Научная статья на тему 'К вопросу о топографии монастырей ранневизантийской Газы'

К вопросу о топографии монастырей ранневизантийской Газы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ВИЗАНТИЯ / ГАЗА / ХРИСТИАНСТВО / МОНАСТЫРИ / ТОПОГРАФИЯ / EARLY BYZANTIUM / GAZA / CHRISTIANITY / MONASTERIES / TOPOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Манохин Я.В.

Археологические памятники на территории Газы исследованы мало. Это вызвано и чрезвычайной плотностью современной застройки, и трудностями в обнаружении занесенных песками памятников, и, наконец, непростой политической ситуацией. Сегодня на территории сектора Газа нам известны считанные памятники, относящиеся к византийскому периоду. Й. Хиршфельд делит монастыри на три части, исходя из удаленности памятников от города. Во внутренний круг, ближайший к Газе, он включил 9 монастырей. Средний круг, с радиусом в 15-25 км, насчитывает 5 памятников. Еще 5 отнесены к внешнему кругу, удаленному от Газы более чем на 25 км.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOPOGRAPHY OF MONASTERIES OF EARLY BYZANTIAN GAZA REVISITED

Archaeological monuments in the territory of Gaza have been studied little. This is due to the extreme density of modern buildings, and the difficulties in finding sand-covered monuments, and, finally, the difficult political situation. Today we know of certain monuments related to the Byzantine period on the territory of the Gaza Strip. Hirschfeld divides monasteries into three parts, based on the remoteness of monuments from the city. In the inner circle closest to Gaza, he included 9 monasteries. The middle circle, with a radius of 15-25 km, has 5 monuments. Another 5 are attributed to the outer circle, which is more than 25 km distant from Gaza. It is possible to describe the monasteries of Gaza as complexes consisting of a central building that served as cinnamon and the cells of hermits surrounding it. Such a scheme is known to us both in the Skit desert in Egypt, and in the monasteries of the Jordan Valley, for example, the monastery of Gerasim. The residents of the monasteries of Gaza, located in rural areas close to each other and from surrounding settlements, and themselves mostly locals, were involved in worldly life both through monastic institutions (hospitals, hotels, etc.) and as spiritual guides.

Текст научной работы на тему «К вопросу о топографии монастырей ранневизантийской Газы»

УДК 94(495)

DOI: 10.18413/2075-4458-2018-45-2-212-216

К ВОПРОСУ О ТОПОГРАФИИ МОНАСТЫРЕЙ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ГАЗЫ

THE TOPOGRAPHY OF MONASTERIES OF EARLY BYZANTIAN GAZA REVISITED

Я.В. Манохин Ya.V. Manohin

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: reno2010@rambler.ru

Аннотация

Археологические памятники на территории Газы исследованы мало. Это вызвано и чрезвычайной плотностью современной застройки, и трудностями в обнаружении занесенных песками памятников, и, наконец, непростой политической ситуацией. Сегодня на территории сектора Газа нам известны считанные памятники, относящиеся к византийскому периоду. Й. Хиршфельд делит монастыри на три части, исходя из удаленности памятников от города. Во внутренний круг, ближайший к Газе, он включил 9 монастырей. Средний круг, с радиусом в 15-25 км, насчитывает 5 памятников. Еще 5 отнесены к внешнему кругу, удаленному от Газы более чем на 25 км.

Abstract

Archaeological monuments in the territory of Gaza have been studied little. This is due to the extreme density of modern buildings, and the difficulties in finding sand-covered monuments, and, finally, the difficult political situation. Today we know of certain monuments related to the Byzantine period on the territory of the Gaza Strip. Hirschfeld divides monasteries into three parts, based on the remoteness of monuments from the city. In the inner circle closest to Gaza, he included 9 monasteries. The middle circle, with a radius of 15-25 km, has 5 monuments. Another 5 are attributed to the outer circle, which is more than 25 km distant from Gaza. It is possible to describe the monasteries of Gaza as complexes consisting of a central building that served as cinnamon and the cells of hermits surrounding it. Such a scheme is known to us both in the Skit desert in Egypt, and in the monasteries of the Jordan Valley, for example, the monastery of Gerasim. The residents of the monasteries of Gaza, located in rural areas close to each other and from surrounding settlements, and themselves mostly locals, were involved in worldly life both through monastic institutions (hospitals, hotels, etc.) and as spiritual guides.

Ключевые слова: Ранняя Византия, Газа, христианство, монастыри, топография. Keywords: Early Byzantium, Gaza, Christianity, monasteries, topography.

Монастыри и монашеская традиция ранневизантийской Газы неразрывно связаны с Египтом. Основатель первого монастыря в Газе, св. Иларион, был учеником самого Антония Великого. Тесная связь с Египтом существовала и позже. Из-за преследования почитателей Оригена в Египте в конце IV в. часть его последователей бежала из монастырского центра в Скитской пустыне и осела в монастырях Газы. В начале V в. участились нападения бедуинских племен на монастыри Скитской пустыни. Это привело к переселению части монахов в монастыри Газы, что не могло не сказаться на интеллектуальном развитии нового центра. Исследования «Деяний египетских отцов» дают основание предполагать, что этот сборник был составлен в Газе. Монахи Газы оставили богатое литературное наследие, благодаря которому мы многое знаем об укладе жизни монашеских общин, за-

нятиях монахов и их диете. Отдельные произведения являются наставлениями по различным аспектам духовной жизни. Сохранилось немало писем с разнообразными вопросами, адресованных известным монахам в монастырях Газы, и ответы на них, составляющие корпус Апофтегм. Они дают нам представление не только о месте, которое занимали монахи в качестве наставников в византийском обществе, но и о сфере влияния монастырей Газы, далеко выходящего за пределы пригородного района. Вместе с этим до наших дней сохранились лишь единичные тексты, посвященные собственно истории монахов Газы. Прежде всего надо отметить Житие Илариона, написанное блаж. Иеронимом в 390 г. Текст этой книги, посвященный биографии основателя первого монастыря в Газе св. Илариона, во многих деталях сходен с Житием Антония, написанным в 365 г. и переведенным на латынь в 375 г. Евагрием Антиохийским, другом Иеронима. Другая интересующая нас книга - это «Церковная история» Созомена, написанная около 440 г. Эрмий Созомен Са-ламанский родился в 380 г. в городке Бет-Алая (сегодня Бет-Лакия), в одной из первых семей, принявших христианство вследствие произошедшего в 330 г. чуда - исцеления св. Иларионом одного из жителей городка. Созомен писал историю церкви, служа адвокатом в одном из столичных судов. В связи со своей работой он много разъезжал по империи для проверки фактов. Собранный во время этих поездок материал стал основой для книги [Bitton-Ashkelony, Kofsky, 2006].

Основателем первого монастыря в Газе считается Иларион. Он родился в 291 г. в деревне Тавата южнее Газы. Учился в Египте, в Александрии, там же он услышал о св. Антонине. Став его учеником и последователем, Иларион прожил анахоретом в пустыне около 20 лет. По возвращении в Газу он основал монастырь при императоре Констанции (337-361 гг.). Иларион умер в 371 г. на Кипре.

Период конца IV - середины V вв. связан с именами Сильвана и его учеников. В это время были построены многие монастыри Газы. Сильван родился в Палестине, подвизался в Египте. Он был главой общины из двенадцати монахов в Скитской пустыни. Около 380 г. община переселилась сначала на Синай, а затем обосновалась в лавре на берегу р. Грар, впадающей в море южнее Газы. По словам Созомена, Сильван причастен к нахождению мощей пророка Захарии, что связало его с общиной Мелании Младшей в Иерусалиме. Сильван умер в 414 г., его биография изложена в VI книге «Церковной Истории» Созомена и в Апофтегмах. Зенон, ученик Сильвана, прозванный Пророком, умер в 451 г. Отшельник упоминается в Апофтегмах и в «Житии Петра Ивира» Иоанна Руфа. Подвизался в Египте, затем в Палестине. Посещал многие монастыри, был признанным авторитетом среди монахов. Стал духовным наставником Петра Ивира и Иоанна.

Вторая половина V в. характеризуется монофизитским большинством среди монахов Газы, противников решений Халкидонского собора. Среди них выделяются Авва Исайя, Петр Ивир и их ученики и последователи: Феодор Аскалонский, Иоанн Руф, Севир Антиохийский.

Авва Исайя - египетский монах, который подвизался в киновии, затем стал отшельником. Привлек множество почитателей и удалился от них из Египта поначалу в район Бет-Гуврина, а затем в Газу. Около 451 г., после Халкидонского собора, основал монастырь, в котором практиковались различные формы отшельничества. Авва Исайя уединился в келье и связывался с миром через своего ученика, Петра Египетского. Написал книгу наставлений для монахов «Аскетикон», был одним из главных противников решений Халкидонского собора. Умер в августе 491 г.

Петр Ивир - грузинский князь [Лопатина, 2017], выросший в качестве заложника при дворе императора Феодосия II. Вместе со своим другом Иоанном Евнухом отправился в Иерусалим, где оба были приняты Меланией Младшей в ее мужской монастырь на Елеоне. Позже основали собственный монастырь возле башни Давида, но по просьбе своего духовного наставника Зенона вернулись на Елеон. С приездом императрицы Евдокии в Иерусалим и попыткой епископа Ювеналия рукоположить Петра в сан священника, он бежал в монастырь в окрестностях Майюма. Со временем стал одним из вождей монофи-

зитского движения и получил сан Майюмского епископа от патриарха Феодосия. Однако, как и многие другие епископы-монофизиты, бежал в Египет после того, как Ювеналий вернул себе сан Иерусалимского патриарха. Спустя много лет вернулся и поселился вначале в деревне Плея возле Аскалона, а затем в имении недалеко от Явне. Совершал долгие поездки, многократно встречался с Аввой Исайей. Умер в 491 г.

Севир Антиохийский - богословский лидер монофизитов первой трети VI в. Он был внуком епископа Севира, принимавшего участие в работе Эфесского Собора 431 г. Получив великолепное образование, принял монашество в Газе. В 512-518 гг. был патриархом Антиохийским. Умер в Египте в 538 г.

В первой половине VI в. монахи Газы приняли решения Халкидонского собора. Вплоть до исламского завоевания в середине VII в., Газа оставалась важным религиозным центром. Варсанофий Египетский, прозванный Великим Старцем, жил в киновии в Тава-те. Уединился в келье и поддерживал связь с миром через своего ученика, Серида, который стал настоятелем. Иоанн, ученик Варсанофия, известен как Второй Старец. Сохранилось более 800 писем к старцам с вопросами, включая письма иерусалимского патриарха Петра (524-552 гг.). Дорофей, ученик Варсанофия и Иоанна, родился в начале VI в. в Антио-хии. Жил монахом в монастыре Серида, прислуживал Иоанну. Был начальником гостеприимного дома, привратником, врачом. После смерти Иоанна перебрался в монастырь, расположенный между Газой и Майюмом. Сохранился ряд его сочинений.

Археологические памятники на территории Газы исследованы мало. Это вызвано и чрезвычайной плотностью современной застройки, и трудностями в обнаружении занесенных песками памятников, и, наконец, непростой политической ситуацией. Связям византийских памятников с монастырским центром в Газе посвящено небольшое, но ёмкое исследование И. Хиршфельда [Hirschfeld, 2004, p. 61-88]. В нем он приводит перечень монастырей, известных нам по историческим источникам, и указывает на связанные с ними археологические находки. Хиршфельд делит монастыри на три части, исходя из удаленности памятников от города. Во внутренний круг, ближайший к Газе, он включил 9 монастырей. Средний круг, с радиусом в 15-25 км, насчитывает 5 памятников. Еще 5 отнесены к внешнему кругу, удаленному от Газы более чем на 25 км. Помимо этой работы, нужно отметить и недавно опубликованные результаты раскопок монастырского комплекса в Умм эль-Амер [Elter, Hassoune, 2005, p. 13-40].

Монастыри в Газе: 1. Монастырь Илариона. Основан около 340 г. между Газой и Маюмой. В течение 1997-2001 г.г. и в 2003 г. совместная экспедиция Палестинского управления древностей и Французской археологической школы в Иерусалиме работала на памятнике в Умм эль-Амер. Во время раскопок был найден большой комплекс зданий площадью 7200 м2. В него входят церковь, жилые и служебные помещения. Под церковью находится крипта, а мозаичный пол в самой церкви украшен найденной в 2003 г. надписью, упоминающей св. Илариона. Хиршфельд идентифицировал комплекс с монастырем Серида [Hirschfeld, 2004, p. 76-77], однако найденная в 2003 г. надпись показала, что это монастырь Илариона [Elter, Hassoune, 2005, p. 13]. С этим не согласился А.В. Курбанов [Курбанов, 2018, с. 18-19], выступивший с прежней точкой зрения.

2. Монастырь Бет-Лайя. Основан около 360 г. четырьмя учениками св. Илариона. Местонахождение - предположительно деревня Бет Лакия к северу от Газы. Археологических следов не обнаружено.

3. Монастырь Сильвана. Основан около 390 г. возле р. Бесор. На северном берегу этой реки в 1917 г. английскими солдатами были обнаружены базилика и водосборная цистерна, которые до сегодняшнего дня не сохранились. Они располагались в Хурват Гера-рит, в 10 км южнее Газы. В 1977 г. Йосефом Поратом была обнаружена и частично раскопана еще одна церковь, на 0,5 км западнее. На раскопках были найдены мозаичный пол с памятной надписью и датой по газскому летоисчислению 598 г. [Porath, 1977, p. 37-38]. Но в надписи не упоминается имя игумена, и есть сомнения, что церковь монастырская.

4. Монастырь Зенона, ученика Сильвана, основан около 440 г. Расположение -Кфар Шеарта, южнее Газы. Й. Хиршфельд, проводивший археологическую разведку, идентифицировал монастырь с памятником, обнаруженным на двух холмах на северном берегу реки Бсор. Он нашел множество керамики и стекла, водосборные цистерны, фрагменты мозаики и обломки мраморных панелей.

5. Монастырь Аввы Исайи. Основан около 440 г. как киновия. Расположение - к юго-западу от Газы, возле Бет-Даллата. В. Герен идентифицировал могилу шейха Мугази в Хирбет ед-Дамита, в 12 км к юго-западу от Газы, с местом, связанным с Аввой Исайей. Однако, никаких археологических следов на месте не прослеживается.

6. Монастырь Петра Ивира. Основан как лавра около 440 г., с 492 г. - киновия. Расположение - возле Майюмы. В. Герен указывает на могилу шейха Радуана в 3 км. к юго-западу от Газы, построенную на вершине холма из каменных и мраморных блоков в повторном использовании. Возможно, что они взяты из монастыря.

7. Монастырь Севира. Основан как лавра около 500 г. к западу от Газы, в окрестностях Майюма. Точное расположение монастыря неизвестно.

8. Монастырь Серида. Основан в окрестностях Таваты около 520 г. Монастырь был организован монашеской общиной во главе с Варсанофием Египетским в виде киновии под управлением Серида, и окружавших ее отшельнических келий, южнее р. Бесор.

9. Монастырь Дорофея [Спиридонова, 2012]. Был основан около 545 г. между Газой и Майюмом. Упоминается Иоанном Мосхом как киновия. Археологических следов нет.

Эти девять монастырей внутреннего круга непосредственно связаны с известными монахами Газы. Все они близко расположены и представляются сельскими монастырями, лежащими вне населенных пунктов.

Следующие пять памятников были обнаружены в радиусе 15-25 км от Газы, и относятся Хиршфельдом к среднему кругу [Hirschfeld, 2004, p. 78].

1. Хирбет Джамаме. Находится на 20 км восточнее Газы, к западу от кибуца Рухама.

о

В 1957 г. Рем Гофна обнаружил и раскопал комплекс зданий размером 25 х 30 м (800 м ). Здание было сложено из необожженных кирпичей на каменном основании. По мнению исследователя, хронологически можно выделить три этапа поселения. В первые два комплекс был секулярным, и только в конце превратился в монастырь [Gophna, Feig, 1993, p. 107].

2. Тель Сера. Находится на северном берегу реки Грар в 22 км на юго-восток от Газы. В 1972-1979 гг. здесь были проведены раскопки под управлением Э. Орена. Найдено здание, датируемое V-VI вв. и идентифицированное как церковь, возможно монастырская.

3. Кисуфим, Монастырь св. Илии. Расположен в 15 км к югу от Газы и в 1 км южнее Тель-Джема. На раскопках 1977 г. Р. Коэн обнаружил базилику с мозаичным полом и надписью, в которой упоминается св. Илия и дата по газской эре - 576 г.

4. Маген. Церковь или монастырь св. Кириака. Находится в 22 км к югу от Газы, на месте могилы шейха Нурана (от арабского Нур 'свет'). Возможно, название сохраняет имя деревни Лихнос, упоминаемой в Житии Илариона. В 1977 г. В. Цаферис раскопал на памятнике монастырский комплекс с базиликой в центре и с трапециевидной в плане церковью в южной части [Tsaferis, 1985, p. 1-16]. В церкви был найден мозаичный пол с надписью, посвященной св. Кириаку.

5. Шелаль (Парк Эшколь). Здание церкви, датируемое VI в., лежит на холме на берегу реки Бесор, в 21 км южнее Газы, поблизости от древней дороги Халуца-Газа. В 1917 г. австралийские солдаты обнаружили мозаику с датой 561/2 г.

Вышеперечисленные археологические памятники можно отнести к монастырскому центру в Газе, благодаря найденным надписям и немногочисленным историческим сведениям. Правда, только два из них - комплекс в Хирбет Джамама и монастырь св. Илии, известный по надписи в Кисуфим, - несомненно являются монастырями. Остальные три, возможно, были не монастырями, а сельскими церквями.

Следующие памятники, удаленные от Газы на расстояние свыше 25 км, относятся Хиршфельдом к внешнему кругу. Сюда можно отнести монастыри, которые, судя по источникам, находились под влиянием Газы. Это городские монастыри в Хорват Соа, Тель-Масос и Тель-Ира, относившиеся к епархии византийской Беер-Шевы, и два монастыря в Центральном Негеве: небольшой придорожный монастырь в Мицпе Шивта и лавра в Эйн Авдат, упомянутая Антонином из Плаценции.

Прежде всего, надо указать на сохранившуюся переписку между беер-шевским монахом Иоанном и старцами Варсанофием и Иоанном в монастыре Серида [Курбанов, 201S], что подтверждает связи между монашеством Газы и монастырями района Беер Шевы. О связи с населением византийского Центрального Негева говорится в Житии Илариона. Иероним рассказывает о посещении Шивты Иларионом и о его проповедях местным жителям. Можно описать монастыри Газы как комплексы, состоявшие из центрального здания, служившего киновией, и окружавших его келий отшельников. Такая схема известна нам как в Скитской пустыне в Египте, так и в монастырях Иорданской долины, например, монастыре св. Герасима. Насельники монастырей Газы, расположенных в сельской местности недалеко друг от друга и от окрестных поселений, и сами в основном местные жители, были вовлечены в мирскую жизнь как через монастырские институты (больницы, гостиницы и т. д.), так и в качестве духовных наставников. Их влияние распространялось также на общины примыкающих к Газе районов пустыни Негев. Отсутствие культа святых мест, характерных для монастырей Иудейской пустыни, помешало газскому монашеству реализовать историческую непрерывность и преемственность традиции [Binns, 1994]. Также значительная часть ранневизантийского периода прошла для газского монашества в конфессиональных спорах [Курбанов, 2014, с. 52-56].

Список литературы References

1. Курбанов А.В. 2014. Межконфессиональные отношения в Газской области VI века (по материалам «Переписки Варсануфия и Иоанна Газских»). Научные ведомости БелГУ. Серия История, Политология. Вып. 30. 8(179): 52-56.

Kurbanov A.V. 2014. Mezhkonfessional'nye otnoshenija v Gazskoj oblasti VI veka (po materialam «Perepiski Varsanufija i Ioanna Gazskih»). Nauchnye vedomosti BelGU. Serija Istorija, Politologija. Vyp. 30. 8(179): 52-56 (in Russian).

2. Курбанов А.В. 2018. Повседневная жизнь ранневизантийской палестинской киновии (на примере газского монастыря аввы Серида). Автореф. канд. дисс. Белгород, 26.

Kurbanov A.V. 2018. Povsednevnaja zhizn' rannevizantijskoj palestinskoj kinovii (na primere gazskogo monastyrja avvy Serida). Avtoref. kand. diss. Belgorod, 26 (in Russian).

3. Лопатина М.Ю. 2017. Петр Иберийский и Ювеналий Иерусалимский как воплощение монашеского разлома в ранневизантийской Газе. Герои и антигерои в мировой истории. Ярославль: Филигрань: 205-210.

Lopatina M.Yu. 2017. Petr Iberijskij i Yuvenalij Ierusalimskij kak voploshchenie monasheskogo razloma v rannevizantijskoj Gaze. In: Geroi i antigeroi v mirovoj istorii. Yaroslavl': Filigran': 205-210 (in Russian).

4. Спиридонова Л.В. 2012. Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества. Автореф. канд. дисс. СПб., 22.

Spiridonova L.V. 2012. Zhizn' i tvorcheskoe nasledie avvy Dorofeja (Gazskogo) v kontekste istorii gazskogo monashestva. Avtoref. kand. diss. SPb., 22 (in Russian).

5. Binns, John. 1994. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314631. Oxford, Clarendon Press, 455.

6. Bitton-Ashkelony, B., Kofsky A. 2006. The Monastic School of Gaza. Leiden, Brill, 260.

7. Elter R., Hassoune A. 2005. Le monastere de saint Hilarion: les vistige archeologiques du site de Umm el-Amr. In: Gaza dans l'Antiquite Tardive. Archeologie, rhetorique et histoire. Salerno, Helios, 2005, 13-40.

8. Gophna R., Feig N. 1993. A Byzantine Monastery at Kh. Jemameh. In: Atiqot. Vol. 22: 107-113.

9. Hirschfeld Y. 2004. The Monasteries of Gaza: An Archaeological Review. In: Christian Gaza in Late Antiquity. Leiden, Brill, 61-88.

10.Porath J. H. 1977. Gerarit. In: Hadashot Arkheologiyot. Vol. 61/62: 37-38.

Tsaferis V. 1985. An Early Christian Church Complex at Magen. In: BASOR. Vol. 258: 1-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.