Научная статья на тему 'К вопросу о типологических связях башкирской и русской литератур XIX начала XX века (на примере творчества Ф. Достоевского и Р. Фахретдинова)'

К вопросу о типологических связях башкирской и русской литератур XIX начала XX века (на примере творчества Ф. Достоевского и Р. Фахретдинова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ/КОНТАКТНЫЕ СВЯЗИ ЛИТЕРАТУР / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ПОВЕСТЬ / РОМАН / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абидова Эльвира Хамидулловна

В предлагаемой статье предпринимается попытка проследить за башкирско-русскими литературными связями на примере творчества Ф. Достоевского и Р. Фахретдинова, которые отразили в своих произведениях проблемы капиталистического общества XIX начала XX века. В данной работе также проводится сравнительно-типологическое освещение важных вопросов русской и башкирской общественной жизни того времени, подчёркивается значимость творчества названных писателей в развитии общего литературного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологических связях башкирской и русской литератур XIX начала XX века (на примере творчества Ф. Достоевского и Р. Фахретдинова)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 13 (151). Филология. Искусствоведение. Вып.31. С. 6-9.

ФИЛОЛОГИЯ

Э. Х. Абидова

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ БАШКИРСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУР XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Ф. ДОСТОЕВСКОГО И Р. ФАХРЕТДИНОВА)

В предлагаемой статье предпринимается попытка проследить за башкирско-русскими литературными связями на примере творчества Ф. Достоевского и Р. Фахретдинова, которые отразили в своих произведениях проблемы капиталистического общества XIX - начала XX века. В данной работе также проводится сравнительно-типологическое освещение важных вопросов русской и башкирской общественной жизни того времени, подчёркивается значимость творчества названных писателей в развитии общего литературного процесса.

Ключевые слова: типологические/контактные связи литератур, просветительство, соци-

альный конфликт, повесть, роман, идеология.

В конце XIX - начале XX века в связи с расцветом рыночных отношений усилились типологические связи башкирской и русской литератур. Так, в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и повести Р. Фахретдинова «Асма, или Проступок и наказание» мы можем найти немало общих мотивов. Даже названия обоих произведений («Преступление и наказание» Ф. Достоевского и «Проступок или наказание» Р. Фахретдинова) идентичны и заставляют читателей задуматься об их смысле. Так какова же в них суть преступления и наказания?

В романе Ф. Достоевского студент Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы, и на протяжении всего произведения мы наблюдаем, как следователь Пор-фирий Петрович играет с Родионом в «кошки-мышки». В итоге первый предъявляет ему улики в лицо и заключает студента под арест.

В повести Р. Фахретдинова преступление состоит в том, что женщина Хамида обманом уводит у дяди Йусуфа оставшуюся сиротой Асму, мотивируя это тем, что она, якобы подруга матери девочки, хочет забрать её в гости. На самом же деле Хамидою движет коварный план: привести Асму к Зайнуш-абыстай, чтобы та продала девочку в публичный дом. Но Асме ещё нет восемнадцати, и поэтому её держат как служанку. Бедняжку спасает от нравственного падения только то, что она неожиданно ломает ногу и попадает в больницу. Там она встречает одну добрую женщину, которая жалеет Асму и направляет её в детский дом для сирот, открытый щедрым

Салих-баем. Наказание виновных в страданиях Асмы не заставляет себя долго ждать. Хамида заражается смертельной болезнью. Зайнуш становится уличной попрошайкой.

Однако в обоих произведениях понятие преступления и наказания намного шире, чем кажется на первый взгляд. Это особо выражается в предпосылках, спровоцировавших преступные действия.

Ситуации, рассмотренные в романе Ф. Достоевского, раскрываются в мыслях, чувствах и идейной направленности героев. Они несут в себе определённую смысловую нагрузку в отношении царящей вокруг жестокости. В этом Достоевский выступает как психолог. Особенно интересны монологи главного героя Родиона Раскольникова, из которых мы более ясно понимаем процесс зарождения и крушения теории о людях «обычных, покорных» и «необыкновенных, право имеющих». Значительную роль играют контакты героя с другими людьми своего времени, будь то мать и сестра Родиона, Мармеладов, Соня, подлый Лужин, похотливый Свидригайлов или даже уличные бродяги, случайно встретившиеся ему на пути. На всё находится отклик и отражение в душе героя. То есть в каждом из них есть что-то общее с Раскольниковым. Например, мать Родиона, его сестра Дуня, Соня Мармеладова отражают благородную сторону его души - доброту, сострадание, совесть, через которую он пытался перешагнуть. В то время как с Лужиным и Свидригайловым его объединяет сопричастность к страданиям других людей, презрение к ним.

Так, если герои Ф. Достоевского постигаются во всей полноте противоречивости их характеров, то герои Р. Фахретдинова ещё далеки от самоанализа и психологических экспериментов. Они оцениваются, в основном, в их отношении к просвещению. Автор призывает свой народ к образованности и связывает все его проблемы с невежеством. Так, главная героиня повести Асма, её родители и студент Гали, за которого она потом выходит замуж, являют собой пример воспитанности и просвещённости. К тому же Габбас мулла, отец Асмы, ратует за новый метод обучения в школах. Противопоставляются им так называемые «тормозы прогресса» - невежественные муллы, алчный купец Хикмет-хажи, старающийся выжить Габбаса муллу, губители невинных душ - Хамида и Зайнуш. И это неудивительно. Ведь в конце XIX века в башкирской литературе начинает зарождаться просветительское направление, представители которого ратуют за приобщение к русской культуре и светским наукам. Они критикуют старые нормы шариата, религиозный фанатизм и как его проповедников - невежественных мулл. И в то же время выступают за эмансипацию мусульманских женщин и их просвещение.

Но, как отмечает исследователь творчества Р. Фахретдинова профессор Г. С. Кунафин, в повести Р. Фахретдинова, как и в романе Ф. Достоевского, внимание автора сосредоточено не столько на чувствах и субъективном восприятии мира героями, сколько на социальном окружении, общественной обстановке тех лет [4. С. 393]. Например, в романе Ф. Достоевского мы видим, что всё окружающее главного героя словно подстрекает его совершить убийство. Это и нищий Петербург со своими душными улицами, жёлтыми домами, и жилище Раскольникова, напоминающее гроб, и случайно подслушанные разговоры другого студента об убийстве старухи-процентщицы. Словно сама среда того времени была виновна во всех преступлениях, на которые сознательно или неосознанно шло общество. И если с одной стороны Раскольников - жестокий убийца, то с другой - он такая же жертва общества, как, например, переступившие через мораль: спившийся Мармеладов, его дочь Соня, вынужденная заняться проституцией, чтобы не дать своей семье умереть с голоду, и господин Свидригайлов, утопший в собственной пошлости, и даже Лужин, поменявший свои личностные ценности на денежные.

У Р. Фахретдинова, несмотря на несколько иную направленность произведения, также имеет место описание капиталистических отношений. Ведь в повести писателя есть типичные образы «хищников и жертв» капиталистического общества. Например, герой Хик-мат хажи был продавцом-предпринимателем, который «покупал дешевле и продавал дороже», словом, «делал деньги». Также нельзя не вспомнить и содержателей публичных домов и их подельщиков Зайнуш и Хамиду, которые тоже имели своеобразный «бизнес». Конечно. можно возразить, что такие махинаторы были и есть во все времена, но, судя по тому, что Р. Фахретдинов всё же выражал события своего времени, логично предположить, что образы данных героев вполне соответствуют образам капиталистов XIX - начала XX века.

В романе Ф. Достоевского Раскольников пытается влиять на окружающую обстановку. Он пробует себя в роли «доброго Наполеона» и ставит нравственно-философский вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» Родион видит страдания людей, ему тяжело и душно в таком неравном мире. Переворачивается вся система ценностей героя. Но, как отмечает исследователь Ю. Ф. Карякин, «...не скверную пьесу хочет он отменить, а пытается безнадёжно сыграть в ней другую роль, роль главного героя» [2. С. 103]. То есть он воображает себя спасителем, почти Богом. Он нарушает заповедь «не убий» и тем самым вершит собственный суд. Однако теория бедного студента терпит крушение. Ибо преступление, которое он совершил против одного из хищников капиталистического общества (в образе старухи-процентщицы) не только не сделало Раскольникова сильнее, но и обернулось против его благородной души, против чувства морали.

Причину подобной трагедии Ф. Достоевский видит в падении общественной нравственности, которое было в XIX веке очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идеи революционной борьбы за прекрасное светлое будущее. В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации. Русское общество начинает отходить от многовековых традиций православного взгляда на мир, популярным становится атеизм. В человеческие судьбы вторгается социальный Хаос.

К вопросу о типологических связях башкирской и русской литератур

7

Примечательны в этом плане религиознофилософские взгляды писателя. Его философия восходит к истокам и поискам божественного в человеке. Но вместе с тем, он никогда не забывает о диалектике человеческой природы, о противоречивости человеческой души. Ведь в каждом человеке есть и тёмная, и светлая сторона его сущности. И, по мнению Ф. Достоевского, только борьба с «чёрным человеком» и раскаяние в своих грехах ведёт к очищению. И основное наказание человека - не лишение его гражданской свободы, а муки совести, душевные страдания, борьба Добра и Зла в сердце грешника.

Именно такое наказание и постигло Раскольникова после совершённого им убийства. Подобные чувства душевного страдания испытали и Мармеладов, и Соня, и Свидригай-лов, которые тоже по-своему преступники и жертвы несправедливого общества. Но они не отрицательные герои, писатель искренне сочувствует и сострадает им. Но он, естественно, выступает против убийства, которое совершил Раскольников, поскольку считает, что любое насилие - есть порождение зла и ни один человек не имеет права покушаться на жизнь ближнего своего. И теория студента терпит крушение именно потому, что она бесчеловечна. В своём произведении автор нёс миру вечную истину гуманизма - нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, один детский мизинец. Агрессия, убийство, гордыня - не выход. Истина постигается в страдании. И человеческая душа как мерило Добра и Зла может сохранить духовную свободу даже при материальном, социальном угнетении, живя по законам совести. Ведь именно она самый строгий судья для человека.

С особой силой призывает к нравственности и Р. Фахретдинов в своей повести. Это выражается в изображении его героев. Автор проводит резкую черту между такими нравственными героями, как мать и отец главной героини, сама Асма, добрый Йусуф-бабай, щедрый Салих-бай, и безнравственными, как Хикмат хажи, невежественные муллы, губители невинных душ Хамида и Зайнуш. И здесь также одним из самых страшных наказаний являются муки совести. Например, Хамида, узнав о своей болезни, глубоко раскаялась. «Сколько безвинных душ загубила я, сама жила словно собака. Из ста друзей не оста-

лось ни одного», - говорит героиня. Её грех также объясняется с религиозной стороны.

В мусульманском богословии считается, что ребёнок рождается с чистой душой. Только с годами в его душе накапливаются грехи. Мусульманину строго запрещается обижать детей-сирот, больных и инвалидов. Считается, что Аллах слышит и принимает мольбы и стенания детей-сирот быстрее, чем просьбы остальных смертных. Так, как уже говорилось выше, судьба оставшейся сиротой Асмы могла бы стать трагической, но волею Аллаха Асма вновь обрела счастье. Как следует из контекста произведения, мольбы и стенания девушки были услышаны и злодеи понесли заслуженную божью кару - «наказание». Хамида заразилась смертельной болезнью и умерла в муках. Алчный Хикмат хажи скончался в нищете, а Зайнуш стала попрошайничать на улицах.

В подобных эпизодах автор выражает мысль, что расплата может наступить не только в мире ином. Но и намного раньше, в земной жизни.

В романе Ф. Достоевского погрязший в собственных плотских грехах Свидригайлов, «по слухам», якобы убил свою жену. И был жестоко наказан. Его преследует её призрак, и вообще мучают страшные видения. Не вынеся таких мучений, герой кончает жизнь самоубийством. В данном случае смерть Свидригай-лова, как и смерть фахретдиновской Хамиды, является примером земного наказания.

В конце романа Ф. Достоевского, Раскольников раскаялся в своём преступлении. Но прежде он прошёл немалый путь душевных страданий и сомнений. Символично, что спасает его от душевного разрушения глубоко верующая в Бога Соня Мармеладова. Она словно воплощает в себе образ вселенской страдалицы, святой мученицы. И Раскольников, покаявшись по её просьбе, чувствует себя так, будто поклонился всему горю человеческому. Своей заботой и любовью Соня возродила в душе Родиона веру в Добро и надежду на светлое счастливое будущее, что вскоре переросло во взаимное чувство всепрощающей нежной любви. Именно Добро и Любовь как высшие божественные чувства возродили героя к новой жизни.

Любовная линия прошла и через произведение Р. Фахретдинова. Здесь, хотя и мельком, описываются отношения родителей Асмы. Их взаимное глубокое уважение друг к другу

и забота о чаде помогают девочке получить нужную родительскую любовь и воспитание. И, возможно, именно должное воспитание и забота родителей в детстве, а также первые нежные и тёплые чувства Асмы и студента Гали, их просыпающаяся любовь и помогли бедной девушке не упасть духом перед ударами судьбы. В конце повести Асма обретает семейное счастье и выходит замуж за любимого человека. По мнению автора, образование и воспитание Асмы позволили ей отойти от традиционных свадебных традиций, часто проводимых по расчёту, а не по любви. И девушка Асма как полноценная личность сделала свой выбор в пользу хоть и не богатого, но милого по духу и сердцу человека.

Как мы видим, в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и повести Р. Фахретдинова «Асма, или Проступок и наказание» немало общих моментов. В обоих произведениях разоблачаются социальные пороки и поднимаются высокие нравственные проблемы.

Но случайно ли сходство данных произведений и особенно аналогичность названий?

Как известно из биографических фактов, Р. Фахретдинов был очень хорошо знаком с русской литературой. И естественно, будучи одним из шедевров русской литературы XIX века, роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» не мог не быть прочитанным талантливым писателем и публицистом начала XX века Р. Фахретдиновым. Такое суждение позволило бы нам думать, что в их творчестве имели место контактные связи.

Но несмотря на литературную просвещённость Р. Фахретдинова, в его произведении всё ещё отражаются остатки старой мусульманской идеологии и в нём нет того острого понимания причин социального разложения, которое присуще роману Ф. Достоевского.

Однако оба писателя едины в том, что отражают нравственные проблемы, присущие

всему человечеству. И здесь, конечно же, скорее всего, имела место типология человеческой мысли в условиях капиталистического общества. И выражается это у обоих писателей, как и у создателей любых истинных шедевров литературы, по-своему ярко и оригинально.

Безусловно, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и «Асма, или Проступок и наказание» Р. Фахретдинова сыграли неоспоримую роль в обоих (русской и башкирской) литературах. Так, повесть Р. Фахретдинова послужила ступенькой к прогрессу башкирского общества XX века и, естественно, и сегодня будет помогать нам задумываться над важными нравственными вопросами. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», в свою очередь, явился ценностным ориентиром в борьбе за свободные идеалы русского народа.

Список литературы

1. История башкирской литературы : в 6 т. Т. 2. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1990. 582 с.

2. Карякин, Ю. Ф. Самообман Раскольникова : (Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). М. : Худож. лит., 1976. 103 с.

3. Кулешов, В. И. История русской литературы XIX века. М. : Высш. шк., 1983. 400 с.

4. Кунафин, Г. С. Духовное сияние времён. Уфа : Китап, 2006. С. 393.

5. Ризаитдин Фахретдин, Мажит Гафури, Шайехзада Бабич / сост. И. А.Шарапов. Уфа : Китап, 2007. 336 с.

6. Хусаинов, Г. Б. Литература и наука. Уфа : Гилем, 1998. 612 с.

7. Янбаев, И. Восточные эпические традиции и книга «Асар» Ризы Фахретдинова. Уфа : БГУ, 2005. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.