Научная статья на тему 'К вопросу о сущности государственного заказа в современной рыночной экономике'

К вопросу о сущности государственного заказа в современной рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хромцова К.И., Чепурных М.Е.

Данная статья представляет собой исследование государственного заказа в современной рыночной экономике с разных теоретических позиций. Рассмотрены функции государственного заказа и принципы осуществления государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности государственного заказа в современной рыночной экономике»

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Хромцова К.И.*, Чепурных М.Е/

Пермский государственный университет, г. Пермь

Данная статья представляет собой исследование государственного заказа в современной рыночной экономике с разных теоретических позиций. Рассмотрены функции государственного заказа и принципы осуществления государственных закупок.

На современном этапе развития в большинстве стран преобладает рыночная модель экономики. В рыночной экономике цели функционирования государства определяются необходимостью удовлетворения общественных потребностей, что и объясняет тенденцию развития системы государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, во-первых, как инструмента макроэкономического регулирования, во-вторых, как формы взаимодействия секторов экономики, в-третьих, как вида экономической деятельности государства (рис. 1).

Государственный заказ

Форма взаимодействия секторов экономики

/ ^Государствен но-частное,\

^ 'Госпредпринимательство-"4 \ использование госресурсов с ' позиции максимизации 4 ^ общественных выгод ^

Рис. 1. Сущность государственного заказа в современной рыночной экономике

В России государственный заказ определяется как обоснованная потребность государства в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для удовлетворения государственных нужд, при этом употребляется понятие «закупки для государственных нужд». Однако в мировой практике используется термин «общественные закупки» либо «правительствен-

* Кафедра Экономической теории и отраслевых рынков

♦ Доцент кафедры Экономической теории и отраслевых рынков, кандидат экономических наук

ные закупки», когда государство не рассматривается как некий экономический субъект, имеющий собственные нужды, отличные от общественных нужд [4, с. 59]. Осуществление государственного заказа, прежде всего, необходимо для выполнения функций государства с целью развития общества, но также государственные закупки имеют значение для обеспечения функционирования государственного сектора экономики.

Государственный заказ применяется для реализации социально- экономических программ, которые разрабатываются на основе программно-целевого подхода и являются важной составной частью макроэкономического регулирования экономики. Разработка и утверждение целевой программы осуществляется с учетом макроэкономической ситуации и прогнозируемых бюджетных возможностей [1, с. 82]. Целевая программа, как правило, включает несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках одной программы.

Государственный заказ является формой взаимодействия секторов экономики, имеющей контрактную основу. Контрактация-это реализация договорных отношений государства через систему контрактов. Контрактный способ привлечения частного сектора возможен в тех случаях, когда государственный орган может точно определить, что необходимо сделать, и желает конкуренции на заказ, сохраняя оценку исполнения за собой [6, с. 101]. На рынке государственных закупок происходит формирование конкурентной среды между экономическими субъектами, претендующими на заключение государственных контрактов. При этом конкуренция возникает не столько между секторами экономики, сколько между экономическими субъектами внутри определенного сектора. Результатом развития конкуренции должна быть как оптимизация расходования денежных средств, рост эффективности использования ограниченных ресурсов государства, так и повышение качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Особенность процесса взаимодействия государства и частного сектора заключается в том, что бизнес-сектор в ходе выполнения заключенного с госорганом государственного контракта либо осуществляет поставки товаров (работ, услуг) для обеспечения функционирования госсектора, либо предоставлять населению общественные блага. Взаимодействие государственного и некоммерческого секторов реализуется в форме социального заказа, представленного социальными программами, финансируемыми за счет бюджетов разных уровней, где получателями услуг выступает население страны [5, с. 19].

На сегодняшний день отечественные экономисты рассматривают такой вид деятельности, как государственное предпринимательство, но с учетом его особой мотивации и социальной направленности [2]. Как правило, госпредпринимательство представлено экономической деятельно-

стью государства как на основе управления государственной собственностью, так и на основе осуществления государственных закупок.

Необходимо отметить, что государственное предпринимательство определяется деятельностью экономических агентов, функционирующих от имени государства в качестве субъектов рыночных отношений. Главная цель государственного предпринимательства состоит в эффективном использовании государственных ресурсов с позиции максимизации общественных выгод.

В современной рыночной экономике государственный заказ выполняет следующие функции (рис. 2):

1. воспроизводственная функция, состоящая в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах, услугах для обеспечения экономических связей с участием государства как хозяйственного субъекта и для реализации функций государства [4, с. 43];

2. стимулирующая функция, заключающаяся в воздействии на совокупный спрос посредством осуществления государственных закупок;

3. социальная функция, проявляющаяся в реализации социальной политики государства;

4. функция ценового регулирования - посредством государственных заказов оказывается косвенное влияние на динамику цен по определенным видам товаров, работ, услуг [4, с. 44];

5. инновационная функция, заключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой продукции или продукции с новыми потребительскими свойствами [4, с. 44];

6. стратегическая функция проявляется в определении государством тех направлений, куда будут использованы ограниченные государственные ресурсы, для достижения основной цели государственной политики.

Функции государственного заказа

—воспроизводственная функция ^ | функция ценового регулирования [«— —стимулирующая функция | | инновационная функция ~|<—

—социальная функция | | стратегическая функция

Рис. 2. Функции государственного заказа в современной экономике

В процессе осуществления государственного заказа необходимо соблюдать следующие принципы:

1. эффективность - государственные средства должны быть направлены на приобретение товаров, работ, услуг с оптимальным соотношением цены, качества и, что особенно важно, с получением полезного эффекта для общества в целом;

2. экономность - издержки на всех этапах осуществления госзаказа должны быть минимальными и соответствовать получаемым выгодам;

3. открытость - информация о закупках должна быть общедоступной;

4. равенство - требования к продукции и критерии отбора исполнителей госзаказа должны быть одинаковы для всех претендентов независимо от их организационно-правовой формы;

5. подотчетность - действия государственных заказчиков должны документироваться и предоставляться по требованию заинтересованных лиц в пределах их полномочий [3,с. 60];

6. ответственность - госзаказчики должны нести ответственность за правильную организацию закупочной деятельности, за принятые решения и результаты, исполнители госзаказа - за качество и своевременность выполнения государственных контрактов.

Принципы государственных закупок

♦ эффективность

равенство

открытость

экономность

подотчетность <-

ответственность <-

Рис. 3. Принципы осуществления государственных закупок

Таким образом, представленные на рис. 3 принципы носят универсальный характер, ведущее место среди них занимает принцип эффективности, который определяет конечный результат функционирование системы государственного заказа.

Итак, можно сделать следующий вывод, что экономической целью государственного заказчика является максимизация полезности приобретаемых товаров, оплачиваемых работ и услуг с точки зрения общегосударственных, общественных, интересов [2]. Экономически эффективное использование выделяемых государственному заказчику бюджетных средств возможно только в результате как оптимизации планирования и размещения государственного заказа, так и осуществления четкого контроля за процессом его выполнения.

Государственные контракты, заключаемые по итогам размещения государственных заказов, являются одной из форм государственно-частного партнерства. Важнейшим признаком государственно-частного партнерства выступает добровольный и официальный характер взаимоотношений, обеспечивающий сбалансированность интересов всех участников партнерства.

На сегодняшний день функционирование системы государственного заказа в рыночной экономике играет одну из главных ролей в решении социально значимых проблем, в преодолении кризисных явлений в национальной экономике, в обеспечении экономической стабильности и в развитии страны.

Список литературы:

1. Государственное регулирование экономики: учеб.-метод.пособие / Ж. А. Мингалева, Ю.К. Перский, Д.Н. Шульц, М.Е. Чепурных / Под общ. ред. Ю.К. Перского. - Пермь: Перм.ун-т, 2007.

2. Дежкина Т. Г. Теоретические основы государственного предпринимательства [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. -2008. - № 4 (28). - Режим доступа: www.m-economy.ru.

3. Перов К. А. Практика государственных закупок: проблемы и пути их решения // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2007. - № 7.

4. Смотрицкая И. И. Экономика государственных закупок / Институт экономики РАН. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

5. Хромцова К.И. Контрактация // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» 7 июля 2009 г. / Под общ. ред. Ж. А. Мингалевой, С. С. Чернова. -Новосибирск: ЦРНС, 2009.

6. Чепурных М.Е. Взаимодействие трех секторов экономики при производстве общественных благ / Пермский государственный университет; Западно-Уральский институт экономики и права. - Пермь, 2006.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Шевко Н.Р.*

Казанский юридический институт МВД России, г. Казань

В статье анализируется трансформация экономических категорий современного информационного общества, среди которых лидируют информационные ресурсы во всем их многообразии.

* Старший преподаватель кафедры Экономической теории, правовой статистики, математики и информатики, кандидат экономических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.