Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и назначении мониторинга и прогнозирования ЧС'

К вопросу о сущности и назначении мониторинга и прогнозирования ЧС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1463
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАНАЯ СИТУАЦИЯ / ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ / МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гундоров Д.Ф., Потапова С.О

В статье рассмотрен вопросы сущности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Определены основные задачи системы мониторинга и пронозирования. Рассмотрены основные задачи федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые участвуют в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гундоров Д.Ф., Потапова С.О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и назначении мониторинга и прогнозирования ЧС»

При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. Прогноз вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий осуществляется руководителями и специалистами этих объектов. Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, возможными на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами) СМП ЧС. Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время МЧС России проводит работу, направленную на формирование национального информационного пространства по вопросам борьбы с бедствиями и катастрофами. В нем соответствующими информационными ресурсами будут представлены все элементы и уровни Российской системы. Таким образом, может быть реализована современная концепция «электронного министерства» в рамках «электронного правительства».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-ресурс: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. http://obzh.ru

2. Калинин В.М. Мониторинг природных сред: Учебное пособие. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 208 с.

3. Сенюшкин Н.С., Суханов A.B., Шарина A.B. Особенности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 120-122.

УДК 614.7

Д. Ф. Гундоров, С. О Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИИ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС

В статье рассмотрен вопросы сущности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Определены основные задачи системы мониторинга и пронозирования. Рассмотрены основные задачи федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые участвуют в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ключевые слова: мониторинг, прогнозирование, чрезвычаная ситуация, задачи системы мониторинга, защита населения и территорий, МЧС России.

D.F. Gundorov, S.O. Potapova

ТО THE QUESTION ABOUT THE NATURE AND PURPOSE OF THE MONITORING AND FORECASTING OF EMERGENCIES

The article deals with the essence of the system of monitoring and forecasting of emergency situations. The main tasks of the monitoring and forecasting system are defined. The main tasks of Federal and territorial Executive authorities, local self-government bodies and organizations of various organizational and legal forms and forms of ownership that participate in the organization of environmental monitoring, adverse and dangerous natural phenomena and processes and forecasting of natural and man-made emergencies are considered.

Keywords: monitoring, forecasting, emergency situation, tasks of monitoring system, protection of population and territories, EMERCOM of Russia.

Введение

Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предотвратить, поэтому борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики страны, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии. Поэтому мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций - одно из приоритетных направлений деятельности МЧС России.

Прогнозирование ЧС - определение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин их возникновения, их источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование ЧС может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Оно возможно только на основе решения задач мониторинга.

Мониторинг - это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

В зависимости от масштаба ЧС различают несколько видов мониторинга.

Глобальный- слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере.

Региональный- слежение за процессами и явлениями в определенных регионах.

Импактный- слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах.

Базовый- слежение за состоянием природных систем, практически не подверженных антропогенному воздействию (заповедники).

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, окружающей среды в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования являются:

- проведение наблюдений за источниками чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций;

- создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение органов государственного управления и иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС заключается в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий [1].

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др. [1].

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут:

- мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;

- мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая

леса;

- мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

- мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных

Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и

осуществляют федеральные надзоры -Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов

исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях - подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций [1].

Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:

- сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев

- (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

- создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

- организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга [ 1 ].

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г . № 483, а ее отдельных звеньев и элементов - положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС [2].

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

создание, постоянное совершенствование и развитие на всех уровнях соответствующих систем (подсистем, комплексов) мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- оснащение организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, современными техническими средствами для решения возложенных на них задач;

- координация работ учреждений и организаций на местном, территориальном и федеральном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

- координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;

создание информационно-коммуникационных систем для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование нормативной правовой базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение с установленной периодичностью (в экстренных случаях немедленно) представления данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, соответствующих анализов роста опасностей и предложений по их снижению;

- своевременное рассмотрение представляемых данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых мер по снижению опасностей, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их возможных масштабов, защите населения и территорий в случае их возникновения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенюшкин Н.С., Суханов A.B., Шарина A.B. Особенности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 120-122;

2. Приказ МЧС Россииот 12.11.2001 г № 483 об утверждении положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

УДК 614.8

Д. С. Гундров

ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПАВОДКОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В условиях изменения климата на территории Краснодарского края все чаще регистрируются, так называемые, «взрывные» осадки (интенсивность может быть более 20 мм за 10 минут), которые приводят к быстро развивающимся наводнениям (паводкам). Эти явления зачастую приводят к многочисленным жертвам и значительному материальному ущербу. Данные реалии поставили перед службами экстренного реагирования и МЧС России в частности задачу: внедрение инновационных подходов мониторинга и прогнозирования с целью заблаговременного определения времени и места возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных наводнениями (паводками).

Ключевые слова: паводок, автоматический гидрологический комплекс, риск, мониторинг, прогнозирование.

D.S. Gundrov

FLOOD MONITORING AND FORECASTING AUTOMATED SYSTEMS OF WATER

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.