Научная статья на тему 'К вопросу о субъектах задержания лиц, совершивших преступление'

К вопросу о субъектах задержания лиц, совершивших преступление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
851
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ЗАДЕРЖАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЙ АРЕСТ / НЕПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / РОЗЫСК / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаметова А.Р.

Статья посвящена изучению и анализу проблем теории и практики, связанных с субъектами задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также вопросам содействия граждан в розыске лиц, совершивших преступление. В целях решения исследуемой проблемы предложено совершенствование уголовно-процессуального законодательства, касающееся правовой регламентации прав граждан на задержание лиц, совершивших преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хаметова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о субъектах задержания лиц, совершивших преступление»

3. Официальный сайт Прокуратуры Республики Башкортостан. URL: https://bashprok.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19.

5. Архипов А. В. Субсидии как предмет мошенничества при получении выплат // Российский следователь. 2015. № 7.

© Мигунова З. Р.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 342.125.2(470)

А. Р. ХАМЕТОВА, преподаватель кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

А. R. HAMETOVA, the lecturer of the criminal procedure department of the Ufa law institute of the Ministry of the interior of Russia (Ufa)

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

measures, search, personal integrity.

Одним из приоритетных направлений российского законодательства

THE QUESTION OF THE CONSTITUENT ENTITIES ®

OF THE DETENTION OF PERSONS COMMITTED THE CRIME s

s

У

У

Аннотация. Статья посвящена изучению и анализу проблем теории и практи- °ч ки, связанных с субъектами задержания лиц, подозреваемых в совершении преступле- g? ния, а также вопросам содействия граждан в розыске лиц, совершивших преступле- ^ ние. В целях решения исследуемой проблемы предложено совершенствование уголовно - | процессуального законодательства, касающееся правовой регламентации прав граж- g дан на задержание лиц, совершивших преступление. §

Ключевые слова: подозреваемый, задержание, гражданский арест, непроцессу- | альное задержание, меры принуждения, розыск, неприкосновенность личности.

I

Annotation. The article is devoted to the study and analysis of the problems of theory

and practice related to the subjects of detention of a person suspected of committing a crime, -i

as well as to the assistance of citizens in the search for persons who have committed a crime. ^

In order to solve the problem, it is proposed to improve the criminal procedure legislation ©

relating to the legal regulation of the rights of citizens to detain persons who have committed §

y

a crime. |

Keywords: suspect, detention, civil arrest, non-procedural detention, coercive ^

*

S «

является защита и обеспечение прав g

У

граждан. Инструментами обеспечения

указанного направления служат: неукоснительное соблюдение законодательства; повышение эффективности расследования; изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и назначение им справедливого наказания. Согласно статистике состояния преступности в Республике Башкортостан в январе 2018 года зарегистрировано 4 669 преступлений, прирост за аналогичный период прошлого года составляет 0,5 %. Число нераскрытых преступлений за январь 2018 года составляет 1 915, что на 2,4 % выше, чем за аналогичный период прошлого года [1]. Большинство преступлений остаются нераскрытыми в связи с тем, что лица, их совершившие, скрываются от органов предварительного расследования.

Положениями ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» задача раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их под-^ готавливающих, совершающих или со-;§) вершивших, а также розыск лиц, скры-а© вающихся от органов дознания, следст-® вия и суда, возлагается на органы доз-| нания, осуществляющие оперативно-В разыскную деятельность. Вместе с тем йч неоспоримую пользу приносит привлечение общественности к розыску лиц, ^ совершивших преступления. В целях 1 активизации общественности в данной § области государственные органы объ-I являют денежные вознаграждения за

¡3

| помощь в розыске преступников. Так,

^ на официальном сайте Министерства

§ внутренних дел Российской Федерации

^ (далее - МВД России) в разделе «Вни-

<•§ мание, розыск!» имеется специальный

^ сервис по поиску лиц, объявленных в

0 розыск. Он позволяет найти информа-§ цию о пропавших без вести гражданах, | а также о подозреваемых в совершении ^ преступлений. В заглавии данного сер-Ьй виса опубликована информация о ли-§ цах, совершивших особо тяжкие пре-

1 ступления и их фото. Там же указано, что «сумма вознаграждения за помощь

в розыске - 1 миллион рублей за каждого из разыскиваемых» [2].

Очевидно, что указанный способ розыска имеет и ряд нежелательных правовых последствий. Прежде всего в средствах массовой информации и в сети Интернет употребляется понятие «помощь в розыске». В чем заключается помощь? Будет ли вознагражден гражданин, сообщивший информацию о том, что, находясь в определенном месте, наблюдал одного из разыскиваемых преступников? Ответ очевиден.

Таким образом, подобные объявления побуждают к активным действиям по поимке преступников со стороны населения. Необходимо ответить на вопросы: «Возможно ли задержание подозреваемых гражданскими лицами?» и «Чем регламентирована эта деятельность?».

Согласно п. 11 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем, на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Также в ст. 91 УПК РФ закон ограничивает субъектов задержания исчерпывающим перечнем: орган дознания, дознаватель, следователь.

Это обусловлено следую щими факторами:

- для проведения задержания необходимы законные основания, предусмотренные ст. 91 УПК РФ;

- меры принуждения затрагивают конституционные права граждан (в частности, неприкосновенность личности) и не могут быть необоснованно ограничены;

- задержанный с момента задержания приобретает комплекс прав, который должен быть ему разъяснен с момента задержания, а также процессуальный статус.

Таким образом, указанные условия задержания могут быть обеспечены лишь должностными лицами правоохранительных органов, что противоречит возможности задержания подозреваемых (обвиняемых) гражданами, не являющимися должностными лицами правоохранительных органов.

Статья 38 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) устанавливает ответственность за превышение гражданами необходимых мер для задержания лица, совершившего преступление, что неоспоримо указывает на право граждан задерживать лиц, совершивших преступление, не превышая при этом мер, необходимых для задержания. Также правом на задержание законодательство наделяет сотрудников негосударственной охраны. В ст. 12 Федерального закона «О частной охранной и детективной деятельности» указываются основания, разрешающие сотруднику негосударственной охраны осуществлять фактическое задержание лица, совершившего противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность [3]. Нельзя исключать и тот факт, что несвоевременное задержание и применение мер процессуального принуждения влечет ряд негативных последствий. Так, подозреваемый (обвиняемый) получает возможность скрыться от органов предварительного расследования, нередко за пределы РФ, что, безусловно, негативно влияет на качество и сроки расследования.

Рассматриваемая проблема вызывает интерес многих ученых. По мнению И. Л. Петрухина, в уголовно-процессуальном законе нет ни слова о статусе лиц, задержанных недолжностными лицами, на которых возложено уголовное преследование от имени государства, иными гражданами (ст. 38 УК РФ), а также представителями частных охранных организаций и воинскими караулами. Между тем таких фактов немало, и в связи с этим возникают некоторые проблемы [4, с. 92].

Обратимся к нормативно-правовой регламентации привлечения населения к розыску лиц, совершивших преступление. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Очевидно, это единственная норма, позволяющая привлечь общественность и вознаградить такое сотрудничество.

Вместе с тем разработан проект приказа МВД России «Об утверждении Правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших» в целях реализации п. 34 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» [5]. Указанные Правила определяют основания назначения вознаграждения гра- ^ жданам за помощь в раскрытии пре- во ступлений и задержании лиц, их со- ® вершивших, объявления о назначении а вознаграждения и его выплаты; компе- В тенцию должностных лиц МВД России и территориальных органов МВД Рос- о? сии на окружном, межрегиональном и ^ региональном уровнях по объявлению | о назначении размеров вознаграждения ¡^ гражданам за помощь в раскрытии пре- |

¡з

ступлений. Однако с 2012 года указан- | ный проект все еще не утвержден. ^ Анализ законодательства указывает на | то, что отсутствует четкая правовая ^ регламентация рассматриваемой деятельности. Изложенное приводит к вы- ^

воду о том, что право граждан содейст- ©

й

вовать органам внутренних дел в розы- §

у

ске и задержании лиц, совершивших | преступление, требует установления ^ дополнительных гарантий. ^

В законодательстве различных § стран право на задержание гражданами | обозначается понятиями «гражданский «5

арест», «непроцессуальное задержание» и др., но все же существует и имеет процессуальную форму. Такие нормы позволяют временно делегировать часть полномочий органов правопорядка гражданам с целью пресечения преступления или задержания преступника до приезда правоохранительных органов. Так, наибольшее распространение «гражданский арест» получил в странах англосаксонского права: в США, Англии, некоторых странах Южной Африки (Республика Замбия - 88 глава Свода законов Замбии), а также странах СНГ (Республика Казахстан - ст. 130 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан предусматривает «право граждан на непроцессуальное задержание лиц, совершивших уголовное правонарушение»; Республика Беларусь -ст. 109 Уголовно-процессуального ко-

декса Республики Беларусь предусматривает «право граждан на захват лица, совершившего преступление»).

Подводя итог, отметим, что осуществляемое сотрудничество правоохранительных органов с населением позволяет эффективно бороться с преступностью, способствует решению задач, стоящих перед органами внутренних дел по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, но данное сотрудничество требует дополнительных гарантий и нормативно-правовой регламентации. В связи с чем считаем необходимым воспользоваться аналогией в праве, существующей в зарубежных странах, для целей правоприменения, необходимость которой обусловлена преодолением пробелов в отечественном законодательстве.

***

ЛЙ

S S

у

у

к

S

I

S S

I

0

1

у

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние преступности в Российской Федерации за январь 2018 года. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/12460100 (дата обращения: 11.03.2018).

2. Внимание, розыск! URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/wanted (дата обращения: 11.03.2018).

3. О частной охранной и детективной деятельности: федеральный закон 1 марта 2002 г. № 31-Ф3. М.: Издательство «Омега-Л», 2011.

4. Комментарий к УПК РФ / под ред. И. Л. Петрухина. М., 2006.

5. Об утверждении Правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших: проект приказа МВД России в целях реализации п. 34 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». URL: http://sartraccc.ru/print.php?print_file=Press/helpmvd.htm (дата обращения: 11.03.2018).

© Хаметова А. Р.

ЗУ *

s к

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.