Научная статья на тему 'К вопросу о средневековом ингушском головном уборе -кур-харсе (история и терминология)'

К вопросу о средневековом ингушском головном уборе -кур-харсе (история и терминология) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУР-ХАРС / КИЙ / ИНГУШИ / ЧЕЧЕНЦЫ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / KUR-KHARS / CUE / INGUSH / CHECHENS / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарсаев Лейчий Магамедович, Гарсаева Марем Магамедовна

Данная статья посвящена описанию древнего самобытного вайнахского женского головного убора, который датируется средневековьем. Дана всесторонняя характеристика этого головного убора, основанная на археологических, фольклорных, лингвистических, этнографических материалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гарсаев Лейчий Магамедович, Гарсаева Марем Магамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING A MEDIEVAL INGUSH HEADDRESS -KUR-KHARS (HISTORY AND TERMINOLOGY)

The article is concerned with an original Vainakh female headdress, which dates back to the Middle Ages. The authors describe in detail the headwear basing upon the archeological, folklore, linguistic and ethnographic data.

Текст научной работы на тему «К вопросу о средневековом ингушском головном уборе -кур-харсе (история и терминология)»

УДК 39 (4/9) (470, 661)

Гарсаев Лейчий Магамедович

доктор исторических наук,

профессор кафедры социально-культурного

сервиса и туризма

Чеченского государственного университета dom-hors@mail.ru

Гарсаева Марем Магамедовна

старший преподаватель кафедры чеченской филологии Чеченского государственного педагогического института dom-hors@mail.ru

Шаипова Тамара Сейтхасановна dom-hors@mail.ru

К ВОПРОСУ О СРЕДНЕВЕКОВОМ ИНГУШСКОМ ГОЛОВНОМ УБОРЕ -КУР-ХАРСЕ

(ИСТОРИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ)

Garsaev Leichiy Magamedovich

D.Phil. in History, Professor of the Sociocultural Service and Tourism Department, Chechen State University dom-hors@mail.ru

Garsaeva Marem Magamedovna

Senior Lecturer of the Chechen Humanities Department, Chechen State Pedagogical Institute dom-hors@mail.ru

Shaipova Tamara Seytkhasanovna dom-hors@mail.ru

CONCERNING A MEDIEVAL INGUSH HEADDRESS -KUR-KHARS (HISTORY AND TERMINOLOGY)

Аннотация:

Данная статья посвящена описанию древнего самобытного вайнахского женского головного убора, который датируется средневековьем. Дана всесторонняя характеристика этого головного убора, основанная на археологических, фольклорных, лингвистических, этнографических материалах.

Ключевые слова:

кур-харс, кий, ингуши, чеченцы, Северный Кавказ.

Summary:

The article is concerned with an original Vainakh female headdress, which dates back to the Middle Ages. The authors describe in detail the headwear basing upon the archeological, folklore, linguistic and ethnographic data.

Keywords:

kur-khars, cue, Ingush, Chechens, North Caucasus.

Женский головной убор во все времена являлся самым необходимым и наиболее устойчивым элементов костюма горянок. Об этом свидетельствуют присущие вайнахам различные пословицы, поговорки и легенды. Носился он повсюду. Ее не принято было снимать в гостях или в помещении - холодно там или жарко.

Наш полевой материал показал, что никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор.

Женский головной убор не был лишь утилитарным средством защиты головы. Он считался символом общественного могущества, сохранения сакральной чистоты женщины, перед которой в кризисный момент любой член общества выражал свою покорность коленопреклонением.

Подобное отношение к головному убору возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.

Из вайнахских женских головных уборов большой интерес представляет ингушский кур-харс. На Северном Кавказе он на сегодняшний день выявлен только среди ингушей. Кур-харс был далеко не у всех и, как отмечает Е.И. Крупнов, его носили лишь женщины из зажиточных семей. По мнению Л.П. Семенова, ингушские женщины носили этот головной убор с XVII в. до начала XIX в., а Е. Крупнов считает, что с XV по XVII в. [1, с. 73]. Видимо, этот вопрос должен стать предметом дальнейшего исследования хотя бы потому, что в 1990-1991 гг. археолог Р.А. Арсанукаев выявил этот тип головного убора и в склепах Майсты Горной Чечни.

Глядя на него, человек, видевший его впервые, приходил в изумление. Е.И. Крупнов, Л.П. Семенов, В.Б. Виноградов и другие исследователи [2] в результате раскопок представили нам различающиеся между собой формы кур-харса. По сей день сохранилась его архаичная форма -ингушская шапочка - кий, которая нашла распространение у ряда народов Северного Кавказа.

Как рассказывает 90-летняя Ашата Балгаева родом из с. Элистанжи, она сама не видела указанный головной убор, но запомнила услышанное от своей бабушки: «Прежний кур-харс

шили из выделанной с подстриженным ворсом шкуры, его обшивали цветной шелковой тканью и разноцветными нитками. Это был рогообразный высокий головной убор, который подвязывался шелковыми лентами под подбородком. У кур-харса сзади был один шов и к высоте он сужался. Был он и другого вида, который шили из домотканой шерсти, делая подкладку. Женщины из зажиточных семей шили кур-харс из цветного шелка и бархата. Бедные - из простого материала и вышивки было поменьше» [3, с. 10]. Головной убор, представленный Е.И. Крупновым как кур-харс, более низкий, по лбу расшит серебряными пуговицами [4, с. 52] . Е.И. Крупнов отмечает, что «М. Герасимов, восстанавливая облик женщины по черепу из исследованного нами Нестеровского могильника V в. до н.э., установил грациозность лицевых костей черепа, присущую и современным горянкам Чеченской и Ингушской республик. А реставрируя (по останкам украшений) женские головные уборы на черепах из Нестеровского и Харачоевского могильников, он создал форму убора, близкую как средневековому ингушскому кур-харсу, так и современным северокавказским головным уборам, например, чеченским» [5, с. 77] .

Языковед И.Ю. Алироев [6, с. 80] пишет, что «слово кур-харс образовано из двух компонентов, первый из которых кур означает: 1) рога оленя, кочкаря; 2) чуб, локон, прическа женщины, а семантика второго неясна». По нашему мнению, слово кур-харс вошло в научную литературу в искаженной фонетической транскрипции.

В селе Арамхи (Ингушетия) во время полевой работы мы встретили старушку, которая по нашему устному описанию этого головного убора вспомнила его название, утверждая, что ей в детстве пожилые люди рассказывали, что, якобы, более состоятельные женщины-ингушки в бытность свою носили шелковые дорогие шапки с двумя чугулами, называемые кур-хьарс (аш). Значит, второй компонент данного слова звучит не как харс, а как хьарс. Известно, что в вайнахских языках наличествует древний глагол хьарса, означающий «посыпать, обсыпать чем-либо, прикрывать чем-либо (отсюда хьаьрса - рыжий, обсыпанный веснушками). Итак, понятие кур-хьарс буквально означает женскую прическу или накидку на женскую голову.

Как видно, кур-харс был самобытным ингушским головным убором, который определенно датируется средневековьем.

Один из элементов наряда ингушской невесты - шапочка кий представляется нам пережитком кур-харса. Как отмечали и информаторы, осетины, адыги, абазины, черкесы переняли этот головной убор у ингушей. Кий шили из желтого, красного, голубого, зеленого бархата и шелка. Гордились позументами и разноцветными шелковыми кантами, изображающими национальный орнамент. Подобную шапочку носили молодые девушки и невесты до свадьбы. Чеченские девушки, по свидетельству информаторов и данным литературы, шапочек не носили. Нет их и в собраниях краеведческих музеев. Девушки из Ингушетии, особенно из зажиточных семей, надевали на свадьбу шапочки с вышивками в виде усеченного конуса, заимствованные у осетин.

Значительный интерес представляет терминология женских головных уборов народов Северного Кавказа, в особенности замужних женщин. Например, узел головного платка замужних женщин, завязываемый на темени, в Кабарде называется рог - бжьакъуэ. По-карачаевски такой же узел называется чох - гребень, чуб. Это значение близко к ингушскому кур-харс, где кур обозначает рог, чуб, хохол. Женский головной убор у осетинок носит название гопп, обозначающее хохол, гребень у птиц, так же чугал у ингушей.

Рогатые головные уборы замужних женщин встречались и у других народов, например: у русских - кичка рогатая, которую также носили только замужние женщины. Рога, петушиные гребни, по-видимому, связаны с древними магическими представлениями.

Конечно, эти выводы не исчерпывают все вопросы, возникающие при изучении кур-харсов. Этот древний вид одежды женского головного убора нуждается в последующем исследовании.

Ссылки:

1. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

2. Виноградов В.Б., Абдулвахабова Б.Б.-А., Чахкиев Д.Ю. «Солнечный гребень» ингушских женщин // СЭ. М., 1985.

№ 3.

3. Полевой материал, собранный автором в Чечено-Ингушетии. 1987. Тетр. № 1.

4. Крупнов Е.И. Указ. Соч.

5. Там же.

6. Алироев И.Ю. Название одежды в нахских языках // Вопросы филологии. Грозный, 1970. Вып. 16. № 33.

References (transliterated):

1. Krupnov E.I. Srednevekovaya Ingushetiya. M., 1971.

2. Vinogradov V.B., Abdulvakhabova B.B.-A., Chakhkiev D.Y. «Solnechniy greben'» ingushskikh zhenshchin // SE. M., 1985.

№ 3.

3. Polevoy material, sobranniy avtorom v Checheno-Ingushetii. 1987. Tetr. № 1.

4. Krupnov E.I. Op. cit.

5. Ibid.

6. Aliroev I.Y. Nazvanie odezhdy v nakhskikh yazykakh // Voprosy filologii. Grozniy, 1970. Issue 16. № 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.