Научная статья на тему 'К вопросу о сущности совместного производства на базе прямого иностранного инвестирования'

К вопросу о сущности совместного производства на базе прямого иностранного инвестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолина Елена Эдуардовна, Горностаева Людмила Александровна

The article looks upon the issues of participation of foreign investments in Russian economy, their involvement in some branches of industry. The author represents the comparative analysis of the branch structures concerning the formation and dynamics of the investments at the period of 1995-2002. The article also emphasizes the joint enterprises as the basic form of participation of direct foreign investments into the economy, classifies the joint enterprises, their organizational and legal forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the essence of joint production based on direct foreign investment

The article looks upon the issues of participation of foreign investments in Russian economy, their involvement in some branches of industry. The author represents the comparative analysis of the branch structures concerning the formation and dynamics of the investments at the period of 1995-2002. The article also emphasizes the joint enterprises as the basic form of participation of direct foreign investments into the economy, classifies the joint enterprises, their organizational and legal forms.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности совместного производства на базе прямого иностранного инвестирования»

2) создать механизм аккумулирования инвестиционных ресурсов для отраслей производственного сектора, новой рыночной инфрастуктуры, способной организовать устойчивый инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала в масштабах отраслей и регионов;

3) активизировать работу с инвесторами стран СНГ.

За последнее десятилетие было упущено немало возможностей для проведения эффективной антикризисной политики и перехода к экономическому росту. Оценивая ситуацию сегодня, после трехкратного падения производства промышленной продукции, пятикратного сокращения инвестиций, более чем десятикратного снижения объемов НИОКР, выйти на траекторию устойчивого экономического роста гораздо сложнее, чем накануне либеральной революции 1991 г. Российский научно-производственный потенциал сильно разрушен, а большая часть капитала потреблена или вывезена за границу. По оценке специалистов для обеспечения его воспроизводства объем инвестиций должен быть увеличен в 2,5-3 раза [8]. Сделать это необходимо в ближайшие два-три года, поскольку вследствие чрезмерного износа производственных фондов, составляющего 60-70 %, а через три

года ожидается их массовое выбытие на 25 %, а к 2006 г. - на 50 % [9]. Как свидетельствуют уроки десяти лет российских реформ и опыт преодоления структурных кризисов в других странах, самопроизвольного выздоровления рыночной экономики не бывает. Здесь требуется система мер государственной политики, направленной на поддержание экономического развития, включая структурную перестройку экономики на основе ее технологической модернизации.

1. Социально-экономическое положение России. М., 1999. С. 112.

2. Статистическое обозрение 2002. № 2 (41). С. 57.

3. Россия в цифрах. М., 2000. С. 326.

4. Статистическое обозрение. 2005. № 3 (54). С. 105.

5. Коммерсант-БаЛу. 1999. 17 янв.

6. Обзор экономики России. 2002. № 3. С. 136.

7. Хейфец Б. // С.В. 2001. 28 марта. № 11 (59). С. 7.

8. Белоусов А. // Экономические стратегии. 2000. Май-июнь. С. 50.

9. Вальтух К. К экспертизе «Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу». Новосибирск, 2000. С. 4-7.

Поступила в редакцию 6.04.2006 г.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА БАЗЕ ПРЯМОГО ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Е.Э. Смолина, Л. А. Горностаева

Smolina E.E., Gornostaeva L.A. On the essence of joint production based on direct foreign investment. The article looks upon the issues of participation of foreign investments in Russian economy, their involvement in some branches of industry. The author represents the comparative analysis of the branch structures concerning the formation and dynamics of the investments at the period of 1995-2002. The article also emphasizes the joint enterprises as the basic form of participation of direct foreign investments into the economy, classifies the joint enterprises, their organizational and legal forms.

Для каждого субъекта хозяйствования одним из важнейших условий сохранения своих позиций на рынке и достижения успехов в дальнейшей деятельности является развитие и совершенствование его производства. В условиях рыночной экономики, конкуренции между субъектами хозяйствования возможность выжить предоставляется только

тем предприятиям, которые организуют свою деятельность в соответствии с научнотехническим прогрессом, обновляют ассортимент и улучшают качество продукции, оптимизируют уровень издержек производства и обращения. Решение перечисленных вопросов требует вложения значительного объема средств в инвестиции и грамотной орга-

низации процесса управления инвестиционной деятельностью [1].

В современный период, что актуализирует затронутые в статье научные вопросы, огромную значимость приобретают в рамках функционирования каждой отраслевой организации внешние инвестиции, которые непосредственно направляются в адрес функционирующего предприятия либо со стороны отечественных институтов, либо со стороны иностранных государственных образований и различных международных организаций и ассоциаций. В обоих случаях любой прилив инвестиций в промышленно-производственную или коммерческую деятельность предприятия не только оздоравливает их экономику, но и формирует определенные благоприятные предпосылки и факторы для дальнейшего их рыночно-хозяйственного развития и стратегического движения в сторону развитых в хозяйственном отношении адекватных организаций и структур.

Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей [2].

По причинам, главным образом, идеологического характера прямые иностранные инвестиции получили доступ в СССР лишь в 1987 г. Согласно законодательным актам, принятым в январе того же года, участие иностранного капитала разрешалось только в форме совместных предприятий (СП). Доля иностранного партнера не могла превышать 49 %. СП был предоставлен ряд льгот (таможенные, налоговые и др.). В отличие от национальных предприятий, на которые в то время распространялся жесткий административный режим, СП получили возможность самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией. Они обладали правом свободно импортировать товары и приобретать на внутреннем рынке оборудование и сырье. Постепенно порядок образования СП упрощался, льготы им расширялись. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать предприятия со 100 %-ным участием [3].

В 2000-е гг. совместное предпринимательство на территории России может основываться как на прямых иностранных инве-

стициях, так и на договорных отношениях без трансферта иностранного капитала (франчайзинг, лизинг).

Обычно прямое инвестирование осуществляется в форме вложения денег в создание нового предприятия (покупке старого) или в расширении уже действующего. Часто инвестиции вкладываются в создание сборочных предприятий, т. е. предприятий, не имеющих полного производственного цикла. Это наиболее рискованный метод выхода на иностранный рынок. Обычно компания решается на этот шаг, уже приобретя достаточный опыт работы на данном рынке. Прямое инвестирование связано с высокими рисками - политическими и экономическими: политические события, которые затрагивают как финансовые и экономические отношения на внутригосударственном и межнациональном уровнях, так и имущественные риски (национализация, экспроприация, военные действия) [4].

Порядок создания, ликвидации, организационно-правовые нормы и режим деятельности предприятий с иностранными инвестициями и, в частности, совместных предприятий определяется действующим на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [5], а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий. Если каким-либо международным договором, действующим на территории РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ, применяются правила международного договора.

Для иностранных инвестиций в России закреплен национальный режим: условия

деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем для юридических лиц и граждан РФ, за исключением изъятий, предусмотренных Законом «Об иностранных инвестициях» [5, с. 41].

Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.

Иностранным фирмам запрещено участвовать в:

- производстве любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротех-

нических изделий, а также ремонте боевого оружия;

- изготовлении и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

- посеве, возделывании и сбыте культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

- переработке руд, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;

- лечении больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах;

- изготовлении орденов и медалей.

На территории РФ могут создаться и действовать:

- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия) и их филиалы (представительства);

- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (предприятия со 100 %-ным иностранным капиталом), и их филиалы (представительства);

- филиалы (представительства) иностранных юридических лиц.

Предприятия с иностранными инвестициями могут классифицироваться по нескольким признакам (табл. 1) [5, с. 42].

Таблица 1

Классификация совместных предприятий

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано:

- путем его учреждения;

- в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций;

- путем приобретения такого предприятия полностью.

На территории России, так же как и в ряде зарубежных стран, предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться в следующих организационно-правовых

формах:

- акционерные общества открытого или закрытого типа;

- товарищества с ограниченной ответственностью;

- смешанные товарищества;

- полные товарищества;

- индивидуальные частные предприятия.

При выборе вида предприятия и его организационно-правовой формы следует иметь в виду, что принципиальной разницы в порядке правового регулирования и предоставляемых льготах для предприятий различных организационно-правовых форм с участием иностранных инвестиций или без таковых действующим законодательством не предусмотрено.

При создании предприятия со 100 %-ными иностранными инвестициями зарубежный предприниматель может выбрать одну из трех форм регистрации:

- представительство - без прав юридического лица и без права самостоятельной хозяйственной деятельности:

- филиал - с правом самостоятельной хозяйственной деятельности, но без права юридического лица;

- акционерное общество закрытого или открытого типа со всеми правами юридического лица.

Первые две формы - представительство и филиал - административно подчиняются учредившей их головной зарубежной фирме, что несколько сужает их деятельность, ограничивает возможности некоторыми российскими ведомственными правилами и инструкциями.

Акционерное общество - третья форма инвестирования иностранного капитала в Россию, хотя и учреждается головной фир-

Критерии классификации Виды совместных предприятий

По местонахождению и принадлежности участников • промышленно развитые страны • промышленно развитые и развивающиеся страны • бывшие соцстраны и промышленно развитые страны • бывшие соцстраны и развивающиеся страны

По структуре партнеров • частный капитал • частные фирмы и госпредприятия • с участием национальных и международных организаций

По доле участия в капитале • на паритетных началах • с большей долей иностранного капитала • с меньшей долей иностранного капитала

По виду деятельности • научно-исследовательского характера • производственные • закупочные • сбытовые • комплексные

мой, обладает всеми правовыми возможностями для самостоятельной деятельности.

Предприятия с иностранными инвестициями могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ, и в порядке, предусмотренном законодательными актами РФ.

Обращаясь к анализу становления СП в России, можно сказать, что на начало 1997 г. в России в Государственный реестр было внесено около 20 тыс. СП с участием иностранного капитала [5, с. 43].

Наибольшее число СП с участием иностранных инвестиций (около 15 %) создано с партнерами из стран СНГ. Участие остальных стран на российском рынке в области совместного предпринимательства выглядит следующим образом: США, Германия, Китай, Финляндия, Великобритания и др. (в порядке убывания доли совместных предприятий с этими странами).

В целом за период с 1995 по 2005 г. объем иностранных инвестиций в нашу страну возрос с 266 974 млн. руб. в 1995 г. до 1 360 284 млн. руб., т. е. приумножился в динамике более чем в 5 раз [6].

В промышленности прослеживается рост инвестиций в динамике более чем в 7 раз, при этом в 1995 г. уровень их равен 91 928 млн. руб. Ее вес в части инвестиций к российским итогам составляет в 1995 г. -

34.4 %, а в 2002 г. - 42,7 % (см. табл. 2).

Так, в 1995 г. инвестиционный вес в

электроэнергетику на фоне итогов по стране равнялся 5,2 %, а в 2002 г. - 4,9 %. В топливной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой отраслях инвестиции в динамике возросли, соответственно, с

14.4 %, 1,4 %, 8,4 % и 2,9 % в 1995 г. до 20,6 %, 12,8 %, 2 % и 4,8 % в 2002 г.

Неодинаковая инвестиционная избыточность складывается в черной и цветной металлургии. В 1995 г. в инвестиционных копилках этих отраслей аккумулировалось, соответственно, 5419 и 5012 млн. руб. По мере движения вперед уже накануне XXI в. их инвестиционные резервы расширились, сформировавшись на уровнях, равных 27 118 и 42 867 млн. руб., т. е. возросли в 5 и 5,5 раза. Примерно подобная ситуация, как в цветной, наблюдается в химической и нефтехимической отраслях, а также в сфере машиностроения. Здесь в 1995 г. арсенал инвестиций равнялся 4318 и 8213 млн. руб., а в отчетном 2002 г. он возрос, соответственно, в 5,9 и 5,3 раза.

Таблица 2

Отраслевая структура иностранных инвестиций в 1995-2002 гг. (%)

Отрасль 1995 г. доля иностранных инвестиций, % 2002 г. доля иностранных инвестиций, %

Промышленность, 34,4 40,7

в том числе:

• электроэнергетика 5,2 4,9

• топливная 14,4 17,6

• нефтедобывающая 1,4 10,8

• нефтеперерабатывающая 8,4 2

• газовая 2,9 3,8

• черная и цветная металлургия

• химическая 1,6 1,9

• нефтехимическая 3,1 3,2

• деревообрабатывающая 1,3 1,3

и целлюлезнобумажная

• легкая 0,3 0,2

• пищевая 2,7 3,8

• сельское хозяйство 3,5 3,1

• строительство 2,5 2,7

Финансы, кредит, страхование и пен- 3,5 1

сионное обеспечение

Прочие отрасли 14,8 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 100 % 100 %

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, а также промышленности стройматериалов за годы сравнения отмечается рост инвестиций в 5,3 и 3,7 раза при уровнях 1995 г., равных 3296 и 2758 млн. руб.

В легкой и пищевой промышленности в 1995 г. суммарная величина инвестиций составляла, соответственно, 808 и 7316 млн. руб., а накануне XXI в. их объем возрос в 2,7 и 6,8 раза.

В сельском хозяйстве и строительстве инвестиции возросли, соответственно, в 27 и 5,5 раза, в 1995 г. равны 9284 и 6727 млн. руб. [6, с. 38].

Катастрофическая обстановка в этом смысле сформировалась в среде финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения. За это время инвестиции в их поле деятельности уменьшились с 14 173 млн. руб. в 1998 г. до 14 050 млн. руб. в 2002 г., т. е. снизились по сравнению с 1995 г. на

0,9 %. Такая типичная ситуация, конечно же, обусловлена целым сплетением причин и факторов, формирующих инвестиции и их компоненты. Но условия их образования не являются сегодня неизменными. Они трансформируются, так же как и вся экономика в целом. И меры государственного порядка как раз и направлены на улучшение их с целью роста инвестиций и их веса в стране.

Рассмотренная нами динамика роста инвестиций не только позитивно влияет на общий рынок инвестиций, но и оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Однако темп роста инвестиций, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения далеки от потенциальных возможностей России, которая со своим емким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из наиболее привлекательных с точки зрения приложения иностранного капитала в мире.

Широкому привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику мешают следующие причины:

• слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;

• несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;

• затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;

• сравнительно высокие налоги и незначительные инвестиционные льготы;

• недостаточное страхование от политического и экономического риска.

Таким образом, сегодня Россия, ее экономика, ее многочисленные регионы, отраслевые структуры не могут обойтись для своего рыночного развития без привлечения иностранных инвестиций, без совместного участия России и других зарубежных государственных образований не только в формировании необходимых инвестиций, но и в привлечении их в отдельные отраслевые структуры, автономные организации, в рыночную структуру и их филиалы, которые сегодня занимаются не только формированием объемов инвестиций, но и распределением их по территории страны. Влияние инвестиций позволит значительно расширить диапазон оздоравливающихся в рыночном отношении предприятий, а прирост их численности сегодня дает возможность решить проблему занятости россиян, внести большой вклад в экономику развития регионов. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранных инвестиций являются усиление политической, экономической и социальной стабильности в стране и выход из экономического кризиса, совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе создание совместных предприятий) могут существенно стимулировать приток этого капитала [7].

1. Глазунова ЛА. // Вопр. эконом. наук. 2006. № 2(18).

2. Международные экономические отношения / под ред. Л.Е. Стровского. М., 1999.

3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л.Н. Красавиной. М., 1994.

4. Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций (вопросы теории и методологии). М., 2002.

5. Семеко Г.В. Совместное предпринимательство. М., 2004.

6. Инвестиции в России. Официальное издание. М., 2003.

7. Чапек В.Н. Инвестиционная привлекательность экономики России. Ростов н/Д, 2006.

Поступила в редакцию 10.07.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.