Научная статья на тему 'К вопросу о «Статусе» анонимного вида содействия в общей системе содействия граждан органам внутренних дел'

К вопросу о «Статусе» анонимного вида содействия в общей системе содействия граждан органам внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
548
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЛАСНОЕ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ И АНОНИМНОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ЛИЦА / ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНЫЙ ИНТЕРЕС / PUBLIC / CONFIDENTIALANDANONYMOUSASSISTANCE / OPERATIVESEARCHACTIVITY / OPERATIVE DIVISIONS / LAW-ENFORCEMENT BODIES / STRUGGLE AGAINST CRIMINALITY / OPERATIONAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рукавишников Г. А.

В статье проведен анализ существующих в научной литературе точек зрения различных ученых по вопросу о месте анонимного содействия граждан органам внутренних дел в общей системе содействия. Автором выявлены характерные черты и особенности такого содействия, которые в своей совокупности отличают этот вид содействия от других видов помощи, оказываемой гражданами органам внутренних дел в борьбе с преступностью.Наосноверезультатовпроведенногоисследованиясделанвыводосамостоятельности анонимного содействия и необходимости его законодательно регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT «THE STATUS» OF AN ANONYMOUS KIND OF ASSISTANCE IN THE GENERAL SYSTEM OF ASSISTANCE TO THE CITIZENS BY THE LAW-ENFORCEMENT BODIES

In the article the analysis is made on the points of view in the scientific and special literature of the nature of anonymous assistance and its place in general system of assistance to citizens by operative divisions of law-enforcement bodies. Characteristic features and peculiarities of such assistance which distinguish it from other kinds of help to citizens by law-enforcement bodies in the struggle against criminality are revealed. On this basis the author draws a conclusion on the independence of anonymous assistance and necessity of its legislative adjustment.

Текст научной работы на тему «К вопросу о «Статусе» анонимного вида содействия в общей системе содействия граждан органам внутренних дел»

к вопросу о «статусе» анонимного вида содействия в общей системе содействия граждан органам внутренних дел

to the question about «the status» of an anonymous kind of assistance in the general system of assistance to the citizens by the law-enforcement bodies

УДК 343.211

Г.А. РУКАВИШНИКОВ,

кандидат юридических наук (ЦПП МВД по Чувашской Республике)

G.A. RUKAVISHNIKOV,

the candidate of jurisprudence the chief of the chair of special tactics and firearms training

Аннотация: в статье проведен анализ существующих в научной литературе точек зрения различных ученых по вопросу о месте анонимного содействия граждан органам внутренних дел в общей системе содействия. Автором выявлены характерные черты и особенности такого содействия, которые в своей совокупности отличают этот вид содействия от других видов помощи, оказываемой гражданами органам внутренних дел в борьбе с преступностью. На основе результатов проведенного исследования сделан вывод о самостоятельности анонимного содействия и необходимости его законодательно регулирования.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, органы внутренних дел, борьба с преступностью, информация, сотрудничество, гласное, конфиденциальное и анонимное содействие, лица, представляющие оперативный интерес.

Abstract: In the article the analysis is made on the points of view in the scientific and special literature of the nature of anonymous assistance and its place in general system of assistance to citizens by operative divisions of law-enforcement bodies. Characteristic features and peculiarities of such assistance which distinguish it from other kinds of help to citizens by law-enforcement bodies in the struggle against criminality are revealed. On this basis the author draws a conclusion on the independence of anonymous assistance and necessity of its legislative adjustment.

Key words: public, confidential and anonymous assistance, operative search activity, operative divisions, law-enforcement bodies, struggle against criminality, operational information.

Эффективность оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью во многом зависит от своевременного получения ими актуальной и достоверной информации о

лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес. Поступление таких сведений обеспечивается созданием системы источников оперативной информации из числа лиц, оказывающих содействие

органам внутренних дел.

Одним из видов содействия лиц оперативным подразделениям органов внутренних дел является анонимная помощь граждан, заключающаяся в предоставлении названным органам оперативно значимой информации на условиях анонимности.

Многолетний опыт работы оперативных подразделений органов внутренних дел свидетельствует о том, что анонимное содействие издавна используется в их практической деятельности и вносит определенный вклад в защиту прав личности, общества и государства от преступных посягательств. Так, по России, благодаря использованию анонимной информации, ежегодно раскрывается от 18 до 20 тыс. преступлений [1]. Возможность использования органами внутренних дел анонимной помощи граждан в борьбе с преступностью получила ведомственное нормативное закрепление лишь в 1996 году.

До настоящего времени среди ученых и практиков нет единства мнений относительно сущности анонимного содействия. Анализ литературных источников и обобщение существующих точек зрения различных авторов по указанной проблеме позволил нам объединить их в несколько групп.

Одни авторы вообще не признают анонимную помощь органам внутренних дел одним из видов содействия. Например, А.Ю. Шумилов полагает, что «сообщения от анонимов не должны признаваться содействием, по причине того, что решение о возможном сотрудничестве должно принять привлекаемое к сотрудничеству лицо, и оно должно быть выражено недвусмысленно, утвердительно» [2, с. 163]. В другой работе автор несколько пересмотрел свои взгляды по этому вопросу. Он предлагает считать лицо, анонимно предоставляющее информацию (анонима), лицом, оказывающим одностороннее содействие осуществлению оперативно-разыскной деятельности [3, с. 104].

Вторые, называя виды содействия (гласное и негласное), вообще не упоминают об анонимном содействии. Например,

А.В. Федоров и А.В. Шахматов выделяют только два вида содействия - гласное и конфиденциальное [4, с. 12], аналогичную позицию занимает О.А. Вагин [5, с. 305], Е.В. Васьковская [6, с. 37], В.Ф. Луговик [7, с. 461] и другие [8, с. 497]. В связи с этим однозначно ответить на вопрос об отнесении анонимного содействия указанными авторами к негласному виду не представляется

возможным.

Третья группа ученых полагает, что анонимное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел является одним из видов содействия. Так, С.Н. Поправко считает, что содействие может быть гласным, анонимным и негласным [9, с. 176], Ю.С. Блинов [10, с. 23], В.Г. Бобров [11, с. 203], П.И. Иванов [12, с. 468],

В.А. Лукашов [13, с. 40] и другие авторы [14, с. 11; 15, с. 21; 16, с. 212; 17, с. 70] анонимную передачу сведений органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, также относят к одному из видов содействия граждан названным органам. То есть можно констатировать, что указанные авторы относят анонимное содействие к самостоятельному виду наряду с гласным и негласным (конфиденциальным).

Четвертые относят анонимную помощь граждан органам внутренних дел к разновидности конфиденциального (негласного) содействия. Такой точки зрения придерживаются, например, Е.Н. Волынкин [18, с. 23], Н.С. Железняк [19, с. 74], О.П. Кириллов [20, с. 103], В.П. Легостаев [21, с. 20] и другие авторы [22, с. 12].

Наша точка зрения совпадает с мнением представителей третьей группы ученых. Мы также считаем, что анонимное содействие является особым, самостоятельным видом содействия.

Анализ ведомственных нормативных правовых актов показывает, что в определении анонимного содействия не указывается, к какому виду (к гласному или к конфиденциальному) оно относится. С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что анонимная помощь граждан органам внутренних дел является самостоятельным видом содействия. С другой стороны, последующие предписания нормативного документа указывают на его конфиденциальный характер.

Вместе с тем нами выявлены характерные определенные черты и особенности анонимного содействия, которые в своей совокупности отличают этот вид содействия от других видов содействия, оказываемых гражданами органам внутренних дел в борьбе с преступностью.

Такие особенности, по нашему мнению, заключаются в следующем:

1. Анонимное содействие - это особый вид содействия, когда лицо предоставляет информацию на условиях анонимности, то есть не желает раскрывать сведения о себе и

участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. При оказании такого содействия аноним фактически лишает сотрудника органов внутренних дел возможности использовать его в качестве свидетеля в уголовном процессе (конечно при условии, что аноним так и остался анонимом). Представляется, что категорично утверждать о нежелании такого лица участвовать в уголовном процессе не следует. По всей видимости, в некоторых случаях аноним, убедившись, что опасность для него миновала (нейтрализована), может согласиться дать официальные показания [23, с. 9]. Причем нежелание раскрывать свои данные даже перед сотрудником оперативного подразделения является сущностным признаком, отличающим анонимное содействие от конфиденциального и гласного видов.

2. Инициативный, односторонний1 характер такого содействия. Так, А.Ю. Шумилов предлагает называть лиц, оказывающих анонимное содействие, «инициативниками» [24, с. 24], и считает помощь анонимов прикосновенностью к оперативно-разыскной деятельности [25, с. 117]. Аноним, проявляя инициативу, оказывая помощь органам внутренних дел в решении задач по борьбе с преступностью, не сообщает данные о своей личности, чем достигается наивысший уровень законспирированности источника информации.

3. За анонимом остается право выбора способа передачи информации. Анонимная информация может быть доведена до органов внутренних дел следующими способами: по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника. Мы полагаем, что возможны и другие способы передачи анонимной информации, например, передача анонимного SMS и MMS - сообщения или подбрасывание магнитного (оптического) носителя информации (кассета, диск и т.п.) с записью необходимых сведений. Ю.С. Блиновым установлено, что 57 % анонимов предпочитают передачу информации по телефону, 35 % - в письменной форме, 8 % - в ходе встречи с оперативным сотрудником [26, с. 187].

1 Автор отдает себе отчет в том, что «односторонним» анонимное содействие, как впрочем, и любое другое, может быть с изрядной долей условности, поскольку при оказании содействия (помощи) всегда присутствуют две стороны: лицо, предоставляющее оперативно значимую информацию, и орган внутренних дел в лице сотрудника, принимающего и использующего полученную информацию в интересах борьбы с преступностью.

Наши исследования2 свидетельствуют о том, что 41,1% опрошенных оперативных сотрудников принимали анонимную информацию по телефону; 32,5% - письменно; 35,8% - в ходе непосредственной встречи и лишь 7,9% через посредника.

Думается, что анонимная помощь может оказываться не только путем предоставления соответствующей информации, но и иным способом, например, подбрасыванием вещей, предметов и документов, имеющих значение для дела, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами по уголовному делу; предоставлением соответствующих услуг (например, помещения для осуществления наблюдения и т.д.) на условиях анонимности [19, с. 72].

4. Анонимное содействие определяется продолжительностью потребности субъектов друг в друге. При достижении результатов или при иных обстоятельствах отношения между лицом, предоставившим информацию, и органом внутренних дел, как правило, прекращаются. Они могут возникнуть снова, но будут определяться уже другой ситуацией и будут иметь иной характер.

Названные особенности и характерные черты определяют особое место анонимного содействия среди других видов содействия граждан органам внутренних дел. С таким «статусом» анонимного содействия согласились 43,2 % опрошенных сотрудников оперативных подразделений названных органов [19, с. 71].

Результаты проведенного исследования по изучению сущности анонимного содействия подтверждают указанное суждение. Так, 39,8% оперативных сотрудников и 40,0% руководителей оперативных подразделений отнесли анонимную помощь граждан к самостоятельному виду содействия. Учитывая особой статус, которым обладают в сфере организации содействия граждан органам внутренних дел начальники криминальной полиции МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, отразим и их точку зрения по этому вопросу. Так, по мнению 45,0% названных руководителей, анонимное содействие также относится к самостоятельному виду.

2 Здесь и далее указаны результаты исследования, проведенного нами в регионах Приволжского федерального округа. Всего опрошено 321 оперативный сотрудник и руководитель оперативных подразделений органов внутренних дел (УР, БЭП, НП), занимающих различные должности на различных уровнях: ГРОВД и МВД, ГУВД, УВД. Также проведено анкетирование 40 заместителей министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, руководящих направлением оперативно-разыскной деятельности.

Подтверждением самостоятельности первых, в подобной дискуссии не будет

анонимного содействия являются также однозначных ответов на рассматриваемую

обоснованные, на наш взгляд, предложе- проблему до тех пор, пока не будут рас-

ния некоторых ученых о законодательном ставлены все точки над «Ь> по вопросу об

закреплении такого содействие наряду с определении гласности и негласности в

гласным и конфиденциальным [27, с. 12; 28, оперативно-разыскной деятельности. Нес. 29; 29, с. 12; 30, с. 45]. смотря на то, что многие ученые обращались

Подводя итог нашим размышлениям, к этому вопросу [31, с. 20-26; 32, с. 87-94;

уместно сослаться на точку зрения В.Г. Боб- 33, с. 125-127; 34, с. 62-68], принимаемая

рова [11, с. 203], разделяемую автором, большинством авторов позиция так и не

относящего анонимное содействие к само- была определена. Во-вторых, учитывая

стоятельному виду. Таким образом, аноним- открытый характер настоящей статьи, неко-

ное содействие является самостоятельным торые другие особенности анонимного вида

видом в общей системе содействия наряду содействия нами сознательно обойдены

с гласным и конфиденциальным (неглас- молчанием. В-третьих, изложенные сужде-

ным). ния не бесспорны и требуют дальнейшего

В заключение отметим следующее. Во- научного осмысления.

Литература —

1. Сведения о результатах оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступлений и розыску преступников : Сводный отчет по России. - М. : ГИАЦ МВД России, 2010.

2. Шумилов, А. Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / А. Ю. Шумилов. - М. : Изд-ль Шумилова И.И., 2000.

3. Шумилов, А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы : в 2-х кн. Кн. 1. Общие положения : научно-практическое пособие / А. Ю. Шумилов. - М., 2005.

4. Федоров, А. В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность : учебное пособие / А. В. Федоров, А. В. Шахматов. - М., 2004.

5. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда России и Европейского Суда по правам человека / вступ. ст. В. Д. Зорькина. - М., 2006.

6. Васьковская, Е. В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность : дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Васьковская. - Иркутск, 2005.

7. Луговик, В. Ф. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений : дис. ... д-ра юрид. наук / В. Ф. Луговик. - Омск : Академия МВД России, 2006.

8. Горяйнов, К. К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий / К. К. Горяинов, Ю. Ф. Кваша, К. В. Сурков ; под ред. П. Г. Пономарева. - М., 1997.

9. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : учебное пособие. - изд. 8-е, перераб. и доп. / под ред. А. Е. Чечетина. - М., 2004.

10. Блинов, Ю. С. Теоретические и правовые аспекты содействия граждан подразделениям криминальной милиции : монография / Ю. С. Блинов. - Калининград : КЮИ МВД России, 2002.

11. Бобров, В. Г К вопросу о содействии граждан органам внутренних дел / В. Г. Бобров // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики : межвуз. сб. науч. трудов. - Вып. 4. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2001.

12. Иванов, П. И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики : дис. . д-ра юрид. наук / П. И. Иванов. - М. : Академия управления МВД России, 2000.

13. Лукашов, В. А. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (опыт, проблемы, перспективы) : учебное пособие / В. А. Лукашов ; под ред. В. И. Колесникова. - М. : ВНИИ МВД России, 1997.

14. Дубоносов, Е. С. Бухгалтерия? Не бойтесь! Это милиция... / Е. С. Дубоносов // Налоговый учет для бухгалтера. 2005. № 1.

15. Михайловская, О. В. Организация гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Михайловская. - М. : Академия управления МВД России, 2009.

16. Ривман, Д. В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Д. В. Рив-ман. - СПб., 2003.

17. Яковлев, А. В. Проблемы анонимного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел / А. В. Яковлев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : мат-лы IV междунар. науч.- практ. конф. - Барнаул : БЮИ МВД России, 2006.

18. Волынкин, Е. Н. Правовые и организационно-тактические аспекты содействия граждан подразделениям уголовного розыска в борьбе с преступностью несовершеннолетних : монография / Е. Н. Волынкин. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2004.

19. Железняк, Н. С. Сущность и правовая основа содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел : монография / Н. С. Железняк. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2004.

20. Кириллов, О. П. Некоторые вопросы совершенствования правовой основы, организации и тактики конфиденциального содействия граждан органам внутренних дел в решении задач оперативно-розыскной деятельности

/ О. П. Кириллов // Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : сб. науч. трудов. - М. : Академия управления МВД России, 2003.

21. Легостаев, В. П. Содействие граждан оперативным подразделениям криминальной милиции (правовые и организационно-тактические аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. П. Легостаев. - Волгоград : ВА МВД России, 2000.

22. Морозов, Н. И. Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел : учебно-методическое пособие / Н. И. Морозов ; под общ. ред. И. А. Климова, В. В. Прокофьева. - М. : ЮИ МВД России, 1999.

23. Блинов, Ю. С. Содействие граждан подразделениям криминальной милиции : учеб. пособие / Ю. С. Блинов, С. А. Коршунов, А. Н. Мусаев. - М. : ЮИ МВД России, 2002.

24. Шумилов, А. Ю. Об инициативниках, анонимах и других лицах, оказывающих в сыске одностороннее содействие / А. Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2006. № 2.

25. Шумилов, А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности : учебник / А. Ю. Шумилов. - М., 2006.

26. Блинов, Ю. С. Понятие и виды содействия оперативно-розыскным органам // Оперативно-розыскная деятельность : учебник / Ю. С. Блинов ; под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова и А. Ю. Шумилова. - М., 2004.

27. Атмажитов, В. М. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности : научный доклад / В. М. Атмажитов, В. Г. Бобров. - М. : Изд-ль И.И. Шумилова, 2003.

28. Блинов, Ю. С. О нормах оперативно-розыскного права / Ю. С. Блинов // Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: современные проблемы : Труды Академии управления МВД России. - М. : Академия управления МВД России, 2001.

29. Шахматов, А. В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности: теоретико-правовое исследование российского опыта : дис. ... д-ра юрид. наук / А. В. Шахматов. - СПб. : СПбУ МВД России, 2005.

30. Яковлев, Л. В. О проблеме законодательного регулирования анонимного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел / Л. В. Яковлев // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции : межвузов. сб. науч. трудов. - Вып. 4. - Барнаул : ЮИ МВД России, 2007.

31. Бобров, В. Г К вопросу о гласности и негласности оперативно-розыскной деятельности / В. Г. Бобров // Оперативник (сыщик). 2007. № 1.

32. Малышев, С. Я. Вопросы негласности и конспирации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / С. Я. Малышев // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности : межвуз. сб. науч. трудов. - Барнаул : БЮИ МВД России, 2009.

33. Нагиленко, Б. Я. О некоторых проблемах законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности / Б. Я. Нагиленко // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2.

34. Павличенко, Н. В. «Конспирация» и «предание гласности» в оперативно-розыскной деятельности: содержание и соотношение / Н. В. Павличенко // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.