Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИЯХ В ЭТИКЕТЕ АДЫГОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБЫЧАЯ «ИЗБЕГАНИЯ»)'

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИЯХ В ЭТИКЕТЕ АДЫГОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБЫЧАЯ «ИЗБЕГАНИЯ») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этикет / культура / адыги / обычай избегания / «адыгэ хабзэ» / «оркъ-хабзэ» / мораль / мифология / обычаи / традиции / Республика Адыгея / etiquette / culture / Adygs / “Adyghe khabze” / "adyge khabze" / "ork-khabze" / morality / mythology / customs / traditions / Republic of Adygea

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кускарова Ольга Ивановна, Гучетль Зухра Хачмафовна

В статье предпринята попытка проанализировать отдельные аспекты этикетной культуры адыгов. Отмечается, что этикет, как форма культуры адыгов, проявляется в культуре общения, в многообразии форм адыгской культуры, ее основных закономерностях и специфических особенностях, в традициях и обычаях. Авторы отмечают, что этикетная культура многогранна и многозначна, поэтому не исследованных проблем по адыгскому этикету еще немало. В статье приводятся результаты исследования, проведенного на территории Республики Адыгея, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить какие элементы этикетной культуры адыгов сохранились в условиях полиэтничной среды. Основное внимание уделено анализу современного состояния обычая избегания. Делается вывод, что этикет, как часть общеадыгской культуры, оказывал заметное воздействие на все ее стороны и является большим своеобразным ее достижением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF TRANSFORMATIONS IN THE ETIQUETTE OF THE ADIGES (BY EXAMPLE OF THE COMMON “AVOIDANCE”)

The article attempts to analyze certain aspects of the etiquette culture of the Circassians. It is noted that etiquette, as a form of Adyghe culture, is manifested in the culture of communication, in the variety of forms of Adyghe culture, its basic patterns and specific features, in traditions and customs. The authors note that etiquette culture is multifaceted and multi-valued, therefore there are still many unexplored problems in Adyghe etiquette. The article presents the results of a study conducted on the territory of the Republic of Adygea, the purpose of which was to find out what elements of the etiquette culture of the Circassians were preserved in a multi-ethnic environment. The main attention is paid to the analysis of the current state of the custom of avoidance. It is concluded that etiquette, as a part of the general Adyghe culture, had a noticeable impact on all its aspects and is a great unique achievement.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИЯХ В ЭТИКЕТЕ АДЫГОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБЫЧАЯ «ИЗБЕГАНИЯ»)»

15. Li Lin'. Issledovanie teoreticheskih innovacij Kommunisticheskoj partii Kitaya rossijskimi uchenymi za poslednie gody // Teoreticheskoe videnie.

- 2023. - № 9. [шш ям,

16. Chzhan Men, Chzhou Hao. Issledovanie kitajskoj zhivopisi v Rossii HHI veka // Tematicheskie issledovaniya. - 2023.-N» 6. - S. 6-13. [ШШ Я

M, ШШШЩ%\

ЛЮ СЯОЮЙ - аспирант, Казанский федеральный университет (dearfriend93@icloud.com).

САЛЬНИКОВА АЛЛА АРКАДЬЕВНА - доктор исторический наук, профессор, Казанский федеральный университет (Alla.Salnikova@kpfu.ru).

LYU SYAOYUI - Ph.D. student, Kazan Federal University (dearfriend93@icloud.com).

SALNIKOVA, ALLA A. - Doctor of History, Professor, Kazan Federal University (Alla.Salnikova@kpfu.ru).

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 395(352.3) DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-182-188

КУСКАРОВА О.И., ГУЧЕТЛЬ З.Х. К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИЯХ В ЭТИКЕТЕ АДЫГОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБЫЧАЯ «ИЗБЕГАНИЯ»)

Ключевые слова: этикет, культура, адыги, обычай избегания, «адыгэ хабзэ», «оркъ-хабзэ», мораль, мифология, обычаи, традиции, Республика Адыгея.

В статье предпринята попытка проанализировать отдельные аспекты этикетной культуры адыгов. Отмечается, что этикет, как форма культуры адыгов, проявляется в культуре общения, в многообразии форм адыгской культуры, ее основных закономерностях и специфических особенностях, в традициях и обычаях. Авторы отмечают, что этикетная культура многогранна и многозначна, поэтому не исследованных проблем по адыгскому этикету еще немало. В статье приводятся результаты исследования, проведенного на территории Республики Адыгея, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить какие элементы этикетной культуры адыгов сохранились в условиях полиэтничной среды. Основное внимание уделено анализу современного состояния обычая избегания. Делается вывод, что этикет, как часть общеадыгской культуры, оказывал заметное воздействие на все ее стороны и является большим своеобразным ее достижением.

KUSKAROVA, O.L, GUCHETL, Z.H. ON THE QUESTION OF TRANSFORMATIONS IN THE ETIQUETTE OF THE ADIGES (BY EXAMPLE OF THE COMMON "AVOIDANCE")

Key words: etiquette, culture, Adygs, "Adyghe khabze", "adyge khabze", "ork-khabze", morality, mythology, customs, traditions, Republic of Adygea.

The article attempts to analyze certain aspects of the etiquette culture of the Circassians. It is noted that etiquette, as a form of Adyghe culture, is manifested in the culture of communication, in the variety of forms of Adyghe culture, its basic patterns and specific features, in traditions and customs. The authors note that etiquette culture is multifaceted and multi-valued, therefore there are still many unexplored problems in Adyghe etiquette. The article presents the results of a study conducted on the territory of the Republic of Adygea, the purpose of which was to find out what elements of the etiquette culture of the Circassians were preserved in a multi-ethnic environment. The main attention is paid to the analysis of the current state of the custom of avoidance. It is concluded that etiquette, as a part of the general Adyghe culture, had a noticeable impact on all its aspects and is a great unique achievement.

Глубина обычаев и традиций любого народа является зеркалом культуры нации. Культура адыгского народа во все времена отличалась сдержанностью и мудростью. Этикетная культура адыгов долгое время оставалась научно не разработанной. В 70-80-е годы XX столетия был сделан заметный шаг в исследовании этой проблемы.

В частности, известный адыгский этнограф, доктор исторических наук Б.Х. Бгажноков в 1978 и в 1983 годах опубликовал две монографии («Адыгский этикет» [1] и «Очерки этнографии общения адыгов» [2]), в которых творчески осмыслил и обобщил большой фактический материал по этикету и культуре общения адыгов. Обе работы являются проблемно-историческими исследованиями, вплоть до настоящего времени представляющими большой научно-теоретический интерес в плане изучения многообразия форм адыгской культуры, ее основных закономерностей и специфических особенностей. Данные монографии - ценный вклад в отечественную этнографическую и этическую науки. Во многом с подачи Б. Бгажнокова утвердилось понимание, что: «... адыгская этика является эталоном общекавказской нравственной философии, ее наиболее полным и детально разработанным выражением. То же касается и адыгского этикета - адыгэ шэн-хабзэ, который сравнивают иногда с китайским, японским,

французским. Традиционный адыгский этикет служит важным подспорьем адыгства, институтом, через который этика проводит в жизнь свою «политику», свои принципы и идеалы... » [3, с. 3].

Вместе с тем следует отметить, что этикетная культура многогранна, многозначна, и ее содержание, конечно, не ограничивается кругом вопросов, затронутых в названных трудах Б.Х. Бгажнокова. Неисследованных проблем по адыгскому этикету еще немало. К ним, в частности, относится, например, этикет, как форма культуры адыгов.

Адыгский народ годами почитал и сохранял свои культурные ценности - уникальные традиции и обычаи. Как отмечает Ф.К. Дахунова: «этикет неразрывно связан с культурой народа» [4, с. 91]. Культуру мы понимаем здесь в самом широком смысле, а именно в смысле деятельности человека во всех сферах его жизни, в частности, его достижения во всех отраслях культуры. Характеристика, анализ всех компонентов культуры дают возможность выявить отношения культуры и общества, определить исторические корни, эволюционное развитие, общественные функции этикета, культуры общения.

Ф.К. Дахунова в своей работе, посвященной особенностям зарождения и развития европейского и адыгского этикетов, пишет: «Адыгская культура самобытна, уникальна, представляет целостную систему, социокультурный генотип, которой, несмотря на катаклизмы истории, разрушительные набеги иноземных захватчиков, оставался устойчивым, способным создать новые культурные ценности. Она является частью мировой культуры и под этим углом нужно рассматривать богатейшее культурное наследие адыгов. Адыги были не только потребителями культуры, но и ее активными создателями. Они приняли участие в создании знаменитой майкопской культуры, северокавказской культуры. Адыги, абхазы являются творцами известной в мировой истории дольменной культуры с погребальными сооружениями в форме дольменов...» [4, с. 91].

Об этикете можно говорить в широком и узком смысле слова. Т.Н. Левашова отмечает: «под этикетом в широком смысле понимается социально-историческое культурное явление, корни которого уходят в первобытное общество. В нем заключен богатый опыт человеческого общения, человеческих взаимоотношений, в нем также заложен большой нравственный, философский эстетический смысл, и поэтому нельзя сводить его значение лишь к правилам поведения, хотя последние выполняют важные общественные функции. Этикет - форма человеческого общения, и люди, вступающие в физические и духовные контакты, не могут жить без общения, и в связи с этим этикет становится условием их жизни» [5, с. 10]. В более узком смысле этикет понимается как установленный свод правил поведения людей в обществе, как некий набор норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. Таковы в общих чертах социальная сущность и назначение этикета.

Мораль и этикет у адыгов имеют свои терминологические обозначения (адыгэ хабзэ и др.). Понятие адыгэ хабзэ, конечно, значительно шире, чем понятие этикет. Этикет у адыгов восходит к ранней стадии их общественного развития, о чем свидетельствует сохранившаяся у них богатая мифология [6]. Мифологическое мироощущение в древнеадыгской культуре проявлялось в словесном творчестве и практически в обрядах и танцах, и здесь миф и обряды были в нерасчлененном виде, в единстве. К этим обрядам и танцам, к примеру, относятся обряды, исполнявшиеся в честь божества лесов и охоты, или ритуальный танец, устраивавшийся в честь бога грома. В них отразились мифологическое мироощущение и нравственное, этическое отношение к божествам, которое создает определенное представление о зачатках этикетной культуры. Мелодия, слова и танец при этом всегда представали в синкретическом единстве. Правила поведения, которые соблюдали древние адыги по отношению к мифическим божествам, в определенной степени относятся к этикетной культуре, хотя она еще не вычленилась из ритуальной культуры.

В ранний период общественного развития адыгов их мифология объединяла в себе зачатки религии, народную философию, искусство, фольклор, и в более позднее время - служила подосновой древних циклов нартского эпоса, многих сказок, легенд и исторических преданий. Синкретический комплекс ритуальной культуры раннего периода общественного развития адыгов сочетал в себе отдельные нормы морали, обычное право, почитание предков, старших, женщины как прародительницы человеческой жизни, из которых позже сложилась этикетная культура уже в конкретной форме.

Из анализа мифологических повествований можно вывести заключение, что характерной чертой раннего периода адыгского общественного развития являлась невычлененность этикетной культуры из ритуальной культуры. Мифология способствовала гармонизации личности, общества, природы, человеческих взаимоотношений, общеритуальной культуры древних адыгов, и это явилось в свою очередь основой установления в их общественной жизни определенных шаблонов поведения.

На рубеже II и I тысячелетия в период военной демократии, когда происходило разложение патриархально-родового строя, расслоение общества, этикет получает заметное развитие. В этот период человек начинает все больше индивидуализироваться, в определенной степени сознавая свое место в природе и обществе. В это же время, в связи с этими и другими обстоятельствами, усиливались процессы демифологизации и десакрализации морали и этикетной культуры древних адыгов, в чем нас твердо убеждает анализ ранних циклов нартского эпоса (о Сосруко и Тлепше) [7, с. 10-11].

С развитием общества происходила десакрализация древнеадыгской народной культуры, в частности морали (адыгэ-хабзэ) и этикетной культуры. Однако хотя в жизни адыгов происходили глубокие социальные изменения, они все же не смогли окончательно вытеснить из их быта обрядовые действия, связанные с мифологией. Эти обряды в пережиточной форме сохранились вплоть до 60-х гг. XX столетия, а отдельные их реликты удерживаются еще кое-где в их быту и поныне. Но этот факт отнюдь не является показателем низкого уровня культуры народа, а напротив, служит доказательством особого специфического развития общественной жизни и народной культуры.

В целом, в условиях классового общества под воздействием новых общественных условий жизни ритуальная культура распалась на несколько самостоятельных общественных явлений: светские общественные ритуалы, этикет и религиозные культы. Первое из них применялось для определения значимости общественных явлений (похоронные и свадебные церемонии, различные события, имевшие всенародное значение). Этикет же регулировал особенности контактов между людьми в зависимости от их социальной значимости. Религиозные культы служили способом общения человека с духами и богами, в лице которых он видел свою человеческую отчужденность [8, с. 241].

В течении длительного периода в общении с богами адыги использовали определенные, выработанные ими этикетные нормы. Аристотель утверждал, что «одни люди рождаются быть господами, другие - рабами. Развивая эту мысль, он писал, что кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при том все-таки человек, тот по своей природе раб» [9, с. 382]. Таким образом, адыгский этикет в сиидском рабовладельческом обществе становится классовым по своей сущности, социальному назначению. В утверждении придворного этикета высшего слоя сиидского рабовладельческого государства большую роль сыграл и религиозный этикет, который получил дальнейшее формирование и развитие под влиянием классовых отношений. У предков адыгов в древнейший период сохранились языческие верования и связанные с ними обряды и жертвоприношения, которые подверглись изменениям и приобрели специфическую черту регулирования отношений между людьми. Они поддерживали сложившиеся в новом обществе нормы культуры поведения и общения.

Как целостное, системное явление, этикет у адыгов в своем классическом виде окончательно сформировался в эпоху феодализма. Этикет в феодальном обществе был приспособлен к его условиям жизни, он был использован для укрепления установленной в нем социальной иерархии, для утверждения значимости человека. Адыгское дворянство создало свой особый этикет - оркъ-хабзэ - это весьма изысканный этикет, к которому вполне применим французский термин «comme il faut», употреблявшийся для обозначения утонченного аристократического этикета. Представители адыгского высшего сословия пользовались правилами традиционного и придворного этикета. В свою очередь, «простонародье», масса населения заимствовали многие правила из дворянского этикета - оркъ-хабзэ, и это отвечало его насущным потребностям.

Этикет служил неотъемлемой частью жизни господствующего класса и был создан на сложном и неоднозначном культурном фундаменте. Не только по хорошему тону, манерам поведения, но и по одежде можно было определить его социальное лицо. По покрою, костюм

аристократа не отличался от одежды простолюдина, но он был сшит из весьма добротного материала. Красный цвет считался принадлежностью людей высшего класса, и в силу этого крестьяне не имели права носить сафьяновые чувяки красного цвета [10, с. 183-184].

В раннефеодальную эпоху в идеологии и мировосприятии адыгов произошли заметные изменения. С IV в. в их среду начало проникать христианство греко-византийского толка, а с VI в. оно получило у них все более широкое распространение. В Адыгее существовали четыре ипархии: в Никопсисе, Матрахе (Тамани), в Зихополисе - у Геленджикского залива и в Фанагории [11, с. 71]. Адыги поддерживали с Византией политические, экономические, культурные связи, и они без сопротивления приняли из нее христианство, ставшее идеологией интенсивно развивающегося у них феодализма. Вместе с христианством к адыгам проникли определенные элементы греческой культуры, которые они, приспособив к условиям своей жизни и быта, творчески переработали. Они обладали для этого большой адаптирующей силой. Адыги пользовались греческой письменностью, что сыграло большую роль в приобщении их к богатой греко-византийской культуре. Первое время священниками у адыгов были греческие миссионеры, которые приложили немало усилий для насаждения христианства среди них. Богослужение в адыгских церквах велось на греческом языке. Христианство вместе с комплексом других моральных принципов оказали влияние на взаимоотношения людей, на социальное, политическое и культурное устройство общества.

Христианство на некоторое время стало у адыгов господствующей идеологией. Однако языческие верования не были вытеснены из их быта христианством. Они продолжали функционировать параллельно с ними, хотя уже и не играли такой большой роли в их религиозной жизни, как раньше. В период христианства этикетная культура адыгов выступала в разных формах: феодальной, христианской и языческой. И лишь в XVIII в. христианство у адыгов сменилось мусульманской религией, получившей распространение под влиянием Турции и ее вассала - Крымского ханства. Поскольку ислам обладает особым комплексом этико-религиозных представлений о мире и этикетными нормами, со временем они были восприняты адыгами.

Такова краткая история становления и развития адыгского этикета, включающая в себя три основных этапа: первобытнообщинный строй, рабовладельческий и феодальное общество. Сегодня в мире глобальных перемен, когда этнокультурные ценности претерпевают кризис, многие элементы адыгского этикета, в частности традиции и обычаи, ушли в небытие, а некоторые сохранились, хоть и фрагментарно, но продолжают бытовать в социокультурной среде адыгов.

Возьмем, к примеру, один из основных обычаев адыгов - обычай «избегания». Ряд лет, пристально наблюдая за этим и другими важными этническими обычаями, которые пережили многие века, можно сказать, что и на сегодняшний день они не исчезли из жизни адыгского общества [12, с. 90-93]. Этот мудрый обычай сегодня актуален, хотя все еще довольно-таки мало изучен. Полагаем, что в условиях глобализации и трансформации, когда социокультурные традиции и обычаи находятся под угрозой размывания, данную тему стоит актуализировать.

Сегодня на Кавказе обычай «избегания» в полной мере сохранили ингуши. Как рассказал нам эксперт из Ингушетии, доктор политических наук И.М. Сампиев: «.наш народ полностью сохранил все виды избегания. Мы не видимся не только с тещей, но и с ее сестрами и братьями. К обычаю «избегания» наш народ относится очень бережно и четко передает от поколения к поколению...» [13].

Обращаясь к опыту адыгов, нужно отметить, что обычай «избегания» в их традиционной культуре проявлялся в четырех основных формах: 1) между супругами; 2) между родителями и детьми; 3) между женой и родственниками мужа; 4) между мужем и родственниками жены. Все перечисленные виды, кроме четвертого, «растворились» в глобализирующемся обществе и практически не соблюдаются. Четвертый вид «избегания» - между мужем (зятем) и родственниками жены - на сегодняшний день на территории Адыгеи сохранился, и довольно-таки устойчив в социокультурной среде.

Почему и для чего адыги соблюдали обычай «избегания»? Данный вопрос в научной литературе освящен фрагментарно. Встречающийся в фольклорных материалах обычай «избегания» адыги соблюдали, стремясь избежать конфликтных ситуаций не только в семье, но и в роду. Обычай «избегания» возник еще на ранних этапах развития общества, но сумел прочно вписаться в общекавказский этикет и в нормы «адыгэ хабзэ».

В современном обществе обычай «избегания» у адыгов упростился. Как правило, зять с родителями жены его не соблюдают вовсе, а те, которые все же соблюдают, ограничиваются избеганием тестя и тещи. С другими близкими родственниками жены зять общается, т.е. каждая семья по-своему регулирует данный обычай, без определенных строгих канонов и давления со стороны старших, как было в начале ХХ века.

Современный ученый и философ из Адыгеи, доктор философских наук А.А. Шаов в ходе интервью сказал: «... мы видим как соблюдали старшие люди обычай «избегания» и осознаем, хоть на интуитивном уровне, что это важный, правильный и позитивный обряд, который нужно сохранить. Он приносит в практике реальных отношений достаточно хорошие позитивные плоды, и мы пытаемся объяснить ретроспективно, какая мудрость закладывалась тогда, когда он учреждался в качестве обычая и традиции. Адыгский обычай «избегания» можно отнести к какому-то этносферному миропониманию и космосу, который как единоцельное нечто присутствовал тогда в каком-то в своем первозданном виде. Конечно, сейчас он фрагментарно деформирован, но главные его принципы - преданность и доверие все равно в современном обществе еще сохранились. Институт «избегания» диктует две фундаментальные моральные вещи: это мораль и право, у кого какие права и обязанности внутри семьи и чем продиктованы эти права. Я сам соблюдаю его, и считаю, что это негласный закон адыгов.» [13].

С целью выявления уровня сохранения обычая «избегания» в адыгской среде, в 2019 году мы провели социологический опрос среди жителей Республики Адыгея [14, с. 192-196]. Методом интервью было опрошено 30 семей, проживающих в аулах и в городе. Как показали результаты исследования, 27% респондентов (преимущественно городские жители) признались, что не соблюдают обычай «избегания», мотивируя это по-разному. Многие говорят: «Объясните мне, что это значит обычай «избегания»? Нигде про это не написано. » и т.д.

Приведем некоторые ответы респондентов. Например, Ринат (31 год, проживает в городе) «про обычай «избегания» кое-что слышал, но с данным обычаем практически не знаком, потому что рос без отца, не видел, как этот обычай «работает», и ничего плохого не вижу в том, чтобы общаться с родителями жены.».

Довлет - (26 лет, проживает в городе): «Про обычай «избегания» мало, что слышал, и не помню, чтобы в нашей семье про это говорили. Родственники жены - это наши общие родственники, без общения я не понимаю. ».

Инвер - (24 года проживает в Шовгеновском районе): «Я знаю про обычай «избегания», но почему-то сам не соблюдаю, хотя мой отец и его братья соблюдали этот обычай. Я не знаю, как у меня получилось, я общаюсь с родителями жены». На вопрос «Как отнеслись ваши родители, что вы видитесь с родителями жены?» Инвер ответил, что «отца уже в живых нет, но маме не понравилось, а сейчас она уже ничего не говорит. ».

К сожалению, без преемственности никакой социокультурный элемент не сохранится в полной мере. Каждый представитель этноса должен оберегать, чтить и продвигать свое культурное достояние через семью. Ведь семья закладывает культурный фундамент, на котором основывается общество. Так получилось с вышеперечисленными молодыми людьми, где не было преемственности, т.е. семья не уделяла нужного внимания обычаю «избегания».

Есть и другая точка зрения. 67% опрошенных респондентов заявили, что обычай избегания между зятем и родителями жены смогли сохранить, что они соблюдают и чтят этот древний обычай, с уважением говорят о национальной принадлежности, о менталитете адыгов.

Амир - (31 год, проживает в городе): «Отношение к обычаю «избегания» у нас в семье особенное, этим всем руководила моя бабушка по отцовской линии, она у нас четко граничила старших и младших, ценила этнические обычаи адыгов, и это она в меня вложила. Сейчас для меня этот обычай «избегания» как правило, которое надо четко соблюдать. Я постараюсь этот мудрый обычай передать своим детям. ».

Султан - (37 лет, проживает в ауле): «.про обычай «избегания» конкретно мне никто не говорил и не объяснял, что надо соблюдать этот обычай. В нашей семье я видел, как мой отец и дяди соблюдали обычай избегания тещи с зятем, и в данный момент я считаю - по другому и не может быть, обычай, проложенный предками, это для меня святое.».

Руслан - (31 год, проживает в ауле): «Соблюдаю и постараюсь это передать не только детям, но и внукам. В этом обычае заложена невидимая мудрость, я считаю, обычай «избегания»

нужно возрождать на уровне Адыгэ Хасэ. Сейчас многие барьеры адыгэ хабзэ сломаны, так не должно быть, не только избегание с тещей и зятем, у нас в семье моя жена в присутствии свекрови и мужа не появляется. Я считаю, что обычай «избегания» является оберегом адыгейского этикета»

[14].

Сегодня в условиях глобальных перемен, в силу полиэтничности региона этническая культура адыгов приобрела другой облик. Традиции, обычаи, обряды, потихоньку видоизменились, а некоторые вообще ушли в небытие. Даже адыгейский язык утрачивает свои силы, о чем также свидетельствуют результаты наших исследований.

Если взять, к примеру, свадебные традиции адыгов, то этот церемониал давно стал подражать европейским стандартам, хотя за последнее пять лет в Адыгее стали возрождать адыгэ джэгу (адыгейские свадьбы) с соблюдением почти всех этнических обрядов и кончая адыгской инструментальной музыкой. Но нужно отметить такой вид адыгэ джэгу выбирают только лишь 23% населения адыгов.

Что касается похоронных обрядов, то со времен Ковид-19 они начали сильно упрощаться. Если раньше в семье у кого умер человек, похоронные процедуры длились в течение семи дней, то сейчас они сократились до трех дней. Таким образом, в полиэтничном обществе сложно сохранить культурную идентичность в былом формате.

Второй этап аналогичного исследования был проведен в конце 2023 - начале 2024 гг. Здесь мы немного расширили круг вопросов с целью выявления каких этнических традиций и обычаев придерживаются адыги в кругу семьи. Наиболее интересные ответы респондентов там также хотелось бы отразить в данной статье.

Например, семья Хут (проживают в ауле): «Время быстро течет своим ходом, то, как мы соблюдали традиции и обычаи лет 30-40 назад или как соблюдали наши родители 50-60 лет назад сейчас это никак не получиться, время как-то по-своему все расставляет. Но мы по мере возможности пытаемся сохранить свои внутри семейные адыгейские обычаи. В первую очередь мы разговариваем на своем адыгейском языке и пытаемся передать это внукам. Когда наш сын женился, если честно, свадьба была не дома, а в кафе. Свадьба была не чисто адыгейская, невеста была в белом платье, была не инструментальная музыка (ну так получилось, смеется). Обычай «избегания» мы высоко чтим и соблюдаем, у нас один зять мы его никогда не видели, и наша невестка со свекром не видится. Что касается обрядов когда наши внуки рождались мы всем по обычаю проводили обряды кушъэ хапхэ, лъэтегъэуцу после года обязательно их брили».

Семья Адзиновы (проживают в ауле): «Начнем с того, что всех детей и внуков, назвали адыгейскими именами (Тембот, Рашид, Нафсэт, Гулез, Аминат). Что касается свадьбы, когда наши сыновья женились, мы старались соблюдать все возможные каноны адыгэ хабзэ, свадьбы были у нас дома, молодые были в национальных одеждах. Похоронные обряды, которые у нас в семье были, тоже провели по адыгейским обычаям. Обычай избегание мы соблюдаем частично, с одним зятем мы общаемся, а с другим нет, с невестками видимся, общаемся и даже бывает на праздниках сидим за одним столом».

Семья Богус (проживают в городе): «Мы уже давно живем в городе, конечно мы стараемся придерживаться к адыгейским обычаям и традициям как можем. Обычай избегание соблюдаем частично. У нас две дочери, обе они за мужем, с одним зятем видимся, с другим нет. Говорим и общаемся на русском языке, адыгейский язык мало употребляем».

Семья Читао (проживают в город): «Сегодня в современное время условности не к чему, мы живем в городе давно. Замораживаться какими-то глубиными традициями ещё не можем. У нас два сына один женился другой нет еще. Свадьба у нас была современная в кафе, конечно адыгейская музыка играла и адыгейские танцы танцевали, но внутри свадебные обряды не соблюдались. Про обычай избегание мы слышали, но никогда не соблюдали, ни наши родители и не мы.» [15].

Таким образом, наше исследование показало, что адыгские этнические традиции и обычаи в социокультурной среде бытуют, не привлекая к себе особого внимания. Но очень отрадно видеть, как большая часть опрошенных молодых людей осознает свою национальную принадлежность и чтит культуру своего народа. В мире социальных перемен, учитывая, что наш регион является полиэтничным, невозможно этнические обычаи и традиции сохранить в их былом облике, но уберечь - необходимо.

Этикет, как часть общеадыгской культуры, оказал заметное воздействие на все ее стороны. Создавая условия для взаимопонимания людей, он содействовал развитию их общественных отношений, производственной и культурной жизни. Он всегда выступал и выступает как одна из форм очеловечивания и облагораживания человека, облагораживания его природных инстинктов, страстей и эффектов. Кант, говоря о большом социальном смысле этикета, указал на его дисциплинирующее, социализирующее значение. С процессом развития общества люди все больше будут испытывать потребность в человеческом общении, а это уже гарантия того, что этикет будет далее и развиваться, и совершенствоваться. Все отмеченное дает основание высказать обобщающую мысль о том, что этикет, как важная часть, как феномен адыгской культуры, является большим и своеобразным ее достижением.

Литература и источники

1. БгажноковБ.Х. Адыгский этикет. - Нальчик: Эльбрус, 1978. - 159 с.

2. БгажноковБ.Х. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1983. - 229 с.

3. БгажноковБ.Х. Адыгская этика. - Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 1999. - 96 с.

4. Дахунова Ф.К. Особенности зарождения и развития европейского и адыгского этикетов // Система ценностей современного общества. - 2013. - № 30. - С. 90-94.

5. Левашова Т. Н. Об этикете. - Л.: Лениздат, 1977. - 64 с.

6. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. - Нальчик: Эльбрус, 1982. - 194 с.

7. Нарты: Адыгский героический эпос. - М.: Наука, 1974. - 415 с.

8. Стошкус К. Этикет о развитии общества // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат, 1988. -445 с.

9. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1975. - 830 с.

10. ТеучежЦ. А. Счастливая доля: Стихи и поэмы / На адыг. и рус. яз. - Майкоп: Краснодар. кн. изд-во: Адыг. отд-ние, 1980. - 255 с.

11. Очерки по истории Адыгеи. - Майкоп: Адыг. кн. изд., 1957. - 484 с.

12. Гучетль З.Х., Кускарова О.И. Проблемы сохранения норм адыгэ хабзэ в условиях глобализации (на материалах социологического исследования) // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. - 2021. - Т. 21. - № 2. -С. 90-93.

13. Личный архив авторов.

14. Гучетль З. Х. Обычай «избегания» в современном адыгском обществе // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Сборник статей VIII-ой Международной конференции. Майкоп, 2020. - С. 192-196.

15. Кускарова О. И. К вопросу о сохранении этнических языков в условиях глобализации // Сохранение и развитие национального языка в условиях глобализации: современные методы и технологии: материалы III международной научно-методологической конференции (Майкоп, 16-17 марта 2021 г). - Майкоп, 2021. - С. 65-67.

References and Sources

1. Bgazhnokov B.X. Adygskij etiket. - Nal'chik: El'brus, 1978. - 159 s.

2. Bgazhnokov B.X. Ocherki etnografii obshcheniya adygov. - Nal'chik: El'brus, 1983. - 229 s.

3. Bgazhnokov B.H. Adygskaya etika. - Nal'chik: Izdatel'skij centr «El'fa», 1999. - 96 s.

4. Dahunova F.K. Osobennosti zarozhdeniya i razvitiya evropejskogo i adygskogo etiketov // Sistema cennostej sovremennogo obshchestva. - 2013. -№ 30.- S. 90-94.

5. Levashova T. N. Ob etikete. - L.: Lenizdat, 1977. - 64 s.

6. Shortanov A.T. Adygskaya mifologiya. - Nal'chik: El'brus, 1982. - 194 s.

7. Narty: Adygskij geroicheskij epos. - M.: Nauka, 1974. - 415 s.

8. Stoshkus K. Etiket o razvitii obshchestva // Eticheskaya mysl': Nauchno-publicisticheskie chteniya. - M.: Politizdat, 1988. - 445 s.

9. Aristotel'. Sochineniya: v 4 t. - T. 4. - M.: Mysl', 1975. - 830 s.

10. Teuchezh C. A. Schastlivaya dolya: Stihi i poemy / Na adyg. i rus. yaz. - Majkop: Krasnodar. kn. izd-vo: Adyg. otd-nie, 1980. - 255 s.

11. Ocherki po istorii Adygei. - Majkop: Adyg. kn. izd., 1957. - 484 s.

12. Guchetl' Z.H., Kuskarova O.I. Problemy sohraneniya norm adyge habze v usloviyah globalizacii (na materialah sociologicheskogo issledovaniya) // Doklady Adygskoj (Cherkesskoj) Mezhdunarodnoj akademii nauk. - 2021. - T. 21. - № 2. - S. 90-93.

13. Lichnyj arhiv avtorov.

14. Guchetl' Z. H. Obychaj «izbeganiya» v sovremennom adygskom obshchestve // Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kavkaza. Sbornik statej VIII-oj Mezhdunarodnoj konferencii. Majkop, 2020. - S. 192-196.

15. Kuskarova O. I. K voprosu o sohranenii etnicheskih yazykov v usloviyah globalizacii // Sohranenie i razvitie nacional'nogo yazyka v usloviyah globalizacii: sovremennye metody i tekhnologii: materialy III mezhdunarodnoj nauchno-metodologicheskoj konferencii (Majkop, 16-17 marta 2021 g). - Majkop, 2021. - S. 65-67.

КУСКАРОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела философии и социологии, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (olga.kuskarova. 81@mail.ru).

ГУЧЕТЛЬ ЗУХРА ХАЧМАФОВНА - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела философии и социологии, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (zuchraguchetl@mail.ru). KUSKAROVA, OLGA 1 - Ph.D. in Sociology, Senior Researcher at the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe Republican Institute for Humanitarian Research named after T.M. Kerashev (olga.kuskarova.81@mail.ru).

GUCHETL, ZUKHRA Kh. - Ph.D. in Sociology, Leading Researcher of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe Republican Institute of Humanitarian Research named after. T.M. Kerasheva (zuchraguchetl@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.