Научная статья на тему 'К вопросу о стратегической инициативе КНР «Один пояс, один путь» в новую эпоху'

К вопросу о стратегической инициативе КНР «Один пояс, один путь» в новую эпоху Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
Инициатива «Один пояс / один путь» / Китаи / новая эпоха / One Belt / One Road Initiative / China / new era

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Александр Владимирович

В статье исходя из историческои ретроспективы рассматривается развитие и становление инициативы Китая «Один пояс. один путь». Региональная стратегия «Шелкового пути», выдвинутая Си Цзиньпином в 2013 года, по мере развития превратилась в глобальныи проект, которыи затронул все континенты на земном шаре. Автор рассматривает особенности концепции «Один пояс, один путь» в новую эпоху и возможности взаимодеиствия России с китаискои инициативои.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the PRC's strategic initiative "One Belt, One Road" in the new era

Based on the historical retrospective, the article examines the development and formation of China’s “One Belt. One Way" Initiative. The regional Silk Road strategy, put forward by Xi Jinping in 2013, has evolved into a global project and affected every continent on the globe. The author examines the features of the “One Belt, One Road” concept in the new era and the possibilities of Russia’s interaction with the Chinese initiative.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стратегической инициативе КНР «Один пояс, один путь» в новую эпоху»

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

Сведения об авторах

Чжоу Лянкэ

Факультет русского языка Пекинского университета иностранных языков, Пекин, Китаи

Ян Синьжу

Факультет филологии и межкультурнои коммуникации Казанского федерального университета имени Льва Толстого, Казань, Россия 714422836@qq.com

Information about the authors

Zhou Liangke

Beijing Foreign Studies University, Beijing, China

Yang Xinru

Kazan Federal University, Kazan, Russia 714422836@qq.com

Информация о статье

Поступила в редакцию: 10.09.2023 Одобрена после рецензирования: 23.09.2023 Принята к публикации: 29.09.2023

Information about the article

The article was submitted: 10.09.2023 Approved after reviewing: 23.09.2023 Accepted for publication: 29.09.2023

исторические науки & международные отношения | клементьевА т. в. | TKLEMEnTEvA1297@MAiLRu| удк 3271 научная штья

On the issue of the PRC's strategic initiative "One Belt, One Road" in the new era

К вопросу о стратегической инициативе КНР «Один пояс, один путь» в новую эпоху

Семенов Александр Владимирович

Дипломатическая академия МИД России Москва, Российская Федерация legatus@bk.ru

Aleksandr V. Semenov

Diplomatic Academy of Ministry for Foreign Affairs of Russia,

Moscow, Russian Federation legatus@bk.ru

удк 327 | научная статья | https://doi.0rg/10.24412/2686-9675-4-2023-117-128

АННОТАЦИЯ

В статье исходя из исторической ретроспективы рассматривается развитие и становление инициативы Китая «Один пояс. один путь». Региональная стратегия «Шелкового пути», выдвинутая Си Цзиньпином в 2013 года, по мере развития превратилась в глобальныи проект, которыи затронул все континенты на земном шаре. Автор рассматривает особенности концепции «Один пояс, один путь» в новую эпоху и возможности взаимодеиствия России с ки-таискои инициативой

Ключевые слова. Инициатива «Один пояс, один путь», Китаи, новая эпоха

Для цитирования: Семенов А.В. К вопросу о стратегическои инициативе КНР «Один пояс, один путь» в новую эпоху. Современные востоковедческие исследования. 2023; Том 5 (4). С. 117-128 https://doi.org/10.24412/2686-9675-4 -2023-117-128

ABSTRACT

Based on the historical retrospective, the article examines the development and formation of China's "One Belt. One Way" Initiative. The regional Silk Road strategy, put forward by Xi Jinping in 2013, has evolved into a global project and affected every continent on the globe. The author examines the features of the "One Belt, One Road" concept in the new era and the possibilities of Russia's interaction with the Chinese initiative.

Keywords. One Belt, One Road Initiative, China, new era

For citation: Semenov A.V. On the issue of the PRC's strategic initiative "One Belt, One Road" in the new era. Modern Oriental Studies. 2023; Volume 5 (№4). P. 117-128 (In Russ.) https:// doi.org/10.24412/ 2686-9675-4-2023-117-128

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

15-17 октября 2023 г. в Китае пройдет Третий саммит по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс, один путь». За время проведения первои встречи на высшем уровне в 2017 г. данное международное мероприятие стало важнои площадкои для стран-участниц по координации деиствии и принятию стратегических решении по даль-неишеи реализации китаискои инициативы.

С момента выдвижения инициативы «Один пояс, один путь» в 2013 г. и выходом ее на глобальныи уровень постоянно рос интерес к неи среди ученых и аналитиков во всем мире [1; 2;3;4;5;6;7;8;9].

В даннои работе автор сделал попытку проанализировать инициативу Китая с исторических позиции, дать прогноз ее развития на бли-жаишее будущее, а также рассмотреть россииско-китаиское взаимодеиствие по этому вопросу.

Дальняя ретроспектива:

После прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 году произошло обновление стратегических целеи политики Китая. Изменились динамика и вектор развития страны

Во внутреннеи политике была сформирована ценностная установка — реализация «китаискои мечты», которая коррелировала с «американскои мечтои», то есть сделать страну привлекательнои в первую очередь для китаицев.

«Китаиская мечта» включала политическую составляющую - «возрождение китаискои нации» и социально-экономическую составляющую — «достижение целеи двух столетии» — к столетию КПК (2021 г.) — ликвидировать нищету, а к столетию КНР (2049г.) — превратить Китаи в сверхдержаву.

Корни стратегических целеи лежат в теории Дэн Сяопина, однако их реализация предполагалась с опорои на внутреннии потенциал. Более того, внешняя политика осуществлялась в соответствии с известнои формулои Дэн Сяопина — «держаться

в тени и ждать удобного момента, заниматься свои делом». Приоритет был отдан экономиче-скои дипломатии с целью стимулирования внутреннего развития.

Си Цзиньпин не только конкретизировал стратегические цели Дэн Сяопина в новых условиях, но и придал им значительную динамику, которая выражалась в формуле — деиствовать с воодушевлением, дать мощ-ныи импульс движению вперед.

Он также переориентировал политику открытости, которая от стратегии «открытость вовнутрь» перешла к стратегии «открытость вовне».

Новая эпоха Си Цзиньпина характеризовалась не только актуализациеи целеи внутреннего развития, но и поиском своего места в глобальном мире, где безраздельно господствовали США. По многим экономическим показателям КНР после 2010 г. вышли на второе место в мире, опередив большинство развитых стран. Однако внешнеполитическая роль Китая не соответствовала растущеи экономическои мощи. Задачеи Си Цзиньпина и стало привести в соответствие экономическую мощь страны с ее политическои ролью в мире.

Для повышения авторитета КНР на меж-дународнои арене и решения структурных проблем экономического развития страны в 2013 г. Си Цзиньпин предложил две стратеги-

исторические науки & международные отношения | Клементьева т. в. | тк1емептеуа1297@маш| удк 3271 научная статья

ческие концепции: внешнеполитическая — создание «Сообщества единои судьбы человечества» и внешнеэкономически — инициатива «Одного пояса, одного пути».

Обе концепции представляли собои наиболее общее видение Китаем глобального устрои-ства мира. Идея «Сообщества единои судьбы человечества» носила геополитическии характер, а Инициатива «Один пояс, один путь» — геоэко-номическии характер. Обе концепции были включены в Устав КПК и Конституцию КНР.

Ближняя ретроспектива:

Инициатива «Один пояс, один путь» основывалась на идее Шелкового пути, которыи исторически связывал Китаи со странами Европы, Азии, Ближнего и Среднего Востока. Она состояла из сухопутнои части — Экономического пояса Шелкового пути и морскои части — Морского шелкового пути XXI в. В дальнеишем обе части объединили в Инициативу «один пояс, один путь».

В Китае концепцию «Один пояс, один путь» назвали инициативой Это означало, что именно в Поднебеснои первыми предложили на основе исторических торговых путеи из Европы в Китаи создать современные коммерческие транспортные коридоры из Китая в Европу.

Данныи проект предусматривал создание современнои сухопутнои инфраструктуры — скоростные железные дороги и автомобильные

магистрали, которые бы соединяли Западныи Китаи (Синьцзян-Уигурскии автономныи раи-он) через Среднюю Азию — Среднии и Ближ-нии Восток с Западнои Европои, а также через Среднюю Азию, Россию, Белоруссию — с При-балтикои и Восточнои Европои. Морскои Шел-ковыи путь предусматривал обновление и строительство новои портовои инфраструктуры в странах, которые находились по морскому маршруту из Китая в Европу.

Программа минимум «Инициативы один пояс, один путь» состояла в прокладке транспортных коридоров для быстрого и эффективного экспорта китаиских товаров на емкии ев-ропеискии рынок.

Программа максимум «Инициатива» предполагала развитие широкого спектра взаи-модеиствия со странами, через которые должны были проити транспортные коридоры: по-литическои координации, постоянных торговых обменов, инфраструктурных взаимосвязеи, свободного движения капитала и гуманитарных отношении.

По мере развития «Инициативы» рамки как программы минимум, так и программы максимум расширялись. Тем самым, наметилась тенденция, с однои стороны, к углублению и расширению регионализации «Инициативы», а с другои, ее перехода на глобальныи уровень и включения стран Африки, Латинскои Америки и Океании1.

11 Российские ученые замечают, что переход на глобальный уровень концепции отразился и в ее названии, точнее в переводе на англиискии язык. Если в самом начале инициатива называлась «One Belt, One Road Initiative» - инициатива «Один пояс, один путь», то в настоящее время ее переводят как «Belt and Road Initiative»(BRI), то есть инициатива «Пояса и пути»[7, с. 27 ].

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

«Инициатива один пояс, один путь» получила важную поддержку Правительства КНР. При Государственном комитете по реформе и развитию была образована руководящая группа для планирования и координации работы. Проекты «Инициативы» вошли в 13-и и 14-и пятилетние планы страны.

Для финансовои поддержки Инициативы «Один пояс, один путь» в декабре 2014 г. был организован Фонд Шелкового пути, капитал которого составил 40 млрд. долларов. В 2016 г. для оказания финансовои помощи в строительстве объектов инфраструктуры, в том числе и для «Одного пояса, одного пути», был создан Азиатскии банк инфраструктурных инвестиции с капиталом 100 млрд юанеи. В состав банка вошли более 90 стран мира [1, с. 63].

Международное сопровождение

«Инициативы» осуществлялось на международных мероприятиях, которые организовывал или в которых участвовал Китаи. Например, ежегодныи Азиатскии форум в Боао (КНР).

Высшеи формои организации по «Инициативе» стал Саммит «Один пояс, один путь», созванныи правительством КНР.

Первыи саммит состоялся в Пекине 14-15 мая 2017 года. На нем присутствовали 29 глав государств и правительств, три руководителя международных организации и генеральныи секретарь ООН.

Второи саммит был проведен в Пекине 25 апреля 2019 г. с более широким представительством от стран-участниц и международных организации. На саммите присутствовало более

40 глав государств, директор-распорядитель МВФ и генеральный секретарь ООН.

Успешное продвижение инициативы «Один пояс, один путь», отразившееся в значительном росте стран, подписавших документы о сотрудничестве в рамках данного проекта, позволило правительству Китая в короткие сроки вывести его на глобальныи уровень, охватив все континенты земного шара.

Эпидемия COVID-19 несколько затормозила реализацию «Инициативы», однако Китаи использовал уже проложенные транспортные коридоры для оказания медицинскои помощи развивающимся странам, в особенности тем, кто находился в рамках инфраструктурного проекта.

Современное состояние:

Третии саммит «Один пояс, один путь» состоится в октябре 2023 года. На нем будут подведены итоги 10-летнего развития даннои Инициативы. За прошедшии период региональ-ныи евразиискии проект превратился в глобальную мега программу внешнеэкономического сотрудничества. На сегодняшнии день Китаи подписал соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс, один путь» со 150 странами и 31 международнои организацией КНР уже вложила в данную программу свыше 1 трлн. долларов, а общии объем инвестиции ожидается в размере 8 трлн. долларов. Было реализовано более 3000 проектов по сотрудничеству.

Успехи в реализации инициативы «Один пояс, один путь» вызывают резкое противодеи-ствие стран Запада во главе с США.

исторические науки & международные отношения | клементьева т. в. | тк1емептеуа1297@маш| удк 3271 научная статья

Через международные СМИ, контролируемые западными странами, осуществляется политико-идеологическая борьба против реализации «Одного пояса, одного пути». Китаи обвиняется в экономическом и финансовом экспансионизме, закабалении стран Азии. Африки и Латинскои Америки.

В противовес китаискои инициативе западные страны организуют свои инфраструктурные проекты. В 2012 г. президент США Д.Баиден объявил об Инициативе «Снова сделаем мир лучше» (Build Back Better World Initiative — «B3W»). Европеискии союз продвигает но-выи инфраструктурньш проект «Глобальныи шлюз» (Global Gateway). Япония поддерживает строительство автомобильных и железных дорог в странах Юго-Восточнои Азии — Индонезии, Малаизии, Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме и на Филиппинах. Однако по своим масштабам, территориальному охвату, финансовому обеспечению, открытости к участию западные проекты далеко уступают инициативе «Один пояс, один путь» [9].

Китаи в свою очередь не стоит на месте. На Третьем саммите в рамках инициативы «Один пояс, один путь» будут выдвинуты еще два важных проекта: «Чистыи Шелковыи путь» (экологическая программа зеленого развития) и «Цифровои Шелковыи путь» (программа глобальнои цифровизации) [5]. Отказ от строительства угольных электростанции и переход на новые технологии чистои энергетики, создание сети интернет «Один пояс, один путь» в дополнение к уже имеющимся инфраструктурным достижениям и свободным экономиче-

ским зонам оставят далеко позади только начинающиеся западные контрпроекты.

Ближняя перспектива:

Начало Россиискои Федерациеи Специ-альнои военнои операции на Украине оказало влияние на геополитическую и геоэкономическую обстановку в мире. Произошла поляризация мировых сил.

Китаи, занимая независимую и самостоятельную позицию, выступил с программои установления мира в конфликте. Такая позиция шла вразрез с антироссиискои и санкционнои поли-тикои западных стран. С целью ухудшить ки-таиско-россииские отношения США усилили давление на Китаи в политических и экономических вопросах. Американские власти также мобилизовали своих союзников по НАТО, чтобы закрыть ему торговые коридоры в Европу.

В ходе организации точек приема грузов по Морскому Шелковому пути из Китая в Европу КНР достиг соглашения с Грециеи, Италиеи и Португалиеи о модернизации старых портов и строительстве новои портовои инфраструктуры. Однако в связи с резким изменением международнои обстановки в мире страны Европы стали отказываться от уже подписанных соглашении.

Железнодорожныи и автомобильныи путь через Россию и Белоруссию в Польшу и Прибалтику также оказался подвержен многочисленным рискам из-за напряженности на белорусско-польскои границе.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

Сухопутныи транспортныи коридор в Европу, которыи функционирует, — это южная ветка «Одного пояса, одного пути» через Центральную Азию, Среднии Восток, Турцию.

Таким образом, можно констатировать, что сформированная 10 лет назад стратегическая цель инициативы «Один пояс, один пути» -поставка китаиских товаров на емкии европеи-скии рынок теряет свою привлекательность. Причинами необходимости корректировки стратегических установок стали нетерпимость западных стран к позиции, которая отличались их собственнои, политизация экономического сотрудничества и торговли, намечающиеся кризисные явления в Европе, сужение потребительского рынка.

Можно предположить, что Китаи будет решать стратегические проблемы «Одного пояса, одного пути» с помощью в многовекторно-сти развития инициативы и ее ориентировки на регионы Юго-Восточнои Азии, Среднего и Ближнего Востока, Африки и Латинскои Америки. Европа останется однои из целеи «Инициативы», однако возрастание политических рисков потребует использовать экономическое хеджирование с помощью рынков других регионов.

Китаи продолжит решать свои внутренние проблемы. Западные, юго-западные и южные регионы Китая, которые отставали в своем развитии от приморских раионов и крупных городов, являясь точками входа транспортных коридоров Инициативы «Один пояс, один путь», получат дополнительные инвестиции для экономического роста и решения социальных вопросов.

Проблема перепроизводства ряда отраслей экономики, которые связаны с инфраструктурными проектами, — также получает свое решение за счет расширения географического пространства. Вынос менее конкурентоспособных, энергоемких, трудоемких производств за рубеж позволит провести реструктуризацию экономики и сфокусироваться на инновационных отраслях промышленности.

Инициатива «Один пояс, один путь» позволит расширить использование юаня, как в сопредельных странах, так и на других континентах, увеличивая зону интернационализации китаискои валюты.

Продвижение гуманитарных связеи вдоль транспортных артерии «Одного пояса, одного пути» позволит использовать «мягкую силу» для бесперебоиного функционирования инфраструктурных коридоров и для создания положительного образа Китая в соответствующих странах.

Дальнеишее продвижение «одного пояса, одного пути» в разных направлениях, появление ответвлении от основных артерии «Инициативы» создаст условия для укрепления стратегическои обороны страны путем создания пояса дружественных взаимодеиствующих государств, находящихся по всем сторонам света от Поднебеснои.

Россия и Инициатива Китая «Один пояс, один путь»

Россия подключилась к Инициативе «Один пояс, один путь» в мае 2015 года, когда президент РФ В.В. Путин и председатель КНР

VOL.5 №4 2023

ш 2686 - 9675 (рш) ш 2782 - 1935 юшж)

исторические науки & международные отношения | клементьевА т. в. | ТЮ.Е1МЕПТЕШ297@тДШ| удк 3271 научная статья

Си Цзиньпин подписали соглашение о сопряжении китаискои инициативы и Евразииского экономического союза (ЕАЭС). В соглашении отмечалось, что вопросы сопряжения будут обсуждаться на заседаниях Шанхаискои организации сотрудничества (ШОС).

Вектор транспортнои инфраструктуры России был направлен на Сибирь и Дальнии восток, а Инициатива «Один пояс, один путь» была ориентирована на Запад. В этои связи стратегии транспортного развития двух стран были направлены в противоположные стороны.

Тем не менее, Россия, подключившись к китаискому проекту в формате ЕАЭС, со странами, среди которых — Казахстан, Киргизстан и Армения занимали центральное место в стратегии «Одного пояса, одного пути», могла долго оставаться в геополитически игре в регионе Среднеи Азии.

Свои интересы в плане развития инфраструктуры Сибири Россия обозначила, подписав в 2016 г. трехстороннии план по созданию экономического коридора между Китаем, Мон-голиеи и Россиеи. Акцент был сделан на модернизации железнои дороги Тяньцзинь — Улан_Батор — Улан-Удэ, развитии автомобильных перевозок и участии китаиских предприятии в строительстве современных электросе-теи. Появилась возможность развернуть экспортные потоки на Восток [7, с. 33-34].

Во время своего участия в Первом саммите «Один пояс, один путь» в мае 2017 г. президент В. Путин предложил развивать морские перевозки по Северному морскому пути. В июле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 г. в ходе официального визита в РФ Председатель Си Цзиньпин поддержал предложение В. Путина, выразил готовность к реализации нового проекта «Ледяного Шелкового пути» [3, с. 386]. Таким образом, сопряжение Инициативы «Один пояс, один путь» и ЕАЭС выразилось в появлении новых инфраструктурных проектов, выгодных для обеих сторон.

Развитие международных транспортных коридоров (МТК) Приморье -1 и Приморье-2 также можно считать оформлением восточнои части Инициативы «Один пояс, одни путь». Согласование технико-экономического обоснования двух МТК прошло на полях встречи В. Путина и Си Цзиньпина в июле 2017 года, во время проведения ВЭФ в сентябре 2017 г. и в ходе встречи глав правительств в ноябре 2017 г. МТК Приморье -1 создает возможность выхода к Японскому морю провинции Хэилунц-зян, соединяя ее с портами Владивосток, Во-сточныи/Находка. МТК Приморье-2 связывает провинцию Цзилинь с портом Зарубино. Создание прямых логистических артерии повышает транзитно-транспортныи потенциал России и способствует развитию Дальнего Востока [].

Участие России в Инициативе «Один пояс, один путь» осуществляется не напрямую, а посредством международнои организации ЕАЭС и площадки ШОС.

Именно такая форма взаимодеиствия дает сопряжение экономических интересов России и Китая.

Инфраструктурные проекты, предлагаемые и поддерживаемые РФ, трехстороннии

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

экономическии коридор Китая, Монголии и России, международные транспортные коридоры Приморье -1, Приморье -2 , модернизация Северного морского пути (Ледовыи шелковыи путь), способствуют расширению пространства китаискои Инициативы, создают важные ответвления на севере и северо-востоке, тем самым создают объемныи, многостороннии и многовекторныи транспортно-логистическии проект [6, с. 88 ].

Именно такая конфигурация инициативы «Один пояс, один путь» позволяет хеджировать политические и экономические риск, которые могут возникать вследствие санкционно-силовои политики западных стран.

Выводы

Инициатива «Один пояс, один путь» является наиболее крупным геоэкономическим проектом Китая в новую эпоху — эпоху прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 году.

Данная инициатива отражает историческое пространство — Шелковом пути из Европы в Китаи в начале 1 тысячелетия н.э., охватывает пространство современности, продвигая проекты «Экономическии шелковыи путь» и Морскои шелковыи путь XXI в.» из Китая в Европу, и дает очертания пространства будущего как глобальнои сети международных транспортных коридоров, пронизывающих все континенты и достигающих самых отдаленных точек земного шара.

Инициатива «Один пояс, один путь» стала системнои и целостнои картои развития внеш-

неэкономическои политики Китая, которая вместе с внешнеполитическои концепциеи «сообщества единои судьбы человечества», создает комплексную картину глобальнои стратегии Китая.

Данная инициатива является динамичным проектом, чутко реагирующим на внешние вызовы и имеющим потенциал для хеджирования возникающих рисков.

Участие России в проекте «Один пояс, один путь» рассматривается как сопряжение со стратегиеи развития ЕАЭС. В то же время у РФ существуют свои геоэкономические интересы непосредственного участия в даннои инициативе за счет ее обогащения новым содержанием, а именно добавлением новых векторов направленности проекта на север и на восток.

Список литературы

1. Киреева А.А. «Инициатива пояса и пути»: содержание, цели и значение // Сравнительная политика. 2018. Т.9. № 3. С. 61-74.

2. Ларин А.Г. «Экономическии пояс Шелкового пути»: экономическое содержание, структура, идеология// Новыи шелковыи путь и его значение для России/ под ред. В.Е. Петровского, А.Г. Ларина, Е.И. Сафро-новои. М.: Дели плюс. 2016. С.38-57.

3. Ли На. Инициатива «один пояс, один путь» как новая модель сотрудничества КНР с Россиеи и странами Центральнои Азии// Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018 Vol. 10 No 4 C. 382-392.

4. Лукин А. В. Идея «Экономическии пояс Шелкового пути» и евразииская интеграция//

исторические науки & международные отношения| Шментьева т. в. | TKLEMENTEVA1297@MAIL.RU| удк 3271научнаяШтья

Международная жизнь. 2014 № 7. С.29-36. Лю Ичжу. «Цифровой ШелковыИ путь» как инновационная основа глобального проекта «Один пояс, один путь»// Инновации и инвестиции. 2020. № 12. С. 278- 282. Петраков В. В., Лукин А. Л. Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2»: текущее состояние и перспективы // Известия Восточного института. 2018. № 3. С. 88-94. Пехтерева Е.А. Глобальныи инфраструк-турныи проект Китая «Один пояс — один путь» и экологические проблемы // Экономические и социальные проблемы России. - Москва, 2021. - № 1. - С. 26-44. Хадиулина Г.Н. Влияние стратегическои инициативы Китаискои Народнои Республики «Один пояс, один путь» на социально-экономическое развитие Россиискои Федерации// Социально-экономические явления и процессы. 2020.Т.15. № 2(109). С. 46-55

McBride J., Berman N., Chatzky A. China's Massive Belt and Road Initiative // Council of Foreign Relations.2023. February 2. URL: https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-massive-belt-and-road-initiative (дата обращения: 10.09.2023)

References

Kireeva A.A. «Iniciativa poyasa i puti»: soderzhanie, celi i znachenie // Sravnitel'na-ya politika. 2018. T.9. № 3. S. 61-74.

Larin A.G. «Ekonomicheskij poyas

SHelkovogo puti»: ekonomicheskoe soderzhanie, struktura, ideologiya// Novyj shelkovyj put' i ego znachenie dlya Rossii/ pod red. V.E. Petrovskogo, A.G. Larina, E.I. Safronovoj. M.: Deli plyus. 2016. S.38-57.

Li Na. Iniciativa «odin poyas, odin put'» kak novaya model' sotrudnichestva KNR s Ros-siej i stranami Central'noj Azii// Vestnik RUDN. Seriya: Vseobshchaya istoriya. 2018 Vol. 10 No 4 C. 382-392.

Lukin A.V. Ideya «Ekonomicheskij poyas SHelkovogo puti» i evrazijskaya inte-graciya// Mezhdunarodnaya zhizn'. 2014 № 7. S.29-36.

Lyu Ichzhu. «Cifrovoj SHelkovyj put'» kak innovacionnaya osnova global'nogo proekta «Odin poyas, odin put'»// Innovacii i investi-cii. 2020. № 12. S. 278- 282.

Petrakov V. V., Lukin A. L. Mezhdunarodnye transportnye koridory «Primor'e-1» I «Primor'e-2»: tekushchee sostoyanie i per-spektivy // Izvestiya Vostochnogo instituta. 2018. № 3. S. 88-94.

Pekhtereva E.A. Global'nyj infrastrukturnyj proekt Kitaya «Odin poyas - odin put'» i ekologicheskie problemy // Ekonomiches-kie i social'nye problemy Rossii. - Moskva, 2021. - № 1. - S. 26-44.

Hadiulina G.N. Vliyanie strategicheskoj ini-ciativy Kitajskoj Narodnoj Respubliki «Odin poyas, odin put'» na social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossijskoj Feder-acii// Social'no-ekonomicheskie yavleniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.