Научная статья на тему 'К вопросу о способе организации упражнений для формирования грамматического навыка говорения в вузе'

К вопросу о способе организации упражнений для формирования грамматического навыка говорения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ГОВОРЕНИЯ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ / СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАЖНЕНИЯ / РЕЧЕПРОИЗВОДСТВО / МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ / ДИНАМИЧЕСКАЯ СХЕМА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / SPEECH GRAMMAR SKILLS / MEANS OF FORMING SPEECH GRAMMAR SKILLS / A MODE OF EXERCISE ORGANIZATION / SPEECH PRODUCTION / SPEECH MECHANISMS / DYNAMIC SCHEME / GRAMMAR STRUCTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладышева Наталия Николаевна

Статья посвящена проблеме обучения грамматической стороне речи с точки зрения разработки способа организации упражнений для формирования грамматических навыков говорения на начальной ступени языкового вуза. В статье обосновывается необходимость организации упражнений как отрезков речевого акта на основе моделирования ряда речевых параметров. Автор актуализирует значимость интегрирования общефункциональных и специфических речевых механизмов в структуру упражнения. На основе анализа ряда моделей речепроизводства, предлагается способ организации упражнений на основе «динамической схемы», которая позволяет организовать «речевое действие» студента комплексно по трем аспектам: лексическому, грамматическому и фонетическому. В ходе выполнения упражнения язык не препарируется на три аспекта (как предполагается в аспектном подходе), а интегрирует все эти аспекты внутри речевого действия, смоделированного в рамках упражнения, которое а) грамматически структурировано; б) стилистически отнесено; в) заполнено лексическими вариантами; г) имеет жесткую артикулярно-интонационную схему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладышева Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible Ways of Modelling the Exercises for Developing Speech Grammar Skills at University Level

The article deals with the issues of forming speech grammar skills from the point of view of a special way of modelling the exercises. There have been given grounds for organizing the exercises as speech act segments on the basis of speech act parameters modelling. The author pays special attention to the importance of integrating both general and specific mechanisms into the exercise structure. On the basis of the analysis of a number of speech production models, there has been developed a dynamic scheme for modelling the exercise. The scheme organizes and controls the student’s speech act on three levels: grammatical, lexical and phonetical. In this way the language is not dissected into these three levels (as it is suggested in the aspect approach) but is integrated into three-folded speech act which is a) grammatically structured, b) stylistically referred, c) lexically filled with substitutional variants, d) intonationally determined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способе организации упражнений для формирования грамматического навыка говорения в вузе»

УДК 387.09 ББК 74.200

К ВОПРОСУ О СПОСОБЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ В ВУЗЕ

I Н.Н. Гладышева

132

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения грамматической стороне речи с точки зрения разработки способа организации упражнений для формирования грамматических навыков говорения на начальной ступени языкового вуза. В статье обосновывается необходимость организации упражнений как отрезков речевого акта на основе моделирования ряда речевых параметров. Автор актуализирует значимость интегрирования общефункциональных и спецефических речевых механизмов в структуру упражнения. На основе анализа ряда моделей речепроизводства, предлагается способ организации упражнений на основе «динамической схемы», которая позволяет организовать «речевое действие» студента комплексно по трем аспектам: лексическому, грамматическому и фонетическому. В ходе выполнения упражнения язык не препарируется на три аспекта (как предполагается в аспектном подходе), а интегрирует все эти аспекты внутри речевого действия, смоделированного в рамках упражнения, которое а) грамматически структурировано; б) стилистически отнеснено; в) заполнено лексическими вариантами; г) имеет жесткую артикулярно-интона-ционную схему.

Ключевые слова: грамматические навыки говорения, средства формирования грамматических навыков говорения, способ организации упражнения, речепроизводство, механизмы речи, динамическая схема, грамматические структуры.

POSSIBLE WAYS OF MODELLING THE EXERCISES FOR DEVELOPING SPEECH GRAMMAR SKILLS AT UNIVERSITY LEVEL

I N.N. Gladysheva

Abstract. The article deals with the issues of forming speech grammar skills from the point of view of a special way of modelling the exercises. There have been given grounds for organizing the exercises as speech act segments on the basis of speech act parameters modelling. The author pays

special attention to the importance of integrating both general and specific mechanisms into the exercise structure. On the basis of the analysis of a number of speech production models, there has been developed a dynamic scheme for modelling the exercise. The scheme organizes and controls the student's speech act on three levels: grammatical, lexical and phonetical. In this way the language is not dissected into these three levels (as it is suggested in the aspect approach) but is integrated into three-folded speech act which is a) grammatically structured, b) stylistically referred, c) lexically filled with substitutional variants, d) intonationally determined.

Keywords: speech grammar skills, means of forming speech grammar skills, a mode of exercise organization, speech production, speech mechanisms, a dynamic scheme, grammar structures.

Обучение грамматической стороне речи в вузе является одним из наиболее сложных вопросов обучения иноязычной речи в целом. Это объясняется, главным образом, тем фактом, что речевая деятельность является многоуровневым и много-компонентым процессом.

Моделирование параметров данного процесса во всей их совокупности или, по крайней мере, отдельных его частей, представляет некую форму организации упражнений, где, с одной стороны, должны быть заданы речевые параметры — условия, максимально моделирующие речевую ситуацию, и, с другой стороны, обеспечивался бы операциональный компонент со всеми необходимыми психолингвистическими механизмами.

Большая часть предлагаемых средств формирования грамматических навыков говорения (ГНГ) содержит в своем составе одно-, максимум двухкомпонентное действие (Выбери лексическую единицу из ряда предложенных и поставь ее в необходимую форму, выбери из двух грамматических времен верное и т.д.), в то время как в процессе речепроизводства

компонентный состав действия значительно шире.

Это и определяет необходимость поиска способа организации упражнений как отрезка речевого акта с базовыми речевыми и языковыми компонентами.

Исходя из психолингвистической теории, упражнения, используемые для формирования грамматического навыка говорения должны предусматривать наличие такого способа организации, который бы позволил закладывать основы функционирования как общефункциональных, так и специфических речевых, языковых и психолингвистических механизмов.

Применительно к процессу формирования грамматических навыков говорения (ФГНГ) в вузе такими механизмами, следует полагать, являются: а) механизм грамматического конструирования (с упреждением синтаксических связей); б) механизм дифференциации интеферирующих грамматических значений; в) механизм лексического выбора, г) механизм стилистической маркированности.

Подобно тому, как возникает продукт в процессе речепроизводства,

ВЕК

упражнение должно, по возможности, моделировать те или иные стадии развертывания этого продукта. При формировании ГНГ на начальной ступени обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе таковыми стадиями, как минимум, следует считать «лексическую развертку и грамматическое структурирование» (по А.А. Леонтьеву, Т.В. Рябовой, 1970).

Таким образом, способ организации упражнений для формирования грамматического навыка говорения может быть представлен как «система многоуровневых пересекающихся единичных структурных элементов языкового и речевого порядка».

В качестве реализации данного способа можно предложить такое средство, как «динамическая схема». Данная схема разработана на основе анализа ряда моделей речепроизводства (Т.В. Ахутина, 1975; Л.С. Выготский, 1982; А.А. Залевская, 1997; И.А. Зимняя, 1985; А.А. Леонтьев, 1970; А.Р. Лурия, 1975., А.А. Леонтье-... ва и Т.В. Рябовой, А.А. Леонтьева и Н. Хомского (см. рис.).

Целесообразность использования динамической схемы в процессе ФГНГ определяется тем, что она может выступать одновременно в трех ипостасях: 1) как средство реализации способа организации упражнения; 2) как средство управления действиями; 3) как средство организации материала.

Использование данной схемы в качестве реализации способа организации упражнения позволяет:

• организовать упражнение как модель отрезка речевого акта, представляющую собой «совокупность независимых синтагматических веро-

ятностей языковых элементов и набор их коррелятивных функций при различных условиях: [7, с. 45];

• закладывать основы функционирования таких речевых механизмов, как грамматическое конструирование (с упреждением синтаксических связей) и лексический выбор;

• осуществлять моделирование продукта речепроизводства таким образом, чтобы речевые единицы и языковые единицы (грамматические структуры) были соотнесены с уровнями определенных аспектов механизма порождения речевого высказывания.

Речевой единицей, моделируемой в упражнении для обучения грамматической стороне речи, является «речевое действие» студента, представляющее собой полное (не эллиптическое) предложение (сверхфразовое единство), содержащее автоматизируемую грамматическую структуру. Формой организации — ситуация или социальный контакт на основе «диалогического единства».

Как модель, данная схема обладает следующими параметрами: обобщенностью, абстрагированностью, схематичностью, инвариантностью и минимальной апроксимичностью (то есть ее структура и функции отражают структуру и функции системы оригинала), что позволяет воссоздавать в упражнении отрезки актов речевого взаимодействия, формируя, тем самым, речевые грамматические навыки.

Благодаря предлагаемому способу организации упражнения, обеспечивается не только усвоение оторванных от речи синтаксических или синтактико-морфологических операций, но и формируется «творче-

Рис. Динамическая схема

скии аспект пользования языком», о необходимости которого говорили представители трансформационного подхода, в частности Н. Хомский [8, с. 59].

В качестве средства организации материала в упражнении «динамическая схема» позволяет организовать «речевое действие» студента комплексно по трем аспектам: лексическому, грамматическому и фонетическому, которые в процессе речепорождения синтезируются.

Благодаря этому, в ходе выполнения упражнения язык не препарируется на три аспекта: лексиче-

135

ский, грамматический, фонетический (как предполагается в аспект-ном подходе), а интегрирует все эти аспекты внутри речевого действия, смоделированного в рамках упражнения, которое а) грамматически структурировано; б) стилистически отнеснено; в) заполнено лексическими вариантами; г) имеет жесткую артикулярно-интонационную схему.

Таким образом, обеспечивается внутренняя динамика синтаксической схемы [9, с. 4, 20, 73].

Использование «динамической схемы» в качестве средства организации материала внутри упражне-

ВЕК

136

ния позволяет совмещать языковую и речевую методологию. С одной стороны, используются три уровня единиц речи: 1) уровень словоформ; 2) уровень свободных словосочетаний; 3) уровень сверхфразовых единств; с другой стороны, она предполагает введение в содержание упражнения разнообразных клише, что позволяет реализовать принцип семантического моделирования, позволяющий осуществлять функциональную организацию речевого материала, где речевые единицы соотнесены с уровнями определенных аспектов механизма порождения речевого высказывания, становясь одной из его структурных частей. Благодаря этому, в процессе выполнения упражнения обучаемый не только овладевает необходимыми грамматическими конструкциями, «но и определенным числом типичных фраз» — речевых образцов, что, по мнению А.А. Миролюбова и И.В. Рахманова, крайне важно при обучении говорению [10, с. 59].

В целом, в упражнениях, построенных на основе динамической схемы, моделируется система разговорной речи с присущими ей специфичными параметрами: диалогической формой общения и стилистической отнесенностью речевых действий.

В зависимости от объема, характера, а также соотношения используемого в «динамической схеме» материала, меняется характер действий обучаемых, что позволяет считать «динамическую схему» средством управления речевыми учебными действиями.

В целях построения системы управления от жестко детерминированного, где действия обучаемых

строго заданы, к гибкому, а затем свободному, необходимо целенаправленное и последовательное использование динамических схем, смоделированных для каждого последующего упражнения в комплексе, по принципу увеличения степени градации сложности и уровня обобщенности.

Это будет способствовать планомерному развитию грамматической стереотипии, с целенаправленным формированием всей совокупности качеств грамматического навыка (автоматизированность, сознательность, устойчивость, гибкость, относительная сложность).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев, А.А. Фазовая структура речевого акта и природа планов [Текст] / А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова // Планы и модели будущего в речи: материалы к обсуждению. - Тбилиси, 1970.

2. Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейро-лингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - М., 1989.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1984.

4. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику [Текст] / А.А. Залевская. - М, 1999.

5. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 2001.

6. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейро-лингвистики [Текст] / А.Р. Лурия. - М., 1975.

7. Андреев, Н.Д. Язык и система речи [Текст] / Н.Д. Андреев. - Н. Новгород, 1969.

8. Хомский, Н.Н. Язык и мышление [Текст] / Н.Н. Хомский. - М., 1972.

9. Москальская, О.И. Проблема системного описания синтаксиса [Текст] / О.И. Москальская. - М., 1973.

10. Миролюбов, А.А. О некоторых вопросах методики обучения иностранным языкам

ЕК

в средней школе [Текст] / А.А. Миролю-бов, И.В. Рахманов // Советская педагогика. - М., 1963.

REFERENCES

1. Andreev N.D., Yazyk i sistema rechi, Nignii Novgorod, 1969. (in Russian)

2. Ahutina T.V., Porozhdeniye rechi: neyro-lingvisticheskiy analiz sintacsisa, Moscow, 1989. (in Russian)

3. Vigotskiy L.S., Sobraniye sochineniy, Moscow, 1984. (in Russian)

4. Zalevskaya A.A., Vvedeniye v psyholingvis-tiku, Moscow, 1999. (in Russian)

5. Zimniya I.A., Lingvopsihologiya rechevoy deyatelnosty, Moscow, 2001. (in Russian)

6. Leontiev A.A., Rabova T.V., "Phasovaya structura rechevogo acta I priroda planov", in: Plany I modeli budushego v rechi: mate-riali k obsuzhdeniu, Tbilisi, 1970. (in Russian)

7. Luriya A.R., Osnovniye problemy neyro-lingvistoki, Moscow, 1975. (in Russian)

8. Mirolubov A.A., Rahmanov I.V., O nekoto-rih voprosah metodiki obucheniya v sredney shkole, Sovetskaya pedagogica, Moscow, 1963. (in Russian)

9. Moskalskaya O. I., Problema sistemnogo opisaniya sintacsisa, Moscow, 1973. (in Russian)

10. Homskiy N.N., Yazyk i mihlenie, Moscow, 1972. (in Russian)

Гладышева Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Центр гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, Государственный академический университет гуманитарных наук, [email protected] Gladysheva N.N., PhD in Education, Associate Professor, The Centre of Humanitarian and SocioEconomic Disciplines, State Academic University for the Humanities, [email protected]

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.