УДК/UDC 377 (37.014)
DOI 10.54509/22203036_2024_3_159
EDN HZYNAK
Зенгин Сергей Сергеевич
старший преподаватель, ООО «Подготовительный факультет», г. Краснодар, заместитель генерального директора Тяньцзиньской компании по культурно-образовательному сотрудничеству «Кубань», г. Тяньцзинь, Китай
Zengin Sergey S.
Senior Lecturer, Preparatory Faculty LLC, Krasnodar, Deputy General Director of the Tianjin Company for Cultural and Educational Cooperation Kuban, Tianjin, China
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РОССИИ И КИТАЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ON THE QUESTION OF VALUE ORIENTATIONS OF PROFESSIONAL TRAINING SYSTEMS FOR CREATIVE SPECIALISTS
IN RUSSIA AND CHINA
Аннотация. Одним из направлений российско-китайского гуманитарного сотрудничества является взаимодействие в области профессиональной подготовки специалистов творческой направленности. В условиях, когда деятели искусств имеют огромное влияние на массы, изучение опыта других государств и сотрудничество в сфере подготовки творческих кадров являются важными аспектами государственной внешней и внутренней политики, а система образования и установленные в ней ценности - это проявление политики государства. Научная проблема заключается в определении основы взаимодействия систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности. Объектом исследования выступает российско-китайское взаимодействие в системе профессиональной подготовки специалистов творческой направленности. Предмет исследования - ценностные ориентиры систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности РФ и КНР. Цель исследования - определить ценностную основу интеграционного взаимодействия систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности России и Китая. Методологической основой исследования выступили системный и компаративистский подходы. В рамках исследования применялись теоретические методы: анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, сравнение и обобщение.
В результате исследования были выявлены ценностные ресурсы систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности РФ
и КНР, которые являются основой интеграционного взаимодействия. К ним относятся: стратегическое отношение к культуре, а значит, и к подготовке кадров, вера в свою культуру, усиление ее защитных функций, возрождение традиционных ценностей в противовес влиянию западных, анализ своего опыта и использование его лучших практик, критическое осмысление и заимствование лучших мировых практик, признание необходимости расширения межгосударственного сотрудничества в области образования. Кроме этого, были выявлены ценностные ориентиры систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности РФ и КНР - разные базовые ценности, что в первую очередь обусловлено различиями в государственно-политическом устройстве государств, которые характеризуются преобладанием интересов государства и общества в Китае и личности - в России.
Abstract. One of the areas of Russia and China humanitarian cooperation is interaction in the field of professional training of creative (arts) specialists. At a time when artists have a huge influence on the masses, the study of the experience of other countries and cooperation in the field of training creative personnel are important aspects of the state's foreign and domestic policy, and the education system and the values established in it are a manifestation of the state's policy. The scientific problem lies in determining the basis of interaction between the systems of professional training of creative specialists. The object of the research is the Russian and Chinese interaction in the system of professional training of creative specialists. The subject of the research is the
value orientations of the systems of professional training of creative specialists in Russia and China. The purpose of the study is to determine the value basis of the integration interaction of the systems of professional training of creative specialists in Russia and China. The methodological basis of the study is the systemic and comparative approaches. Within the framework of the study, theoretical methods were used: analysis of scientific literature, regulatory legal acts, comparison and generalization.
As a result of the study, the value resources of the systems of professional training of creative specialists in Russia and China, which are the basis of integration interaction, were identified. These include: a strategic attitude to culture and, therefore, to the training of personnel, faith in one's own culture, strengthening of its protective functions, the revival of traditional values as opposed to the influence of Western ones, the analysis of one's experience and the use of its best practices, critical reflection and borrowing of the best world practices, recognition of the need to expand interstate cooperation in the field of education. In addition, the value orientations of the systems of professional training of creative specialists in Russia and China were identified - different basic values, which is primarily due to the differences in the state and political structure of the states, which are characterized by the predominance of the interests of the state and society in China and the individual in Russia.
Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов творческой направленности РФ и КНР, взаимодействие образовательных учреждений творческой направленности, российско-китайское гуманитарное сотрудничество, Россия, Китай, ценностные ориентиры.
Keywords: professional training of creative specialists of Russia and China, interaction of educational institutions of creative orientation, Sino-Russian humanitarian cooperation, Russia, China, value guidelines.
Введение
Взаимоотношения России и Китая на современном этапе характеризуются как отношения всеобъемлющего партнерства, важнейшим направлением которого является гуманитарное сотрудничество, направленное на укрепление взаимного доверия народов и государств и создание основы для развития политико-экономического сотрудничества.
Актуальность темы исследования заключается в следующем:
- гуманитарное сотрудничество в сфере образования уникально, так как оно имеет не только явный эффект (развитие участников образовательного про-
цесса, образовательных организаций, выстраивание и укрепление связей между участниками), но и отложенный эффект: через несколько лет граждане Поднебесной - нынешние участники интеграционного взаимодействия - будут определять культурную политику Китая и в том числе определять направления международного взаимодействия;
- взаимодействие в области профессиональной подготовки специалистов творческой направленности имеет особое значение для гуманитарного сотрудничества, так как культура и искусство, особенно в Китае, считаются элитарными, а деятели искусств имеют огромное влияние на массы, что дает им возможность формировать общественное мнение, особенно с учетом быстро развивающихся технологий массовых коммуникаций; для нашей страны важно, насколько это общественное мнение будет работать на укрепление российско-китайских отношений;
- выстраивание интеграционного взаимодействия в области творческого образования между Россией и Китаем имеет важное значение: на уровне образовательных учреждений в процессе деятельности формируется ресурсная база (сотрудники международных отделов, которые осваивают определенные компетенции для выполнения функций международной коммуникации, преподаватели, ориентированные на работу с гражданами КНР и т.п.), что актуально в условиях нехватки в стране специалистов по работе с Китаем [7];
- кроме того, тема работы значима с точки зрения выполнения задач государственной культурной политики, которая включает в себя в том числе развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности, повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности, содействие расширению взаимодействия и сотрудничества российских и зарубежных организаций культуры и организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры, создание условий для популяризации за рубежом российской культуры и продвижения русского языка в мире [17] - для реализации этих задач необходимо понимать ценности образования, которые могут выступать в качестве ресурса интеграционных процессов.
Современные российско-китайские отношения, характеризующиеся сближением позиций обоих государств в силу обеспокоенности тем, что в странах стала активно пропагандироваться и внедряться так называемая западная система ценностей, которая вступила в явное противоречие с традиционными системами ценностей обществ, что создало угрозу
национальной безопасности и заставило власти возложить на культуру функцию обеспечения национальной безопасности [4].
В условиях интеграционного взаимодействия систем профессионального образования России и Китая [20], принимая во внимание уровень экономического развития Китайской Народной Республики (КНР), важно актуализировать данные о системе подготовки творческих кадров в Китае, сравнить и обобщить практические действия двух стран для выработки путей модернизации российского образования в целом и профессионального творческого образования в частности.
Исследований по российско-китайскому взаимодействию в гуманитарной сфере довольно много, особенно в области сравнительной педагогики высшего образования, при этом недостаточно исследований по проблематике творческого образования с точки зрения ценностных аспектов.
Вопросы процессов становления и реформирования систем китайского профобразования изучали Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, А. Н. Базарова, Хуан Бинь, Сюй Цайцюнь и др. Важно отметить фундаментальный и значимый российско-китайский коллективный труд «Россия-Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ» под редакцией
B. П. Борисенкова, Мэй Ханьчэна.
Исследованием вопросов ценностных ресурсов занимались М. П. Данилков, В. А. Зернова, В. А. Реме-зова, В. Я. Суртаев, С. В. Толмачева, Г. В. Хлебников; среди китайских исследователей, изучавших связи ценностей и профессионального образования, ценностные ресурсы для интеграционного взаимодействия систем образования, можно отметить Чжао Юна и Го Синя. Межкультурное гуманитарное сотрудничество России и Китая исследовали Ю. М. Галенович, С. С. Зенгин,
C. Г. Лузянин, А. Н. Чумаков, Л. Штарк, П. С. Юрченко, Цзу Чуньмин и др.
Научная проблема исследования заключается в определении основы взаимодействия систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности России и Китая. Объектом исследования выступает российско-китайское взаимодействие в системе профессиональной подготовки специалистов творческой направленности. Предмет исследования - ценностные ориентиры систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности РФ и КНР. Цель исследования - определить ценностную основу интеграционного взаимодействия систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности России и Китая. Задачи исследования - выявить базовые ценностные ориен-
тиры и ценностные ресурсы систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности РФ и КНР.
Методология
Методологической основой исследования выступили системный и компаративистский подходы. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, сравнение и обобщение.
Научная новизна исследования заключается в выявлении базовых ценностных ориентиров и ресурсов российско-китайского интеграционного взаимодействия систем профессиональной подготовки специалистов именно творческой направленности, которые расширяют научные знания о гуманитарном сотрудничестве двух государств. К ним относятся: различные базовые ценности, обусловленные преобладанием интересов государства и общества в Китае и личности -в России; ценностные ресурсы, которые могут способствовать интеграционному взаимодействию: стратегическое отношение к культуре, усиление защитных функций культуры, использование традиционных ценностей в противовес западным, критическое осмысление и заимствование лучших мировых практик.
Практическая значимость заключается в возможности использования знаний о ценностной основе российско-китайского интеграционного взаимодействия в области профессиональной подготовки специалистов творческой направленности при формировании стратегии интернационализации творческих вузов и при реализации проектов, направленных на популяризацию культуры России в Китае. Кроме того, результаты исследования возможно применить при модернизации системы подготовки творческих кадров в России через частичное заимствование базовых ценностей системы профессиональной подготовки специалистов творческой направленности Китая.
Результаты
Под ценностями понимаются явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, то есть способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности), социальных групп, классов, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям [8, с. 255-256]. В связи с тем, «что системы образования регулируются государством, имеет смысл дополнить данное определение ценностями, которые способны удовлетворять потребности государства, служить его интересам и целям» [4, с. 12].
Ценности будем также понимать с точки зрения социологического подхода к пониманию их сути и определять как то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным, и педагогического, включающего в себя определение ориентиров по формированию ценностного сознания [15].
Под ценностными ориентирами в образовании понимаются цели, задачи, содержание, методика, технологии образования (обучения и воспитания), пути, методы и средства модернизации образования и иные образовательные ценности. Ценностные ориентиры образования в обоих государствах закреплены в конституциях и законах об образовании, в документах КПК, а также в программных выступлениях лидеров государств, которые впоследствии обретают нормативную форму [3]. Поскольку цель работы предполагает определение ценностной основы интеграционного взаимодействия систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности России и Китая, то логично обращение к ценностям культурной политики государств. В данном исследовании внимание будет сфокусировано на базовых ценностях, определяющих особенности подготовки специалистов творческой направленности, и тех ценностях, которые выступают в качестве ценностных ресурсов.
Под ценностными ресурсами будем понимать ценности, которые оказывают непосредственное влияние на интеграционные процессы в образовании, - это ценности образования как социального института и ценности общества.
Интеграционное взаимодействие России и Китая в области подготовки специалистов творческой направленности (музыкального искусства, хореографии и др.) осуществляется в условиях, характеризующихся тем, что системы подготовки будущих деятелей культуры функционируют в совершенно разных политико-идеологических и правовых парадигмах [2; 3; 5; 6; 18].
Естественно, что студенты, обучаясь на творческих специальностях, реализуют, прежде всего, свои потребности в личностном и профессиональном развитии; при этом, обучаясь в другой стране, они создают для себя условия, обеспечивающие их будущую профессиональную конкурентоспособность, социальный статус, материальное положение.
В этой связи актуальным является вопрос о том, какие целевые ориентиры задают Россия и Китай для своих систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности, каковы ожидания государств от специалистов - выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования творческой направленности, то есть от буду-
щих деятелей культуры, и возможно ли интеграционное взаимодействие в подготовке специалистов. Понимание данного вопроса, наряду со знанием истории, культуры, традиций, правовой системы, системы образования, рисков интеграционных процессов [4], необходимо для выстраивания интеграционного процесса в образовании при подготовке специалистов в области культуры и искусства.
В качестве целевых ориентиров выступают общие универсальные ценности, формируемые системами образования. Исходя из понимания факта иерархии образовательных ценностей, целесообразно выделить главные, базовые ценности профессионального творческого образования в двух государствах.
В России и в Китае образованию и искусству как элементам культуры уделяется большое внимание.
В КНР на деятелей искусства возложена определенная ответственность в плане построения общества китайской мечты. Перед ними поставлена задача создания социалистической духовной культуры, цель -воспитание высоконравственных культурных и дисциплинированных людей [16, с. 7; 23], обеспечение влияния культуры в воспитании человека [14, с. 456].
В ряде выступлений китайских лидеров сформулированы основные требования к произведениям искусства и их авторам:
- китайское искусство существует в парадигме: «народу необходимо искусство - искусству нужен народ (который будет его понимать) - искусство должно относиться к народу с любовью» (без любви к народу не может быть творчества для народа), поэтому для работников искусства важнейшей является опора на народ и реальную жизнь; исходная точка и конечная цель всей работы в области искусства - удовлетворе -ние духовных и культурных потребностей, народ - субъект искусства, ценитель и его критик [14, с. 458-463];
- считать социальный эффект единственным критерием всей своей деятельности [16, с. 163]; далее эта мысль получает развитие относительно оценки произведений искусства: она должна быть дана народом, специалистами и проверена рынком, то есть социальная эффективность должна сочетаться с экономической эффективностью [14, с. 465];
- признание факта расширения внешних связей, возможности использования опыта других стран, заимствований в области культуры как с точки зрения содержания, так и с точки зрения средств выражения, влечет требование все подвергать анализу, оценке, критике; предотвращать появление, ввоз и распространение вредных произведений; не допускать духовного загрязнения [16, с. 37; 43-44, 163];
- в условиях роста интеграционных процессов, в том числе в сфере культуры, именно средствами искусства необходимо «рассказывать о Китае, передавать голос Китая, раскрывать дух Китая и показывать его облик, через свои произведения давать возможность иностранным гражданам углубить свои представления о Китае, больше узнать о нем» [14, с. 459-460]; «притягательная сила» китайского искусства, Китая постепенно может трансформироваться в так называемую мягкую силу;
- чтобы духовная культура в условиях глобализации и ее негативных последствий не теряла своей жизнеспособности, способствовала своими средствами строительству социализма с китайской спецификой, служила народу, перед ней ставятся задачи опоры на традиции («ставить старое на службу новому») и поддержания веры в свою культуру.
Данные положения заложены в основу функционирования системы подготовки специалистов творческой направленности, они оказывают формирующее влияние на личностные и профессиональные установки студентов творческих специальностей вузов и учреждений среднего профобразования. Будущие деятели культуры изначально понимают, что на них возложены определенные задачи: посредством культуры (искусства) способствовать социально-экономическому развитию и политической стабильности своего государства.
Следует отметить, что в ряду основных целей развития образования в Китае к 2035 г. определены в том числе такие, как создание современной системы образования, которая служит обучению на протяжении всей жизни для всех людей, значительное улучшение возможностей профессионального образования и значительное повышение конкурентоспособности высшего образования [19].
В России дело обстоит несколько иначе. Признается основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества; отмечается неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации [9].
Как будто все правильно, но, в отличие от Китая, на первом плане не государство и общество, а самореализация личности.
Кроме того, в Законе закреплены гарантии невмешательства государства в творческие процессы, приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп [9] и другие, которые свидетельствуют о том, что в РФ акценты культурной поли-
тики расставлены совершенно по-иному. Документ был принят в 1992 г., когда Россия активно сближалась с Западом, заимствуя правовые и культурные императивы; редактирован в 2022 г., когда страна вошла в политический, экономический и даже военный [13] конфликт с Западом.
Кроме того, следует отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям среднего профессионального образования для творческих специальностей (например 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) [11]) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования для творческих специальностей (например по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура) [10] в части требований к результатам освоения программ подготовки специалистов (общим профессиональным компетенциям) не предполагают формирования социальной ответственности специалиста.
Документы, принимаемые в РФ после событий 2014 г., закрепляют более значимое положение культуры и новые цели культурной политики, которая призвана теперь обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивили-зационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в стране; она реализуется в целях обеспечения соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры, а также для достижения целей и выполнения задач в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации [17].
Понимание культуры как стратегического ресурса государства сближает подходы России и Китая. В РФ также акцент в документах делается:
- на эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, в целях духовно-нравственного воспитания граждан;
- сохранение и развитие российских национальных систем, принципов и методов воспитания и обучения детей, подростков и молодежи в области искусств, в том числе охрана и поддержка уникальной системы образования(дополнительные предпрофессиональ-ные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, образовательные программы высшего образования в области искусств), а также
профессионального становления и развития творческих способностей в рамках реализации образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
- создание и распространение произведений искусства, направленных на популяризацию традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей [17].
Изменение отношения к культуре, ко всем ее элементам, в том числе к образованию и искусству, неизбежно скажется на подготовке специалистов творческих направлений. В подтверждение этого - предложение президента Путина В. В. о возвращении к прежней российской системе (до Болонской) высшего образования в ходе выступления перед российским парламентом [10].
При различии в базовых подходах к вопросу подготовки специалистов творческой направленности (в Китае - ориентация, прежде всего, на потребности государства и общества, в России - на потребности развития личности; в КНР - среднее профессиональное и высшее образование платное, в РФ - на бюджетной и на коммерческой основах) интеграционное взаимодействие в данном направлении все-таки возможно в силу ряда причин:
- в обоих государствах культура рассматривается как стратегическая отрасль, важнейшая задача - обеспечение культурного суверенитета; при этом Россия только становится на путь принятия мер по защите общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия [17];
- имеет место понимание необходимости совершенствования системы образования: с одной стороны, с опорой на лучшие традиции собственного опыта, с другой - на критическое осмысление и заимствование лучших мировых практик;
- оба государства посредством культуры хотят выстраивать интеграционное взаимодействие в целом, формировать свой позитивный образ, т.е. использовать культуру в качестве так называемой «мягкой силы»; особое внимание уделяется созданию условий для популяризации в Китае российской культуры, русского языка и литературы, а в России - китайского языка и культуры;
- при признании важной для развития государств роли интеграционного взаимодействия, закрепления в нормативных актах необходимости расширения и поддержки международных культурных и гуманитар-
ных связей оба государства (Китай гораздо раньше) проводят в жизнь идею о том, что жить и работать лучше на родине [17; 21].
Заключение
Проведенное исследование позволило расширить представление о российско-китайском гуманитарном сотрудничестве. Результаты исследования и выводы углубляют научное знание о теории российско-китайского гуманитарного сотрудничества в области образования, конкретизированное ценностными ориентирами систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности РФ и КНР.
На основании выполненного исследования удалось выявить ценностные ориентиры систем профессиональной подготовки специалистов творческой направленности РФ и КНР, с одной стороны - это разные базовые ценности: интересы государства и общества (КНР) и личности (РФ), с другой - ценностные ресурсы, ценности, которые сближают позиции государств и могут стать основой интеграционного взаимодействия, к которым относятся: стратегическое отношение к культуре, а значит, и к подготовке кадров, вера в свою культуру, усиление ее защитных функций, возрождение традиционных ценностей в противовес влиянию западных, анализ своего опыта и использование его лучших практик, критическое осмысление и заимствование лучших мировых практик, признание необходимости расширения межгосударственного сотрудничества в области образования.
Полагаем, что при различии базовых ценностей творческого образования, таких как ориентация на интересы, прежде всего, общества и государства (КНР) или личности (РФ), иные ценности, в частности - признание стратегического значения культуры, вера в свою культуру, усиленная идеей противостояния западной; опора на свои традиционные ценности, возвращение к своему опыту, критическое осмысление иной культуры и возможное взаимодействие при соблюдении принципа культурного суверенитета -могут выполнить компенсирующую функцию и обеспечить сближение позиций государств в области творческого образования.
При условии, что вышеуказанные ценности станут смыслом всей культурной и образовательной политики, интеграционное взаимодействие образовательных учреждений творческой направленности может дать положительный результат для студентов и преподавателей, образовательных учреждений, для государств и обществ, подготовив специалистов, ориентированных не только на себя, но и готовых выпол-
нять государственно и социально-значимые функции. Сегодня для России именно эта проблема является особенно актуальной.
Перспективными исследованиями в области российско-китайского гуманитарного взаимодействия являются интеграционные процессы систем профессионального и дополнительного образования в сфере подготовки творческих кадров, в частности - изучение вопросов реализации совместных или сетевых образовательных программ.
Литература
1. В России оценили дефицит переводчиков-китаистов к 2027 году РТУ МИРЭА: дефицит переводчиков-китаистов к 2027 году увеличится втрое [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/20231023/842057066.html (дата обращения: 17.04.2024).
2. Законы об образовании в Китайской народной республике [Электронный ресурс]. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/ zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (дата обращения: 23.07.2021).
3. Зенгин С. С. Правовые основы среднего профессионального образования в Российской Федерации и Китайской Народной Республике: сравнительный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 175-177. EDN VOOASH.
4. Зенгин С. С. Ценностные ресурсы систем среднего профессионального образования России и Китая в контексте интеграционного взаимодействия // Среднее профессиональное образование. 2022. № 11 (327). С. 11-16. EDN RHLXVU.
5. Конституция КНР (в ред. 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_ constitution_revised_2018_russian/) (дата обращения: 18.01.2023).
6. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.01.2023).
7. Маслов: в РФ не хватает квалифицированных востоковедов [Электронный ресурс] // РИА Новости : [сайт]. URL: https:// ria.ru/20100706/252483673.html?ysclid=lv3npa9ovp25560519 (дата обращения: 17.04.2024).
8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс] : утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 28.12.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 28.02.2023).
10. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/statements/70565 (дата обращения: 28.02.2023).
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1382 (ред. от 13.07.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-51-02-01-narodnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-po-vidam-1382/ (дата обращения: 16.03.2023).
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат
по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1178. URL: https:// fgos.ru/fgos/fgos-51-03-02-narodnaya-hudozhestvennaya-kultura-1178/ (дата обращения: 16.03.2023).
13. Сергей Лавров прокомментировал ситуацию вокруг СВО в своем интервью на Первом канале 28 декабря 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/2022-12-28/444366-sergey_lavrov_prokommentiroval_situatsiyu_ vokrug_svo_v_svoem_intervyu_na_pervom_kanale?ysclid=lv3p9q zbqo812595512 (дата обращения: 17.04.2024).
14. Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин : Издательство литературы на иностранных языках, 2018. Т. 2. 802 с.
15. Столбова Е. А., Цилицкий В. С., Гребенкина Е. Д. Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация» // Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 596-598. EDN XBGAQD.
16. Сяопин Д. Основные вопросы современного Китая. М. : Книга по Требованию, 2013. 258 с.
17. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 10.04.2024).
18. Устав Коммунистической партии Китая [Электронный ресурс]. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726536. htm (дата обращения: 10.08.2021).
19. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет издали «Модернизация образования Китая 2035» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe. gov.cn/jyb_xwfb/s6052/moe_838/201902/t20190223_370857. html (дата обращения: 10.04.2024).
20. Zengin S. Features for the development of integration processes in the secondary vocational education system of Russia and China // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Beijing, 2021. Рart 1. РР. 111-117. DOI 10.34660/ INF.2021.57.77.005. EDN NXRBUA.
21. Wang M. A systematic review of the literature on policies to encourage the return of Chinese students abroad [Электронный ресурс] // International Journal of Chinese Education. 2023. № 12 (3). URL: https://doi.org/10.1177/2212585X231211379 jour-nals.sagepub.com/home/cne. (дата обращения: 10.04.2024).
References
1. V Rossii ocenili deficit perevodchikov-kitaistov k 2027 godu RTU MIRJeA: deficit perevodchikov-kitaistov k 2027 godu uveli-chitsja vtroe [In Russia, the shortage of translators-sinologists by 2027 was estimated by RTU MIREA: the shortage of translators-sinologists will triple by 2027]. URL: https://1prime. ru/20231023/842057066.html (accessed 17.04.2024). (In Russian).
2. Zakony ob obrazovanii v Kitajskoj narodnoj respublike [Laws on education in the People's Republic of China]. URL: https://spbu. ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narod-noy_respublike_rus.pdf (accessed 23.07.2021). (In Russian).
3. Zengin S. S. Pravovye osnovy srednego professional'nogo obra-zovanija v Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respublike: sravnitel'nyj analiz [Legal foundations of secondary vocational education in the Russian Federation and the People's Republic of China: a comparative analysis]. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2016, no. 2, pp. 175-177. EDN VOOASH. (In Russian).
4. Zengin S. S. Cennostnye resursy sistem srednego professional'nogo obrazovanija Rossii i Kitaja v kontekste inte-gracionnogo vzaimodejstvija [Value resources of secondary
vocational education systems of Russia and China in the context of integration interaction]. Srednee professional'noe obrazo-vanie, 2022, no. 11 (327), pp. 11-16. EDN RHLXVU. (In Russian).
5. Konstitucija KNR (v red. 2018 g.) [Constitution of the People's Republic of China]. URL: https://chinalaw.center/constitutional_ law/china_constitution_revised_2018_russian/) (accessed 18.01.2023). (In Russian).
6. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Prinjata vsenarodnym goloso-vaniem 12.12.1993 s izmenenijami, odobrennymi v hode obsh-herossijskogo golosovanija 01.07.2020 [The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on
01.07.2020]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (accessed 17.01.2023). (In Russian).
7. Maslov: v RF ne hvataet kvalificirovannyh vostokovedov [Maslov: there are not enough qualified orientalists in the Russian Federation]. URL: https://ria.ru/20100706/252483673.html?ysclid=lv3n pa9ovp25560519 (accessed 17.04.2024). (In Russian).
8. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij [Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts]. Moscow, 2013, 268 p. (In Russian).
9. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture. Utv. VS RF 09.10.1992 N 3612-1 (red. ot 28.12.2022). [Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture. Approved by the Supreme Court of the Russian Federation on 09.10.1992 no. 3612-1 (ed. from 28.12.2022).]. URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (accessed 28.02.2023). (In Russian).
10. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniju 21 fevralja 2023 goda [President's Address to the Federal Assembly 21 February 2023]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ statements/70565 (accessed 28.02.2023). (In Russian).
11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'-nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 51.02.01 Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo (po vidam) [On approval of the federal state educational standard of secondary professional education in the specialty 51.02.01 Folk art (by types). Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 27.10.2014 no. 1382 (as amended on
13.07.2021)]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-51-02-01-narodnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-po-vidam-1 382/ (accessed 16.03.2023). (In Russian).
12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 51.03.02 Narodnaja hudozhestvennaja kul'tura. Prikaz Minobrnauki Rossijskoj Federacii ot 6 dekabrja 2017 g. no. 1178 [On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's Degree in the Direction of
Training 51.03.02 Folk Art Culture. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 6, 2017 no. 1178]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-51-03-02-narodnaya-hudozhestvennaya-kultura-1178/ (accessed 1 6.03.2023). (In Russian).
13. Sergej Lavrov prokommentiroval situaciju vokrug SVO v svoem interv'ju na Pervom kanale 28 dekabrja 2022 [Sergey Lavrov commented on the situation around the Specially Military Operation in his interview on Channel One December 28, 2022]. URL: https:// www.1tv.ru/news/2022-12-28/444366-sergey_lavrov_prokom-mentiroval_situatsiyu_vokrug_svo_v_svoem_intervyu_na_ pervom_kanale?ysclid=lv3p9qzbqo812595512 (accessed 17.04.2024). (In Russian).
14. Si Czin'pin. O gosudarstvennom upravlenii [About public administration]. Pekin, 2018, vol. 2, 802 p. (In Russian).
15. Stolbova E. A., Cilickij V. S., Grebenkina E. D. Mezhdisciplinarnyj podhod k ponimaniju kategorij "cennost'" i "cennostnaja orient-acija" [An interdisciplinary approach to understanding the categories of "value" and "value orientation"]. Molodoj uchenyj, 2016, no. 25 (129), pp. 596-598. EDN XBGAQD. (In Russian).
16. Sjaopin D. Osnovnye voprosy sovremennogo Kitaja [The main issues of modern China]. Moscow, 2013, 258 p. (In Russian).
17. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808 (s izmenenijami i dopol-nenijami). [On Approval of the Fundamentals of the State Cultural Policy. Decree of the President of the Russian Federation of 24.12.2014 N 808 (with amendments and additions]. URL: https://base.garant.ru/70828330/ (accessed 10.04.2024). (In Russian).
18. Ustav Kommunisticheskoj partii Kitaja [The Charter of the Communist Party of China]. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726536.htm (accessed 10.08.2021). (In Russian).
19. Central'nyj komitet Kommunisticheskoj partii Kitaja i Gosudarst-vennyj sovet izdali "Modernizacija obrazovanija Kitaja 2035" [The Central Committee of the Communist Party of China and the State Council issued "Modernization of Education in China 2035"]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s6052/moe_838/201902/ t20190223_370857.html (accessed 10.04.2024). (In Chinese).
20. Zengin S. Features for the development of integration processes in the secondary vocational education system of Russia and China. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration, Beijing, 2021, part 1, pp. 111-117. DOI 10.34660/ INF.2021.57.77.005. EDN NXRBUA. (In English).
21. Wang M. A systematic review of the literature on policies to encourage the return of Chinese students abroad. International Journal of Chinese Education, 2023, no. 12 (3). URL: https:// doi.org/10.1177/2212585X231211379 journals.sagepub.com/ home/cne (accessed 10.04.2024). (In English).