Научная статья на тему 'К вопросу о традициях восточной литературы в современной поэзии народов Южного Дагестана'

К вопросу о традициях восточной литературы в современной поэзии народов Южного Дагестана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН / ТЮРКОЯЗЫЧНАЯ / АРАБОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / SOUTHERN DAGESTAN / TURKIC / ARABIC LITERATURE / INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фейзуллаева З.М.

В статье освещаются наиболее характерные образцы поэтического творчества художников слова Южного Дагестана. Результаты являются примером синтеза восточно-западных культурных связей, важнейших факторов межкультурного диалогического процесса до начала XXI века. В статье сделана попытка обозреть в целом процесс формирования межлитературной общности литератур Южного Дагестана, выявления исторических предпосылок и социально-культурологических мотивов этого явления от зарождения до новейшего времени. В рамках этого процесса выделяются отдельные эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE TRADITIONS OF ORIENTAL LITERATURE AND MODERN POETRY OF THE PEOPLES OF SOUTHERN DAGESTAN

The article highlights the most characteristic pieces of poetry writers southern Dagestan. The results are an example of the synthesis of East-West cultural relations, the most important factors in intercultural dialogical process prior to the beginning of the XXI century. In the article an attempt is made to survey the whole process of the formation of megaliterature community literatures of South Dagestan, identify the historical background and socio-cultural explanation of the phenomenon from inception to modern times. In this process, separate era.

Текст научной работы на тему «К вопросу о традициях восточной литературы в современной поэзии народов Южного Дагестана»

5.Юбилей поэта торжественно отметили в г. Дербенте 15 декабря с участием руководства Дербентского района, Союза писателей Дагестана и его собратьев по перу.

Редакция журнала «Вестник Социально-педагогического института». УДК: 82-1

К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИЯХ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ НАРОДОВ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА

Фейзуллаева З.М.

ЧОО ВО Социально-педагогический институт

Аннотация. В статье освещаются наиболее характерные образцы поэтического творчества художников слова Южного Дагестана. Результаты являются примером синтеза восточно-западных культурных связей, важнейших факторов межкультурного диалогического процесса до начала XXI века. В статье сделана попытка обозреть в целом процесс формирования межлитературной общности литератур Южного Дагестана, выявления исторических предпосылок и социально-культурологических мотивов этого явления от зарождения до новейшего времени. В рамках этого процесса выделяются отдельные эпохи.

Ключевые слова: Южный Дагестан, тюркоязычная, арабоязычная литература, межкультурный диалог.

TO THE QUESTION ABOUT THE TRADITIONS OF ORIENTAL LITERATURE AND MODERN POETRY OF THE PEOPLES OF SOUTHERN

DAGESTAN

Feyzullayev Z. M.

PEO HO «Socio-pedagogical institute»

Annotation. The article highlights the most characteristic pieces of poetry writers southern Dagestan. The results are an example of the synthesis of East-West cultural relations, the most important factors in intercultural dialogical process prior to the beginning of the XXI century. In the article an attempt is made to survey the whole process of the formation of megaliterature community literatures of South Dagestan, identify the historical background and socio-cultural explanation of the phenomenon from inception to modern times. In this process, separate era.

Key words: southern Dagestan, Turkic, Arabic literature, intercultural dialogue.

Х-ХУ века предстают как начальный этап формирования арабоязычных традиций в культурном пространстве Дагестана. В Дербенте этот процесс протекал

наиболее интенсивно в силу ряда причин, главной из которых является географическое расположение.

С вопросом арабоязычного влияния связан и вопрос о зарождении и бытовании суфизма, признаки существования которого отмечены в Южном Дагестане еще в X веке, в виде традиций фикха, суфийской литературы.

В следующие столетия многие средства суфийской поэтики и символики стали традиционными элементами системы восточного стихосложения.

В XVII - XIX вв. на территорий Дагестана получает распространение также персидский язык и литература.

Основы персоязычной литературы были заложены позже, но знание персидского языка и литературы ценились высоко. Особая роль в историко-культурных отношениях Дагестана и Ирана принадлежит Дербенту, как средоточию культурных потоков.

Выстраивается линия инокультурных воздействий и влияний на юг Дагестана. Начиная с XVIII века, широкое распространение здесь получают азербайджанские язык и культура, оказавшие определенное влияние на процесс зарождения письменной литературы, а также на ашугскую поэзию.

Духовная близость народов, населяющих Дербент, уже тогда сформировала единство разноязычных народов, не приглушая их самобытности, своеобразия национальных красок.

Объективно существующие отношения между литературами полиэтнического Дербента, региона Южного Дагестана проявились в виде дифференциальных, но в большей степени интеграционных функций, которые стали определяющими в развитии художественных процессов и явлений в отдельные исторические периоды.

При всем разнообразии культурных слагаемых в литературе Южного Дагестана, где основная роль отводилась, как и во всем восточно-мусульманском мире, поэзии, сформировались устойчивые традиции поэтического языка. Жанры классической восточной поэзии марсийя, зухдийят, махди, рубаи, насибы, ихванийят, газель, касыда, а позже - мухаммас, мусаддас стали литературными канонами, имеющие свои, присущие только им образные средства.

Начиная с XVII века, постепенно усиливается влияние азербайджанской поэзии, где наряду с образцами классической литературы дивана, становятся популярными баяты, варсаты, гошмы, герайлы.

XX век ознаменован радикальными изменениями в социально-политической, а, следовательно, и культурных сферах. Дагестанские литературы, сохраняя линию

и и и и

арабо-персидско- тюркской поэтической традиции, включаются в общероссийский межлитературный процесс, что предопределило полифонический характер дагестанской культуры как единого культурного феномена. Сочетание множества художественно-эстетических систем, собственно-национальной, традиционно-восточной, русской стало фактором приобщения дагестанской литературы к культурному полю международной литературы.

В условиях полиэтнического Дагестана и его южного региона наблюдается перекодировка культурно-языковых маркеров. Национальные писатели все чаще обращаются к русскому языку. Национальное своеобразие творчества русскоя-

зычных писателей, поэтов проявляется на разных уровнях: тематическом, изобразительном, когнитивном.

В целом же повышенная метафоричность творчества поэтов Южного Дагестана свидетельствует об актуальности традиционных способов поэтического выражения.

Наряду с сохранениями национально-специфических черт национально-художественного мышления, все изменения, трансформации, происходящие на нынешнем этапе развития культуры общества, так или иначе связаны с изменением устоявшихся традиций.

Наглядный пример вышесказанному - деятельность дербентского литературного объединения «Гюлистан».

Участники данного объединения Тагир Салех, Эмирбек Чепиви, Камал Али-ханов, Фахреддин Оруджев, Эльман Аббас, Борис Ханукаев, Лазарь Амиров, Адиль Абасов и др. проявляют в своем творчестве умение сочетать традиционные восточные элементы с сугубо современными.

Большинству из них присуще умение объективно оценивать свое место в огромном мире, отмечать все то, что может способствовать расширению узких этнических рамок, сохраняя при этом ядро этнической самоценности.

Становление современной русскоязычной поэзии и поэзии на родных языках сопряжено с проблемой диалектического выбора: с одной стороны - богатая вариативность возможности культурного развития, с другой - верность своим истокам.

В творчестве поэтов ЛО «Гюлистан», представляющих разные этносы Дербента, отмечается обогащение традиций новыми реалиями, современным мирови-дением, лирическим мироощущением, дыханием сегодняшней жизни.

На конкретных примерах показаны процессы интеграции элементов русской, западно-европейской культур в национальные. В творчестве Ф.Оруджа (Гарибсес) заметны переклички с русской поэзией, творчеством С.Есенина. Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Б.Окуджавы. Он сумел создать пейзажную лирику, принципиально оригинальную и новую для восточных традиций.

Вся образная система другого поэта, Эльмана Аббаса, находится в системе русского языка, но в описаниях природы, в топонимике очевидно национальное видение мира.

Ключевой и наиболее многоаспектной в системе поэтики К.Алиханова является модель формирования концепции личностного мира.

К канонической форме стиха-рубаи обращаются почти все поэты Дербента. Однако Ф.Оруджев в мегатексте к сборнику своих стихов дифференцирует понятия «четырехстишие» и «рубаи», приводит онтологические признаки древнего жанра, сам пишет рубаи, как и Гусейни, А.Ханмагомедов, Э.Аббас, Т.Салех, К.Рамазанова, Г.Гусейнов. Во многих случаях это стилизация формы канонического стиха, помещенного в современную систему координат, причем, стилизация осознанная.

Верность традиции, ее семантическим и лингвистическим аспектам сохраняет основатель ЛО «Гюлистан» Тагир Салех.

Общность историческая, географическая стимулирует сходство тем, мотивов, единую систему символики, наличие одинаковых композиционных элементов.

Единство основных мифопоэтических кодов зачастую приводит к тому, что тексты авторов разной культурно-эстетической направленности, различного мировосприятия культивируют одну и ту же систему стихосложения, используют традиционные поэтические жанры. (рубан, газели).

Вербальные мифологемы активизируют целый ряд ассоциаций. В стихах, воссоздающих историческое прошлое Дербента, его мифологию, заложен богатый запас исторической информации, заключенной в различные структурно-семантические и стилевые формы. Строя свои произведения на уже ставших классическими мифологемах, Т.Салех, Э.Аббас, Ф.Орудж, К.Алиханов и др. создают мир, объединенный общей идеей - мифопоэтикой древнего города.

В самих заглавиях их стихов отражены исторические топонимы, указывающие на основные объекты художественного и исследовательского интереса Дербента: «Нарын-кала», «Голос Улу-Чая», «Джалган», «Хазар», многократно воспеваемые всеми поэтами «Дербент», «Магалы», «С Дербентом в сердце», «Кирхляр» и многие другие.

Сохранив сакральный смысл, которые несли в себе предания старины, они создали новую парадигму описания Дербента и его памятников. Стыковка современности с мифологией в творчестве поэтов Южного Дагестана происходит на основе исторических реалий и современного их восприятия и отражения.

В процессе исследования текстов дербентских поэтов разных групп и направлений мы предприняли в своих изысканиях попытку обрисовать на конкретных примерах картину соотношений традиций и новаторства в современной поэзии Южного Дагестан.

Нам удалось в определенной мере выделить основные художественно- эстетические компоненты этой поэзии, отметить черты общности и индивидуальности в каждом отдельном случае.

В результате анализа текстов современных поэтов региона мы пришли к выводу, что инновационные процессы, протекающие в национальных литературах на современном этапе, приводят к художественному восточно-европейскому синтезу, который дает интересные результаты как в плане художественном, так и культурном. Посредством синтеза происходит обогащение традиционных элементов восточной поэзии региона, закладываются основы дальнейшего развития и обогащения национальной литературы новыми темами, стилевыми приемами, художественными образами, языковыми формами. Эти выводы вытекают из анализа произведений до XXI века века.

Литература:

1. Произведения А. Эльмана, Б. Алибековой, К. Алиханова, Ф. Гэрибсэс, С. Тагира и других поэтов и писателей Южного Дагестан.

Literature:

1. The works of A. Elman, B. Alibekova, K. Alikhanov, F. Garibdas, S. Taher, and other poets and writers of the southern Dagestan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.