Научная статья на тему 'К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа'

К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ПЕЙЗАЖ / СТИЛИЗАЦИЯ / ARCHITECTURE / COMPOSITION / LANDSCAPE / STYLIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милкова Наталия Александровна

Статья содержит общие сведения о способах стилизации изображения. В статье описываются этапы выполнения стилизации с элементами архитектуры и пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of styling images with elements of architecture and landscape

The paper contains general information about the process of styling images. The author presents the stag-es of styling with elements of architecture and landscape.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа»

ART 75257

научно-методический электронный журнал

УДК 347.782

Милкова Н. А. К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75257. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Милкова Наталия Александровна,

художник-оформитель, Яраснкое РайПО, г. Яранск sail-v@vandex.ru

К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа

Аннотация. Статья содержит общие сведения о способах стилизации изображения. В статье описываются этапы выполнения стилизации с элементами архитектуры и пейзажа.

Ключевые слова: стилизация, композиция, архитектура, пейзаж. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Стилизация - это творческий процесс создания декоративного произведения. Существует несколько способов построения стилизованной композиции: плоскостной, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы; конструктивный, когда в любой форме необходимо увидеть, прежде всего, структуру, формообразование; орнаментальный, когда предмет превращается в деталь орнамента; образный, когда происходит переработка реалистического изображения в образ [1].

Кроме того, Г. М. Логвиненко отмечает, что произведение может быть декоративным за счет упрощения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Но в нём не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов [2].

Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Стилизация базируется на выделении одного главного, привлекающего внимание элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может, наоборот, за счёт усложнения формы и насыщения декоративными деталями, создать единый композиционный ансамбль, если это созвучно основной идее построения композиции.

Также можно построить композицию на плавной пластике силуэтов объектов и на введении такого же типа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основу рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим орнаментом [1]. Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приёмы должны подчиняться основной идее, быть обдуманы, взвешены и должны служить для создания декоративной выразительности.

Для того чтобы стилизация объектов с элементами архитектуры и пейзажа была выполнена грамотно, кроме поиска композиционного и цветового решений, необходимо работать и над рядом других задач. Любая композиция, в том числе стилизованная с элементами архитектуры и пейзажа должна быть уравновешена и гармонична [3]. Важным является понимание того, что стилизованная композиция с изображением архитектуры и пейзажа строится на упрощении деталей и акцентировании внимания на характерных изображаемому фрагменту линиях и очертаниях конструктивных и природных форм, поэтому целесообразно использование геометрических фигур в передаче объемов построек. Таким образом, стилизованная композиция с элементами архитекруры и пейзажа строится на ритмичном сочетании плавных и округлых, строгих и прямолинейных линий.

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Милкова Н. А. К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75257. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75257.htm. - Гос. рег.

нси^шо-м.етодичесшй электронный журнал Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X. ART 75257 УДК 347.782

При стилизации архитектурных построек и пейзажа возможно количественное несоответствие предметов с натуралистическим изображением, если этого требует замысел художника. Также допускается перестановка объектов изображения в зависимости от равновесия композиции, но не стоит кардинально менять внешний вид изображаемой местности, изменяя его до неузнаваемости, если целью является передача её характерных особенностей [2].

Стилизация пейзажа может быть дополнена мелкими декоративными элементами, линиями, орнаментом. Детали могут заполнять всю работу или акцентировать внимание на более значимых участках декоративной композиции.

Приведем несколько примеров. За основу взят Успенский собор Трифонова монастыря (см. Рис. 1). Художник А. Н. Белик выполнил диптих с использованием плоскостного способа построения композиции и геометризации изображения (см. Рис. 2).

Рис. 1. Успенский собор

Рис. 2. А. Н. Белик, диптих «Успенский собор»

Художница В. Максимова выполнила коллаж с использованием образного способа построения композиции. Панно объединяет в себе архитектурные постройки разных исторических периодов. За основу взята Церковь Рождества Иоанна Предтечи (см. Рис. 3). А на рисунке 4 показана преобразованная в колаж композиция этой церкви.

Рис. 3. Церковь Рождества

Рис. 4. В. Максимова

КОНЦЕПТ

Милкова Н. А. К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75257. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75257 УДК 347.782

Иоанна Предтечи Коллаж «Старый Углич»

В другой работе за основу коллажа из цикла «Петербург» М. С. Принцевой взят канал Зимняя канавка (см. Рис. 5). Художнца выполнила панно с использованием конструктивного способа построения композиции и сохранением перспективы (см. Рис. 6).

Рис. 5. Канал Зимняя канавка

Рис. 6. М. С. Принцева Коллаж из цикла «Петербург»

Таким образом, художники передают архитектурное сходство, которое подтверждают фотографии изображаемых объектов. Создавая стилизованную композицию, они используют как основные приёмы стилизации, такие как упрощение и геометризация формы, так и законы построения композиции, связанные с пространственной и воздушной перспективой, используют плоскостной, образный и конструктивный способы построения композиции.

Также необходимо отметить, что работа над любым художественным произведением имеет свою последовательность выполнения. Так К. Т. Далгинян рекомендует выполнять стилизацию изображения в четыре этапа.

Первый этап. Сбор материалов, выбор наиболее интересного ракурса и выполнение реалистического изображения. Для выполнения стилизации необходимо выбрать наиболее характерное положение изображаемого объекта. Для этого необходимо сделать несколько набросков в тоне и цвете мягкими материалами или гуашью, которые будут включать в себя все основные детали объекта.

Второй этап. Компоновка композиции в листе и поиск декоративного решения. Выполняется контурное решение композиции. Для этого форма объекта упрощается, убираются все второстепенные детали изображения. При расположении композиции важно добиться равновесия, нужно следить за тем, чтобы все части листа были равномерно заполнены. Главное на этом этапе - добиться ритмичности изображения.

Третий этап. Определение цветового акцента. Им может стать один или два насыщенных пятна. Выполняется заполнение контуров, изображенных на втором этапе, любым цветом в соответствии с авторским замыслом. Для этого нужно определиться, какие цвета являются более характерными для изображаемого объекта. На этом этапе необходимо знание законов цветоведения о взаимодополнительных цветах, контрасте ярких и светлых цветов по отношению к темным. Цветовые соче-

ru Q м

КОНЦЕПТ

Милкова Н. А. К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75257. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75257.htm. - Гос. рег.

нси^шо-м.етодичесшй электронный журнал Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х. ART 75257 УДК 347.782

тания в работе должны быть выразительны, и вызывать определенные эмоции зрителя.

Четвертый этап. Проработка объектов и их силуэтов, добавление деталей. В рамках данного этапа происходит заключительное декорирование композиции. Главное не увлечься излишней детализацией, чтобы работа имела законченный, целостный вид.

Следует помнить, что при выполнении стилизации можно отталкиваться и от натуралистического изображения, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения [1]. Анализ различных подходов позволил представить этапы работы над стилизацией изображения в виде схемы (см. Рис. 7).

Рис. 7. Этапы стилизации изображения 4 '

im А IM

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75257 УДК 347.782

Милкова Н. А. К вопросу о стилизации изображения с элементами архитектуры и пейзажа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75257. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75257.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, при создании стилизованной композиции с элментами архитектуры и пейзажа, особое внимание стоит уделить плановости изображения и использованию геометрических форм в передаче объема архитектурных сооружений. Все элементы декоративной композиции должны быть подчинены основной идее, при этом не обязательно добиваться полного сходства с изображаемой местностью, но необходимо передать основные её особенности, чтобы стилизованные объекты были узнаваемы. Эти правила являются основой создания гармоничной композиции.

Ссылки на источники

1. Даглидян К. Т. Декоративная композиция. - М.: Феникс, 2010. - 312 с.

2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2005. - 144 с.

3. Устинов В. Б. Композиция в дизайне. - М.: Астрель, 2007. - 239 с.

Natalia Milkova,

Painter-decorator, Yarasnk District Settlement, Yaransk sail-y@yandex.ru

On the question of styling images with elements of architecture and landscape

Abstract. The paper contains general information about the process of styling images. The author presents the stages of styling with elements of architecture and landscape. Key words: stylization, composition, architecture, landscape.

Рекомендовано к публикации:

Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»

PU г м

9772304120159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.