Научная статья на тему 'К вопросу о типологии посольских миссий в v веке'

К вопросу о типологии посольских миссий в v веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ ПОСОЛЬСТВ / О. БЕККЕР / Е.Н. НЕЧАЕВА / ЦЕЛИ ПОСОЛЬСКИХ МИССИЙ / LATE ANTIQUTY / TYPOLOGY OF EMBASSIES / A. BECKER / E. NECHAEVA / PURPOSES OF EMBASSIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пикин А.В.

Статья посвящена вопросу типологизации посольских миссий Римской империи V века. Автор статьи рассматривает ряд существующих в современной историографии типологий. На основании источников и работ предшественников он предлагает новую типологию, основываясь в качестве критерия на цели посольств. В авторской типологии учитываются и корректируются некоторые недостатки предыдущих классификаций. В целом работа находится в русле активно разрабатываемых в последнее время проблем истории Поздней Античности, преимущественно на материалах латинского Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of typology of fifth century embassies. The author has considered the number of typology which existed in modern historiography. On the basis of sources and works of predeces-sors he offers a new typology, which main criteria is the purposes of embassies. After that the author suggested own typology of embassies of fifth century, clear some limitations of previous classifications. In that new typology some shortcomings of the previous classifications are considered and corrected. The main classes of this typology are internal policy embassies, foreign policy embassies, legitimation embassies. Internal political embassies subdivision on requests for preferences and requests for protection against foederati. Foreign policy embassies subdivision on peace negotiations and the current international political communication. Legitimation embassies subdivided on the informing embassies and embassies from usurpers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологии посольских миссий в v веке»

УДК 94(4)"05"

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ПОСОЛЬСКИХ МИССИЙ В V ВЕКЕ TO THE PROBLEM OF TYPOLOGY OF EMBASSIES IN FIFTH CENTURY

А.В. Пикин A.V. Pikin

Ивановский государственный университет, Россия, 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева, 5 Ivanovo State University, 5 Timiryazeva St., Ivanovo, 153025, Russia

E-mail: andrewvpikin@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена вопросу типологизации посольских миссий Римской империи V века. Автор статьи рассматривает ряд существующих в современной историографии типологий. На основании источников и работ предшественников он предлагает новую типологию, основываясь в качестве критерия на цели посольств. В авторской типологии учитываются и корректируются некоторые недостатки предыдущих классификаций. В целом работа находится в русле активно разрабатываемых в последнее время проблем истории Поздней Античности, преимущественно на материалах латинского Запада.

Resume. The article is devoted to the problem of typology of fifth century embassies. The author has considered the number of typology which existed in modern historiography. On the basis of sources and works of predecessors he offers a new typology, which main criteria is the purposes of embassies. After that the author suggested own typology of embassies of fifth century, clear some limitations of previous classifications. In that new typology some shortcomings of the previous classifications are considered and corrected. The main classes of this typology are internal policy embassies, foreign policy embassies, legitimation embassies. Internal political embassies subdivision on requests for preferences and requests for protection against foederati. Foreign policy embassies subdivision on peace negotiations and the current international political communication. Legitimation embassies subdivided on the informing embassies and embassies from usurpers.

Ключевые слова: Поздняя Античность, типология посольств, О. Беккер, Е.Н. Нечаева, цели посольских миссий.

Keywords: Late Antiquty, typology of embassies, A. Becker, E. Nechaeva, purposes of embassies.

В V веке в связи с международной нестабильностью активизируется переговорный процесс Римской империи с соседями. В то же время, все настойчивее начинают проявлять себя провинциалы, которые в этих условиях требуют к себе повышенного внимания со стороны центральной власти. Для понимания специфики переговорного процесса, с одной стороны, во внутренних делах, а, с другой стороны, в международной сфере необходимо типологизировать посольские миссии. Сложность этой ти-пологизации определяется, в том числе, тем обстоятельством, что в источниках мы не всегда встречаем четкие указания на совершение именно посольства, а потому порой вынуждены догадываться, была ли та или иная поездка посольством, частным визитом или же чем-то иным.

Поскольку посольские сюжеты довольно редко до начала XXI века становились предметом изучения1, то и сложившихся на данный момент типологий миссий не так много. До настоящего времени издан ряд монографических трудов, в которых, в той или иной степени, поднимается вопрос о посольских миссиях периода Поздней Античности и их типологизации. Один из них принадлежит австралийскому исследователю Эндрю Джиллету2. Автор специально не останавливается на типологизации посольств, однако можно отметить, что его отдельный анализ различных по своей природе источников может представлять собой своеобразную попытку типологизации. Однако сам автор, говоря о специфике своей работы, отмечает, что он не отделяет источники один от другого, а наоборот, пытается на их отличиях показать общую картину политической коммуникации3.

1 Стоит отметить, что исследователи довольно часто отмечали, что дипломатия и посольства Поздней античности все еще ждут своего исследователя: Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск. СПб., 2008. С. 218 (французское издание 1965 г.); Kazhdan A. The notion of Byzantine diplomacy // Byzantine Diplomacy / Ed. by J. Shepard, S. Franklin, Aldershot, 1992. P. 3 (со ссылкой на выступление Д. Оболенского на конгрессе византинистов в Охриде 1961 г.).

2 Gillett A. Envoys and Political Communication in the Late Antique West, 411-533. Cambridge, 2003.

3 Gillett A. Op. cit. P. 33.

Первая полноценная типология посольских миссий была создана французской исследовательницей Одри Беккер. В своей диссертации на соискание докторской степени1 она предложила типоло-гизировать посольства по отправителю и получателю миссии, причем особый упор сделан на римско-варварских отношениях разных уровней. Это помогает понять место новых политических объединений на территории Западной Римской империи2. Подобный выбор критерия для типологии оставляет без внимания целый ряд миссий, о чем исследовательница сама и упоминает в теоретическом обосновании этой выборки3. В первую очередь, она выделяет группы миссий, отправленных к варварским королям различными представителями римского общества: императорами, военачальниками, префектом претория Галлии, узурпаторами императорского трона, провинциалами, римским епископом4. Затем отмечены миссии, где отправителями являются уже варварские короли. Эти посольства направлены к императорам, полководцам и другим варварам5. Отдельно приводится типология заключенных договоров, выстроенная по такому же принципу6. В целом, типология выглядит громоздкой и многоступенчатой, что не способствует ее продуктивному использованию. Кроме того, стоит отметить, что подобная типология выявляется по формальному признаку и не описывает перипетий взаимоотношений между римлянами и варварами, лишь фиксируя их наличие.

Исследование Е.Н. Нечаевой, посвященное проблемам позднеантичной дипломатии7, не предлагает столь явной типологии посольских миссий. Автор идет в другом направлении, отталкиваясь от позиций своих источников. Изучение в основном восточно-римского материала обусловило трепетное отношение к зафиксированной в нем реальности посольских практик. Особый интерес Е.Н. Нечаевой вызывает классификация посольств Менандра Протектора. Тот делит миссии на великие и малые, формирующихся в зависимости от цели посольства8. Отталкиваясь от этого, она выявляет и некие «средние» посольства, не имеющие такой представительности, как великие, но, в то же время, и не обозначенные малыми9. Кроме того, Е.Н. Нечаева, основываясь, в первую очередь, на тексте Менандра10, выделяет еще и информационные посольства по смене власти, целью которых было «не просто информировать, а обозначить подтверждение или разрыв договоренностей» новой властью11. Суммируя все свои размышления, Е.Н. Нечаева приводит следующую схему типов посольств12:

- малые, в основном церемониальные, обнаруживающие стремление к переговорам;

- информационные;

- «средние», имеющие право переговоров и заключения некоторых договоренностей;

- великие, имеющие право заключения договоров, но не окончательное; статус этих посольств был очень велик.

Другой подход к классификации может быть связан с выявлением в качестве критерия для нее целей посольств. Как пишет Е.Н. Нечаева, «цели переговоров... определяли тип посольств, их уровень и статусность»13. В данной типологии Е.Н. Нечаева во многом отталкивается от другой, предложенной Р. Хельмом14. Типология Р. Хельма видится Нечаевой слишком подробной и громоздкой для использования, и она пытается ее несколько упростить15. Посольства Е.Н. Нечаева подразделяет на две большие группы: имеющие «военное» или «мирное» происхождение16. «Мирные», т.е. заключенные в период, когда не ведутся боевые действия17, можно подразделить на следующие типы:

1 По основным положениям диссертации была издана работа Becker A. Les relations diplomatiques romano-barbares en Occident au Ve siècle: acteurs, fonctions, modalités. Paris, 2013, к сожалению оставшаяся нам недоступной.

2 Becker- Piriou A. Modalités des relations diplomatiques romano-barbares en Occident au Ve siècle (416 - 497). Thèse de doctorat en Sciences Strasbourg, 2006. Vol. I. P. 145-150.

3 Becker-Piriou A. Op. cit. P. 146-147.

4 Ibid. P. 151-158.

5 Ibid. P. 158-161.

6 Ibid. P. 161-168.

7 Nechaeva E. Embassies - Negotiations - Gifts: Systems of East Roman Diplomacy in Late Antiquity. Stuttgart, 2014.

8 Nechaeva E. Op. cit. P. 88-91. В то же время А. Ли отмечает, что подобная практика вряд ли использовалась вне римско-персидских отношений. См. Lee A.D. Information and Frontiers: Roman Foreign Relations in Late Antiquity. Cambridge, 1993.P. 170.

9 Nechaeva E. Op. cit. P. 92.

10 Стоит оговориться, что Е.Н. Нечаева берет Менандра за основу для классификации, объясняя это пространными подстрочными рассуждениями о равнозначности прямого свидетельства последней четверти VI века и молчания источников о подобном разделении в предыдущих трех столетиях (Nechaeva E. Op. cit. P. 88, n. 88). Однако при выявлении информационных посольств автор ссылается на предыдущий параграф своего исследования, не связанный с Менандром.

11 Nechaeva E. Op. cit. P. 92. Their real significance was not just to inform about the changes that had occurred, but to confirm or deny that previous agreements would remain in force.

12 Nechaeva E. Op. cit. P.93.

13 Nechaeva E. Op. cit. P.69. The aims of the negotiations<...>determined the types of embassies operating, their level and status.

14 Helm R. Untersuchen über den auswärtigen diplomatischen Verkehr des römischen Reiches im Zeitalter der Spätantike // Archiv für Urkundenforschung, 12. 1932. S. 375-436. К сожалению, сама работа осталась нам недоступной.

15 Nechaeva E. Op. cit. P. 102.

16 Ibid. <...>«peaceful» and of «bellicose» origin.

17 Ibid. P. 105.

1. Информирующие об избрании нового правителя (Е.Н. Нечаева приводит ряд случаев римско-персидских взаимных посольств, информирующих о вступлении нового правителя в должность)1;

2. Прочие, имеющие своей целью заключение союзов, выражение почтения, дарование инвеституры, регулирование торговых противоречий2.

«Военные» же, т.е. те, которые проводились в период активных боевых действий или завершали их, по цели посольства можно разделить на следующие группы:

1. Заключение перемирия (автор типологии приводит несколько случаев заключения перемирия между восточными императорами и персами, упоминая о схожей практике во время Реконкисты Юстиниана)3;

2. Заключение мира4.

Стоит отметить также, что при типологии посольств Е.Н. Нечаева ссылается на мнение Д. Миллера о том, что Империя не заключала отдельных коммерческих, политических или мирных договоров5.

В своей работе Е.Н. Нечаева не учитывает опыта О. Беккер, что обусловлено синхронностью исследований этих двух ученых6. Главный недостаток типологий Е.Н. Нечаевой, на наш взгляд, заключается в том, что она рассматривает только «международные» посольства, совершенно игнорируя политическое общение внутри Империи7.

Учитывая уже созданные типологии, мы дадим еще одну, которая, надеемся, устранит недостатки предыдущих, взяв лучшие их черты. Стоит отметить, что мы согласны с мыслью Е.Н. Нечаевой о необходимости учитывать цели посольства при классификации. На наш взгляд, именно цель посольской миссии определяет и состав участников посольства, и их полномочия, и, конечно, тех, к кому посольство направлено. Общность целей посольских миссий предполагает уров-невое сходство инициаторов посольств и его адресатов, что, в свою очередь, поможет понять некоторые спорные моменты посольств, нашедшие малое отражение в источниках. Оговоримся, что мы не рассматривали миссии церковных деятелей, отправленные с религиозными целями, такими как соборное представительство или проблема Энотикона.

Все посольские миссии по цели, поставленной перед посольством, можно разделить на три большие группы. Это миссии, имеющие внутриполитические, внешнеполитические и легитима-ционные цели.

Внутриполитические посольства по цели можно подразделить на две большие группы. К первой следует отнести посольства, имевшие целью добиться преференций от центральной власти. Отправляли их провинциалы, а адресатом посольства был высший гражданский чиновник провинции. Чаще всего посольства имели целью добиться налоговых преференций8. К подобным посольствам можно отнести миссии епископов Германа9, Вивиания10, Епифания11. Другой важной целью посольств в V веке становятся жалобы на притеснения со стороны варваров-федератов. В данном случае адресатом посольства провинциалов становится военная администрация провинции. Больше всего упоминаний об этом мы встречаем у Идация12, также интересен случай апелляции армориканских багаудов к центральной власти13. Кроме этого нам встретился еще один интересный случай, описанный Эннодием в Vita Epiphani. Патриций Рицимер, бывший в конце 6о-х -начале 70-х годов V века вторым, а иногда даже и первым человеком в государстве, решает сместить императора Антемия, поставленного Восточной империей (эти события происходят около 471 г.). Узнав о военных приготовлениях, знать Лигурии, не желая открытого противостояния, просит Рицимера утвердить кандидатуру посланника к императору с целью просить мирного дого-

1 Ibid. P. 103-105.

2 Ibid. P. 105. Conclusion of an alliance, expression of homage, donation of an investiture, regulation of problems of commerce.

3 Ibid. P. 106-107.

4 Ibid. P. 107-110.

5 Ibid. P. ll0.<...>the Empire did not negotiate «commercial», «political», or «peace» treaties, or indeed any treaties at all in separate.

6 Nechaeva E. Op. cit. P. 17, n.3.

7 Becker A. E. Nechaeva, Embassies - Negotiations - Gifts. Systems of East Roman Diplomacy in Late Antiquity, F. Steiner Verlag, 2014 // Revue des Études Anciennes. (Bne4ara}.=E. Nechaeva, Embassies - Negotiations - Gifts. Systems of East Roman Diplomacy in Late Antiquity, F. Steiner Verlag, 2014 | Audrey Becker - Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/14113934/E._Nechaeva_Embassies_-_Negotiations_-

_Gifts._Systems_of_East_Roman_Diplomacy_in_Late_Antiquity_F._Steiner_Verlag_20l4 (дата посещения 12.02.2016 г.).

8 Э. Джиллет приводит этот аспект внутриполитической миссии, как один из основных с давних времен. Gillett A. Envoys. P. 1.

9 Vita Germani Episcopi Autissiodorensis Auctore Constantio, 21-24 // Monumenta Germaniae Historica. Scriptorum Re-rum Merovingicarum 7. Ed. B. Krusch &W.Levison.Hannover, 1920 (далее Vita Germ.).

10 Vita Bibiani vel Viviani episcopi Santonensis, 4-6 // MGH, SRM 3. Ed. B. Krusch. Hannover, 1896.

11 Magnus Felix Ennodius. Vita Epiphani, 122-135, 182-189 // Monumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi 7. Ed. F. Vogel. Berlin, 1885 (далее Vita Epiph.).

12 Hydatius Lemicus. Continuatio chronicorum Hieronymianorum, 96, 98, 219, 239 // MGH, AA 11. Ed. T.Mommsen. Berlin, 1894 (Далее Hyd.).

13 Vita Germ. 28-40.

вора. Тот соглашается, и посланником к Антемию отправляется Епифаний. В этом посольстве он представляет, в первую очередь, знать Лигурии, а Рицимера - во вторую1. Хотя данный случай и не относится к вышеназванным двум наиболее частым причинам отправки посольств, мы, тем не менее, однозначно относим его к внутриполитическим миссиям, но не выделяя в отдельный тип, а присоединяя к миссиям с просьбой о преференциях.

Сразу оговоримся, что для V века внимание источников к внутриполитическим посольствам характерно в большей степени для Запада, нежели для Востока. Источники практически не содержат упоминаний о внутриполитических посольствах в Восточной империи, за исключением сообщений законодательных источников о правовых казусах совершения муниципальных миссий2. Но умолчание не значит отсутствие. В то же время, в период фрагментации Запада всякая внутриполитическая деятельность воспринималась провинциалами, ее осуществлявшими, все более важной.

Другой группой целей, с которыми отправлялись посольства, являются внешнеполитические цели. Внешнеполитические миссии разделяются на два типа, которые уместно назвать мирными переговорами и текущим межгосударственным общением. Мирные переговоры предполагают, что посольство имеет целью восстановление мира и является одним из шагов по достижению этого. При этом подобное посольство может быть локальным, когда посол отправляется, например, от представителей проигравшей или проигрывающей стороны к побеждающему военачальнику. Яркими примерами подобных переговоров являются миссия епископа Ориенция к Аэцию3 или контакты Ардавура с сарацинами4. Военачальник в данном случае имеет право переговоров, но ратификация договоренностей остается за центральной властью5. Другим уровнем мирных переговоров является межгосударственный, когда с целью заключения мира посольство отправляется к правителю6.

Кроме того, стоит отдельно отметить посольства, которые совершаются в период формального безвластия или слабого контроля центральной властью местных органов управления. Во многом такие переговоры можно отнести к локальным внешнеполитическим посольствам, но не всегда это можно четко увидеть. Целью переговоров является заключение мира или перемирия, а инициатива в отправлении посла принадлежит гражданской общине. Таков пример римского сената во время осады Алариха7, общины Фавиан в Норике8. Порой остается неясным, кто был инициатором посольства, но ясно, что целью было достижение мира9.

Текущее межгосударственное общение10 осуществляется между правителями различных государств в периоды, когда между правителями уже заключен мир. Целью подобных миссий видятся, в первую очередь, обсуждение различных ситуаций, затрагивающих взаимоотношения двух властей: напоминание о соблюдении договоренностей, заключение матримониальных союзов и т.п. Среди прочего к этому нужно будет отнести и случаи тайной дипломатии - секретных договоренностей, подкупа и проч. Наиболее ярким и хорошо сохранившимся в источниках примером текущего межгосударственного общения являются переговоры 449-450 годов между Аттилой и Феодосием II, описанные Приском11.

Легитимационными посольствами являются миссии, имеющие своей целью информирование других акторов о смене власти в империи или королевстве варваров. Кроме того, посольства узурпаторов к законному правителю также можно считать легитимационными. Неопределенность в случае узурпаторов не позволяет однозначно отнести легитимационные посольства к внешнеполитическим, поскольку узурпаторы лишь временно признавались в качестве законных правителей, но империя при этом не разделялась.

Примеров легитимационных миссий не так много, как нам хотелось бы. Инициатором всех подобных миссий является сменившаяся власть, адресатами же - иные правители. Довольно показательны в этом плане примеры, отмеченные Идацием. Хронист говорит, что после того, как Валентини-

1 Vita Epiph. 64. «Италия ваша, надеющаяся на разрешение [спора], и патриций Рицимер направили мою скромную особу [к вам] с просьбой» (пер. В.М. Тюленева в: Эннодий, Магн Феликс. Житие блаженнейшего мужа Епифания, епископа Тицинской церкви // Магн Феликс Эннодий. Житие блаженнейшего мужа Епифания, епископа Тицинской церкви. Панегирик королю Теодориху. Житие блаженного монаха Антония. Благодарение за свою жизнь / Пер. с латинского, вступ. ст. коммент. и указатели В.М. Тюленева. СПб., 2013). Также см.Gfflett A Envoys... P. 162-163.

2 Упоминания о посольских практиках есть в Дигестах Юстиниана (50 титул), в кодексах Феодосия и Юстиниана.

3 Vita (I) sancti Orientii episcopo Ausciorum in Novempopulania, 3 // Acta Sanctorum Maii, I / Ed. G. Henskens. Paris, 1866. Епископ Ориенций отправляется посолом к военачальникам Литторию и .Аэцию с целью убедить их снять осаду с Толозы. Инициатор этого посольства - вестготский король.

4 Priscus, Fragmenta 26 // Blockley R.C. The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire. Vol. II. Liverpool, 1983 (далее Priscus)

5 Александренко В.Н. Международное право Рима // IUS ANTIQUUM. Древнее право. 1(4), 1999. C. 210-211.

6 См. например Vita Epiph.80-94; Priscus, Fragmenta, 2, 9.3, 37; Prosper Tiro. Epitoma chronicon, 1321, 1367 // MGH, AA 9 / Ed. T. Mommsen. Berlin, 1892 (JдалееProsper) и множество других случаев.

7 Зосим. Новая история V, 40 // Зосим. Новая история. Пер. Н.Н. Болгова. Белгород, 2010. С. 236-237 (далее Зосим).

8 Eugippii. Vita Sancti Severini, XXXI // MGH, AA. 1.2. Ed. H. Sauppe. Berlin, 1877.

9 Переговоры папы Льва I и Гейзериха являются примером подобной неясности. Prosper, 1375. О. Беккер в своей типологии выделяет этот случай в отдельный тип. См. Becker-Piriou A. Modalités desrelations diplomatiques... P. 157-158.

10 Е.Н. Нечаева рассматривает группы посольств как вариант подобного общения. См. Nechaeva E. Op. cit. P. 80-86.

11 Priscus, Fragmenta 11-15.

ан III совершил убийство полководца Аэция, он отправил послов к различным племенам1. Идаций не приводит целей этого посольства, однако вполне очевидно, что император информирует племена, заключавшие договоры с Аэцием, о том, что теперь он, Валентиниан, будет фактическим гарантом дого-вора2. Тем самым, он сосредотачивает на себе всю полноту власти и ответственности за соблюдение договоров. Подобным образом поступает и король вестготов Эврих. Убив своего брата Теодориха II, он, став правителем, отправляет посольства к свевам и к императору3. Цели этого посольства Идацием не отмечаются, скорее всего, миссии были оповещением других властей4.

Нечто сходное мы наблюдаем и в отношении узурпаторов. Взяв власть, они отправляют посольства к императорам, обладающим легитимностью, с целью признания себя в качестве легитимных властей5. Не всегда эти посольства заканчивались успешно. Так Иоанн, ставший императором Запада в 423 г., не был признан в качестве законного, а его послы, попросившие признания на Востоке, даже были арестованы6.

Приводя свою типологию, мы опирались на предшествующие. Можно привести условную схему типологии:

1. Внутриполитические посольства:

Прошение преференций;

Просьбы об успокоении федератов.

2. Внешнеполитические посольства:

Мирные переговоры (локального и межгосударственного уровня);

Текущее внешнеполитическое общение (торговые договоренности, матримониальные договоренности, тайная дипломатия).

3. Легитимационные посольства:

Информирующие посольства;

Посольства от узурпаторов.

Таким образом, восполнив недостатки, отмеченные нами в существующих в науке классификациях, мы получили рабочую схему типологии посольских миссий по целям. Классификация, выявленная нами, охватывает, на наш взгляд, практически все цели, ставившиеся перед послами отправителями миссий.

Список литературы References

Александренко В.Н. Международное право Рима // IUS ANTIQUUM. Древнее право. l(4). l999- C. 210-216.

Aleksandrenko V.N. Mezhdunarodnoe pravo Rima // IUS ANTIQUUM. Drevnee pravo. 1(4). 1999. C. 210-216. (in

Russian)

Зосим. Новая история / Пер. Н.Н. Болгова. Белгород: БелГУ, 20l0.

Zosim. Novaya istoriya / Per. N.N. Bolgova. Belgorod: BelGU, 2010. (in Russian)

Магн Феликс Эннодий. Житие блаженнейшего мужа Eпифания, епископа Тицинской церкви. Панегирик королю Теодориху. Житие блаженного монаха Антония. Благодарение за свою жизнь / Пер. с латинского, вступ. ст. коммент. и указатели В.М. Тюленева. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013.

Magn Feliks Ennodij. Zhitie blazhennejshego muzha Epifaniya, episkopa Ticinskoj cerkvi. Panegirik korolyu Teodorihu. ZHitie blazhennogo monaha Antoniya. Blagodarenie za svoyu zhizn' / Per. s la-tinskogo, vstup. st. komment. i ukazateli V.M. Tyuleneva. SPb.: Oleg Abyshko Izdatelstvo, 2013. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мюссе Л. Варварские нашествия на Eвропу: германский натиск. СПб.: Eвразия, 2008.

Myusse L. Varvarskie nashestviya na Evropu: germanskij natisk. SPb.: Evraziya, 2008. (in Russian)

Сократ Схоластик. Церковная история. М.: РОССПЭН, l993-

Sokrat Skholastik. Cerkovnaya istoriya. M.: ROSSPEHN, 1993. (in Russian)

Церковные историки IV - V веков. М.: РОССПЭН, 2007.

Cerkovnye istoriki IV - V vekov. M.: ROSSPEHN, 2007. (in Russian)

Циркин Ю.Б. Начало конца Западной Римской империи // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира: Сб. статей / Под ред. проф. Э.Д. Фролова. Вып. l4. СПб., 20l4.C 23l-252.

Cirkin Yu.B. Nachalo konca Zapadnoj Rimskoj imperii // Mnemon. Issledovaniya i publikacii po istorii an-tichnogo mira: Sb. statej / Pod red. prof. E.D. Frolova. Vyp. 14. SPb., 2014.S. 231-252. (in Russian)

Becker A. E. Nechaeva, Embassies - Negotiations - Gifts. Systems of East Roman Diplomacy in Late Antiquity, F. Steiner Verlag, 2014 // Revue des Études Anciennes (впечати).=E. Nechaeva, Embassies - Negotiations -Gifts. Systems of East Roman Diplomacy in Late Antiquity, F. Steiner Verlag, 2014 | Audrey Becker - Academia.edu.

1 Hyd. 161.

2 О варварском понимании договора см. Циркин Ю.Б. Начало конца Западной Римской империи // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира: Сб. Статей / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. Вып. 14. СПб., 2014. С. 245-246, прим. 60.

3 Hyd. 238.

4 Подробнее об этих посольствах см. Gillett A. The Accession of Euric // Francia, 26 (1). Paris, 1999.P. 19-21.

5 См. например описание ситуации с галльским узурпатором Константином в 407 году: Olympiodor, Fragmenta 13 // Blockley R.C. The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire. Vol. II. Liverpool, 1983, Зосим. VI, 1.

6 Сократ Схоластик. Церковная история VII, 23 // Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1993; Филосторгий. Церковная история, XII, 13 // Церковные историки IV - V веков. М., 2007.

URL: https: //www.academia.edu/l4ll3934/E._Nechaeva_Embassies_-_Negotiations_-

_Gifts ._Systems_of_East_Roman_Diplomacy_in_Late_Antiquity_F._Steiner_Verlag_20l4 (12.02.2016).

Becker A. Les relations diplomatiques romano-barbares en Occident au Ve siècle: acteurs, fonctions, modalités. Paris: CNRS, 2013.

Becker-Piriou A. Modalités des relations diplomatiques romano-barbares en Occident au Ve siècle (416 -497). Strasbourg, 2006. Vol. I.

Blockley R.C. The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire. Vol. II. Liverpool: Fran-sis Cairns, 1983.

Eugippii. Vita Sancti Severini // Monumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi (MGH, AA). 1.2 / Ed. H. Sauppe. Berlin, l877.

Gillett A. Envoys and Political Communication in the Late Antique West, 411-533. Cambridge: University Press, 2003.

Gillett A. The Accession of Euric // Francia, 26 (1). Paris, 1999. P. 19-21.

Helm R. Untersuchen über den auswärtigen diplomatischen Verkehr des römischen Reiches im Zeitalter der Spätantike // Archiv für Urkundenforschung, 12. 1932. S. 375-436.

Hydatius Lemicus. Continuatio chronicorum Hieronymianorum // Monumenta Germaniae Historica. Auc-tores antiquissimi. 11 / Ed. T. Mommsen. Berlin, 1894.

Kazhdan A. The notion of Byzantine diplomacy // Byzantine Diplomacy / Ed. by J. Shepard, S. Franklin, Al-dershot: Variorum, 1992. P. 3-21.

Lee A.D. Information and Frontiers: Roman Foreign Relations in Late Antiquity. Cambridge: University Press, 1993.

Magnus Felix Ennodius. Vita Epiphani // Monumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi 7 / Ed. F. Vogel. Berlin, 1885.

Nechaeva E. Embassies - Negotiations - Gifts: Systems of East Roman Diplomacy in Late Antiquity. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2014.

Prosper Tiro. Epitoma chronicon // Monumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi. 9 / Ed. T. Mommsen. Berlin, 1892.

Vita (I) sancti Orientii episcopo Ausciorum in Novempopulania, 3 // Acta Sanctorum Maii, I / Ed. G. Hens-kens. Paris, 1866.

Vita Bibiani vel Viviani episcopi Santonensis // Monumenta Germaniae Historica, Scriptorum Rerum Mero-vingicarum. 3 / Ed. B. Krusch. Hannover, 1896.

Vita Germani Episcopi Autissiodorensis Auctore Constantio // Monumenta Germaniae Historica. Scripto-rum Rerum Merovingicarum 7 / Ed. B. Krusch &W. Levison. Hannover, 1920.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.