Научная статья на тему 'К вопросу о сущности международного лоббизма'

К вопросу о сущности международного лоббизма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛОББИЗМ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ АКТОРЫ (ТНА) / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (МПО) / TRANSNATIONAL ACTORS (TNA) / INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (IGO) / INTERNATIONAL LOBBYING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Варвара Михайловна

Эволюция системы международных отношений способствует появлению в мировой политике новых игроков и новых форм взаимодействия между ними и традиционными государственными акторами. Одной из таких форм можно считать международный лоббизм. В статье предпринимается попытка разработки рамочного подхода к пониманию явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of international policy system creates new actors in world politics and new forms of interaction between them and traditional governmental actors. One of these forms is international lobbying. The attempt to create a framework understanding of international lobbying is made in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности международного лоббизма»

Зарубежный опыт

Варвара ВАСИЛЬЕВА

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛОББИЗМА

Эволюция системы международных отношений способствует появлению в мировой политике новых игроков и новых форм взаимодействия между ними и традиционными государственными акторами. Одной из таких форм можно считать международный лоббизм. В статье предпринимается попытка разработки рамочного подхода к пониманию явления.

Evolution of international policy system creates new actors in world politics and new forms of interaction between them and traditional governmental actors. One of these forms is international lobbying. The attempt to create a framework understanding of international lobbying is made in the article.

Ключевые слова:

международный лоббизм, транснациональные акторы (ТНА), межправительственные организации (МПО); international lobbying, transnational actors (TNA), intergovernmental organizations (IGO).

Современный этап развития мировой политики характеризуется, помимо прочего, резким увеличением числа акторов, как традиционных (государственных), так и новых — транс -национальных (ТНА)1. Резкий рост числа участников мировой политики и их крайняя разнородность способствуют интенсифика -ции и усложнению взаимодействий между ними, в первую очередь взаимодействий, связанных с процессом выработки и принятия мирополитических решений.

Теоретическим следствием подобной интенсификации и усложнения акторных взаимодействий в мировой политике становится появление многообразия концептов, пытающихся отобразить динамику и природу взаимосвязей субъектов мировой политики. С одной стороны, попытки теоретически описать происходящие на наших глазах изменения прослеживаются в теории международных отношений. Это находит выражение в появлении широкого круга «дипломатических» концептов, таких как многоуровневая диплома -тия, гражданская дипломатия (citizen diplomacy), (новая) публичная дипломатия (newpublic diplomacy)2, парадипломатия (paradiplomacy)3, многоканальная дипломатия (multi-track diplomacy)4.

С другой стороны, аналогичные попытки предпринимаются политологами, использующими для анализа мирополитиче-ских процессов теорию политических сетей и групп интересов. В результате подобного теоретического моделирования появи -лись понятие «глобальное сетевое взаимодействие» (global policy

ВАСИЛЬЕВА Варвара Михайловна — аспирант кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова VasШevaVM@ spa.msu.ru

1 В круг ТНА включаются международные неправительственные организации (МНПО), межправительственные организации (МПО), внутригосударственные регионы, межсетевые узлы, этнические и религиозные движения, сетевые структуры (например, террористические), транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ). ТНА обладают достаточным ресурс -ным потенциалом для отстаивания своих интересов в глобальном пространстве, но не имеют международно -правового статуса, закрепляющего за ними возможность участия в системе принятия мирополитических решений. См.: Лебедева М.М. Мировая политика в XXI веке: акторы, процессы, проблемы. — М. : МгИМО-Университет, 2009, с. 19.

2 См., напр.: Зонова Т.В. Новые проблемы дипломатии // Современные международные отношения и мировая политика / под ред. А.В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2005, с. 467-491.

3 См., напр.: Wolff S. Paradiplomacy: Scope, Opportunities and Challenges // The Bologna Center Journal of International Affairs, 2007, vol. 10.

4 См., напр.: Diamond L. Multi-Track Diplomacy in the 21st Century // European Platform for Conflict Prevention and Transformation; http://www.gppac. net/documents/pbp/part1/6_multit.htm

networking)! и термины, описывающие лоббизм, выходящий за пределы национальных государств: «зарубеж -ный лоббизм»; «иностранный лоббизм»; «евролоббизм» («супранациональный лоббизм»2) и, наконец, «международный лоббизм». Однако следует отметить, что в силу слабой изученности проблемы отсут -ствует не только иерархия существующих понятий, но и универсальное понимание большинства из них. Последнее замеча -ние в большей степени касается разрабо ток политологов и, в частности, понятия «международный лоббизм».

Несмотря на существование различных терминов и размытость понятия между -народного лоббизма, этот концепт может быть правомерно и эффективно использо -ван для теоретического описания процессов взаимодействия государственных и негосударственных акторов по поводу выработки, принятия и реализации решений в миро вой политике. Во -первых, вышеупомянутые акторные взаимодействия на глобаль ном уровне обладают универсальными, в основном технологическими признаками лоббизма, такими как наличие а) групп интересов, обладающих дефицитными для лиц, принимающих решения (ЛПР) ресур -сами (ТНА); б) вопросов, затрагивающих интересы групп интересов; в) процесса принятия решений по вопросам, затра -гивающим интересы групп интересов, но в который они напрямую не включены. Последнее объясняется сохранением за государствами и их объединениями (МПО) функций регулирования мирового право порядка, определения «правил игры» как на внутренней, так и на международной арене», в то время как ТНА, обладающие значительными ресурсами, формально не имеют права принятия глобальных реше ний3. Во - вторых, концепции, возникшие в теории международных отношений, пре красно отражают международный харак тер описываемых процессов, но зачастую упускают политический. Иными словами,

1 См., напр.: Benner T., Reinicke W., Witte J.M. Shaping Globalization: The Role of Global Public Policy Networks. — Gütersloh : Bertelsmann Foundation Publishers, 2002.

2 Объектом лоббизма выступает «группа стран или целый регион», а точнее, соответствующие наднациональные, супранациональные органы власти.

3 Васильева В.М. Лоббизм: проблемы теоретической интерпретации // Мир и политика, 2012, №1 (64); Лебедева М.М. Указ. соч., стр. 57.

концепт международного лоббизма может быть рассмотрен в качестве одной из наи более широких моделей, объясняющих природу и сущность акторного взаимодей ствия по поводу выработки, принятия и реализации решений в мировой политике.

Хотя термин «международный лоббизм» (international lobbying) встречается как в русскоязычных, так и в зарубежных публикациях, большинство из них носит либо практический4, либо публицисти ческий5 характер. Так что концептуали -зацию международного лоббизма следует признать недостаточной. Существующие трактовки международного лоббизма фак тически сводятся к отдельным разработ кам А.Э. Бинецкого. В соответствии с его подходом, международным лоббизмом являются лоббистские усилия «структур, чья деятельность не ограничивается одной страной, а носит межгосударственный характер», направленные на объект, кото рым «является, во первых, не одно госу дарство, а группа стран либо целый регион, а во вторых, международные региональные организации»6. Иными словами, субъектами международного лоббизма являются ТНА, а объектами — любые объединения государств, МПО. Предметом междуна -родного лоббизма может являться любой вопрос, в решении которого заинтересован субъект и который находится «в ведении» объекта. Например, предметом между народного лоббизма может выступать финансирование строительства дамбы на пограничной территории двух государств ЕС, решение по которому принимается Комиссией европейских сообществ.

Подобная широта интерпретации пред мета лоббизма позволяет отнести к этому явлению любые лоббистские действия ТНА в отношении органов власти несколь -ких государств или региональных МПО, что приводит к отсутствию сущностных различий между супранациональным и международным лоббизмом.

Рамочный подход к пониманию между

4 Напр.: Daemmrich А. International Lobbying and The Dow Chemical Company / HBS Case No. 710-027.

- Harvard Business School, BGIE Unit, 2010.

5 Напр.: Народный депутат Олейник: Lufthansa принесла в Украину международный лоббизм на грани коррупции // Крылья: Все об украинской авиации, 06.10.2006; http://www.wing.com.ua/ content/view/829/

6 Бинецкий А.Э. Проблемы формирования системы лоббирования в политическом процессе РФ : дис. ... д.полит.н.: 23.00.02. - М., 2005, с. 175.

народного лоббизма, по нашему мнению, должен содержать не только объектные или субъектные ограничения явления, но и, главное, предметную характеристику. Предмет международного лоббизма может быть определен как реформирование, частичное изменение или поддержание существующего международного норматив ного порядка и его отдельных компонен тов. Причем нормативный порядок следует понимать не только как совокупность юри дически закрепленных правил, но также и как наиболее устойчивые формы и прак тики взаимоотношений акторов в мировой политике. Грубо говоря, предмет международного лоббизма - это, в конечном счете, изменение или сохранение в неизменном виде международных «правил игры».

Подобные предметные рамки междуна родного лоббизма обусловливают объект ные ограничения. Объектами междуна родного лоббизма будут структуры, при нимающие решения, способные изменить существующий нормативный порядок на глобальном уровне. Следовательно, объ -екты международного лоббизма - это существующие уровни - ветви принятия гло -бальных решений и поддержания глобаль -ного порядка: универсальный (к которому можно отнести ООН), институционально групповой (отражающий активность G8, G20, НАТО) и индивидуально - групповой (аттестующий деятельность на между -народной арене США и их партнеров по коалициям)1. Иначе говоря, объектами международного лоббизма являются МПО, в т.ч. числе региональные, и — в отдельных случаях, круг которых определяется пред метными рамками международного лоб бизма, - органы государственной власти США.

Субъектами международного лоббизма могут выступать не только ТНА, но также национальные государства и «профессио нальные игроки», т.е. профессиональные лоббисты и их объединения, выполняю щие функции посредников между груп пами интересов (субъектами лоббизма) и лицами и центрами, принимающими решения (объекты лоббизма). К подобным «профессиональным лоббистам» на гло -бальном уровне можно отнести Ketchum (в составе Omnicom Group), Fleishman-Hillard,

1 Богатуров А.Д. Современный международный порядок // Современные международные отноше -ния и мировая политика / под ред. А.В. Торкунова.

— М. : Просвещение, 2005, с. 69—88.

Shandwick, Burson Marsteller, Hill and Knowiton и др.2 Государства могут стано -виться субъектами международного лоб бизма в тех случаях, когда они не вовле -чены напрямую в процессы принятия решений по затрагивающим их интересы вопросам и когда за фасадом «националь ного государства» скрываются группы интересов, подменяющие общественный интерес в государственном управлении узкогрупповым.

Предметные, объектные и субъект ные рамки международного лоббизма, а также особенности механизмов принятия решений в мировой политике обусловли -вают набор типичных методов лоббизма. Поскольку государства остаются един -ственными акторами системы мировой политики, наделенными правом принятия решений, то методом лоббизма решений МПО является «дипломатическое лобби» (действующее в форме давления нацио нальных правительств стран — участниц МПО).

Другим специфическим методом международного лоббизма является инфор мационное воздействие на ЛПР — так называемый «информационный лоб бизм». Информационное давление может осуществляться как напрямую, например, через экспертные структуры МПО3, так и косвенно. Последнее предполагает воз действие на ЛПР с помощью обществен ного мнения по вопросу или через незави симые экспертные центры.

Таким образом, предлагаемый подход к концептуализации международного лоб бизма, устанавливая не только объектно субъектные, но, главное, предметные рамки, отражает сущность явления. Этот подход позволяет специфицировать меж дународный лоббизм в ряду других видов деловых коммуникаций в сфере междуна родных отношений, открывая тем самым новые возможности для объяснения пози ционирования интересов крупных игро -ков в мировой политике.

2 Бинецкий А.Э. О международном лоббизме // Профессиональный PR-портал Советник.ру, 20.05.2005; http://stra.teg.ru/library/38/1/3/print

3 Напр., работа c исследовательской группой G8, созданной на базе сотрудничества универ ситета Торонто и факультета международных отношений Тринити колледжа, занимающейся информационным обеспечением деятельности саммитов G8. См.: G8 Research Group // http:// www.g8.utoronto.ca/about/g8rg_pac.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.