Научная статья на тему 'К вопросу о сущности конкурентоспособности преподавателя высшей школы в современных условиях'

К вопросу о сущности конкурентоспособности преподавателя высшей школы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / SELF-КОМПЕТЕНЦИИ / SOFT-КОМПЕТЕНЦИИ / HARD-КОМПЕТЕНЦИИ / HIGHER EDUCATION / COMPETITION / COMPETITIVENESS / HIGHER SCHOOL TEACHER / SELF-COMPETENCIES / SOFT-COMPETENCIES / HARD-COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баянова А.Р.

Принципиально изменившаяся экономическая позиция в условиях распространения экономики знаний и цифровизации, определяет персональные качества человека и его уровень образования как движущую силу экономики. В рыночных условиях возрастает роль конкурентоспособности профессионала, требующей постоянной «работы» и совершенствования в любых отраслях социально-экономической деятельности. Высшее образование также рассматривается через призму конкурентоспособности, обусловливая воспроизводство конкурентоспособного человеческого капитала, включая в циклы «конкурентоспособности» преподавательский состав и образовательные организации. Автором раскрываются особенности конкурентоспособности преподавателя высшей школы в современных условиях. Делается акцент на балансе личностной позиции педагога и позиции образовательной организации в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы. Структура конкурентоспособности преподавателя высшей школы автором представлена в терминах self-, soft-, hard-компетенций. Статья является базовой для дальнейших исследований в области конкурентоспособности, разработки диагностического инструментария ее оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баянова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION OF HIGHER SCHOOL TEACHER COMPETITIVENESS ESSENCE IN MODERN CONDITIONS

The fundamentally changed economic position in conditions of the knowledge economy and digitalization spread determines the personal qualities of a person and his level of education as the driving force of the economy. In market conditions, the role of professional competitiveness increases, requiring constant work and improvement in any branches of social and economic activity. Higher education is also viewed through the prism of competitiveness, which determines the reproduction of competitive human capital, including the teaching staff and educational organizations in the cycles of competitiveness. The author reveals the features of the higher schoolteacher's competitiveness in modern conditions. The emphasis is stressed on the balance of the teacher's personal position and the position of the educational organization in the development of the higher schoolteacher's competitiveness. The structure of a higher schoolteacher's competitiveness is presented by the author in terms of self-, soft -, and hard-competencies. The article is the basis for further research in the field of competitiveness, development of diagnostic tools for its evaluation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности конкурентоспособности преподавателя высшей школы в современных условиях»

УДК 378

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Р. Баянова

Аннотация. Принципиально изменившаяся экономическая позиция в условиях распространения экономики знаний и цифровизации, определяет персональные качества человека и его уровень образования как движущую силу экономики. В рыночных условиях возрастает роль конкурентоспособности профессионала, требующей постоянной «работы» и совершенствования в любых отраслях социально-экономической деятельности. Высшее образование также рассматривается через призму конкурентоспособности, обусловливая воспроизводство конкурентоспособного человеческого капитала, включая в циклы «конкурентоспособности» преподавательский состав и образовательные организации. Автором раскрываются особенности конкурентоспособности преподавателя высшей школы в современных условиях. Делается акцент на балансе личностной позиции педагога и позиции образовательной организации в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы. Структура конкурентоспособности преподавателя высшей школы автором представлена в терминах self-, soft-, hard-компетенций. Статья является базовой для дальнейших исследований в области конкурентоспособности, разработки диагностического инструментария ее оценки.

Ключевые слова: высшее образование, конкуренция, конкурентоспособность, преподаватель высшей школы, self-компетенции, soft-компетенции, hard-компетенции

TO QUESTION OF HIGHER SCHOOL TEACHER COMPETITIVENESS

ESSENCE IN MODERN CONDITIONS

A. Bayanova

Abstract. The fundamentally changed economic position in conditions of the knowledge economy and digitalization spread determines the personal qualities of a person and his level of education as the driving force of the economy. In market conditions, the role of professional competitiveness increases, requiring constant work and improvement in any branches of social and economic activity. Higher education is also viewed through the prism of competitiveness, which determines the reproduction of competitive human capital, including the teaching staff and educational organizations in the cycles of competitiveness. The author reveals the features of the higher schoolteacher's competitiveness in modern conditions. The emphasis is stressed on the balance of the teacher's personal position and the position of the educational organization in the development of the higher schoolteacher's competitiveness. The structure of a higher schoolteacher's competitiveness is presented by the author in terms of self-, soft -, and hard-competencies. The article is the basis for further research in the field of competitiveness, development of diagnostic tools for its evaluation.

Keywords: higher education, competition, competitiveness, higher school teacher, self-competencies, soft-competencies, hard-competencies.

В современных условиях все образовательные организации высшего образования оказываются тем или иным образом вовлечены в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг. «Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования» заявлена в Законе об образовании РФ, поскольку разнообразие вузов дает возможность удовлетворения

разнообразных образовательных потребностей населения.

Существующие социально-экономические, научно-образовательные и социокультурные отношения, стратегические образовательные проекты (Наука и Образование) ставят задачи поиска собственного пути, источников и ресурсов развития университета, основная миссия которого - формирование человеческого

капитала страны. Сложившая на данный момент система федеральных и национально-исследовательских университетов, отраслевых федеральных и муниципальных университетов и вузов (строительных, медицинских,

энергетических, культуры и искусств и др.) создают конкурентную среду достаточно высокого уровня для потребителей (обучающихся), обеспечивая дифференциацию образовательной линейки по критериям качества и доступности образования.

Современная ситуация усложнена различными циклами конкурентоспособности: личной конкурентоспособностью

преподавателей, конкурентоспособностью

образовательной организации высшего образования, конкурентоспособностью

педагогического корпуса,

конкурентоспособностью системы высшего образования [1;2]. Это обусловливает динамичные условия профессиональной жизнедеятельности преподавателя высшей школы и необходимость актуализации его конкурентоспособности для удержания собственной позиции на рынке образовательных услуг.

Вопросы сущностных характеристик конкурентоспособности педагога были исследованы в рамках педагогической науки и практики. Однако, большинство исследований (А.А. Власова [3], О.Ф. Чупрова [4], В.Н. Мезинов [5], Т.В. Валежанина [6]) посвящены будущему педагогу (учителю), уровень профессиональной деятельности которого не всегда уточнен (общеобразовательная школа, система профессионального образования, высшая школа), то есть специфика будущей профессиональной деятельности не учтена в полной мере. Автор считает необходимым уточнить, что конкурентоспособность студента и выпускника педагогического вуза или университета не может быть рассмотрена в полной мере с позиций конкурентоспособного специалиста, поскольку значительный вклад в эту позицию вносит профессиональный и социальный опыт, способный существенно изменить в любую сторону качества, полученные в ходе образовательной деятельности. Принципиально важной для настоящего исследования явилась диссертационная работа И.А. Бибик [7], разработавшей в 2010 году организационно-педагогические условия

становления конкурентоспособного

преподавателя вуза, которая, безусловно, требует дополнений в современной

реальности - введения профессиональных стандартов и новых организационных требований к преподавателю высшей школы.

Сущностное исследование

конкурентоспособности преподавателя высшей школы требует выделения особенностей конкуренции в образовании, отличающегося от экономических представлений

результативностью деятельности. Конкуренция на рынке образовательных услуг в некотором роде борьба: за обучающегося, который придет в вуз, будет там учиться, вносить вклад в развитие человеческого капитала как самой образовательной организации (материальный, интеллектуальный, социальный), так и общества в отсроченной перспективе; за преподавателя, распространяющего свой интеллектуальный капитал на образовательную, научно-исследовательскую и методическую

деятельность вуза и достигающего результативности; за статус вуза, определяющего его место в рейтинге и финансирование и др.

В контексте видов педагогической деятельности преподаватель высшей школы является производителем образовательных услуг, одновременно осуществляя

образовательную, научно-исследовательскую и методическую деятельности. С педагогических позиций «качество образовательных услуг», несмотря на явную нормируемость ФГОС, имеет весьма размытые контуры и во многом субъективно, то есть, зависит не только от уровня образовательных услуг, транслируемых вузом через педагога и образовательную среду. В качестве образования основным «регулятором» является сам обучающийся, его уровень способностей, готовности, мотивации. На качество образования обучающихся как конечный «результат» деятельности

преподавателя высшей школы, влияет слишком значительное количество слабоформализуемых факторов, но, безусловно, роль педагога как наставника, тьютора, транслятора знаний, опыта и образцов действий, имеет существенное значение, наряду с выбранным учебным заведением, в совокупности образуя третьего участника педагогических коммуникаций -образовательную среду [8].

Конкурентоспособность педагога и его профессиональное мастерство создает определенные организационные условия для развития обучающегося, в том числе, участвуя в создании образовательной среды, а станут ли эти условия оптимальными для каждого конкретного студента, в значительной мере зависит от его (студента) личностных характеристик. Таким образом, педагог несет ответственность за качество «поставляемых» им образовательных услуг, а студент - за их результативность в виде приращения собственных профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций.

Тогда можно утверждать, что конкуренция преподавателей высшей школы означает: наличие требований к качествам преподавателя высшей школы; множественный выбор работодателем преподавателей высшей школы; наличие уникальных характеристик

преподавателя высшей школы, делающих его необходимым работодателю.

Результатом «конкуренции» выступают следующие позиции:

1) возможность выбора образовательных услуг для обучающегося (выбор вуза, кафедры,

педагогов для разнообразных видов и типов образовательной деятельности);

2) управление конкурентными преимуществами образовательной организации, их опережающее развитие для удовлетворения потенциальных потребностей потребителя образовательных услуг - государства, общества, обучающегося, то есть поддержка конкуренции преподавателей высшей школы; повышение требований, влияющих на качество образовательной деятельности;

3) инновационное развитие - поиск новых форм, методов и технологий обучения и развития обучающихся и самих преподавателей, способных оптимально повлиять на результативность образовательной деятельности;

4) возможность выбора места работы (вуза), когда их стратификация в зависимости от статуса (рейтинга) и финансирования обеспечивает более высокий уровень оплаты труда, более перспективные и интересные условия трудовой деятельности, отвечающие интересам и запросам преподавателя высшей школы.

Вторая составная часть искомой сущности - «способность» есть глубоко личностная характеристика, подчеркивающая возможность достижения преподавателем высшей школы индивидуальных качественных результатов в профессиональной деятельности.

Важными для нашего исследования являются несколько аспектов «способности» (Б.Г. Ананьев [9], А.Н. Леонтьев [10], С.Л. Рубинштейн [11], Б.М. Теплов [12]):

- индивидуальность способностей, формирующихся личностными особенностями человека, его восприятием, мышлением, когнитивным стилем, активностью, саморегуляцией и другими психическими функциями;

- не абстрактное наличие способности, а возможность, «пригодность» и проявление себя в профессиональной деятельности;

- скорость приобретения знаний, умений и навыков, овладение опытом предшествующих поколений и новыми видами профессиональной деятельности;

- прочность приобретенных знаний, умений и навыков, способов действий;

- успешность как результат деятельности и отражение способностей, то есть достижение поставленных целей и решение задач.

Обобщая свойства «способности» как индивидуальной характеристики человека, мы вслед за В.Д. Шадриковым [13], М.М. Калашниковым [14] и С.И. Аноновой [15] считаем, что именно способности определяют

выбор, способ и результативность деятельности преподавателя высшей школы. Поскольку путь профессионального становления педагога достаточно долог, и требует постоянного подтверждения (соответствия), то способности к данному виду деятельности проявляются в качестве результата его образовательной, научно-исследовательской и методической деятельности. Уникальные профессиональные способности педагога, формирующиеся на базе общих способностей в ходе педагогической деятельности, обусловливают его

профессиональный рост и мастерство.

Далее, раскрывая сущность дефиниции «конкурентоспособности преподавателя высшей школы» необходимо уточнить, что данная категория является непрерывным динамическим образованием. Во-первых, достижение конкурентоспособности связано с постоянными действиями преподавателя не только как повседневной работы с новыми целями и неопределенными условиями, но и постоянным движением вперед - самообучением, саморазвитием, повышением квалификации и др. То есть, поддержание состояния конкурентоспособности является непрерывной задачей, сравнимой с поддержанием формы у спортсмена. Во-вторых, современная социально-экономическая ситуация, неизбежно влияющая и на рынок образовательных услуг, такова, что внешняя и внутренняя среда вуза являются достаточно нестабильными. Объективно возникают новые характеристики (во многом связанные с глобализацией образования и глобальной конкуренцией вузов), новые требования, правила, быстро меняются образовательные стандарты, а значит, изменяются и требования ко всем видам профессиональной деятельности преподавателя высшей школы - она должна быть настолько квалифицированной, чтобы внесение изменений не составляло существенных трудовых и временных затрат.

Следующий аспект конкурентоспособности преподавателя высшей школы -гуманистический, связанный с разрешением противоречия между рыночными отношениями в сфере образования и сложностью рыночной оценки эффекта педагогической деятельности и ее нормируемостью. Многозначность ситуации и ее неопределенность формирует необходимость баланса отношений между преподавателем и работодателем (вузом) через установку определенных качественных характеристик педагога, требуемых именно этому вузу в контексте его стратегии развития, традиций

преподавания и других характеристик. Должен образоваться баланс между интересами педагога в своем профессиональном развитии и интересами образовательной организации в приросте человеческого капитала с «заданными свойствами». Кажущаяся полярность этих интересов исторически сложилась в нашей стране эпохой коллективизации и индустриализации, превращающей человека в часть некоего механизма, работающего исключительно на благо страны. Сейчас гармонизация интересов находится в сфере зоны взаимодействия педагога и образовательной организации, в которой конкурентоспособность предстает как позитивный конструкт, означающий готовность и потребность педагога к работе в современных условиях, требующих не только профессиональных качеств и знаний высокого уровня, но и личностной и социальной адаптивности, требуемых сейчас. Важно подчеркнуть и возможность разнообразных карьерных стратегий педагога, связанных с его способностями, потенциалом, желаниями -педагог не может быть в полной мере универсалом, одинаково хорошо

демонстрирующим свои педагогические, научные, методические, организационные, воспитательные и иные компетенции, безусловно, необходимые ему сегодня. У каждого есть свои сильные стороны (одна или несколько), «использовать» и развивать которые входит в задачи и ответственность работодателя - образовательной организации. Это и есть гуманитарная составляющая, приводящая в итоге к повышению конкурентоспособности самой организации на рынке образовательных услуг.

Таким образом, провозглашаемая позитивная гуманистическая конкурентоспособность

педагога снимает «крайности» в контексте диалогового формирования карьерных педагогических стратегий (вуз-преподаватель), обусловливая реальные возможности профессионального развития педагога, способного работать в современных условиях и быть востребованным на рынке образовательных услуг без ущерба личным интересам и возможностям.

Таким образом, систематизируя

рассмотренные аспекты можно сказать, что конкурентоспособность преподавателя высшей школы есть интегральная личностно-профессиональная характеристика,

представляющая собой способность гарантировать качественный результат своего труда, готовность к непрерывному

профессиональному развитию при достижении востребованности образовательной

организацией и личностного удовлетворения профессией.

Полагаем, что авторское определение конкурентоспособности преподавателя высшей школы вполне может быть описано в терминах компетенций, хорошо разработанных в науке и понятных для практики высшего образования. Тогда, структурно, конкурентоспособность преподавателя высшей школы как интегративное образование может быть представлено совокупностью трех видов компетенций, которые условно можно назвать само-компетенциями (self-skills), гибкими компетенциями (soft-skills) и жесткими компетенциями (hard-skills). Данные кластеры компетенций еще недостаточно определены в педагогической науке и практике и вариабельны в своих составляющих [16-19].

Базируясь на теории конкурентологии В.И. Андреева [20], авторское представление конкурентоспособности заключается в понимании ее как личностного образования, успешностью, активностью субъекта и его профессионально-деятельностной позицией, его «самостью». То есть, именно self -компетенции преподавателя высшей школы (мета-компетенции, само-компетенции) являются теми инициирующими качествами, побуждающими к развитию остальных компетенций -надпрофессиональных (гибких, социальных, soft) и профессиональных (жестких, hard). В свою очередь, гибкие компетенции (soft) «работают» на продвижение в профессию, в то время как жесткие компетенции (hard) определяют предметное и педагогическое поле действий преподавателя высшей школы. Формируясь на базе личностных особенностей и стандартизированных компетенций

(общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), а также учебного, учебно-профессионального и профессионального опыта, данные компетенции, взаимодействуя, образуют внешнее проявление личностно-

профессионального потенциала -

конкурентоспособность преподавателя высшей школы. Полагаем, что сущностные характеристики конкурентоспособности

преподавателя высшей школы в дальнейшем нуждаются в однозначной авторской интерпретации с тем, чтобы установить педагогический потенциал ее формирования и развития, критерии оценки и диагностический инструментарий.

Связывая конкурентоспособность

преподавателя высшей школы в современных условиях с то есть необходимостью непрерывного саморазвития во всех сферах, поскольку транслируемые знания, образцы действий являются образцом для обучающихся и должны соответствовать современному состоянию науки и практики, мы определяем несколько ключевых факторов

конкурентоспособности преподавателя высшей школы в современных условиях:

1) созидательный потенциал

конкурентоспособности, когда данное качество проецируется на результативность системы высшего образования, воплощаясь в

достижениях обучающихся, развитии образовательного пространства, научных достижениях;

2) продуктивность педагогической деятельности как результат профессионального мастерства педагога;

3) успешное профессионально-личностное самоопределение, преподавателя, формирующее мотивацию и ответственность за результат педагогической деятельности;

4) значимость конкурентоспособности педагога для образовательной организации как катализатора ее непрерывного развития.

1. Садовничий В.В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность / В.В. Садовничий // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 7-15.

2. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 112 с.

3. Власова А.А. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Власова Арина Алексеевна. - Калининград, 2002. - 181 с.

4. Чупрова О.Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Чупрова Ольга Федоровна. - Иркутск, 2004. - 207 с.

5. Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Мезинов Владимир Николаевич. -Елец, 2009. - 317 с.

6. Евплова Е.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Евплова Екатерина Викторовна. - Челябинск, 2012. - 170 с.

7. Бибик И.А. Организационно-педагогические условия становления конкурентоспособного преподавателя вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бибик Инна Анатольевна. - Благовещенск, 2010. - 227 с.

8. Левина Е.Ю. Качество как детерминанта социальной ответственности образования / Е.Ю. Левина // Профессиональное образование в России и за

рубежом. - 2017. - № 2(26). - С. 42-47.

9. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности: сборник статей // Склонности и способности. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1962. -126 с.

10. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в развитии психики человека / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 6. - С. 23-38.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; составители, авторы комментариев и послесловия: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 712 с.

12. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. - М., 1941.

13. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности [Электронный ресурс] / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. -2019. - Т. 40. - № 2. - С. 15-26. - Режим доступа: http://ras.jes.su/psy/s020595920002981-5-1

14. Калашников М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии / М.М. Калашников // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 4552.

15. Анонова С.И. К вопросу о сущности и структуре способностей / С.И. Анонова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2013. - № 1. - С. 8-17.

16. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров: научно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией В.Е. Козлова, С.В. Хусаиновой. - Казань: ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2019. - 156 с.

17. Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль "жёстких" (hard skills) и "мягких" (soft skills) компетенций в профессиональной деятельности / Т.А. Ветошкина, О.В. Полянок // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 12(72). - С. 58-62.

18. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов / Л.Н.Степанова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. -2019. - Т. 21. - № 8. - С. 65-89.

19. Мальцева А.А. Совершенствование soft skills педагогических работников как условие внедрения профессионального стандарта / А.А. Мальцева // Сибирский учитель. - 2018. - № 6(121). - С. 25-30.

20. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 468 с.

Сведения об авторе:

Баянова Альмира Рубисовна (г. Казань, Россия), аспирант Института психологии и образования ФГАОУ «Казанский федеральный университет», e-mail: almira-djl@mail.ru

Data about the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. Bayanova (Kazan, Russia), post-graduate student of the Institute of psychology and education of Kazan Federal University, e-mail: almira-djl@mail.ru

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.