profession of students who have special importance in the conditions of reforming the activities of the University.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ценностных представлениях о профессиональной деятельности современных студентов вуза»

УДК 378.183

Spinzhar N.S. TO THE QUESTION ABOUT THE VALUABLE VIEWS ON PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A MODERN UNIVERSITY STUDENTS. The article considers the ways of professional development of personality, which are connected with different trends, reflected in legislative acts and practical scientific researches. Special attention is paid to the value conceptions about the profession of students who have special importance in the conditions of reforming the activities of the University.

Key words: training, upbringing, education, values, professional experience, personal qualities and values of the profession.

Н.С. Спинжар, аспирантка МГУКИ, г. Москва, E-mail. ctudentka2@rambler.ru

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются направления профессионального развития личности, которые связаны с различными тенденциями, отраженными в законодательных актах и научно-практических исследованиях. Особое внимание уделяется ценностным представлениям о профессии студентов, которые приобретают особое значение в условиях реформирования деятельности вуза.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитание, образование, ценностные представления, профессиональная деятельность, личностные качества, ценности профессии.

В современных условиях профессиональная подготовка личности является важным показателем готовности молодого специалиста к новым требованиям рынка труда, поскольку преобразования всех сфер жизни и производства ставят перед человеком задачи повышенной сложности, предполагающие продуктивное использование всего арсенала профессиональных знаний и принятие на их основе адекватных решений. Одной из важных задач высшего образования выступает воспитание профессионально важных качеств у будущих специалистов, позволяющих эффективно выполнять свою работу в определенной отрасли. Решение задач воспитания в отечественной системе профессионального образования осуществляется в условиях формирования нового взгляда на введение человека в профессию, ориентированного на мировые тенденции профессионализации. Новый Закон РФ «Об образовании» (2012 г.) преобразует правовые основы профессионального образования, которые должны всесторонне ориентировать личность на профессию, поскольку от ее правильного выбора напрямую зависит экономическое развитие современного общества.

Наряду с этим особо актуальна задача для деятельности вуза - это формирование ценностных представлений у будущих специалистов о профессиональной деятельности. В процессе обучения определяются наиболее приоритетные направления развития личности по разным специализациям в вузах культуры и искусств, в том числе и для педагогов-психологов. Для педагогов-психологов, которым предстоит работать не только в сфере дополнительного образования, но и образовательных школах, центрах, важным направлением деятельности является оказание помощи детям и взрослым в учебно-творческой деятельности, проведение диагностики развития личности и т.д. Одним из направлений деятельности педагога-психолога выступает индивидуальная работа с учебными трудностями детей и др. Не обладая нужными знаниями и не владея методиками практической деятельности, будущий специалист не сможет работать с детьми и их родителями, которые нуждаются в профессиональной консультации по воспитанию детей и решению их учебных трудностей.

Педагог-психолог в профессиональной подготовке ориентирован на помощь взрослым и детям по вопросам развития и обучения. Ценностные представления будущего специалиста о своей профессиональной деятельности выступают основанием его успехов в период обучения в вузе и в будущем, в профессиональной деятельности. Поэтому формирование ценностных представлений о выбранной специальности как важного компонента развития личности становится важной частью подготовки будущих педагогов-психологов.

Понимание сущности указанного концепта позволяет правильно определить направление исследования данной проблематики. Смысл понятия «представление» связан с образом ранее воспринятого человеком предмета или явления (представ-

ления памяти, воспоминание), а также образа, созданного продуктивным воображением; «представление» - это форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от «восприятия» «представление» поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с понятием. Представление осуществляется в двух формах -в виде образов памяти и воображения. Представления формируются в процессе индивидуального развития человека, т.е. на момент обучения в вузе студент обладает представлениями по различным вопросам жизни и профессионального становления. Однако представления могут быть неправильно сформированы, что может мешать студенту правильно относиться к тем или иным профессиональным ситуациям, с которыми он встретится в период обучения в вузе.

Проведенный первоначальный анализ ценностных представлений студентов о своей будущей профессии показал не совсем полные знания о дальнейшей деятельности, предписывание не свойственных ей характеристик и т.д. Через 1-2 года студенты, обучаясь на 2-3 курсе, начинают приобретать опыт по специальности во время практики, однако их представления о выбранной профессии остаются на уровне первоначальных рассуждений, хотя они изучают учебные предметы, читаются курсы, содержание которых помогает сформулировать цели и ценности профессиональной деятельности. Нами были уточнены мотивы такого понимания ценностей, и оказалось, что для первых 2-3 лет обучения студентов в вузе наиболее характерна направленность личности на себя, на решение индивидуальных проблем, тогда как согласно модели профессиональной деятельности студент в большей степени должен быть ориентирован на помощь другому человеку. Кроме выше указанного, на ценностные представления студентов влияют: престиж профессии в обществе, материальная сторона оплаты труда специалиста и т.д.

С.Д. Смирнов отмечает, что «важнейшим фактором успешного обучения в вузе являются характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы» [1, с. 346]. С.Д. Смирнов в своей работе обращает внимание на целый ряд аспектов, связанных с эффективной профессиональной подготовкой. Так, в частности, он указывает на дифференциацию мотивов учебной деятельности, когда при их анализе «... выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других вида направленности не обнаружили такой связи.» [1, с. 348].

В результате анализа теоретических источников и практики профессиональной подготовки студентов вуза было уточнено, что ценностные представления личности о профессиональной

деятельности выступают важным компонентом профессиональной направленности и выступают самостоятельной проблемой нашего исследования.

Профессиональное воспитание студентов решает ряд задач - «...усиление профессиональной направленности среды вуза, формирование ценностей и идеалов будущих специалистов. Обогащение нравственно-эстетического кругозора студентов, их духовных потребностей и интересов и др.» [2, с. 97]. Очевидно, что ценностные представления личности о профессиональной деятельности - это переживание индивидуальных состояний в тот или иной период жизни, которые интегрируются с той или иной профессией. Воспитание позволяет корректировать неправильно интерпретированный индивидуальный опыт, впечатления и пр. «Однако, если воспитание не привносит в человеческие чувства и влечения эстетическую утонченность, изящность, одухотворенность, то они становятся отправной точкой для самых разрушительных и самоуничтожающих деяний личности. Гарантией против этого саморазрушения, грубых и необдуманных действий могут быть только хороший вкус, чистота помыслов, высота и благородство поступков. Они коррелируют с главным, что определяет содержание и характер отношений человека с внешним миром, с его ценностными ориента-циями и идеалами» [2, с. 84-85]. Авторы подчеркивают главную идею, которая определяет важность и смысл представлений личности о будущей профессиональной деятельности - ценности личности. «Если в сферу личностно-значимых ориентаций будущего профессионала попали профессиональные ценности и идеалы, студент неизбежно должен соотносить с ними свои

Библиографический список

действия, «просчитывая» возможные их последствия, прогнозируя их и возможный результат» [2, с. 85]. Несомненно, что в процессе профессионального обучения студент должен осваивать «нравственный кодекс педагога-психолога», в который включаются психолого-педагогическая культура, этические аспекты деятельности, умения эмпатийного взаимодействия, человеколюбие. Кроме этого, следует сказать и о личностных качествах будущего специалиста - его эмпатии, толерантности, доброте.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки у студентов педагогов-психологов важным условием выступает воспитание у личности реалистического отношения к выбранной специальности и целенаправленное формирование системы значимых ценностных представлений о ней в виде образа, опыта и действия. Ценностные представления о профессиональной деятельности формируются в процессе внутреннего осознания личностью ответственного отношения к проблемам другого человека.

Изучение целей подготовки студентов в вузе позволяет подчеркнуть необходимость профессионального воспитания как деятельности по целенаправленному формированию ценностных представлений личности о будущей специальности через различные формы социально-психологического тренинга, в процессе специально организованной деятельности. Отсюда выявленные противоречия и способы их разрешения позволяют утверждать мысль о необходимости формирования ценностных представлений о профессии на протяжении всего времени обучения студента в вузе.

1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2010.

2. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2008. Bibliography

1. Smirnov, S.D. Pedagogika i psikhologiya vihsshego obrazovaniya: ot deyateljnosti k lichnosti. - M., 2010.

2. Pedagogika professionaljnogo obrazovaniya / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr.; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 17.01.14

УДК 37.02

Stepanova N.V. COMMUNICATIVE-DEVELOPING POSSIBILITIES OF THE PIANO ENSEMBLE GENRE IN THE PROCESS OFA MUSICIAN-PERFORMER'S PROFESSIONAL TRAINING. The author explains the necessity to foreground the communicative recourses of educational activity during the performing classes of musical educational institutions (colleges, universities). The author also dwells upon the use of the communicative educational possibilities of the piano ensemble genre.

Key words: the piano ensemble genre, communicative qualities of a musician-performer, the communicative opportunities of musical education, piano studying.

Н.В. Степанова, канд. пед. наук, доц. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского,

г. Челябинск, Е-mail: stepanowa.n2010@yandex.ru

КОММУНИКАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Автор обосновывает необходимость актуализации коммуникативных ресурсов учебно-образовательной деятельности в исполнительских классах музыкальных учебных заведений (колледжей и вузов), используя коммуникативно-развивающие возможности жанра фортепианного ансамбля.

Ключевые слова: жанр фортепианного ансамбля, коммуникативные качества музыканта-исполнителя, коммуникативные возможности музыкального обучения, курс фортепиано.

Современные требования к подготовке специалиста в области музыкального искусства диктуются условиями его будущей профессиональной деятельности. Как правило, кроме фундаментальных знаний и исполнительских навыков музыканту необходимо владение широким арсеналом коммуникативно-личностных качеств, позволяющих ему полноценно функционировать в системе социальных, профессиональных, межличностных взаимоотношений. Это в свою очередь определяет актуа-

лизацию коммуникативных ресурсов музыкально-образовательного процесса и поиск путей реализации коммуникативного потенциала учебных дисциплин в колледжах и вузах.

Несмотря на широкое освещение в психолого-педагогических исследованиях коммуникативных аспектов образовательной деятельности (И.А. Зимняя, А.П. Панфилова, А.М. Столяренко и др.) и обоснование важности развития коммуникативных умений и навыков учащихся (О.Г. Абрамкина, О.О. Киселева и др.),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.