Научная статья на тему 'К вопросу о целях гендерной экспертизы законодательства'

К вопросу о целях гендерной экспертизы законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1228
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Короткова О. А., Яничкина В. Е.

Статья посвящена гендерной экспертизе законодательства как инструменту реализации конституционного принципа равенства по признаку пола. Рассматривается основная цель проведения гендерной экспертизы законодательства, анализируется её сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о целях гендерной экспертизы законодательства»

9. Решение Зеленогорского районного суда от 24.05.2017 по делу № 2-102/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/ regular/doc/mJ0L 1 mbQoIWW/

10. Решение Советского районного суда г. Краснодара от 07.05.2018 по делу № 2-3987/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/ regular/doc/RQXQZxWeYGWs/

11. Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24.05.2018 г. по делу № 2-1308/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/ regular/doc/ChxYm3je1 Ym/

12. Решение Московского районного суда от 18.09.2018 г. по делу № 2-2898/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/ regular/doc/zjJBLihwwXJR/

13. Решение Шатурского городского суда от 11.04.2017 г. по делу № 2-500/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/ regular/doc/lnj6kwDhAbZN/

Короткова О.А.

к. ю. н., доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия Яничкина В.Е. студентка

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ ГЕНДЕРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Статья посвящена гендерной экспертизе законодательства как инструменту реализации конституционного принципа равенства по признаку пола. Рассматривается основная цель проведения гендерной экспертизы законодательства, анализируется ее сущность.

Ключевые слова: гендерная экспертиза законодательства, гендерное равенство, экспертиза законодательства.

Korotkova O.A.

PhD in Law Kaluga State University named K.E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia Yanichkina V.E.

student

Kaluga State University named K.E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia

THE QUESTION OF THE PURPOSES IN GENDER EXPERTISE OF LEGISLATION

Abstract. The article is devoted to gender expertise of legislation as a tool for the implementation of the constitutional principle of gender equality. The main goal of conducting gender expertise of legislation is considered, its essence is analyzed.

Key words: gender expertise of legislation, gender equality, expertise of legislation.

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, а также равные возможности для реализации прав и свобод мужчин и женщин.

Воплощение правовых принципов в жизнь, в том числе, принципа равенства по признаку пола, происходит посредством правовых норм. Российское законодательство (семейное, трудовое и др.), ратифицированные РФ акты международного права содержат достаточно норм, регулирующих данный вид общественных отношений. На первый взгляд, российское законодательство полностью отражает принцип тендерного равенства. Но на практике принцип равенства по признаку пола не реализуется в должной мере. Кроме того, при регулировании общественных отношений законодатель не всегда грамотно понимает содержание данного принципа. В некоторых случаях законодательство формально отражает идею равных возможностей мужчин и женщин, но никак не гарантирует воплощение идеи равных прав и свобод [1, с. 5]. Также некоторые правовые нормы могут содержать явные преимущества либо ограничения в правах и свободах женщин, либо мужчин. Данную проблему может решить проведение гендерной экспертизы законодательства.

Экспертиза закона или законопроекта предполагает научный анализ и оценку с точки зрения его содержания и формы специальными научно-консультативными подразделениями, учеными-экспертами и их группами. Целью правовой экспертизы является совершенствование законодательства посредством устранения в нем правовых пробелов [2, с. 30]. Гендер же следует понимать как социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Данное понятие используется для характеристик женщин и мужчин, которые являются социально приобретенными. Такие характеристики задаются обществом как некий социальный норматив. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гендер является элементом социальной стратификации.

В процессе гендерной экспертизы законодательства используется широкий спектр научных методов. В контексте исследования стоит обратить особое внимание на гендерную методологию. Ее особенностью является изучение различий в социальных статусах и ролях в жизни мужчин и женщин, а также анализ власти и доминирования, существующих в современном обществе вследствие гендерного дисбаланса. Гендерная экспертиза представляет собой аналитическую деятельность, отличительной чертой которой является направленность на соблюдение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола [3, с. 54].

Существует множество определений понятия «гендерное равенство». Так, А.А. Максимов отмечает, что гендерное равноправие - это принцип построения отношений полов, который устанавливается в обществе [4, с. 31]. О.В. Нечаева под гендерным равенством понимает равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и освоении его достижений [5, с. 12]. На основе данных определений можно сделать вывод, что гендерное равенство означает свободу в выборе различных ролей поведения, реализации своих возможностей в зависимости от своих предпочтений, целей и желаний. Гендерное равенство является важной составляющей принципа равенства граждан перед законом, который, в свою очередь, является одним из основополагающих принципов демократии.

Существенную роль для определения гендерного равенства в процессе правовой экспертизы имеет соотношение понятий юридического и фактического равенства мужчин и женщин, также необходимо выяв-

ление равенства первоначальных возможностей и равенства результатов. Правовое равенство включает в себя равенство граждан перед законом, равные способы реализации их субъективных прав, равную защиту в случае нарушения субъективных прав, а также равную юридическую ответственность за их нарушение. Фактическое равенство между субъектами права не создается, поскольку между ними существуют различия, обусловленные физиологическими особенностями.

Важным аспектом является то, что гендерное равенство включает в себя различия между полами, так как равенство полов не предполагает их биологической идентификации. В правовой сфере гендерное равенство означает также право на различия между женщинами и мужчинами. Стоит отметить, что такие различия не должны становиться причиной дискриминации, как женщин, так и мужчин, оказывать негативное влияние на жизнь человека. Однако, право на различия не должно стать основой для злоупотреблений и дискриминации, поскольку, как отмечает Н. Исаева, «стереотипное мышление о правах женщин как о совокупности льгот, обусловленных физиологическими особенностями пола и репродуктивной функцией, в условиях игнорирования принципа тендерного равенства приводит к нарушению равных возможностей мужчин, оказавшихся в одинаковых условиях в трудовых, семейных и других отношениях» [6, с. 114].

В процессе проведения гендерной экспертизы законодательства необходимо понимать, что между правом на различия и дискриминацией существует тонкая грань, не перейти которую позволяет гендер-ный подход. В законотворческой сфере гендерный подход невозможен без отражения права на различия мужчины и женщины, которое охватывает их биологические особенности. Эти различия, несомненно, должны учитываться законодателем в процессе законотворческой деятельности, однако они не могут создавать те или иные преимущества, как женщинам, так и мужчинам. Для строгого разграничения и сохранения баланса конституционных прав и законных интересов требуется глубокий анализ каждого законопроекта либо закона, регулирующего данного рода общественные отношения, что и выступает важнейшей задачей гендерной экспертизы.

Так, на основе вышесказанного можно выделить следующие задачи эксперта при проведении гендерной экспертизы законодательства:

1. Выявление и анализ в конкретном правовом акте норм, которые способствуют появлению либо устанавливают гендерный дисбаланс. При выявлении таких норм следует анализировать политические права, социальные права, а также права на самореализацию;

2. Оценка и прогнозирование последствий применения на практике гендерно несбалансированного акта;

3. Разработка предложений для устранения существующего гендерного дисбаланса.

Необходимо сказать, что помимо существующего в современном российском законодательстве гендерного дисбаланса также большая доля дисбаланса существует в сознании общества, стереотипах. Для устранения имеющегося гендерного дисбаланса необходимо сравнивать содержание конкретного правового акта с условиями его реализации на практике посредством использования результатов социологических исследований, данных статистического учета.

Стоит отметить, что принцип гендерного равенства, а также нормы, направленные на его реализацию, содержатся не только в Конституции РФ. Так, к примеру, Трудовой кодекс РФ в статье 3 запрещает дискриминацию в сфере труда: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола ... а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Кроме того, нормы, закрепляющие равенство полов, содержатся в иных правовых актах РФ, а также в международно-правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1981), Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1953) Конвенция о политических правах женщины (1954) и другие.

В 2003 году в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации». Основные задачи законопроекта:

1. устранение дискриминации по половому признаку;

2. обеспечение государственной политики, направленной на реализацию гендерного равенства в РФ.

Законопроект содержит направления государственной политики в области обеспечения равных прав и свобод независимо от пола. Одним из таких направлений является проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти. Полномочия по организации проведения гендерной экспертизы в проекте закона закрепляется за Правительством РФ. Данный закон до сих пор не был принят. Исходя из этого, такой правовой механизм обеспечения гендерного равенства, как гендерная экспертиза, существует лишь формально, но на законодательном уровне не закреплен.

Необходимость закрепления на законодательном уровне гендерной экспертизы нормативных правовых актов трудно переоценить. В процессе принятия закона законодатель не всегда может объективно оценить его воздействие на общественные отношения. В этой связи гендерная экспертиза законодательства является средством устранения возможных отрицательных последствий принятия того или иного закона для женщин или мужчин.

Подводя итог, следует сказать, что гендерное равенство - это решительный шаг на пути развития демократического общества. Гендер-ная экспертиза законодательства представляет собой процесс выявления законов, нарушающих принцип равенства полов. Такие законы могут, как давать дополнительные привилегии мужчинам или женщинам, так и ограничивать их по признаку пола. Это происходит, потому что, принимая закон, законодателю не всегда удается дать ему объективную и реальную оценку, в частности, последствий его применения на практике, соответствия Конституции РФ и международным актам в области обеспечения гендерного равенства. Представляется крайне важным введение гендерной экспертизы на законодательном уровне. Проект федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» содержит положения, необходимые для реализации в современном российском обществе. Следует отметить, что гендерная экспертиза законодательства должна стать одним из реально использующихся механизмов по обеспечению прав человека. Гендерная экспертиза законодательства позволяет объективно и реально оценивать принимаемые законы, демонстрирует уважение к человеку независимо от пола.

Список литературы

1. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Завадская. - М. : Издательство БЕК, 2001. - 272 с.

2. Татишвили Т.М. Гендерная экспертиза как гарантия конституционных прав мужчины и женщины / Т.М. Татишвили // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013 . - № 3. - С. 28-35.

3. Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / О.А. Воронина // МЦГИ. Проект гендерная экспертиза. - М., 1998. - 152 с.

4. Максимов А.А. Положение гендерного равноправия в системе правового статуса личности в России / А.А. Максимов // Проблемы права. -2014. - № 5. - С. 30-36.

5. Нечаева О.В. Гендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юр. наук. / О.В. Нечаева. - Челябинск, 2007. - С. 12-18.

6. Крочук М.И. Гендерное равенство как ценность права / М.И. Крочук // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 6 (22). - С. 112-116.

Некрылов А.А.

студент Института права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ГРАБЕЖЕЙ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье анализируется криминологическая характеристика основных черт личности преступника, совершающего грабежи на территории Тамбовской области. Приводятся статистические показатели по грабежам в данном регионе и выявляются основные причины, способствующие совершению грабежей. Формулируются авторские предложения по предупреждению преступлений данного типа.

Ключевые слова: хищения, грабеж, личность преступника, предупреждение грабежей.

Nekrylov A.A.

Institute of Law and National Security Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Tambov, Russia

CRIMINOLOGICAL PICTURE OF ROBBERIES IN THE TAMBOV REGION

Abstract. The article analyzes the basic statistical indicators on robberies in the Tambov region. Criminological characteristic of the main personality traits of the perpetrator of the robbery is given. The main reasons contributing to the commission of robberies are identified, and specific measures are formulated to prevent this type of crime.

Key words: theft, robbery, identity of the criminal, prevention of robbery.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 «субъектом грабежа может быть только физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-лeтнего возраста» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.