Научная статья на тему 'К вопросу о сущности семейно-брачных установок молодежи'

К вопросу о сущности семейно-брачных установок молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
489
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / УСТАНОВКИ / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна, Воронина Ольга Александровна

В статье на основе анализа исследований в социологии и психологии дается авторское определение понятия «семейно-брачные установки» и представлена их структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности семейно-брачных установок молодежи»

Третье занятие проходит путем «деловой игры». В ходе данной игры отрабатывается техника собеседования, ведения деловых переговоров, самопрезентации, ориентации на психологические особенности собеседника. Оценивается степень усвоения информации и приобретения навыков. Четвертое занятие с безработными заключается в обсуждении вопросов, связанных с подготовкой к выходу на новую работу, адаптацией в коллективе, закреплением на новом рабочем месте и планированием карьеры. В конце занятий проводится итоговое тестирование, которое обрабатывается и обсуждается с безработным в индивидуальном порядке. Работник центра занятости населения может принять решение о необходимости продолжения проведения занятий.

Заключение о предоставлении государственной услуги выдается безработному, а также приобщается к личному делу получателя государственной услуги. Результаты выполнения административных процедур вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Таким образом, используемая для предоставления услуги программа социальной адаптации безработных граждан смягчает психологические последствия безработицы, оказывает содействие в трудоустройстве разных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Литература

1. Государственная служба занятости РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/37.htm/ (дата обращения: 06.10.2016).

2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».

3. Фирсов В. А. Технология социальной работы с безработными. [Текст]. Учеб. пособ. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. 207 с.

К вопросу о сущности семейно-брачных установок молодежи Волченкова Е. В.1, Воронина О. А.2

'Волченкова Елена Валерьевна / Volchenkova Elena Valerievna - кандидат педагогических наук,

доцент;

2Воронина Ольга Александровна / Voronina Olga Aleksandrovna - кандидат психологических наук,

доцент,

кафедра социальной работы и молодежной политики, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье на основе анализа исследований в социологии и психологии дается авторское определение понятия «семейно-брачные установки» и представлена их структура.

Ключевые слова: молодежь, семья, установки, семейно-брачные установки.

Определение сущности семейно-брачных установок требует рассмотрения понятия установки в социологии и психологии. Данное понятие первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими учеными для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман, 1889), а также для описания, возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах, 1905).

Общепсихологическая теория установки разработана детским психологом Д. Н. Узнадзе, согласно которому установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Установка, аккумулируя прошлый опыт, опосредует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъекта со средой [3].

В социальной психологии и социологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения установки, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.

Понятие социальной установки было введено в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким, которые определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый, прежде всего, в связи с социальными ценностями. Они рассматривали ценность как объективную сторону установки [4].

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд»». Аттитюд выполняет четыре ключевые функции: инструментальную, эгозащитную, самореализации, организации знаний [1].

Разновидностью социальной установки является брачно -семейная. В диссертационном исследовании Т. Ю. Сорокиной под брачно-семейной установкой понимается позиция личности в отношении брака и семьи, сформированная на основе опыта, которая определяет состояние готовности к браку и поведение человека в брачно-семейной сфере. Поскольку социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия, то и в структурном отношении брачно -семейной установки можно выделить такие компоненты:

- эмотивный - заключается в восприятии себя как будущего объекта брачно -семейных отношений, отражает позицию молодого человека по отношению к семейному образу жизни в целом;

- когнитивный - предполагает наличие определенных знаний, необходимых для брачно-семейного взаимодействия;

- деятельностный - определяет психологическую готовность к браку [2].

Исходя из сказанного выше, мы считаем, что семейно-брачная установка представляет собой систему взглядов и ориентаций личности относительно брака и семьи, определяющую поведение в данной сфере и способствующую либо препятствующую семейному благополучию. В структуре семейно -брачных установок мы выделяем: установки на семейные ценности, принятие семейного образа жизни; установки, влияющие на брачный выбор; установки на построение взаимоотношений в семье и с ближайшим окружением; установки на организацию жизнедеятельности семьи; установки на рождение и воспитание детей.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.

2. Сорокина Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи:

автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 22 с.

3. Узнадзе Д. Н. Общее учение об установке. СПБ.: Питер, 2004. 403 с.

4. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М: Наука, 1979. С. 86-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.