УДК 343.72 ББК 67.408
© 2020 г. Трибунов Олег Павлович,
заместитель начальника Восточно-Сибирского института МВД России (по научной работе)
доктор юридических наук, профессор.
E-mail: [email protected]
Усачев Сергей Игоревич,
преподаватель кафедры криминалистики Восточно-Сибирского института МВД России.
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ
В статье рассмотрен один из способов совершения мошенничества в сфере автострахования -инсценировка ДТП, повлекших за собой срабатывание системы пассивной безопасности транспортного средства (SRS). Определены эффективные способы установления временного периода, когда произошло срабатывание системы SRS. Отмечены возможности аппаратного модуля BOSCH CDR для процесса раскрытия и расследования мошенничества в сфере автострахования.
Ключевые слова: способ совершения преступлений, автотранспорт, система пассивной безопасности транспортного средства (SRS), мошенничество в сфере автострахования.
Gribunov Oleg Pavlovich - Deputy Head (for scientific work) of the East Siberian Institute of the Ministry
of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor.
Usachev Sergey Igorevich - Lecturer, the Department of the Forensics, the East Siberian Institute of the Ministry
of Internal Affairs of Russia.
TO THE QUESTION OF THE METHODS OF COMMISSION OF FRAUD IN THE FIELD
OF THE CAR INSURANCE
One of the ways of committing fraud in the field of car insurance is considered, it tuned car accidents, which entailed the activation of the passive vehicle safety system (SRS). The effective methods for establishing time period when the triggering of the SRS system were determined. The capabilities of the BOSCH CDR hardware module for the process of disclosing and investigating fraud in the field of auto insurance are determined.
Keywords: method of committing crimes, auto-port, vehicle electronic unit (SRS), auto insurance fraud.
Проведенное аналитическим агентством «Автостат» исследование показало, что на период 2019 года в России насчитывается порядка 51,8 млн единиц автотранспорта [1]. При этом на легковые транспортные средства приходится практически 84 % от общего количества автомобильной техники.
Перенасыщенный рынок автотранспорта порождает и преступность в данной области жизнедеятельности. В сфере автотранспорта совершается целый ряд преступлений и правонарушений, среди которых: нарушение условий безопасного движения транспорта и Правил дорожного движения; некорректная эксплуатация транспорта; нарушение правил погрузки/выгрузки грузов - посадки/высадки пассажиров; бездействие в случае обнаружения всех вышеперечисленных ситуаций и т. д.; незаконное завладение транспортом; недобросовестный ремонт средства передвижения, некачественное ТО; мошенничество в сфере автотранспорта и т. п.
Широкий перечень различных противоправных деяний в сфере эксплуатации транспортных средств порождает необходимость качественной профилактики, а также разработки эффективных мер по предупреждению, раскрытию и расследованию таких преступлений и правонарушений.
В настоящем исследовании более детально остановимся на одном из видов преступных действий - мошенничестве в сфере автотранспорта.
Целесообразным считаем отметить, что мошенничество в настоящее время имеет достаточно широкое распространение в различных областях, при этом раскрытие и расследование таких преступлений является крайне затруднительным и требует от правоохранительных органов особых усилий, а также определенных навыков и достаточное количество практического опыта. Кроме того, латентный характер данного преступного вида деятельности и непрерывное совершенство-
вание навыков преступной среды диктуют свои правила, заключающиеся в необходимости повышения уровня знаний у сотрудников правоохранительных органов.
Социальная природа мошеннических действий, совершаемых в области использования автотранспортных средств, состоит в широком многообразии способов совершения и всеохватывающем характере [2, с. 231]. В составе мошенничества по делам, связанным с автотранспортными средствами, таких способов закреплено два: обман и злоупотребление [3, с. 41]. Обман должен привести к заблуждению лица, причем речь идет именно о причинной связи между обманом и заблуждением. В случае, когда лицо стало жертвой заблуждения не по причине обмана, ответственность за использование чужого заблуждения не наступает.
На сегодняшний день нет точной классификации мошеннических действий в сфере страхования, при этом Х.М. Кислясханов и Х.М. Махучиев в своих трудах насчитывают порядка 200 различных способов мошенничества в сфере автострахования, отличающихся в зависимости от вида страхования [4, с. 139].
Отметим, что большинство ученых сходится во мнении, что способ совершения преступлений - наиболее значимый структурный элемент криминалистической характеристики [5, с. 32]. Это объясняется тем, что в корреляции с остальными элементами криминалистической характеристики преступлений данные о способе выступают в качестве эффективного источника информации, необходимого для расследования. В этой связи изучение и использование данных о способах преступной деятельности приобретают особое значение. Так, А.В. Варданян и О.В. Айвазова указывали, что полученные знания о способах совершения преступного деяния являются значимым элементом при построении методики расследования преступлений [6, с. 21].
Отметим, что одним из способов совершения мошеннических действий, совершаемых в сфере автострахования, являются инсценированные дорожно-транспортные происшествия, повлекшие за собой срабатывание подушек безопасности.
Подушки безопасности автомобиля (общепринятое международное название - airbag) предназначены для смягчения удара водителя и пассажиров о рулевое колесо, элементы кузова и окна при автомобильной аварии.
Подушка безопасности представляет собой эластичную оболочку, наполняемую газом, газогенератор и систему управления. Система управления подушками безопасности объединяет традиционные компоненты датчики удара, блок управления и исполнительное устройство (пиропатрон газогенератора). Активация подушек безопасности происходит при ударе. Подушки безопасности являются одноразовыми устройствами. На новых автомобилях алгоритмы срабатывания подушек безопасности постоянно совершенствуются и становятся все сложнее. Современные алгоритмы учитывают скорость движения транспортного средства, скорость его замедления, вес пассажира и место его расположения, использование ремня безопасности, а также наличие детского кресла.
Сегодняшние технические средства позволяют в ряде случаев извлекать необходимую информацию [7, с. 90] о произошедшем ДТП из электронного оборудования транспортного средства. Использование этих знаний направлено на обнаружение и фиксацию противоправных фактов [8, с. 144].
Современный автомобиль представляет собой систему узлов и агрегатов, связанных между собой единой электронной сетью обмена данными. Некоторыми из них (двигателем, пассивными системами безопасности, тормозной и др.) управляют специализированные компьютеры, в которых может содержаться информация о технических параметрах и условиях движения транспортного средства. Кроме того, рядом производителей автомобилей предусмотрен обособленный модуль, представляющий собой бортовой самописец (Event Data Recorder - EDR) - устройство регистрации данных о ДТП, записывающее информацию о работе автомобиля и состоянии различных систем за некоторый промежуток времени до события, регистрируемого датчиками (столкновение, опрокидывание и др.). В настоящее время эта функция возложена на систему пассивной безопасности транспортного средства (SRS) и находится в ее блоке управления.
Регистратор данных об аварии производит запись в энергонезависимую память значения отдельных параметров движения транспортного средства за несколько секунд до определенного события - момента превышения пороговых значений ускорения, при которых могут быть активированы элементы пассив-
ной безопасности. К записываемым параметрам, как правило, относятся:
- скорость транспортного средства;
- величины ускорений (замедлений) в продольном и поперечном направлениях;
- факты включения стоп-сигналов;
- обороты двигателя.
Также могут быть отображены величины, характеризующие положение педали управления дроссельной заслонкой, давление в тормозной системе, угол поворота рулевого колеса, угловая скорость его вращения и т. д.
Изначально бортовые самописцы позволяли регистрировать только данные с момента ДТП до раскрытия подушки безопасности. Сейчас с их помощью можно записывать указанные выше параметры с множества систем автомобиля, отвечающих за его безопасность.
Вопрос обязательного оснащения колесных транспортных средств устройствами регистрации сведений о ДТП параллельно решается в США, Европе, Японии с 90-х годов. На основе изучения возможности применения данных, записанных такими устройствами при аварии, для реконструкции обстоятельств ДТП были разработаны (и в отдельных случаях стандартизированы) обязательные и добровольные требования к их составу, формату, хранению регистрируемой информации, и ее считывания, например, для расследования обстоятельств ДТП. Также разрабатываются международные и отраслевые стандарты.
На территории Российской Федерации, как и в странах Европы, нормативными актами не закреплена обязательная комплектация продаваемых на их рынках автомобилей бортовыми самописцами. Однако некоторые производители, продукция которых представлена на российском рынке, в инициативном порядке оснащают ими автомобили.
Стоит учитывать и вторичный рынок автомобилей, среди которых немало ввезенных из-за пределов Российской Федерации, произведенных для продажи в США и других странах, где норма оснащения бортовыми самописцами принята.
Значения параметров движения автомобиля перед ДТП могут быть считаны с помощью специализированного оборудования, в том числе от производителей автомобилей. Также существуют технические средства, позволяющие считывать необходимую информацию из электронных блоков автомобилей (SRS) некоторых марок (например, комплект обору-
дования BOSCH CDR, состоящий из аппаратного модуля, специализированного программного обеспечения и комплекта соединительных кабелей).
Подключить аппаратный модуль BOSCH CDR к блоку управления системы пассивной безопасности можно как через диагностический разъем OBD II, установленный на автомобиле, так и непосредственно через разъем самого блока после его демонтажа с автомобиля. Полученная информация преобразовывается специализированным программным обеспечением и выдается в виде отчета.
Практика показывает, что нередки случаи, когда мошенники при инсценировке ДТП используют сработанные подушки безопасности от автомобиля, который ранее побывал в аварии, либо же ими приводится в действие пассивная система безопасности искусственно, путем замыкания контактов вручную. Причина подобных мошеннических действий заключается в том, что данные элементы автотранспорта имеют высокую стоимость и при выплате денежной суммы в натуральном (денежном) возмещении страховой суммы их общая стоимость учитывается без учета износа, что существенно отражается на страховой выплате. Использование же описанного аппаратного модуля может позволить устанавливать информацию о произошедшем дорожно-транспортном происшествии, определять временной промежуток срабатывания подушек безопасности, выявлять, какой из датчиков сработал и скорость транспортного средства в момент срабатывания. Что позволит установить, при каких именно обстоятельствах были приведены в действие подушки безопасности: тех, какие были указаны мошенниками при оформлении страхового случая, либо иных. Это может послужить качественным подспорьем при формировании доказательственной базы по делам, связанным с мошенническими действами в сфере автострахования.
С помощью комплекта оборудования BOSCH CDR неоднократно удавалось получать информацию, которая могла служить исходной для производства автотехнической экспертизы по делам, связанным с определением причин ДТП. Наиболее актуальным видится использование данного оборудования при доказывании мошеннических действий, когда ДТП было инсценировано.
Кроме того, оборудованием создается отчет, в котором могут содержаться параметры
движения автомобиля, работы отдельных агрегатов и сведения о действиях водителя в момент возникновения предаварийной ситуации. Также всегда указывается, что в силу определенных обстоятельств отдельные регистрируемые параметры не могут превышать определенного значения (например, в рассматриваемых случаях верхний предел регистрируемой скорости автомобиля Toyota Corolla составляет 126 км/ч, а автомобиля Toyota Highlander - 200 км/ч).
Такие данные необходимы для процесса раскрытия, расследования и предупреждения мошенничества в сфере автострахования. В настоящее время комплект оборудования BOSCH CDR имеется в распоряжении экспертов ЭКЦ МВД России и достаточно эф-
фективно используется в составе опытного образца аппаратно-программного комплекса для исследования автомобильных радиоэлектронных блоков в рамках радиотехнической экспертизы. Однако, учитывая высокую стоимость оборудования и то, что оно изготавливается в США, распространение его в рамках централизованного оснащения экс-пертно-криминалистических подразделений МВД России не планируется, что негативно складывается в общем процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступле-
и т» ^
ний, связанных с автотранспортом. В этой связи считаем актуальным указанное оборудование внедрить в практику и использовать на постоянной основе.
Литература
1. URL: https://www.mintrans.ru/ministry/results/ 180/documents.
2. Богма К.А. Социальная природа мошенничества с автотранспортными средствами // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 6.
3. Кузнецов А.А. Отграничение мошенничества от смежных составов преступлений // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 26 (3).
4. Килясханов Х.Ш., Махучиев Х.М. Современные тенденции страхового мошенничества // Бизнес в законе. 2011. № 6.
5. Малыхина Е.А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2018.
6. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-2.
7. Грибунов О.П. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 1 (76).
8. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 2 (85).
Bibliography
1. URL: https://www.mintrans.ru/ministry/results/ 180/documents.
2. Bogma K.A. Social Nature of Motor Vehicle Fraud // Mid-Russian Journal of Social Sciences. 2019. V. 14. № 6.
3. Kuznetsov A.A. Separation of fraud from related crimes // Trends in the development of science and education. 2017. № 26 (3).
4. Kilyashanov H.S., Makhuchiyev H.M. Modern trends of insurance fraud // Business in law. 2011. № 6.
5. Malyhina E.A. Method of investigation of theft of set parts of railway transport facilities: dis. ... PhD in law. Irkutsk, 2018.
6. Vardanyan A.V., Aivazova O.V. Principles of Formation of Private Forensic Techniques: Modern State and Ways of Improvement // News of the TulState University. Economic and legal sciences. 2016. № 1-2.
7. Kruunov O.P. Forensic experts appointed during the investigation of crimes against property committed on transport // Journal of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the RF. 2016. № 1 (76).
8. Chinenov E.V., Schukin V.I. Use of special knowledge in the detection and investigation of economic crimes committed at railway transport facilities // Journal of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2018. № 2 (85).