Научная статья на тему 'К вопросу о терминологии в области организации муниципального образования'

К вопросу о терминологии в области организации муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / ВНУТРИГОРОДСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Амирханян Эдвард Норикович

Статья посвящена вопросам терминологии в области организации муниципального образования. Рассмотрены термины, отличающиеся по уровню и масштабу охвата деятельности муниципальных образований, а также проблемы, сдерживающие эффективное развитие и функционирование муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TERMINOLOGY IN THE FIELD OF ORGANIZATION OF MUNICIPAL FORMATION

The article is devoted to questions of terminology in the field of organization of the municipality. Considered the terms differ by level and scope of coverage of the activities of the municipalities, as well as problems that hinder the effective development and functioning of municipalities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о терминологии в области организации муниципального образования»

УДК 332

ЭН- Амирханян К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам терминологии в области организации муниципального образования. Рассмотрены термины, отличающиеся по уровню и масштабу охвата деятельности муниципальных образований, а также проблемы, сдерживающие эффективное развитие и функционирование муниципальных образований. Ключевые слова: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Mward Aiiiirkiianian TO THE QUESTION OF TERMINOLOGY IN THE FIELD

OF ORGANIZATION OF MUNICIPAL FORMATION

Annotation. The article is devoted to questions of terminology in the field of organization of the municipality. Considered the terms differ by level and scope of coverage of the activities of the municipalities, as well as problems that hinder the effective development and functioning of municipalities.

Keywords: rural settlement, urban settlement, municipal district, urban district, intra-city territory of a city of federal significance.

Местное самоуправление в России появилось в третьей четверти XIX в. В те времена оно предполагало два подхода. Первый подход заключался в том, что интересы общества не всегда совпадали с интересами государства и за местными учреждениями следует закрепить лишь право самостоятельно заниматься местными хозяйственными и административными делами. При втором подходе считали, что органы самоуправления на местах могут быть лишь разновидностью государственных учреждений, с помощью которых населению в строго определенных законом границах могло передаваться осуществление некоторых второстепенных функций [3]. Таким образом, было принято Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г., в котором была заложена основа земского самоуправления. Предпосылкой для создания такого института послужил ряд проблем.

1. Процесс развития рыночных отношений усложнялся большим количеством задач, которые стояли перед государством.

2. Бюрократический аппарат препятствовал реформам самоуправления.

3. Требовалось пересмотреть старую систему сбора налогов, которая должна была отвечать новым условиям текущей ситуации в стране.

4. Социальные проблемы и задачи здравоохранения стояли перед государством так же остро.

После революции 1917 г. военные, крестьяне и рабочие начали создавать советы. Роль советов заключалась в осуществлении планов новой власти. Советы с природой самоорганизации способны были решать вопросы местного уровня, а значит принять на себя роль органа местного самоуправления. Однако в послевоенный период произошел пересмотр управления на местном уровне. Цели регионального самоуправления шли в разрез с целями и принципами партийных лидеров.

В конце 1980-х гг. в СССР стали укореняться мнения о том, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти [3]. Выделим лишь, основные законы, способствующие эволюции местного самоуправления как самостоятельной ячейки государства. Для самостоятельности регионов в апреле

© Амирханян Э.Н., 2014

Вестник Университета № 15, 2014

1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [4], затем 6 июля 1991 г. - Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» [5], в котором была заложена основа принципа разделения властей.

Особое влияние на развитие местного самоуправления оказали два федеральных закона. Первый - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - был принят в 1995 г. В данном законе были сделаны попытки устранения ряда конституционных противоречий, связанных с организацией местного самоуправления. Второй - Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем предполагалось создание условий для решения задач локального значения. В законе были расширены полномочия органов местного самоуправления, переданы населению полномочия по организации своей деятельности на данной местности. Следовательно, можно сделать вывод, что суть местного самоуправления заключается в решении собственных проблем без государственного вмешательства.

Важным звеном в экономическом развитии страны должны стать муниципальные образования. Под муниципальным образованием следует понимать территорию РФ, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. В РФ существует двухуровневая система местного самоуправления. На первом уровне находятся городские и сельские поселения, на втором - городские округа и муниципальные районы. В таких условиях городские и сельские поселения будут максимально ближе к людям.

Для совершенствования эффективности управления публичной власти установлены единые для Российской Федерации территориальные деления, которые состоят из пяти муниципальных образований. В ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были даны определения муниципальных образований [5]:

1) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

2) городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

3) муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

4) городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5) внутригородская территория города федерального значения - часть территории города

федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 27 мая 2014 г. было введено два новых муниципальных образования [5]:

1) городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

2) внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.

Под муниципальным образованием следует понимать часть территории Российской Федерации, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения [4]. В Конституции РФ заложены предпосылки к формированию осуществления населением местного самоуправления. К таким формам относятся: референдум, муниципальные выборы, сход граждан и др. На практике видно, что для эффективной реализации нормативно-правовых актов необходимо восполнить нехватку опытных менеджеров в сфере муниципального управления.

Одна из проблем, связанных с организацией муниципального образования, - экономическая. Основными здесь являются местные налоговые поступления для формирования местного бюджета, которые должны обеспечивать жизнедеятельность населения данной территории. Однако экономическая основа муниципальных образований способна лишь частично решать вопросы местного уровня. Другая проблема - организационная. В законе детально прописаны полномочия участников муниципального управления. Но для реальной оценки эффективности их деятельности нужны наиболее объективные методики. Также следует повысить ответственность органов местного самоуправления за распоряжение ресурсами, которыми они владеют. Дополнительные инстанции, регулирующие вопросы местного самоуправления, только увеличивают бюрократию.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. -№ 29. - Ст. 1010.

2. Закон СССР от 09 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1687 (дата обращения: 19.11.2014).

3. Коваленко Н.Е. Местное самоуправление как форма демократии: учеб. пособие / Н.Е. Коваленко. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 296 с.

4. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Велби, 2006. - 672 с.

5. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2003/10/08/

zakonsamouprav.html (дата обращения: 19.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.