УДК 339.52
Абдулгазис В. С., к. э.н.
доцент
кафедра мировой экономики и экономической теории ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, г. Симферополь
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
ОПЕРАЦИЙ
Аннотация: в статье определены современное понятие и структура международных транспортных операций, выделены их специфические особенности; приведена схема доставки товаров в международной торговле; в статье проведена классификация транспортных операций, исследованы основные составляющие международного транспортного обслуживания.
Ключевые слова: международная торговля, международные перевозки, международные транспортные операции, особенности международных транспортных услуг, международное транспортное обслуживание
Abdulgazis V. S., candidate of economic sciences associate professor of department of world economy and economic theory SBIHECR "Crimean engineering pedagogical university"
Russia, Simferopol TO QUESTION ABOUT ESSENCE OF INTERNATIONAL TRANSPORT OPERATIONS Annotation: a modern concept and structure of international transport operations is certain in the article, their specific features are distinguished; a chart over of delivery of commodities is brought in international trade; classification of transport operations is conducted in the article, the basic constituents of an international transport service are investigational.
Keywords: international trade, international transportations, international transport operations, features of international transport services, international transport service
Актуальность исследования. Внешнеэкономическая деятельность как на микро-, так и на макро- уровне в целом и внешнеторговая в частности тесно связанны с транспортными операциями. Последние являются неотъемлемой составляющей любой внешнеэкономической торговой сделки её завершающим этапом, от которой во многом зависит эффективность всей внешнеэкономической операции. Поэтому все участники подобных отношений уделяют огромное внимание содержанию, эффективности, документальному оформлению транспортной операции. При этом вопрос об экономической сущности транспортных операций на международном уровне на современном этапе экономический отношений требует
дополнительных уточнений.
Анализ литературы показал, что данное направление является малоизученным, и работы отечественных и зарубежных экономистов посвящены в основном тенденциям развития международных перевозок, системе инвестирования в развитие международных перевозок, а также международным транспортным коридорам. Данной тематике посвящены работы Халевинская Е. Д. [3], Забоева А. И., , Поляновой Т. Н., Саркисова С. В. и др.. Однако вопрос формирования и функционирования мирового рынка сырья и тем более системы его регулирования на международном и глобальном уровне на современном этапе научных исследований остается малоизученным. Именно этой проблеме и посвящено данное научное исследование.
Целью исследования является определение сущности и основных составляющих международных транспортных операций на современном этапе.
Основной материал. Осуществляя ВЭД, участники транспортного процесса вступают в сложные отношения, механизм которых формируется под воздействием политических и экономических факторов, коммерческих и правовых международных и национальных норм, обычаев и др. Поэтому грузовладельцу необходимы профессиональные знания законодательства разных стран, международных соглашений (конвенций), обычаев, технико-экономических характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки грузов, рынка транспортных и посреднических услуг.
Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики предоставляют грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли.
Продукцией международных транспортных услуг является непосредственно процесс перемещения товаров от производителя к потребителю. Транспортные услуги являются соединительным звеном между продавцом и покупателем. При этом от эффективности транспортной операции во многом зависит эффективность внешнеэкономического договора, так как качество и своевременность доставки, сохранность груза, сохранение его физических свойств является важнейшим фактором эффективности международных поставок.
Однако транспортные услуги являются как и любые другие имеют свои специфические особенности:
1. Транспорт не производит нового товара или продукта, но именно благодаря их перемещению с одного места в другое обеспечивается продолжение процесса производства и обращения, имеет место конечное потребление выработанных товаров.
Перемещение товаров, продукции с места производства к месту потребления является той потребительской стоимостью, которую создает транспорт.
2. Реализация транспортных услуг выражается в том полезном эффекте
какой не может возникать, храниться и реализовываться в отрыве от транспорта.
3. На транспортные услуги, которые предоставляются в сфере ВЭД, влияют все факторы, которые характеризуют развитие рыночной экономики: колебание спроса и предложения товаров, цен на нефть, валютного курса, степень вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность, состояние политических и экономических отношений разных государств и тому подобное.
Таким образом, можно определить Международные перевозки, как перевозку грузов или пассажиров между двумя или несколькими странами, особенностью которых является обязательное пересечение границ как минимум двух смежных стран одним или несколькими видами транспорта.
Как правило, процесс доставки товара в международной торговле включает, прежде всего, его перевозку от внутреннего пункта производства или торговли «А» к пограничного пункта (порту) Б страны-продавца; дальше международная транзитная или морская перевозка от пункта Б к пограничному пункту (порту) В страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют общего сухопутного границы) и, в конце концов, транспортировки от пункта В к внутреннему пункту потребление Г.
Граница Граница
А -► Б -► В -► Г
Территория Международный транзитный Территория
страны-продавца или морской участок страны-покупателя
Рис. 1. Схема процесса доставки товара в международной торговле
Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимают обеспечение перевозки груза на участках А - Б, Б - В, В - Г. Эти операции осуществляются согласно договоров грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования. Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на участках маршрута перевозки Б -В. Правовые отношения, которые возникают в таких транспортных операциях между отправителем и получателем грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер. Необходимо отметить, что понятие "транспортные операции " имеет более широкое толкование, чем понятие "транспортировка груза". В международной торговле при использовании разных видов транспорта грузовладельцам необходимо выполнить ряд транспортных операций, обусловленных в контрактах базисными условиями снабжения товаров и транспортными условиями.
Содержание транспортных операций определяется характером международных перевозок или международных соединений/
Транспортные операции, как правило, классифицируются следующим образом:
• операции, которые предшествуют внешнеторговому соглашению;
• операции, которые возникают в процессе реализации соглашения;
• операции по завершению соглашения.
1. До заключения контракта необходимо: провести анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг, условий снабжение товаров, уровня тарифных и фрахтовых ставок; определить и конкретизировать транспортные условия и базисные условия снабжение для их включения в договор покупки-продажи; определить часть расходов на транспортные операции (транспортную составляющую) в контрактной цене товара.
2. В процессе выполнения внешнеторгового соглашения необходимо: заключить договора на перевозку товаров, оформить их соответствующими транспортными документами (чартером, коносаментом); подготовить товар к транспортировке (упаковать, затарить, замаркировать); оформить необходимую транспортную, техническую и товаросопроводительную документацию; застраховать груз и оформить страховой полис; подготовить и оформить грузовую таможенную декларацию; выполнить необходимые приграничные, таможенные, санитарные, ветеринарные формальности, оформить необходимые документы, оплатить расходы; осуществить расчеты с перевозчиками и др.
3. После выполнения контракта покупки-продажи необходимо: решить спорные вопросы, если они возникли между участниками транспортного процесса: предъявить претензии, решить их в установленном порядку.
Транспортное обслуживание должен быть организовано во время всего процесса перемещение товара из сферы производства в сферу потребления и включает такие понятие, как сохранение груза, который перевозится; скорость доставки регулярность, ритмичность, охрана окружающей среды. При транспортном обслуживании грузовладельцам предоставляются дополнительные услуги, такие как накопление, сохранение груза, ремонт тары, маркировки и др. Могут возникнуть и другие посреднические операции: страхование груза и транспортных средств, лизинг транспортных средств, брокерское и транспортно-экспедиционное обслуживание и т.д.
Использованные источники:
1. Абдулгазис В. С. Особенности участи РФ в международных перевозках железнодорожным транспортом / В. С. Абдулгазис. // Теория и практика современной науки. Электронный международный научно-практический журнал.- 2015.- № 3 (3).
2. Абдулгазис В. С. Международные перевозки: учебное пособие / В. С. Абдулгазис. // Симферополь: ИП Хотеева Л. В., , 2016.- 124 с. ISBN 978-59909438-0-3
3. Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Магистр, 2009. - 364 с.