Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ САМОЗАНЯТОГО ЛИЦА'

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ САМОЗАНЯТОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самозанятый / налог на профессиональный доход / предпринимательская деятельность / правовой статус / права и обязанности. / self-employed / professional income tax / entrepreneurial activity / legal status / rights and obligations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серопол Д.И.

Автором исследуется проблема определения правового статуса самозанятого лица. Так, сделан вывод о том, что в настоящее время в законодательстве имеется ряд пробелов, связанных с правовым положением лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход и зарегистрированных в установленном законом порядке. Автором был выделен ряд актуальных проблем и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE STATUS OF A SELF-EMPLOYED PERSON

The author examines the problem of determining the legal status of a self-employed person. Thus, it was concluded that currently there are a number of gaps in the legislation related to the legal status of persons paying professional income tax and registered in accordance with the procedure established by law. The author has identified a number of urgent problems and proposed ways to solve them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ САМОЗАНЯТОГО ЛИЦА»

УДК 343.44

Серопол Д. И. студент юридический факультет Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина Россия, г.Краснодар

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ САМОЗАНЯТОГО ЛИЦА

Аннотация. Автором исследуется проблема определения правового статуса самозанятого лица. Так, сделан вывод о том, что в настоящее время в законодательстве имеется ряд пробелов, связанных с правовым положением лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход и зарегистрированных в установленном законом порядке. Автором был выделен ряд актуальных проблем и предложены пути их решения.

Ключевые слова: самозанятый, налог на профессиональный доход, предпринимательская деятельность, правовой статус, права и обязанности.

Seropol D.I. student Faculty of Law

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

Russia, Krasnodar

ON THE ISSUE OF THE STATUS OF A SELF-EMPLOYED PERSON

Annotation. The author examines the problem of determining the legal status of a self-employed person. Thus, it was concluded that currently there are a number of gaps in the legislation related to the legal status of persons paying professional income tax and registered in accordance with the procedure established by law. The author has identified a number of urgent problems and proposed ways to solve them.

Keywords: self-employed, professional income tax, entrepreneurial activity, legal status, rights and obligations.

В последнее время особо актуальным вопросом, который является предметом дискуссий ряда ученых, является определение правового статуса самозанятых лиц, в том числе и как участников предпринимательской деятельности. Интересно отметить, что динамика сведений о зарегистрированных самозанятых лиц с каждым месяцем возрастает. Так, например, в январе 2023 года количество таких лиц составляло 4 075 566, в

мае 2023 года - 4 994 884, в ноябре 2023 - 6 320 443[1]. Безусловно, приведенные статистические данные неминуемо свидетельствуют о важности определения правового положения самозанятых лиц в гражданских и иных правоотношениях.

Первоначально стоит сказать о том, что настоящее федеральное законодательство вовсе не содержит понятия самозанятого лица. Однако, посредством комплексного анализа правовых норм и с учетом правоприменительной практики очевиден вывод о том, что самозанятым признается лицо, которое уплачивает налог на профессиональный доход.

Правовой основой сбора такого налога является федеральный закон от 27.11.2018 N° 422-ФЗ [2]. Данный нормативно-правовой акт представляет собой экспериментальный метод законодателя, связанный с желанием сократить существующую в стране теневую экономику. Эксперимент, предусмотренный данным документом проводится по решению законодателя до 31 декабря 2028 года включительно, однако, мы считаем, что вскоре предполагаемые экспериментом изменения станут постоянными.

Ввиду того, что введение данного специального налогового режима было предусмотрено федеральным законом, имеющим экспериментальное значение, детальное правовое регулирование статуса лиц, уплачивающих налог на профессиональных доход (то есть самозанятых), вовсе не нашло свое отражение в российском законодательстве. Так, в частности, мы выделяем следующие пробелы в праве, существование которых считаем недопустимым:

1. Отсутствие понятия самозанятого лица.

2. Отсутствие указания на то, являются ли самозанятые лица субъектами предпринимательской деятельности.

Вышеуказанные проблемы взаимосвязаны. Их наличие не позволяет лицам, уплачивающим налог на профессиональный доход в полной мере осуществлять свои права и нести обязанности, иначе говоря, они не обладают правовым статусом, несмотря на то, что в настоящее время количество самозанятых лиц превышает 6 000 000 человек, что составляет около 7% от общего количества трудоспособного населения страны.

В настоящее время самозанятые лица, если толковать положения закона буквально, являются только участниками налоговых и административных правоотношений, то есть это лица, уплачивающие налог по специальному налоговому режиму. На самом же деле, они являются участниками и гражданско-правовых отношений, однако законодательного подтверждения тому не имеется.

К лицам, желающим уплачивать налог на профессиональный доход, предъявляются следующие требования для закрепления за ними такого права:

1. Они должны быть физическими лицами.

2. Профессиональная деятельность, осуществляемая ими, должна быть самостоятельной, без привлечения наемных работников.

3. Направления их профессиональной деятельности не должны совпадать с теми, которые определил законодатель в ст. 4 федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Так, например, самозанятым лицом не может является человек, занимающийся перепродажей товаров.

При анализе вышеперечисленных обязательных требований для признания лица самозанятым, возникает вопрос о том, как стоит рассматривать деятельность тех лиц, которые не подпадают под данные требования, однако также не имеют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Некоторые ученые отмечают, что в таком случае их деятельность будет признаваться незаконным предпринимательством, однако в силу малозначительности возможного ущерба их действия останутся безнаказанными и они будут продолжать работать в «тени» [3].

Возникает вопрос и в том, стоит ли рассматривать самозанятых лиц в качестве субъектов предпринимательской деятельности. На наш взгляд, стоит, так как их деятельность отвечает признакам предпринимательской деятельности, которые сформулированы в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [4]. Так, деятельность самозанятого носит самостоятельный характер, так как осуществляется им единолично и собственноручно; целью самозанятого как и любого другого субъекта предпринимательской деятельности является извлечение прибыли; средством достижения данной цели будет являться оказание услуг или выполнение работ, продажа товаров собственного производства.

Самым противоречивым положением федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ является закрепленное в ст. 2, согласно которой специальный налоговой режим - налог на профессиональный доход, могут применять и действующие индивидуальные предприниматели без смены своего статуса. Данный факт иллюстрирует, что в законе речь идет именно о налоговом режиме, а не о статусе самозанятого.

Необходимость закрепления правового статуса самозанятого обуславливается и тем, что в правоприменительной практике зачастую возникают вопросы, связанные с определением компетенции суда, который рассматривает споры с участием самозанятых лиц. Так, например, арбитражный суд возвратил исковое заявление Махмедова М.М., который позиционирует себя в качестве самозанятого, по причине того, что истец не предоставил суду доказательства своего статуса. Кроме этого, суд отметил, что споры с участием в качестве стороны гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не относится к компетенции арбитражного суда [5]. Ни одна отрасль процессуального законодательства не регламентирует участие самозанятого в судебном процессе.

Таким образом, все вышеперечисленное в совокупности порождает ряд вопросов, связанных с определением положения самозанятого лица в структуре общественных отношений. С одной стороны, проведенная реформа в сфере налогооблажения имела своей целью публичный интерес - сокращение доли теневой экономики, однако в то же время, частноправовые аспекты, являющиеся ее следствием, вовсе не получили должной проработки в законе. Так, мы считаем, что очевидно необходимость в законодательной проработке следующих вопросов:

1. Определение правового статуса самозанятого лица: регламентация его прав, обязанностей.

2. Определение относимости статуса самозанятых к статусу субъектов предпринимательской деятельности, чтобы самозанятые, ввиду фактического соответствия их деятельности предпринимательству, могли пользоваться гарантиями прав и свобод, присущих субъектам предпринимательства.

3. Необходимо законодательно определить подсудность споров, связанных с участием самозанятых лиц.

Использованные источники:

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/

2. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // "Собрание законодательства РФ". 03.12.2018. N 49 (часть I), ст. 7494.

3. Крылова Е.П. Самозанятое лицо как субъект предпринимательской деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-3.

4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // "Российская газета". N 238 -239. 08.12.1994.

5. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 N 15АП-18010/2022 по делу N А32-30148/2022 // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.