к вопросу о типах региональных инновационных кластеров
УДК 332.14
Александр сергеевич Воронов,
к.э.н., старший преподаватель кафедры
Государственного и муниципального
управления Российского экономического
университета имени Г. В. Плеханова (РЭУ
им. Г.В. Плеханова)
Тел.: +7 (499) 237 83 32
Эл. почта: [email protected]
Лидия сергеевна Леонтьева,
д.э.н., профессор, профессор кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) Тел.: +7 (499) 236 80 30 Эл. почта: [email protected]
кластеров «ядерного» типа, определяются проблемы функционирования специализированных распределенных кластеров на основе осуществления организационных и маркетинговых инноваций, предлагается схема ционн распр
кластеры, кластерное развитие.
Aleksandr S. Voronov,
PhD, Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, Plekhanov Russian University of Economics (PRUE) Tel.: +7 (499) 237 83 32 E-mail: [email protected]
Lidia S. Leontieva,
PhD, professor, Department of Entrepre-neurship and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics (PRUE) Tel.: +7 (499) 236 80 30 E-mail: [email protected]
ABOUT THE TYPES OF REGIONAL INNOVATION CLUSTERS
This article describes the main characteristics of innovation clusters, analyzed the development plans of the cluster areas of growth on the basis of innovation in the various subjects of the federation, it proposed the principle of clustering of the «nuclear» type, defined by problems in the functioning of specialized distributed clusters on the basis of the organizational and marketing innovations, proposed scheme for sustainable innovation development of specialized distributed cluster.
Keywords: innovation, innovative development, regional development, regional clusters, cluster development.
В ходе приватизации 90-х годов XX века большинство научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений территориально-промышленных комплексов получило статус самостоятельных хозяйствующих структур. Произошел разрыв инновационной цепочки от разработки идеи до коммерциализации и внедрения в производство. Был потерян базис для технологических инноваций. Были нарушены основные принципы формирования инновационных кластеров, которые в этот момент активно развивались в мире (кластеры типа С и типа D) (см. табл. 1)1.
Таблица 1
Основные характеристики инновационных кластеров
предприятия малого и
бЦВЦимикро-
ирмы;
1асп1лржения№не
[орода;
слВНЦрная торговля;
регион как место расположения, а не часть производственной системы, «невключенность».
Разработка осознанной системной инновационной политики на макро- и музоуровне началась только после кризиса 2008 г. В 2012 г. премьер-министр РФ утвердил перечень из 25 отобранных по конкурсу территорий, на которых при поддержке государства будут формироваться инновационные территориальные кластеры. Денег на это из федерального бюджета предполагалось отпускать по 5 млрд руб. в год на протяжении 5 лет. Однако впоследствии сумма уменьшилась до 1,3 млрд руб.2 Но и эти деньги государство собиралось выделять с важной оговоркой: сам регион должен подтвердить значимость кластера для территории не только на словах, но и на деле - путем софинансирования из своего бюджета. Претендентов поделили на две группы: 13 кластеров могут претендовать напрямую на финансовую помощь, остальным достанется опосредованная помощь. Минэкономразвития России рассчитывает, что свою лепту
1 Харт Д.А. Инновационные кластеры: основные идеи [Электронный ресурс] / Официальный сайт института региональных инновационных систем - Электрон. дан. - СПб.: Институт региональных инновационных систем - . - Режим доступа: http://www.innosys.spb.ru/?id=886, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 23.02.16).
2 Васильева Н.А., Круглов В.Н. Экономические и социальные аспекты реализации приоритетных национальных проектов в регионе (на примере Калужской области) // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3, с. 339-340.
в поддержку развития кластеров внесут другие министерства, кроме того, какое-то финансирование можно привлечь в рамках федеральных целевых программ (например, ФЦП по развитию инновационной инфраструктуры). Необходимо, чтобы проекты, значимые для развития регионов, получили синергический эффект от работы всех программ поддержки, существующих в различных министерствах.1 Можно выделить некоторую группу эффективно действующих инновационных кластеров в регионах в настоящее время (см. табл. 2).
Обеспечить устойчивый инновационный тренд можно благодаря совместному освоению действующих инновационных проектов за счет подключения новых участников к уже начавшимся инновационным проектам, при том, что каждый из участников привносит свой элемент устойчивого
в целом, так и пользова жениями других участ позволит получить синергическ эффект за счет взаимодополнения, объединения.
Представленный подход может быть ядерны ставля
среду, в которой являе
глобальная базова на периферии создаются условия для ее коммерциализации в виде производства массовой продукции и услуг. Из представленных в таблице 2 к «ядерным» кластерам относятся: Инновационный территориальный кластер ядерно-физических и на-нотехнологий в г. Дубне; Биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино»; Саровский инновационный кластер. На рис. 1 автором конкретизируется система организации кластеров «ядерного» типа.
Таблица 2
кластерные территории роста на инновационной основе в российской федерации (план развития до 2016 г.)
кластер Объем инновационной продукции, млрд руб. в год
Инновационный территориальный кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне (Московская область) 37,3
Биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино» (Московская область) 30,0
Кластер «Зеленоград» (г. Москва) 7,1
Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск, Калужская область) 1,7
Саровский инновационный кластер (Нижегородская область) 40,0
Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий (г. Санкт-Петербург) 3,6
Кластер энергоэффективной светотехники и интеллектуальных систем управления освещением (Республика Мордовия) 17,0
Камский инновационный территориально-производственный кластер (Республика Татарстан) 293,7
Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области 48,6
Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки, Московская область) 130,9
Фармацевтика, медицинская техника и информационные ЬехнолОТшмсИНлВки И И ^ 9%
^нновапцоЛый |1сте£|Рформ|ци1|нь1х ивиофаряакевтинерицекнолоий^Нвосиирначвблань) ■ V
рис. 1. Принцип организации кластеров «ядерного» типа
1 Критская С.С., Молчанова Е.В., Клочков В.В. Моделирование инновационных процессов в регионах. Региональные инновационные системы: анализ и прогнозирование динамики: Материалы Шестнадцатых Друкеровских чтений / под ред. P.M. Нижегородцева. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2013, с. 217.
Для обеспечения устойчивости развития регионов на их территории может быть создано несколько «ядерных» кластеров, в качестве ядра, которых могут быть уже существующие промышленные предприятия, инфраструктурно-логистичес-кие центры, особые природно-гео-графические условия. Необходимо создание системных инструментов картографирования кластеров, поз-
воляющих отслеживать статистику занятости и результативность деятельности хозяйствующих субъектов, входящих в кластер.
С точки зрения регионального управления «ядерный» кластер как мезоэкономическая единица создает определенную степень устойчивого взаимодействия между участниками. Каждый из них вносит свой инновационный элемент, работая
тем самым на формирование устойчивого инновационного имиджа региона.
Анализ кластерных территорий роста и ряда других перспективных кластерных проектов выявил, что для современной российской экономики более характерными являются, так называемые, распределенные или соседские кластеры. Для них свойственно относительно близкое расположение производящих компаний друг от друга, установка производства продуктов и услуг для внешних потребителей. Как правило, это серийное производство, ориентированное на конкретные потребности уже существующих предприятий или организаций. Для такого типа распределенных кластеров характерны опосредованные связи друг с другом. Как правило, это организации и предприя одной или смежных отраслей, не предсЛвляющиВ единЦо те.Црло-гического инновационного процесса. ТерритЯ^ЦрРя так^Цинно онных хозяйствующих субъектов является местом расположения, а не
единой производственной средой. К ттофаитакн,риомрмсааяцдптерисвоаятиц:изичКвоеолнсдакнссотыйхптреохмныошлолгеинйно(сг-.
медицинская техника и информационные технологии Томской области2; Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области3; Ярославский фармацевтический кластер (Ярославская
рис. 2. Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации (в % от общего числа субъектов рф по годам)
область)4. Одной из проблем функционирования специализированных
в Ново-теграто-крупные С одной
доли маркетинговых инноваций на кластерообразующих территориях. Можно сделать вывод, что для реа-
1 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2010 № 419 «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге».
2 Постановление Администрации Томской области от 27.12.2013 № 577а (ред. от 09.10.2014) «Об утверждении государственной программы "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы».
3 Постановление Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 г. № 187-п «Об утверждении концепции кластерной политики Новосибирской
области».
етинговых Хозяйствующие субъекты, входящие в специализированные распределенные кластеры, могут быть объединены маркетинговыми, информационными, кадровыми системами. Региональные учебные заведения в этом случае работают как ресурсные центры по подготовке кадров высокой квалификации по конкретным направлениям. Новосибирский кластер - один из немногих в стране, сложившийся самопроизвольно исходя из потребностей самих рыночных игроков ИТ-сектора. Управляет кластером некоммерческое партнерство, которое появилось еще в 2001 г. Но только практически через два года руководители ИТ-компаний осозна-
ли, что сообща они могут получать и выполнять проекты, с которыми отдельности не справилась бы ни
мпйний^Поотом
создали своего й будет доб всего кластер стороны, созданная компания позволит зарабатывать средства участникам кластера, с другой - до половины генной прибыли согласно дого-ности, будет идти на развитие астера. Интегратор сталкивается елым пластом организационных облем: внутренняя конкуренция, необходимость определения правил игры, сроки выполнения работ и т.д. На рис. 3 видно, что удельный вес компаний (в т.ч. малые и средние предприятия, входящие в кластер), осуществляющих организационные инновации, является самой низкой среди анализируемых групп (кластеров). Поэтому необходимо внедрение комплексных организационных систем для сохранения инновационного тренда не только внутри кластера, но и для образования новых.
Необходимо создать адекватную систему мониторинга кластерных инициатив, отслеживать в режиме реального времени динамику роста кластерных образований, а также
4 Постановление Правительства Ярославской области от 30 июня 2009 года № 650-п «Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области».
5 Круглов В.Н. Инновационное развитие сектора АПК РФ как залог обеспечения продовольственной национальной безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 6, с. 384-385.
рис. 3. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации (в % от общего числа субъектов рф по годам)
рис. 4. Схема обеспечения устойчивого инновационного развития специализированного распределенного кластера
анализировать ситуации, препятствующие их развитию.1 Можно воспользоваться опытом европейских стран, где в 2007 г. была образована Европейская система наблюдения за развитием кластеров (The European Cluster Observatory). Это онлайн-платформа, которая обеспечивает единый доступ к информации о кластерах и кластерной политике в европейских государствах.
1 Критская С.С., Молчанова Е.В., Клочков В.В. Моделирование инновационных процессов в регионах. Региональные инновационные системы: анализ и прогнозирование динамики: Материалы Шестнадцатых Друкеровских чтений / под ред. P.M. Нижегородцева. -Новочеркасск: ЮРГТУ, 2013, с. 216.
совершенно разные модели. Так, в Калуге основной целью кластера является привлечение профильных инвесторов, поэтому значительную роль там играют региональные власти, а основной функцией кластера является девелопмент.2
На основе анализа факторов, снижающих инновационную устойчивость функционирования хозяйствующих субъектов, автором разработана схема обеспечения инновационного развития специализированного распределенного кластера (см. рис. 4), в которой использованы территориально-маркетинговые и территориально-организационные инновации, позволяющие на условиях аутсорсинга передавать часть функций по ресурсному снабжению, продвижению и реализации продукции, снижать издержки хозяйствующих субъектов и повышать их конкурентные преимущества. Создание инновационных специализированных кластеров на территории ^ктоВоссШИИИолш решить проблемы ресурсной зависимости отечественной экономики и импор-тозамещения в различных отраслях омышленности.
Как правило, распределенные кластеры находятся вне территории крупных населенных пунктов, примером является Ярославский фармацевтический кластер (Ярославская область). Успешно работающая высокотехнологичная и наукоемкая промышленность, с одной стороны, нуждается в высоком качестве поселенческой среды для удержания высококвалифицированных работников, с другой - сама способствует повышению качества жизни.
Потребности кластеров даже одной и той же специализации могут заметно разниться. Например, если взять биофармацевтическую отрасль и посмотреть на различные региональные кластеры, то можно увидеть
ерату
1. ПосЦновлениеШдмиИстра-цинТомс|||1ла|тиЯ||1р12.2013
№ 577а (ред. от 09.10.2014) «Об утверждении государственной программы "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2014-2016 годы».
2. Постановление Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 г. № 187-п «Об утверждении концепции кластерной политики Новосибирской области».
3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2010 № 419 «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге».
4. Постановление Правительства Ярославской области от 30 июня
2 Кластеры. [Электронный ресурс] - М.: Российская кластерная обсерватория, 2015. - Режим доступа: http://cluster.hse. ru/clusters/. (дата обращения: 23.02.16).
2009 года № 650-п «Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области».
5. Васильева Н.А., Круглов В.Н. Экономические и социальные аспекты реализации приоритетных национальных проектов в регионе (на примере Калужской области) // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3, с. 339-340.
6. Критская С.С., Молчанова Е.В., Клочков В.В. Моделирование инновационных процессов в регионах. Региональные инновационные системы: анализ и прогнозирование динамики: Материалы Шестнадцатых Друкеровских чтений / под ред. P.M. Нижегородцева. - Новочеркасск: ЮРГТУ 2013, с. 216-217.
7. Кру
развити обеспе
ронный ресурс] / Официальный сайт института региональных инновационных систем - Электрон. дан. -СПб.: Институт региональных инновационных систем. - Режим доступа: http: //www. inno sy s. spb .ru/?id=886, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 23.02.16).
References
1. Resolution of the Administration of Tomsk region from 27.12.2013 № 577a (amended on 09.10.2014.) «On approval of the state program» Development of innovative territorial cluster «Pharmaceuticals, medical technology and information technology Tomsk region» for 2014-2016».
2. Resolution of the Government
национа. и финанс' с. 384-385.
8. Кластеры. [Электронный ресурс] - М.: Российская кластерная обсерваши||^015 па: httplllustejlKe. обраще|1яаЁ||Р!л
9.
класте
Government of22.04.2010 №№ 419 "On the Concept of creating a pharmaceutical cluster in St. Petersburg."
f the Gove ne 3JEO09 the Concept of cluster polic
5. Vasilyeva N.A., Kruglov V.N. Economic and social aspects of the implementation of priority national projects in the region (Kaluga region) // Audit and financial analysis. 2013. № 3, pp. 339-340.
6. Kritskaya S.S., Molchanova E.V, Klotchkov V.V. Simulation of innovation processes in the regions. Regional innovation systems: analysis and forecasting of dynamics: Materials of sixteen Druker readings / edited. P.M. Nizhegorodtseva. - Novocherkassk: URSTU 2013, p. 216-217.
7. Kruglov V.N. The innovative development of the Russian agribusiness sector as a guarantee of food national security // Audit and financial analysis. 2011. № 6, p. 384-385.
. CluUprs. Russln fluster |es|Bhttp://( ference d
basic ideas [electronic resource] / Official site of the Institute of Regional Innovation Systems - Electron. Dan. -
c resilrce] -selVatory, lstePhse.ru/ 2^2/16). rtiojfclusters:
sti
tems.l bys.sp kn. -2/16).
access! ■=88
Rus. (R
novation fww. ^aps. Idate: