Научная статья на тему 'К вопросу о целях и содержании антикоррупционной экспертизы законодательства'

К вопросу о целях и содержании антикоррупционной экспертизы законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
450
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЙ ФАКТОР / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ / CORRUPTION / CORRUPTION FACTOR / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / REGULATORY LEGAL ACT / PUBLIC AUTHORITIES / METHODS OF CONDUCTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдусалимов У. О.,

Cтатья посвящена рассмотрению целей и содержания антикоррупционной экспертизы законодательства. Изучается ее понятие и сущность в научной литературе, а также специфика, субъект, объект и принципы, на которых она базируется по законодательству России. Исследуются особенности порядка и механизм проведения антикоррупционной экспертизы, а также государственные органы, ее осуществляющие в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдусалимов У. О.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the purpose and content of anti-corruption expertise of legislation

The article is devoted to the consideration of the objectives and content of the anti-corruption expertise of legislation. We study its concept and essence in the scientific literature, as well as the specifics, subject, object and principles on which it is based on the legislation of Russia. The features of the procedure and the mechanism for conducting anti-corruption expertise, as well as state bodies carrying out.

Текст научной работы на тему «К вопросу о целях и содержании антикоррупционной экспертизы законодательства»

К вопросу о целях и содержании антикоррупционной экспертизы законодательства

To the question of the purpose and content of anti-corruption expertise of legislation

Абдусалимов У.О.

Студент 4 курса Института истории и права Направление подготовки «Юриспруденция» Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского

РФ, Калуга

e-mail: [email protected]

Abdusalimov U. O.

4th year student Institute of history and law Field of training "Jurisprudence» Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky

Russia, Kaluga e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Короткова О.А.

К.ю.н., доцент,

Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского

РФ, Калуга e-mail: [email protected]

Scientific adviser: Korotkova, O. A.

K. Yu.N., associate Professor, Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky

Russia, Kaluga e-mail: [email protected]

Аннотация.

Огатья посвящена рассмотрению целей и содержания антикоррупционной экспертизы законодательства. Изучается ее понятие и сущность в научной литературе, а также специфика, субъект, объект и принципы, на которых она базируется по законодательству России. Исследуются особенности порядка и механизм проведения антикоррупционной экспертизы, а также государственные органы, ее осуществляющие в РФ.

Annotation.

The article is devoted to the consideration of the objectives and content of the anti-corruption expertise of legislation. We study its concept and essence in the scientific literature, as well as the specifics, subject, object and principles on which it is based on the legislation of Russia. The features of the procedure and the mechanism for conducting anti-corruption expertise, as well as state bodies carrying out.

Ключевые слова: коррупция, коррупционный фактор, антикоррупционная экспертиза, нормативно -правовой акт, органы государственной власти, методика проведения.

Key words: corruption, corruption factor, anti-corruption expertise, regulatory legal act, public authorities, methods of conducting.

Наличие эффективно действующего механизма противодействия коррупции является необходимым условием для построения и функционирования правового государства. На сегодняшний день коррупция представляет собой одну из главных угроз национальной безопасности РФ, которая оказывает негативное влияние практически на все сферы общественной жизни. Это актуализирует спрос на эффективное антикоррупционное законодательство.

Официальное определение коррупции дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. 30.10.2018 г.) «О противодействии коррупции», где коррупция толкуется как 1) злоупотребление

служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; 2) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Значительная часть коррупционных мероприятий возможна благодаря недостаткам действующего законодательства, способствующим совершению коррупционных действий или принятию коррупционных решений в процессе реализации нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы. Коррупциогенность нормативного правового акта либо его проекта обусловливается наличием в нем коррупциогенных факторов. В Федеральном законе от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативо-правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон) однозначно определяется, что коррупциногенными факторами являются положения нормативных правовых актов или их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Одним из средств борьбы с коррупцией принято считать антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

В Законе не дается определение понятия «антикоррупционная экспертиза». Рассмотрим данную формулировку в юридической доктрине. Так, К. И. Головщинский под антикоррупционной экспертизой законодательства понимает: «комплекс мероприятий по выявлению норм права, способных устанавливать такие рамки взаимоотношений между агентами, которые повышают вероятность их вступления в коррупционные взаимодействия». Более широкого понимания антикоррупционной экспертизы придерживается Т. Я. Хабриева, по мнению которой антикоррупционная экспертиза не может рассматриваться только как средство выявления коррупциогенных факторов, сопряженное, в том числе, с технологией правового мониторинга, а выступает дополнительным инструментом обеспечения качества актов, их большей эффективности.

В соответствии с Законом целью проведения антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах и проектах нормативно правовых актов коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

Содержание антикоррупционной экспертизы составляют: субъект, объект антикоррупционной экспертизы, принципы, на которых она базируется и непосредственно методика ее проведения.

В Законе определены субъекты, которые правомочны проводить указанный вид экспертизы. К ним относятся: прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, а также иные органы, организации и их должностные лица.

Объектами экспертизы в соответствии с законодательством РФ являются проекты федеральных законов, проекты указов Президента РФ и проекты постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты субъектов РФ.

Антикоррупционная экспертиза основывается на определенных принципах. Вместе с тем в теории права и в научной литературе вопрос о принципах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов недостаточно разработан. Так, А.Э. Бикмухаметов под принципами организации антикоррупционной экспертизы понимает те основные положения или идеи системы российского антикоррупционного законодательства, которые определяют общие направления правового регулирования организации и производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также использования ее результатов в процессе правотворчества.

К общим принципам целесообразно относить такие, как: законность, системность, научность, оперативность, своевременность, полнота и всесторонность экспертного исследования, финансовая обеспеченность.

Частные принципы закреплены в статье 2 Закона. К ним относятся: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов; 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится с применением Правил и Методики, определенных Правительством РФ от 26.02.2010 г. № 96 (ред. от 10.07. 2017 г.).

Закон определяет компетенцию субъектов антикоррупционной экспертизы, объекты и случаи ее проведения.

Так, прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых РФ на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу: 1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; 2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы; 3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и

муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации; 4) нормативных правовых актов субъектов РФ при мониторинге их применения.

В свою очередь органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, а в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Антикоррупционная экспертиза проходит в три этата:

Первый этап - независимая экспертиза. Проводится на этапе подготовки к принятию нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы. Для обеспечения проведения данного этапа разработчик размещает проекты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Причем срок размещения не может быть меньше семи дней. Заключение направляется разработчикам нормативных правовых актов, а копия заключения - в Министерство юстиции РФ. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Второй этап - антикоррупционная экспертиза, проводимая в ходе правовой экспертизы и государственной регистрации акта. На данном этапе экспертизу проводит Министерство юстиции РФ. Причем если коррупциогенные факторы выявлены в ходе правовой экспертизы, то составленное заключение подлежит обязательному рассмотрению разработчиком, но также носит рекомендательный характер.

Третий этап - антикоррупционная экспертиза, проводимая в ходе мониторинга применения нормативных правовых актов и прокурорского надзора. Здесь осуществление экспертизы проводится уже после принятия нормативного правового акта органами прокуратуры и Министерством юстиции РФ.

В заключение следует сказать, что развитие российского права, государства и общества требует от законодателя особого внимания к качеству принимаемых нормативных правовых актов. От соответствующего уровня качества законов напрямую зависят эффективность их реализации, стабильность правовой системы и будущее законодательного государства в целом. Основное значение антикоррупционной экспертизы законодательства в современных условиях заключается в том, что она выступает как важнейшее средство противодействия коррупции, способствует исключению злоупотребления правом со стороны должностных лиц. Своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия нормативного правового акта не только будет способствовать недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и позволит совершенствовать их деятельность, не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативо-правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. 30.10.2018 г.) «О противодействии коррупции»;

3. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»);

4. Бикмухаметов А.Э. Принципы организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: понятие и содержание //Актуальные проблемы экономики и права. 2009. №4 (12). С. 18-22;

5. Головщинский К.И. Диагностика коррупциогенности законодательствам., 2004;

6. Хабриева Т. Я. Формирование правовых основ ан-тикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Журн. рос. права. 2009. № 10 (154). С. 5- 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.