К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА
кандидат технических наук, заведующий лабораторией гидроэнергетики Института водных проблем Академии наук РТ (Душанбе, Таджикистан)
спешное развитие любого государства в значительной мере зависит от правильно
выбранных целей и приоритетов, о чем свидетельствует мировой исторический
опыт. Можно привести много примеров того, что выбор верных направлений при-
водил к успешному и устойчивому развитию не только крупных, но и небольших стран. Есть и обратные примеры. В этом отношении особенно показателен опыт СССР — государства с огромными материальными и человеческими ресурсами, которое из-за неправильно выбранной стратегии развития пришло к экономической деградации и распаду.
Таджикистан — одна из союзных республик того государства — даже в те времена был наименее развит в его составе, а в результате гражданской войны в РТ к 1995 году экономика страны опустилась до кризисного уровня. И только в начале XXI века наметилось некоторое (очень медленное) оздоровление. В этих условиях обеспечение эффективного экономического развития (пусть даже догоняющего) является для РТ не только актуальной, но и жизненно необходимой задачей. При этом первостепенное значение приобретает разработка и реализация соответствующей программы.
К сожалению, стратегия и программы, принятые в этой сфере, во многом недоработаны и не отвечают стоящим перед республикой задачам, что прежде всего относится к выбору и ранжированию основных приоритетов. Сегодня основными направлениями экономического развития формально утверждены сельское хозяйство и гидроэнергетика. Однако их приоритетность по сути просто декларируется, без достаточного на то обоснования.
Ведь в странах, выбравших в качестве основы своего экономического развития сельское хозяйство, даже при самых благоприятных природно-климатических условиях, как правило, эффективное развитие невозможно, не говоря уже о технологическом прорыве. В лучшем случае такие страны относятся к категории так называемых «банановых республик». И в то же время, как мы уже отмечали, можно привести примеры успешного продвижения стран, развивающих свою энергетику, даже в сырьевом ее виде.
Выбор же в качестве одного из приоритетов сельского хозяйства в сегодняшнем Таджикистане — дань традициям, сохраняющимся со времен СССР. Тогда это было связано с политикой обеспечения хлопковой независимости огромного государства. Кроме того, в сельском хозяйстве Советского Союза осуществлялся весь цикл — от выращивания продукции до ее полной переработки. Поэтому, хотя Таджикистан и имел сырьевую направленность, он получал из общесоюзного бюджета средства, необходимые республике для соответствующего развития всех отраслей, в том числе сельского хозяйства. Сами же эти средства образовывались на конечной стадии переработки сырья, осуществляемой в основном в других республиках СССР.
Однако в нынешних рыночных условиях сельскохозяйственная направленность независимого Таджикистана, все так же (даже больше) ориентированная на производство, а
не на переработку продукции, потеряла эти возможности. Лучше всего это показывает конечный результат, «достигнутый» в производстве хлопка — основной экспортной культуры страны. С 1992 года эта отрасль является стабильно убыточной, а к 2006 году общая сумма ее задолженности инвесторам достигла 300 млн долл., при среднем производстве хлопка-сырца в этот период 300^400 тыс. т в год.
Не лучше ситуация и во всех других секторах сельского хозяйства, в которых хотя и нет таких долгов, но нет и реальной прибыли. Можно сказать, что вся эта отрасль сегодня функционирует в лучшем случае в режиме выживания. К тому же территория Таджикистан расположена в аридной зоне, требующей для производства сельскохозяйственной продукции орошения. Однако ирригация и водное хозяйство в целом до сих пор (как это было принято в СССР) отделены от сельскохозяйственной отрасли. И хотя водное хозяй-
Таблица 1
Основные фонды водохозяйственного комплекса
Категории сооружений (фондов) длина (к-во)^
Каналы: В земляном русле (км) 9,934
Магистральные В облицовке (км) 9,206
В земляном русле (км) 2,806
Межхозяйсшенные В облицовке (км) 9,06
В земляном русле (км) 18,029
Хозяйственные В облицовке (км) 1,012
Лотки (км) 2,755
Трубопроводы (км) 6,153
Насосные станции: Крупные, с расходом более 10 м3/сек (кол-во) 39
Межхозяйственные (кол-во) 306
Внутрихозяйственные (кол-во) 709
Коллекторы и дренажные системы Магистральные коллекторы (км) 0
Межхозяйственные коллекторы (км) 2,301
Открытые дрены и коллекторы (км) 5,061
Внутри- _ , . Г Закрытые дрены (км) хозяйственные 4,041
Скважины вертикального дренажа (кол-во) 1,573
Оросительные скважины (кол-во) 1,03
Водохранилищ а: Более 10 млн м3 (кол-во) 3
Межхозяйственные (кол-во) 2
Общая стоимость основных фондов, млн долл. 1 364
[ И с т о ч н и к: Агентство GEF МФСА. Программа бассейна Аральского моря. Проект ^1 1 «Управление водными ресурсами и окружающей средой». Ташкент, 2001. у
ство в основном финансируется государством, в том числе за счет привлечения внешних инвестиций, ситуация здесь не лучше.
Сегодня данное хозяйство — огромный комплекс различных сооружений (табл. 1), построенных во времена СССР, их средний возраст — 38 лет, то есть все они в значительной мере исчерпали свой срок службы.
При этом в последние 15 лет в водное хозяйство Таджикистана не вкладывали средства, необходимые не только на реконструкцию и модернизацию сооружений, но даже на их эксплуатацию и содержание (за исключением направляемых правительством на ликвидацию аварий). Необходимый же сегодня объем инвестиций для приведения всего этого комплекса в нормальное состояние составляет 746 млн долл. — это объем прошлого недофинансирования, который в определенной мере можно считать и убытками. В результате общая сумма убытков сельского (долги хлопководства) и водного хозяйства (недофинансирование отрасли) превышает 1 млрд долл., что сравнимо с ВВП республики (табл. 2).
Таблица 2
Динамика ВВП и его прогноз
Год факт прогноз
1991 1995 2000 2010 2015
ВВП, млн долл. 13 800 120,3 1 259,0 2 465,7 4 365,6
И с т о ч н и к: Агентство GEF МФСА. Программа бассейна Аральского моря. Проект «Управление водными ресурсами и окружающей средой».
Национальный отчет № 2. Республика Таджикистан, Душанбе, 2003. ^
Конечно, сегодня экономика Таджикистана развивается и ВВП страны из года в год увеличивается. Но растут и долги водного хозяйства. По самым скромным подсчетам, ежегодные расходы на эксплуатацию и содержание водохозяйственного комплекса равны 53 млн долл., а реальные вложения в несколько раз меньше (табл. 3).
Таблица 3
Государственные расходы и плата за подачу воды в 2000—2002 годах
Источник Годы ■л Млн сомони / млн долл. I
План Факт % I
Республиканский бюджет — поступления на эксплуатацию 2000 3,0/1,363 2,964/1,347 98,8
2001 3,6/1,636 3,6/1,636 100
2002 4,6/1,703 4,6/1,703 100
2003 5,2/1,733
Плата за услуги по водоподаче 4 2000 18,8/8,545 7,5/3,418 40
2001 18,8/8,545 7,9/3,589 42
2002 26,3/9,74 11,57/4,286 44
2003 43,8/14,6 — —
Продолжение таблицы 3
ҐҐ
Средства местных бюджетов 2000 1,0/0,455 0,39/0,177 39
2001 1,0/0,455 0,508/0,231 51
2002 0,661/0,245 0,628/0,233
2003 0,8/0,266
Средства от недоимок налога на землю 2000 1,5/0,682 0,10/0,045 6,6
2001 — — —
2002 — — —
2003 — — —
Средства на ликвидацию последствий стихийных бедствий 2000 0,10/0,045 0,084/0,038 84
2001 0,70/0,318 0,70/0,318 100
2002 1,2/0,44 1,2/0,44 100
2003 — — —
Централизованные капитальные вложения 2000 1,0/0,455 0,97/0,44 97
2001 1,3/0,59 1,3/0,59 100
2002 1,64/0,607 1,64/0,607 100
2003 1,5/0,500
Итого 2000 25,4/11,545 12,008/5,465 47
2001 25,4/11,544 14,008/6,364 55,1
^ 'ч И с т о ч н и к: Агентство GEF МФСА. Программа бассейна Аральского моря. Проект «Управление водными ресурсами и окружающей средой». 1 Национальный отчет № 2. ^
Таково сегодня состояние водохозяйственной отрасли. В то же время одно из направлений политики правительства — обеспечение сельскохозяйственной независимости страны. Конечно, в первую очередь это касается продовольственной независимости, но при этом не снимается, наоборот, все большее значение придается экспортной направленности хлопководства. Решить же поставленные задачи можно лишь за счет освоения новых орошаемых площадей, так как обеспеченность землей (на душу населения) в республике самая низкая в государствах Центральной Азии — 0,13 га общей и 0,08 га орошаемой. Намечаемая программа развития орошения в РТ показана в таблице 4.
Таким образом, предполагается, что общий прирост орошаемых земель составит 683 тыс. га (95% от имеющихся). Если принять, что удельная стоимость орошения новых земель равна стоимости старых, то требуемые затраты составят 95% стоимости основных фондов водохозяйственного комплекса, то есть 1 364x0,95 ~ 1,3 млрд долл.
Однако в действительности эта сумма окажется еще большей, так как сегодняшняя стоимость основных фондов водохозяйственного комплекса представляет собой их оста-
Таблица 4
Перспектива развития орошаемых площадей в республике (тыс. га)
2000 г Потенциал факт пРиРоста
Согдийская область 271,0
611
прирост
площади
140
После 2025 г.
прирост
площади
411
200
611
Хатлонская область 321,8
712
200
522
190
712
РРП*
101,6
225
123
225
225
ГБАО
23,9
31
31
31
Республика
718,3
1 578
293
1 188
390
1 578
Районы республиканского подчинения.
И с т о ч н и к: Агентство GEF МФСА. Программа бассейна Аральского моря.
Проект «Управление водными ресурсами и окружающей средой». Национальный отчет № 2.
точную стоимость, то есть первоначальную, уменьшенную на сумму амортизации. Кроме того, новые земли, как правило, сложнее старых: понятно, что первоначально осваивали наиболее удобные. Наконец, нынешние затраты на освоение земель выше старых — за счет инфляции на все связанные с этим статьи расходов. По некоторым оценкам, стоимость освоения новых земель в стране сегодня равна 5 тыс. долл. на 1 гектар. При этом стоимость освоения 683 га орошаемых земель составит почти 3,5 млрд долл. В итоге получаем, что только для приведения сельского и водного хозяйства в нормальное состояние (для ремонта старых и освоения новых земель) необходимо выделить 2,5^4,5 млрд долл, а это превышает ВВП республики (см. табл. 2). При этом нет уверенности, что после этого отрасль начнет приносить прибыль, а ежегодные затраты на ее эксплуатацию и содержание равны 103 млн долл. (53x1,95), то есть почти 50% нынешнего бюджета страны.
Но самое неприятное, что, даже если республика найдет такие средства, данное решение не будет кардинальным. Во-первых, весь выигрыш от освоения новых орошаемых земель может сойти на нет в связи с неизбежным ростом численности населения1 (табл. 5). К тому же, по-видимому, не будет даже временного роста удельного обеспечения землей жителей республики, так как освоение новых земель требует долгого времени (десятки лет) и оно будет «идти в ногу» с ростом численности населения, а может быть, и отставать от последнего. Во-вторых, освоение новых земель увеличивает потребность в водных ресурсах. Но в регионе они ограничены, практически все уже используются (табл. 5). Более того, с учетом потребностей в воде на восстановление Аральского моря (~ 20 км3 в год), в Центральной Азии уже ощущается серьезный дефицит воды. Конечно, Таджикистан расположен в зоне образования речного стока — на его территории формируется 65 км3 поверхностных вод (55,4% региональных), однако при этом используется всего 11ч14 км3. Но в нынешних политических условиях перераспределение водных ресурсов региона в пользу Таджикистана приведет лишь к конфликту между странами ЦА, к началу войны за воду, предрекаемой некоторыми политологами Запада.
1 Неизбежное в обозримой перспективе, так как государство вообще не рассматривает вопрос о снижении рождаемости, в традиционном мусульманском обществе регулирование семьи не предусмотрено.
Таблица 5
Численность населения с 1989 по 2000 год и ожидаемые темпы его роста на период 2010—2025 годов
Зоны планирования
Весь Таджикистан
Численность
населения
5 092,6 6 127,5
Ожидаемый темп роста, % за 10 лет
20
Ожидаемая численность населения (тыс. чел.)
6 647,5 8 452,6 10 000,0
В т.ч. г. Душанбе
590,6 561,9
604,9 769,1
910,0
Согдийская обл.
1 554,2 1 872,0
20
2 027,4 2 578,0 3 050,0
Хатлонская обл.
1 700,2 2 150,1
26
2 333,2 2 966,8 3 510,0
ГБАО
160,9 206,0
28
219,3 278,9
330,0
РРП
1 086,7 1 337,5
23
1 462,7 1 859,8 2 200
В том числе
в городах и поселках 1 655,1 1 626,3
1 761,6 2 240 2 650
В селах
3 437,5 4 01,2
27
4 885,9 6 212,6 7 350
И с т о ч н и к: Агентство GEF МФСА. Программа бассейна Аральского моря.
Проект «Управление водными ресурсами и окружающей средой». Национальный отчет № 2.
Таблица 6
Фактическое водопотребление и его прогноз в Центральной Азии (млн куб. м)
Страна Годы
1990 1994 2 О О Я
Казахстан 10 136 9 718 9 390
Кыргызстан 4 910 4 940 7 820
Таджикистан 11 221 10 338 10 380
Туркменистан 24 054 23 291 25 225
Узбекистан 58 388 53 416 48 020
ВСЕГО 108 654 101 703 100 835
Водные ресурсы 112 700 121 500 115 600
Ґ > И с т о ч н и к: Межгоссовет по проблемам Аральского моря. Основные положения водной стратегии бассейна Аральского моря. Алма-Ата — Бишкек — Душанбе — Ашхабад — Ташкент, 1996. 1
Конечно, решить проблему дефицита воды можно за счет перехода сельского хозяйства на современные водосберегающие технологии. Но для этого потребуется дополнительно несколько млрд долл., что для сегодняшнего Таджикистана совершенно нереально. В связи с этим возникает вопрос: почему же при всей неэффективности сельского хозяйства, оно все-таки вошло в число приоритетов экономического развития страны? Одно из объяснений — сегодня (как и прежде) в этой отрасли занято 70% населения республики. И в нынешних сложных социально-экономических условиях, особенно с учетом имевшей место в недалеком прошлом гражданской войны, расколовшей общество, не только политики, но и серьезные экономисты боятся открыто признать данную отрасль неэффективной и призывать к тому, чтобы отказаться от ее дальнейшего экстенсивного развития. Тем более что сегодня сельское хозяйство действительно является жизнеобеспечивающей отраслью не только для тех, кто живет и трудится на земле, но и для остальных (30%) жителей республики, так как обеспечивает их сельскохозяйственной продукцией по ценам, значительно ниже мировых.
Но, с другой стороны, это лишь констатация положения, сложившегося в стране. Да, народ Таджикистана должен быть благодарен своему сельскому хозяйству за то, что оно позволило ему выжить в самые сложные для него 1992—1998 годы. Но после этого политическая и социально-экономическая ситуация в республике существенно улучшилась, а главное, задача стратегии экономического развития — не столько оценка нынешнего состояния, сколько определение целей на будущее. Исходя из этого, ориентация на сельское хозяйство, безусловно, вредна, так как она законсервирует и сохранит на будущее ситуацию 1991—1998 годов, то есть ситуацию выживания, а не эффективного развития.
К тому же боязнь неприятия населением отказа от сельского хозяйства как главного приоритета развития весьма преувеличена. Население уже поняло это и голосует против сельского хозяйства самым демократичным способом: бросает землю, которая не может обеспечить ему достойное существование, и уезжает на поиски заработка. Количество трудовых мигрантов из РТ в другие страны (в основном в Россию) составляет сегодня, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1,2 млн чел. Кроме того, внутренняя миграция из сельских районов в города, где несколько лучшие условия трудоустройства (в сфере торговли и услуг), равна нескольким сотням тысяч человек. Это очень значительная часть активного населения. Согласно государственной статистике, в 1996 году количество трудоспособного населения составляло 1 043,3 тыс. чел., при общей численности жителей 5 860,5 тыс.2
Второй причиной того, что сельское хозяйство принято считать одним из приоритетов, является сам подход к их формированию. Сегодня (как и во времена СССР) в республике сохраняется основной принцип разработки стратегии развития — от достигнутого уровня, что технически осуществляется самым примитивным способом: по заданиям правительства разрабатывают и представляют свои перспективные планы все министерства, ведомства и крупные предприятия, которые, естественно, лоббируют ведомственные интересы. При этом теряет смысл само понятие стратегии, она заменяется планом, ущербность чего показала вся история развития СССР.
Остановимся на этой проблеме несколько подробнее. Само понятие стратегии можно рассматривать в двух аспектах. В концептуальном плане она служит руководящей идеей, определяющей общий замысел и единый план достижения поставленных целей. В этом смысле стратегия очерчивает основные проблемы и направления деятельности, без конкретизации методов их достижения. Это стратегия-концепция, имеющая в основном постановочный подход, предусматривающая большую свободу и большую неопределенность действий. С другой стороны, стратегию можно рассматривать и более конкретно — как опре-
2 После 1997 года численность трудового населения республики, по данным национальной статистики, была увеличена до 2 000 тыс. чел., за счет включения в их состав женщин, занятых в домашнем хозяйстве, и расширения границ возрастной группы экономически активного населения. При этом сама численность населения Таджикистана с 1996 года увеличилась незначительно — в 2006 году она равнялась 6 400 тыс. чел.
деленную последовательность действий, обеспечивающую достижение поставленных целей. Это стратегия-программа, она предусматривает уже плановый (программный) подход со всеми его атрибутами и соответственно высокую степень заданности действий.
В последнее случае наиболее простой считается линейная стратегия, представляющая собой четко определенную цепочку последовательных действий, где каждое из них определено заранее или, в крайнем случае, зависит только от результатов предыдущих действий, но не от последующих. Возможности такой стратегии весьма ограничены. Она используется только в случаях, когда весь процесс можно заранее определить, разложить на составляющие его элементы и просчитать, например в сфере типового гражданского строительства. Более часто встречается другой тип — когда после получения на каком-то этапе неудовлетворительных результатов возвращаются к одному из предыдущих этапов. В данном случае уже обеспечивается обратная связь стратегии с результатами и появляется возможность маневрировать, правда очень ограниченная. В результате в такой стратегии появляется опасность бесконечной петли или порочного круга.
Этого недостатка нет в разветвленной стратегии, в которой изначально предусмотрены параллельные, даже конкурирующие направления, что позволяет корректировать ее реализацию «на ходу». Есть еще адаптивная стратегия, в которой определяется только первый шаг, первое действие. Она считается одной из самых разумных, так как каждый ее этап выбирают на основе наиболее полной информации. К сожалению, такая стратегия не позволяет контролировать весь процесс и управлять им, прежде всего затратами и сроками, то есть возникает опасность просто плыть по течению.
По своей идеологии к адаптивной стратегии примыкает стратегия приращения, предусматривающая непрерывный процесс: оценка ситуации ^ принятие решения ^ проведение небольших изменений ^ снова оценка ситуации и т.д. Это весьма осторожная, почти безошибочная стратегия, но, к сожалению, ее нельзя использовать в случаях, когда необходимо быстро получить результаты, так как для ее реализации нужно неограниченное количество времени. Наконец, существует стратегия случайного поиска, отличающаяся отсутствием первоначального плана. Она оказывается полезной в условиях большой неопределенности решений. Один из эффективных ее методов — «мозговая атака».
Выбор одной из этих стратегий зависит от конкретных условий. Так, при решении сложных задач часто используют комбинацию из нескольких типов. Например, реабилитация водохозяйственного комплекса РТ, представляя собой четко определенную цель, как бы соответствует линейной стратегии, но только с точки зрения связи начального этапа (постановки задачи) с конечным этапом (целью). Все промежуточные этапы требуют уточнений. Здесь первоначально ясен лишь первый этап — необходимость инвентаризации активов и оценки стоимости их восстановления. Это уже элемент адаптивной стратегии. Но уже на данном этапе и на всех последующих, связанных с определением стоимости, может возникнуть потребность в переоценке возможностей и соответственно задач (это характерно для циклической стратегии). Что же касается инвестиций, необходимых для реализации стратегии, то сегодня их можно изыскать или объединением средств из разных источников (разветвленная стратегия), или за счет привлечения внешних, но заранее неизвестных инвесторов (стратегия случайного поиска). Понятно, что для реализации такой стратегии необходима постоянная ее корректировка уже по ходу процесса. То же относится и к другим задачам. Например, казалось бы, даже такая простая из них, как организация мониторинга водных ресурсов (их количества и качества), лишь на первый взгляд может быть целиком решена в рамках одной линейной стратегии. В действительности и здесь есть нюансы, требующие более широких подходов, например в части тех же инвестиций, приборного оснащения, уточнения количества контрольных постов, состава и объемов замеров на них, анализа, интерпретации и распространения результатов и т.д. Отсюда следует, что реальный успех в достижении целей в столь сложном деле возможен только при обеспечении постоянного управления стратегией, путем организации своего рода самоорганизующегося процесса и системы. Поэтому на практике разработка конкретной стратегии не может быть
отделена от ее реализации, это единый процесс. Особенно это относится к такой сложной стратегии, как стратегия экономического развития страны.
К сожалению, при вышеописанном подходе разрабатываемая стратегия развития Таджикистана в итоге представляет собой даже не самую простую линейную стратегию, а административно-командный план, однако без гарантий его выполнения. В качестве примера приведен пример такой стратегии экономического развития, принятый правительством республики в 2002 году (см. табл. 7).
Таблица 7
Параметры экономического развития
Показатели Единицы измерения 2000 2005 2010 2 = 1
ВВП млн сомони 1 806,8 4 360 8 219 14 552
Продукция сельского х-ва млн сомони 693,2 1 744 2 368 2 871
Продукция промышленности млн сомони 1 374,4 4 050 7 565,6 11 281,3
в том числе электроэнергетика млн сомони 98,9 486,8 1 088,1 1 815,1
Объем внутренних инвестиций млн сомони 83 380,5 1 952,2 2 454,4
Объем внешних инвестиций млн долл. 20,1 322 1 156,5 1 170
И с т о ч н и к: Среднесрочная программа социально-экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.
у)
Такое положение с разработкой и реализацией стратегий развития наблюдается сегодня практически во всех отраслях экономики страны. Каждое ведомство по сути дела разрабатывает лишь один тип стратегии — линейный, просто вырождающийся в необоснованный план. Такие стратегии можно назвать «стратегиями желаний». В них определяются только желательные потребности, но не реальные финансовые и ресурсные возможности. Финансовая часть таких стратегий представляется также в виде инвестиционных потребностей. При этом недостаток собственных средств компенсируется внешними инвестициями, источники которых неизвестны. Естественно, такой подход не возлагает на разработчиков стратегий обязательств по их выполнению. Отсутствует и ответственность — причиной невыполнения намеченных планов объявляется недостаток внешних инвестиций.
Для таких формальных, научно не обоснованных планов, своевременная их корректировка и адаптация к изменяющимся условиям практически невозможна. Поэтому не осуществляется даже их мониторинг. Просто с течением времени они пересоставляются, но с тем же успехом. В качестве примера такого подхода можно привести стратегии развития угольной отрасли Таджикистана, принимаемые правительством в последние годы (см. табл. 8).
Из данной таблицы хорошо видно, что, несмотря на то что принятая в 1997 году программа мощного развития отрасли была к 2004 году выполнена менее чем на 7%, в Концепции, утвержденной в 2002 году, все же был предусмотрен ее необоснованный рост. Естественно, и она не выполняется.
При таком подходе к разработке стратегий развития приоритеты определяются автоматически — по общему объему выпускаемой отраслями продукции. Поэтому ранжирование приоритетов мало связано с их экономической эффективностью. Другой недо-
Таблица 8
Стратегии развития угольной отрасли
г Добыча угля, тыс. тонн і990 і996 200і 2004 20і0 20і5 1
Программа і997 г. і і40 і 335 і 925
Факт 433,2 7,48 25,8 92,2
Концепция 2002 г. 300 500 800
{ И с т о ч н и к: Утвержденные постановления правительства Республики Таджикистан. J
статок такого подхода — все отрасли, независимо от их эффективности, предполагается развивать параллельно. Ни одна из них не только не исключается из общей программы развития, но даже не переносится на более поздние сроки.
В качестве примера, характерного в этом отношении, можно привести стратегию республики в сфере охраны окружающей среды. Хотя влияние на нее экономической деятельности и раньше было довольно незначительным, а после кризиса 1990-х годов вообще стало почти незаметным (см. табл. 9), в государственном бюджете предусматриваются специальные средства и ряд мер по снижению нагрузки на окружающую среду от хозяйственной деятельности, в том числе по снижению эмиссии парниковых газов.
И это несмотря на то, что весь мировой опыт демонстрирует совершенно иной подход. Постановка вопроса об экологической программе или стратегии, не говоря уже о ее реализации, зависит от многих факторов, прежде всего от уровня экономического, промышленного и социального развития страны. Этот уровень определяет как степень (объем) техногенного воздействия на природу, в первую очередь ее загрязнения, так и экономические (и материальные) возможности проведения соответствующих природоохранных мероприятий по его уменьшению или ликвидации, что наглядно подтверждает опыт развития многих стран Запада. Например, США первоначально практически загубили свои уникальные Великие озера и лишь затем, после поднятия своей экономики и обеспечения достаточно
Таблица 9
Суммарные выбросы газов с прямым парниковым эффектом (Гг СО— эквивалент)
^Парнико-^ СО2 — эквивалент і990 і99і і992 і993 і994 і995 і996 і997 і і998'і
Диоксид углерода і.0 2і 942 24 877 і8 923 і3 238 6 449 4 089 3 G73 3 і28 і 736
Метан 2і 273 273 3і5 42 2і 0 0 0 0
Закись азота 3і0 і2,4 9,3 і2,4 6,2 3,і 3,і 3,і 3,і 3,і
Всего* 22 227,4 25 і59,3 і9 250,4 і3 286,2 6 473,і 4 092,і 3 749,і 2 036,і 2 290,3
Г > * Всего: за 1999 г. — 1 843,8; за 2000 г. — 2 036,1; за 2001 г. — 2 290,3.
И с т о ч н и к: Tajikistan. Greenhouse Gas Inventory Summary. United Nations I Development Program. Dushanbe, 2001. J
высокого уровня жизни населения, начали работы по их оздоровлению. Аналогичная ситуация складывалась в свое время и в странах Европы. В период их экономического и промышленного развития одна из главных водных артерий континента—река Рейн превратилась в «сточную канаву». К ее очистке также приступили лишь после достижения этими государствами достаточно высокого экономического уровня. Со схожими проблемами — недостатком средств одновременно для обеспечения развития экономики и на охрану окружающей среды — сегодня неизбежно сталкиваются и все развивающиеся страны, в том числе Таджикистан. Единственное их решение в нынешних условиях — привлечение на эти цели средств всего мирового сообщества, в первую очередь наиболее развитых государств.
Рассмотрим еще один приоритет экономического развития Таджикистана — гидроэнергетику. При разработке стратегии экономического развития подход к этой отрасли такой же, что для сельского и водного хозяйства. Г идроэнергетика выбрана приоритетом по тому же принципу — по объему валовой производимой продукции. При этом также не проанализирована экономическая сторона вопроса — как для сельского хозяйства его убытки, так для гидроэнергетики ее прибыли. А они могут быть весьма значительными. Таджикистан обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами3 — их потенциальные запасы оцениваются в 527 млрд кВт • ч. в год при собственных потребностях (даже в перспективе) — не более 30 млрд кВт • ч. При этом гидроэнергетика экологически абсолютно чистый и экономически чрезвычайно эффективный источник энергии4.
На рисунке 1 приведены расчеты суммарной прибыли, которые может получить государство за счет развития гидроэнергетики.
Рисунок 1
Суммарная прибыль государства за разное количество лет, при различных значениях ежегодного роста тарифов «в»
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
доля общей прибыли, расходуемая на собственное развитие энергосистемы «а»
—• - 25 лет, «в» = 1,1 20 лет, «в» = 1,1
• 20 лет, «в» = 1,15 15 лет, «в» = 1,15
'источник: Норматов И.Ш., Петров Г.Н. Экономические аспекты развития ^
^ гидроэнергетики Таджикистана. Душанбе: Дониш, 2006.
3 См.: Петров Г. Энергетические проекты Таджикистана: прошлое, настоящее, будущее // Центральная Азия и Кавказ, 2004, № 5 (35).
4 См.: Петров Г. Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ, 2003, № 3 (27).
Хорошо видно, что за счет развития гидроэнергетики РТ не только может обеспечить себя и другие страны региона электроэнергией, но и получать прибыль — порядка 1 млрд долл. в год. При этом в отличие от развития сельского хозяйства, которое за счет роста потребностей в дефицитной воде может создать напряженность в отношениях республики с соседними государствами, развитие гидроэнергетики, наоборот, путем строительства новых водохранилищ будет способствовать решению проблем ирригации во всем регионе. Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что развитие гидроэнергетики сегодня является для Таджикистана единственным реальным вариантом развития экономики и государства в целом.
К сожалению, при наличии таких возможностей, РТ сегодня относится к наиболее бедным странам мира. По индексу человеческого развития Таджикистан все последние годы занимает 103^107 место (из 174). И одна из главных тому причин — неправильно выбранные цели экономического развития страны. Пример Таджикистана свидетельствует, что даже при наличии хороших возможностей ошибочная стратегия экономического развития может не только затормозить, но и остановить развитие страны на долгие годы.