Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГГ'

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2874
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ / ОСНОВНОЙ ЗАКОН / ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / РАБОЧИЙ КОНТРОЛЬ / СЪЕЗД СОВЕТОВ / SOVIETS / STATE APPARATUS / THE PARTY OF BOLSHEVIKS / BASIC LAW / THE MILITARY-REVOLUTIONARY COMMITTEE / NATIONALIZATION / DECLARATION / MANAGEMENT SYSTEM / HEATING CONTROL / CONGRESS OF SOVIETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич, Кравченко Инна Николаевна

Процесс становления и развития системы органов государственной власти и управления в Советской России является одной из актуальных проблем современной исторической науки. Формирование органов власти и управления на основе первых Советских Конституций стало важнейшей составляющей Советской политической системы. При этом Конституции на законодательном уровне закрепили конструкцию органов управления центральной власти и организацию органов управления на местах, утвердили единые для всей страны нормы, касающиеся структуры, функций, взаимоотношений и компетенций всех основных компонентов советской системы управления - от высших до низших. Аппарат государственного управления черпал свой кадровый ресурс из низовых Советов путем самовоспроизводства, преемственности. При этом Советское государство стало механизмом по реализации политико-идеологических задач правящей большевистской партии. Причем на фоне системы Советов, как органов государственной власти и управления, доминирующее значение во всех сферах жизнедеятельности общества приобрела власть партийного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE SOVIET SYSTEM OF STATE AUTHORITIES OF GOVERNMENT AND MANAGEMENT IN THE 1920-IES

The process of formation and development of the system of authorities of government and management in Soviet Russia is one of the actual problems of modern historical science. The formation of the authorities of government and management on the basis of the first Soviet Constitutions became the most important component of the Soviet political system. At the same time, the Constitution consolidated at the legislative level the structure of central government and the organization of local government, approved uniform norms for the whole country concerning the structure, functions, relationships and competencies of all the main components of the Soviet system of governance - from the highest to the lowest. The state management apparatus scooped its human resources from the lower soviets through self-reproduction and continuity. At the same time, the Soviet state became a mechanism for implementing the political and ideological tasks of the ruling Bolshevik party. Moreover, against the background of the system of Soviets, as authorities of state government and management, the power of the party apparatus has become dominant in all spheres of society’s activity.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГГ»

Литература и источники

1. Плеханов А.М. ВЧК-ОГПУ: Отечественные органы государственной безопасности в период новой экономической политики. 1921-1928. - М.: Кучково поле, 2006. - С.472.

2. Показаньев А. На острие борьбы // Щит и меч Приамурья. Книга об амурских чекистах / сост. Н.П. Белый. - Благовещенск, 1988.

3. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф.П-2. Оп.1. Д.65.

4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.17. Оп.85. Д.289.

5. ГАХК. Ф.П-2. Оп.1. Д.12. Л.Л. 373-377.

6.Титов В.Ю. Протест в общественно-политической жизни Дальнего Востока (середина 1920-х-середина 1930-х гг.) [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://mion.isu.ru.pub.russ-ost/articles/17.html.

References and Sources

1. Plekhanov A.M. VCHK-OGPU: Otechestvennye organy gosudarstvennoj bezopasnosti v period novoj ekonomicheskoj politiki. 1921-1928. - M.: Kuchkovo pole, 2006. - S.472.

2. Pokazan'ev A. Na ostrie bor'by // SHCHit i mech Priamur'ya. Kniga ob amurskih chekistah / cost. N.P. Belyj. - Blagoveshchensk, 1988.

3. Gosudarstvennyj arhiv Habarovskogo kraya (GAHK). F.P-2. Op.1. D.65.

4. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F.17. Op.85. D.289.

5. GAHK. F.P-2. Op.1. D.12. L.L. 373-377.

6.Titov V.YU. Protest v obshchestvenno-politicheskoj zhizni Dal'nego Vostoka (seredina 1920-h-seredina 1930-h gg.) [El. resurs]. - Rezhim dostupa: http://mion.isu.ru.pub.russ-ost/articles/17.html.

ИВАЩЕНКО ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель Тихоокеанского государственного университета. IVASHCHENKO, VADIM A. - Senior Lecturer, Pacific State University (piter.2013@rambler.ru).

УДК 94(47).084«192»:342.5

ТУФАНОВ Е.В., КРАВЧЕНКО И.Н. К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГГ.

Ключевые слова: Советы, государственный аппарат, партия большевиков, Основной закон, военно-революционный комитет, национализация, декларация, система управления, рабочий контроль, съезд Советов.

Процесс становления и развития системы органов государственной власти и управления в Советской России является одной из актуальных проблем современной исторической науки. Формирование органов власти и управления на основе первых Советских Конституций стало важнейшей составляющей Советской политической системы. При этом Конституции на законодательном уровне закрепили конструкцию органов управления центральной власти и организацию органов управления на местах, утвердили единые для всей страны нормы, касающиеся структуры, функций, взаимоотношений и компетенций всех основных компонентов советской системы управления - от высших до низших. Аппарат государственного управления черпал свой кадровый ресурс из низовых Советов путем самовоспроизводства, преемственности. При этом Советское государство стало механизмом по реализации политико-идеологических задач правящей большевистской партии. Причем на фоне системы Советов, как органов государственной власти и управления, доминирующее значение во всех сферах жизнедеятельности общества приобрела власть партийного аппарата.

TUFANOV, E.V., KRAVCHENKO, I.N.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE SOVIET SYSTEM OF STATE AUTHORITIES OF GOVERNMENT AND MANAGEMENT IN THE 1920-IES

Keywords: Soviets, the state apparatus, the party of Bolsheviks, the Basic law, the military-revolutionary committee, nationalization, Declaration, management system, heating control, the Congress of Soviets.

The process of formation and development of the system of authorities of government and management in Soviet Russia is one of the actual problems of modern historical science. The formation of the authorities of government and management on the basis of the first Soviet Constitutions became the most important component of the Soviet political system. At the same time, the Constitution consolidated at the legislative level the structure of central government and the organization of local government, approved uniform norms for the whole country concerning the structure, functions, relationships and competencies of all the main components of the Soviet system of governance - from the highest to the lowest. The state management apparatus scooped its human resources from the lower soviets through self-reproduction and continuity. At the same time, the Soviet state became a mechanism for implementing the political and ideological tasks of the ruling Bolshevik party. Moreover, against the background of the system of Soviets, as authorities of state government and management, the power of the party apparatus has become dominant in all spheres of society's activity.

Становление системы органов государственной власти и управления Советской России в 1920-е гг. является одной из серьезных проблем историографии, причем как советской [1],

так и современной [2; 3]. Это убедительно подтверждают многочисленные исследования историков, изучающих проблемы организации и деятельности органов власти и управления, особенности их структуры, формирования управленческого состава партийно-государственного аппарата и т.д. Отмеченная проблематика рассматривается в общем контексте отдельных этапов эволюции Советского государства, к примеру в рамках политики «военного коммунизма» [4], применительно к региональным партийно-государственным процессам [5; 6] и т.д. Целью данной статьи является изучение процесса формирования системы государственной власти и управления в контексте становления советской политической системы. Исследование основано на принципах объективности и историзма. Заявленные принципы являются основой для изучения заявленной проблемы.

Формирование государственного аппарата Советского государства начинается с октября 1917 г. - с момента, когда II Всероссийский съезд Советов на законодательном уровне осуществил передачу государственной власти к Советам [7]. К этому времени уникальная система Советов функционировала практически во всех региональных центрах и населенных пунктах государства. Теперь же съезд Советов принял решение о том, чтобы создать адекватный задачам времени исполнительный аппарат, а именно «сформировать с целью руководства государственным аппаратом, новое правительство - Совет Народных Комиссаров» [8]. Сформировав правительство, Съезд Советов установил его функциональные обязанности [9]. Всю повседневную административную деятельность СНК проводил через наркоматы. Аппарат СНК был устроен довольно просто (Управление делами, Секретариат, финансовый отдел, бюро печати).

Съезд избрал Всероссийский Центральный Комитет - главный орган государственной власти в период между съездами. Новое Советское государство было немыслимо без надлежащего государственного аппарата, призванного осуществлять практические функции управления. Государство диктатуры пролетариата должно было создать свой государственный аппарат, в корне отличный от аппарата буржуазного государства. Решающим фактором для слома старой государственной машины стало уничтожение старых органов власти и управления. Октябрьская революция свергла Временное правительство и отстранила его чиновников в регионах. Синхронно она расформировала имеющихся в их руках основные органы прямого насилия, отменила законы и правовые нормы, охранявшие старый порядок и старые органы государственной власти. Сумма этих революционных актов разрушила фундамент, на котором была основана старая государственная машина. Уничтожение старого государственного аппарата и создание нового явилось одной из первоочередных задач Советской власти. Выступая с докладом о задачах Советской власти В.И. Ленин указывал: «Будет разрушена старая система управления, сформирован новый аппарат власти в виде советов» [10].

Для формирования системы органов государственной власти решающее значение имело то, что в ноябре 1917 г. ЦИК Советов крестьянских депутатов объединился с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Таким образом, был осуществлен заявленный принцип лидерства рабочего класса - союз пролетариата с беднейшим трудящимся крестьянством при доминирующей роли рабочего класса [11]. На заседании ВЦИК в ноябре

1917 г. обсуждался и был принят регламент работы ВЦИК, определенна структура его аппарата. Высшим органом ВЦИК являлось пленарное заседание, собиравшееся, согласно регламенту, один раз в две недели в расширенном или узком составе. На заседании ВЦИК второго созыва, к примеру, были обсуждены и приняты важнейшие декреты, такие как декрет о национализации банков. В качестве основных органов центрального управления были сформированы «народные комиссариаты: внутренних дел, земледелия, труда, по делам военным и морским, торговли и промышленности, народного просвещения, иностранных дел, финансов, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей» [12]. В

1918 г. количество комиссариатов возросло за счет формирования органов ВСНХ, государственного контроля, промышленности и торговли.

В декабре 1917 г. было принято «Положение ВЦИК и СНК о Рабочем контроле» [13]. Органы рабочего контроля осуществляли надзор за производством, имели право проверять всю техническую и регламентирующую документацию организаций. Согласно декрету о рабочем контроле, в органы рабочего контроля входили, прежде всего, представители Советов, профсоюзов и фабрично-заводских комитетов. В качестве предварительных мер, облегчавших осуществление рабочего контроля, партия и правительство предусмотрели отмену коммерческой тайны. Сокрытие документов, обман представителей рабочего контроля предполагал суровое наказание. Закон о рабочем контроле требовал периодической публикации учтенных запасов сырья, топлива, материалов [14]. Осуществление рабочего контроля подготовило трудящихся к выполнению функций непосредственной организации производства.

Процесс разрушения силовых структур Временного правительства происходил одновременно с формированием и укреплением органов Советского государства. 28 октября 1917 г. было опубликовано постановление Советского правительства о создании рабочей милиции для охраны внутреннего революционного порядка и общественной безопасности. Советская милиция находилась в ведении местных Советов, работала под руководством отделов управления. Общим руководящим центром милиции было Управление рабоче-крестьянской милиции при отделе регионального Управления рабоче-крестьянской милиции при отделе регионального управления комиссариата внутренних дел.

В целях унификации советского судебного аппарата СНК принял декрет «О суде №1», проект которого был разработан заместителем наркома юстиции П.И. Стучкой [15]. Декрет, опубликованный 24 ноября 1917 г. , упразднял традиционную судебную систему. В соответствии с декретом о суде, Военно-революционный комитет закрыл старые судебные учреждения. Исполнение функций судебной системы было возложено на Народный комиссариат юстиции. Для защиты революции утверждались рабочие и крестьянские трибуналы. Следует отметить, что Декретом о суде №1 были образованы две системы судов -общих и особых. Характерная особенность в строительстве судебных органов: процесс строительства ревтрибуналов опережал процесс формирования судов регионального уровня.

Процесс ликвидации аппарата управления Временного правительства и становление советской административной системы управления в регионах вообще был довольно длительным и противоречивым. Для становления системы управления на региональном уровне большое значение имел декрет СНК о «О полноте власти Советов», в нем констатировалось: «Вся власть отныне принадлежит Советам. Председатели Советов сносятся непосредственно с Революционным правительством» [16]. В документе нашел яркое выражение идеологический принцип Советского государства - вся власть сконцентрирована в Советах на различных территориальных уровнях. Отмечалось, что Советы - есть самостоятельный орган управления в зоне своего влияния, однако свои постановления он должен был соотносить с решениями центральной власти.

В данном контексте, в 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде №2, расширивший подсудность региональных судов [17]. Летом 1918 г. СНК принял Декрет о суде №3, увеличил компетенцию судов местного уровня. Следственные комиссии входили в юрисдикцию региональной власти. Кассационные жалобы рассматривались советами народных судей местного уровня, организованными из неизменных судей судов низших инстанций.

Следует особо отметить, что с первых дней существования Советское государство стало инструментом реализации политико-идеологических задач правящей партии. Созданная государственная система управления, функционировала под управлением узкого круга ответственных партийных работников. В конце октября 1917 г. весь правительственный аппарат состоял лишь из одного секретаря СНК Н.П. Горбунова. В середине ноября 1917 г. в нем работал уже 21 сотрудник, в конце 1917 г. - 58 человек, а в начале марта 1918 г. 65 сотрудников, (почти столько же - 79 человек было в канцелярии Совета министров). Быстро росли аппараты наркоматов. Так, 13 декабря 1917 г. в Народном комиссариате иностранных

дел работало 126 сотрудников, а к январю 1918 г. - 200; в декабре 1917 г. численность аппарата Наркомпочтеле составляла около 150 человек, а НКВД в 1918 г. 450 сотрудников [18].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в начальный период власти Советов происходило формирование государственно-бюрократического аппарата, стремившегося, как любая структура, к расширению своих полномочий и численности.

Веховое значение для формирования системы государственной власти имел разгон Учредительного собрания, закрепивший лидирующее положение Советов. 15 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердил решение «Об основных положениях Конституции РСФСР». Основным конституционным актом являлась «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Данный документ надлежит рассматривать как конституционную основу Советского государства. В нем нашли отражение важные конституционные вопросы: национализация земли, промышленных предприятий, национализация всех банковских учреждений; трудовая повинность объявлялась всеобщей.

Таким образом, к весне 1918 г. в Советской республике в основном сложился механизм государственной власти. Основным элементом государственной власти являлись Советы, которые осуществляли государственную власть в центре и на местах. При этом в юрисдикции местных Советов было право формировать местное законодательство, осуществлять реквизиции и конфискации, вводить штрафные санкции. Структура Советов была выстроена по территориальному признаку: областной, губернский, уездный и волостной Совет, также имели место городские и сельские Советы. Действующими на постоянной основе органами Советов являлись их исполкомы. Советы осуществляли управление всеми отраслями региональной действительности. Таким образом, формировался единообразная система государственной власти - Советская Республика.

В Москве 4 июля 1918 г. был созван V Всероссийский съезд Советов. Его Президиум состоял из большевиков - (14 делегатов), и левых эсеров - (6 делегатов) [19]. На обсуждение съезда Советов был вынесен законопроект Конституции Советского государства. Президиум ВЦИК V созыва 18 июля утвердил Конституцию РСФСР в финальной редакции. Основной закон государства соответствовал историческому периоду становления советской политической системы и формированию аппарата управления.

С 19 июля 1918 г. начинает функционировать Основной закон государства, согласно которому на законодательном уровне утверждалась советская система государственного управления (центральная и местная). Согласно Конституции, высшим органом управления в государстве был Всероссийский съезд Советов. Съезд Советов избирал ВЦИК, который осуществлял власть между съездами Советов. Также ВЦИК формировал Советское правительство. На съездах обсуждались основные вопросы как общегосударственной, так и местной жизни, заслушивались отчеты исполкомов и других советских учреждений. Всероссийские съезды Советов проходили, как правило, по сценариям РКП (б) и принимали решения, заранее им заготовленные. Это обеспечивалось абсолютным доминированием на Всероссийских съездах Советов членов РКП (б).

Согласно Конституции, формировалась система органов управления, функционировавшая без изменений много лет. Раздел третий Конституции, специально посвященный органам административной власти, содержал два подраздела: А) организация центральной власти, Б) организация советской власти на местах. К центральной власти Конституция относила Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, его Президиум, Совнарком, народные комиссариаты. Конституция закрепила структуру и компетенцию местных органов Советской власти, а также закрепила положение Всероссийского съезда Советов, как верховного органа власти [20]. В Конституции определялись в общих выражениях задачи местных Советов, была оформлена и четкая система местных органов власти и управления. Согласно статье 53, органами власти в волостях, уездах, губерниях, областях являлись съезды Советов Советы депутатов предусматривались только в городах и селениях (в деревнях, селах, станциях, местечках, городах с населением менее 10 тыс. человек, аулах, хуторах и пр.). Неотъемлемым правом трудящихся Конституция признавала право создавать органы власти и

92

управления и работать в этих органах, то есть гражданам предоставлялось активное и пассивное избирательное право. Съезды Советов избирали собственные исполкомы. Закон устанавливал количество членов исполнительного комитета: «не больше 25 для губернских и областных, не более 20 - для уездных и не больше 10 членов - для волостных». Исполком нес ответственность и находился под контролем съезда Советов, в юрисдикцию которого он входил. Статья 56 определяла правомочия съездов Советов и их исполнительных комитетов: в территориальных рамках своей юрисдикции съезд Советов - есть высшая государственная власть. Советы депутатов образовывались только в городах и селениях, число членов Совета предусматривалось следующее: «в городских населенных пунктах - от 50 до 1000 человек, а в селениях - от 3 до 50». Исполнительные комитеты Советов избирались из среды депутатов для выполнения текущей работы.

При городских и сельских Советах, а также при областных, губернских, уездных и волостных исполкомах создавались отраслевые отделы, которые выполняли функции региональных органов административного аппарата. Основной закон не определял структуру и их функциональные обязанности, которые возникали по мере необходимости и являлись органами двойного подчинения. Все советские органы власти и управления были коллегиальными. Однако с самого начала в Советском государстве осуществлялся принцип сочетания коллегиальности и единоначалия управлении. Во главе всех коллегиальных органов стояли их единоличные руководители, отвечавшие полностью за работу соответствующего органа, обязанные выполнять решения коллегии.

Органом общего управления РСФСР Конституция объявляла СНК. Однако при этом Конституция наделяла Советское правительство законодательными функциями. Согласно Основному закону, предусматривалось функционирование 17 комиссариатов. Конституция утвердила единые для всей страны нормы, касающиеся структуры, функций, взаимоотношений и компетенций всех основных компонентов советской системы управления - от высших до низших. Она законодательно оформила структуру, утвердила аппарат управления. Конституция завершила этап становления Советского государства.

Основной закон 1918 г. повлиял на становление Конституции СССР. 30 декабря I съезд Советов Союза ССР создал союзное государство [21]. Центральный Исполнительный Комитет Союза поручил президиуму ЦИК подготовить положение о Совете Народных Комиссаров и Совете Труда и Обороны СССР, о союзных наркоматах и о проектах атрибутики нового государства: флаге и гербе. В связи с этим президиум ЦИК организовал шесть комиссий. Конституционные комиссии в республиках должны были редактировать и уточнять тексты Декларации и Договора об образовании СССР. 31 января 1924 г. текст Конституции был утвержден II съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик [22].

С первых дней возникновения, советские республики стали объединять базовые функции. И, прежде всего, складывалось военное единство. Армии союзных республик объединились с Красной Армией РСФСР. Соответственно, объединялись и военные ведомства, упраздняемые в союзных республиках.

Гражданин любой советской республики имел равные права с коренным населением региона на всей территории СССР. Следует отметить, граждане национальной республики, находясь за рубежом, всегда опирались на авторитет и силу всего Советского Союза. Единство гражданства советских республик в Советском Союзе получило четкое юридическое обоснование в Основном Законе государства. В Основном Законе Союза декларировалось, что верховным органом власти нового государства будет, как и в союзных республиках, съезд Советов (статья 8). При этом формироваться он должен был так же, как и всероссийские съезды Советов, по тем же нормам представительства (статья 9). Съезды Советов должны были, согласно закону, созываться каждый год. В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся двухпалатный ЦИК СССР. Одна палата называлась Совет Союза и состояла из 414 членов, депутатов выбирал Всероссийский съезд. Другая палата -Совет Национальностей - включала в себя 131 члена депутатского корпуса, по пять представителей от республики и по одному от автономной области. Совет Национальностей

93

демонстрировал, признание равенства не только республик, но и этносов, проживавших на территории СССР. Две палаты разделяли на равномерной основе права и функции ВЦИКа, который не отличался - ни теоретически, ни практически - от своего предшествующего органа ВЦИК РСФСР. ЦИК сосредоточил в себе функции законодательной, исполнительной власти и являлся распорядительным органом управления в СССР. В Конституции СССР 1924 г. предусматривалось учреждение Верховного суда СССР, который венчал систему судебных органов республик. Формировалась целостная структура из трех элементов: народный суд -губернский суд - Верховный суд республики. Эта структура была идентична административно-территориальному разделению государства. Таким образом, Конституция решила вопросы государственного значения: была сформирована структура и система органов государственного управления, установлено соотношение суверенитета Союза и его членов. Решением этих важнейших вопросов завершилось юридическое оформление союзного государства. Основная идея Конституции СССР 1924 г. - легитимное утверждение формирования СССР и разделение прав СССР и союзных республик, системе органов государственного управления в СССР и республиканского управления.

Конституционную эволюцию Советского государства, в принципе, завершил Основной закон 1936 г., который закрепил на законодательном уровне систему государственного управления. В работе над разработкой Конституции участвовали видные представители коммунистической партии, такие как И. Сталин, Н. Бухарин, К. Радек, М. Литвинов. 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном съезде Советов новый Основной закон государства был принят единогласно. Конституция состояла из тринадцати глав, которые содержали 146 статей [23]. По декларируемым принципам, Основной закон являлся самым демократичным в мире. В соответствии с Конституцией была разработана и утверждена система государственного управления: Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР; Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, районные. В СССР только Верховный Совет имел привилегию законодательной власти. Верховный Совет, согласно закону, состоял из двух палат Совета Союза и Совета Национальностей. В Конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Конституция 1936 г. даровала равноправие всем гражданам СССР: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное); свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование. В статье 126 партия коммунистов объявлялась «руководящим ядром» всех общественных и государственных объединений. Следует отметить, что, согласно статье 146 Основного закона государства, изменения Конституции производились по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

Таким образом, уже в рамках 1920-х гг. в Советском государстве была вчерне сформирована вполне стройная система государственной власти и управления [24]. В последующем, на наш взгляд, происходила лишь ее эволюция.

Литература и источники

1. Кореневская Е.И. Становление высших органов советского государственного управления. Правовые основы организации и деятельности советского правительства в 1917 - 1922 гг. - М.: Наука, 1975. - 158 с.

2. Гимпельсон Е.Г. Становление и эволюция Советского государственного аппарата управления 1917-1930 гг. - М., 2003.

3. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 20-е годы. (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). - М., 2001.

4. Tufanov, E.V., Zolotarev, S.P., Gulyak, I.I., Kravchenko, I.N., Guzynin, N.G. The Policy Of "Military Communism" As An Instrument For The Formation Of The Soviet Political System. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018 RJPBCS 9(3). May-June, P. 997-1002.

5. Туфанов Е.В. К вопросу о источниках рекрутирования региональных управленцев в 1920-1930-е гг. на материалах Северного Кавказа // Вестник Калмыцкого университета. - 2018. - №37 (1). - С. 32-42.

6. Туфанов Е.В. К вопросу о роли системы учета кадров в процессе формирования партийно-государственной номенклатуры в 1920-1930 - е гг. на материалах Юга России. // Вестник Калмыцкого университета. - 2018. - №39(3). - С.48-56.

94

7. Декреты Советской власти. Постановление II-ого Всероссийского съезда Советов о переходе власти к Советам и освобождении арестованных членов земельных комитетов // Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. I. - С. 11.

8. Ленин В.И. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - М., 1962. - Т.35. - С. 28.

9. Декреты Советской власти. Декрет II-ого Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и крестьянского правительства // Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. I. - С. 20-21.

10. Ленин В.И. Доклад о задачах власти Советов // Ленин В.И. Полн. соб. соч. - М., 1962. - Т. 35. - С. 2.

11. Декреты Советской власти. Сообщение ВЦИК о слиянии ВЦИК с исполнительным комитетом избранных на чрезвычайном Всероссийском съезде советов крестьянских депутатов// Декреты Советской власти. М., 1957. -Т. I. - С.101-102

12. Съезды Советов в документах 1917-1936 гг. Постановление об образовании Рабочего и крестьянского правительства // Съезды Советов в документах 1917-1936 гг. - М., 1957. - Т. 1. - С. 14-15.

13. Декреты Советской власти. Положение ВЦИК и СНК о рабочем контроле // Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. I. - С. 77-85.

14. Ленин В.И. Проект положения о рабочем контроле // Ленин В.И. Полн. соб. соч. - М., 1962. - Т.35. - С.30.

15. Декреты Советской власти. Декрет о Суде №1 // Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. I. - С. 124-126.

16. История Советской Конституции в декретах и постановлениях Советского правительства 1917-1936. - М., 1936. - С. 30.

17. Декреты Советской власти. Декрет о Суде №2 // Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. I. - С. 463-474.

18. Леонов С.В. Рождение Советской империи. - М., 1997. - С. 135.

19. ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 4. Д. 13.Л. 1.

20. Декреты Советской власти. Резолюция Пятого Всероссийского съезда Советов о принятии Конституции РСФСР// Декреты Советской власти. - Т.П. - М., 1959. - С. 554-561.

21. Первый съезд Советов СССР // Съезды Советов в документах 1917-1936. М., 1960. С.15-23.

22. Договор об образовании Союза Советский Социалистических Республик//Съезды Советов в документах 1917-1936гг. Т.3. М., 1960. С. 42.

23. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик // Съезды Советов в документах 19171936гг. Т.3. М., 1960. С. 228-245.

24. Звягольский А.Ю., Турицын И.В., Упоров И.В., Епифанцев А.А. Местные Советы депутатов трудящихся в послевоенное время (1945-1953 гг.). - М., 2016. - С.6-7.

References and Sources

1. Korenevskaya E.I. Stanovlenie vysshih organov sovetskogo gosudarstvennogo upravleniya. Pravovye osnovy organizacii i deyatel'nosti sovetskogo pravitel'stva v 1917 - 1922 gg. - M.: Nauka, 1975. - 158 s.

2. Gimpel'son E.G. Stanovlenie i evolyuciya Sovetskogo gosudarstvennogo apparata upravleniya 1917-1930 gg. - M., 2003.

3. Gimpel'son E.G. Sovetskie upravlency 20-e gody. (Rukovodyashchie kadry gosudarstvennogo apparata SSSR). - M., 2001.

4. Tufanov, E.V., Zolotarev, S.P., Gulyak, I.I., Kravchenko, I.N., Guzynin, N.G. The Policy Of "Military Communism" As An Instrument For The Formation Of The Soviet Political System. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018 RJPBCS 9(3). May-June, P. 997-1002.

5. Tufanov E.V. K voprosu o istochnikah rekrutirovaniya regional'nyh upravlencev v 1920-1930-e gg. na materialah Severnogo Kavkaza // Vestnik Kalmyckogo universiteta. - 2018. - №37 (1). - S. 32-42.

6. Tufanov E.V. K voprosu o roli sistemy ucheta kadrov v processe formirovaniya partijno-gosudarstvennoj nomenklatury v 1920-1930 - e gg. na materialah YUga Rossii. // Vestnik Kalmyckogo universiteta. - 2018. - №39(3). - S.48-56.

7. Dekrety Sovetskoj vlasti. Postanovlenie II-ogo Vserossijskogo s"ezda Sovetov o perekhode vlasti k Sovetam i osvobozhdenii arestovannyh chlenov zemel'nyh komitetov // Dekrety Sovetskoj vlasti. - M., 1957. - T. I. - S. 11.

8. Lenin V.I. Postanovlenie ob obrazovanii rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva // Lenin V.I. Poln. sobr. soch. - M., 1962. - T.35. - S. 28.

9. Dekrety Sovetskoj vlasti. Dekret II-ogo Vserossijskogo s"ezda Sovetov ob obrazovanii Rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva // Dekrety Sovetskoj vlasti. - M., 1957. - T. I. - S. 20-21.

10. Lenin V.I. Doklad o zadachah vlasti Sovetov // Lenin V.I. Poln. sob. soch. - M., 1962. - T. 35. - S. 2.

11. Dekrety Sovetskoj vlasti. Soobshchenie VCIK o sliyanii VCIK s ispolnitel'nym komitetom izbrannyh na chrezvychajnom Vserossijskom s"ezde sovetov krest'yanskih deputatov // Dekrety Sovetskoj vlasti. - M., 1957. - T. I. - S.101-102.

12. S"ezdy Sovetov v dokumentah 1917-1936 gg. Postanovlenie ob obrazovanii Rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva // S"ezdy Sovetov v dokumentah 1917-1936 gg. - M., 1957. - T. 1. - S. 14-15.

13. Dekrety Sovetskoj vlasti. Polozhenie VCIK i SNK o rabochem kontrole // Dekrety Sovetskoj vlasti. - M., 1957. - T. I. - S. 77-85.

14. Lenin V.I. Proekt polozheniya o rabochem kontrole // Lenin V.I. Poln. sob. soch. - M., 1962. - T.35. - S.30.

15. Dekrety Sovetskoj vlasti. Dekret o Sude №1 // Dekrety Sovetskoj vlasti. - M., 1957. - T. I. - S. 124-126.

16. Istoriya Sovetskoj Konstitucii v dekretah i postanovleniyah Sovetskogo pravitel'stva 1917-1936. - M., 1936. - S. 30.

17. Dekrety Sovetskoj vlasti. Dekret o Sude №2 // Dekrety Sovetskoj vlasti. - M., 1957. - T. I. - S. 463-474.

18. Leonov S.V. Rozhdenie Sovetskoj imperii. - M., 1997. - S. 135.

19. GARF. F. 1235. Op. 4. D. 13.L. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Dekrety Sovetskoj vlasti. Rezolyuciya Pyatogo Vserossijskogo s"ezda Sovetov o prinyatii Konstitucii RSFSR// Dekrety Sovetskoj vlasti. - T.II. -M., 1959. - S. 554-561.

21. Pervyj s"ezd Sovetov SSSR // S"ezdy Sovetov v dokumentah 1917-1936. M., 1960. S.15-23.

22. Dogovor ob obrazovanii Soyuza Sovetskij Socialisticheskih Respublik//S"ezdy Sovetov v dokumentah 1917-1936gg. T.3. M., 1960. S. 42.

23. Konstituciya (Osnovnoj zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih respublik// Sezdy Sovetov v dokumentah 1917-1936. T.3. M., 1960. S.228-245.

24. Zvyagol'skij A.YU., Turicyn I.V., Uporov I.V., Epifancev A.A. Mestnye Sovety deputatov trudyashchihsya v poslevoennoe vremya (1945-1953 gg.). - M., 2016. - S.6-7.

ТУФАНОВ ЕВГЕНИИ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Ставропольского государственного аграрного университета (e.vt@mail.ru).

КРАВЧЕНКО ИННА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Ставропольского государственного аграрного университета (inna.kravchenko. 1972@mail.ru)

TUFANOV, EVGENIY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Stavropol State Agrarian University. KRAVCHENKO, INNA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Stavropol State Agrarian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.