Научная статья на тему 'К вопросу о типологии консультативных советов при региональных органах исполнительной власти'

К вопросу о типологии консультативных советов при региональных органах исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
389
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ОБЩЕСТВЕННИК / SOCIAL COUNCIL / ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ / ADVISORY COUNCIL / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / COORDINATING COUNCIL / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / NONPROFIT ORGANIZATION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИСТ / CIVIC ACTIVIST / РЕГИОН / REGION / РОССИЯ / RUSSIA / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / EXECUTIVE AGENCIES / COMMUNITY ACTIVIST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухаметов Руслан Салихович, Гайсина Анастасия Викторовна, Романова Илона Валерьевна

Приведено определение понятия «консультативный совет». Перечислены признаки консультативных советов. Рассмотрены основные виды консультативных советов, функционирующие в регионах. Выявлено, что большинство консультативных советов создается при главе региона. Определены мотивы создания экспертных советов региональными органами исполнительной власти. Отмечено отсутствие гражданских активистов в качестве членов общественных советов. Установлено, что общественные советы исполняют роль лояльной площадки для заслушивания отчета о результатах работы регионального органа исполнительной власти, конкретного должностного лица и выставления позитивной оценки. Рассмотрен состав общественных советов при органах исполнительной власти Свердловской области. Научно обосновано предположение о том, что главной функцией координационных советов является консультативно-согласительная. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что при региональных органах исполнительной власти функционируют объясняющие, легитимирующие, согласительные и коммуникационные советы. Разработана типо-логизация, за основу которой принята функциональная составляющая консультативных советов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мухаметов Руслан Салихович, Гайсина Анастасия Викторовна, Романова Илона Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TYPOLOGY OF ADVISORY COUNCILS AT REGIONAL EXECUTIVE BODIES

The definition of the term «advisory council» is given. The signs of advisory councils are listed. The main types of advisory councils functioning in the regions are considered. It was revealed that most of the advisory councils are created under the head of the region. The motives for creating expert councils by regional executive bodies are determined. The absence of civil activists as members of public councils was noted. It is established that the public councils are playing the role of a loyal platform for hearing the report on the results of the work of the regional executive authority, a specific official and putting out a positive assessment. The composition of public councils under executive bodies of the Sverdlovsk region is considered. The assumption that the main function of coordination councils is consultative and conciliatory is scientifically grounded. Based on the results of the study, it was concluded that explanatory, legitimizing, conciliatory and communication councils function with regional executive bodies. A typology has been developed, based on the functional component of the advisory councils

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологии консультативных советов при региональных органах исполнительной власти»

УДК 323.22/28

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-1-73-83

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СОВЕТОВ ПРИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ABOUT TYPOLOGY OF ADVISORY COUNCILS AT REGIONAL EXECUTIVE

BODIES

P. С. Мухаметов,

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург muhametov. [email protected]

R. Mukhamedov,

Ural Federal University, Yekaterinburg

А. В. Гайсина,

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург gaysina.a [email protected]

A. Gaysina,

Ural Federal University, Yekaterinburg

И. В. Романова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита

I. Romanova,

Transbaikal State University, Chita

Приведено определение понятия «консультативный совет». Перечислены признаки консультативных советов. Рассмотрены основные виды консультативных советов, функционирующие в регионах. Выявлено, что большинство консультативных советов создается при главе региона. Определены мотивы создания экспертных советов региональными органами исполнительной власти. Отмечено отсутствие гражданских активистов в качестве членов общественных советов. Установлено, что общественные советы исполняют роль лояльной площадки для заслушивания отчета о результатах работы регионального органа исполнительной власти, конкретного должностного лица и выставления позитивной оценки. Рассмотрен состав общественных советов при органах исполнительной власти Свердловской области. Научно обосновано предположение о том, что главной функцией координационных советов является консультативно-согласительная. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что при региональных органах исполнительной власти функционируют объясняющие, легитимирующие, согласительные и коммуникационные советы. Разработана типо-логизация, за основу которой принята функциональная составляющая консультативных советов

Ключевые слова: общественный совет; экспертный совет; координационный совет; некоммерческая организация; гражданское общество; гражданский активист; общественник; регион; Россия; органы исполнительной власти

The definition of the term «advisory council» is given. The signs of advisory councils are listed. The main types of advisory councils functioning in the regions are considered. It was revealed that most of the advisory councils are created under the head of the region. The motives for creating expert councils by regional executive bodies are determined. The absence of civil activists as members of public councils was noted. It is established that the public councils are playing the role of a loyal platform for hearing the report on the results of the work of the regional executive authority, a specific official and putting out a positive assessment. The composition of public councils under executive bodies of the Sverdlovsk region is considered. The assumption that the main function of coordination councils is consultative and conciliatory is scientifically grounded. Based on the results of the study, it was concluded that explanatory, legitimizing, conciliatory and communication councils function with regional executive bodies. A typology has been developed, based on the functional component of the advisory councils

Key words: social council; advisory council; coordinating council; nonprofit organization; civil society; civic activist; community activist; region; Russia; executive agencies

73 © P. Ñ. Мухаметов, А. В. Гайсина,

И. В. Романова, 2018

ведение. С 2006 г. в России быстро растет число консультативных советов, действующих при органах исполнительной власти всех уровней. Их создание явилось неотъемлемой частью административной реформы. В Концепции административной реформы на 2006—2010 гг., принятой в октябре 2005 г., отдельным направлением деятельности выделено «повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти» [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде чем перейти к рассмотрению видов консультативных советов, представляется уместным раскрыть сущность данного понятия. Как нам представляется, консультативный совет — это постоянно действующий орган, предназначенный для оказания консультативной помощи органу власти или должностному лицу, при котором он создан.

Следует обозначить следующие признаки консультативных советов:

— безвозмездность (члены консультативных советов участвуют в их работе на общественных началах);

— коллегиальность (решения принимаются большинством голосов путем совместного обсуждения и дискутирования);

— совещательность (решения, принимаемые консультативным советом, носят рекомендательный характер);

— консультативный совет создается по решению органа государственной власти, при котором он будет функционировать;

— добровольность участия (члены консультативных советов имеют право выйти из их состава по собственному желанию).

В зависимости от функционального назначения при региональных органах исполнительной власти функционируют следующие виды консультативных советов: объясняющие, легитимирующие, согласительные и коммуникационные.

Первый вид советов — объясняющие советы — представлен экспертными советами (далее — ЭС), целью деятельности

которых является повышение качества решений, принимаемых региональными органами исполнительной власти. Это достигается путем привлечения в процесс подготовки и реализации государственных решений представителей экспертного сообщества.

Проведенный анализ положений об ЭС позволил выделить основные задачи в наиболее общем виде, а именно [3; 4; 8; 10]:

— обеспечение информацией и материалами, содержащими научно-экспертную оценку последствий принятия и реализации решений, которые принимаются региональными органами власти;

— проведение экспертизы проектов государственных программ, региональных законов и инициатив институтов гражданского общества;

— подготовку и направление органам региональной исполнительной власти экспертных рекомендаций и заключений по реализации и корректировке проводимой политики, например, в социально-экономической сфере.

С нашей точки зрения, ЭС представляют собой некую площадку, с помощью которой чиновники получают профильную информацию от незаинтересованных сторон, преодолевая оппортунистическое поведение чиновников.

Экспертные советы работают как в реактивном (отвечая на запросы со стороны региональных органов власти), так и в про-активном (выявляя и формулируя спрос со стороны общества) режимах.

Председателями экспертных советов являются руководители органов исполнительной власти, при которых они созданы (главным образом, речь идет о губернаторах), либо председатель выбирается членами ЭС из своего состава (Ивановская область, Томская область).

Экспертные советы создаются либо при главе региона (Тульская область, Архангельская область), либо при региональном правительстве (Ивановская область, Нижегородская область, Ульяновская область), либо при заместителе губернатора (Томская область).

Следует отметить мотивы создания ЭС региональными органами исполнительной власти.

Во-первых, потребность иметь объективную информацию в виде научных рекомендаций для улучшения качества принимаемых решений.

Во-вторых, желание легитимизировать в глазах широкой общественности уже принятое, в принципе, решение, укрепить его ссылкой на соответствующую научную экспертизу.

В-третьих, стремление обеспечить публичную поддержку предлагаемых властями способов решения проблем, привлекая на свою сторону авторитет местных ученых, т.е. речь идет об интеллектуальном усилении, научном и идейно-идеологиче-

Состав экспертных советов, чел. / I

ском обосновании властных решений.

Экспертные советы (объясняющие) в зависимости от рассматриваемых вопросов бывают двух видов:

1) универсальные (например, экспертный совет при правительстве Ивановской области);

2) профильные (экспертный совет при заместителе Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию, экспертно-аналитический совет по проблемам социально-экономического и общественно-политического развития при Губернаторе Нижегородской области, экспертный совет при Губернаторе Тульской области по вопросам социально-экономического развития Тульской области).

Таблица 1 / Table 1 imposition of expert councils, people

Состав экспертных советов / Composition of expert councils Экспертный совет при Губернаторе Тульской области / Dcpert Council under the Governor of the Tula Region Научно-консультативный совет при Правительстве Нижегородской области / Scientific advisory council under the Government of the Nizhny Novgorod region Экспертно-аналитический совет при Губернаторе Архангельской области / Expert and Analytical Council under the Governor of the Arkhangelsk Region Экспертный совет при Правительстве Ивановской области / Expert Council under the Government of the Ivanovo Region

Ректоры вузов / Rectors of universities 4 5 8 10

Профессора / Professors 2 7 2 6

Ученые / Scientists 0 1 1 0

Представители бизнес-сообщества / Representatives of the business community 12 1 4 9

Региональные чиновники / Regional officials 6 0 2

Общественники / Public 10 0 5 12

Депутаты / Deputies 1 0 2 0

Представители государственных учреждений и предприятий / Representatives of state institutions and enterprises 5 3 3 8

Другие / Others 0 0 0 3

Как видно из табл. 1, в состав региональных ЭС входят, как правило, ректоры вузов и заведующие кафедрами, общественники, представители бизнес-сообщества, а также местные деятели культуры и здравоохранения. Не привлекаются в качестве экспертов представители анали-

тических (мозговых) центров (в научной литературе иногда можно встретить такой термин, как «фабрика мысли»), хотя их работой является как раз проведение исследований, участие в оценке правительственных программ и подготовка рекомендаций для политиков.

Как мы знаем, аналитический центр — неправительственная некоммерческая организация, созданная в целях осуществления исследовательской, консультационной деятельности, оказания экспертной поддержки государственного управления, занимающаяся оценкой результатов и возможных последствий принимаемые решений в долгосрочной перспективе. В качестве примеров следует привести такие организации, как Институт экономики переходного периода (Институт Е. Гайдара), Центр стратегических разработок, Институт экономики города, Центр экономических и политических исследований («ЭПИцентр») и т. д. Подобные структуры существуют и в регионах. В частности, в Свердловской области работают Институт системных политических исследований и гуманитарных проектов, Центр «Аналитик», Центр гуманитарно-политических инициатив и проектов и др. В настоящее время в России, как нам представляется, имеет место дефицит качественной аналитики и проработки стратегий, не существует как традиции взаимодействия власти с фабриками мысли, так и длительной истории таких институтов.

Таким образом, объясняющий совет является объединением лиц, обладающих специальными знаниями, которые привлекаются органами власти для выработки решений и предложений по вопросам их компетенции.

Вторым видом консультативных советов по функциональному назначению являются легитимирующие советы, представленные общественными советами (далее — ОС). С нашей точки зрения, они обладают следующими отличительными признаками:

1) действуют при исполнительные органах государственной региональной власти (министерствах, департаментах, управлениях);

2) руководит деятельностью общественно-консультативного совета председатель, который избирается из числа членов ОС простым большинством голосов. В некоторых регионах есть прямой запрет на

избрание на должность председателя ОС государственных и муниципальных служащих;

3) в состав общественного совета могут быть включены представители некоммерческих (неправительственных) организаций, профсоюзов, средств массовой информации, независимые эксперты, члены Общественной палаты, а также государственные гражданские и муниципальные служащие.

Как видно из табл. 2, общественно-консультативные советы (далее — ОКС) при региональных органах государственной исполнительной власти, как правило, составляют 10...20 человек. Доля общественников в них, как минимум, — 20 % (например, Министерство спорта). Значительную часть их состава составляют члены Общественной палаты Свердловской области и консультанты-члены. К наиболее «общественным» по своему составу можно отнести совет при Министерстве социальной политики Свердловской области, где представители общественных организаций составляют около 70 % членов совета. Наименьшее представительство общественности — в совете при региональном Министерстве спорта.

Основу ОКС составляют общественники (общественные деятели), под которыми мы понимаем представителей социально-ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся общественно-полезной работой. В качестве примеров общественно полезных услуг можно привести следующие виды деятельности:

— защиту интересов социальные групп, имеющих потребность в учете своих специфических особенностей (женщины, находящиеся в кризисной ситуации, дети, инвалиды, ВИЧ-инфицированные);

— социальную и гуманитарную помощь уязвимым группам населения (адресная помощь сиротам, больным, старикам, бездомным, работа по социализации меньшинств, маргинальных групп);

— сбор средств на помощь больным, детям-сиротам, детям с серьезными заболеваниями и пр. [11].

Таблица 2 / Table 2

Состав общественных советов при органах исполнительной власти Свердловской области, которые сформированы в 2017 г. / Composition of public councils under executive bodies of the Sverdlovsk region, which were formed in 2017

Состав общественных советов I Composition of public councils Члены общественной палаты / Members of the Public Chamber Консультанты-члены общественной палаты / Consultants-members of the Public Chamber Представители HKO / Representatives of non-commercial organization Научные и вузовские работники / Scientific and university workers Представители государственных учреждений/ Representatives of state institutions Партийная деятельность/ Party activity «Силовики»/ «Siloviki» Всего /Total

Департамент государственных закупок / Department of Public Procurement 2 4 5 (42 %) - - 1 - 12

Министерство спорта / Ministry of Sport - 4 2 (20 %) 2 2 - 10

Департамент молодежной политики / Department of Youth Policy 4 3 5 (42 %) - - - - 12

Департамент общественной безопасности / Department of Public Security 5 1 4 (33 %) 1 - - 1 12

Министерство социальной политики / Ministry of Social Policy 3 1 14 (70 %) 2 - - - 20

Министерство образования / Ministry of Education 1 4 7 (58 %) - - - - 12

Управление делами / Management of affairs 7 - 5 (42 %) - - - - 12

Как нам представляется, общественника следует отличать от гражданского активиста. Последний — это человек, представитель в статусе лидера самоорганизованной группы, который отстаивает какой-либо групповой или общественный интерес, стремится решить какую-либо локальную проблему, волнующую инициативных граждан.

Поле деятельности гражданских активистов составляют:

— защита «общественных территорий» (борьба с уплотнительной застройкой, перепрофилированием рекреационных зон, уборкой мусора в городе);

— градозащита (сохранение исторического облика города, краеведческое освоение городского пространства);

— движение автомобилистов (борьба с «мигалками», шумом, плохими дорогами и пр.);

— права меньшинств (отстаивание интересов социальных групп, которые имеют специфические потребности, в частности, сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров (далее — ЛГБТ-активистов) [11].

В качестве примера гражданских инициатив можно привести Комитет Городского пруда в г. Екатеринбург. Это общественное движение за спасение Городского пруда, которое выступает против строительства на акватории городского пруда храма святой великомученицы Екатерины. Другим примером является общественный комитет «Метла», участники ко-

торого ратуют за то, чтобы «Екатеринбург становился чище».

Анализ состава региональных общественных советов показал, что гражданских активистов в качестве членов ОС нет. С нашей точки зрения, это обусловлено тем, что сам феномен гражданского активизма предполагает некую оппозиционность властям, в то время как термин «общественник» подразумевает если не провластность и лояльность, то такую характеристику, как конструктивность. Это и делает общественников для органов власти разных уровней более желательными кандидатами в члены ОС.

Общественные советы исполняют роль лояльной площадки для заслушивания отчета о результатах работы регионального органа исполнительной власти, конкретного должностного лица и выставления позитивной оценки. Мы считаем, что органы власти создают ОС для того, чтобы поддерживать положительный имидж в глазах общественности и отчитываться перед федеральным руководством об «открытости» и «доступности» власти для народа. В то же время общественно-консультативные советы рассматриваются органами власти:

1) как средство обеспечения обратной связи между обществом и государством по поводу принятых и/или готовящихся решений;

2) как инструмент получения информации о проблемах, волнующих жителей.

Работа общественно-консультативных советов должна способствовать повышению:

— эффективности, открытости и прозрачности деятельности государственных органов региональной власти;

— уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, легитимирующий совет является объединением представителей некоммерческих неправительственных организаций, которые привлекаются органами власти для легитимации принятых решений.

Третьим видом консультационных советов по функциональному назначению являются согласительные советы. Их представляют КС. Основные цели их деятельности состоят в следующем:

1) создание условий для осуществления высшим должностным лицом региона его полномочий;

2) содействие губернатору в реализации на территории субъекта РФ государственной политики;

3) координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и образовательных организаций по реализации мер в определенной сфере (например, в противодействии коррупции);

4) подготовка предложений по совершенствованию основных направлений государственной политики [1; 6; 7].

Анализ состава КС (табл. 3) демонстрирует, что членами этих структур являются гражданские государственные и муниципальные служащие, общественники, депутаты регионального парламента, представители бизнес-сообщества и т.д.

Все координационные советы являются специализированными. В частности, в Свердловской области действуют такие КС, как Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции, Инвестиционный совет при Губернаторе Свердловской области, Архитектурно-градостроительный совет при Губернаторе Свердловской области, Совет по делам инвалидов при Губернаторе Забайкальского края.

Что касается функций координационных советов в целом, то, как нам представляется, главной является консультативно-согласительная. Она связана с выражением консолидированных интересов разных групп населения и трансляцией этих интересов — через механизм консультаций и обмена мнениями — в органы власти и управления.

Таблица 3 / Table 3

Состав координационных советов Свердловской области, чел. / Composition of coordination councils of Sverdlovsk region, people

Состав координационных советов / Composition of coordination councils Совет по противодействию коррупции / AntiCorruption Council Инвестиционный совет / Investment Council Архитектурно-градостроительный совет / Architectural and town planning council Совет по приоритетным стратегическим проектам / Council on Priority Strategic Projects

Чиновники / Officials 12 (57 %) 25 (55,5 %) 13 (48 %) 18 (69 %)

Представители HKO / Representatives of NGOs 2 5 7 (26 %) 4 (15 %)

Депутаты / Deputies 2 3 2 1

«Силовики» / "Siloviki" 3 (14 %) - 1 -

Журналисты / Journalists 1 - - -

Адвокаты / Lawyers 1 - - -

Ученые / Scientists - 3 1 2

Представители бизнеса / Business Representatives - 9 (20 %) 3 1

Следует обозначить и другие функции:

— контрольную (сопоставление выявленной информации о процессе, явлении или объекте с публично установленными социальными приоритетами, нормами, требованиями, индикативными показателями и пр.);

— прогностическую (характеристика процесса, явления или объекта в их развитии, в перспективе — краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной);

— проектно-управленческую (разработка рекомендаций для принятия конкретных управленческих решений и реализации различных социальных проектов и программ).

Следовательно, координационный (согласительный) совет является объединением государственных служащих различных органов исполнительной власти под руководством главы региона, которые собраны для согласования позиций и проведения единой государственной политики.

Наконец, четвертый вид по функциональному назначению — это коммуникационные советы, которые представлены

общественно-политическими советами при губернаторах. Такие структуры созданы в Оренбургской, Кировской, Калининградской и Свердловской областях [2; 9]. Их основная задача заключается в обеспечении взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с региональными отделениями политических партий и институтов гражданского общества. Коммуникационные советы обладают такими же признаками, как и большинство других: подобная структура создается при высшем должностном лице региона, который и является его председателем. В состав коммуникационных советов включаются государственные и муниципальные служащие, представители НКО и местные партийные лидеры (табл. 4).

Таким образом, общественно-политические (коммуникационные) советы представляют собой объединение чиновников, общественников и местных партийных лидеров, которые рассматривают важнейшие социально-экономические и политические вопросы.

Таблица 4 / Table 4

Состав общественно-политических советов, чел. / Composition of socio-political

councils, people

Критерии / Criteria Свердловская область/ Sverdlovsk region Кировская область/ Kirov region Оренбургская область / Orenburg region

Государственные и муниципальные служащие / State and municipal employees 5 4 6

Общественники / Public 6 4 7

Депутаты / Deputies 1 2 1

Ученые / Scientists 2 - 1

Партийные лидеры / Party leaders 10 3 14

Журналисты / Journalists - 1 -

Итак, мы выделили четыре вида консультативных советов при региональных органах исполнительной власти: объясня-

Сравнение видов консультационных сове!

ющие, легитимирующие, согласительные и коммуникационные. Эти структуры отличаются друг от друга (табл. 5).

Таблица 5 / Table 5 в / Comparison of types of advisory councils

Критерии / Criteria Согласительные советы / Conciliation tips Объясняющие советы / Explanatory tips Легитимирующие советы / Legitimizing tips Коммуникационные советы / Communication tips

Примеры / Examples Координационные советы / Coordination councils Экспертные советы / Expert advice Общественные советы / Public councils Общественно-политические советы / Socio-political advice

Члены консультативных советов / Members of advisory councils Государственные служащие / Civil servants Вузовские работники, бизнес, НКО / University workers, business, noncommercial organization Общественники / Public Общественники, лидеры региональных отделений партий, вузовские работники / Public figures, leaders of regional branches of parties, university workers

Состав/ Composition Относительно гомогенный / Relatively homogeneous Высокая степень гетерогенности / High degree of heterogeneity Относительно гомогенный / Relatively homogeneous Высокая степень гетерогенности / High degree of heterogeneity

Главная функция / Main function Согласование позиций / Coordination of positions Научно-аналитическое сопровождение деятельности / Scientific and analytical support of activities Легитимации принятых решений / Legitimations of decisions taken Коммуникативная / Communicative

Орган власти / Authority При главе региона / Under the head of the region При главе региона или региональном правительстве / Under the head of a region or regional government При региональных министерствах / Under regional ministries При главе региона / Under the head of the region

Выводы. При региональных органах исполнительной власти функционирует достаточно большое количество КС. Анализ персонального состава и деятельности названных структур позволил обозначить

такие типы, как объясняющие, легитимирующие, согласительные и коммуникационные советы. Критерием типологизации КС выступает их функциональная специфика.

Список литературы_

1. Об инвестиционном совете при Губернаторе Свердловской области. Указ Губернатора Свердловской области от 28.03.2012 г. № 180-УГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/ document/453116462 (дата обращения: 04.01.2018).

2. Об общественно-политическом совете при Губернаторе Оренбургской области. Указ Губернатора Оренбургской области от 19.04.2007 г. № 47-ук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. orenburg.regnews.org/doc/dw/2t.htm (дата обращения: 09.01.2018).

3. Об экспертном совете при Губернаторе Тульской области. Распоряжение Губернатора Тульской области от 11.07.2016 г. № 354-рг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/ document/438981426 (дата обращения: 05.01.2018).

4. Об экспертном совете при Правительстве Ивановской области. Постановление Правительства Ивановской области от 11.12.2012 г. № 520-п [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=107032767&page=1&rdk=3#I0 (дата обращения: 09.01.2018).

5. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 гг. и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 гг. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/901953589 (дата обращения: 09.01.2018).

6. О Совете по делам инвалидов при Губернаторе Забайкальского края. Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 23.09.2009 г. № 380-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.base. garant.ru/43966734/ (дата обращения: 15.01.2018).

7. О Совете при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции. Указ Губернатора Свердловской области от 09.09.2008 г. № 982-УГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. corruption.midural.ru/about/512 (дата обращения: 09.01.2018).

8. О создании научно-консультативного совета при Правительстве Нижегородской области. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 20.03.2003 г. № 150-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/944917211 (дата обращения: 12.01.2018).

9. О создании общественного совета при Губернаторе Кировской области. Указ Губернатора Кировской области от 06.03.2017 г. № 39-ук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/ document/973061565 (дата обращения: 09.01.2018).

10. Положение об экспертно-аналитическом совете при Губернаторе Архангельской области. Утверждено указом Губернатора Архангельской области от 23.04.2012 г. № 49-у [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.old.dvinaland.ru/power/so/sovet/eas (дата обращения: 09.01.2018).

11. Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя. Отчет о результатах исследования активизма в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grany-center.org/sites/ default/files/files/page/otchet_aktivizm.pdf (дата обращения: 18.01.2018).

References_

1. Ob investitsionnom sovete pri Gubernatore Sverdlovskoy oblasti. Ukaz Gubernatora Sverdlovskoy oblasti ot28.03.2012 g. № 180-UG (On the Investment Council under the Governor of the Sverdlovsk Region. Decree of the Governor of the Sverdlovsk Region of March 28, 2012 No. 180-UG). Available at: http://www. docs.cntd.ru/document/453116462 (Date of access: 04.01.2018).

2. Ob obshchestvenno-politicheskom sovete pri Gubernatore Orenburgskoy oblasti. Ukaz Gubernatora Orenburgskoy oblasti ot 19.04.2007 g. № 47-uk (On the socio-political council under the Governor of the Orenburg region. Ordinance of the Governor of the Orenburg region of April 19, 2007 No. 47-uk). Available at: http://www.orenburg.regnews.org/doc/dw/2t.htm (Date of access: 09.01.2018).

3. Ob ekspertnom sovete pri Gubernatore Tulskoy oblasti. Rasporyazhenie Gubernatora Tulskoy oblasti ot 11.07.2016g. № 354-rg (On the expert council under the Governor of the Tula region. Order of the Governor of the Tula region of July 11, 2016 No. 354-rg). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/438981426 (Date of access: 05.01.2018).

4. Ob ekspertnom sovete pri Pravitelstve Ivanovskoy oblasti. Postanovlenie Pravitelstva Ivanovskoy oblasti ot 11.12.2012 g. № 520-p (On the expert council under the Government of the Ivanovo region. Decree of the Government of the Ivanovo Region dated 11.12.2012 No. 520-p). Available at: http://www.pravo.gov. ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=107032767&page=1&rdk=3#I0 (Date of access: 09.01.2018).

5. O Kontseptsii administrativnoy reformy v Rossiyskoy Federatsii v 2006—2010 gg. i plane meropriyatiy po provedeniyu administrativnoy reformy vRossiyskoy Federatsii v2006—2010gg. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 25.10.2005 g. № 1789-r (On the Concept of Administrative Reform in the Russian

Federation in 2006—2010 and a plan of measures to conduct administrative reform in the Russian Federation in 2006-2010. Order of the Government of the Russian Federation of 25.10.2005 No. 1789-r). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/901953589 (Date of access: 09.01.2018).

6. O Sovete po delam invalidov pri Gubernatore Zabaykalskogo kraya. Rasporyazhenie Gubernatora Zabaykalskogo kraya ot 23.09.2009 g. № 380-r (On the Council for the disabled at the Governor of the Transbaikal Region. Order of the Governor of the Transbaikal Region of September 23, 2009 No. 380-r). Available at: http://www.base.garant.ru/43966734 (Date of access: 15.01.2018).

7. O Sovete pri Gubernatore Sverdlovskoy oblasti po protivodeystviyu korruptsii. Ukaz Gubernatora Sverdlovskoy oblasti ot 09.09.2008 g. № 982-UG (On the Council under the Governor of the Sverdlovsk region on combating corruption. The decree of the Governor of the Sverdlovsk region from 09.09.2008 No. 982-UG). Available at: http://www.corruption.midural.ru/about/512 (Date of access: 09.01.2018).

8. O sozdanii nauchno-konsultativnogo soveta pri Pravitelstve Nizhegorodskoy oblasti. Rasporyazhenie Pravitelstva Nizhegorodskoy oblasti ot 20.03.2003 g. № 150-r (On the creation of a scientific advisory council under the government of the Nizhny Novgorod region. Decree of the government of the Nizhny Novgorod region dated 20.03.2003 No. 150-r). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/944917211 (Date of access: 12.01.2018).

9. O sozdanii obshchestvennogo soveta pri Gubernatore Kirovskoy oblasti. Ukaz Gubernatora Kirovskoy oblasti ot 06.03.2017 g. № 39-uk (On the creation of a public council under the Governor of the Kirov region. Decree of the governor of the Kirov region dated 06.03.2017 No. 39-uk). Available at: http: //www.docs.cntd. ru/document/973061565 (Date of access: 09.01.2018).

10. Polozhenie ob ekspertno-analiticheskom sovete pri Gubernatore Arhangelskoy oblasti. Utverzhdeno ukazom Gubernatora Arhangelskoy oblasti ot 23.04.2012 g. № 49-u (Regulations on the expert-analytical council under the Governor of the Arkhangelsk region. Approved by the decree of the Governor of the Arkhangelsk region of 23.04.2012 No. 49-y). Available at: http://www.old.dvinaland.ru/power/so/sovet/eas (Date of access: 09.01.2018).

11. Rossiyskiy nepoliticheskiy aktivizm: nabroski k portretu geroya. Otchet o rezultatah issledovaniya aktivizma v Rossii (Russian non-political activism: sketches to the portrait of the hero. Report on the results of research on activism in Russia). Available at: http://www.grany-center.org/sites/default/files/files/page/ otchet_aktivizm.pdf (Date of access: 18.01.2018).

Коротко об авторах_

Мухаметов Руслан Салихович, канд. полит. наук, доцент кафедры политических наук, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия. Область научных интересов: внешняя политика России, региональный политический процесс [email protected]

Гайсина Анастасия Викторовна, канд. полит. наук, доцент кафедры политических наук, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия. Область научных интересов: эффективность функционирования политических институтов, методология политической науки, коммуникации, права человека [email protected]

Романова Илона Валерьевна, д-р социол. наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: государственное и муниципальное право, деловые коммуникации, гендерные исследования

Briefly about the authors_

Ruslan Mukhamedov, candidate of political sciences, associate professor, Political Science department, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia. Sphere of scientific interests: Russia's foreign policy, regional political process

Anastasia Gaysina, candidate of political sciences, associate professor, Political Science department, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia. Sphere of scientific interests: effectiveness of political institutions' functioning, methodology of political science, communication, human rights

Ilona Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Civil Law Disciplines department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: state and municipal law, business communications, gender studies

Образец цитирования _

Мухаметов Р. С., Гайсина А. В., Романова И. В. К вопросу о типологии консультативных советов при региональных органах исполнительной власти // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 1. С. 73-83. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-1-73-83.

Mukhamedov R., Gaysina A., Romanova I. About typology of advisory councils at regional executive bodies // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 1, pp. 73-83. DOI: 10.21209/2227-9245-201824-1-73-83.

Статья поступила в редакцию: 20.01.2018 г. Статья принята к публикации: 30.01.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.