Научная статья на тему 'К вопросу о свойствах медиадискурса'

К вопросу о свойствах медиадискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
943
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА МЕДИАДИСКУРСА / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ПРАГМАТИКА / СЕМАНТИКА / СИНТАКТИКА / PROPERTIES OF MEDIA DISCOURSE / INTERCONNECTION / PRAGMATICS / SEMANTICS / SYNTACTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солнцева Елена Сергеевна

Впервые дается систематизированное представление о свойствах медиадискурса и их взаимосвязи. Выделяются прагматические, семантические и структурные характеристики медиадискурса. Они подразделяются на общие, присущие как медиадискурсу, так и медиатексту, и на специфические, свойственные именно для медиадискурса. Вывод о взаимосвязи разных свойств представляется наглядно в виде схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the properties of the media discourse. The authors give a systematic description of the properties of the media discourse and their relationship. The author highlights pragmatic, semantic and structural characteristics of the media discourse. General characteristics are claimed to be inherent both in the media discourse and the media text, while specific characteristics are related to the media discourse alone. The conclusion about the relationship of different characteristics is presented graphically.

Текст научной работы на тему «К вопросу о свойствах медиадискурса»

5. Пономарева О.А. Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2013.

6. Пономарева О.А. Когнитивные модели имиджевого воздействия в российских и американских СМИ // Языковая личность в современном мире: материалы межвуз. науч.-практ. конф. (к 15-летию Ингушского государственного университета) / отв. ред. А.М. Мартазанов. Назрань, 2009. С. 98-100.

7. Пономарева О.А. Политический имидж и его сущность // Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2007. С. 94-99.

8. Пономарева О.А., Столбова Е.Г. Риторико-семантический анализ политического имиджа в российских и американских СМИ // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 17. С. 132-137.

9. Русина В.В. Информационная политика в сфере СМИ в демократическом обществе: основные принципы и формы реализации в регионе: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.

10. Zheltukhina M.R., Klushina N.I., Ponomaren-ko E.B., Vasilkova N.N., Dzyubenko A.I. Modern Media Influence: Mass Culture - Mass Consciousness -Mass Communication // XLinguae Journal. October 2017. Vol. 10. Is. 4. P. 96-105.

7. Ponomareva O.A. Politicheskij imidzh i ego sushchnost' // Kommunikativnye tekhnologii v obra-zovanii, biznese, politike i prave: materialy Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 2007. S. 94-99.

8. Ponomareva O.A., Stolbova E.G. Ritoriko-se-manticheskij analiz politicheskogo imidzha v rossij-skih i amerikanskih SMI // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2011. № 17. S. 132-137.

9. Rusina V.V. Informacionnaya politika v sfere SMI v demokrati-cheskom obshchestve: osnovnye principy i formy realizacii v regione: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2005.

Communicative technologies

for creating the image of a modern

politician

The article presents the main communicative methods of exerting influence in creating a political image in the media.

Key words: political image, communicative technologies, mass media, methods of influence.

(Статья поступила в редакцию 05.08.2019)

* * *

1. Zheltuhina M.R. Politicheskij i mass-medial'-nyj diskursy: voz-dejstvie - vospriyatie - interpretaciya // Yazyk, soznanie, kommunikaciya: sb. st. M.: MAKS Press, 2003. Vyp. 23. S. 38-51.

2. Zheltuhina M.R. Specifika vliyaniya verbali-ki i neverbaliki mass-medial'noj kommunikacii na izbiratel'nyj process // Massovaya kul'tura na rubezhe XX-XXI vekov: Chelovek i ego diskurs. M., 2003. S. 109-132.

3. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi. 5-e izd. M.: LKI, 2008.

4. Parshin P.B. Issledovatel'skie praktiki, predmet i metody politicheskoj lingvistiki // Problemy priklad-noj lingvistiki = Scripta linguisticae applicate. M., 2002. S. 181-208.

5. Ponomareva O.A. Verbalizaciya politicheskogo imidzha v rossijskih i amerikanskih sredstvah mas-sovoj informacii. Volgograd: Volgogr. nauch. izd-vo, 2013.

6. Ponomareva O.A. Kognitivnye modeli imid-zhevogo vozdejstviya v rossijskih i amerikanskih SMI // Yazykovaya lichnost' v sovremennom mire: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (k 15-letiyu Ingushskogo gosudarstvennogo universiteta) / otv. red. A.M. Martazanov. Nazran', 2009. S. 98-100.

Е.С. СолНцЕвА (Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ О СВОЙСТВАХ МЕДИАДИСКУРСА

Впервые дается систематизированное представление о свойствах медиадискурса и их взаимосвязи. Выделяются прагматические, семантические и структурные характеристики медиадискурса. Они подразделяются на общие, присущие как медиадискурсу, так и медиатексту, и на специфические, свойственные именно медиадискурсу. Вывод о взаимосвязи разных свойств представляется наглядно в виде схемы.

Ключевые слова: свойства медиадискурса, взаимосвязь, прагматика, семантика, синтак-тика.

Медиадискурс, или «совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации» [2], характеризуется в том числе как набор медиатекстов в

О Солнцева Е.С., 2019

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сочетании с их экстралингвистическими факторами, идеологическими установками и прочими условиями их создания и существования [18; 19]. При таком подходе остается открытым вопрос о свойствах медиадискурса, в которые, с одной стороны, включаются свойства медиатекста, а с другой - специфические характеристики собственно медиадискурса.

В различных публикациях встречается около двадцати основных свойств данного вида дискурса, находящихся в тесной взаимосвязи и дополняющих друг друга. Каждое из этих свойств описывается отдельно у целого ряда авторов, однако заслуживает особого интереса целостное и комплексное рассмотрение характеристик медиадискурса. Систематизация и компактное представление данной темы проводятся впервые и смогут найти применение при составлении курсов лекций по теории текста и дискурса, а также в журналистике. вывод о свойствах медиадискурса и их взаимозависимости сделан на основании изучения теоретических работ в этой области, а также в ходе непосредственного наблюдения русских («Коммерсантъ», «Ведомости» за 2019 г.), немецких (Frankfurter Allgemeine Zeitung, Süddeutsche Zeitung за 2018-2019 гг.) и англоязычных (The New York Times, The Guardian за 2016-2019 гг.) изданий.

Медиадискурс наделяется прагматическими, семантическими и синтаксическими свойствами. Исходя из прагматических параметров, которые оцениваются при анализе, медиа-дискурс рассматривается с позиций говорящего и адресата, в этом случае изучению подвергаются прагматическая направленность, модальность, когнитивные процессы в дискурсе, стратегии и тактики его порождения [13]. Выделяемыми свойствами становятся динамичность, массовая направленность / открытость, интенциональность, интерсубъективность, диа-логичность, эвокативность.

Динамичность, отмеченная, в частности, у М.Л. Макарова [10] и Т.Г. Добросклон-ской [2], подразумевает необходимость быстрого отклика на происходящее и, как результат, постоянное изменение тем статей периодического издания. современные электронные средства коммуникации существенно ускорили этот процесс обновления информации. Например, в ходе предвыборной кампании в США в 2016 г. новые статьи американского издания The New York Times публиковались каждые полчаса или час.

Такая высокая скорость предъявляет особые требования к авторам статей, поэтому

другими прагматическими свойствами, выделяемыми для медийных текстов, становятся массовость и открытость. Они определяются, например, у М.Р. Желтухиной [3], М.Ю. Казака [4], H.A. Кузьминой [8] как изменчивость автора и адресата, т. к. «текст СМИ - чаще коллективный продукт, а адресат - массовая аудитория» [4, с. 322-323]. Подтверждением этому может считаться тот факт, что источниками современных изданий, в частности европейских, становятся информационные агентства (Mexiko schickt fast 15 000 Soldaten an US-Grenze. - «Мексика посылает почти 15 000 солдат на границу с США» (SZ, 25.06.2019, SZ.de со ссылкой на dpa/fie/ebri)), и тогда авторство статей даже не указывается. Кроме того, если говорить о читателях, то к большинству современных СМИ им обеспечен свободный доступ, т. е. аудитория никак не ограничивается.

В то же время ряд статей имеет автора, например в американском издании The New York Times (U.S. Is Hosting Mexico Again? Road Trip to Columbus! - «США снова принимает Мексику? Путешествие в Колумбус!» (NYT, 07.11.2016, Sam Borden)). В этом случае от текста ожидается наличие мнений и точки зрения конкретного издания и / или человека. На сегодняшний день для доступа к более полным и содержащим индивидуальную оценку изданиям зачастую требуются регистрация и оплата (например, в изданиях «Ведомости», The Times, The New York Times, Frankfurter Allgemeine Zeitung). При учете этой тенденции закрыть информацию от широкой аудитории можно говорить об ограничении открытости и массовости медиадискурса на современном этапе.

Медиадискурс также обладает интен-циональностью, «способностью отражать авторское коммуникативное намерение» [5], т. е. он несет в себе совершенно определенные установки на убеждение, воздействие, интерпретацию в зависимости от направленности того или иного издания. Так, некоторые статьи, посвященные чемпионату мира по футболу 2018 г. в россии, содержали наряду с первоначальной интенцией рассказать о футбольных матчах также интенцию рекламировать товар (The Google Translate World Cup -«Гугл переводит чемпионат мира» (NYT, July 13, 2018, Rory Smith)).

необходимость соотнесения своего текста с принятыми социальными правилами и нормами, а также с убеждениями, оценками, установками других людей порождает интер-

субъективность медиадискурса, ориентирование статей в СМИ на читательские установки и ожидания. Это свойство упоминается, в частности, у М.Л. Макарова [10], Е.А. Кожемякина [6]. Интерсубъективность напрямую связана с открытостью медиадискурса, который на сегодняшний день уже не может существовать автономно и испытывает сильное влияние не только автора, но и адресата. Это играет особую роль при освещении знаковых событий (в частности, предвыборной кампании США 2016 г. или чемпионата мира по футболу 2018 г.): в ходе проведения таких масштабных мероприятий в изданиях создаются целые отдельные рубрики и публикуются подробные текстовые, фото- и видеоматериалы по теме.

коммуникативным намерением автора также становится порождение обсуждений, дискуссий на определенную тему, читательский отклик. Когда авторская интенция порождает интенцию адресата - поделиться новостью, обсудить ее, можно говорить о проявлении такого свойства, как диалогичность. Диалогичность - это «наличие обратной связи в виде совокупного последовательного упорядоченного обмена коммуникативными актами (высказываниями)» [17]. Такая характеристика отмечена у М.Р. Желтухиной как «диссенс-ная ориентированность» - создание противоречия с последующей дискуссией [3]. Отталкиваясь от политического дискурса, наделенного этим свойством в первую очередь, нельзя не признать стремление к диалогичности и у медиадискурса в целом. Это обусловлено, прежде всего, широчайшими современными возможностями для обмена новостями и их комментирования в Сети. Так, абсолютно все статьи исследованных изданий содержат ссылки на дискуссию, часто также напрямую с автором статьи.

Эвокативность - относительно новое свойство медиадискурса, выделенное впервые у З.К Беданоковой, отображает когнитивную связь текстов медиадискурса с набором знаний и установок читателей и рассматривается в рамках семиотического подхода [1], это свойство также характеризуется у М.В. Коноваловой как «передача универсальных для субъектов коммуникации единиц знания или концептов с опорой на фоновые знания» [7]. Таким образом, за медиадискурсом закрепляется обязательная связь с социокультурными условиями его порождения в сознании реципиентов. Эвокативность рассматривается на примере рекламы, которая нуждается в от-

сылках к общим фоновым знаниям адресата и адресанта для достижения наилучшего эффекта воздействия [1].

обращаясь к семантическим особенностям медиадискурса, можно выделить такие основные свойства, как связность, интертекстуальность / прецедентность, глобальность.

Связность обобщенно, в целом, понимается как способность медиатекстов обнаруживать лексико-грамматическую локальную связность на уровне предложений (когезия) и смысловую глобальную связность на уровне всего текста (когерентность, цельность), которая в случае с электронными изданиями уже выходит за рамки отдельных текстов, рубрик или изданий и стремится далее в пространство интернета. Связность считают основным свойством текста и дискурса. она проявляется в том числе в итеративности, т. е. повторяемости элементов, рекурренции [14]. Знаковое событие очень быстро становится центром связанных между собой источников и видов информации, обеспечивая доступ читателя ко всему многообразию сведений по ключевой проблеме и самым разным ресурсам: релевантным статьям, фото-, аудио- и видеоматериалам, менее релевантным рекомендациям других читателей, предложениям о подписке, рекламе, техническим ссылкам на печать и пр. [16].

Тексты СМИ связаны между собой и за счет включения в них элементов других текстов и других культур. Такие свойства определяются как и н т е р т е к с т у а л ь н о с т ь и прецедентность. «Интертекстуальность -это транслируемый код культуры как системы традиционных для человечества ценностей материального и духовного характера, пре-цедентность - явление жизни, которое может стать или не стать фактом культуры. Специфика медиадискурса связана более с прецедент-ностью, чем с интертекстуальностью, и именно прецедентные тексты выступают как "тексты влияния" в современном социуме» [8, с. 1]. Средствами выражения прецедентности могут стать цитаты, крылатые выражения, намек, игра слов, иностилевые вкрапления и др. Этот прием часто используется в стилистически сильных позициях текста, таких как заголовок, подзаголовок, последний абзац. Например, один из заголовков издания «Коммерсантъ» звучит как Экономный платит однажды (Коммерсантъ, 25.06.2019, Олег Сапожков), что представляет собой отсылку к известной пословице «Скупой платит дважды».

Развитие в эпоху всемирного, интернационального общения привело к глобализации медиадискурса, обусловленной сильнейшим взаимовлиянием и постоянным заимствованием информации из СМИ разных стран мира [2]. Глобальность может считаться определяющим свойством медиадискурса, отличающим его от остальных видов дискурса и отражающих современную тенденцию многих сфер общества к взаимовлиянию культур, интернационализации, что проявляется в прессе раньше, чем в остальных дискурсах.

Наконец, если говорить о структуре данного типа дискурса, то выделяемыми здесь особенностями становятся системность / иерархичность, виртуальность, гипертекстуальность, поликодовость и интердискурсивность. При этом определяющей оказывается та среда, в которой медиадискурс существует сегодня, т. е. электронная сеть.

Системность / иерархичность отмечается, в частности, у М.Л. Макарова как основной принцип дискурса в целом [10]. Говоря о медиадискурсе, можно отметить наличие в нем, с одной стороны, синтаксической структуры на уровне отдельных слов, словосочетаний, предложений и абзацев, а с другой -элементов прагматической, коммуникативной структуры, определяющей композицию всей статьи в целом. Ее структура диктуется жанром медиадискурса: от заметки ожидаются краткость и информативность при меньшем влиянии автора, от интервью - форма диалога в виде односторонней беседы «вопрос от автора - ответ от собеседника», от репортажа -нарратив и авторский взгляд.

Другим специфическим свойством современных СМИ становится виртуальность, а именно их включенность в мировое интернет-пространство, существование вне осязаемого носителя. Именно виртуальность обусловливает возможность присоединения к собственно языковой составляющей медиадискурса -тексту - надъязыковых элементов, таких как гиперссылки, фото, видео, т. е. виртуальность обеспечивает гипертекстуальность и полико-довость медиадискурса. Виртуальность также становится важнейшим условием глобализации медиадискурса и его выделения в особую лингвистическую категорию [9]. Анализируемые издания начинались в виде печатных газет, однако теперь это также и онлайн-ресурсы, объединяющие и связывающие не только собственно новостные ресурсы, но и, например, социальные сети или поисковые сайты.

Гипертексту альность подразумевает способ организации медиадискурса в Сети, при котором огромное множество документов или, шире, единиц информации соединяются и образуют уже не линейную, а многомерную структуру медийных текстов [15]. Гипертекстуальность реализуется за счет использования гиперссылок - интерактивных фрагментов (отдельных слов, фраз) электронного текста, позволяющих соединить в единую сеть множество документов. Увеличение количества взаимосвязанных веб-страниц, отражающих в том числе и личную жизнь пользователей, социально значимые события, делает возможным рассмотрение гипертекста как коллективной памяти, это становится не только способом связи, но и полученным в результате этого соединения продуктом со специфической организацией [11].

Например, немецкое издание Süddeutsche Zeitung приводит в тексте гиперссылки на другие статьи, дополняющие тему: E. behauptet, er habe alleine gehandelt und keine Mittäter und Mitwisser gehabt. Die Polizei hat allerdings Hinweise auf weitere Täter. - «Э. утверждает, что он действовал один и не имел сообщников. Тем не менее, полиция подозревает наличие и других участников» (SZ, 26.06.2019, Florian Flade, Georg Mascolo und Ronen Steinke). По указанной ссылке можно получить доступ к другой статье, в которой раскрываются дальнейшие детали расследования. Гиперссылкой здесь также является и имя одного из авторов статьи, пройдя по которой читатель может увидеть краткую биографию автора и связаться с ним.

Виртуальное существование медиадис-курса и его гипертекстуальность во многом предопределяют и наличие другого свойства - полиководости, неоднородности текстов СМИ. Под этим подразумевается сочетание визуальных, вербальных или других компонентов внутри одного текстового пространства [19]. В качестве синонимов для этого свойства у разных авторов встречаются термины гетерогенность [20, с. 159-166] или ин-тегративность [8].

Текст современных СМИ, публикующихся в интернете, испещрен самими разными видами информации, а также только здесь возможны активная коммуникация и практически мгновенная реакция на события, их немедленное обсуждение в социальных сетях. Такая неоднородность медиадискурса требует от читателя восприятия информации в медиатек-сте не только путем логико-методологических

процедур, но также с участием интуитивного и творческого подходов [6]. Структура онлайн-статьи становится пестрой и трудной для удержания внимания на основном тексте, т. к. нерелевантные элементы поликодового текста (реклама, предложения о подписке, подборка актуальных статей издания) занимают около половины всего объема информации, отображаемого на странице [16].

Поликодовость влечет за собой другое свойство - интердискурсивность. Это понятие трактуется как «категория открытости текста» [19, с. 188]. Она появляется в связи с необходимостью определить отношения дискурса к дискурсу. Хотя интердискурсив-ность связана и с порождением, и с восприятием текста и дискурса, т. е. может относиться к прагматической стороне, она проявляется в особой структуре медиадискурса, что делает более логичным ее отнесение к синтаксическим свойствам медиадискурса [12]. Интер-дискурсивность предполагает взаимодействие различных над- и предтекстовых структур, операций, кодовых систем, фреймов в процессе текстопроизводства, что в конечном итоге приводит к сочетанию в пределах одного типа дискурса нескольких его видов [19]. Это свойство особенно актуально для медиадискурса, включающего в себя тексты разной тематики, а значит, и тексты, которые могут относиться к другим типам дискурса. Кроме того, виртуальность, гипертекстуальность и поликодо-

вость данного вида дискурса влекут за собой наложение на медиадискурс различных типов дискурса, существующих в виртуальном пространстве. Медиадискурс интердискурсивен в силу своей специфики, особой сочетаемости самых разнообразных элементов. Подтверждением этому может считаться наличие самых разных рубрик у одного издания и их постоянное варьирование в зависимости от того, события какой сферы выходят на первый план и в большей степени важны и интересны для читателей.

Таким образом, свойства медиадискур-са подразделяются на прагматические, семантические и структурные. ряд свойств типичен для медиатекста и медиадискурса в совокупности, но некоторые свойства присущи именно медиадискурсу и становятся для него определяющими. Массовость / открытость, интен-циональность, интерсубъективность, преце-дентность, связность, системность / иерархичность и виртуальность свойственны медиади-скурсу скорее как набору медиатекстов и могут также характеризовать медиатекст отдельно, т. е. не являются специфическими для ме-диадискурса.

Собственно свойствами медиадискурса можно назвать:

• диалогичность в ее современной интерпретации как возможность порождения целых дискуссий в реальном времени с опорой на конкретное событие;

взаимозависимость свойств медиадискурса

Семантика

> свЯзность 'прецедентность

> глобальность

Прагматика

динамичность

массовая направленность / открытость

!интенциональность интерсубъективность диалогичность

Синтактика

системность / иерархичность виртуальность гипертекстуаль поликодовость интердискурсивность

• эвокативность как когнитивную характеристику, опирающуюся на экстралингвистический контекст;

• глобальность, которая обеспечивает взаимовлияние СМИ разных стран;

• гипертекстуальность, которая делает возможной связь медиатекстов и экстралингвистических элементов;

• поликодовость как сочетание широкого спектра лингвистических и экстралингвистических ресурсов;

• интердискурсивность, которая опирается на объединение нескольких видов дискурса в одном.

Все указанные свойства так или иначе связаны между собой. На рисунке на с. 150 отображены основные зависимости, существующие между свойствами медиадискурса.

Динамичность необходима в связи с массовой направленностью и открытостью медийных текстов, а также в связи с их стремлением к глобальности. В свою очередь, глобальность предопределяется массовостью и открытостью. В основном неограниченный круглосуточный доступ самого широкого круга читателей к изданиям заставляет авторов ускорять подачу материала и также делать ее интернациональной.

Интенциональность обуславливает интерсубъективность и диалогичность текстов СМИ, а интерсубъективность зависит от их открытости. Постоянное ориентирование на читателя и возможность для читателя комментировать новостные сообщение или даже вступать в дискуссию с авторами свидетельствуют о еще большей открытости прессы и приводят к постепенному размытию границ между отдельным автором, изданием и аудиторией.

Связность влияет на системность и иерархичность в построении медийных текстов и основывается на прецедентности и поликодо-вости. Прецедентность и виртуальность способствуют глобальности медийных текстов. Связность и прецедентность также обуславливаются эвокативностью медиадискурса. Виртуальность обеспечивает гипертекстуальность медийных текстов, а гипертекстуальность, в свою очередь, определяет их поликодовость.

В результате проявления взаимозависимости этих свойств современный медиадискурс становится связанным сочетанием языковых и неязыковых элементов с самыми разными возможностями и функциями. Интердискурсив-ность оказывается следствием связности разных типов дискурса внутри одного медиади-скурса, а также виртуальности, гипертекстуальности и поликодовости современных СМИ,

в которые в зависимости от события включаются элементы политического, экономического, научного и других видов дискурса.

Связность современного медиадискурса, основанная на его вирутальности, гипертекстуальности и поликодовости, становится настолько широкой, а ресурсы Сети настолько разнообразными и не всегда релевантными, что можно говорить о связности, стремящейся в бесконечность.

Список литературы

1. Беданокова З.К. Эвокативность как когнитивно-семиотическая и речеязыковая форма (на примере российской рекламы): дис. ... д-ра филол. наук. Тверь, 2018.

2. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.

3. Желтухина М.Р. О содержании дискурса масс-медиа // Вюник Луганського педагопчного ут-верситету iменi Тараса Шевченка. 2007. № 11(128). Ч. 1. С. 27-40.

4. Казак М.Ю. Специфика современного ме-диатекста // Современный дискурс-анализ. 2011. Вып. 6. С. 320-334.

5. Клушина Н.И. Интенциональная конфигурация медийного пространства // Политическая лингвистика. 2013. № 2(44). С. 40-46.

6. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 2(73). Вып. 11. С. 13-21.

7. Коновалова М.В. Эвокация и эвокатив-ное свойство медиадискурса [Электронный ресурс] // Litem. 2018. № 3. DOI: 10.25136/24098698.2018.3.26805 URL: https://nbpublish.com/lib rary_read_article.php?id=26805 (дата обращения: 12.05.2019).

8. Кузьмина н.А. Современный медиатекст: учеб. пособие / отв. ред. Н.А. Кузьмина. Омск, 2011.

9. Лутовинова О.В. Лингвокультурологиче-ские характеристики виртуального дискурса. Волгоград, 2009.

10. Макаров М.Л. Основы теории дискурса М.: ИТДКГ Гнозис, 2003.

11. Мичурин Д.С. Прецедентный поликодовый текст в вербально-изобразительной коммуникации интернет-сообществ (на материале русскоязычных имидж-форумов): дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2014.

12. Прокофьев Г.В. Категория интердискур-сивности как средство организации медиадискур-са // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2013. № 5(133). С. 77-79.

13. Селезнева Л.В. Текстовая модальность в разных типах дискурса // Уч. зап. Рос. гос. соц. унта. 2009. Вып. 6. С. 199-203.

14. Сетраков И.Л. Итеративность в рекламе: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2010.

15. Соболева О.В. К проблеме определения понятия «гипертекстуальность» // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 7(336). Сер.: Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 72-75.

16. Солнцева Е.С. Релевантность элементов поликодового текста в The New York Times // Litera. 2018. № 1. DOI: 10.25136/2409-8698.2018.1.25194. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_25194.html (дата обращения: 05.04.2019).

17. Сулина О.В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2014. № 1. С. 217-222.

18. Уварова Е.А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2015. № 5. С. 4754.

19. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М.: Флинта: Наука, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Чичерина Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 9(47). С. 159-166.

* * *

1. Bedanokova Z.K. Evokativnost' kak kognitiv-no-semioticheskaya i recheyazykovaya forma (na pri-mere rossijskoj reklamy): dis. ... d-ra filol. nauk. Tver', 2018.

2. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: siste-mnyj podhod k izucheniyu yazyka SMI. M., 2008.

3. Zheltuhina M.R. O soderzhanii diskursa massmedia // Visnik Lugans'kogo pedagogichnogo uni-versitetu imeni Tarasa SHevchenka. 2007. № 11(128). Ch. 1. S. 27-40.

4. Kazak M.Yu. Specifika sovremennogo me-diateksta // Sovremennyj diskurs-analiz. 2011. Vyp. 6. S. 320-334.

5. Klushina N.I. Intencional'naya konfiguraciya medijnogo prostranstva // Politicheskaya lingvistika. 2013. № 2(44). S. 40-46.

6. Kozhemyakin E.A. Massovaya kommunika-ciya i mediadiskurs: k metodologii issledovaniya // Nauch. vedomosti Belgor. gos. un-ta. Ser.: Guma-nitarnye nauki. 2010. № 2(73). Vyp. 11. S. 13-21.

7. Konovalova M.V. Evokaciya i evokativnoe svojstvo mediadiskursa [Elektronnyj resurs] // Litera. 2018. № 3. DOI: 10.25136/2409-8698.2018.3.26805 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?-id=26805 (data obrashcheniya: 12.05.2019).

8. Kuz'mina N.A. Sovremennyj mediatekst: ucheb. posobie / otv. red. N.A. Kuz'mina. Omsk, 2011.

9. Lutovinova O.V. Lingvokul'turologicheskie ha-rakteristiki virtual'nogo diskursa. Volgograd, 2009.

10. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa M.: ITDKG Gnozis, 2003.

11. Michurin D.S. Precedentnyj polikodovyj tekst v verbal'no-izobrazitel'noj kommunikacii internet-so-obshchestv (na materiale russkoyazychnyh imidzh-forumov): dis. ... kand. filol. nauk. Tver', 2014.

12. Prokofev G.V. Kategoriya interdiskursivnosti kak sredstvo organizacii mediadiskursa // Vestn. Tomsk. gos. ped. un-ta. 2013. № 5(133). S. 77-79.

13. Selezneva L.V. Tekstovaya modal'nost' v raznyh tipah diskursa // Uch. zap. Ros. gos. soc. un-ta. 2009. Vyp. 6. S. 199-203.

14. Setrakov I.L. Iterativnost' v reklame: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Rostov n/D., 2010.

15. Soboleva O.V. K probleme opredeleniya po-nyatiya «gipertekstual'nost'» // Vestn. Chelyab. gos. unta. 2014. № 7(336). Ser.: Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 89. S. 72-75.

16. Solnceva E.S. Relevantnost' elementov po-likodovogo teksta v The New York Times // Litera. 2018. № 1. DOI: 10.25136/2409-8698.2018.1.25194. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_25194.html (data obrashcheniya: 05.04.2019).

17. Sulina O.V. Politicheskij mediadiskurs kak element diskursivnogo prostranstva // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Filologiya. Zhurnalistika. 2014. № 1. S. 217-222.

18. Uvarova E.A. Mediatekst i mediadiskurs: k probleme sootnosheniya ponyatij // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Lingvistika. 2015. № 5. S. 47-54.

19. Chernyavskaya V.E. Lingvistika teksta. Lingvistika diskursa. M.: Flinta: Nauka, 2013.

20. Chicherina N.V. Tipologiya mediatekstov kak osnova formirovaniya mediagramotnosti // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. Ser.: Obshchestvennye i gumanitarnye nauki. 2007. № 9(47). S. 159-166.

Towards the issue of media discourse properties

The article is focused on the properties of the media discourse. The authors give a systematic description of the properties of the media discourse and their relationship. The author highlights pragmatic, semantic and structural characteristics of the media discourse. General characteristics are claimed to be inherent both in the media discourse and the media text, while specific characteristics are related to the media discourse alone. The conclusion about the relationship of different characteristics is presented graphically.

Key words: properties of media discourse, interconnection, pragmatics, semantics, syntactics.

(Статья поступила в редакцию 02.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.