Научная статья на тему 'К вопросу о типологии антиутопических романов в современной русской литературе'

К вопросу о типологии антиутопических романов в современной русской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
274
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИУТОПИЯ / ТИПОЛОГИЯ / ПРИЕМ / СЮЖЕТ / DYSTOPIA / TYPOLOGY / RECEPTION / STORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Извекова Инна Юрьевна

Проблема познания сути антиутопии не раз становилась предметом научных исследований. Целью данной работы является рассмотрение основных типологий антиутопических романов и, в частности, приемов, к которым прибегают авторы при построении композиции и выстраивании сюжета произведений антиутопического жанра. В ходе анализа мы пришли к выводу, что основными приемами, которые помогают достоверно показать мир антиутопии, являются саспенс, изображение возрождения жизни уцелевших людей после глобальных катастроф, описание утопического общества как антиутопического и создание искусственного разума, который посредством машинизации приводит к тотальному доминированию техники над человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE TYPOLOGY OF DYSTOPIAN NOVELS IN MODERN RUSSIAN LITERATURE

The problem of cognition the essence of dystopia more than once became the subject of scientific research. The purpose of this work is to consider the main typologies of dystopian novels and the techniques used by the authors in constructing the composition and building the plot of the works of the dystopian genre. During the analysis, we came to the conclusion that the basic techniques that help to reliably show the dystopian world are suspense, the description of the rebirth of surviving people after global catastrophes, the description of an utopian society as dystopian, and the creation of an artificial mind that, through mechanical engineering by humanity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологии антиутопических романов в современной русской литературе»

РУССКАЯ И МИРОВАЯ ЛИТбРАТуРА:

теоретические Аспекты

УДК 821.161.1:81 '442:82-9(063)

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ АНТИУТОПИЧЕСКИХ РОМАНОВ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Извекова Инна Юрьевна,

аспирант кафедры мировой литературы и сравнительного литературоведения ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» Горловка, ДНР, e-mail: just.12.me@mail.ru

Проблема познания сути антиутопии не раз становилась предметом научных исследований. Целью данной работы является рассмотрение основных типологий антиутопических романов и, в частности, приемов, к которым прибегают авторы при построении композиции и выстраивании сюжета произведений антиутопического жанра. В ходе анализа мы пришли к выводу, что основными приемами, которые помогают достоверно показать мир антиутопии, являются саспенс, изображение возрождения жизни уцелевших людей после глобальных катастроф, описание утопического общества как антиутопического и создание искусственного разума, который посредством машинизации приводит к тотальному доминированию техники над человеком.

Ключевые слова: антиутопия, типология, прием, сюжет.

© И. Ю. Извекова, 2018

Антиутопия - особый жанр, обладающий своей спецификой, исследованием которого занимаются многие современные литературоведы. В российском литературоведении к данному жанру обращаются Н. Арсентьева, А. Бегалиева, Б. Ланин, Т. Чернышева, Е. Б-рандис, В. Гаков, А. Братиков, Л. Геллер, В. Чаликова и другие. Наибольший интерес для ученых представляет вопрос определения признаков жанра антиутопии. На основе анализа литературных материалов исследователь Г. И. Гельмель [1] выделила следующие признаки жанра антиутопии: время в антиутопии существует по своим особым законам; географическое пространство текста является замкнутым; государственный строй, как правило, представляет собой тоталитарную форму и систему управления; человек полностью морально порабощен государством; главный герой, в большинстве своем, пытается восстать либо восстает против существующего режима и системы; в антиутопическом государстве существует свой особый язык; уничтожается историческое и культурное наследие; основные события происходят в будущем после какого-либо катаклизма, чаще всего вызванного войной либо техногенной катастрофой.

Для наилучшего понимания особенностей поэтики, построения композиции и выстраивания сюжета произведений антиутопического жанра, необходимо проанализировать разнообразие затронутых проблем, используемых авторами при создании антиутопий. Мы обратили внимание, что, как правило, в основе существующих типологий антиутопий выделяются несколько универсальных признаков жанра.

Так, одним из универсальных признаков является особенная тематика и проблематика произведений антиутопического жанра. Наиболее часто авторы антиутопий при написании текста используют прием градационного нагнетания, а именно, «саспенс» (англ. suspense - неопределенность, беспокойство, тревога ожидания). Данный прием делает акцент на негативных чертах современного общества, в результате чего получившаяся реальность показывается читателю как альтернативная действительность при плохом развитии событий, либо как определенная модель общества будущего.

К подобному приему прибегает писательница Е. Чудинова в романе-антиутопии «Мечеть Парижской Богоматери» [5]. Автор создает альтернативную модель будущего Европы, власть в которой захватили мусульманские иммигранты. Что интересно, на сегодняшний момент можно с уверенностью говорить, что этот роман, в некоторой степени, предвосхитил события будущего и огромный приток иммигрантов мусульманского вероисповедания в Европу, а именно во Францию. События в произведении происходят в 2048, что, несомненно, является отсылкой к роману Дж. Оруэлла «1984».

Тематика данного антиутопического произведения связана с мировой проблемой миграционного процесса. Автор изображает страшную модель будущего, чей образ является своего рода предупреждением, попыткой избежать надвигающейся на Европу миграционной угрозы, которая впоследствии пошатнет власть и общество. Посредством текста романа автор призывает читателя и, в первую очередь, христианина противостоять деструктивным последствиям экстремизма.

Второй, не менее популярный прием, к которому прибегают авторы антиутопий во время выстраивания сюжета произведения -это возрождение и обустройство жизни уцелевших людей после глобальных катастроф. К подобному типу антиутопии относится роман Т. Толстой «Кысь», в котором после глобальной катастрофы, вызванной войной, полностью погибла материальная культура и, частично, - духовная. Люди после апокалипсиса тоже изменились: разделились на «прежних» (носителей старой культуры), «новых» (родившихся после апокалипсиса, пытающихся создавать нечто новое) и «мутантов» (на которых непосредственно отразился апокалипсис, затронув их здоровье, ум и личность, превратив их в других людей).

Как и любое постапокалиптическое общество, социум в повествовании находится в стадии регресса. В то же время, низкий уровень культуры настоящего перемешан с высоким уровнем культуры прошлого: герои романа живут в простых избах, голодают, питаются мышами и репой, лишь недавно изобрели колесо и только учатся искусству самостоятельной добычи огня. Тем не менее, у них в

какой-то степени сохранилась письменность и поддерживается определенный государственный порядок, который, однако, извращен донельзя: «Есть у нас малые мурзы, а Федор Кузьмич, - слава ему, -Набольший Мурза, долгих лет ему жизни. Кто сани измыслил? Федор Кузьмич. Кто колесо из дерева резать догадался? Федор Кузьмич. Научил каменные горшки долбить, мышей ловить да суп варить. Дал нам счет и письмо, буквы большие и малые, научил бересту рвать, книги шить, из болотной ржави чернила варить, палочки для письма расщеплять и в те чернила макать» [3, с. 5].

Третьим приемом является изображение утопического общества как антиутопического. Например, из уже существующих «проектов»: теократии, общества разума, коммунизма, социального рая и прочих, создаются несуществующие с помощью перестановки акцентов, манипулирования словами. Наиболее ярким примером такого произведения является роман В. Войновича «Москва 2042», в котором до абсурда доведена структура социалистического марксистского общества, утрировано представлено его будущее.

Подобный вариант будущего показан в романе П. Крусанова «Укус ангела». Произведение повествует об истории блистательного воцарения священного императора в лице некоего Ивана Не-китаева, который узурпирует власть и создает свои законы, нормы и правила. Написанное в стиле магического реализма повествование о Российской империи, в которой к власти после умершего восемнадцатилетнего правителя приходит никому неизвестный метис, в жилах которого течет русско-китайская кровь, воплощает в себе историю судеб двух крупнейших и могущественных евразийских империй и изображает как под воздействием цепочки обстоятельств ломаются и меняются судьбы всего человечества.

Книга, на первый взгляд, написана как типичный классический роман. Но сюжет произведения аллегоричен, что затрудняет его осмысление для неподготовленного читателя, поскольку текст создан в духе современной постмодернистской прозы, так как текстовое поле насквозь пронизано намеками и аллюзиями.

Четвертым популярным сюжетным вариантом, к которому прибегают писатели-антиутописты, является изображение так назы-

ваемого искусственного разума, который посредством машинизации приводит к тотальному доминированию техники над человеком.

В 2011 году в свет выходит роман В. Пелевина «S.N.U.F.F», посвященный зависимости человечества от виртуального мира, сексу с роботами, тесной взаимосвязи войны со средствами массовой информации и всепоглощающему проникновению иностранных слов в русский язык. Писатель с безжалостной иронией предоставляет читателю возможность узнать на страницах книги самого себя и мировой социум.

Действие разворачивается примерно через пятьсот лет от Рождества Христова в условиях политически разрозненного мира: распалась Америка («Америца») и Китай («Цхина»), некогда возвышавшиеся над миром великие страны. Время Древних Фильмов прошло, теперь на планете царит эпоха мувизма (от англ. movie -кино, фильм). Настала Эра Насыщения, «...когда практически не меняются технологии и языки, человеческие и машинные, ибо исчерпан экономический и культурный смысл прогресса» [3, с. 76].

Художественное пространство романа представляет собой два мира. Нижний - Уркаина, образовавшаяся на месте уничтоженного ядерным взрывом поселения офшарного (элитного) народа позднего века и населенная теперь орками (или урками): народом простым и глуповатым: «В оркских деревнях до сих пор приходят в религиозный ужас при виде СВЧ-печек. Им непонятно, как это так - огня нет, гамбургер никто не трогает, а он становится все горячее и горячее» [3, с. 20]. Всю жизнь орки мечтают попасть в элитный верхний мир. Этот мир называется Офшаром (или Бизантиумом, сокращенно Биг Биз), он населен людьми и представляет собой, собственно, шар, парящий над Уркаиной. Там правит либерализм и «демократура», среди кино и ресторанов обустроена технически комфортная жизнь, а за окнами иллюминационный вид на Лондон и Биг Бен.

В. Пелевин любит вплетать в сюжет вымышленных фантастических существ. Образ орка популярен в литературе, а в настоящее время особенно часто встречается в компьютерных играх. Этих существ, в произведении из жанра фэнтэзи, наделяют варварской

культурой, кровожадностью, скудоумием, воинственностью и коварством.

Одна из основных тем романа - война. Как только орки допускают революционные идеи, небесный мир начинает военные действия. Частотность нападения Офшара на Уркаину велика: войны нумеруются и происходят почти каждый год. Ожидание войны для орков обыденное явление. Во время действия романа происходит война №2 221, которая прописана автором очень подробно и тщательно.

На бой с орками выходят эльфы, гномы, вампиры, гоблины и роботы-мамонты. Однако главная цель войны - «снафф»: короткометражное видео, содержащее кадры с настоящей смертью. Для небесного мира людей снафф - это любимое шоу, транслирующееся по центральным каналам. К тому же войны происходят именно тогда, когда люди нуждаются в очередной порции данных видеороликов.

Подготовкой снаффов занимаются вооруженные летающие камеры, способные перемещаться в любом пространстве, в то время как ее пилот находится в домашних условиях. Чтобы снимать высокооплачиваемые снаффы, оператору необходимо стать мастером своего дела: камера должна уметь оказаться в правильное время в правильном месте, делать наиболее удачные кадры, по сравнению с другими аппаратами и, если понадобится, убить орка как можно зрелищнее. Таким оператором и является герой книги и ее рассказчик - Демьян Ландульф Дамилола Карпов. Рабочим кабинетом Дамилолы является так называемая «комната счастья»: в ней находится все необходимое оборудование для подключения Карпова к камере и началу процесса съемки. «Комнатой счастья», кстати, является туалет: «Когда я говорю «боевой летчик», это не значит, что я летаю в небе сам <.. .> Как и все продвинутые профессионалы нашего века, я работаю на дому. Я сижу рядом с контрольным маниту согнув ноги в коленях и упершись грудью и животом в россыпь мягких подушек. На моем носу легкие очки со стереоскопическими маниту, в которых я вижу окружающее «Хеннелору» пространство так же, как если бы я вертел приделанной к камере головой» [3, с. 16].

Так, через летающие камеры, снаффы, новости, телевидение автор поднимает проблему, характерную для современного мира -проблему информационной войны. Сознание человечества затуманено под влиянием СМИ. Антиутопический мир В. Пелевина - это мир людей, зависимых от виртуальности, электроники, телевидения, новостей, кино. Героям нужны иллюминационные пейзажи за окном, искусственный разум, бутафорная природа.

Следовательно, подробное рассмотрение типологии произведений антиутопического характера показало, что антиутопия создана для вскрытия коренных противоречий современности. В современных антиутопиях происходит фиксирование характерных черт современного человека, который дезориентирован и находится в поиске исторических образцов для создания собственной культурной модели. Особыми приемами, которые помогают достоверно показать мир антиутопии, являются саспенс, возрождение и обустройство жизни уцелевших людей после глобальных катастроф, изображение утопического общества как антиутопического и создание искусственного разума, который посредством машинизации приводит к тотальному доминированию техники над человеком. Таким образом, современная антиутопия представляет собой своеобразную проекцию худшего будущего, которая призвана привлечь внимание общественности к существующим ныне проблемам.

Список использованных источников

1. Гельмель Г. И. Современная антиутопия: особенности жанра // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы. Курск : Университетская книга. 2014. С. 35-37.

2. Лукашенок И. Д. Антиутопия как социокультурный феномен начала XXI века // Ярославский педагогический вестник. 2010. №2 4. Том I (Гуманитарные науки). С. 286 - 288.

3. Пелевин В. О. S.N.U.F.F. М.: Эксмо, 2015. 512 с.

4. Толстая Т. Н. Кысь. М.: Эксмо, 2003. 320 с.

5. Чудинова Е. Мечеть Парижской Богоматери. М.: Яуза, 2005. 286 с.

6. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. 574 с.

TO THE QUESTION OF THE TYPOLOGY OF DYSTOPIAN NOVELS IN MODERN RUSSIAN LITERATURE

Izvekova Inna Yuryevna,

Postgraduate Student, Department of World Literature and

Comparative Literary Studies, Gorlovka Institute of Foreign Languages Gorlovka, DNR, tel.: (06242) 4-65-89, e-mail: just.12.me@mail.ru

The problem of cognition the essence of dystopia more than once became the subject of scientific research. The purpose of this work is to consider the main typologies of dystopian novels and the techniques used by the authors in constructing the composition and building the plot of the works of the dystopian genre. During the analysis, we came to the conclusion that the basic techniques that help to reliably show the dystopian world are suspense, the description of the rebirth of surviving people after global catastrophes, the description of an utopian society as dystopian, and the creation of an artificial mind that, through mechanical engineering by humanity.

Keywords: dystopia, typology, reception, story.

References

1. Gel'mel' G. I. Sovremennaya antiutopiya: osobennosti zhanra // Massovaya kommunikatsiya v sovremennom mire: vyzovy i perspektivy. Kursk : Universitetskaya kniga. 2014. S. 35-37.

2. Lukashenok I. D. Antiutopiya kak sotsiokul'turnyy fenomen nachala XXI veka // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2010. № 4. Tom I (Gumanitarnyye nauki). S. 286 - 288.

3. Pelevin V. O. S.N.U.F.F. M.: Eksmo, 2015. 512 s.

4. Tolstaya T. N. Kys'. M.: Eksmo, 2003. 320 s.

5. Chudinova Ye. Mechet' Parizhskoy Bogomateri. M.: Yauza, 2005. 286 s.

6. Chuprinin S. Russkaya literatura segodnya: Zhizn' po ponyatiyam. M.: Vremya, 2007. 574 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.