Научная статья на тему 'К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия'

К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Народный депутат / Сербская Конституция 2006 года / Народная скупщина / Закон об избрании депу-татов Народной скупщины / Полномочия народного депутата / Иммунитет и индемнитет Народного депутата / People's deputy / The Serbian Constitution of 2006 / The National Assembly / The law on election of deputies of the Na-tional Assembly / Powers of people's deputy / Immunity and indemnity of people's deputy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Республика Сербия является государством с парламентской формой правления. При этом наряду с сильной законодательной властью в государстве действует сильная исполнительная власть, функции которой осуществляют Президент [9] и Правительство Сербии [10]. Поэтому систему государственной власти в Сербии часто характеризуют как рационализированный парламентаризм. Народная скупщина (сербский парламент) обладает традиционными для парламента законодательной, бюджетной, контрольной функциями. В статье представлен анализ правового положе-ния депутата Народной скупщины Республики Сербия: возрастные, квалификационные и иные требования, предъявляе-мые к кандидатам в депутаты; права и обязанности депутатов, их иммунитет и индемнитет, наконец, содержание свободного мандата депутата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE STATUS OF THE SERBIAN DEPUTY OF THE NATIONAL ASSEMBLY

The Republic of Serbia is a State with a parliamentary form of government. Along with a strong Legislative authority in the country acts strong Executive power, which is exercised by the President [9] and the Government of Serbia [10]. Therefore, the system of government in Serbia is often described as rationalized parliamentarism. The National Assembly (Serbian Parliament) possesses the traditional legislative, budgetary, and supervisory functions. The article analyses the legal status of the Deputy of the National Assembly of the Republic of Serbia: age, qualification and other requirements for candidates, the rights and duties of depu-ties, immunity and indemnity and, finally, the content of the free mandate

Текст научной работы на тему «К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия»

11.2. К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА НАРОДНОЙ СКУПЩИНЫ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права

Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: Республика Сербия является государством с парламентской формой правления. При этом наряду с сильной законодательной властью в государстве действует сильная исполнительная власть, функции которой осуществляют Президент [9] и Правительство Сербии [10]. Поэтому систему государственной власти в Сербии часто характеризуют как рационализированный парламентаризм. Народная скупщина (сербский парламент) обладает традиционными для парламента законодательной, бюджетной, контрольной функциями. В статье представлен анализ правового положения депутата Народной скупщины Республики Сербия: возрастные, квалификационные и иные требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты; права и обязанности депутатов, их иммунитет и индемнитет, наконец, содержание свободного мандата депутата.

Ключевые слова: Народный депутат; Сербская Конституция 2006 года; Народная скупщина; Закон об избрании депутатов Народной скупщины; Полномочия народного депутата; Иммунитет и индемнитет Народного депутата.

TO THE QUESTION ABOUT THE STATUS OF THE SERBIAN DEPUTY OF THE NATIONAL ASSEMBLY

Polovchenko Konstantin A. PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department: Department of Constitutional Law

Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

kpolovchenko@gmail.com

Annotation: The Republic of Serbia is a State with a parliamentary form of government. Along with a strong Legislative authority in the country acts strong Executive power, which is exercised by the President [9] and the Government of Serbia [10]. Therefore, the system of government in Serbia is often described as rationalized parliamentarism. The National Assembly (Serbian Parliament) possesses the traditional legislative, budgetary, and supervisory functions. The article analyses the legal status of the Deputy of the National Assembly of the Republic of Serbia: age, qualification and other requirements for candidates, the rights and duties of deputies, immunity and indemnity and, finally, the content of the free mandate.

Keywords: People's deputy; The Serbian Constitution of2006; The National Assembly; The law on election of deputies of the National Assembly; Powers of people's deputy ; Immunity and indemnity of people's deputy.

Новая Конституция Республики Сербия 2006 года предусмотрела систему рационализированного парламентаризма в стране. В соответствии со статьей 98 Конституции Республики Сербия Народная скупщина (однопалатный Парламент Республики Сербия) является высшим представительным органом и носителем учредительной и законодательной власти в Республике Сербия. В ее состав входит двести пятьдесят народных депутатов, избираемых прямыми выборами при тайном голосовании (ст. 100 Конституции PC).

К лицам, избираемым депутатами Народной скупщины Республики Сербия предъявляются особые требования, а именно: наличие сербского гражданства, обладание совершеннолетием (18 и более лет) и дееспособностью, а также постоянное проживание в Республике Сербия (ст. 10 Закона о выборах народных депутатов). Кроме того, существует ряд требований, предъявляемых к избранному народному депутату. Они преимущественно касаются конфликта частных и публичных интересов народного депутата.

Анализ требований, предъявляемых к народному депутату Республики Сербии в сфере конфликта интересов следует начать с исследования положений Конституции 2006 г., а именно - с положения об общем запрете конфликта интересов, согласно которому «никто не может осуществлять госу-

дарственные или общественные функции, которые вступают в конфликт с иной его деятельностью, частными интересами» (ч. 1 ст. 6). Во исполнение этого общего положения Конституции Республики Сербия 2006 г. в Части 5 Конституции указываются те государственные или общественные функции, виды деятельности, несовместимые с осуществлением полномочий народного депутата: «Народный депутат не может быть депутатом скупщины автономного образования, должностным лицом органов исполнительной власти и правосудия или выполнять иные функции, деятельность и обязанности, в отношении которых закон предусматривает наличие конфликта интересов» (ст. 102 Конституции PC). Кроме того, исследование конституционного текста позволяет говорить о том, что мандат народного депутата Республики Сербия несовместим с осуществлением полномочий Президента Республики Сербия (ст. 15), министра Правительства Республики Сербия (ч. 1 ст. 26), судьи Конституционного Суда Республики Сербия (ч. 1 ст. 173).

Часть 1 статьи 11 Закона о выборах народных депутатов, развивая конституционные положения, устанавливает: «Народный депутат одновременно не может быть лицом, осуществляющим правосудие и иные функции, назначаемым Народной скупщиной. Не может быть должностным лицом или сотрудником какого-либо иного республиканского органа, осуществ-

Половченко К. А.

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА НАРОДНОЙ СКУПЩИНЫ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

ляя его полномочия, кроме случаев, предусмотренных законом». Со дня подтверждения мандата лицо, избранное народным депутатом прекращает осуществление таких функций, а трудовые отношения с республиканским органом приостанавливаются (ч. 2 ст. 11 Закона о выборах народных депутатов).

Вероятно, в целях максимальной реализации конституционных требований положения статьи 11 Закона о выборах народных депутатов во многом дублируются в статье 39 Закона о Народной скупщине: «Народный депутат не может одновременно заниматься любой иной общественной или профессиональной деятельностью, несовместимой с функциями народного депутата в соответствии с Конституцией и законом. Деятельность, несовместимая с осуществлением функций народного депутата прекращается со дня подтверждения депутатского мандата».

Согласно части 4 статьи 102 Конституции Республики Сербия 2006 г. статус народного депутата регулируется законом. Этим законом является Закон о Народной скупщине 2010 г. Согласно статье 36 Закона о Народной скупщине народный депутат приобретает права и обязанности, предусмотренные Конституцией и законами со дня подтверждения мандата1.

При этом после подтверждения мандата народный депутат приносит присягу, текст которой гласит:

«Клянусь, что буду исполнять полномочия народного депутата преданно, честно, добросовестно и в соответствии с Конституцией, защищать права человека и меньшинств, направлять все свои знания и способности на служение гражданам Сербии, правде и справедливости!» (ст. 17 Закона о Народной скупщине).

Итак, согласно статье 40 Закона о Народной скупщине, народный депутат имеет право:

- вносить законопроекты и проекты иных актов;

- предлагать аутентичное толкование законов;

- вносить поправки в законопроекты и проекты иных актов;

- участвовать в обсуждении и принятии решения по законопроектам и проектам иных актов в заседаниях Народной скупщины и ее рабочих органов2;

- участвовать в направлении предложений о проведении референдума по вопросам, регулируемым законом;

- вносить предложения об образовании комиссии или следственного комитета;

- вносить предложение о проведении публичных слушаний по вопросам, представляющим общественный интерес;

- вносить предложения об изменениях и дополнениях в предлагаемую повестку дня;

- направлять депутатские запросы;

- участвовать в представлении интерпелляций и предложений о выражении вотума недоверия Правительству или члену Правительства;

- проводить пресс-конференции в залах Народной скупщины;

- осуществлять иные действия, направленные на осуществление депутатских полномочий в соответствии с Законом и Регламентом.

Т.е. права народного депутата Республики Сербия не исчерпывающе представлены в статье 40 Закона и могут быть дополнены как на основании закона, так и Регламентом Народной скупщины. К ним можно отнести право народного депутата на своевременное и полное уведомление обо всех вопро-

1 Утверждение полномочий народного депутата осуществляется на основе свидетельства об избрании народным депутатом и отчета Рес-публ.

2 Народная скупщина образует постоянные и временные рабочие ор-

ганы. Постоянными рабочими органами Народной скупщины являются

комитеты, а временными — следственные комитеты и комиссии (ст. 27 Закона о Народной скупщине).

сах, относящихся к компетенции Народной скупщины, а также право на запрос информации, необходимой для осуществления депутатских полномочий, у спикера Народной скупщины, председателя комитета и иных рабочих органов Народной скупщины, премьер-министра, членов правительства, должностных лиц иных республиканских органов и организаций (ст. 41 Закона о Народной скупщине)3. Народный депутат имеет право на своевременное оповещение обо всех вопросах, необходимых для осуществления депутатских полномочий, регулярное представление официальных изданий Народной скупщины и информационных и документальных материалов по вопросам повестки дня Народной скупщины и другим вопросам, относящимся к компетенции Народной скупщины (ст. 285 Регламента Народной скупщины).

Согласно Регламенту Народной скупщины, народному депутату не может быть ограничен доступ и пребывание в Народной скупщине (ч. 2 ст. 282). Он имеет право на использование помещений, которые предоставлены в его распоряжении для работы и встреч с общественностью в соответствии с Уставом внутреннего распорядка в Народной скупщине. Народному депутату для осуществления деятельности в Народной скупщине предоставляется право пользования библиотекой и архивом (ст. 287).

Что же касается обязанностей, то, во-первых, Народный депутат обязан уважать Конституцию, Закон и Регламент (ч. 1 ст. 45 Закона о Народной скупщине).

Кроме того, согласно части 2 статьи 45 Закона о Народной скупщине, народный депутат обязан:

- участвовать в деятельности Народной скупщины и ее комитетов;

- действовать в соответствии с решениями ответственного комитета Народной скупщины, регулирующими права и обязанности народных депутатов;

- не распространять данные, составляющие государственную, военную или служебную тайну и после прекращения полномочий народного депутата Народной скупщины;

- при осуществлении депутатских полномочий и в целом своим поведением сохранять авторитет и достоинство, соблюдать порядок на заседаниях Народной скупщины, комитетов и парламентских групп;

- относится к другим народным депутатам с уважением, не использовать оскорбительные выражения и не излагать факты и их оценку, касающиеся частной жизни иных лиц;

- относиться ответственно и рационально к бюджетным ресурсам Республики Сербии, предназначенным для обеспечения деятельности Народной скупщины;

- извещать компетентные государственные органы о своем имуществе и доходах в соответствии с законом,

- исполнять иные обязанности в соответствии с законом и Регламентом.

Как и права, обязанности народного депутата не исчерпывающе представлены в статье 45 Закона о Народной скупщине и могут быть дополнены как самим Законом о Народной скуп-

3 Порядок осуществление права, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, регулируются Регламентом. Согласно Регламенту Народной скупщины, народный депутат имеет право запрашивать информацию и разъяснения от спикера Народной скупщины, министров и должностных лиц других республиканских органов и организаций по вопросам, касающимся прав и обязанностей этих должностных лиц, компетенции органов, ими возглавляемых и которые ему необходимы для осуществления депутатских полномочий, кроме как на заседаниях Народной скупщины. Указанные выше лица в письменной форме предоставить необходимую информацию, соответственно, разъяснение народному депутату в течение 15 дней (ст. 286 Регламента Народной скупщины).

щине, так и иными законами, и даже Регламентом Народной скупщины.

К иным обязанностям народного депутата, предусмотренным Законом о Народной скупщине, в частности, относится рассмотрение предложений граждан, встреча с ними как в Народной скупщине, так и в других специально предусмотренных помещениях (ст. 15 Закона о Народной скупщине). В целесообразности установления дополнительных обязанностей народного депутата Регламентом Народной скупщины справедливо усомнилась профессор М. Пайванчич, указывая на то, что Регламент представляет собой внутренний документ Парламента и вряд ли может устанавливать дополнительные обязанности народного депутата [3; С.130].

Однако анализ действующего Регламента Народной скупщины 2011 г. позволяет утверждать, что установленные в нем обязанности народного депутата не устанавливают дополнительных обременений для него, а лишь детализируют, уточняют, наконец, просто дублируют положения Закона о Народной скупщине. В качестве примера можно привести положения части 1 статьи 282 Регламента, в соответствии с которыми «народный депутат обязан участвовать в деятельности Народной скупщины» или статьи 283 Регламента, в соответствии с которыми народный депутат обязан о своем отсутствии на заседании известить спикера Народной скупщины.

«Иммунитет народных депутатов Республики Сербия по Конституции 2006 года включает в себя две классические компоненты: неответственность и неприкосновенность» [5; С. 305]. В отличие от положений Конституции СФРЮ 1974 г. (второй Югославии) неответственность парламентариев по Конституции СРЮ (третьей Югославии) была абсолютной [5; С. 305]. Она уже включала неответственность не только в уголовной сфере, но и в гражданско-правовой, административной и даже в сфере дисциплинарной ответственности (за исключением, конечно, привлечения к дисциплинарной ответственности самой Скупщиной). Так, в статье 87 Конституция Союзной Республики Югославии 1992 г. устанавливала: «Депутат Союзной скупщины не может быть привлечен к ответственности, задержан или подвергнут наказанию за мнение или голосование в Союзной скупщине». И, в соответствии с Конституцией Республики Сербия 2006 года, иммунитет от ответственности народного депутата является наиболее полным, поскольку «народный депутат не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за высказанное мнение или голосование при исполнении своих парламентских функций» (ч. 2 ст. 103)4. Итак, Конституция Республики Сербия 2006 г. в содержание иммунитета народного депутата включила две составляющие: во-первых, запрет задержания и ареста народного депутата, а, во-вторых, запрет на возбуждение уголовных и иных дел, которые могут повлечь лишение свободы.

За мнения, выраженные за пределами Парламента, народный депутат несет ответственность наравне с любым другим гражданином, если не сошлется на иммунитет или не будет лишен иммунитета решением Народной скупщины. Так, согласно части 3 статьи 38 Закона о Народной скупщине народ-

4 Согласно части 1 статьи 38 Закона о Народной скупщине, народный депутат пользуется иммунитетом в соответствии с Конституцией и законом. В части 2 статьи 38 этого Закона почти дословно воспроизводятся конституционные положения: «За письменное или устно выраженное мнение или голосование при исполнении своих депутатских функций народный депутат не может быть привлечен к уголовной или иной ответствен н ости ».

ный депутат, сославшись на иммунитет, не может быть арестован или против него не может быть возбуждено уголовное и иное процессуальное производство, предусматривающее наказание в виде лишения свободы без согласия на то Народной скупщины. При этом народный депутат может быть арестован без согласия Народной скупщины, если был задержан на месте преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет (ч. 9 ст. 38 Закона о Народной скупщине). Орган, возбудивший производство против народного депутата, не сославшегося на иммунитет, обязан уведомить Народную скупщину о возбуждении производства 5.

Даже если народный депутат не сослался на иммунитет, Народная скупщина может принять решение о применении иммунитета, если сочтет это необходимым для исполнения депутатских полномочий. Если Народная скупщина применит иммунитет к народному депутату, не сославшемуся на право иммунитета, то возбужденное против него дело приостанавливается. В таком праве Народной скупщины, по мнению профессора Таховича, выражается цель депутатской неприкосновенности, а она заключается в создании «иммунитета и независимости самого парламента», именно поэтому народные депутаты не могут отказаться от своего права на иммунитет [5; С 306].

Согласно части 4 статьи 38 этого Закона, решение о лишении народного депутата иммунитета принимает Народная скупщина, чем дает согласие на привлечение народного депутата к ответственности. Народная скупщина лишает народного депутата иммунитета большинством голосов всех народных депутатов по представлению ответственного комитета Народной скупщины6. При этом следует понимать, что даже если сербский Парламент не даст согласие на возбуждение дела против народного депутата, он за мнение, выраженное вне стен Парламента, может быть привлечен к ответственности после истечения срока депутатского мандата.

Согласие Народной скупщины на возбуждение уголовного дела, которое может повлечь лишение свободы, касается только того уголовного дела, в отношении которого был сделан официальный запрос. Такую же норму содержала еще Видовданская Конституция (ст. 88): «Член Народной скупщины может быть привлечен к ответственности только по тому делу, на расследование которого было дано согласие Народной скупщины». Это означало, что против депутатов не могло проводиться иного расследования, кроме того, на проведение которого было официально запрошено и должным образом дано согласие. Т.е. для любого иного разбирательства должно быть получено специальное официальное согласие.

Что же касается индемнитета народного депутата, то его правовые рамки установлены Законом о Народной скупщине. Так, согласно статье 42 этого Закона, народный депутат имеет право на получение заработной платы, надбавок и других выплат в соответствии с Законом и иными актами. К таковым можно отнести Регламент Народной скупщины. Так, согласно Регламенту Народной скупщины, Народный депутат реализует право на вознаграждение в соответствии с законом, а также возмещение расходов на осуществление депутатских полно-

5 «В рамках уголовного и иного дела, к которому применяется право иммунитета, не текут предусмотренные для них процессуальные сроки» (ч. 5 ст. 103 Конституции РС), (ч. 9 ст. 38 Закона о Народной скупщине).

6 Порядок принятия этого решения детально прописан в Регламенте Народной скупщины.

Половченко К. А.

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА НАРОДНОЙ СКУПЩИНЫ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

мочий в соответствии с решением ответственного комитета (ч. 1 ст. 285 Регламента Народной скупщины).

В рамках действующего сербского законодательства предпринимаются шаги, направленные на обеспечение необходимых условий осуществления депутатских полномочий, в том числе и лицами с ограниченными возможностями. Так, Регламентом Народной скупщины предусмотрено, что народный депутат с инвалидностью реализует специальные права в соответствии с решением ответственного комитета (ч. 2 ст. 285).

Народный депутат, мандат которого прекратился, имеет право в течение двух месяцев со дня его прекращения вернуться на рабочее место, которое он занимал до избрания народным депутатом (ст. 46 Закона о выборах народных депутатов)7.

Народный депутат имеет право на компенсацию при прекращении осуществления депутатских полномочий в размере его заработной платы на день прекращения депутатских полномочий, на срок до шести месяцев8. Срок действия этого права может быть продлен до приобретения права на пенсию, но не более чем на шесть месяцев. Народный депутат, полномочия которого были прекращены во время беременности и родов, имеет право на компенсацию после прекращения депутатских полномочий в размере его заработной платы на день прекращения депутатских полномочий на срок не более одного года (ст. 43 Закона о Народной скупщине).

Проведенное исследование будет незавершенным, если не обсудить проблему свободного мандата депутата Народной скупщины Республики Сербия. Эта проблема на протяжении длительного времени была основной повесткой дня любых дебатов и научных дискуссий о статусе депутата в Республике Сербия. Так, профессор Йованович вполне логично, руководствуясь тем, что Конституция Сербии 2006 года не предусмотрела возможность давать наказы или отзывать народного депутата, полагает, что депутат Народной скупщины обладает свободным мандатом. Более того, по его мнению, Конституция 2006 года в статьях 2, 5, 98, наконец, в статье 103, гласящей о том, что народный депутат не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за выраженное мнение или голосование при осуществлении депутатских полномочий, обеспечила юридические гарантии свободного мандат народных депутатов [1; С. 188]. При этом ряд сербских конституционалистов, анализируя положения части 2 статьи 102 Конституции Сербии 2006 года, указывают на то, что Конституция 2006

7 Народный депутат, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на доступ к архивам и документам о деятельности Народной скупщины, к которым он имел доступ, когда исполнял полномочия народного депутата. Народный депутат, прекративший исполнение своих полномочий, вправе присутствовать на государственных торжествах в Народной скупщине в соответствии с протоколом. Народный депутат, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право посещать библиотеку Народной скупщины и депутатский клуб. Народному депутату, прекратившему исполнение своих полномочий, для осуществления прав, указанных пунктами 2-4 настоящей статьи, выдается специальное удостоверение. Форма и содержание специального удостоверения личности устанавливается актом ответственного комитета Народной скупщины (ст. 46 Закона о Народной скупщине).

8 Однако это правило не распространяется на народного депутата,

полномочия которого были прекращены досрочно, если вступившим в силу решением суда он был приговорен к лишению свободы на срок более шести месяцев. Права, указанное в пункте 1 настоящей статьи прекращается с заключением трудовых отношений, приобретением права на пенсию, а также в случае избрания или назначения на другую должность, на основании которой приобретается право на зарплату.

года существенно ограничила свободу статуса народного депутата [6; С. 197]. Дело в том, что согласно положениям вышеуказанной части 2 статьи 102 Конституции Сербии, «народный депутат свободен в том, чтобы на условиях, указанных в законе и без права отзыва предоставить свой мандат в распоряжение политической партии, по предложению которой он был избран народным депутатом».9 Анализируя это положение Конституции 2006 года, профессор Пайванчич делает вывод о том, что Конституция не гарантирует свободный мандат и ставит под вопрос материальный иммунитет, защищающий народного депутата от привлечения к любой ответственности за выраженное мнение или голосование при осуществлении полномочий народным депутатом [3; С. 128].

Профессор Маркович полагает, что циничная формулировка части 2 статьи 102 Конституции 2006 года фактически изменяет характер мандата народного представителя в представительной демократии. «Вместо того чтобы представлять избирателей (народ), депутат Народной скупщины превратился в представителя политической партии, по списку которой он был избран. В результате, политическая партия определяет не только тех, кто будет заседать в Парламенте, но и то, каким образом и за что будет голосовать и о чем говорить депутат. В результате, продолжает профессор Маркович, мандат народного депутата становится императивным в политическом смысле, поскольку в соответствии со статьей 102 Конституции 2006 года политическая партия фактически получила возможность отзыва депутата, избранного по ее списку (так называемый императивный партийный мандат)» [5; С. 247]. Нужно отметить, что и Венецианская комиссия наряду с некоторыми другими конституционными положениями критиковала это положение Конституции Сербии 2006 года, в основе которого, как следует из ее Заключения, «намерение связать народного депутата с политической партией по всем вопросам и навсегда», что «серьезно нарушает свободу народного депутата на выражение собственных взглядов». Это положение сербской Конституции 2006 года «обеспечивает концентрацию власти в руках руководства политической партии» [7]. В результате,

9 Так, начиная с начала 90-х в Скупщине Сербии всех созывов наблюдалась практика перехода из одной парламентской фракции в другую, выход из партии и присоединение к вновь образованной, в том числе и той, которая не участвовала в выборах и даже не была вообще создана ко времени их проведения, Эта практика носила системный характер в течение всех предшествующих принятию Конституции Сербии 2006 года легислатур. При этом фактически «эпидемический» характер она приобрела во время деятельности Скупщины пятого созыва. Так, во вновь образованную депутатскую фракцию Демократического союза молодежи (Демократски Омладин-ски Савез) пришло 45 депутатов членов Демократической партии Сербии. При этом, часть 1 статье 88 Закона о выборах в народные депутаты 2000 года указывала на то, что депутат утрачивает мандат в том случае, если выйдет из партии или коалиции, по списку которой был избран. Политический кризис, возникший после распада Демократического союза молодежи, был разрешен только вмешательством Конституционного суда Сербии, который своим решением вышеупомянутое положение Закона 2000 года признал не соответствующим Конституции, и дал в этом решении толкование Конституции 1990 г, указав на дискретное существование свободного депутатского мандата в Сербии. Конечно, это решение Конституционного суда Республики Сербия обеспечило торжество одного из базовых принципов представительной демократии, но абсолютно не вернуло работоспособность Народной скупщине. Напротив, политический кризис, связанный со свободным переходом из одной парламентской фракции в другую продолжался. Именно, поэтому при разработке текста Конституции 2006 года и появились положения статьи 102 ныне действующей Конституции, которые ограничили «дискретный» свободный мандат народного депутата, практически конвертировав его в партийный мандат.

нарушаются три базовых принципа представительной демократии: о народном представительстве; о голосовании народных депутатов в парламенте в соответствии со своими убеждениями; о безотзывности мандата народного депутата [5; С. 246].

Следует обратить внимание на то, что в отдельных своих решениях Конституционный суд Республики Сербия высказался в поддержку свободного мандата депутата. В частности, в деле о проверке конституционности статьи 47 Закона о местных выборах Конституционный суд указал на то, что «свободный мандат народных депутатов является одним из основных принципов, на которых основывается современное демократическое правовое государство, а в соответствии со статьей 1 Конституции Республика Сербия наряду с другими принципами основана на принципах гражданской демократии и приверженности европейским принципам и ценностям»10. Однако Конституционный суд Сербии, естественно, не может своими решениями пересматривать императивные положения Конституции, верховенство которой он призван обеспечивать [10], [11]. Поэтому кардинальное решение проблемы свободного мандата народного депутата Республики Сербия лежало в плоскости внесения изменения в ныне действующую Конституцию. Однако, учитывая жесткость сербской Конституции 2006 года и особенности политического процесса в современной Сербии, этого практически невозможно было добиться. В результате, адекватное решение было найдено. Так, реализация положений части 2 статьи 102 Конституции 2006 года на практике выглядела в виде института «бланко отставки», содержание которого заключалось в том, что кандидат в депутаты еще до подтверждения своего избрания на основании договоренности с руководством политической партии, по списку которой он был избран, подписывал специальный договор, предусматривающий составление кандидатом заявления о добровольном сложении депутатских полномочий. Этому заявлению народного депутата «давался ход» в рамках парламентской процедуры в случае несогласия народного депутата с политикой партии, по списку которой он был избран11. Поэтому, учитывая правовую позицию Конституционного суда Сербии, принимая во внимание выводы Венецианской комиссии за демократию через право [2] в 2011 году Народная скупщина внесла дополнение в Закон о выборах народных депутатов. Так, после части 1 статьи 88 Закона, предусматривающей основания досрочного прекращения полномочий народного депутата, была внесена часть вторая, урегулировавшая порядок ухода в отставку народного депутата как личного и непосредственного акта депутата: «Депутат лично подает нотариально заверенное заявление об отставке председателю Народной скупщины в течение трех дней с момента нотариального заверения. Этим положением закона ограничивается возможность

применения положений части 2 статьи 102 Конституции Республики Сербия, допускающей безотзывное предоставление мандата народного депутата в распоряжение политической партии, по спискам которой он был избран12. Таким образом проблема свободного мандата депутата Народной скупщины Республики Сербия была разрешена.

Подводя итог проведенному в статье исследованию, следует обратить внимание на то, что в настоящий период в этом государстве создана надежная правовая основа статуса народного депутата. Так, Конституция Республики Сербия 2006 года заложила современный правовой фундамент, на основании и во исполнение которого приняты новые (Закон о Народной скупщине от 26.02.2010 года, Закон о политических партиях от 12.05. 2009 года) и внесены поправки в действовавшие до принятия Конституции 2006 года законы (Закон о выборах народных депутатов от 09.10.2000 года, Закон о радиовещании от 18.07.2002 года, принят новый Регламент Народной скупщины от 23.03.2011 года. Наконец, была решена проблема свободного мандата депутата Народной скупщины.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,31%.

Список литературы:

1. М. Joвaнoвufi Изборни систем Срби]е. Устав Републике Cp6nje из 2006. Неки елементи новог политичког система. Тематски сборник радова. — Београд , 2007.

2. Joint Opinion on Draft Laws on Electoral Legislation in Serbia. European Commission for Democracy through Law. 06.11.2011.

3. M. Pajvancic. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

4. M. Паjванчиfi. Уставно право. Нови Сад. 2014.

5. Р. Маркович. Уставно право и политичке институци]е. Београд. 2014.

6. Д. Становий. Уставно право. Ниш. 2009.

7. За1^учак Венец^анске комис^е на Устав Cpбиje из 2006 године.

8. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №5.

9. Половченко К.А. Особенности правового статуса Президента в системе органов государственной власти Республики Сербия // Право и управление. XXI век. №2. 2015.

10. Половченко К.А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах // Вестник МГИМО. №3. 2013.

11. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

12. Современное зарубежное избирательное право: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремян-ской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет, 2013.

13. Депутат зарубежного парламента: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Одлука 1уз-52/2008, 10.

11 Кстати, эта процедура получила четкую правовую регламентацию

на местном уровне в Законе о местных выборах 2007 г.

12 Т.е., ограничением срока до трех дней с момента нотариального заверения заявления об отставке до его представления председателю Народной скупщины, исключается возможность «бланко отставки», которая давалась заранее, как правило, до обретения мандата народного депутата и даже до получения статуса кандидата в депутаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.