Научная статья на тему 'К вопросу о сущности российского демократического государства'

К вопросу о сущности российского демократического государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3132
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ЯВЛЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА / ESSENCE OF THE STATE / PHENOMENON / THE MAIN CONCEPTS ABOUT ESSENCE OF THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фисенко Алёна Дмитриевна, Романчук Иван Сергеевич

В настоящей статье проанализировано и раскрыто понятие сущности государства, с обоснованием актуальности темы исследования. Используя метод сравнительного анализа, автором проводится разделение понятий «сущность» и «явление». Путем применения исторического метода познания философского наследия рассмотрены основные концепции к сущности государства, сформированные в древнейшие времена. Особое внимание уделено советскому периоду в целях подробного изучения классового подхода к сущности государства. В процессе исследования автор обращается к работам Платона, Н. Макиавелли, а также К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и другим. В результате проведения исследования автором выявлена необходимость дополнить существующие подходы к сущности государства смешанным подходом, который включает в себя классовые и общесоциальные начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of essence of the Russian democratic state

In the present article the concept of essence of the state, with justification of relevance of a subject of a research is analysed and opened. Using a method of the comparative analysis, the author carries out division of the concepts "essence" and "phenomenon". By application of a historical method of knowledge of philosophical heritage the main concepts to essence of the state created in the most ancient times are considered. Special attention is paid to the Soviet period for detailed studying of class approach to essence of the state. In the course of the research the author addresses Platon, N. Machiavelli, and also K. Marx, F. Engels, V. I. Lenin's works and others. As a result of carrying out a research by the author need to add the existing approaches to essence of the state with the mixed approach which includes the class and all-social beginnings is revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности российского демократического государства»

К вопросу о сущности российского демократического государства To a question of essence of the Russian democratic state

Фисенко Алёна Дмитриевна,

Магистрант 2 курса по направлению Защита прав человека и бизнеса, Тюменский государственный университет,

Россия, г. Тюмень e-mail: alena-fisenko@list. ru

Fisenko Alyona Dmitriyevna,

The undergraduate 2 courses in the direction Human rights protection and business, Tyumen state university, Russia, St. Tyumen e-mail: alena-fisenko@list. ru

Научный руководитель Романчук Иван Сергеевич

Кандидат юридических наук, Доцент кафедры теории государства и права и международного права, проректор Тюменский государственный университет,

Россия, г. Тюмень e-mail: i. s. romanchuk@utmn. ru

Scientific adviser Romanchuk Ivan Sergeyevich

Candidate of Law Sciences, Associate professor of the theory of the state and right and international law, vice rector Tyumen state university, Russia, St. Tyumen email: i. s. romanchuk@utmn. ru

Аннотация.

В настоящей статье проанализировано и раскрыто понятие сущности государства, с обоснованием актуальности темы исследования. Используя метод сравнительного анализа, автором проводится разделение понятий «сущность» и «явление». Путем применения исторического метода познания философского наследия рассмотрены основные концепции к сущности государства, сформированные в древнейшие времена. Особое внимание уделено советскому периоду в целях подробного изучения классового подхода к сущности государства. В процессе исследования автор обращается к работам Платона, Н. Макиавелли, а также К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и другим. В результате проведения исследования автором выявлена необходимость дополнить существующие подходы к сущности государства смешанным подходом, который включает в себя классовые и общесоциальные начала.

Annotation.

In the present article the concept of essence of the state, with justification of relevance of a subject of a research is analysed and opened. Using a method of the comparative analysis, the author carries out division of the concepts "essence" and "phenomenon". By application of a historical method of knowledge of philosophical heritage the main concepts to essence of the state created in the most ancient times are considered. Special attention is paid to the Soviet period for detailed studying of class approach to essence of the state. In the course of the research the author addresses Platon, N. Machiavelli, and also K. Marx, F. Engels, V. I. Lenin's works and others. As a result of carrying

out a research by the author need to add the existing approaches to essence of the state with the mixed approach which includes the class and all-social beginnings is revealed.

Ключевые слова: сущность государства, явление, основные концепции о сущности государства.

Key words: essence of the state, phenomenon, the main concepts about essence of the state.

Цивилизованное общество сегодня не умеет находить компромиссы внутри своего существования, что нам показывают события последнего времени, говорящие о том, что оно не является устойчивым и стабильным.

В настоящее время остро назрела необходимость исследования начальных, базовых проблем теории государства, а именно, сущность государства и его назначение в обществе. По мнению автора, изучение таких фундаментальных основ станет толчком для решения практических проблем, связанных с политической сферой общества и государством, в частности, защита прав и свобод человека и бизнеса, эффективное управление государством, разделение властных полномочий, прогрессивное развитие общества и так далее.

Актуальность указанной темы работы не должна вызывать сомнения, так как, обращаясь к научной литературе по вопросу о сущности государства видно, что на сегодняшний день мнения авторов по данному предмету расходятся, и единого понимания данного определения не выведено.

Переходя непосредственно к изучению сущности российского демократического государства, необходимо провести разделение между такими категориями как «сущность» и «явление», а также определить в чем заключается сущность государства.

Под «явлением» понимается событие, совокупность процессов в природе и обществе, оно означает «явленность» этих процессов, прежде всего нашему сознанию, восприятию. Другими словами, само возникновение того или иного события или процесса уже представляет собой явление. Сущность же представляет собой внутреннюю субстанцию в противоположность внешним ее выражениям, обобщаемым в понятии «явление»; это устойчивое отношение, нечто единое в многообразии явлений. То есть, сущность отражает внутреннюю, содержательную часть явления.

Например, Российская Федерация, Великобритания, Китай - это непосредственно явления. Но в множестве таких явлений есть нечто их объединяющее и характеризующее, главное и устойчивое свойство, чем и выступает сущность государства.

Как известно, в теории выделяют два основных подхода к сущности государства, это общесоциальный (при котором государство представляет интересы всего общества и находит компромиссы между различными слоями населения) и классовый подход (в соответствии с которым государство призвано обеспечивать интересы господствующего класса).

Для всестороннего и полного анализа сущности государства предполагается необходимым обращение к философскому наследию, которое уделило особое внимание данному вопросу.

Рассмотрим основные концепции о сущности государства.

Как пишет Платон в одноименном диалоге «Государство возникает, ... когда каждый из нас не может удовлетворить себя сам, но нуждается еще во многом... Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». Таким образом, Платона можно отнести к основоположникам в учении о природе государства, причем он отмечает, что до возникновения государства существовало общество, которое могло удовлетворить свои потребности без кооперирования индивидов.

Аристотель в своих учениях рассматривал государство как общественную структуру, которая возникает на основе потребности индивида в общении, заложенная в человеке природой. Он говорит о том, что человек есть существо политическое и общественное.

Подход Макиавелли отличен от позиций философов времен античности и средневековья, согласно его идей, индивиду не присуще с рождения стремиться к политическому, он говорит о том, что политическое это результат эволюции человечества. Потребности человека меняют его природу, в особенности потребность в безопасности. Чем более усложняется жизнь общества, тем больше формируются новые потребности, порождающие новые институты, что в итоге приводит к осовремениванию государства.

Государство в соответствии с концепцией Руссо, «такая форма ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». В этом Руссо расходится во мнении с Гроцием и Гоббсом, которые обозначают правителей пастухами, а народ скотом. Руссо убежден в том, что, если воля народа создала государство, то эта же воля должна гарантировать им свободу. Необходимо указать, что работы Руссо в корне изменили направление мысли времен античности, если раньше существовала традиция уравнивать правительство и власть, то сейчас возникла идея о том, что правительство ограничено волей народа.

Подводя итог вышесказанному, автор приходит к выводу о том, что рассматриваемые теории признают только одну сторону государства - общечеловеческую, обще социальную. Многообразие этих работ составляет большую культурную ценность и отображая исторический опыт развития человечества, представляют государство как институт общественного консенсуса и достижение общего блага.

Как было отмечено выше, к сущности государства выделяется два похода. Общесоциальный подход ярко отражен в работах таких представителей, как Платон, Аристотель, Макиавелли, Руссо и др. Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению теории классового подхода.

Всем известно, что самыми выдающимися представителями этой теории выступают К. Маркс, Ф. Энгельс, и в последствии В.И. Ленин. Юридическая, философская и политическая литература советского времени заключала как догму, что государство представляет собой машину для подавления одного класса другим, организацию власти экономически господствующего класса. Именно такая позиция существовала на протяжении долгого времени и не подвергалась критике; теории, противоречащие данному направлению мысли, отвергались и не подлежали распространению в обществе.

Но, со временем теоретическая часть марксистской концепции начала крайне различаться с реальной обстановкой дел в стране. Если в теории социалистическое государство призвано было обеспечить устранение

классовости в обществе, создании демократического государства, где соблюдаются права трудящихся и прийти в конечном итоге к социализму, то на практике этот процесс был слишком затянут, все, что преподносило государство выше общества сохранилось.

В дальнейшем данный подход изжил сам себя, рассматривая государство только лишь с другой его стороны - классовости, направляя приоритет такого явления на принудительную, насильственную сторону и на усиление классовых противоречий.

Таким образом, произошел новый поворот мысли о том, что представляет собой сущность государства. В современное время мы можем утверждать, что в сущности государства нельзя отрицать ту или иную сторону. Государство, представляя интересы всего общества, так или иначе защищает интересы определенного слоя населения. Логично напрашивается вывод, два подхода к сущности государства необходимо дополнить третьим - смешанным подходом, который включает в себя в той или иной степени классовые и общесоциальные начала. Опираясь на исторический опыт нашего государства, мы имеем возможность проанализировать практический исход событий, к которому приходило наше государство на определенном этапе своего развития в зависимости от теоретической идеи, главенствующей на тот момент.

Сегодня Российская Федерация находится на пике своего исторического развития. Права и свободы человека и гражданина в нашем государстве защищены нормами права, они провозглашены Конституцией как высшая ценность. Проблема заключается в практическом соблюдении и исполнении норм закона, которые гарантируют нам права и свободы. Но, следует заметить, что нормативно закрепленные положения о правовом демократическом государстве являются целью, которую мы стремимся достичь, и ее достижение зависит не только он нормативной базы, разработанной законодательными органами нашей страны, но и от всего населения, которое также должно стремиться к постоянному и непрерывному развитию на пути к этой цели.

Итак, подведем итог вышесказанному. Сущность государства представляет собой главное и устойчивое свойство государства, которое отвечает на вопрос: кому в стране принадлежит политическая власть, и чьи интересы представляет государство. К сущности государства выделяют два подхода - общесоциальный и классовый, но следует отдельно выделить смешанный подход, который в современное время превалирует в нашем государстве.

Список используемой литературы

1. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учебное пособие. - М.:Проспект, 2009.- С.109.

2. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. - М.:СГА,2003.- С.154.

3. Платон. Платон. Диалоги. - М., 2001.- С.86.

4. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М., 1998.- С.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.