Научная статья на тему 'К вопросу о сущности, функциях и исторических предпосылках развития финансов'

К вопросу о сущности, функциях и исторических предпосылках развития финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2706
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоногова И. В.

Исследование сущности и функций финансов проводится в их историческом развитии. Рассматриваются отличительные признаки финансовых отношений, действие распределительной и контрольной функций, особенности финансов в различных общественно-экономических системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research on financial essence and functions in their historical development

The article is devoted to the essence and functions of finances in their historical development. Remarkable signs of financial relations are investigated. The efficiency of distributed and control functions, peculiarities of financial relations in different socioeconomic formations are overlooked.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности, функциях и исторических предпосылках развития финансов»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №2-3(9-10)

УДК 330.342

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ, ФУНКЦИЯХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ

© И.В.Белоногова

Исследование сущности и функций финансов проводится в их историческом развитии. Рассматриваются отличительные признаки финансовых отношений, действие распределительной и контрольной функций, особенности финансов в различных общественно-экономических системах.

Вопрос об экономической сущности финансов является одним из самых дискуссионных в экономической теории. Финансы - явление столь огромное, сложное и неоднозначное, что найти определение их сущности непросто. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях формирования новой финансовой системы России, где происходит создание социально ориентированного рыночного хозяйства В силу этого необходимо обратиться к содержанию финансов, их роли в обществе, опираясь на многовековой опыт их использования.. Таким образом, целью данной работы является определение сущности, функций финансов и исторических предпосылок их развития.

Вспомним, что понимали под финансами в далеком прошлом. Термин "финансы" имеет латинскую основу и происходит от слова "финиш". Как известно, финиш означает конец или завершение какого-либо дела. Это слово использовалось при окончании судебных тяжб еще в древнеримском государстве, славившемся своей развитой судебной системой. Часто судебные разбирательства оканчивались денежным платежом в пользу истца, поэтому слово "финиш" трансформировалось в слово "финанциа", что означало "денежный платеж". Термин "финанциа" в значении денежного платежа использовался в Италии в течение многих десятилетий. Однако сегодня мы понимаем финансы вовсе не как денежные платежи. В средние века финансы связывали с доходами и расходами государства. В толковом словаре В.И. Даля можно найти такое определение финансов - это "все, что относится к доходам и расходам государства" [1]. В первом русском учебнике по финансам, написанном И.Горловым и изданном Казанским университетом в 1841 г., финансы были определены как "денежная натура государственных издержек". С развитием капитализма в конце Х1Х - начале ХХ веков финансы стали отождествляться с денежными средствами. Современные зарубежные учебники дают определения типа: "Финансы -это все то, что имеет отношение к деньгам". В учебнике Э.Боди и Р.К.Мертона "Финансы" да-

ется следующая трактовка: "Финансы - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени" [2].

Наша советская, а теперь российская наука о финансах прошла длительный путь исследования сущности финансов. В 30-х годах ХХ в. финансы в СССР определяли как экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения и использования финансовых ресурсов. Это была так называемая "расширительная" трактовка сущности финансов, когда фактически все экономические отношения считались финансовыми. Однако это далеко не так, ибо финансы представляют собой лишь определенную часть экономических отношений. В 50-60-е годы ХХ века в советской финансовой науке отказались от "расширительной" концепции и ограничили сферу финансовых отношений некоторыми отличительными признаками [3]. Такими признаками финансов являются:

1. Распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений. В системе денежных отношений первичными являются отношения производства, а распределение происходит лишь после создания валового продукта. В силу этого финансы - это отношения не первичные или производственные, а вторичные и третичные, т.е. отношения распределительные, связанные с распределением полученных доходов.

2. Неразрывная связь финансов с формированием и использованием фондов денежных средств. Что же представляет собой фонд денежных средств? Каждый субъект хозяйствования получает доходы и осуществляет расходы. Доходы представляют собой поток денежных поступлений за единицу времени (день, месяц, год). Расходы - это использование доходов субъектов хозяйствования, которое производится по двум направлениям - на потребление и накопление. Конечно, превратить доходы в расходы совсем несложно, но для эффективного использования полученных денежных средств часть их необходимо превратить в фонды. Фонд представляет

собой определенную сумму денежных средств, формируемую и используемую по целевому назначению. Фонды существуют, скорее, идеально, чем материально (в виде плана и отчета по доходам и расходам) и могут быть использованы как на накопление, так и на потребление. Фонды бывают децентрализованными, т.е. создаваемыми у субъектов хозяйствования - на фирмах, в компаниях, банках. К ним относятся амортизационный фонд, страховые (резервные) фонды, фонды экономического и социального развития и др. Фонды бывают централизованными, которые создаются и используются государством для страны в целом и ее граждан. К таким фондам относятся Государственный бюджет, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.

3. Органическая связь финансов с государством, которое регламентирует финансовые отношения законодательно. Это отличает финансы от кредитных отношений, где условия кредитной сделки являются объектом договора между кредитором и заемщиком. При этом кредитный договор определяет сумму, срок, цель и другие условия кредитной сделки. Государственные финансы полностью организуются и регулируются государством. Например, Закон о налоге определяет налоговую ставку, налоговую базу, льготу, срок уплаты. Закон определяет и размер государственных финансовых выплат - пенсий, пособий, стипендий, нормы финансирования бюджетных учреждений и т.д. Децентрализованные финансы регламентируются государством в меньшей степени, чем централизованные, там многое решают рыночные условия хозяйствования, и компания самостоятельно устанавливает пропорции распределения доходов на накопление и потребление.

4. Безэквивалентный характер финансовых отношений. Часто финансы предполагают односторонний поток денежных средств, не сопровождаемый встречным движением стоимости. Это отличает финансы от других отношений, имеющих товарообменный (эквивалентный) характер. Следует заметить, что большинство экономических отношений носит двухсторонний, т.е. эквивалентный характер. Речь идет, к примеру, о купле-продаже товаров и услуг, когда передвижение денежных средств от продавца к покупателю сопровождается встречным потоком денежных средств от покупателя к продавцу. Предоставление ссуд тоже осуществляется на основе эквивалентности с условием их возврата и уплатой оговоренного процента. В финансах принцип эквивалентности не столь однозначен. К примеру, налоговые отношения означают уплату налого-

плательщиком установленную законом сумму налога в бюджет без обязательства ее возврата в установленный срок и в тех же суммах. Другой пример, финансирование государством школы, больниц, социальных пособий не означает получения прямого эквивалента произведенных расходов. Финансирование носит целевой и безвозвратный характер, за финансирование не нужно платить. Однако это не значит, что финансирование представляет собой использование денежных средств без положительного результата. Налоги, уплаченные в государственный бюджет, возвращаются налогоплательщикам в виде государственных услуг по управлению страной, охране внутреннего правопорядка, обеспечения обороноспособности и т.д. Финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта формирует образованных, физически и нравственно здоровых людей, способных обеспечить экономический рост и социальную стабильность в обществе. Это и есть полученный эквивалент стоимости произведенных расходов, который точно рассчитать не всегда возможно.

Итак, финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях экономического, социального и политического развития страны.

Как известно, каждая экономическая категория выполняет определенные функции, в которых проявляется сущность этой категории, функцию можно рассматривать как способ выражения свойств, присущих ей. Следует заметить, что финансы выполняют две основные функции, хотя по поводу этого в наших учебниках высказывались различные точки зрения о количестве функций. Однако все российские учебники по теории финансов отмечают, по крайней мере, наличие следующих двух функций финансов - распределительной и контрольной.

Основное назначение распределительной функции финансов состоит в обеспечении каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Э.Боди и Р.Мертон подтверждают эту мысль: "Главная функция финансов - удовлетворение потребностей людей, включая их основные жизненные потребности в пище, одежде, жилье" [2]. Это является конечной целью распределения. Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (в 2005 г. ВВП составил 21,6 трлн. руб., в 2007 г. достигнет величины в 31,22 трлн. руб.). Субъекты распределения - это государство, юридические и физические лица. Методы распределения

- налоги и государственные расходы. Налоговый

метод представляет собой обязательное, установленное законом, регулярное и безвозмездное изъятие части дохода или имущества налогоплательщиков на нужды государства. С помощью налогов происходит формирование централизованных фондов денежных средств, которые используются методом государственного финансирования.

Государственное финансирование имеет целевой, безвозмездный характер, нормы государственных расходов устанавливаются законодательством. На децентрализованном уровне тоже происходит формирование и использование фондов денежных средств на основе государственных норм, а также финансовых планов и финансовых нормативов самих субъектов хозяйствования.

Роль распределительной функции финансов возрастает. Если до первой мировой войны через финансовую систему распределялось от 10 до 15% мирового валового продукта, то в настоящее время эта доля колеблется в разных странах от 35 до 50%.

Распределительная функция финансов отличается от перераспределительной функции кредита. С помощью кредита тоже происходит распределение валового внутреннего продукта и формирование и использование ссудного фонда (капитала), однако это происходит на кредитных принципах - возврата долга в установленный срок с уплатой процента. Таким образом, кредитор остается собственником своих ресурсов, отдавая их в долг, поэтому такое распределение носит условный и временный характер. При финансовом распределении происходит смена форм собственности (на уровне государственных финансов - всегда, на уровне корпоративных финансов - иногда), но в любом случае оно окончательно и безвозвратно. Конечно, финансирование предполагает получение эффекта либо экономического, либо социального, иначе оно теряет смысл.

Вторую функцию финансов - контрольную следует, на наш взгляд, рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, контрольная функция -это присущее финансам свойство служить средством контроля за процессом распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Среди всего многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое бы не было связано с контролем за формированием и использованием фондов денежных средств. К примеру, налоги, выплата пенсий и пособий, финансирование инвестиций автоматически выполняют контрольную функцию, своими параметрами свидетельствуя о том, что происходит у тех или

иных субъектов хозяйствования. Контроль может осуществляться путем расчета и анализа показателей финансового состояния субъекта хозяйствования. Для государства такими показателями являются объем бюджета, величина его дефицита и государственного долга. Для компании

- это показатели ликвидности и финансовой устойчивости, прибыли и рентабельности. С помощью контрольной функции финансов общество узнает о том, насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение различных субъектов хозяйствования, какие пропорции складываются в их распределении между государством и юридическими лицами, насколько эффективно используются финансовые ресурсы на цели накопления и потребления.

Вторая форма проявления контрольной функции финансов состоит в сознательном использовании контрольного свойства финансовых отношений в управлении финансами. Речь идет об организации финансового контроля, т.е. о планомерной и целенаправленной деятельности государственных и негосударственных финансовых органов по проверке обоснованности, правильности и целесообразности формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в интересах развития общества.

Финансы - это историческая категория, которая прошла длительный путь развития, исчисляемый тысячелетиями. Финансы возникли на основе общественного разделения труда, товарного производства и товарного обмена. Это важнейшая историческая предпосылка появления как кредитных, так и финансовых отношений. Однако кредитор, заемщик, ссудный фонд стихийно выделяются в процессе производства, распределения, обмена и потребления, создавая различные формы и принципы организации кредитных отношений. Финансы как система денежных отношений стихийно не выделяются из сферы производства, распределения, обмена и потребления. Для их появления необходима вторая историческая предпосылка - государство. Государство как система органов публичной власти, управляющая основными сферами жизни общества, опираясь на законодательство, формирует и использует государственные фонды (сначала натуральные, затем денежные) в целях финансирования общественных потребностей. Такими потребностями являются - обеспечение обороноспособности страны, охраны внутреннего правопорядка, регулирование экономики, лечение и содержание нетрудоспособных, образование юношества и т.д. К примеру, еще в Древнем Риме существовала наемная армия, и жалование

солдатам начислялось три раза в год. Государственные чиновники выполняли сначала свои функции безвозмездно, поэтому расходы на управление страной были минимальными. Со временем чиновники стали получать государственное жалование. Главную статью расходов древнеримского государства составляло строительство общественных зданий и сооружений. Так, до сих пор в Риме работает водопровод, построенный его рабами. Для создания централизованных фондов государство взимает налоги и делает займы как внутренние, так и внешние., Первые налоги взимались с самых обычных объектов обложения - земли, жилища. Они назывались реальными налогами. В Древнем Риме во времена императора Калигулы взимался подоходный налог, он составлял 1/8 часть дохода, что по тем временам считалось сущим грабительством. Кроме прямых налогов, вводились косвенные, т.е. налоги на товары и услуги. Первыми объектами косвенного обложения стала табачная и алкогольная продукция, популярная у разных слоев населения.

Нельзя не заметить, что изменение типа общественно-экономической системы меняет и сущность государственных финансов. Так, основными статьями расходов федерального монархического государства становятся военные расходы, расходы на погашение государственного долга, а также на содержание королевского двора и роскошь, его окружающую. При этом глава государства считал государственную казну своей собственностью. В XVII в. Людовик XIV -король Франции сказал: "Государство - это я" [4], и этот принцип управления финансами был типичен для феодального государства, т.е. глава государства отождествлял государственную казну со своим кошельком. Налогообложению подвергались всевозможные объекты. К примеру, в течение 20 лет существования республики Оливера Кромвеля в Великобритании было введено 200 видов акцизов, облагалась даже соломенная труха и коробки для масла.

Молодая европейская буржуазия стремилась установить контроль над государственными финансами. Так, в конце XVII века в Великобритании в результате буржуазной революции ежегодная роспись доходов и расходов государства

- государственный бюджет становится гласным, его публикуют в газетах, его обсуждает и утверждает парламент. Расходы на содержание королевского двора отделяются от государственных и производятся по особой смете, называемой цивильным листом.

В период капитализма государство осуществляет прямое субсидирование и кредитование

промышленности, сельского хозяйства, торговли. Так, в России за счет государственной казны строились промышленные предприятия и передавались за бесценок богатым купцам. Русские заводчики получали от государства земли, крепостных крестьян, право беспошлинной торговли. Для финансов капитализма в Х1Х веке характерен низкий уровень расходов на социальные цели - на образование, здравоохранение, на пенсии и пособия.

Государственный бюджет России перед Октябрьской революцией 1917 года называли "пьяным" бюджетом, так как он в основном формировался за счет акцизов на водку. Бюджет был дефицитным и балансировался с помощью внутренних и внешних займов. После отмены крепостного права Ф.Энгельс писал по этому поводу: "В России дворянство живет долгами, а теперь живет ими и крестьянство, но, прежде всего, существует за счет долгов само государство" [5]. Тяжелая зависимость России от внешних кредиторов обусловила финансовый кризис в стране и ускорила проведение революций в начале ХХ века.

Для финансов социализма была характерна высокая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства. Государственный сектор экономики вносил платежи в бюджет, которые не являлись по сути налоговыми, ибо речь шла лишь о перераспределении государственной собственности, а самого себя налогом обложить невозможно. С другой стороны, государство активно финансировало индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, проведение "культурной революции", Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление экономики, государственные предприятия не были с финансовой точки зрения самостоятельными, с одной стороны, они перечисляли в бюджет практически все свои доходы, а, с другой, - получали государственные заказы, инвестиции и другие формы государственного финансирования.

С начала 90-х годов ХХ века в России заново происходит создание рыночной системы хозяйства, и финансы получили новый путь развития, весьма отличный от предыдущих этапов. Однако эта тема требует отдельного внимательного, серьезного исследования и выходит за рамки этой работы.

1. Толковый словарь живого великорусского языка.

Том IV / В .И.Даль. М., 1998. С.399.

2. Боди З., Мертон Р.К. Финансы: Учеб. пособие.

М., 2000.

3. Дьяченко В.П. История финансов СССР. М., 1978.

4. Трачевский А. Международная политика в эпоху 5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.18. С.548. Людовика XIV. М., 1998.

THE RESEARCH ON FINANCIAL ESSENCE AND FUNCTIONS IN THEIR HISTORICAL DEVELOPMENT

I.V.Belonogova

The article is devoted to the essence and functions of finances in their historical development. Remarkable signs of financial relations are investigated. The efficiency of distributed and control functions, peculiarities of financial relations in different socioeconomic formations are overlooked.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.