Научная статья на тему 'К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении'

К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1333
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / LEGAL PROCESS / STATE ADMINISTRATION / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / CONTROL / CONTROL PROCEDURES / INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубарев С.М.

В статье раскрывается понятие и сущностные черты контрольных процедур, дается их развернутая характеристика применительно к осуществлению ведомственного и внутриведомственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE NATURE OF CONTROL PROCEDURES IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article reveals the concept and the essential features of internal control procedures, given their detailed characteristics in relation to the implementation of departmental and interdepartmental control

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении»

118 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Пзу.

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. КутБфина (МГЮА)

Сергей Михайлович ЗУБАРЕВ,

доктор юридических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой административного права и процесса Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА)

zubarevsm@yandex.ru

123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 9

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ГОСУДАРСТВЕННОМ

УПРАВЛЕНИИ

В статье раскрывается понятие и сущностные черты контрольных процедур, дается их развернутая характеристика применительно к осуществлению ведомственного и внутриведомственного контроля.

Ключевые слова: юридический процесс, государственное управление, административные процедуры, контроль, контрольные процедуры, ведомственный контроль, внутриведомственный контроль.

ZUBAREVS. m.,

Professor, doctor of Law, Acting Head of Department Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

TO THE QUESTION ABOUT THE NATURE OF CONTROL PROCEDURES IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article reveals the concept and the essential features of internal

control procedures, given their detailed characteristics in relation to the implementation of departmental and interdepartmental control. Keywords: legal process, state administration, administrative procedures, control, control procedures, internal control.

Реализация органами исполнительной власти полномочий по контролю и надзору всегда таит определенную угрозу соблюдению прав и свобод граждан, законных интересов организаций, что обусловливает необходимость осуществления указанных видов деятельности в процессуальной форме.

Произошедшее в начале 2000-х годов смешение понятий контроля и надзора на законодательном уровне1 повлекло активное использование в нормативных

1 См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 1Э4-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и заменивший его Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консуль-© С. М. Зубарев, 2016 тантПлюс».

Зубарев С. М. л ла

/ / Ч \ УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении 11^3

Ш-имени О.Е. Кутафина(МПОА)

правовых актах2 и научной литературе3 термина «контрольно-надзорная процедура», которая чаще всего трактуется как последовательность административных действий, осуществляемых в процессе контрольно-надзорной деятельности. При этом не учитывается одно из основных положений теории юридического процесса о том, что контроль как специфическая форма государственной деятельности обладает собственными функциями корректирования, социальной превенции, правоохраны4. Очевидно, что именно объем и соотношение указанных функций при осуществлении контроля определяет природу контрольных процедур в административном процессе.

Функция социальной превенции выражает особую роль контроля как в предупреждении возможных правонарушений в деятельности подконтрольных объектов, так и в определении мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению.

В контрольных процедурах превалирует функция корректирования, предполагающая совершение вышестоящим органом исполнительной власти или уполномоченным должностным лицом ряда позитивных процедур по установлению соответствия функционирования подчиненных органов (например, территориального органа исполнительной власти), предприятий или учреждений требованиям законности, эффективности и целесообразности, оказание помощи в устранении выявленных отклонений прежде всего организационно-распорядительными средствами.

Только в случае выявления правонарушения субъект контроля прибегает к правоохране - привлекает виновного к юридической ответственности (как правило, дисциплинарной) либо ходатайствует об этом перед соответствующим должностным лицом. Если по результатам контроля будутустановлены признаки состава административного правонарушения или преступления, то соответствующие материалы передаются в компетентные органы.

Таким образом, контрольные процедуры можно определить как урегулированную административно-процессуальными нормами совокупность последовательно совершаемых действий субъекта контроля по установлению соответствия деятельности подконтрольного объекта требованиям законности, целесообразности и эффективности.

Контрольные процедуры, исходя из широкого понимания государственного управления, устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановле-

См., напр.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. (утв. Правительством РФ 31.01.2013); Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // СЗ РФ. 2015. № 22. Ст. 3232. О

См., напр.: Лазарев И. М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 151-155 ; Беркутова О. С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти : автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2005 ; Филатова А. В. Организационно-правовые основы регламентации административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики : автореф. дис.... докт. юрид. наук. Саратов, 2010. □

См. подробнее: Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М. : Юридическая литература, 1987. С. 31-35.

Ш

120 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

№ t

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ниями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. При этом все государственные контрольные органы имеют общий правовой режим контрольной деятельности, формируемый Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Однако контрольные полномочия и порядок их осуществления различаются, так как являются производными от правового статуса органов государственной власти и отражают их специфику. В частности, контрольные процедуры, проводимые парламентом в отношении органов исполнительной власти, прописаны в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле»5, а судебными органами - в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)6.

Важное место в установлении и осуществлении контрольных процедур занимают статутные законы, в которых определяется компетенция органа государственной власти или лица, замещающего государственную должность. Это касается как государственных органов, для которых функция контроля является основной, так и для тех, где контроль осуществляется наряду с другими функциями управления. Например, контрольная процедура по рассмотрению жалобы гражданина Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации подробно урегулирована Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»7.

Мы солидарны с мнением Е. А. Лебедевой о том, что «несмотря на различие конкретных целей контроля, правового положения осуществляющих его органов и должностных лиц, форм, в которых он может осуществляться, общие процедуры его проведения, в принципе, одинаковы, что дает основание выделить их в самостоятельную группу процедур»8. При этом действующее законодательство предусматривает их разнообразные виды.

Субъекты общественного контроля применяют контрольные процедуры в относительно «мягких» формах: обследование, экспертизы, посещения, сбор документов и иной информации, участие в работе общественных советов и комиссий государственных органов и т.п. Например, в ст. 22 Федерального закона от4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»9установлена процедура общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, проведение которой конкретизировано в других актах. В частности, Положение о порядке проведения общественной экспертизы утверждено решением совета Общественной палаты РФ от 15 мая 2008 г.10

См.: СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2304.

См.: СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391. См.: СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.

Правовое регулирование государственного контроля : монография / отв. ред. А. Ф. Ноздра-чев. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве

РФ;Анкил, 2012. С. 196.

См.: СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

См.: Положение о порядке проведения общественной экспертизы утверждено решением совета Общественной палаты РФ от 15 мая 2008 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Зубарев С. М. — пл

// ^ } УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении

Ш-имени О.Е. Кутафина(МПОА)

В сфере деятельности органов исполнительной власти контрольные процедуры осуществляются:

1) Правительством РФ в отношении органов исполнительной власти;

2) федеральными министерствами в отношении находящихся в их ведении федеральных служб и агентств (ведомственный контроль);

3) высшими должностными лицами (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) государственными органами в отношении их структурных подразделений, территориальных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении соответствующих государственных органов (внутриведомственный контроль);

5) органами исполнительной власти в отношении органов местного самоуправления, иных органов и организаций, в пределах контроля переданных им государственных полномочий.

При проведении контроля в сфере исполнительной власти преобладают властные, «жесткие» контрольные процедуры: заслушивание отчетов в порядке контроля руководителей и должностных лиц; истребование отчетов, документов; инспектирование; проведение проверок и т.п.

Универсальной процедурой государственного контроля является проведение проверок подконтрольных объектов. Так, федеральное министерство проверяет деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти по исполнению ими установленных задач и функций (ведомственный контроль).

Процедуры ведомственного контроля закреплены, как правило, в подзаконных актах. Это могут быть как специальные нормативные правовые акты (к примеру, Приказ Минюста РФ от 27 октября 2009 г. № 361 «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности»11), так и разделы актов общего характера (например, раздел IX Регламента Министерства финансов Российской Федерации12).

В частности, порядок осуществления данной контрольной процедуры в отношении подведомственных Минсельхозу России органов исполнительной власти определен в разделе IX Регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации13. В нем определяется, что плановая проверка проводится в соответствии с утвержденным Министерством планом. Внеплановая проверка организуется и проводится Министерством для рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия (бездействие) и решения указанных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Ш гп

А

- б

См.: СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство.

См.: Приказ Минфина России от 15 июня 2012 г. № 82н «О Регламенте Министерства финансов Российской Федерации» // БНАФОИВ. 2012. №51. 4

См.: Приказ Минсельхоза России от 12 февраля 2013 г. № 56 «О Регламенте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» : Законодательство.

22 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

ш-^ \

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

Основанием для проведения плановых проверок являются планы проверок, утверждаемые Министром, а для внеплановых - приказ Министерства.

Проверки деятельности подведомственных Министерству органов исполнительной власти могут быть комплексными и целевыми. При комплексной проверке подведомственные органы исполнительной власти проверяются по всем направлениям деятельности, а при целевой проверке — по одному или нескольким ее аспектам. Вопросы, подлежащие целевой проверке, определяются приказом Министерства.

Основной задачей любой проверки является контроль за выполнением подведомственными органами исполнительной власти возложенных на них задач и функций.

Проверка проводится комиссией, состав которой утверждается министром. В состав комиссии включаются работники Министерства и иные специалисты. Комиссия имеет право:

а) знакомиться со всей ведущейся в подведомственных органах исполнительной власти документацией, делать выписки, снимать копии с документов;

б) требовать от руководителей и специалистов подведомственных органов исполнительной власти необходимую информацию и справки;

в) по согласованию с руководителями привлекать работников подведомственных органов исполнительной власти к оказанию помощи комиссии.

Комиссия обязана:

а) полно, всесторонне и объективно осуществлять проверку деятельности подведомственного органа исполнительной власти;

б) подготовить акт проверки и ознакомить с его содержанием руководителей подведомственного органа исполнительной власти;

в) докладывать результаты проверки с необходимыми предложениями руковод-ству Министерства.

При проведении проверки должностные лица подведомственных органов исполнительной власти предоставляют комиссии:

а) свободный доступ в административные здания и служебные помещения в течение рабочего дня;

б) на период проведения проверки — отдельное изолированное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов и оборудованное необходимыми организационно-техническими средствами и средствами связи;

в) документы, справки, при необходимости — их копии (в том числе на магнитных носителях), а также объяснения, относящиеся к предмету проверки.

Члены комиссии:

а) выясняют все существенные для проведения проверки обстоятельства;

б) обеспечивают сохранность и возврат полученных в ходе проверки от подведомственных органов исполнительной власти оригиналов документов;

в) не разглашают полученные в ходе проверки сведения, отнесенные к охраняемой законом тайне.

В случае оказания комиссии противодействия в проведении проверки составляется соответствующий акт, прилагаемый к акту проверки, который подписывается всеми членами комиссии.

в

'М^ЖШлТ Зубарев С. М.

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении

имени O.E. Кутэфина (МПОА)

В акте проверки указываются сведения о выявленных недостатках и нарушениях, материалы проверки, обосновывающие выводы об их наличии. Акт проверки подписывается и скрепляется с прилагаемыми материалами проверки.

Руководитель проверяемого органа исполнительной власти в 10-дневный сроке даты получения акта знакомится с ним, подписывает один экземпляр с пометкой «с актом проверки ознакомлен» и направляет его в Министерство. При наличии возражений к акту проверки прилагаются замечания и пояснения, которые учитываются при принятии решения по результатам проверки.

В случае если руководитель подведомственного органа исполнительной власти отказывается от ознакомления или подписания акта проверки либо не вернул его в Министерство, на третьем экземпляре акта комиссией делается соответствующая пометка.

Департамент, ответственный за проведение проверки, обеспечивает хранение актов проверки и их передачу в архив Министерства в установленном порядке.

При выявлении по результатам проверки в действиях должностных лиц подведомственных Министерству органов исполнительной власти признаков преступления или административного правонарушения после доклада комиссии Министру копия акта проверки и прилагаемые к нему материалы направляются в правоохранительные и иные органы для рассмотрения вопроса о привлечении этих лиц к ответственности в установленном порядке.

По итогам рассмотрения акта проверки руководством Министерства принимается решение, направленное на устранение выявленных недостатков и нарушений, о котором проверявшийся орган исполнительной власти извещается в письменной форме.

Министерство вправе поручить проверенному органу исполнительной власти устранение выявленных нарушений. Подведомственный Министерству орган исполнительной власти в установленный в поручении срок устраняет указанные нарушения и направляет в Министерство (соответствующий департамент) отчет об устранении нарушений с приложением подтверждающих материалов.

Особое место в сфере государственного управления занимают контрольные процедуры внутриведомственного контроля, который представляет собой целенаправленную организующую системную деятельность руководителей, должностных лиц государственных органов по установлению соответствия функционирования подчиненных подразделений и государственных служащих нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутриведомственный контроль проводится в иерархическом порядке всеми руководителями государственных органов и их структурных подразделений, а также иными должностными лицами, поскольку является органической частью их служебной деятельности. Руководители несут персональную ответственность не только за проведение процедур внутриведомственного контроля, но и за устранение выявленных недостатков.

Все субъекты внутриведомственного контроля в зависимости от значимости их участия в общей контрольной деятельности в государственном органе распре- °

деляются по следующим уровням.

124 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

№ \

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

Субъекты внутриведомственного контроля первого уровня. Систему внутриведомственного контроля возглавляют руководитель государственного органа, осуществляющий линейный (общий) контроль, и его заместители, в компетенцию которых входит контроль в соответствии с распределением обязанностей по руководству (функциональный контроль). Определенное место в контроле отводится коллегиальным органам руководства (коллегиям). Руководитель государственного органа представляет высший уровень контроля. В его обязанности входит обеспечение всестороннего контроля в подчиненном государственном органе и его подразделениях.

Субъекты внутриведомственного контроля второго уровня. Для выполне-ния четко ограниченных управленческих задач создаются специализированные организационные единицы (управления, департаменты). Их руководители представляют средний уровень руководства, на них возложен контроль за деятельностью подчиненных им организационных единиц (средний уровень контроля). Внутриведомственный контроль также проводится руководителями уполномоченных структурных подразделений (контрольных, кадровых, финансово-экономических и т.п.) государственного органа в отношении всех государственных служащих центрального аппарата и подчиненных органов и учреждений в рамках компетенции соответствующих департаментов, управлений, отделов.

Субъекты внутриведомственного контроля третьего уровня. Каждая функция государственного органа или совокупность однородных функций закреплена за определенной организационно-структурной единицей государственного органа (как правило, отделом в составе управления, департамента). Руководители этих структурных подразделений являются ответственными исполнителями и выполняют контрольные функции в своих коллективах постоянно как служебную обязанность (нижний уровень контроля).

Процедуры внутриведомственного контроля устанавливаются, как правило, в нормативных правовых актах государственных органов. Вместе с тем применительно к деятельности государственных гражданских служащих Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»14 определяет такие контрольные процедуры, как проведение конкурсов (ст. 22), аттестаций (ст. 48), урегулирование конфликтов интересов (ст. 19) и служебных споров (ст. 70). В частности, процедура аттестации регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №110, которым утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации15.

По мнению К. О. Староверовой, указанная процедура предполагает «выполнение следующих мероприятий: формирование аттестационной комиссии; определение времени и места проведения аттестации; составление списков работников, подлежащих аттестации; установление процедуры подведения итогов оценивания; проработку вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с процедурой аттестации, его размножение, рассылку

14 См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

15 См.: Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 437.

в

'М^ЖШлТ Зубарев С. М.

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении

имени O.E. Кутвфина (МПОА)

и определение каналов и форм передачи информации); при необходимости — консультирование оценщиков со стороны специалистов, владеющих методикой аттестации»16.

На наш взгляд, приведенный перечень действий (мероприятий) является неполным, так как касается только подготовительного этапа аттестации. Автор не называет административных действий, связанных с непосредственным ее проведением. К таковым следует отнести: рассмотрение аттестационной комиссией представленных документов; заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего; в случае необходимости заслушивание его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности; принятие аттестационной комиссией решения по результатам аттестации гражданского служащего; информирование гражданского служащего о результатах аттестации; представление результатов аттестации руководителю государственного (территориального государственного) органа.

Наиболее распространенной процедурой внутриведомственного контроля является проверка структурных подразделений государственного органа, которая проводится по поручению руководителя государственного органа, как правило, должностными лицами и государственными служащими центрального аппарата государственного органа. Например, согласно Положению об организации проведения проверок деятельности структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующая процедура осуществляется Управлением внутреннего контроля Росимущества17.

Целями проведения проверок являются:

— контроль надлежащего исполнения структурными подразделениями Росимущества функций в соответствии с их компетенцией;

— выработка предложений по совершенствованию организации и повышению эффективности деятельности структурных подразделений Росимущества. Задачами проведения проверок определены:

— выявление несоответствия деятельности структурных подразделений Росимущества требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и распоряжений Росимущества, недостатков в деятельности структурных подразделений Росимущества, а также установление приведших к их появлению причин;

— разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности проверяемых структурных подразделений Росимущества;

— контроль устранения нарушений, выявленных в деятельности структурных подразделений Росимущества; ^

Й

Староверова К. О. Система деловой оценки персонала в таможенных органах Российской Федерации //Таможенное дело. 2015. № 4. С. 15—21.

См.: Приказ Росимущества от 26 декабря 2014 г. № 522 «Об утверждении Положения об организации проведения проверок деятельности структурных подразделений Феде- д

рального агентства по управлению государственным имуществом» II СПС «Консультант-Плюс».

П

* к Н к

НАУКИ ^

26 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Пзу.

ш-^ \

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

— оказание методической помощи проверяемым структурным подразделениям Росимущества путем предоставления независимых рекомендаций и предложений по совершенствованию отдельных направлений деятельности и мерам по сокращению рисков, связанных сданными направлениями деятельности. Процедура проверки включает в себя следующие административные действия:

1) планирование проверок;

2) подготовка проверки;

3) проведение проверок;

4) оформление результатов проверки;

5) доклад результатов проверки.

Качество и эффективность контрольных процедур во многом зависит от уровня их правового регулирования.

После вступления в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации среди научной общественности утвердилось мнение о том, что «необходимо создавать административно-процедурное законодательство, устанавливающее порядок осуществления публичного управления, принятие административных актов (административн е процедуры)»18. Представляется логичным, что одним из структурных элементов законодательства об административных процедурах должен стать закон, регламентирующий контрольные процедуры. В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации»19, который, по сути, направлен на регулирование административного надзора, а не государственного контроля. Думается, что, исходя и из предполагаемого названия в законе должен быть представлен отдельный раздел, посвященный общим принципам и порядку осуществления контрольных процедур.

БИБЛИОГРАФИЯ Нормативные правовые документы

1. Положение о порядке проведения общественной экспертизы утверждено решением совета Общественной палаты РФ от 15 мая 2008 г.

2. Приказ Минфина России от 15 июня 2012 г. № 82н «О Регламенте Министерства финансов Российской Федерации».

3. Приказ Минсельхоза России от 12 февраля 2013 г. № 56 «О Регламенте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации».

4. Приказ Росимущества от 26 декабря 2014 г. № 522 «Об утверждении Положения об организации проведения проверок деятельности структурных под-

Старилов Ю. Н. Административные процедуры, административное судопроизводство, ад-министративно-деликтное право: три основных направления модернизации российского законодательства // Ежегодник публичного права — 2015: Административный процесс / Б. К. Аманалиева [и др.]. М. : Инфотропик Медиа, 2015.

См.: Проект Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс».

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МПОА)

ЕСТНИК

Зубарев С. М.

К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении

127

разделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом».

5. Проект Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России).

6. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

1. Беркутова, О. С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти : автореф. дис.... канд. юрид. наук/ О. С. Беркутова. — М., 2005.

2. Горшенев, В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности / В. М. Горшенев, И. Б. Шахов. — М. : Юридическая литература, 1987.

3. Лазарев, И. М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук/ И. М. Лазарев. — М., 2002.

4. Правовое регулирование государственного контроля : монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ ; Анкил, 2012.

5. Свод законов Российской Федерации. —1997. — № 9.

6. Свод законов Российской Федерации. — 2004. — № 31.

7. Свод законов Российской Федерации. — 2005. — № 15.

8. Свод законов Российской Федерации. — 2015. — № 10.

9. Свод законов Российской Федерации. — 2015. — № 19.

10.Свод законов Российской Федерации. — 2015. — № 22.

11. Старилов, Ю. Н. Административные процедуры, административное судопроизводство, административно-деликтное право: три основных направления модернизации российского законодательства II Ежегодник публичного права — 2015; Административный процесс / Б. К. Аманалиева [и др.]. —М. : Ин-фотропик Медиа, 2015.

12.Староверова, К. О. Система деловой оценки персонала в таможенных органах Российской Федерации / К. О. Староверова II Таможенное дело. — 2015, — №4, — С. 15—21.

13. Филатова, А. В. Организационно-правовые основы регламентации административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики : автореф. дис. ... докт. юрид. наук/А. В. Филатова. — Саратов, 2010.

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.