ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-КЛАСТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
FORMATION OF TERRITORIAL-CLUSTER OF THE ECONOMY AS A PART OF THE PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
Л.И. Карданова, д.э.н., профессор Ставропольский институт кооперации (филиал) БУКЭП
e-mail: [email protected]
О.В. Ворошкевич, магистрант, Ставропольский институт кооперации (филиал) БУКЭП
e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы анализа и оценки эффективности текущей практики планирования социально-экономического развития Ставропольского края, а также некоторые промежуточные итоги кластерной экономической политики.
Abstract: The article considers the issues of analysis and evaluation of current practices planning of socio-economic development of the Stavropol territory, as well as some intermediate results of the clustering of economic policy.
Ключевые слова: социально-экономическое планирование,
региональная политика, кластерный подход, стратегия развития региона.
Keywords: socio-economic planning, regional policy, the cluster approach, the development strategy of the region.
Ставропольский край по своему географическому местоположению, ресурсам, возможностям развития всех экономических сфер, рекреационным возможностям, демографическому и трудовому потенциалу относится к одной из уникальных территорий. В настоящее время сохранены и в определенной мере развиты хорошие стартовые основы региональной экономики для модернизации большей части отраслей и перевода ряда отраслей на инновационный путь развития. Существует ряд факторов, способствующих повышению конкурентоспособности региона и создающих комплексное преимущество краю как среди регионов СКФО, так и среди других развитых регионов юга России.
К таким факторам следует отнести:
- благоприятные условия (географические и исторические условия, инфраструктура, региональное законодательство и другие) для развития агропромышленного комплекса;
- уникальные туристско-рекреационные ресурсы (зона Кавказских Минеральных вод);
- развитая промышленность и энергетика;
- значительные минерально-сырьевые ресурсы;
- развитая сеть транспортных коммуникаций;
- избыточность трудовых ресурсов;
- высокий уровень предпринимательской способности населения.
Ставропольский край в период 1999-2009 г.г. по основным параметрам
социально-экономического развития демонстрировал достаточно устойчивые темпы роста. Среднегодовой темп роста валового регионального продукта (ВРП) за последние 10 лет превышал среднероссийские темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) более чем на 1,7 процентных пункта.
За период 2002-2012 гг. темпы роста промышленного производства в регионе были выше среднероссийского уровня (рис. 1) .
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. январь-
апрель
=• = - Российская Федерация ■ - Ставропольский край2013 г.
Рис. 1. Динамика индекса промышленного производства по видам экономической деятельности в Ставропольском крае и в целом в Российской
Федерации [5].
Рост наблюдался в основном в производстве машин и оборудования (65,7%), химическом производстве (36,9%), текстильном и швейном производстве (15,3%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (13,8%). Тем не менее, отмечалось снижение уровня в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (7,1%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (24,2%)[5].
Следует отметить определенные, специфичные для южных регионов Российской Федерации, трудности поступательного развития региональной экономики. К таким характеристикам следует отнести низкий приток внешних инвестиций, низкий уровень производительности труда во многих отраслях, слабое развитие производственной инфраструктуры, значительную долю «теневой» экономики, низкий уровень международной кооперации и интеграции, экологические проблемы, проблемы безопасности, проблемы «депрессивности» восточных районов края и неравномерности социальноэкономического развития муниципальных образований.
Органы власти Ставропольского края основным методом стабилизации социально-экономической ситуации видят привлечение дополнительных инвестиций в экономику региона, модернизацию существующих и создание новых производств. В этих целях разработан документ «Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года» взаимоувязанный со «Стратегией развития СевероКавказского Федерального Округа до 2025 года» [1].
В рамках Стратегии Социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года осуществляется кластерный подход к планированию развития экономики [2]. Одной из стратегических целей в области инновационного развития конкурентоспособной и эффективной политики в Ставропольском крае является повышение устойчивости и преодоление неравномерности развития территориальных экономических систем (кластеров). Стратегия развития Ставропольского края в области региональной политики базируется на реализации ряда принципов, один из которых - переход от отраслевого к территориально-кластерному подходу в управлении экономическим развитием.
Кластерная политика есть система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций [7]. Различают государственную кластерную политику, региональные кластерные политики и отраслевые кластерные политики. Ставропольский край является характерным представителем современной региональной кластерной политики реализуемой субъектами Российской Федерации.
На заседании Правительства Российской Федерации 13 декабря
2012 года утверждена Государственная программа «Развитие СевероКавказского федерального округа» на период до 2025 г. (Госпрограмма).
Г оспрограмма нацелена на создание в регионе новых центров экономического роста и индустриальных, туристско-рекреационных зон, предусматривает решение социальных вопросов (модернизация и строительство больниц, детских садов, повышение качества и доступности образования, медицинского обслуживания, формирование новых рабочих мест).
В целях эффективной поддержки реализации инвестиционных проектов СКФО, в том числе реализуемых в Ставропольском крае, в мае 2013 г. одной из ведущих ИТ-компаний России «Прогноз» (г. Пермь), специализирующейся в сегментах бизнес-аналитики (Business Intelligence -BI), создан Портал СКФО [9]. На Портале представлены данные об основных социально-экономических показателях края, действующее региональное законодательство, тарифы, имеющаяся инфраструктура, инвестиционные площадки края, а также имеющиеся формы государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности. Также в крае функционирует государственная информационная система Ставропольского края «Мониторинг реализации инвестиционных проектов Ставропольского края».
Кластерная политика - это один из самых востребованных инструментов социально-экономического развития в мире в современных экономических условиях глобальной экономики. Её преимущество состоит в грамотном прогнозировании развития региона по определенному сценарию. Кластер представляет собой группу взаимосвязанных предприятий, действующих на определенной территории (в регионе) и в определенной отрасли на основе специализации, кооперации и интеграции.
Высокая конкурентоспособность США, Японии, Канады и развитых европейских стран основана на сильных позициях отдельных кластеров, усиливающих конкурентоспособность и оптимизирующих управление национальной экономикой. Следует также отметить бурное развитие в последние годы стран БРИКС (BRICS) и Юго-Восточной Азии.
В Европейском сообществе насчитывается свыше 3 тыс. кластеров, в которых занято 40 % его рабочей силы. Полностью сформированы в кластеры датская, финская, норвежская и шведская промышленность. В Италии большую популярность приобрели так называемые «индустриальные округа» (прототипы кластеров). В 200 «индустриальных округах» Италии функционирует более 1 млн. малых и средних предприятий, которые предоставляют работу почти 6 млн. человек [8].
Процесс формирования региональных кластеров в мировой экономике показывает, что существуют две основные модели, осуществления кластерной политики государствами - это либеральная и дирижистская.
Либеральная модель формирует кластер как рыночный элемент, в функционировании которого роль государства минимальна, и сводится только к устранению препятствий для его естественного развития. Дирижистская модель основана на активной роли государства в процессе формирования и функционирования кластеров.
На современном этапе кластерная политика в Ставропольском крае строится по дирижистской модели, однако не исключено что через 10-15 лет может произойти трансформация этой модели в нечто среднее.
Экономика Ставропольского края проходит первые годы становления кластерной политики в условиях реструктуризации всей российской экономики, а также вступления России в ВТО. Это новый опыт деятельности ставропольских предприятий. Считается, что вступление компании в кластер повышает ее статус, привлекает внимание к ней со стороны финансовых институтов, благоприятствует росту репутации и популярности торговой марки, привлекает в регион дополнительные ресурсы. Уже сформированы механизмы стимулирования и поддержки кластерных систем.
В Ставропольском крае территориально-кластерный подход предполагает двух-уровневую модель:
- кластеры регионального (федерального) уровня;
- кластеры муниципального (местного) уровня или «субкластеры».
По состоянию на 01.07.2013 года в Ставропольском крае создано 13 парков, зарегестрировано 23 резидента, при общей стоимости проектов 35 млрд. руб. и планируемыми к созданию 9 тыс. рабочих мест (за 2012 год создано 1 тыс. рабочих мест).
Нужно отметить, что проекты в фармацевтическом и автопромышленном кластерах являются новыми для экономики региона. В 2013 г. в Ставропольском крае планируется создание РИП в Ипатовском, Благодарненском муниципальных районах, городах Ставрополе, Минеральные Воды, Нефтекумске, а также туристско-рекреационных парков в Предгорном и Апанасенковском районах.
РИП в г. Невинномысске включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов СКФО. На его территории (увеличена в 2013 году до 700 га) реализуют проекты 10 резидентов. В августе 2013 г. в Невинномысском РИП планируется ввод в эксплуатацию завода строительных материалов и предприятия по выпуску металлопрофиля (объем инвестиций 300 млн. руб. и 100 млн руб. соответственно). Там же в сентябре 2013 году планируется ввод прокатного цеха на заводе «СтавСталь» в рамках завершения строительства 1 очереди металлургического завода.
Резидент Александровского РИП - «Экоагрохолдинг» - в июле 2013 года планирует завершить возведение высокотехнологичного производственного комплекса по выпуску экопосуды и упаковки стоимостью порядка 400 млн руб.
В рамках РИП в Труновском районе намечена активная реализация инвестиционного проекта молочного комбината ОАО «Ставропольский». Он предполагает строительство инновационного индустриального животноводческого комплекса по производству молока общей стоимостью около 3,8 млрд руб. Ввод в эксплуатацию комплекса намечен в 2014 года
Самым крупным инвестиционным проектом в агропромышленном комплексе края и страны является региональный торгово-логистический центр - «Агропромышленный парк (АПП) «Ставрополье», стоимостью около
50 млрд руб., реализуемый в Минераловодском районе. Целью парка является создание замкнутой производственно-сбытовой инфраструктуры, объединяющей несколько звеньев в цепочке агропромышленного производства. В марте 2013 года завершено строительство овощехранилища на 10 тыс. тонн и рынка мелкооптовой торговли на 36 торговых мест. Осенью
2013 года планируется заложить на хранение агропарка 20 тыс. тонн овощей, произведенных фермерскими хозяйствами Ставропольского края, которые будут поставляться в торговые сети СКФО и ЮФО, центральных регионов России и Урала. Завершение строительства парка намечено на 2020 года, всего будет создано 2,5 тыс. новых рабочих мест.
В Ставропольском крае разработан проект нового закона «О зонах муниципального развития в Ставропольском крае». Зоной муниципального развития предлагается определить часть территории края, на которой резидентам зоны предоставляются меры государственной поддержки, что позволит привлечь новые инвестиции в экономику этих территорий, ускоряя процесс их социально-экономического развития. К резидентам зоны муниципального развития относятся вновь зарегистрированные на территории края юридические лица и индивидуальные предприниматели. Принятие закона позволит преодолеть депрессивный и стагнирующий характер экономики отдельных территорий региона за счет расширения активной хозяйственной деятельности и формирования и развития новых точек экономического роста.
В 2013 году в крае в законе введено новое понятие «особо значимый инвестиционный проект», которое определяет нижнюю планку инвестиций в 300 млн. рублей [4]. В Ставропольском крае существует целый ряд преимуществ для инвесторов - резидентов РИП:
- снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5 % на срок окупаемости проекта и на 2,5 % после окупаемости;
- снижение на 95 % ставки арендной платы за пользование объектами инфраструктуры, находящимися в государственной собственности Ставропольского края;
- освобождение организации от налога на имущество, расположенное в пределах РИП;
- льготные условия подключения к инженерным коммуникациям;
- предоставление земельных участков без проведения процедуры торгов;
- выкуп земельных участков на льготных условиях;
- оформление земельных участков в срок 45 дней;
- льготная цена аренды земельных участков (менее 3300 руб. в год за 1 га);
- освобождение от земельного налога;
- сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна».
Ставропольский край 20-21 июня 2013 года принял участие в работе
XVII Петербургского международного экономического форума г. Санкт-Петербурге. На форумной площадке проведены встречи и переговоры с ведущими отечественными компаниями и представителями зарубежных стран в целях дальнейшего развития краевой экономики. Ставропольский край выходит на подписание соглашения с объемом инвестиций около 600 млн рублей в 2014 году с такими компаниями как ОАО «Группа компаний «ГАЗ», ООО концерн «Тракторные Заводы», ОАО «Группа Е4», ООО «Арла Фудс Артис», ОАО «Группа ЛСР» и ОАО «МТС». Ставропольский край в рамках общегосударственной политики укрепляет отношения с иностранными партнерами. По итогам форума в г. Санкт-Петербурге свои намерения побывать в регионе с рабочими визитами подтвердили представители Италии, Германии и США [4].
В настоящее время проходит корректировка документов стратегического планирования Ставропольского края. Уточняются показатели прогнозов социально-экономического развития края до 2016 года. В прогнозировании используются как интуитивные методы прогнозирования
(например, метод экспертных оценок), так и формализованные методы прогнозирования (экстраполяции, моделирования, методы исторических аналогий). Прогноз сценарных условий социально-экономического развития региона на период 2014-2016 годов разрабатывается на вариантной основе. Основные варианты прогноза -консервативный, умеренно-оптимистичный и форсированный. Эти варианты разрабатываются на основе единой гипотезы внешних условий и различаются моделями поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики, с учетом специфики структуры экономики Ставропольского края [3].
Хозяйственная система любого региона представляет собой сочетание различных производственно-технологических укладов. Совокупная эффективность региональной экономики зависит не только от развития новейшего уклада, которым безусловно является вновь создаваемая территориально-кластерная система экономики Ставропольского края, но и от того как будут обновлены (модернизированы) традиционные производства
- энергетика, сельское хозяйство, металлургия, строительство, обрабатывающая промышленность. Отрасли будущей волны гарантируют определенную независимость, традиционные же отрасли представляют основной источник занятости населения края [6].
В Российской Федерации и в странах СНГ огромный внутренний рынок, поэтому широкое развитие новых инновационных производств в рамках региональных индустриальных парков может послужить той самой экономической платформой безопасности региона в будущих сложных мировых экономических процессах. Краевая экономика включается в процесс создания интегрированного масштабного внутреннего рынка, ориентированного на товары отечественного производства. В широком спектре действующих и создаваемых в крае РИП, а также в реализации крупных инвестиционных проектов и заключается преимущество Ставропольского края на юге России в долгосрочной перспективе.
Использованные информационные источники:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации: Интернет-ресурс. www.minregion.ru, 2013.
2. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. № 221- рп) в редакции распоряжения Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 г. № 147-рп.
3. Методические рекомендации по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: Интернет-ресурс. www.economy.gov.ru, 2012-2013.
4. Сайт Министерства экономического развития Ставропольского края: Интернет-ресурс. www.stavinvest.ru, 2012-2013.
5. Сайт Ставропольстата Ставропольского края: Интернет-ресурс.
www.stavstat.gks.ru, 2012-2013.
6. А. Ивантер, А. Механик, М. Рогожников, В. Фадеев. Статья: Консенсус не достигнут. Журнал Эксперт № 25 - 2013, с.15-23.
7. Википедия.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (01.07.2013).
8. Э. Мантаева. Статья: Мировой опыт кластерной модели развития, журнал ВАК №38 УЭкС, 2/2012, с.5-6.
9. Инвестиционный портал СКФО. - Режим доступа: http://www.investkavkaz.ru/ (10.05.2013).
Used Information Sources:
1. The State Program of the Russian Federation, «The development of the North Caucasus Federal District», for the period up to 2025. Ministry of Regional
Development of the Russian Federation: the Internet resource. www.minregion.ru, 2013.
2. The strategy of socio-economic development of the Stavropol Territory until 2020 and until 2025 (approved by the Decree of the Government of Stavropol Territory on July 15, 2009 № 221 - p), as amended by Decree of the Government of Stavropol Territory on April 20, 2011 № 147-p.
3. Guidelines for filling in the forms and the development of indicators of social and economic development of the Russian Federation. Ministry of Economic Development of the Russian Federation: the Internet resource. www.economy.gov.ru, 2012-2013
4. Ministry of economic development of the Stavropol Territory: Internet resource. www.stavinvest.ru, 2012-2013.
5. Website Stavropolstata Stavropol Territory: Internet resource.
www.stavstat.gks.ru, 2012-2013.
6. A. Ivanter, A. Mechanic, M. Rogozhnikov, V. Fadeev. Article: No consensus. Expert magazine number 25 - 2013, pp.15-23.
7. Wikipedia. - Mode of access: http://ru.wikipedia.org (01.07.2013)
8. E. Mantaev. Article: World experience of cluster development model, Journal of WAC number 38 Wax, 2/2012, p.5-6.
9. Investment portal of North Caucasian Federal District. - Mode of access: http://www.investkavkaz.ru/ (10.05.2013).