Научная статья на тему 'К вопросу о термине “субкультура”'

К вопросу о термине “субкультура” Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4935
759
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА / CO-CULTURE / SUBCULTURE / COUNTER CULTURE / DOMINANT CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аминова Вера Александровна

В статье рассматриваются два варианта трактовки (в широком и в узком смысле) термина “субкультура”, отмечаются исторические изменения в значении термина. В сравнении с данным термином также рассматриваются понятия “co-culture” и “контркультура”. Делается попытка уточнить значение термина “доминирующая культура”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Term “Subculture”

The article examines two variants of understanding of the term “subculture” (a wider and a more specific meaning), and demonstrates historical changes in the meaning of the term. The notion of “subculture” is compared to “co-culture” and “counter culture”. The article attempts to clarify the meaning of the term “dominant culture”.

Текст научной работы на тему «К вопросу о термине “субкультура”»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2

В.А. Аминова

К ВОПРОСУ О ТЕРМИНЕ "СУБКУЛЬТУРА"

В статье рассматриваются два варианта трактовки (в широком и в узком смысле) термина "субкультура", отмечаются исторические изменения в значении термина. В сравнении с данным термином также рассматриваются понятия "co-culture" и "контркультура". Делается попытка уточнить значение термина "доминирующая культура".

Ключевые слова: субкультура, контркультура, co-culture, доминирующая культура.

The article examines two variants of understanding of the term "subculture" (a wider and a more specific meaning), and demonstrates historical changes in the meaning of the term. The notion of "subculture" is compared to "co-culture" and "counter culture". The article attempts to clarify the meaning of the term "dominant culture".

Key words: subculture, counter culture, co-culture, dominant culture.

Сфера употребления слова "субкультура" сегодня широка: оно является термином научной литературы (культурология, социология, психология); используется в практических пособиях (педагогика); выступает ключевым элементом самоопределения молодежных сообществ. В научной литературе в зависимости от объекта исследования и личного понимания термина автором на первый план выступают те или иные аспекты субкультуры. При такой широте применения лексемы деформируется ее смысловое поле, и настоящая статья — попытка зафиксировать существующую картину значений термина.

На сегодняшний день можно говорить о существовании двух вариантов толкования термина "субкультура" — в широком и в узком смысле. В широком смысле "субкультура" — это культурные особенности любой группы, выделяющейся внутри национальной культуры и обычно объединенной каким-либо социальным признаком: этническим происхождением (русские эмигранты в США, коренные народы, живущие на территории России), религией (католики или православные христиане в протестантском обществе), профессией (врачи, летчики, военные и т.д.), возрастом (дети, пенсионеры) — или совокупностью таких признаков. В узком смысле под "субкультурой" понимают те явления, которые обычно

Аминова Вера Александровна — аспирант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-926-458-37-70, e-mail: [email protected]

обозначаются как "молодежная субкультура". Это культурные образования, объединенные произвольно выбранным признаком, обычно каким-либо увлечением — музыкой, видом спорта и т.п. Такие субкультуры осознанно творят себя, очерчивают свои границы, создают визуальные символические коды, маркирующие принадлежность к ним, например хиппи, металлисты, панки и др.

Термин "субкультура" впервые использовал в 1945 г. социолог А. Ли1, поэтому трактовка субкультуры "в широком смысле" является первичной. Уже в 1947 г. М. Гордон поднимает вопрос о границах этого понятия и предлагает использовать термин для обозначения совокупности факторов, которые влияют на становление и жизнь человека: субкультура — это "подразделение национальной культуры, порождаемое сочетанием отдельных социальных условий, таких, как классовый статус, этническое происхождение, регион, а также деревенский или городской тип проживания, религиозная принадлежность, которые в совокупности образуют функциональное единство, оказывающее цельное воздействие на индивида"2 (пер. мой. — В.А.).

Концентрация внимания на субкультурах в узком смысле началась в конце 50—60-х гг. XX в., когда благодаря появлению свободного времени и денег возникли субкультуры молодежи, связанные не столько с социальным положением, сколько со стилем и способами самовыражения. Такие субкультуры изучались, в частности, созданным в 1964 г. Бирмингемским центром современных культурных исследований. В ставшей знаковой книге Д. Хебдиджа, выпускника и сотрудника Бирмингемского центра, "Subculture: The Meaning of Style" понятие "субкультура" вводится следующим образом: "Нас интересует субкультура — формы самовыражения и ритуалы тех вторичных групп — тедов, модов и рокеров, скинхедов и панков, — которых то отвергают, то порицают, то канонизируют; в разных случаях в них видят то угрозу общественному порядку, то безобидных клоунов"3 (пер. мой. — В.А.).

Сегодня в исследовательской и популярной литературе наблюдается интерес преимущественно к субкультурам в узком смысле. Вследствие этого такое понимание субкультуры фактически становится основным, хотя определения, приводимые в энциклопедических и справочных изданиях, по-прежнему трактуют субкультуры широко. Можно привести следующий пример определения субкультур в широком смысле: "...наиболее крупные сегменты це-

1 Lee A. Levels of Culture as Levels of Social Generalization // American Sociological Review. 1945. N 10. P. 125—143.

2 Gordon M. The Concept of the Sub-culture and Its Application // Social Forces. 1947. 26 October. P. 40.

3 Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. L., 1984. P. 2.

лостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексом черт)"4. Не вполне ясно, что подразумевает автор под "социальной культурой". Если это часть национальной культуры, культура некоторой социальной группы, то как она соотносится с субкультурами?

Противоположный пример — сведение всех субкультур к "молодежным". В частности, в книге Е.Л. Омельченко утверждается, что «субкультуры — это яркое открытие "молодежи" и ее исследователей»5. Ю.Е. Милютин, отождествляя понятия "молодежная культура" и "субкультура", отмечает: "Что касается молодежной культуры, то в социологической литературе она аттестуется как субкультура, т.е. относительно самостоятельная часть целостного образования культуры, проявляющаяся в самых разнообразных формах: внешности, одежде, поведении, ценностных пристрастиях, языке (в том числе и жаргонной речи) и т.п."6.

Среди прочих наименований, используемых для обозначения сегментов культуры, следует отметить термины "co-culture" и "контркультура". Термин "co-culture" ("совместная культура" или "со-культура") был введен М. Орбом в 1996 г. в работе «Laying the Foundation for Co-cultural Communication Theory: An Inductive Approach to Studying "Non-dominant" Communication Strategies and the Factors that Influence Them». Выбор термина был обусловлен желанием избежать коннотаций "низший" или "меньшинство" при описании коммуникативных стратегий "недоминирующих" социальных групп. Такие группы могут выделяться на основании возраста, класса, этничности, религии, способностей, сексуальной ориентации и др. По сути, в трактовке М. Орба (а также его последователей, например Л. Самовара) термин "co-culture" обозначает то же, что и субкультуры в широком смысле. Несмотря на более корректную формулировку, термин не был принят большинством авторов.

Термин "контркультура" был введен Т. Роззаком7 в 1968 г. и трактовался как "целостное мировосприятие, противостоящее доминирующей культуре и отрицающее ее базовые ценности"8. Из-

4 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. С. 151.

5 Омельченко Е.Л. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. 2004. № 4 (36). URL: http:// www.regioncentre.ru/resources/articles/article3/ (дата обращения: 06.12.2012).

6 Милютин Ю.Е. Размышление о вербальном языке молодежной культуры // Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С. 163.

7 Roszak T. The Making of а Counter-Culture. Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. Garden City, 1969.

8 Бондаренко О.Ю. Антиномия "мудрость — безумие" в контркультуре США 1950—1960-х гг.: Автореф. дисс. ... канд. культурологии. М., 2009. С. 7.

начально он относился к конкретному культурному явлению — протестным американским общественным движениям 50—60-х гг. XX в., однако сегодня он употребляется для обозначения и других сходных движений.

Разница между субкультурой и контркультурой заключается в масштабах и объекте протеста, который, как показывает О.В. Чи-бисова9, присущ и тому и другому явлению. Протест в субкультуре осуществляется на микроуровне, уровне сознания и поведения отдельного индивидуума. Протест же в контркультуре направлен на изменение общества, каких-либо его ценностей или институтов.

Иногда некоторые контркультурные черты могут быть заметны и в субкультурах. Так, активисты субкультуры инвалидов прикладывают большие усилия для того, чтобы изменить доминирующие представления об инвалидах, повысить толерантность общества и в конечном итоге изменить представления о норме. В данном случае речь идет не о попытке субкультуры разрушить культуру до основания, а о сознательном усилии по изменению некоторых ее характеристик.

Наконец, необходимо остановиться на термине "доминирующая культура". В русскоязычной литературе также используются синонимы: "господствующая культура"10, "общая", "основная"11, "преобладающая и нормативная"12, "срединная"13, а также просто "культура" и "Культура"14. В англоязычной литературе доминирующая культура часто обозначается как "culture"15 без дополнительных определений, а также как "dominant culture"16 и "parent culture"17 (при рассмотрении молодежных субкультур).

Из-за кажущейся очевидности смысла этого понятия ему не всегда даются определения. Приведем одно из них: "...совокуп-

9 См.: Чибисова О.В. Изучение субкультур в терминах протеста // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 94—98.

10 Культурология. XX век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я. Левит. СПб., 1998; Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М., 2002; Бушма-рина Н.Н. Анализ отечественной и зарубежной литературы по молодежным субкультурам // Мир образования — образование в мире. 2008. № 3.

11 Флиер А.Я. Указ. соч.

12 Бушмарина Н.Н. Указ. соч.

13 Ерасов Б.С. Социальная культурология. 3-е изд. М., 2000.

14 Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

15 Jenks C. Subculture. The Fragmentation of the Social. L., 2005; Gelder K. Subcultures: Cultural histories and social practice. L.; N.Y., 2007.

16 Downes D. The Delinquent Solution: A Study in Subcultural Theory. L., 1966; Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures. L.; Boston, 1980.

17 The Post-Subculture Reader / Eds D. Muggleton, R. Weinzierl. Oxford; N.Y., 2003; Cohen P. Subcultural Conflict and Working Class Community // Working Papers in Cultural Studies. 1972. N 2.

ность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой"18. Однако взгляды на соотношение субкультур и доминирующей культуры могут быть разными. Еще в 1966 г. Д. Даунс ставил вопрос: «Что составляет "культуру" сложного общества: все его субкультуры, только их сходства или доминирующая субкультура? Грубо говоря, где заканчивается культура и начинается субкультура?»19 (пер. мой. — В.А.).

Иногда термин "доминирующая культура" отождествляется с представлениями о культуре в целом: "Субкультура — это часть общей культуры нации, <...> которая получила название доминирующей культуры"20. Представляется, однако, разумным разграничить доминирующую культуру и культуру нации в целом. Если "гетеросексуальные мужчины-американцы европейского происхождения, принадлежащие к среднему или высшему классу"21, формируют доминирующую культуру США, то она одна не может рассматриваться как вся культура американского общества. Представляется более логичным выделять субкультуры, доминирующую культуру (которую, действительно, можно назвать доминирующей субкультурой) и культуру в целом, объединяющую культуры и субкультуры общества.

Термин "субкультура" в определенном смысле может называться "зеркалом" научных интересов того или иного периода, что обусловливает подвижность его границ. Функционируя как в научном дискурсе, так и в контексте молодежного сленга, это понятие требует внимательного отношения и четкого указания на его смысловое наполнение в каждом случае употребления.

Список литературы

Бондаренко О.Ю. Антиномия "мудрость — безумие" в контркультуре США 1950—1960-х гг.: Автореф. дисс. ... канд. культурологии. М., 2009.

Бушмарина Н.Н. Анализ отечественной и зарубежной литературы по молодежным субкультурам // Мир образования — образование в мире. 2008. № 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 3-е изд. М., 2000. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М., 2002.

18 Кравченко А.И. Указ. соч. С. 59.

19 DownesD. The Delinquent Solution: A Study in Subcultural Theory. L., 1966. P. 4—5.

20 Кравченко А.И. Указ. соч. С. 62.

21 Orbe M. Constructing Co-Cultural Theory: An Explication of Culture, Power, and Communication. Thousand Oaks, 1998. P. 2.

Культурология. XX век: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я. Левит. СПб., 1998.

Милютин Ю.Е. Размышление о вербальном языке молодежной культуры // Введение в культурологию / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003.

Омельченко Е.Л. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. 2004. № 4 (36). URL: http://www.regioncentre.ru/resources/articles/article3/ (дата обращения: 06.12.2012).

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

Чибисова О.В. Изучение субкультур в терминах протеста // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2011. № 1 (21).

Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures. L.; Boston, 1980.

Cohen P. Subcultural Conflict and Working Class Community // Working Papers in Cultural Studies. 1972. N 2.

Downes D. The Delinquent Solution: A Study in Subcultural Theory. L., 1966.

Gelder K. Subcultures: Cultural Histories and Social Practice. L.; N.Y., 2007.

Gordon M. The Concept of the Sub-culture and Its Application // Social Forces. 1947. 26 October.

Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. L., 1984.

Jenks C. Subculture. The Fragmentation of the Social. L., 2005.

Lee A. Levels of Culture as Levels of Social Generalization // American Sociological Review. 1945. N 10.

Orbe M. Constructing Co-Cultural Theory: An Explication of Culture, Power, and Communication. Thousand Oaks, 1998.

Roszak T. The Making of а Counter-Culture. Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. Garden City, 1969.

The Post-Subculture Reader / Eds D. Muggleton, R. Weinzierl. Oxford; N.Y, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.