Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и природе кредита населению'

К вопросу о сущности и природе кредита населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и природе кредита населению»

ся в постоянном движении и развитии. Все это еще раз подчеркивает важность налогового менеджмента как самостоятельной научно-практической проблемы, которая в рыночных условиях хозяйствования становится актуальной как в государственном секторе экономики - государственный налоговый менеджмент, так и в корпоративном секторе экономики - корпоративный налоговый менеджмент.

Представляется, что именно такой подход к налоговой системе как к системе позволяет не только увидеть внутренние ее элементы, но и определить внешние факторы, оказывающие на нее влияние, оценить их и принять необходимые взвешенные шаги для ее реформирования. Система налогообложения в современных условиях должна обеспечивать равную выгодность производства товаров на предприятиях, независимо от формы собственности, стимулировать производство конкурентоспособных товаров, ресурсосбережение и технический прогресс.

1 Ильин А.Р. Анализ поступления налоговых платежей // Налоговый вестник. 1995. № 11. С. 33.

2 Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // Налоги РФ. 4.1. М., 1992. С.34.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2003. С. 3.

4 Кошкин В. О дополнительных налогах и сборах, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления // Налоговый вестник. 1997. № 3. С. 34 - 35.

5 ЧерникД.Е. Проблемы налогообложения на современном этапе // Налоги в рыночной экономике. М., 1993. С. 5.

6 Российский статистический ежегодник. 2002. М., 2002. С. 533.

7 Мокрый B.C. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основы местного самоуправления // Финансы. 2001. №1.

8 Горский И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. 2001. № 8. С.38.

9 Перов A.B., Толкушкин A.B. Налоги и налогообложение. М., 2002. С. 16; Карп М.В. Налоговый менеджмент М., 2001. С. 9.

10 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 1999. С. 35.

11 Налоговый менеджмент. М., 2003. С. 15.

12 Там же. С. 15.

УДК 336.77

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ КРЕДИТА НАСЕЛЕНИЮ

Э.Е. Муслимова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2004. № 7

Особое место в системе кредитных отношений занимают кредиты населению. Но их экономическая природа, особенности и сущность, специфические функции и роль, законы движения недостаточно изучены. Это не позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности, заложенные в данной разновидности кредита.

Для выяснения сущности кредитов населению как класса нужно уточнить их структурный состав и состав субъектов, их предоставляющих.

Обычно в систему кредитов населению включают виды кредитов физическим лицам, выдаваемых различными кредиторами: банками, ломбардами, кассами взаимопомощи, кредитными союзами и кредитной кооперацией, паевыми инвестиционными фондами, розничными торговцами, производителями продукции и т.д. Эти кредиты выделены из системы кредитов по типу заемщика -население.

Но как собирательный по своему характеру, кредит населению может быть поделен на виды в соответствии с различными критериями, например, по функциональному признаку - на текущий (операционный) и инвестиционный; по целевой ориентации - на кредит целевого и свободного назначения; по предмету (объекту) кредитования - на кредит жилищный, гаражный, образовательный, автокредит и т. д.

Иногда выделяют следующие виды кредита физическим лицам:

- на текущие эксплуатационные затраты домашних хозяйств;

- в основные непроизводственные фонды домашних хозяйств (в жилье, товары длительного пользования);

- в затраты по расширенному воспроизводству рабочей силы (в образование);

- на формирование собственного денежного хозяйства в виде денежных активов домашних хозяйств (на приобретение ценных бумаг, сберегательных сертификатов, страховых полисов и т.п.).

Кредит населению часто называют потребительским. Но трактовка потребительского кредита в России и в большинстве развитых стран Запада неоднотипна. В России в состав потребительских ссуд включаются ссуды на неотложные нужды, жилье, дачные постройки и хозяйственное обзаведение, гаражи, приобретение товаров длительного пользования, кредитные карточки (с овердрафтом), кредиты предпринимателям без образования юридического лица на производственные цели и др. За рубежом потребительскими называют лишь ссуды, предоставляемые на приобретение потребительских товаров или оплату услуг. В отдельную группу там выделены ипотечные ссуды, в том числе ссуды на строительство, ремонт и покупку жилья, в связи с их долгосрочным характером и значительными размерами. На наш взгляд, зарубежный подход более оправдан, но выделение ипотечных ссуд в особый вид объясняется не столько их размером и долгосрочным характером (бывает короткая ипотека), сколько инвестиционной направленностью и закономерностями инвестиций, которым подвержен кредит, являясь элементом системы инвестиций. К примеру, для инвестиций характерны законы мультипликации и акселерации, свои законы цикличности развития и т.д.

Кредиты населению могут иметь разную форму:

- товарную, денежную и товарно-денежную;

- производительную и потребительскую;

- прямую и косвенную;

- банковскую, хозяйственную, государственную, международную, гражданскую (частную) и т.д.

К товарным кредитам относятся аренда, прокат, рассрочка оплаты товара; к смешанным - кредиты, погашаемые продукцией; к денежным - кредиты, выдаваемые и погашаемые в денежной форме (рублях и инвалюте). Прямые кредиты - это кредиты, предоставляемые напрямую физическому лицу розничной торговой организацией, банком и т.д. Косвенное кредитование связано с опосредованием сделки по прямым кредитам, например, банковский кредит дилерам по машинам под дебиторские счета магазина за проданные в кредит автомобили. Производительной форме кредита

свойственно использование ссуды на производственные цели (например, кредит предпринимателю без образования юридического лица на цели производства). Потребительская форма предполагает использование кредита населением на цели потребления.

Дискуссионным является вопрос о том, относится кредит населению по форме к ссуде денег или к ссуде капитала. Разграничение ссуд на ссуду денег и ссуду капитала применял К.Маркс по отношению к деловым ссудам. Ссуда денег (ссуда средств обращения) связана с движением денег как платежных средств, без расширения производства и накопления капитала, а ссуда капитала - с движением денежного капитала для обслуживания процесса расширения производства, накопления основного и оборотного капитала.

Ю.С.Крупнов сделал вывод о том, что банковский потребительский кредит не подпадает под классификацию ссуды денег и ссуды капитала, а является самостоятельной функциональной формой банковского кредита1. В качестве аргумента он называет наличие у потребительского кредита,наряду с общими чертами, специфических свойств, отсутствующих у банковской ссуды денег и банковской ссуды капитала. При этом к различиям относит то, что потребительский кредит не имеет отношения к реальному сектору экономики. Действительно, кредит населению связан с обслуживанием домашнего хозяйства, но это, на наш взгляд, не может исключить аналогии с деловыми ссудами. Нельзя забывать о том, что кредит населению имеет комплексный характер. В его рамках ссуды предпринимателям без образования юридического лица имеют производительный характер и форму ссуды капитала, а ссуды, связанные с приобретением товаров и предоставленные под залог имущества, -потребительский характер и форму ссуды денег. Таким образом, кредит населению может иметь как форму ссуды денег, так и форму ссуды капитала. Это свидетельствует о сложной экономической природе данного кредита.

Для полноты раскрытия сущности кредита населению необходима его многоаспектная характеристика: как экономической категории и как дефиниции в рамках экономической теории, кредитной науки, науки домашнего хозяйства.

Кредит населению как класс имеет общую основу с кредитом как таковым, подвержен действию законов кредита. Подобно кредиту в целом он является экономической категорией, отвечавшей известным науке критериям категориальности2.

Потребительская стоимость кредита была определена К.Марксом как "способность производить прибавочную стоимость". Но это, скорее, относится к кредиту в деловой сфере. Кредит физическому лицу имеет отличную от вышеуказанной

потребительскую стоимость, если не используется для предпринимательских целей. Исходя из целевой направленности кредитов населению его потребительскую стоимость можно определить как способность приносить заемщику - физическому лицу благо определенного типа в зависимости от цели инвестирования. Так, потребительская стоимость ипотечного жилищного кредита заключается в способности приносить человеку благо в виде жилья, а потребительская стоимость образовательного кредита - воспроизвести индивидууму свой интеллект.

Сейчас имеются попытки рассматривать потребительский кредит в рамках новой науки - экономики домашнего хозяйства. При этом понимают его как благо, так как кредит является средством увеличения потребления. Об этом свидетельствуют следующие высказывания A.M. Комарова: "Потребительское кредитование - это косвенный способ финансирования потребления, в отличие от прямого - через зарплату и другие личные доходы" и "Кредит - способ, обеспечивающий более быстрый доступ к благам, в отличие от альтернативного доступа к тем же благам за счет накопления денежных средств"3.

В рамках кредитной науки потребительский кредит понимают либо узко - как форму кредита, выражающую потребительский характер по сравнению с производительным, либо широко - как любой кредит населению потребительского и производительного характера.

Для понимания природы кредита населению и различных его форм воспользуемся исследованием В. Лексиса4, который различает производительные долги, т.е. займы в производство, приносящие доход, и потребительские долги, вызываемые нуждой или неблагоприятным положением хозяйства отдельных лиц, иначе - ссуду, которая служит только "для покрытия недостаточности дохода и потребляется даже без воспроизводства соответствующего эквивалента". В данном случае подчеркивается характер "проедания" средств при потребительском кредите по сравнению с самовозрастанием авансированной стоимости при производительном кредите. В унисон такой трактовке потребительской формы кредита Н.Н. Шабанова указывала: "Потребительский кредит направлен непосредственно на удовлетворение потребительских нужд населения"5. A авторы учебника "Деньги, кредит, банки" отмечают: "Потребительский кредит могут получить не только отдельные граждане для удовлетворения своих личных потребностей, но и предприятия, не создающие, а "проедающие" созданную стоимость"6. Таким образом, часть потребительского кредита относится к сфере кредитования физических лиц, а часть - к кредитованию юридических лиц. Значит, нет тождества между потребительским кредитом и кредитом населению.

В учебнике "Деньги, кредит и банки в социалистическом обществе"7 потребительский кредит увязывается с получателем кредита - населением, и выделяются две его разновидности: одна связана с удовлетворением потребностей текущего характера имущества, а вторая - со строительством и поддержанием состояния недвижимого имущества. Но поскольку кредит на текущие нужды включает кредит на развитие производства в личном хозяйстве, по мнению авторов этого учебника, "это делает в известном смысле условным понятие "потребительский кредит". Более точным они считают понятие "кредитование населения", с чем трудно не согласиться.

Действительно, в потребительском кредите в российском толковании больше производительных черт, чем потребительских. Так, ссуды предпринимателям без образования юридического лица имеют производительный характер. Даже ссуды на неотложные нужды, казалось бы, выдаваемые на потребительские цели, направлены на воспроизводство жизнедеятельности людей (лечение, образование, покупку одежды и пищи) и выглядят не как простое "проедание". К разряду инвестиционных относится ипотечный жилищный кредит.

Таким образом, кредит населению как класс -собирательное понятие, включающее несколько форм - производительную и потребительскую, и схема движения ссуженной стоимости будет различна в зависимости от вида форм.

Как известно, при кредитовании возникают двухсторонние отношения между кредитором и заемщиком: 1) по поводу авансирования и 2) по поводу возврата ссуженной стоимости. При этом механизм возврата выглядит по-разному в зависимости от форм кредита.

Если выдается производительный кредит, то стадии движения стоимости таковы: размещение кредита кредитором => получение кредита заемщиком => использование кредита => высвобождение авансированных средств => возврат временно позаимствованной стоимости => получение кредитором средств, размещенных в форме кредита.

Но при потребительском назначении ссуды стадия "высвобождение ресурсов" не означает для потребителя - заемщика, что ссуженная ему стоимость капитализировалась, принесла доход и, высвободившись из кругооборота, может быть направлена на возврат ссуженной стоимости с уплатой вознаграждения кредитору. Здесь нет самовозрастания первоначально авансированной стоимости, и возврат временно позаимствованной стоимости осуществляется не за счет высвобожденных ресурсов по кредитной сделке, а за счет иных источников, принадлежащих заемщи-

ку (его семье) или полученных в результате их труда.

На наш взгляд, любому виду кредита населению присущи фундаментальные свойства кредита вообще, а также своя специфическая сущность и функциональные свойства. Так, функциональное назначение ссуд на неотложные нужды - это обеспечение текущего потребления населения, назначение ипотечного жилищного кредита - инвестиционное потребление, кредита частным предпринимателям -производственные цели.

Даже в рамках ссуд на неотложные нужды их разновидности не однородны по своему содержанию. Кредиты, предоставляемые на приобретение товаров длительного пользования, имеют много общего с инвестиционным жилищным кредитом. Навряд ли образовательный кредит в составе ссуд на неотложные нужды имеет потребительную форму, так как в этом случае идет не "проедание" первоначально ссуженной стоимости, а инвестирование. Этот кредит - инвестиционный по своему характеру.

Таким образом, существует много видов кредитов населению, каждый из которых имеет свою специфику. Но всех их объединяет социальная ориентация. Они связаны с инвестированием в человека. А.М.Комаров цель потребительского кредитования рассматривает как вложение в человека для его эффективного развития и воспроизводства как главной составляющей производительных сил и субъекта социально-экономической системы.

В конечном итоге мы можем охарактеризовать кредит населению с позиций различных экономических наук следующим образом. Кредит населению в рамках кредитной науки представляет собой движение ссуженной стоимости на возвратных началах с функциональным назначением - инвестирование в человека. С позиций экономической теории, рассматриваемый кредит - специфические производственные отношения по поводу возвратного движения ссуженной стоимости с инвестированием в человека как одну из главных производительных сил. С точки зрения экономики домашнего хозяйства, кредит населению - благо, получаемое человеком (семьей).

Хотя кредиты населению многообразны и каждый их вид специфичен, социальная направленность диктует необходимость выделения их из общей совокупности кредитов в относительно самостоятельный класс и именно с названием "кредит населению", не отождествляя его с потребительским кредитом, являющимся лишь одной из его разновидностей.

Для лучшего познания сущности кредита населению важно определить его специфические функции и роль. В литературе дискутируется вопрос о

наличии специфических функций у разных форм кредита. Авторы учебника "Деньги, кредит, банки" отмечают: "Не существует каких-то особых функций коммерческого или банковского, международного или потребительского кредита; тем более нет и особых функций тех или иных разновидностей кредита, к примеру, отдельно функций краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Функцию порождает не форма или разновидность кредита, а его сущность как единой экономической категории"8. Представляется, что подход -выводить функцию только из сущностной черты экономической категории - узок, не позволяет увидеть специфику субкатегорий и разнообразие их поведения в разных системах.

Более правильной кажется позиция А.М. Косого9, который на примере межбанковского кредита убедительно доказал, что этот кредит, наряду с общей сущностью кредита, имеет свои специфические проявления, функции, свойства и законы движения. Имеют свои специфические проявления и разновидности кредитов населению. По различным законам могут развиваться кредиты на неотложные нужды и ипотечный жилищный кредит. При этом разные виды ссуд на неотложные нужды имеют свои особенности. Ссуды на приобретение товаров длительного пользования в составе кредита на неотложные нужды близки с ипотечным жилищным кредитом по длительности и большим объемам. Схожи эти банковские ссуды с продажей товаров длительного пользования в кредит и с кредитованием инвестиционных благ, характером воздействия на цикличность развития экономики.

Вопрос о специфических функциях и роли кредитов населению изучен в литературе недостаточно. А. Комаров выделяет такие функции потребительского кредитования, как:

- расширение масштабов потребления с целью увеличения потребительского спроса при недостатке платежеспособности потребителей;

- аккумуляция денежного капитала и его перераспределение как кредитных ресурсов для разных групп населения;

- повышение скорости обращения денежных ресурсов, особенно при значительных временных интервалах между необходимостью расходов на потребление и поступлением (накоплением) денежных средств;

- ускорение научно-технического и социального прогресса за счет кредитных вложений в воспитание, образование и культуру, как неотъемлемых элементов потребления в широком смысле этого понятия.

По нашему мнению, данный автор соединил вместе функции кредитов населению как сущностную деятельность кредита (например, функцию ак-

кумуляции и перераспределения капитала между группами населения) и его роль как результат деятельности кредита (например, в ускорении научно-технического прогресса).

На наш взгляд, необходим системный подход к рассмотрению роли кредитов населению, выделяя:

1) роль с позиций индивидуума, с мезо- и макроэкономических позиций;

2) роль кредита как такового и роль, преломленную через объекты и процессы, которые он опосредует. Роль кредита как такового - это узкая ее трактовка, основанная на сущности кредита вообще и специфике формы кредита. В широком аспекте роль кредита населению - это еще и опосредованная им роль.

В литературе не систематизированы знания о роли кредитов населению в макроэкономическом плане. В этом аспекте правомерно назвать стимулирующую роль кредитов населению, и не только в повышении жизненного уровня населения и решении социальных проблем общества. На макроуровне развитие кредитов населению, приводя к увеличению потребительских расходов, стимулирует рост инвестиций и выступает как фактор стабилизации экономики. Многими учеными отмечается, что связь между потреблением и инвестициями довольно сложная. В условиях спада производства и инвестиций стимулировать инвестиционный процесс можно, только увеличивая спрос, состоящий из потребительского спроса и инвестиционного спроса. Дж.Кейнс отмечал: "Имеется достаточно оснований для одновременных действий в двух направлениях - и увеличения инвестиций, и увеличения потребления"10. Эти тенденции нельзя противопоставлять, полагая, что увеличение потребления вызывает обязательное снижение инвестиций. По мнению В.Д.Мехрякова11, отсутствие оживления инвестиций за десятилетний период проведенных реформ в России явилось именно следствием снижения уровня зарплатоем-кости и потребления населения. Следует отметить прямую связь между потребительскими расходами населения США и огромными успехами экономики этой страны. Стабильный рост американского ВВП в последние годы происходит при самых быстрых темпах роста потребительских расходов за этот период. Потребительский бум стимулируется ростом доходов, которые увеличиваются теми же темпами, что и расходы. В России сейчас наблюдаются обратные тенденции: потребительские расходы сокращаются, параллельно уменьшаются инвестиции.

В связи с вышеизложенным для стимулирования роста инвестиций и подъема экономики России необходимо увеличивать потребительские расходы. А в условиях невозможности значительного роста личных доходов граждан рост потребительских рас-

ходов можно стимулировать с помощью развития кредитования населения. Иными словами, для активизации инвестиций нужно использовать потенциальные возможности, заложенные в кредите для потребительских целей.

При этом следует принять во внимание роль потребительского кредита, проявляющуюся в том, что он является катализатором спроса и циклического развития. Поэтому именно этот кредит может ускорить подъем экономики в целом. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим, как влияет потребительский кредит, а именно - продажа товаров в рассрочку, на экономический цикл.

Потребительские блага длительного пользования и капитальные блага одинаково влияют на макроэкономические циклы. К.Браун изучал причины интенсивного развития потребительского кредита розничных торговцев после Первой мировой войны12. К ним он относил: 1) более лояльное отношение к потреблению вследствие переоценки общественного сознания: отход от пуританства и отдача предпочтения расточительству и текущему потреблению; 2) совершенствование маркетинга, приведшее предпринимателей к ориентации на расширение круга покупателей путем продажи товаров в кредит относительно малообеспеченным людям.

С макроэкономической точки зрения рост потребительского кредита означает увеличение предельной склонности общества к потреблению за счет более полного использования сбережений богатого класса. В период подъема потребительского кредита происходит рост и автономного потребления: совокупные расходы начинают превышать доходы, так как в период оптимистических ожиданий люди склонны покупать товары в кредит, имея возможность рассчитаться за кредит. В период пессимистических ожиданий, наоборот, увеличивается склонность к сбережению со стороны тех, кто имеет долг по потребительскому кредиту и опасается за получение будущих доходов.

Таким образом, степень распространения потребительского кредита приводит к изменению амплитуды колебаний совокупного спроса и активно влияет на экономический цикл. На это справедливо указывал М.И.Туган-Барановский: "...кредит так же легко растет, как и падает, во много раз увеличивает покупательную силу общества в благоприятное время и моментально разрушается в трудную минуту. Благодаря кредиту все колебания хозяйства приобретают гораздо больший размах, и общественное хозяйство поднимается более высоко, чтобы затем с тем большей высоты упасть"13. Это обусловлено тем, что основной переменной, определяющей величину спроса на товары, продаваемые в кредит, является степень оптимизма или пессимизма на будущее. Если имеются пес-

симистические ожидания на будущее, то спрос на потребительские блага длительного пользования уменьшается и возрастает спрос на деньги. Под влиянием эффекта мультипликатора колебания в секторе потребительских благ длительного пользования вызывают колебания во всей экономике. Аналогичное явление возникает и при капитальных благах. Дело в том, что сектор потребительских благ длительного пользования для домашних хозяйств представляет собой то же самое, что капитальные активы для фирм. Согласно посткейн-сианской теории выбора активов нужно производить выбор между деньгами, обладающими ликвидностью, и капитальными активами, приносящими доход. В условиях неопределенности будущего предпочтение отдается ликвидности, т. е. деньгам. При оптимистических ожиданиях в отношении будущего предпочтительными становятся капитальные активы. Под влиянием изменения ожиданий спрос на капитальные блага подвержен резким колебанием. Поэтому в посткейнсианстве капитальные активы рассматриваются как источник циклических колебаний14. Но то же самое можно сказать о товарах длительного пользования. Их покупают, когда, не ценя деньги как ликвидный товар, испытывают удовлетворение от купленного товара длительного пользования. При пессимистических ожиданиях предпочтение отдают деньгам, а не приобретению в кредит товаров длительного пользования. Таким образом, потребительские товары длительного пользования и капитальные активы объединяет то, что спрос на них возрастает при оптимистических ожиданиях, и наоборот, при пессимистическом взгляде на будущее этот спрос снижается.

При сравнении потребительских благ длительного пользования, покупаемых в кредит, с капитальными благами видны их различия. Спрос на капитальные активы подвержен значительным колебаниям и без кредитных отношений, поскольку колебания инвестиционного спроса связаны с неопределенностью будущего дохода на инвестиции. А по потребительским товарам длительного пользования кредит является непосредственной причиной колебаний спроса в данном секторе. Если бы не было потребительского кредита на дорогостоящие товары длительного пользования, не было бы необходимости оценивать будущее и не было бы оснований для значительных колебаний спроса. Спрос определялся бы величиной дохода домашних хозяйств и был бы относительно ровным. Таким образом, продажа потребительских товаров в кредит

является непосредственной причиной колебаний спроса на потребительские блага. И чем сильнее развито такое кредитование, тем интенсивнее его воздействие на цикличность.

Аналогичные выводы можно сделать не только в отношении продажи товаров в кредит, но и в отношении прямых банковских кредитов населению потребительской формы. Если выдается банковский кредит на приобретение товаров длительного пользования, то при неопределенности будущего спрос на этот товар может сократиться, а при оптимистических ожиданиях - возрасти. Поэтому и банковский потребительский кредит становится катализатором циклического развития.

Выдвинутые в статье теоретические положения о сущности кредита населению и его экономической природе следует учитывать при разработке кредитной и экономической политики в стране, а также конкретного механизма кредитования населения с тем, чтобы полнее использовать потенциал данного кредита.

1 Крупное Ю.С. О природе банковского потребительского кредита // Бизнес и банки. 2002. №8. С.1.

2 Юткина Т.Р. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 1999. С. 26.

3 Комарое A.M. Развитие потребительского кредитования на основе экономико-математических моделей и современных технологий: Автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2000. С. 12,16.

4 Лексис В. Кредит и банки. М., 1993. С.14 - 15.

5 Шабаноеа H.H. Денежное обращение и кредит СССР: Учебник. Ташкент, 1985.

6 Деньги, кредит, банки /Под ред. О.И.Лаврушина. М., 1998. С.185.

7 Деньги, кредит и банки в социалистическом обществе / Под ред. О.И.Лаврушина. М., 1984. С.140.

8 Деньги, кредит, банки. С. 171.

9 Косой A.M. Межбанковский кредит // Деньги и кредит. 2000. №2. С. 31 - 37.

10 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1998. С.398.

11 Мехрякое В.Д. Повышение личных доходов населения как фактор стабилизации экономики // Финансы. 2001. №1. С. 65.

12 Broun C. Consumer credit and propensity to consume evidence from 1930 // JPKE. 1997. №4. Р. 18.

13 Туган-Бараноеский М.И. Периодические промышленные кризисы. М., 1997. С. 271.

14 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск, 1993. Гл.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.