Научная статья на тему 'К вопросу о способе передачи информации в творческом портрете учителя'

К вопросу о способе передачи информации в творческом портрете учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАНР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ПОЛИКОДОВЫЙ СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ / A CREATIVE PORTRAIT OF A TEACHER / PROFESSIONAL GENRE OF A PEDAGOGICAL SPEECH / POLYCODE METHOD TO TRANSMIT INFORMATION / POLYCODE TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керенская С. А.

В статье рассматривается один из основных отличительных признаков педагогического жанра творческого портрета учителяполикодовый способ передачи информации как главный жанровый родо-видовой показатель и источник объективной оценки деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF A METHOD TO TRANSMIT INFORMATION FOR CREATIVE PORTRAIT OF A TEACHER

The article presents one of the basic difference of the pedagogical genre of a creative portrait of a teacher which is itself the polycode method to transmit information as the main genre generic difference, a source of unprejudiced measuring of teacher’s practice.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способе передачи информации в творческом портрете учителя»

Керенская С. А.

Аспирант, Кузбасская государственная педагогическая академия К ВОПРОСУ О СПОСОБЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ТВОРЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ УЧИТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассматривается один из основных отличительных признаков педагогического жанра творческого портрета учителя - поликодовый способ передачи информации как главный жанровый родо-видовой показатель и источник объективной оценки деятельности педагога.

Ключевые слова: творческий портрет учителя, профессиональный жанр педагогической речи, поликодовый способ передачи информации, поликодовый текст.

Kerenskaya S. A.

Postgraduate student, Kuzbass State Pedagogical Academy

TO THE QUESTION OF A METHOD TO TRANSMIT INFORMATION FOR CREATIVE PORTRAIT OF A TEACHER

Abstract

The article presents one of the basic difference of the pedagogical genre of a creative portrait of a teacher which is itself the polycode method to transmit information as the main genre generic difference, a source of unprejudiced measuring of teacher’s practice.

Keywords: a creative portrait of a teacher, professional genre of a pedagogical speech, polycode method to transmit information, polycode text.

Как известно, автор позитивно оценочного сообщения об учителе обращается к поликодовому высказыванию для того, чтобы обеспечить слушателю / читателю «наиболее благоприятные условия для понимания текста» [1, с. 192]. Однако невозможно «похвалить» педагога за его работу, убедить адресата сообщения об учителе в том, что он творческий, выдающийся, любимый, если в монологе не содержится подтверждение этому не только во включенных в состав творческого портрета учителя фрагментов ученических текстов, но, в первую очередь, поликодовом компоненте.

Автор творческого портрета учителя может использовать в качестве источников поликодовых элементов средства аудиальной, визуальной, аудиовизуальной семиотических систем. Вслед за С. В. Войтешонок [2, с. 10-11], в зависимости от характера поликодового компонента монолога о педагоге мы выделяем вербально-визуальные, вербально-аудиальные и комплексные монологи об учителе.

Анализ лучших образцов таких высказываний о педагогах показал, что аудио-, фото- и видеоматериалы, как правило, не занимают значительного места в тексте, более развернутым является его вербальный компонент. В этой семиотически разнородной системе видео- или фоторепортажу отводится второстепенная, но значимая аргументативная роль.

Рассказывая об учителе и «связывая» это сообщение с помощью конструкций «посмотрим, как представлен <...>», «видеофрагмент свидетельствует о <...>» и т.п. с аудио-, видеофактом, фотографией или их серией, которые показывают учителя в профессиональной деятельности, адресанту необходимо включать поликодовый компонент, демонстрирующий мастерство педагога, из содержания которого адресату станет понятно, как педагог общается с классом, слушает ученика, организует систему заданий и т.д.

Однако в случае включения в монолог об учителе видеофрагмента конфликтной ситуации на уроке достигается коммуникативная задача представить позитивный образец поведения педагога даже в условиях нарушения дисциплины, «столкновения» мнений и др. Как правило, учитель выбирает мягкую форму замечания, причем не за счет «противостояния» педагога и ученика, а целого класса и учащегося. Например1, «<...> Она никогда не кричит на детей. “Дисциплинирующие” восклицания и вопросы звучат достаточно громко, но их никак нельзя назвать криком. <...> Если же все-таки находятся нарушители порядка, то <...> звучит напоминание: “Так! Ти-хо!.. Ты мешаешь классу!” <...>»

Как видим, на этой жанровой фотографии, однозначно иллюстрирующей ситуацию, представлен деятельностный характер работы, которая связана, в данном случае, с необходимостью сделать дисциплинирующее замечание одному из учеников.

Как показывает анализ высказываний о педагогах, в основе поликодового компонента, входящего в творческий портрет учителя, может лежать объяснительная, экскурсионная, обобщающая речь педагога, учебный диалог и др., поэтому данный видеофрагмент обладает категориальными признаками текста, а значит, может существовать как один из жанров педагогической речи.

Таким образом, с точки зрения способа передачи информации творческий портрет учителя является поликодовым высказыванием, связь семиотически разнородной информации в котором может быть представлена вербально-аудиально, вербально-визуально или смешанно. При этом аудио-, фото- или видеорепортаж с урока, включенный в высказывание о педагоге, свидетельствует о его мастерстве. Поэтому видеофрагменты, изображающие коммуникативное и профессиональное выгорание, частью названного жанра являться не могут, поскольку в них отсутствует предмет речи, необходимый для включения в творческий портрет учителя: неординарная, яркая личность и созидающее творчество педагога.

Литература

1. Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. - М. : Логос, 2004. - 280 с.

2. Войтешонок С. В. Обучение студентов-филологов приемам подготовки и использованию сопроводительного монолога в профессиональной деятельности : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Ярославль, 2011. - 25 с.

Львова В.В.1, Гаврилова М.А.2

Студент; 2к.п.н. Магистранта Астраханский Государственный Университет РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы развития осознанного отношения к природе у старших дошкольников. Автор доказывает потребность и важность развития экологической культуры у детей дошкольного возраста. На основании констатирующего эксперимента автор обосновывает необходимость совершенствование методики по воспитанию осознанно правильного отношения к природе с применением инновационных форм и технологий экологического образования.

Ключевые слова и фразы: осознанное отношение детей к природе, развитие экологической культуры.

Lvova V.V.1, Gavrilova M.A.2

1Student of Magistracy of the Astrakhan State University; Supervisor: a candidate of the pedagogical science

1 Пример, приведенный в данной статье, был взят из творческого портрета учителя, созданного студентом-филологом в ходе

прохождения педагогической практики в образовательном учреждении г. Новокузнецка. К тексту прилагался видеофрагмент урока.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.