Практическая значимость исследования состоит в том, что идеи, реализованные при формировании экоцентрической компетентности студента, могут служить основой парадигмы формирования экоцентрической компетентности каждого, кто овладел процессом субъектификации природных объектов.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов развития экоцентрической компетентности будущих агрономов. В частности, возможно усовершенствование модели развития экоцентрической компетентности и расширение области ее применения.
Литература
1. Горелов А.А. Социальная экология: учеб. пособие. - М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2004. - 608 с.
2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во МПСИ, 1999. - 305 с.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 476 с.
Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. Тел. 8 (3012) 21-97-57.
Голышева Светлана Павловна, аспирант Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected].
Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, Ulan-Ude, ph. 8 (3012) 21-97-57.
Golysheva Svetlana Pavlovna, postgraduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 159.9 © С.И. Анонова
К вопросу о сущности и структуре способностей
В статье представлен теоретический анализ проблемы способностей в зарубежной и отечественной психологии. Рассматриваются сущность и структура способностей, общие и специальные способности, их развитие и детерминанты.
Ключевые слова: способности, общие и специальные способности, интеллект, творчество, деятельность.
S.I. Anonova
To an issue of essence and structure of abilities
In the article a theoretical analysis of the problem of abilities in foreign and homeland psychology is presented. The essence and structure of abilities, the general and special abilities, their development and determinants are considered.
Keywords: ability, general and special abilities, intelligence, creativity, activity.
Изучению способностей посвящено значительное количество научных исследований как в зарубежной, так и отечественной психологии. Многих исследователей, занимающихся проблемами способностей, интересовали
в первую очередь сущность и структура способностей, влияние наследственности и факторов социальной среды, их соотношение, личностные особенности, взаимосвязь общих и специальных способностей, их развитие и детерминанты, возможности измерения и создание методов их исследования, сложные отношения способностей и видов деятельности.
Значительный вклад в изучение способностей внесли Ф. Гальтон, Ч. Спирмен, Ж. Пиаже, Дж. Гилфорд, Р.Б. Кэттелл, Г.Ю. Айзенк и многие другие. Ученые занимались изучением интеллекта как общей способности личности, влияющей на успешность выполнения определенной деятельности. Основоположником экспериментального и статистического подхода к решению проблемы по праву считается Ф. Гальтон, который предложил основные методики исследования способностей, а в частности предложил близнецовый метод в психогенетических исследованиях. Он попытался измерить параметры простейших психических процессов и объяснить влияние наследственности на индивидуальные различия людей. Но в своих эмпирических исследованиях Ф. Гальтон недостаточное внимание уделял роли социальных условий в развитии способностей. Данный аспект был рассмотрен другими исследователями. Так, Ч. Спир-мен занимался изучением профессиональных способностей и в результате своих исследований предложил двухфакторную теорию, которая предполагает: 1) О-фактор (генеральный) - общий, определяющий общую способность; 2) 8-фактор, соответствующий специальной способности - специфический, определяющий успех любой интеллектуальной деятельности. G-фактор является «монархом», которому подчиняются S-факторы. О-фактор является общей «умственной энергией», которая в той или иной мере влияет на успешность выполнения каждой конкретной деятельности. По мнению Ж. Пиаже, интеллект - некоторая способность человека, позволяющая адаптироваться к новым жизненным условиям. Он отмечал, что человек, обладающий достаточно развитым интеллектом, может достичь определенного «равновесия» со средой. Выдающийся французский ученый А. Бине, работы которого посвящены диагностике умственной деятельности развития, отмечал, что способности это есть замечательное средство экономики труда, это своего рода естественное орудие прогресса и дает возможность достигать с меньшими затратами лучших результатов [2]. В исследованиях Дж. Гилфорда главным достижением, по мнению многих исследователей, является разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление - порождение множества решений на основе однозначных данных, которое является основой творчества. Конвергентное мышление - поиск единственно верного результата. Также была предложена модель интеллектуальных способностей Р. Кэттелла. Он выделил три вида факторов: общие, парциальные и факторы операции. Общие состоят из двух факторов: «связанного» и «свободного». «Связанный» интеллект определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. «Свободный» - первичным накоплением знаний
и абсолютно не зависим от степени приобщенности к культуре. Парциальные факторы проявляются при операциях со зрительными образами. По определению самого Р. Кэттелла, факторы операций - отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач. Анализ и проверка факторной модели Р. Кэттелла показали, что она недостаточно обоснована. Однако Р. Кэттелл сделал попытку разработать тест, который не зависит от влияния культуры и имеет специфический пространственно-геометрический материал. При изучении интеллекта Р. Стернбергом были выделены три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное, ясность и беглость речи);
2) способность решать проблемы (умение видеть различия и согласовывать разные точки зрения, целенаправленность, селективный поиск информации, настойчивость, знания о мире, умение пользоваться личным опытом);
3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей, практичность, разумность, гибкость в применении знаний, сообразительность, быстрота мышления, умение мыслить абстрактно) [11].
Среди отечественных ученых можно выделить Б.М. Теплова, М.С. Лейтес, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, В.Д. Шадрикова, Э.А. Голубеву, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Л.И. Уманского и многих других. Исследователями изучался широкий круг проблем, касающихся вопросов сущности, структуры и развития способностей. Б.М. Теплов внес неоценимый вклад в разработку проблем способностей и одаренности. По определению Б.М. Теплова, способности - это такие «индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятель-ностей» и не относятся только «к наличным навыкам, умениям или знаниям», но «могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» [9]. К.К. Платонов относил к способностям любые свойства психики, от которых в той или иной степени зависит успешность выполнения конкретной деятельности. Но Б.М. Теплов указывает на то, что способность не только влияет на успех, но также детерминирует скорость и легкость овладения той или ной деятельностью: чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает [9].
Природа человеческих способностей изучена недостаточно и до сих пор вызывает научные споры среди исследователей. И.П. Павлов обосновал типологию людей, опирающуюся на врожденные особенности мозга: 1) тип высшей нервной деятельности; 2) соотношение сигнальных систем. Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и пр.) оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) способствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, необходимых для становления организатор-
ских способностей. Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы позволяет выделить три типа: «художник» (преобладание первой сигнальной системы), «мыслитель» (преобладание второй сигнальной системы) и «средний тип» (равное представительство). Значение задатков для различных способностей не одинаково. Например, в музыкальных способностях существенной предпосылкой является тонкий слух. Насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. Однако определить «вклад» задатка в развитие способности пока невозможно, до сих пор не существует методов определения меры участия генотипического фактора в развитии способностей.
В своих работах Л.С. Выготский четко выделил органические и культурные процессы развития высших психических функций, а также показал их тесную взаимосвязь и неразрывность в процессе онтогенетического развития. Б.Г. Ананьев отмечал, что для каждой психической функции формируются свои операционные механизмы [1]. В разработанной Б.Г. Ананьевым концепции механизма психических функций была сделана попытка решить проблему соотнесения биологических и социальных основ психической деятельности. По его мнению, функциональные механизмы относятся к характеристикам человека как индивида, операционные - к характеристикам человека как субъекта деятельности, мотиваци-онные - к характеристикам человека как индивида и личности. На основе работ С.Л. Выготского и Б.Г. Ананьева можно выделить в структуре способностей прежде всего функциональный и операционный компоненты.
В.Д. Шадриков, рассматривая способности как характеристики продуктивности функциональных систем, определяющих формирование и функционирование системы деятельности, выделяет в качестве показателей их продуктивности основные параметры эффективности деятельности. К ним относятся производительность как количественная характеристика и качество как характеристика соответствия результата деятельности необходимым требованиям. В качестве показателя продуктивности ощущений служит «скорость отражения действующего раздражителя (в стандартных условиях)», а показателями качества являются адекватность, пространственная локализация, интенсивность, дифференцированность, устойчивость это характеристика надежности; показатель производительности восприятия - это количество объектов, отраженных в единицу времени, и минимальное время, необходимое для восприятия, а характеристикой надежности служит длительность восприятия. Производительность памяти характеризуется количеством запомненного и воспроизведенного в единицу времени материала (объем памяти) и скоростью запоминания и воспроизведения данного количества объектов, а показателем качества и надежности может выступать прочность запоминания с последующим его воспроизведением. Показателями производительности воображения «выступают количество образов объектов», качественным показателем «может служить точность как соответствие образа особенностям представляемого предмета». Дополнительными будут показатели полно-
ты, детальности и яркости, характеризующие отдельные аспекты представления. Показателем надежности является длительность формирования образов с той степенью точности и скорости, которая требуется в заданный интервал времени, а также вероятность возникновения заданного числа образов. «В качестве производительности мышления могут выступать количество решенных в единицу времени задач и скорость решения заданного числа задач». Дополнительным показателем является «темп мыслительной деятельности». Показатель качества - правильность решения поставленных задач. «Показателями надежности могут служить длительность правильного решения задач и вероятность правильного решения заданного числа задач в заданный интервал времени». «Показателями производительности внимания» В.Д. Шадриков считает «скорость переключения внимания, широту распределения внимания, показателями качества «выступают ошибки распределения и переключения внимания и интенсивность» (сосредоточенность внимания на объекте). Кроме этих выделенных характеристик, В.Д. Шадриков в качестве специфических показателей продуктивности мышления выделяет: «гибкость, экономичность, последовательность и критичность», а характеристиками продуктивности воображения являются «новизна, оригинальность, тип и широта оперирования образами» [12].
С.Л. Рубинштейн отмечал, что «способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов» и определяется как «сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [8, с. 103-116].
Природной основой различных способностей являются неодинаковые и многообразные сочетания общих и специальных способностей. Определяя различия между специальными и общими способностями, Д.Н. Зава-лишина относит общие способности к условиям ведущих форм человеческой деятельности, а специальные способности связывает с отдельными ее видами. Наиболее обобщенными характеристиками общих и специальных способностей являются работоспособность, активность, саморегуляция, непроизвольный и произвольный уровни регуляции. Аналитическое изучение общей работоспособности в различных условиях зависит от динамической характеристики - развития функциональных состояний: монотонность, психическое пресыщение и утомление, стресс, продуктивная и непродуктивная напряженность. Индивидуальные различия в степени подверженности таким функциональным состояниям зависят от различных типологических свойств нервной системы и условий деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна, «все специальные способности человека -это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению» [8, с. 120-125].
Специальные способности определяют возможности человека для успешного выполнения определенного вида профессиональной деятельности. В психологии различают несколько уровней развития специальных способностей. Так, например, американские социологи Эллиот Джекс и Зигфрид Браун выделяют семь уровней. Первый уровень (конкретно-чувственный) - для человека необходимо присутствие физического предмета, объекта задачи, при этом человек способен предвидеть результаты своей деятельности и планировать ее до двух месяцев (должность технического исполнителя); второй уровень (конкретно-образный) связан с выполнением поставленной задачи на основе представления объекта и планирования своей деятельности до трех месяцев (должности мастеров, начальников участков, смен, небольших цехов); третий уровень (умозрительно-конкретный) проявляется в способности оперировать не только простыми, но и сложными понятиями, реагировать на нарушения производственной системы, принимать участие в ее настройке и регулировке. Планируют свою работу на год (должность ведущих специалистов, руководителей крупных цехов и небольших предприятий с бесцеховой структурой управления). Четвертый уровень характеризует способность к абстрактному мышлению без привязки к конкретному предмету, а также планированию и предвидению результатов труда на срок до пяти лет (должности функциональных руководителей предприятий и организаций с развитой цеховой структурой, а также в проектной и конструкторско-технологической деятельности). Пятый уровень отличает способность создавать методики, применимые к широкому кругу конкретных явлений, а также представлять последствия их применения. Планирование своей деятельности до десяти лет (должности главных специалистов и руководителей предприятий и организаций, где заняты пять-шесть тысяч людей). Шестой и седьмой уровни проявляются в способности планировать свои усилия и предвидеть их результаты на срок свыше десяти лет (должности линейных и функциональных руководителей, ведущих и главных специалистов крупных производственных объединений, министерств и ведомств).
В структуре общих способностей выделяют познавательные способности, в которых четко проявляются вербальные и невербальные функции. Так, С.А. Изюмовой было осуществлено комплексное изучение мнемиче-ских способностей и их природных предпосылок в сравнении с успешностью учебной деятельности. Ею выделены два основных вида мнемиче-ских способностей: 1) лучшее запечатление как невербальные; 2) лучшее смысловое кодирование информации как вербальные способности. Мне-мические способности первого типа связаны со свойствами активирован-ности, отражают функционирование энергетического блока, а мнемиче-ские способности второго типа относятся к регуляторному блоку, т.е. отражают противоположные свойства - слабость и лабильность нервной системы. Проведенные исследования определяют память важным компонентом общих способностей, от которого зависит успешность обучения и
уровень усвоения знаний. Мнемические способности, связанные с вербальным и невербальным компонентами, сказываются на усвоении практически всех школьных дисциплин [3]. По этому поводу В.Д. Шадриков отмечал, что мнемические способности «как свойства функциональных систем» «имеют индивидуальную меру выраженности» и проявляются «в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» [12].
Содержательным структурным эквивалентом общих способностей человека являются творческие способности. Любая деятельность осуществляется сознательно, результатом деятельности является ее продукт. Процесс создания определенного продукта сопровождается творческой активностью человека и может быть связан с порождением «побочного продукта», который в конечном итоге и является творческим результатом. Я.А. Пономарев отмечает, что суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческие способности (креативность) включают такие социальные критерии, как новизну, осмысленность, оригинальность и т.д. Главную роль в развитии творческих способностей и детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненба-ум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.).
Рассматривая проблему способностей, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечают, что решающим фактором является «определенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности, на основе чего образуется «определенная, единая специальная сенсомо-торная организация индивида, составляющая опорное свойство его способности». На основе умений и навыков развиваются и формируются способности. В свою очередь, умения и навыки должны совершенствоваться, обобщаться, превращаясь тем самым в умелость, «которая характеризует актуальную способность».
Изучая математические способности, А.В. Крутецкий обнаружил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:
1) активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;
2) ряд характерологических черт, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;
3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;
4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;
5) определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающих требованиям данной деятельности [6].
Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики, и наоборот, проявившиеся математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что человек станет великим математиком. Это говорит о том, что без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и многое другое) способности не могут развиваться и не смогут закрепиться в конкретной деятельности.
Если говорить о музыкальных способностях, то это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Так, в результате своих исследований Б.М. Теплов сделал вывод, что для занятия любым видом музыкальной деятельности, в отличие от всякой другой, необходимо такое сложное психологическое образование, как музыкальность, которая состоит из следующих компонентов: музыкального слуха, способности к представлению, музыкально-ритмического чувства. А структура литературных способностей включает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др.
Таким образом, структура любой конкретной способности состоит из универсальных, или общих, качеств, отвечающих требованиям различных видов деятельности, и специальных качеств, обеспечивающих успех только в одном виде деятельности. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, которое обеспечивает успешность деятельности.
Н.Д. Левитов отмечает, что в структуре педагогических способностей должны присутствовать следующие: 1) способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость и быстрая точная ориентировка; 5) организаторские способности [7]. Расширяя структуру педагогических способностей, Ф.Н. Гоноболин включает: 1) способность делать учебный материал доступным для учащихся; 2) понимание учителем ученика; 3) творчество в работе; 4) педагогическое волевое влияние на детей; 5) способность организовать детский коллектив; 6) интерес к детям; 7) содержательность и яркость речи; 8) ее образность и убедительность; 9) педагогический такт; 10) умение устанавливать взаимосвязь учебного материала с жизнью; 11) наблюдательность (по отношению к детям); 12) педагогическая требовательность.
Особую остроту проблема определения способностей приобретает в связи с профориентацией и выбором профессии. Исторически сложилось две концепции профориентации, которые французский психолог А. Леон назвал диагностической и воспитательной. Первая - диагностическая - это выбор индивидом профессии, определение его профессиональной пригодности. А. Леон считает эту теорию механической. Способности рассматриваются как стабильные образования, мало подверженные влияниям среды и
развития. Вторая - воспитательная - направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланированными воспитательными воздействиями. В основе лежит изучение развития личности в процессе овладения разными видами деятельности, наименьшее место отводится тестовым испытаниям, в большей степени признается необходимость учета изменений самой профессиональной деятельности. В данной концепции недооценивается личностная активность субъекта, его возможности. Только при комплексном рассмотрении данной проблемы возможно ее решение: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.
Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности: первая - непригодность к данной профессии;
вторая - годность к той или иной профессии или их группе, человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;
третья - соответствие данной области деятельности: нет противопоказаний, имеются некоторые личные качества, явно отвечающие требованиям определенной профессии или группе профессий;
четвертая - призвание к данной профессиональной области - это высший уровень профессиональной пригодности человека. Последняя ступень характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки соответствия человека требованиям данной деятельности [4].
Как известно, психические качества развиваются в деятельности. Качественный аспект способности, подчеркивал Б.М. Теплов, может быть обусловлен не только общим свойством способности, но и ее обусловленностью другими способностями. Б.Ф. Ломов отмечает, что исследования психических процессов (или функций) показывают их неразрывную связь и взаимопереходы, в реальном процессе восприятия могут участвовать также память, мышление и другие психические процессы.
Экспериментальные исследования ПВК (профессионально важные качества), проведенные М.М. Князевым, показали, что наиболее эффективный способ их развития заключается в специальных упражнениях до начала деятельности. Действительно, в ходе экспериментов наиболее эффективными оказались ПВК, которые развивались при выполнении отдельных операций предстоящей деятельности. На основе психологического анализа деятельности была построена структура ПВК и выявлены базовые качества. Ими оказались оперативное мышление и чувство времени. Эффективность деятельности оценивалась по трем критериям:
1) скоростному показателю уровня развития операционных навыков;
2) производительности труда, количеству дефектов и нарушений технологии, по отношению суммарных длительностей отдыха и вспомогательных операций; 3) показателю дробности операционной структуры деятельности, характеризующейся числом переходов от одних действий к другим.
На основании анализа экспериментальных данных Б.Ф. Ломов выделяет на примере операции приема информации следующие элементарные гностические процессы и действия: 1) поиск (обнаружение); 2) различение; 3) идентификацию; 4) декодирование (интерпретацию). Критерий сфор-мированности оперативности отдельных звеньев психологической системы деятельности должен стать показателем уровня подготовленности субъекта к конкретной профессиональной деятельности. Отсюда можно сделать вывод о том, что производительность и качество труда достигаются благодаря различным профессионально важным качествам.
Таким образом, способность представляет собой комплекс типологических особенностей и психических процессов и свойств, которые развиваются и формируются в деятельности, обеспечивающих таким образом успешность ее выполнения.
Литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
2. Бине А. Измерение умственных способностей. - М., 1998.
3. Голубева Б.А. Комплексное исследование способностей (к 90-летию Б.М. Теплова) // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С.18-30.
4. Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 1974.
5. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. - Т.2. -Л., 1960.
6. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.; Воронеж, 1998.
7. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.
8. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - М., 1989.
9. Теплов Б.М. Ум полководца // Ученые записки МГУ им. М.В. Ломоносова. - 1945. - Вып. 90.
10. Чудновский Э.В., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.
11. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб., 2002.
12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.
Анонова Светлана Иннокентьевна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. E-mail: [email protected].
Anonova Svetlana Innokentievna, senior lecturer, department of general and social psychology, Buryat State University, Ulan-Ude.