Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва К.А.

В статье рассматривается сущность интерактивных методов обучения, приводится их сравнение с другими (классическими) методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS

In the article the essence of interactive teaching methods is considered, their comparison with other (classical) methods is given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

УДК 373.1

Боброва К.А. студент магистратуры научный руководитель: Гласман Н.С., к.пед.н.

доцент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация: в статье рассматривается сущность интерактивных методов обучения, приводится их сравнение с другими (классическими) методами.

Ключевые слова: интерактивные технологии, обучение математике

Bobrova K.A. graduate student Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Glasman N.S.

PhD, associate Professor Katanov Khakass State University Russia, Abakan

TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS

Abstract: in the article the essence of interactive teaching methods is considered, their comparison with other (classical) methods is given.

Keywords: interactive technologies, teaching math

В обучении школьников педагогическое сообщество использует различные методы обучения. Все методы разделяют на три вида: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы обучения - это методы, при которых ученик занимает позицию пассивного слушателя информации, сообщаемой учителем.

Активные методы обучения - это методы, при которых ученик и учитель находятся в ситуации активного диалога.

К интерактивным методам обучения относятся методы, позволяющие учителю организовать активное взаимодействие между учениками. Любой учитель в данном случае хотел бы достичь той рабочей ситуации на уроке, при которой ученики получали бы новые знания при взаимодействии друг с другом, активном сотрудничестве и содействии, самостоятельно разрешая ту или иную проблемную ситуацию, решая ту или иную учебную задачу. Ученые определяют интерактивные методы как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(17) 2018

http:y/f()rum-nauka.ru

165

созданию оптимальных условий своего развития [1-4]. По мнению некоторых исследователей, [5-7] интерактивные и активные методы имеют много общего. Применение интерактивных методов предполагает более открытое взаимодействие на уроке всех субъектов учебной деятельности, причем учащимся отводится «главная роль», а учитель - «режиссер», координатор деятельности учащихся. Взаимодействие субъектов в процессе обучения с использованием активных и интерактивных методов представлены на схеме (рисунок 1).

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕНИК

УЧЕШЖ

Рисунок 1 - Активные и интерактивные методы. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Применение интерактивных методов и средств способствуют привлечению учащихся к активному взаимодействию, к имитации деятельности, а также к участию в реальном деле (социальном проекте). Интерактивное обучение более эффективный способ (учитывая интересы

школьников и современное развитие науки и техники) обеспечения положительной мотивации учащихся к обучению математике и познавательного интереса к ней, формирования математической компетенции и решения других немаловажных педагогических задач. Интерактивное обучение при формировании математической компетенции обеспечивается использованием интерактивных методов и средств на уроках математики в основной школе. Интерактивные уроки позволяют учителю: оригинально и нестандартно подойти к организации учебно-воспитательного процесса, вовлечь весь класс в исследование и живое общение в поисках истины. При этом у ученика появляется понимание личного вклада в общую цель, развивается личная рефлексия, ребёнок учится отстаивать свою субъектную позицию, принимая во внимание нормы и правила групповой работы, школьник учится общению, повышается мотивация к обучению и познавательная активность.

При формировании математических компетенций с использованием интерактивных методов и средств необходимо опираться на основные принципы интерактивного обучения, к ним относятся:

Принцип выбора - любой субъект образовательной деятельности имеет право на выбор формы представления собственного мнения.

Принцип открытости - любой субъект образовательной деятельности не только получает знания, но узнаёт о границах их применения. Перед учащимся встают проблемы, решение которых лежит за пределами исследуемой задачи.

Принцип деятельности - любой субъект образовательной деятельности не только получает опыт, но и обменивается им с другими.

Принцип развития - любой субъект образовательной деятельности получает возможность для дальнейшего развития, получения и осмысления новой информации в педагогическом процессе.

Принцип обратной связи - любой субъект образовательной деятельности осуществлять контроль процесса обучения через: итоги каждого этапа урока, оценивание степени взаимообучения и самообучения, проведение мониторинга саморазвития учащихся.

Общеобразовательная школа сегодня широко применяет разнообразные интерактивные методы и средства обучения. Они не только усиливают эффект наглядности, но и имеют большую информативность, углубляясь в суть изучаемых объектов, повышают эмоциональность восприятия материала, помогают в построении индивидуальной образовательной траектории учащегося, понимании своей значимости в общем деле. Очень важным вопросом является роль преподавателя в новой системе обучения. Ошибочным является мнение о том, что можно полностью заменить преподавателя компьютером, роботом. Напротив, речь идет лишь об изменении характера взаимодействия учителя и учащихся в сторону большей интеллектуальной насыщенности, о создании для учащихся возможности перехода от чисто исполнительских пассивных задач

к творческим, таким, как постановка и решение все более сложных проблем.

Использованные источники:

1. Анисимов, О.С. Методология как культурное явление ХХ века 2007 год, / [Электронные ресурсы]/ О.С. Анисимов / http://sbiblio. com/biblio/archive/anisimov_metodologi. [дата обращения 14.10.2017]

2. Арутюнов, Ю.С. О классификации активных методов обучения [Текст] // V Межведомственная школа - семинар по интенсивным методам обучения. -Рига, 1983. - С.11-15.

3. Аствацатуров, Г.О. Три уровня интерактивности в мультимедийной дидактике [Текст] / Аствацатуров Г.О // Школьные технологии. - 2013. -№6. - С. 83-88.

4. Интерактивные методы в образовании: личностно созидающие смыслы [Текст]: сб. науч. ст. по матер. Международной науч.-практ. конф. / сост. H.H. Быстрова, Г.И. Пигуль; под ред. Л.Н. Куликовой. - Хабаровск: ХГПУ, 2002. - 262 с.

5. Голубкова, О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе [Текст]: учеб.-метод. пособие. СПб., 1998. - 42 с.

6. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.

7. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] / С.С. Кашлев. -Минск, «ТетраСистем», 2011. - 223 с.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(17) 2018

http:y/f()rum-nauka.ru

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.